Когда кабмин осовременить пенсии 5 миллионов украинцев

«Минфин» выяснял, каким образом «осовременивание» пенсий повлияло на нынешних и будущих пенсионеров.


11 октября вступил в силу Закон № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», с принятием которого стартовала так называемая пенсионная реформа.

Для работодателей пока ничего принципиально не изменилось. Суть нынешней пенсионной системы сохраняется: по всем работниках собирать платежи, которые будут накапливаться в общей корзине Пенсионного фонда. В дальнейшем их будут распределять между пенсионерами.

Изменения для работодателей начнутся с 1 января 2019 года, с внедрением второго уровня пенсионной системы – накопительной. К 1 июля 2018 года Кабмин должен создать компоненты этой системы. К тому времени, видимо, станет понятно, как будут распределяться страховые взносы между солидарной и накопительной системами.

Как «осовременивание» пенсий затронуло нынешних пенсионеров

Как заявил министр социальной политики Андрей Рева, к концу октября пенсии успели «осовременить» 10,2 миллионам человек. Пересчет осуществляли в зависимости от показателей их заработка и страхового стажа.

В целом, по словам министра, средний размер доплат составлял 560 гривен, а средний размер пенсий увеличился до 2447 гривен. Но у отдельных категорий работников в результате нововведений пенсии выросли вдвое, а то и втрое.

В министерстве рассказывали, что граждане обрывали телефоны «горячей линии» Пенсионного фонда с вопросом: действительно ли теперь у них будет такая высокая пенсия.

Записи разговоров, которые были обнародованы Минсоцполитики, подтверждают, что наибольшие доплаты получили те, кто имеет отличие «ветеран труда», шахтеры, а также представители профессий, входящих в Список № 1.

Но многим пенсионерам осовременивания принесло довольно скромные надбавки. Так, доплату до 200 грн получили 4 794,8 тыс человек, в размере 200,01 — 500 грн — 2 069,8 тыс человек, от 500,01 грн до 1000 грн — 1 291,6 тыс. Еще 2 082,6 тыс человек получили доплату более 1 тыс грн.

Почему так произошло?

При повышении пенсий учитывалось несколько критериев:

  • средняя заработная плата в Украине за последние три года (сейчас составляет 3764,4 грн)
  • заработная плата, которую получал пенсионер;
  • продолжительность страхового стажа лица;
  • стоимость одного года страхового стажа (после реформы она уменьшилась с 1,35% до 1%).

«Таким образом, в ходе осовременивания пенсий самые надбавки получили те, кто имеет более длительный трудовой стаж и имел большую зарплату», – констатирует старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang LLP Наталья Наконечная.

Но есть и другие факторы. «Больше всего выросли пенсии у граждан, которые относительно давно вышли на пенсию (до 2014 года). Ранее при расчете им пенсии применялся устаревший показатель средней заработной платы, поэтому пенсии у них были меньше по сравнению с аналогичными показателями у пенсионеров, которые вышли на пенсию только год назад», – объясняет юрист ЮКК «Де-Юре» Артем Шевцов.

Весомые надбавки к пенсиям получили граждане, проживающие в горной местности. Согласно изменениям в закон «О статусе горных населенных пунктов» их пенсии увеличились на 20%.

Юристы также утверждают, что при расчете пенсий мог применяться разный подход. «Не исключено, что одним пенсионерам Пенсионный фонд пересчитал пенсии по страховому стажу, а другим – по уменьшенному с 1,35 до 1 коэффициенту стоимости страхового стажа. Этим может объясняться существенная разница в повышении пенсий. Каким образом выбирали, кому и как пересчитывать пенсии, законодательством не определено», – говорит юрист юридической компании «Волхв» Ярослава Борка.

Кто и в каком размере в октябре этого года получил надбавку к пенсии объяснила на примерах Галина Мастюгина, начальник отдела по вопросам назначения пенсий Департамента пенсионного обеспечения Пенсионного фонда, на страницах официального издания ГФС Украины.

Приведем эти примеры.

Пример 1

Инвалид II группы от заболевания, полученного во время прохождения срочной службы, получал заработную плату, размер которой в 1,7 раза превышал среднюю заработную плату по стране. Размер его пенсии в пересчете определялся с учетом показателя средней заработной платы 1197,91 грн (определен постановлением № 327). Пенсию ему был установлен в размере 60% заработка, и составляла она 1221,86 грн (1197,91 х 1,7 х 60%).

Поскольку размер пенсии, исчисленный в таком порядке, был менее минимального размера, установленного для инвалидов II группы в размере 105% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, выплата пенсии осуществлялась в размере 1477,60 грн (1312 грн х 105%) и в размере повышения, установленного в соответствии с постановлением № 327 (100 грн).

В результате перерасчета пенсии, проведенного с 01.10.2017 г. с применением средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за 2014 — 2016 (3764,40 грн), размер его пенсии составляет 3839,69 грн (3764,40 грн х 1,7 х 60%).

То есть пенсия повысилась на 2362,09 грн.

Пример 2

Человек – тракторист-машинист сельского хозяйства; ребенок войны. Пенсия по возрасту назначена в 1998 году. Страховой стаж – 46 лет 2 месяца 13 дней, из них 20 лет – работа трактористом. Коэффициент заработка – 1,27.

Размер пенсии до перерасчета – 1 581,98 грн, размер пенсии после перерасчета – 2585,57 грн. Сумма повышения – 1 003,59 грн.

Пример 3

Женщина — продавец. Пенсию по возрасту назначена в 2008 году. Страховой стаж – 34 года 4 месяца 11 дней. Коэффициент заработка – 0,87097.

Размер пенсии до перерасчета 1464,49 грн, размер пенсии после перерасчета – 1 609,59 грн. Сумма повышение – 145,10 грн.

Пример 4

Женщине, которая родилась 01.05.1958 г. и имела 30 лет страхового стажа, с мая 2013 года назначили досрочную пенсию при достижении 55-летнего возраста. Пенсионный возраст, установленный ст. 26 Закона о пенсионном страховании для женщин, родившихся в период с 01.04.1958 г. по 30.09.1958 г., – 57 лет. То есть женщина вышла на пенсию раньше на два года, при этом размер ее пенсии был уменьшен на 12%. 57-летнего возраста она достигла 01.05.2015 г… В то же время она и после достижения пенсионного возраста по 30.09.2017 г. получала, уменьшенный размер пенсии. Этот период составляет два года пять месяцев.

Учитывая вышеуказанные изменения, с 01.10.2017 г. размер ее пенсии пересмотрен без применения снижение пенсии за досрочный выход на пенсию.

Пример 5

Досрочная пенсия женщине, которая родилась 01.06.1959 г., была назначена в 2014 году (на 36 месяцев раньше установленного пенсионного возраста – 58 лет), размер ее пенсии уменьшался на 18%. Своего пенсионного возраста она достигла 01.06.2017 г. С учетом изменений с 01.10.2017 г. процент, на который уменьшается пенсия этой женщине, пересмотрен и уменьшен с 18 до 16% (по 0,5% за каждый месяц после достижения пенсионного возраста по 30.09.2017 г. –за четыре месяца). В дальнейшем ежемесячно ей будут возвращать по 0,5% утраченной пенсии.

После завершения этого периода размер пенсии будет пересмотрен без применения снижение пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.

Для недовольных

Те, кто недоволен своей «осовремененной» пенсией, могут попробовать его обжаловать. Но сделать это сейчас можно только в суде.

«Пенсионер вправе обращаться в уполномоченный орган с заявлением об исправлении данных в соответствии с частью 2 пункта 11 Постановления Кабинета Министров Украины« Об утверждении Положения об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования». Однако порядок обжалования размера пенсий в несудебном порядке Законом не определен», – объясняет Ярослава Борка.

«В случае выявления пенсионером некорректных сведений в его персональной карточке, его персональные данные могут быть изменены. Впрочем, данные, поступавшие в систему персонифицированного учета от страхователя и касались, например, суммы заработной платы, с которой уплачены страховые взносы за соответствующий месяц, могут быть исправлены только по решению суда», – подтверждает Наталья Наконечная.

Что ждет будущих пенсионеров

С 1 января 2018 для лиц, достигших возраста 65 лет, при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа, установлен минимальный размер пенсии по возрасту в размере 40% минимальной заработной платы, установленной законом о госбюджете на соответствующий год, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом. Минимальный размер в течение 2018 составит – 1489,20 грн, поскольку минзарплата предусмотрена проектом госбюджета на 2018 год – 3723 грн.

Если страховой стаж меньше, минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся страховому стажу, исходя из прожиточного минимума (проектом госбюджета на 2018 год таков размер установлено: с 1 января 2018 года – 1373 грн, с 1 июля – 1435 грн, с 1 декабря – 1497 грн).

В то же время Законом № 2148 установлено, что минимальный размер пенсии по возрасту, указанный выше, применяется исключительно для определения размеров пенсий, назначенных согласно Закона о пенсионном страховании.

То есть, для пенсий, назначенных после 1 января 2018 года, минимальный размер пенсии по возрасту выплачивается только после достижения лицом возраста 65 лет. До достижения такого возраста может быть назначена государственная социальная помощь.

Как видим, повышение «так себе». Поэтому традиционно есть много разговоров и красивая подача фактов относительно пенсионной реформы. Большинство же будущих пенсионеров уже понимают, что достойной пенсии не стоит и ждать.

Автоматическая индексация пенсий

Закон предусматривает ежегодную индексацию пенсий. Пенсии будут расти вместе с показателем средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы. Увеличение этого показателя предусмотренное частью второй ст. 42 Закона о пенсионном страховании, и будет проводиться с 2021 года.

С октября 2017 года и до 31 декабря 2020 года его размер составляет 3764,40 грн.

В 2019-2020 годах показатель средней заработной платы будет увеличиваться в зависимости от показателя инфляции за предыдущий год и показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине.

Таким образом, маленькую надежду на повышение автоматическая индексация оставляет.

Так, в 2019-2020 годах будут учитываться показатели за один предыдущий год, а с 2021 года – за три предыдущих года.

Кроме того, предполагается, что после 2021 года, индексация не будет зависеть ни от решений Кабмина, ни от решений парламента, – перерасчет будет происходить автоматически.

Как считают

Минимальная пенсия по возрасту для лиц, утративших трудоспособность, устанавливается в размере прожиточного минимума (ст. 28 Закона о пенсионном страховании). Но только при условии, что они имеют страховой стаж более 35 лет (для мужчин) и 30 лет (для женщин).

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. При этом имеющийся у лица сверхнормативный страховой стаж не может быть ограничен.

Минимальный размер пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона о повышении престижности шахтерского труда, и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием указанных лиц, которые отработали на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин по Списку № 1, устанавливается независимо от места последней работы в размере 80% заработной платы (дохода) застрахованного лица, определенного в соответствии со ст. 40 Закона о пенсионном страховании, с которой исчисляется пенсия, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

Начиная с октября этого года перерасчет пенсий неработающим пенсионерам производится с учетом прожиточного минимума в размере 1373 грн увеличенного на 79 грн. Итак, если пенсионер имеет полный страховой стаж, минимальный размер его пенсии будет составлять 1452 грн (1373 грн + 79 грн). Именно такой прожиточный минимум применяется при перерасчете пенсий, надбавок, повышений, других пенсионных выплат.

Если в результате перерасчета, проведенного в соответствии с Законом № 2148, размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере. Уменьшение размера пенсий недопустимо.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!




В то время, как украинцам без стажа, в 2021 году перестанут назначать соцпенсии, с 1 декабря планово повышается прожиточный минимум. Автоматически увеличатся пенсии и надбавки для многих категорий украинцев. Однако это только одно из новшеств, которое ожидает пенсионеров в ближайшем будущем, пишет "Сегодня".

Какой будет минимальная пенсия

С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.

Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.

Поскольку, согласно закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом".

Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.

Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.

Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, "привязанные" к прожиточному минимуму.

А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.

Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).

Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало "отвязать" большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.

Кому повысят пенсии в 2021 году

В следующем году в правительстве планируют повышать пенсии в несколько этапов.

Так, уже с 1 января 2021 года вырастут пенсии, "привязанные" к минимальной зарплате. Это в первую очередь пенсии тех, кому исполнилось 65 лет и кто имеет страховой стаж 30 (женщины) или 35 лет (мужчины).

Минимальная пенсия для таких людей составит 2400 грн (40% от минимальной зарплаты, которая, согласно проекту госбюджета, вырастет до 6000 грн).

Согласно постановлению Кабмина №849 от 16 сентября, 1 марта пройдет индексация пенсий. Будут пересчитаны ранее назначенные пенсии и надбавки к ним. Ожидается, что индекс индексации составит 11%, и это повышение ощутят около 9 млн пенсионеров из 11 млн.

Также с 1 марта продолжат получать 500 грн доплаты пенсионеры старше 80 лет (при условии, что их пенсия меньше средней зарплаты). С этого дня минимальная пенсия для людей старше 80 лет должна будет составлять 2600 грн (при наличии страхового стажа 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин). Разницу при необходимости будут доплачивать в виде госпомощи.

С 1 апреля пересчитают пенсию работающим пенсионерам, сделав поправку на трудовой стаж.

С 1 июля в связи с ростом минимальных зарплат снова повысятся пенсии тех, у кого стаж 30 или 35 лет (у женщин и мужчин соответственно). Их минимальная пенсия составит уже 2600 грн (после роста минимальных зарплат до 6500 грн).

Также с 1 июля станут получать надбавки пенсионеры 75-79 лет – 400 грн при условии, что их пенсии не превышают средней зарплаты.

Кроме того, с 1 июля ожидается повышение минимальных пенсионных выплат для тех, кому не хватает стажа, и для людей с инвалидностью в связи с очередным ростом прожиточного минимума. Выплаты вырастут с 1769 до 1854 грн. Также вырастут многие надбавки.

Еще одно повышение прожиточного минимума запланировано на 1 декабря 2021 года. Тогда самая маленькая пенсия будет составлять 1934 грн.


Пенсия или госпомощь?

После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.

В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.

С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.

Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.

Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия "Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату", который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.

Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.

До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.

Как докупить стаж

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.

Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.

По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж "оптом", заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует "скидка за опт" – уменьшенный коэффициент).

Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.

Как сообщали Українські Новини, Кабмин анонсировал масштабную верификацию пенсионеров: кому "светят" проверки из-за пенсий.

Также у украинцев могут высчитать половину пенсии в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Деньги на перерасчет пенсий Кабмин планирует получить за счет перевыполнения бюджета Пенсионного фонда. Сайт "Сегодня" выяснил, как разбогатеют украинцы на пенсии в 2017-м.

Большинство украинцев на "заслуженном отдыхе" получают меньше 1500 гривен, при этом минимальная пенсия на данный момент – 1247, а максимальная – 58,7 тысячи гривен. В этом году правительство анонсирует повышение пенсий на 10,1% (в мае и декабре), и масштабное "осовременивание".

Как и кому пересчитают пенсии

Пенсия украинцев зависит от трех показателей: средней зарплаты по стране на момент, когда выходил на пенсию, стажа и соотношения собственной зарплаты к средней. Учитывая, что средняя зарплата растет с каждым годом, пенсии украинцев необходимо "осовременивать". Последний раз такое "осовременивание" происходило в 2012-м году. За это время средняя зарплата в Украине выросла в два раза, в результате миллионы украинцев на "заслуженном отдыхе" имеют расчетный размер пенсии ниже прожиточного минимума.

Как рассчитывается пенсия:

П = Зп * КЗ * Кс

П – размер пенсии,
Зп – заработная плата (средняя зарплата за три года до выхода на пенсию)
Кз- коэффициент заработной платы (соотношение своей зарплаты к средней по стране)
Кс – коэффициент страхового стажа (каждый проработанный год умножается на 1,35)

По данным Минсоцполитики, часть пенсий рассчитаны с учетом средней зарплаты 1917,91 гривен. К примеру, размер пенсии для украинца, который проработал 35 лет и получал среднюю зарплату, можно рассчитать так: 1917,91 * 1 * 0,47 = 901,4 гривни. Учитывая, что пенсия по возрасту в Украине не может быть ниже 1247 гривен, еще 345,6 гривни доплачивают из Пенсионного фонда.

Еще в прошлом году министр социальной политики Андрей Рева анонсировал грядущее "осовременивание" пенсий с учетом нового показателя средней зарплаты. Как сообщил источник "Сегодня" в рабочей группе министерства по подготовке "осовременивания", пенсии повысят с учетом средней зарплаты 3764 гривен. При этом коэффициент страхового стажа сократят с 1,35 до 1.

После "осовременивания" эту же пенсию пересчитают по формуле: П = 3764 * 1* 0,35 = 1317 гривен. Однако, если зарплата, например, была в два раза выше средней по стране, сейчас пенсионер (со стажем 35 лет) получает 1800 гривен, а после "осовременивания" будет получать 2634 гривни.

Всего Министерство соцполитики планирует повысить пенсии 5,6 миллионам украинцев (всего в Украине 11,9 миллиона пенсионеров). Часть пенсионеров после "осовременивания" будут получать в два раза больше. Так, больше, чем на 1000 гривен разбогатеют 1,1 миллиона пенсионеров. Прибавку от 900 до 1000 гривен могут получить 487 тысяч пенсионеров, от 700 до 800 гривен – 460 тысяч. Остальным (а это больше 3,5 миллиона украинцев) пенсию поднимут от 50 до 700 гривен.

"Если мы говорим о том, что в год у нас назначается около 450-500 новых пенсий, то конечно, все те, которые были назначены до начала 2016 года, уже отстают от новоназначенных пенсий. Если у нас 12 миллионов пенсионеров, вы можете посчитать, сколько нам нужно осовременивать. Понятно, что у каждого пенсионера индивидуально. Понятно, что если осовременивание будет делаться, то будет делаться по каждому пенсионеру, в зависимости от заработной платы и стажа. Понятно, что при осовременивании не все получат повышение, потому что иногда за счет разных доплат пенсия получается больше, чем будет при осовременивании. Такое тоже есть", – рассказал "Сегодня" зампредседателя Пенсионного фонда Николай Шабмир.

"Понятно, что при осовременивании не все получат повышение, потому что иногда за счет разных доплат пенсия получается больше, чем будет при осовременивании. Такое тоже есть", – рассказал "Сегодня" зампредседателя Пенсионного фонда Николай Шабмир.

Где взять деньги на "осовременивание"

На данный момент "устаревшие" пенсии получают 8,5 из 11,9 миллионов пенсионеров. По подсчетам Кабмина, "осовременивание" пенсий обойдется государству в 47,7 миллиардов гривен. Эксперты уверены: собрать дополнительно столько средств будет крайне сложно. "Конечно, столько они вряд ли соберут. Цифры назывались очень разные. На осовременивание, как говорил Розенко (вице-премьер-министр Украины – ред.), нужно 40-50 миллиардов. Мы делали подсчеты, по которым получалось, что нужно порядка 70 миллиардов гривен, чтобы ощутимо осовременить пенсии. Столько денег они не соберут. Да и трудно оценить, сколько получим по зарплатам, какая будет динамика, что будет с экономикой", – говорит старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко.

На запрос "Сегодня" в Пенсионном фонде ответили: в бюджете на этот год "осовременивание" пенсий не предусмотрено. "Бюджет формируются на основе действующих законодательных норм. Законодательного решения об осовременивании уровня назначенных пенсий на данный момент нет", – пояснили в ведомстве.

Деньги на перерасчет пенсий планируют получить за счет перевыполнения бюджета Пенсионного фонда. Скорее всего, его проведут во второй половине этого года. В интервью одному из интернет-изданий Павел Розенко заявил: "повышение минимальной заработной платы после первого месяца дало дополнительное пополнение Пенсионного фонда на 18%, то есть мы на 18% собрали больше, чем было запланировано на январь 2017 года. Если мы сохраним эту динамику, если мы увидим, что бизнес понял, что надо легализоваться и платить налоги… безусловно, мы сразу примем решение о дополнительном увеличении пенсий или о проведении "осовременивания" пенсий".

Пенсионный фонд пополняет за счет взносов работающих украинцев (22% ЕСВ с каждой зарплаты). За первые два месяца прошлого года ПФ получил 17,7 миллиардов гривен, а за первые два месяца 2017-го – 20,6 миллиарда гривен. Всего в этом году в бюджете предусмотрены поступления от ЕСВ в размере 163,6 миллиарда гривен, а в прошлом году – 107,1 миллиард. Несмотря на это, "дырка" ПФ в этом году будет на уровне 141 миллиарда гривен (дефицит компенсируют из государственной казны).

Напомним, в среднем украиснкие мужчины живут на пенсии (после 60 лет) 14,8 лет, а женщины – 19,9 лет. При этом общий удельный вес пенсионеров растет. В 1959-м украинцев старше 60 лет было всего 11%, в 2001-м – 21%, а в 2036-м, по оценкам института демографических исследований, будет 28%. Пенсионеров становится больше, а молодых людей – меньше. Такими темпами уже в 2032-м украинцев возрастом от 20 до 60 лет будет меньше, чем украинцев старше 60 лет.

На данный момент 10 работающих содержат больше 11 пенсионеров. Связано это с тем, что, по оценкам ПФ, 25% украинцев работают неофициально. Из 20 миллионов трудоспособных украинцев работают только 16 миллионов, а ЕСВ, который пополняет ПФ, платят только 10,1 миллиона человек. Остальные – аграрии, работники сферы услуг и т.д. – имеют право не платить и активно этим правом пользуются. По подсчетам Института демографии, в 2050-м в Украине соотношение работающих к пенсионерам будет 10 к 15.

В украинском бюджете образовалась огромная бюджетная дыра. С таким пессимистичным заявлением выступил первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк. По его словам, страна осталась без денег, а в государственном бюджете 2020 года не хватает как минимум 40 миллиардов гривен ($ 1,4 миллиарда).

Государство, по мнению депутата, пока способно платить зарплаты, пенсии, внешний долг и финансировать некоторые программы в оборонной отрасли, но на все остальное денег уже нет. Железняк заявил, что сейчас власти нужно как-то найти деньги на внешних рынках или сокращать расходы.

Что ж, видимо, ключевое слово тут «пока». Железняк все же депутат от «Голоса», а не от ОПЗЖ, так что он вполне может смягчать формулировки.

А вот бывший грузинский президент и одесский губернатор Михаил Саакашвили смягчать формулировки не привык. Он в начале недели заявил о том, что экономику Украины в ближайшее время ждет неизбежная катастрофа, а уже с начала следующего года возникнут проблемы с социальными выплатами. К таким последствиям, по его мнению, может привести карантин выходного дня.

Напомню, ранее на Украине ужесточили ограничительные меры в связи с новой волной пандемии коронавируса: с 00.00 субботы до 00.00 понедельника могут работать только объекты критической инфраструктуры — продуктовые магазины, аптеки, транспорт.

Это вызвало предсказуемую волну возмущения по всей стране, представители бизнеса и сотрудники сферы услуг вышли на акции протеста с требованием отменить эти меры.

Конечно, тут стоит отметить, что кризис из-за пандемии затронул весь мир, во многих странах действует полный локдаун, так что украинскому бизнесу в какой-то степени еще повезло. Просели все ведущие экономики мира — Китай, США, Евросоюз. Не грех ли жаловаться в такой ситуации?

Но Китай, США и ЕС кризис как-нибудь переживут, хотя тысячам разорившихся предпринимателей и миллионам потерявших работу от этого вряд ли будет легче. А вот Украина, чья экономика много лет находится в состоянии комы, может и не пережить. В прямом смысле слова.

Да, экономика Украины после отказа от кооперации с Россией (которая всю первую четверть века незалежности только и позволяла выживать) оказалась абсолютно нежизнеспособна, и пресловутая «евроинтеграция» ей взамен не дала ничего.

Хотя, дала — кредиты. Напомню, только МВФ после 2014 года уже одолжил Киеву свыше $ 30 млрд.

Собственно говоря, «кредитная игла» — это единственное, что позволяло Украине выживать последние годы. Понятно, что новые транши в основном уходили на погашение прежних, большая часть остального банально разворовывалась, но все же, если бы не было и этого, в стране давно наступил бы, извините, «кирдык» — нечем стало бы платить зарплаты и пенсии, начались бы голодные бунты и т. п.

Я, конечно, немного драматизирую, как и Саакашвили и прочие пророки катастрофы, но в целом страна идет именно в этом направлении.

Второе, что позволяет украинцам не умереть с голоду, — это переводы от «заробитчан». До начала кризиса, напомню, на заработках за границей находилась, только по официальным данным, пятая часть населения. В прошлом году они перевели на родину $ 12 млрд.

Но коронавирус закрыл это «окно возможностей» вместе с границами. После чего все взоры надежды обратились на Запад. Но тут как гром среди ясного неба: «МВФ не даст денег».

Напомню, этой весной Украина договорилась о выделении ей $ 5 млрд, и даже получила первый транш в $ 2,1, Нацбанк Украины уже приготовил карманы для следующего… Но дальше что-то пошло не так…

МВФ не рассматривает выделение Украине чрезвычайного финансирования, заявил на днях министр финансов Сергей Марченко.

В чем причина такого обидного «кидалова» со стороны западных партнеров? Ведь Киев пошел на самоубийственные для власти шаги именно под давлением Запада: принял закон о реприватизации банков, повысил цены на ЖКУ и разрешил продавать землю, на что не решался много лет.

Более того, летом стали известны подробности засекреченного меморандума о сотрудничестве — пресса постаралась. Оказалось, что Киев теперь обязался повысить пенсионный возраст, продолжить самоубийственную «реформу» здравоохранения имени Доктора Смерть Ульяны Супрун, закрыть «лишние» школы и снять ограничения на повышение коммунальных тарифов.

Это была бомба. Возмущению тогда просто не было предела.

А тут еще МВФ начал Украину откровенно «динамить». Визит делегации, запланированный на июль, так и не состоялся. Объяснение было стандартным для таких ситуаций: продолжаются дискуссии по выполнению параметров и показателей кредитной программы, ждите.

Визит главы НБУ в Вашингтон уже в начале ноября ничего не дал, а когда сразу после этого президент Украины Владимир Зеленский позвонил главе МВФ Кристалине Георгиевой, ему ответили, что пока не видят возможности.

Все просто. Во-первых, не забываем про кризис, от которого страдает весь мир, а не только Украина. В другое время — не жалко, Запад готов сколько угодно спонсировать Киев, пока тот выполняет свою главную функцию — Моськи по отношению к России. Но времена изменились, самим мало, «лишних» денег нет.

Киев очень долго сопротивлялся проведению людоедских реформ, что не могло не раздражать кредиторов. Последней каплей стал демарш Конституционного суда, который, напомню, открыто выступил против западных «хозяев». Речь о таких решениях, как признание превышением полномочий предыдущим президентом Петром Порошенко, назначившим главой НАБУ Артема Сытника (который недавно сам оказался в реестре коррупционеров), а также ограничение полномочий НАПК.

Это и впрямь было бунтом на корабле, поскольку указанные органы были созданы Западом для контроля чиновников и олигархов на Украине, фактически — инструментом внешнего управления. Сказать, что «хозяева» остались крайне недовольны, — все равно, что ничего не сказать. Зеленский в отчаянии попытался распустить КСУ, на что получил обвинения в госперевороте и очередной раскол внутри украинских элит. Точнее, наоборот, не раскол, а оппозицию против себя, что сделало его положение еще более шатким.

Еще один момент, который никак не мог понравиться западным кредиторам, — это те самые дыры в бюджете и то, как правительство пыталось их латать. Только за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета значительно превысил годовые показания прошлых лет (111 млрд гривен против 59,2 млрд за весь 2018-й). На Западе сочли, что бюджет слишком мало получает и слишком много тратит. А чтобы это исправить, либеральная буржуазная экономика не знает ничего эффективнее поднятия налогов и урезания социалки. В итоге Киеву было выставлено требование переписать бюджет на 2021 год.

Для украинских властей это очередной шаг к суициду, который, хоть и растянулся на годы, рано или поздно приведет к логическому концу. Впрочем, деваться некуда, и власти продолжили принимать меры по вытрясанию остатков денег из карманов украинцев.

Приведет ли это к смягчению позиции Запада?

Думаю, да. Но лишь после того, как Запад заставит Украину выполнить все выставленные условия до последнего. И надо понимать, что через какое-то время деньги понадобятся снова, а это значит новые условия и новое наступление на социалку. Напомню, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль договорился до того, что через 15 лет на Украине нечем будет платить пенсии и их просто отменят.

В общем, «кредитная игла» она на то и «игла», чтобы с нее не так просто было соскочить. Впрочем, соскочить, конечно, можно было бы. Но лишь одним способом — обратившись за помощью к России. Но на это майданные власти не пойдут никогда.

Украинцам навязали ложную национальную идею, которая заключается в том, что «все должны умереть для того, чтобы как-то насолить России», заявил недавно депутат Верховной рады от ОПЗЖ Ренат Кузьмин. Он, правда, имел в виду стратегию национальной обороны, предусматривающую использование странами НАТО территории Украины для войны с Россией, и недавний указ Зеленского, разрешающий проводить учения альянса в стране круглый год.

Но фраза символическая, и касается она не только войны, но и мира.

Взять хотя бы вакцину от коронавируса, которой Украине очень не хватает сегодня. Вакцина есть у России, и можно не сомневаться, что Москва поставила бы ее братскому народу по низкой цене. Или можно было и вовсе договориться о ее производстве по лицензии на территории самой Украины. Но ведь это же зрада ганебная!

Поэтому власти Украины обращаются к международной коалиции СOVAX.

Да, российская вакцина чуть дороже, зато эффективность ее доказана. Низкая стоимость — не значит качество, скорее наоборот. Тем более что за российской вакциной уже очередь — 50 стран хотят ее купить. И Украина могла бы получить ее в приоритетном порядке. К тому же еще в октябре опросы показали, что 59% жителей Украины выступают за покупку российской вакцины.

Но киевские русофобы скорее умрут от «короны», чем купят для населения российское (при том что товарооборот самый большой остается с Россией, но на вакцине, очевидно, не заработаешь). Вернее, они-то, скорее всего, и не умрут — к их услугам лучшая медицина. Вон сам Зеленский излечился, превратив свою борьбу с Covid-19 в политическую историю успеха. Вернее, попытался — едва ли простые люди, которые сегодня мрут как мухи, это оценят.

А между тем Минздрав Украины предупреждает о риске заражения трех четвертей населения, но властям плевать: меньше народу — больше денег сэкономят… И вот уже министр внутренних дел Арсен Аваков требует немедленно ввести локдаун на три-четыре недели. Для начала. По его словам, правительство уже занимается этим вопросом.

Но вспоминаем предостережение Саакашвили. Он, возможно, клоун, но далеко не дурак и говорит правду. А по мнению Саакашвили, нынешняя ситуация является признаком кризиса и очень тяжелой стагнации и поэтому дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.

«Экономика этого не выдержит, она лопнет, это вызовет трагедию миллионов новых людей», — говорит он.

Вызовет. Но украинцы народ терпеливый — седьмой год терпят эти эксперименты. К тому же климат позволяет огородами спасаться от голодной смерти. А кто все же не переживет кризис, то, как говорится, «не вписались в рынок». Ну или в новый постковидный мир. В конце концов, Запад все же не позволит начаться голоду, да и до дефолта постарается не довести — Украина еще пригодится. Если, конечно, мировой кризис окончательно не выйдет из-под контроля и будет чем подкармливать еще и голодающих украинцев.

Лично мне тут сразу вспоминается недавний прогноз МВФ, согласно которому численность населения Украины в ближайшие годы может сократиться на миллион человек. И это, надо понимать, еще скромно.

Впрочем, Запад давно сознательно делает все для уменьшения численности населения Украины. Ведь для обслуживания собственности новых хозяев и сбора клубники в соседних странах 40 миллионов — явно излишнее количество, да и на бюджет неподъемная нагрузка…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития

Читайте также: