Когда был установлен пенсионный возраст в россии

Пенсионный возраст – это возраст гражданина, установленный государством, по достижении которого гражданин может претендовать на получение пенсии по старости.

Достигнув пенсионного возраста, гражданин прекращает быть плательщиком пенсионных взносов и становится получателем пенсионных выплат (пенсии) за счет средств пенсионного фонда.

Пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста в России

В России начинается очередная пенсионная реформа, которая предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин с 2019 года.

Согласно реформе закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин.

Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Необходимость проведения пенсионной реформы

Проведение пенсионной реформы стало необходимым сразу по нескольким причинам:

повышение продолжительности жизни;

увеличение комфорта и уровня жизни простых граждан;

необходимость улучшения условий ведения трудовой деятельности.

На решение о проведении пенсионной реформы также повлияло экономическое положение внутри РФ. По данным Пенсионного фонда РФ, в государстве каждый год происходит увеличение количества пожилых людей. В то же время число работающих граждан постоянно уменьшается.

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Для мужчин:

ДАТА РОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ СКОЛЬКО ДОБАВЛЕНО ЛЕТ В КАКОМ ГОДУ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПО-НОВОМУ
1959 61 1 год (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) 2020
1960 62 2 года (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) 2022
1961 63 3 года 2024
1962 64 4 года 2025
1963 и младше 65 5 лет 2028

Для женщин:

ДАТА РОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ СКОЛЬКО ДОБАВЛЕНО ЛЕТ В КАКОМ ГОДУ ВЫХОДИТЬ НА ПЕНСИЮ ПО-НОВОМУ
1964 56 1 год (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) 2020
1965 57 2 года (но можно уйти на пенсию на 6 мес. раньше) 2022
1966 58 3 года 2024
1967 59 4 года 2025
1968 и младше 60 5 лет 2028

Кого не коснутся изменения

Нововведения не относятся к таким гражданам:

их работа происходит в тяжелых условиях;

в отношении которых производится специальная оценка труда, по специальным тарифам;

граждане работают на подземных горных работах;

летчики и обслуживающий персонал воздушных суден;

участники экспедиций, геологоразведочных отрядов;

работающие на судах речного и морского флота, в рыбной промышленности;

женщины, работающие в текстильной промышленности с повышенной тяжестью и интенсивностью работы;

работники локомотивных бригад и метрополитена, которые отвечают за безопасность поездок;

водители грузовиков в шахтах, карьерах и на рудниках;

сотрудники учреждений, в которых заключенные отбывают срок наказания;

машинисты строительной, дорожной, погрузочной техники;

водители городского автотранспорта на регулярных маршрутах;

другие профессии, которые не включены в список принятого закона;

женщины, родившие пятерых или больше детей;

женщины с двумя или больше детьми, которые проработали необходимое количество лет на Крайнем Севере или в регионах, которые к нему приравнены;

родители или опекуны детей-инвалидов;

карлики, лилипуты, инвалиды первой группы по зрению;

граждане, инвалидность которых была получена вследствие военной травмы;

люди, которые проживают на Крайнем Севере на постоянном основании;

пострадавшие от радиационных техногенных катастроф;

летчики-испытатели, парашютисты, испытатели другой авиационной техники.

Необходимый трудовой стаж для получения пенсии

Пенсионная реформа в 2019 году не вносит никаких изменений в количество лет трудового стажа, необходимого для получения страховой пенсии по старости.

Для получения страховой пенсии по старости необходимо иметь трудовой стаж не менее 15 лет.

В страховой стаж включены такие периоды деятельности гражданина:

трудовая и иная деятельность, во время которой гражданином или его работодателем оплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд;

отпуск по уходу за детьми до полутора лет, но не более 6;

время ухода за ребенком с инвалидностью, инвалидом первой группы или человеком, достигшим 80-летнего возраста;

периоды военной службы или другой службы, приравненной к военной службе;

другие периоды, которые обозначены в статье 12 закона №400-ФЗ.

Социальная пенсия

Социальная пенсия назначается тем, кто не набрал необходимого количества пенсионных баллов или не выработал минимальный стаж.

После завершения пенсионной реформы социальная пенсия по старости будет назначаться женщинам не в 60 лет, как сейчас, а в 68 лет.

А мужчинам социальная пенсия по старости будет назначаться не в 65 лет, а в 70 лет.

При этом повышение возраста назначения социальных пенсий будет проводиться поэтапно.

Размер пенсии

Благодаря тому, что выход на пенсию отодвигается, а трудоспособный возраст увеличивается, будут расти пенсии действующих пенсионеров.

Размер пенсии будет составлять:

Повышение социальных пенсий будет превышать инфляцию (7,07% — в среднем выплаты будут повышены на 1 тысячу рублей).

Планируется, что индексация пенсий будет проводиться ежегодно 1 января.

Величина надбавки будет рассчитываться индивидуально для каждого отдельного пенсионера. Это касается только неработающих пенсионеров, которые получают выплаты по инвалидности, старости, потере кормильца и пр.

Выводы

С 2019 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году.

В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Сегодня пенсионный возраст женщин составляет 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Изменения в пенсионной системе позволят обеспечить устойчивый рост страховых пенсий и в долгосрочной перспективе сбалансировать соотношение работающих граждан и пенсионеров.

Уже в 2019 году страховые пенсии неработающих пенсионеров индексируются выше уровня инфляции. Аналогично высокие темпы индексации предусмотрены законом и в последующие годы.

Большинство действующих сегодня льгот по досрочному выходу на пенсию сохраняются.

Помимо этого, вводятся дополнительные льготы и гарантии. Для постепенной адаптации к новым параметрам пенсионной системы на время переходного периода продолжат действовать меры социальной поддержки, которые сегодня предоставляются начиная с 55 и 60 лет, включая налоговые льготы, льготы на проезд и лекарства, оплату жилищно-коммунальных услуг и другие.

К ним добавятся гарантии по трудоустройству людей предпенсионного возраста и их профессиональному переобучению.

Новые основания для досрочного выхода на пенсию будут также предоставлены многодетным мамам и людям с большим стажем работы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих - были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии - 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.

Партия большевиков — за пересмотр пенсионных программ

В наследство от старого мира большевикам досталась в значительной мере разрушенная система государственного призрения. Временное правительство впервые в российской истории предприняло попытку заменить царскую систему общественного призрения на институт государственного призрения. Однако далее создания такого министерства дело не пошло. Сменились три министра госпризрения, а структуры на местах так и не были созданы и нигде фактически не работали.


Надо сказать, что большевики шли к власти с привлекательной для рабочих пенсионной программой. Так, еще в 1912 году в решениях VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП было закреплено положение о полном пенсионном замещении утраченного заработка. В резолюции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» отмечалось: «Наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их, построенное на следующих основаниях: а) оно должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; … Ь) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; с) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство…» Но уже в мае 1917 года вернувшийся в Россию из эмиграции Ленин, оценив реальную социально-экономическую ситуацию в стране, пишет статью «Материалы по пересмотру партийной программы». В этой работе он пересмотрел принцип социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных. Положение о полном замещении пенсией заработка работника с участием государства было вообще исключено из партийной программы. Вместе этого был включен новый тезис о необходимости достижения: «Полного социального страхования рабочих: а) для всех видов наемного труда; б) для всех видов потерь трудоспособности, именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы и др.; …г) оплаты расходов по страхованию за счет капиталистов…»

Или, если сформулировать коротко и несколько упрощенно применительно к рассматриваемому вопросу, то речь шла о возрасте старости, с наступлением которого человек считался нетрудоспособным. Как увидим далее, возрастной ценз старости в нашей стране неоднократно изменялся. При этом он не всегда был всеобщим, а часто устанавливался для отдельных категорий работников.

После октябрьского переворота, скорее, по инерционно-логическому мышлению, новая власть создала правопреемника министерства госпризрения в лице наркомата госпризрения (НКГП) во главе с А.Коллонтай. Главной особенностью нового социально-экономического института Советской России стала разработка и внедрение классовых ограничений пенсионных прав. Первоначально бюджетом РСФСР на 1918 год для выплаты пенсий из казны по аналогии с предыдущим годом было выделено свыше 1 млрд. рублей. Сразу стало понятно, что в разрушенной войной стране нет финансовых возможностей для содержания существующей массы пенсионеров. В дальнейшем эта статья расходов резко уменьшилась за счет отказа в пенсионных выплатах «классово-чуждым» старикам из категории «бывших». Индивидуальные пенсионные накопления эмеритальных касс и пенсионные средства орденских фондов были национализированы.

Одновременно с этим было принято решение о переходе на страховую модель пенсионной системы, основы которой были заложены в интересах фабрично-заводских рабочих еще в 1912 году. Теперь было решено распространить ее действие на всех работающих по найму. Страховым случаем стала считаться потеря трудоспособности по любым причинам (увечье, болезнь, старость и т.п.). Разделение системы пенсионного обеспечения было закреплено Декретом СНК от 15 ноября 1921 года. С того времени все занятые наемным трудом работники при достижении установленного на тот момент возраста старости стали получать пенсию по инвалидности через систему социального страхования. При этом работники полностью освобождались от страховых взносов. Эта обязанность была возложена на юридических лиц вне зависимости от формы собственности. Сумма взноса была в пределах 21-28% от зарплатного фонда организации.

Для определенных категорий, в основном, военных и служащих, сохранилась система государственного пенсионного обеспечения. В настоящей публикации данное направление не рассматривается.

Первые шаги к определению пенсионного возраста в СССР

После образования СССР начался процесс централизации и формирования единой пенсионной системы страны. Размер пенсии нормировался в твердых суммах. Вводились районные коэффициенты. Была упорядочена система пенсионных расчетов – теперь за основу брался не личный заработок, а усредненный показатель зарплат по конкретному региону.

В 1924 году впервые был установлен возрастной ценз и определены условия приобретения пенсионных прав для профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений. Предельный трудоспособный возраст был определен в 65 лет. Далее можно было работать, но уже вне штата. Для получения пенсии было установлено 2 основания: 1) прослужить на данных должностях не менее 25 лет или 2) достижение возраста 65 лет при наличии преподавательского или научного стажа 10 лет и более. Пенсия устанавливалась пожизненно в размере оклада. При этом существовала процедура на подобие современной индексации пенсий. В те годы пенсия этой категории граждан автоматически повышалась по мере повышения тарифов оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Предусматривались также льготные условия выхода на пенсию при утрате трудоспособности в более раннем возрасте и при меньшем стаже. Вдовы и малолетние дети имели право на получение пенсий при утрате кормильца.

Спустя год установили пенсии по выслуге лет для учителей, изб-читален, библиотекарей и некоторых других служащих системы народного образования. Пенсии каждой категории имели нижний и верхний пределы («вилку»). Минимальная пенсия была 20, а максимальная — 97 рублей.

Насколько привлекательными были такие пенсионные правила при достижении возраста выхода на пенсию в начале 1920-х годов? Давайте сравним пенсионные условия для профессоров со страховыми пенсиями работников по найму. В то время основным документом, устанавливающим пенсионные нормы был КЗоТ РСФСР сначала 1918, а затем 1922 года. При этом кодекс от 1918 года просто установил 50-летний возраст утраты трудоспособности по старости. Нормативными документами тех лет были определены 6 групп инвалидности при утрате в той или иной степени способности к труду. Достижение работником 50-летнего возраста приравнивалось к утрате трудоспособности и считалось основанием для обращения за установлением пенсии по инвалидности. А вот в кодексе 1922 года уже появилась отдельная глава XVII «О социальном страховании». Там же было указано, что СНК предоставляется право установить «срок продолжительности работы, дающей право на получение пособия по старости». Кстати, в ст. 176, в которой было перечислено все, что входит в состав нормы «социальное страхование», не упомянуто «пособие по старости», о котором идет речь в ст. 187 Кодекса. Однако в этой же статье разъясняется, что пособие по инвалидности назначается в трех случаях: 1) увечье; 2) болезнь и 3) старость. Более детально все пенсионные вопросы регулировались нормативными документами НКГП и НКСО РСФСР.

Для будущих пенсионеров был установлен «классовый фильтр отсечки» — обязательный трудовой стаж не менее 8 лет. Вполне понятно, что старики из «бывших» ни при каких условиях не могли иметь такого стажа работы по найму и автоматически оказывались за пределами новой пенсионной системы. Позже это ограничение было снято.

Для всех трудящихся был установлен единый для мужчин и женщин возраст утраты трудоспособности – 50 лет. При достижении этого возраста возникали основания для назначения пенсии по инвалидности. С возрастом 60 лет пенсия назначалась автоматически, без прохождения медэкспертизы. После 50 лет граждане освобождались от всех видов трудовой повинности согласно КЗоТ 1918 года. Однако в КЗоТ 1922 года возраст полного освобождения от трудовой повинности был разделен по половому признаку и существенно снижен. С того времени к этой категории относили мужчин старше 45 лет и женщин старше 40 лет. В кодексах были заложены нормы 8-часового рабочего дня, отпуска, времени отдыха и т.д. Примечательно, что в обоих кодексах были установлены лишь 6 праздничных дней в году, из которых на сегодня сохранился только Новый год. Остальные праздники, как то: День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая) и другие затерялись еще в прошлом веке.

Введение трудовой пенсии по старости

В 1928 году впервые в нашей стране приступили к страхованию рабочих по старости. Такие пенсии были установлены для работников текстильного производства. Почему пенсия по старости начала распространяться именно с текстильщиков? Причин здесь несколько. Текстильная промышленность в период с 1920 по 1927 годы восстанавливалась достаточно высокими, до 46% в год, темпами. Руководство страны было заинтересовано в производстве текстиля для роста объемов товарно-денежных отношений между городом и деревней. Однако восстановленный было уровень производства 1913 года стал вновь снижаться, поскольку все внутренние производственные и людские резервы отрасли были уже использованы. При этом текстильная продукция традиционно рассматривалась как один из источников получения средств для начавшейся индустриализации страны. Именно в те годы сложилось известное разделение всей производимой продукции на группу А (производство средств производства) и группу Б (производство товаров потребления). Для снижения текучести кадров и привлечения новых работников в текстильную промышленность в качестве одной из стабилизирующих мер стало введение отраслевого новшества — пенсионного страхования по старости. Для текстильщиков был установлен пенсионный возраст: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет. Размер пенсии соответствовал 2/3 суммы пенсионных выплат по 2-й группе инвалидности по общему заболеванию и зависел от среднего заработка пенсионера. Как мы теперь понимаем, в 1928 году был существенно — сразу на 15 лет повышен пенсионный возраст по старости по сравнению с возрастом утраты трудоспособности по КЗоТ от 1922 года для работников по найму (мужчины 45 лет и женщины 40 лет).

А спустя год эта пенсионная практика была законодательно внедрена в некоторых отраслях тяжелой промышленности, на железнодорожном и водном транспорте. Однако динамика выхода на пенсию по достижению предельного возраста трудоспособности (по старости) была незначительной. По данным, опубликованным В. Роиком, в СССР в 1928 году было всего 2 тыс. 700 пенсионеров по старости. Однако за следующие 5 лет их число выросло примерно в 17 раз. В 1932 году пенсию по старости оформили около 48 тыс. работников.

В 1924 году на страницах журнала «Вопросы страхования» со всей пролетарской категоричностью указывалось: «Если ты старик и способен еще к труду – работай. А лишился трудоспособности – получай пенсию». Тем не менее, фактически по 1929 год включительно рабочие 50-летнего возраста приобретали право на пенсию по инвалидности в связи с возрастной утратой трудоспособности. В то время старости как социального риска в пенсионном законодательстве РСФСР и СССР не существовало.

Достижение рабочим возраста старости как страховой случай

Ключевое значение для развития советской пенсионной системы имело совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 года «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости». Этим документом были заложены основы будущей советской страховой системы пенсионного обеспечения по старости. Постановлением были нормативно установлены:

— классовая направленность пенсионного обеспечения по старости – только для рабочих;
— отраслевые приоритеты — для горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта, а также подтвердило ранее введенное для текстильной промышленности;
— условия формирования пенсионных прав при наступлении возраста старости для рабочих: 1) для мужчин, достигших ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста и имеющих общий трудовой стаж работы по найму не менее 25 лет; 2) для женщин, достигших ко моменту оставления работы по найму 55-летнего возраста и при наличии не менее 20 лет общего стажа работы по найму.
— впервые нормативно закреплены особые, льготные условия получения пенсии по старости для занятых на подземных работах в горной промышленности – при достижении возраста 50 лет и общему трудовому стажу не менее 20 лет;
— установлена независимость назначения пенсии по старости от степени трудоспособности работника;
— введен простой и понятный расчет пенсии – половина прежнего заработка;
— предусмотрены несколько вариантов пенсионного обеспечения на случай, если пенсионер начнет работать по найму или получать дополнительные доходы иным способом.

Новый порядок назначения пенсий по старости вводился для рабочих текстильной промышленности с 1 декабря 1927 года (задним числом), для рабочих железнодорожного и водного транспорта – с 1 января 1929 года (задним числом), для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности) – с 15 апреля 1929 года.

Одновременно с этим предоставлялись особые права Совету соцстрахования при Наркомате Труда СССР понижать возраст и стаж работы по найму для лиц, занятых во вредных производствах, а также устанавливать предельные суммы назначаемых пенсий. В 1933 году социальное страхование было передано в ведение профсоюзов.

При этом следует иметь в виду, что все принимаемые меры по социальному страхованию относились лишь к рабочим и иным работникам по найму, в основном работавшим в сфере промышленного производства и транспорта. Сельское население по-прежнему, как и в старые времена, не имело пенсионных прав и обеспечивалось при утрате трудоспособности по возрасту за счет системы общинной взаимопомощи. К 1924 году было создано более 50 тыс. комитетов взаимопомощи на селе с фондом свыше 5 млн. рублей. К концу 1920-х годов совокупные объемы средств в этих фондах выросли в 10 раз.

14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, как правительство намерено повысить пенсионный возраст. Он составит 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Изменения будут вводиться поэтапно начиная с 2019 года. Как в России менялся пенсионный возраст — в справке “Ъ”.

Главное о пенсионной реформе

Пенсионное обеспечение по старости было введено 5 января 1928 года в СССР для работников текстильной промышленности. В это же время им был установлен пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В 1932 году возрастная планка была введена и для рабочих и служащих других отраслей, которые также стали получать пособия по старости. А в 1964 году такое право приобрели и члены колхозов. Однако изначально для них возрастной ценз был установлен выше: мужчины могли выйти на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60. В 1968 году для колхозников был установлен такой же пенсионный возраст, как и для остальных рабочих и служащих страны. На протяжении всего существования советского государства пенсионный возраст не менялся и его изменения не обсуждались.

Впервые в правительстве об увеличении пенсионного возраста стали говорить в 1997 году. В январе Министерство экономики РФ выступило с проектом нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», в котором предлагалось повысить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60. По словам главы департамента социальной политики ведомства Владимира Понизова, реформа должна была длиться на протяжении 20 лет. Однако законопроект не был принят.

В июле 2000 года тогдашний министр экономического развития и торговли России Герман Греф сообщил, что правительство не планирует повышать в ближайшем будущем пенсионный возраст. При этом подчеркнул, что к этому вопросу, возможно, придется вернуться при плохой экономической или демографической ситуации.

В 2010–2012 годах в правительстве стали регулярно обсуждать повышение пенсионного возраста. Так, в июне 2010 года занимавший в то время пост министра финансов Алексей Кудрин сообщил о неизбежности реформ из-за низкого соотношения работающего населения к пенсионерам: 128 к 100. Такое же мнение в это время высказал замминистра финансов Сергей Шаталов. В свою очередь, в апреле 2012 года находившийся в должности премьер-министра Владимир Путин заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста.

К этому вопросу вновь вернулись в 2015–2016 годах . Дефицит пенсионного бюджета на начало 2015 года составил 623 млрд руб., а через два года по прогнозам мог увеличиться вдвое. По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, его можно было компенсировать либо повышением пенсионного возраста, либо увеличением налогов. С такой же инициативой выступали глава Минэкономики Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов. В ходе прямой линии в апреле 2015 года президент Владимир Путин заявил, что власти сейчас не готовы к реформам, а сами они должны быть связаны с ростом продолжительности жизни, однако изменения неизбежны. В июле того же года вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что в планах правительства пенсионная реформа не обсуждается.

Тем не менее с 1 января 2017 года вступил в силу закон о поэтапном (ежегодно по полгода) повышении пенсионного возраста для чиновников. Возрастная планка была установлена на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Как заявил заместитель главы профильного думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков, целью закона, принятого для госслужащих, является сохранение квалифицированных кадров.

8 мая 2018 года исполнявший в это время обязанности премьер-министра Дмитрий Медведев на заседании Госдумы сообщил, что правительство подготовит законопроект с предложением повысить пенсионный возраст и внесет его на рассмотрение в парламент в ближайшее время. Он отметил, что реформа не проводилась еще со времен СССР, хотя тогда, по его словам, средняя продолжительность жизни была ниже и составляла 40 лет.








В среду газета «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству, сообщила, что принципиальное решение о повышении пенсионного возраста граждан уже принято и в данный момент в правительстве идет обсуждение, на сколько именно повысить возраст и для каких категорий граждан. Позднее в кабмине эту информацию опровергли.


Для каких категорий граждан в России уже повысили пенсионный возраст?

В мае 2016 года в России был принят законопроект, который направлен на увеличение пенсионного возраста чиновников государственных и муниципальных служащих). Закон подразумевает поэтапное увеличение (каждый год по полгода) пенсионного возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Закон вступил в силу 1 января 2017 года.

В 2017 году возраст выхода на пенсию для женщин на госслужбе составит 55 лет и шесть месяцев, для мужчин — 60 лет и шесть месяцев. В 2018 году для женщин — 56 лет, для мужчин — 61 год и т.д.

Пенсионный возраст в СССР и России

Пенсионное обеспечение по старости в СССР было введено в 1932 году.

Пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда:

— 55 лет для мужчин (при стаже не менее 25 лет)

— 50 лет — для женщин (при стаже не менее 20 лет).

Для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах:

— 50 лет для мужчин (при стаже не менее 20 лет)

— 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет).

Для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет).

После распада СССР в 1991 году в России порог выхода на пенсию не повышался, в то время как Казахстан повысил его до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин еще в начале 1990-х.


На пенсионные выплаты в РФ могут претендовать такие категории граждан:

— граждане по старости — это мужчины в возрасте 60 лет и женщины, которым исполнилось 55 лет;

— работники, которые были заняты в тяжелых условиях труда — мужчины в возрасте 55 лет при условии стажа в тяжелых условиях труда не менее 25 лет и женщины, достигшие 50-летнего возраста при стаже в таких условиях не менее 20 лет;

— работники, занятые во вредных условиях труда на подземных работах и в «горячих» цехах — это мужчины в возрасте 50-ти лет при условии стажа работы в таких условиях не менее 20 лет и женщины, достигшие 45-летнего возраста при наличии стажа не менее 15 лет;

— работницы, которые были задействованы в текстильной промышленности, достигнувшие 50-летнего возраста при условии наличия стажа не менее 20 лет;

— военнослужащие и сотрудники силовых структур, а также МЧС, в возрасте, который определяется в зависимости от льготного исчисления стажа.

Сколько пенсионеров в России?

В 2017 году Пенсионный фонд России прогнозирует увеличение численности с 43,3 млн до 43,9 млн человек, что связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

Какой был пенсионный возраст для мужчин и женщин в Советском союзе?

Время идёт, законы меняются… Сегодня вопрос о повышении возрастной планки для выхода на пенсию стал особенно острой темой для россиян и граждан бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Давайте узнаем, какой был пенсионный возраст в республиках бывшего СССР и как он изменится в ближайшие годы уже в ныне действующих, самостоятельных государствах.

Слово «пенсия» в начале своего применения имело значение, близкое к понятию награды, привилегии или знаку расположения монарха. Гай Юлий Цезарь из своих средств платил состарившимся легионерам, Пётр I положил содержание по старости одним только морским офицерам.

В предреволюционной России тоже были пенсии, их платили чиновникам, жандармам, военным и прочим государевым людям. Из рабочих в эту категорию попадали только те, кто трудился на казённых заводах. Пенсионного возраста, или возрастного ценза как такового не было, а нужна была только выслуга лет:

за 35 лет работы на одном месте полагалась полная пенсия,

за 25 – половина.

И это только для лиц, имеющих право на пенсию.

Основная масса рабочих, крестьяне, прочие категории, которые такого права не имели, заботились о своей старости самостоятельно.

После революции, уже 1 ноября 1917 года, правительство большевиков в своём сообщении по поводу социального страхования объявило о намерении взять на себя заботу об обеспечении стариков, вдов и сирот. Однако до реального воплощения этого намерения прошло немало долгих лет.

Пенсионный возраст в сталинские времена


Только в 1928 году стали назначать пенсию по старости рабочим некоторых отраслей промышленности, потом это распространилось на всех рабочих, а до служащих очередь дошла в 1937 году.

Везде в мире возрастной ценз был высоким, около 70 лет.

На этом фоне возраст выхода на пенсию, введённый в СССР, оказался самым низким: это 60 лет для мужчин и 55 для женщин .

К этому времени колхозные артели на селе взялись за силу, и государство обязало их создавать фонды внутри своего хозяйства, предназначенные для помощи престарелым колхозникам.

Здесь были задействованы понятия и трудового стажа, и пенсионного возраста, но устанавливались эти критерии на местах самостоятельно.

Документ «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» был принят в 1930 году, а в 1932 были установлены такие параметры относительно стажа и пенсии по старости:

общий возраст выхода на пенсию был оставлен прежний;

в условиях тяжёлого труда мужчины (рабочие и служащие) могли выйти на пенсию в 55 лет, если работали в этих условиях не менее 25 лет; для женщин – 50 лет, при стаже в 20 лет;

на подземных работах, на вредных производствах и в горячих цехах – для мужчин выход на пенсию разрешался в 50 лет, при стаже в этих условиях не менее 20 лет, для женщин – 45, при стаже в 15 лет;

в то время было сложно и тяжело работать в текстильном производстве, и работницы могли тоже выйти на пенсию раньше, в 50 лет, если они отработали в этой отрасли не мене 20 лет.

Колхозники получали по-прежнему пенсии от колхозов, а специалисты и инвалиды ВОВ могли рассчитывать на государственную пенсию.

Пенсионная системе СССР при Хрущёве


Именно в этот период времени в пенсионной истории страны произошли важные перемены.

1. Завершение формирования пенсионной системы

Это произошло в 1956 году. Государство посредством закона, принятого Верховным Советом СССР, гарантировало своим гражданам материальное обеспечение в старости – пенсию.

В сущности, в законе подтверждались основные параметры, которые функционировали и раньше, но кое-что было добавлено. Так, был расширен список работ, которые давали право на более ранний выход на пенсию.

Сюда включили такие категории:

  1. Женщин, родивших 5 детей или более.
  2. Людей, проработавших в районах Крайнего Севера (при стаже в 15 лет) и приравненных к ним (при стаже в 20 лет);
  3. Некоторые категории инвалидов, в том числе инвалидов ВОВ.

Советская пенсионная система обходилась без Пенсионного фонда.

Взносы перечислялись предприятиями непосредственно в бюджет, из них же выплачивались пенсии.

Это было абсолютно логично для социалистического государства: поскольку оно взяло на себя обязанность обеспечить пенсионерам старость, то это делалось напрямую, безо всяких дополнительных затрат, перепоручений и переадресовок исполнения.

При социализме так принято – единые основания для получения пенсии, единые требования к стажу, единый порядок начисления пенсий.

Следует отметить, что в это время была введена минимальная пенсия, по сути дела, социальная, которая устанавливалась при недостаточном трудовом стаже или тем, кто вообще не работал.

Кроме того, за дополнительный стаж сверх обязательного полагались различные надбавки:

лишние 10 лет стажа, то есть, отработанные 35 лет для мужчин и 30 для женщин, давали прибавку к пенсии в 10%; такая же прибавка начислялась при непрерывном трудовом стаже в 15 лет и более;

если человек отработал лишние 10 лет, из них 25 лет на одном месте, то его пенсия увеличивалась на 20%.

В Советском Союзе не приветствовалась частая перемена работы. Считалось, что такой работник, раз он бегает с места на место, либо корыстен, либо безответственен.

На предприятии поощряли трудовые династии, которые воспринимали родное предприятие как второй дом, относились к нему с уважением, бережно и ответственно.

Также ценился стаж непрерывный, когда работник, меняя место работы, успевал это сделать в течение месяца. Эта тенденция отражена и в льготах для пенсии по стажу.

2. Пенсия колхозника


Прежняя практика, когда за пенсионное обеспечение отвечали колхозные артели, закончилась в 1964 году, именно тогда был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

Обеспечивать старость колхозников теперь взялось государство, согласно общепринятым критериям.

Расчёт вёлся по другим формулам, в результате пенсия получалась ниже, чем для городских жителей.

При этом специальным постановлением Совмина СССР колхозам дали право дополнительно к государственной пенсии оставить в силе свои выплаты, те, которые они ранее начисляли членам колхоза.

Этот вопрос был передан на усмотрение на местах.

Пенсию не отбирали и не уменьшали у рабочих, которые шли работать после выхода на пенсию.

Однако специалист не имел на это право, он обязан был выбрать что-то одно – или пенсию, или зарплату.

Не распространялось это ограничение только на те области, где в таких специалистах ощущался недостаток.

Например, врачей часто не хватало, поэтому в медицине врачи-пенсионеры получали и то, и другое.

Благословенный брежневский застой


Роль советской пенсии как государственного пособия по старости сохранилась и при Брежневе. Страна развивалась, богатела, и можно было позволить себе перейти на пятидневку, поднять пенсии и зарплаты, ввести льготы ветеранам и прочее.

Во все эти годы шло постепенное выравнивание величины пенсии для колхозников, с тем, чтобы приблизить её к пенсионному обеспечению рабочих и служащих.

Какой был размер пенсии в СССР по годам? Узнайте в этой статье.

Пенсионный возраст в осколках Советского Союза

Россия, уцелевшая часть большой страны и её правопреемница, получила в наследство и пенсионную систему СССР. Осколки, бывшие союзные республики, уходя в самостоятельность и неизвестность, унесли с собой ту же систему.

"Пенсионный возраст в СССР для мужчин" "Пенсионный возраст в осколках Советского Союза"

Но что делать с социалистической системой в условиях резко наступившего капитализма?

Разумеется, преобразовывать, создавать заново, поскольку государство сняло с себя обязанность обеспечивать пенсионеров.

22 декабря 1990 года бы учреждён Пенсионный фонд России (ПФР), автономная внебюджетная система, которая и занялась вопросами обеспечения достойной старости населения.

Сама система пенсионного обеспечения РФ претерпела многие изменения, которые в основном были направлены на то, чтобы удешевить содержание собственных нетрудоспособных граждан.

Особенно актуальным в этом плане оказался пенсионный возраст, тем более, что в странах Европы он был существенно выше.

Поэтому руководители всех стран СНГ, за редкими исключениями, принялись укорачивать возраст дожития, иногда до парадоксальных ситуаций.

Например, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Туркменистане – 61-63 лет, она была зафиксирована в 2015 году. При этом на пенсию они могут выйти только в 62 года.

Вот таблица, в которой показан нынешний возраст выхода на пенсию, а также возраст дожития, то есть, количество лет, который человек проживает, закончив свою трудовую деятельность.

СтранаМужчины / Возраст дожитияЖенщины / Возраст дожитияТекущие изменения

С 2017 начнётся повышение до 63 лет к 2026

С 2014 идёт повышение до 63 лет к 2020

С 2012 идёт повышение до 65 лет к 2026

С 2018 начнётся повышение для женщин до 63 лет к 2027

С 2011 идёт повышение для женщин до 60 лет к 2021

С 2017 начнётся повышение до 63 лет мужчинам и 58 женщинам

Только Россия и Узбекистан пока держатся прежних значений пенсионного возраста. Украина и Беларусь, казалось бы, тоже были тверды, но в 2011 году на Украине запустили процесс увеличения пенсионного возраста для женщин, а теперь и Беларусь решила идти по стопам Украины.

Однако и в РФ с 2017 года увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий работников, а именно – чиновников, муниципальных и государственных служащих. Он возрастёт до 65 лет для мужчин и до 63 – для женщин, произойдёт это постепенно.

Между прочим, чиновники никогда не стремились рано выйти на пенсию, так что такое продление, надо думать, их не расстроило.

Но важен сам факт, прецедент, и, может быть, это первая ласточка для России.

Размер пенсии в Советском Союзе (СССР)

По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают нынешние пенсионеры в России.

СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России.

Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и современные россияне: мужчины – в 60 лет, а женщины – в 55.

Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

  1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
  2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

Пенсия в 1980 годы

В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей .

Размер пенсии в 1985 году

В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям . При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.

Средняя пенсия

За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

И, если в начале 1970-х годов средняя пенсия составляла лишь 34 рубля , то к 1986 году, эта сумма возросла до 76 рублей . В целом, пенсионный оклад тех лет вполне соответствует денежной сумме, получаемой и современными пенсионерами.

Максимальная пенсия

В СССР максимальная пенсия составляла 120 рублей. На неё могли рассчитывать городские жители, работающие в сферах умственного труда: это инженеры, врачи и учителя. Естественно, её получали люди, проработавшие полный стаж.

Читайте о том, сколько сейчас получает бывший глава государства и руководитель КПСС в Советском Союзе Горбачёв Михаил Сергеевич.

Пенсионный возраст в России

Тема пенсионного возр
аста в настоящее время стоит очень остро.

Сейчас пенсионный возраст в РФ составляет 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно.

Правительство уже приняло решение с 2017 года повысить пенсионный возраст(поэтапно) у государственных гражданских служащих до 63 и 65 лет. Сейчас же обдумывается решение об увеличении возраста выхода на пенсию и для других граждан — Министерство финансов уже подготавливало некий план, который предусматривал, что граждане будут уходить на пенсию в 65 лет (как мужчины, так и женщины), но делаться это будет постепенно (на полгода или год ежегодно).

Тем не менее, это очень серьезное решение и в Правительстве оно будет обсуждаться еще долгое время, и, как говорят политики и аналитики, увеличение неизбежно .

Однако в июне 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заверила, что Правительство РФ не планирует повышать возраст выхода на страховую пенсию до 2018 года.

Во сколько лет уходят на пенсию?

Возраст, при котором гражданин может претендовать на пенсионное обеспечение, устанавливается государством. По достижению установленного законом возраста человеку назначается пенсия по старости.

Пенсия является компенсацией заработка или иных получаемых выплат, которые были утрачены человеком в связи с наступлением старости.

Действующим законодательством предусмотрены некоторые особенности при назначении пенсионного пособия по старости:

в зависимости от условий, в которых трудился будущий пенсионер назначение и выплата ему пенсионного пособия предусмотрены как на общих основаниях , так и досрочно ;

различной категории граждан, которым назначается пенсия, и с учетом источника ее финансирования пенсия по старости может быть страховой и государственной , в том числе социальной .

Выход на пенсию по старости

Выплата страховой пенсии по старости производится за счет страховых взносов, которые перечислял в пенсионный фонд работодатель за работника в течение его трудовой деятельности. Назначение страхового пенсионного обеспечения по старости регулируется законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в соответствии со ст. 8 которого возможно при соблюдении следующих требований:

с наступлением возраста 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;

при имеющемся страховом стаже не менее 8 лет (требование ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет);

имеющаяся величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 11,4 (ИПК ежегодно увеличивается на 2,4 до размера 30).

Лицам, которые в силу ряда причин для установления страховой пенсии не наработали требуемый стаж , назначается социальная пенсия по старости, которая выплачивается из федерального бюджета.

Статья 11 закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»предусматривает назначение такой пенсии:

Гражданам народов Севера, признанных малочисленными, в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам, которые на день назначения пенсии постоянно жили в районах проживания этих народов.

Гражданам РФ при возрасте 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, а также иностранцам и лицам, не имеющим гражданства,проживающим не менее 15 лет постоянно на территории РФ и которые достигли указанного возраста.

Государственное пенсионное обеспечение по старости полагается лицам, которые считаются пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф. Пособие этим гражданам назначается при имеющемся у них страховом стаже не меньше 5 лет и с уменьшением возраста общеустановленного для назначения пенсии по старости, исходя из времени их проживания или работы в соответствующих условиях, а также от полученных повреждений здоровья.

Пенсия на Крайнем Севере и приравненных к нему районах

Людям, которые проживают в условиях Крайнего Севера (КС) и приравненных к нему районах, либо работали в таких районах ранее, пенсионное обеспечение может быть назначено раньше общеустановленного пенсионного возраста, с учетом имеющегося у них стажа и требуемой величины ИПК (в 2017 году не менее 11,4).

Лицам, которые отработали в северных условиях не менее 7 лет 6 месяцев, срок для назначения им пенсионного обеспечения за каждый календарный год работы в этих местах сокращается на 4 месяца .

Тем, кто работал и в районах Крайнего Севера, и в приравненных к ним районах, установление страховой пенсии происходит за 15 лет работы на Крайнем Севере и каждый год работы в приравненных к нему местах считается как 9 месяцев работы на Крайнем Севере.

Установление «северной» пенсии законом предусмотрено для следующих граждан:

Категория получателяВозраст, летСтаж работы на КС в годах, не менееСтаж работы в приравненных районах в годах, не менееСтраховой стаж в годах, не менее

Читайте также: