Когда нужно задуматься о пенсионном фонде

Краткое содержание:


19 ноября 2020 года член федерального парламента Сергей Миронов рассказал гражданам о том, что России необходимо возвращаться к выплате пенсий непосредственно из бюджета. Соответствующая публикация от имени лидера фракции «Справедливая Россия» появилась на официальной сайте партии.

Сергей Миронов о прямой выплате пенсий из бюджета


За ликвидацию Пенсионного фонда России выступил депутат Государственной думы Сергей Миронов. Обращение к гражданам на эту тему он опубликовал на сайте партии «Справедливая Россия», которую он возглавляет.

По мнению Сергея Миронова, России нужно вернуться к прямой выплате пенсий из федерального бюджета. Он заявил, что Пенсионный фонд РФ работает неэффективно и уже является банкротом.

Помимо этого, Сергей Миронов раскритиковал пенсионную реформу. Как известно, стартовала она в 2019 году. Согласно данной реформе, до 2028 года пенсионный возраст в стране повысится на 5 лет. По мнению депутата парламента, на размер пенсий это позитивно не повлияет.

Негативно на материальное благосостояние российских пенсионеров, как заявил лидер фракции, оказала влияние и реформа пенсионного страхования с помощью сторонних фондов. Если государство снова начнет выплачивать пенсии гражданам без посредника, размер ежемесячных денежных выплат вырастет.

Почему нужно вернуться к прямой выплате пенсий


Задумались о ликвидации Пенсионного фонда депутаты парламента после того, как стало известно о масштабном дефиците. В 2021 году дефицит побьет антирекорд, поставленный в 2015 году.

Из-за дефицита выделить средства на выплату пенсий гражданам придется из федерального бюджета. В следующем году на эти цели государство потратит 3,5 трлн рублей. Это приблизительно 40% от всех доходов ПФР, которые он получит в 2021 году.

Выделять деньги правительство на нужды Пенсионного фонда планирует и в последующие годы. К примеру, в 2022 году направлено будет 3,86 трлн рублей, а в 2023 — 4 трлн рублей. Сумма может измениться, в зависимости от дальнейшей экономической ситуации в стран.

Сколько в этом году государство выделит в Пенсионный фонд, пока что неизвестно. Правительство еще не опубликовало поправки в проект бюджета ПФР. Прогнозируемая сумма — 3,2 трлн рублей. Эксперты утверждают, что на самом деле из федеральной казны на нужды ПФР придется отдать куда больше. Связано это с экономическим кризисом на фоне пандемии коронавируса. По состоянию на сентябрь из бюджета с начала 2020 года в Пенсионный фонд уже были перечислены 2,9 трлн рублей.

Другие депутаты о выплате пенсий из бюджета


Прокомментировал слова Сергея Миронова о необходимости вернуться к прямым выплатам пенсий из бюджета Ярослав Нилов. Он возглавляет парламентский комитет по вопросам социальной политики. Как и лидер «Справедливой России», Ярослав Нилов критикует пенсионную реформу.

Депутат сообщил, что проведена пенсионная реформа с множеством ошибок. Касается это как повышения пенсионного возраста, так и создания Пенсионного фонда России.

Ярослав Нилов не согласен с Сергем Мироновым, что Пенсионный фонд нужно ликвидировать.

Если ПФР будет упразднен, множество средств государству придется потратить на создание отдельного департамента по выплате пенсий граждан. Даже если выплаты будут производиться напрямую из бюджета федерации, муниципалитетов или регионов, привлечь придется много людей и денег. Ярослав Нилов считает, что таким образом вместо Пенсионного фонда в стране будет образована аналогичная структура с другим названием.

Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов призвал ликвидировать Пенсионный фонд России. Платить россиянам пенсии он предлагает напрямую из бюджета. Разбираемся, стоит ли всерьез рассматривать такой механизм и может ли он решить имеющиеся пенсионные проблемы.


Фото: Москва 24/Михаил Сипко

Пенсионный фонд не нужен?

Депутат Госдумы и лидер справедливороссов Сергей Миронов предложил ликвидировать Пенсионный фонд России (ПФР). По его словам нарушения в работе фонда, которые выявила Счетная палата РФ, свидетельствуют о низком качестве работы ПФР.

"Отчет Счетной палаты о работе Пенсионного фонда и состоянии его баз данных приводит в ужас. Хуже всего то, что от этих технических ошибок и бардака страдают самые социально незащищенные люди: пенсионеры и получатели пособий", – пояснил парламентарий.

Миронов считает, что пенсии россиянам можно платить напрямую из бюджета, а затраты фонда на штат, офисы и IT-инфраструктуру себя не оправдывают.

Ранее Счетная палата (СП) РФ обнаружила ошибки в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России (ПФР), которые приводили к нарушению пенсионных прав россиян. В частности, в 2017–2019 годах не начисляли доплаты к пенсиям более чем в половине случаев.

Но после аудита пенсионерам было доплачено 2,2 миллиона рублей. Основной проблемой учета стало открытие двух и более счетов на одного и того же человека, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. Выплата могла назначаться на основании данных о страховых взносах только одного счета, тогда как на момент обращения за назначением пенсии у гражданина было два и более счетов. Из-за этого размер пенсионной выплаты уменьшался.

В СП указали, что Минтруд и ПФР должны проверить назначенные и пересчитанные пенсии и доплатить гражданам недополученные деньги.


Фото: Москва 24/Михаил Сипко

А станет ли лучше?

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по соцполитике, глава Союза пенсионеров России Валерий Рязанский заявил Москве 24, что предложение депутата Сергея Миронова выглядит нереалистично и он его не поддерживает.

"Это нереалистично с учетом того, что у нас страховая пенсионная система и бюджет имеет опосредованное отношение к нашим пенсиям. Это сломает всю страховую систему, вызовет просто недоверие людей, которые на сегодняшний день только-только поняли и почувствовали стабильность в работе пенсионной системы", – пояснил сенатор.

По словам Рязанского, если ликвидировать ПФР, то сразу появится множество вопросов: кто будет страховать, кто будет оперативно управлять всеми процессами, какая госслужба будет это делать и так далее.

Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников также считает, что такая радикальная мера в отношении Пенсионного фонда "технологически нереализуема".

"Слишком большие издержки: придется останавливать бюджетные процессы или переделывать их на ходу, что влечет за собой неточности и, может быть, даже большие ошибки, чем выявлены Счетной палатой. Передача выплат страховых пенсий в бюджет тоже не решит проблему повышения пенсий до уровня ведущих экономик мира", – пояснил эксперт Москве 24.

По его мнению, политик предложил такие радикальные меры в связи с ошибками в учете ПФР и из-за низкого коэффициента соотношения средней пенсии к средней заработной плате.


Фото: портал мэра и правительства Москвы

По словам Масленникова, в проекте общенационального плана восстановления экономики значится создание нового института – социального казначейства. Эта структура должна как раз навести порядок во всех учетах, связанных с движением социальных трансфертов, отметил эксперт.

"Поэтому торопиться раньше времени не стоит. Даже, наоборот, стоило бы все, что есть в Пенсионном фонде России, по возможности интегрировать с точки зрения информационных баз и всего остального. Конечно, что-то придется менять в ПФР, но схлопывать и уничтожать этот институт, я думаю, преждевременно и нерационально", – подчеркнул собеседник Москвы 24.

Эксперт добавил, что увеличить размер пенсии в России можно только с помощью накопительной части пенсии, которая сейчас заморожена. Когда правительство примет решение о разморозке, пока не известно.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:


Повышение пенсионного возраста стало чем-то вроде волшебной лампы, подсветившей потаенные уголки устройства государства. И сразу появились вопросы. Например, такой: а нужен ли нам вообще ПФР?

Естественно, первой реакцией на повышение пенсионного возраста у людей, умеющих считать деньги, стало желание найти, где можно (и можно ли в принципе?) сэкономить, чтобы не удлинять трудовую жизнь россиян. Разумеется, припомнили размеры воровства и нецелевого использования средств госбюджета — не менее 1 трлн рублей в год, по официальным данным Счетной палаты. Не обошли вниманием дивиденды госкомпаний и госкорпораций — они ежегодно недоплачивают в бюджет десятки, если не сотни миллиардов рублей, если судить по показателям заявленной ими в отчетности прибыли. Не забыли о почти пяти с половиной миллионах гражданских и военных пенсионеров-льготников, которые выходят на заслуженный (или не всегда заслуженный) отдых досрочно, например в 45 лет, и получают повышенные пенсии, — и сразу предложили сделать этих досрочников «срочниками», чтобы они уходили на пенсию, как и все остальные. Посчитали несоответствие совокупного объема средств в бюджете Пенсионного фонда России и тех денег, которые идут непосредственно на выплату текущих пенсий.

Так постепенно дело дошло и до самого Пенсионного фонда России — организации, до сих пор не слишком волновавшей умы рядовых россиян. Мало кто даже из пенсионеров в крупных городах знает ответ на вопрос, где в его городе находится здание ПФР. Зато в соцсетях в последние дни и недели после объявления о повышении пенсионного возраста появились посты с фотками зданий ПФР по всей России — пользователи легко обнаружили три десятка сооружений, не сильно уступающих роскошью офисам крупнейших компаний мира или дворцам шейхов. Фотографии этих архитектурных произведений сопровождались логичным вопросом: «А не слишком ли жирно иметь такие хоромы Пенсионному фонду при таких пенсиях в стране?»

Этот вопрос можно поставить еще более остро: не слишком ли велики расходы на существование Пенсионного фонда России и можно ли администрировать пенсии без него?

Судите сами. Главные функции Пенсионного фонда России — обслуживание распределительной пенсионной системы (то есть начисление гражданам тех самых гарантированных государством пенсий, ради которых мы и горбатимся по 40 и больше лет, отчисляя социальные взносы), а также учет страховых взносов, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования. Кроме того, ПФР назначает и выплачивает пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

Среди других функций ПФР — назначение и прямые выплаты ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн граждан России; взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает более чем от 6 млн юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала; управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

Вроде бы важные дела. Не обойтись, значит, без ПФР никак. Но эти функции никак не объясняют, зачем ПФР иметь десятки офисов-«дворцов». Так ли необходимо тратить на содержание фонда 117 млрд рублей ежегодно (именно такой объем расходов на деятельность ПФР запланирован в бюджете-2018)? За счет средств ПФР получают пенсии более 36 млн россиян. При этом в ПФР, по его данным, работают 109 тыс. человек. Для сравнения: в США более 42 млн пенсионеров, но в пенсионной системе (точнее в социальной службе, не являющейся национальным Пенсионным фондом США, а скорее аналогом наших собесов) занято 65 тыс. работников. Средняя пенсия в США в пересчете на рубли составляет порядка 88 тыс. рублей месяц — почти в семь раз выше, чем в России. Но это в данном случае к делу не относится.

К делу относится то, что все функции ПФР, если государству постараться и подумать, могут взять на себя другие ведомства. Что если государство объясняет необходимость повышения пенсионного возраста стратегической (то есть неизбежно нарастающей во времени) нехваткой денег в бюджете ПФР, оно тем более должно сделать так, чтобы администратор пенсионной системы не обладал сетью дворцов. Например, продать их по выгодной цене, а вырученные деньги направить на пенсии россиянам. И еще сделать так, чтобы ПФР не имел численность персонала, как у крупнейших работодателей России (например, в нефтяной компании «Сургутнефтегаз», занимающей третье место в списке крупнейших частных работодателей страны, работают 117 тыс. человек, но зарабатывает она точно намного больше, чем Пенсионный фонд).

В общем, если государство говорит «Мы повышаем пенсионный возраст, потому что иначе у нас не будет денег на ваши пенсии», оно должно начать не только больше зарабатывать, но и экономить. Причем на себе. Социальное неравенство в России, неоправданные льготы отдельным категориям граждан (та же госслужба точно не самая вредная работа в стране), откровенное шикование госчиновников за счет граждан стали слишком вопиющими. Государство может, а иногда и должно принимать болезненные для граждан решения, но только если не катается при этом как сыр в масле. Дворцы Пенсионного фонда России точно не вписываются в концепцию объявленной пенсионной реформы.

"Кадровик. ру", 2012, N 11

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: КОГДА ЛУЧШЕ ЗАДУМАТЬСЯ ОБ ЭТОМ?

На Западе говорят: "Накопление пенсии - как бег за уходящим поездом. Чем дольше человек стоит на перроне и сомневается: бежать или не бежать, тем у него меньше шансов догнать поезд". И иностранцев можно понять. Например, в Великобритании пенсия разделяется на два источника (государственная и пенсия от работодателя). Британский учитель получает среднюю месячную пенсию в размере 700 фунтов (1086 долл. США), но на пенсию уходит позже, чем его российский коллега. В Дании в среднем пенсия в год составляет 34 тыс. долл. США в год (с учетом паритетной покупательной способности). В Люксембурге - 30 220 долл. США. Получатели российских пенсий могут только позавидовать такому положению дел. По данным Пенсионного фонда, средний размер пенсии после перерасчета с 1 апреля составил 9414 руб. в месяц. Так когда же задуматься о получении пенсии и стоит ли вообще об этом думать?

От чего зависит размер пенсии?

Размер пенсии определяется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) и зависит от нескольких факторов:

- страхового стажа работника;

- суммы страховых взносов, уплаченных за работника (ранее - единый социальный налог);

- наличия иждивенцев (в соответствии со ст. 30 Закона).

Официальную информацию Пенсионного фонда о среднем размере пенсии можно посмотреть на сайте www. pfrf. ru.

Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, работник должен соответствовать трем необходимым условиям:

1) быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации;

2) быть застрахованным в соответствии с Законом N 167-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

3) платить страховые взносы (ст. 3 Закона).

Фактически пенсия состоит из двух частей: накопительной и страховой. При этом право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Средний размер пенсий

Средний размер пенсии, руб.

по случаю потери

Таким образом, отработав 5 лет, можно рассчитывать на выплату пенсии.

Вместе с тем ее размер будет зависеть от того, сколько лет проработал сотрудник и каковы были пенсионные отчисления. Чем дольше вы работаете после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин), тем больше будет размер вашей будущей пенсии.

Как же можно увеличить размер будущей пенсии?

Увеличение за счет средств материнского капитала

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в отношении выплат материнского капитала для женщин, родивших второго ребенка. Средства в виде материнского (семейного) капитала не передаются женщине в виде наличных, а распоряжаться данными средствами можно не ранее 3 лет после рождения второго (третьего) ребенка.

Эти средства могут быть направлены на следующие цели:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком;

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

К застрахованным лицам приравнены те, кто направляет данные средства на формирование накопительной части трудовой пенсии. Перевод средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, осуществляет ПФР на основании соответствующего заявления работника.

Следует обратить внимание на одну особенность: если средства материнского капитала были направлены на увеличение накопительной части трудовой пенсии, то они могут быть перенаправлены на приобретение жилья или на получение образования до момента назначения трудовой пенсии. Вместе с тем средства, направленные на приобретение жилья или на обучение ребенка, не могут быть перенаправлены. Это как раз объяснимо, поскольку во втором случае средства считаются фактически потраченными.

Поэтому если женщина сомневается, куда потратить денежные средства, то можно временно направить их на формирование накопительной части трудовой пенсии.

Вместе с тем, задумываясь о направлении материнского капитала на пенсионные накопления, следует помнить, что:

- при выходе на пенсию данные накопления не будут выплачены единовременно;

- накопления могут обесцениться за годы до назначения пенсии.

При этом использование материнского капитала для формирования будущей пенсии особенно актуально прежде всего для женщин, которые уходят в длительный отпуск по уходу за ребенком, так как это время не включается в трудовой стаж. Напомним, что один из родителей может находиться в отпуске по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

Государством предусмотрен способ заранее увеличить пенсию - это программы государственного софинансирования пенсий за счет собственных добровольных взносов (ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"), софинансирования со стороны государства и, возможно, взносов работодателей. Чтобы получить право на софинансирование, нужно подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. С таким заявлением может обратиться лично работник или работник через своего работодателя.

Если работник перечисляет на софинансирование денежные средства самостоятельно, то он может перечислять данные средства как разово, например по 2000 руб. в апреле и декабре, так и равными частями, например по 1000 руб. ежемесячно.

В соответствии с законодательством (Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений") работник может доверить уплату дополнительных взносов работодателю за счет удержания их из зарплаты. Для этого сотрудник представляет в бухгалтерию организации заявление, в котором указывает размер дополнительного страхового взноса в твердой сумме или в процентах от зарплаты, который нужно удерживать ежемесячно. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии предприятия. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой суммы, он вновь представляет в бухгалтерию заявление.

Выступая третьей стороной, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса. При этом работодатель софинансирует пенсию на сумму не более 12 000 руб. в год на одного работника. Также сумма взноса работодателя включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется отдельными платежами и оформляется отдельными платежными поручениями (ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений").

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда РФ в порядке и сроки, установленные для уплаты подобных взносов. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии зачисляются на отдельный банковский счет Пенсионного фонда РФ, открываемый для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Следует обратить внимание на то, что вступить в программу возможно до 1 октября 2013 г. Срок ее действия - десять лет с момента уплаты первого взноса.

Софинансирование пенсии (для увеличения ее размера) подходит для людей, которые в скором времени планируют выйти на пенсию.

Выбор пенсионного фонда

Кроме того, увеличить пенсионные накопления возможно, выбрав пенсионный фонд (Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (ред. от 03.12.2011)). Возможно выбрать как государственный, так и негосударственный пенсионный фонд. Доходность негосударственного пенсионного фонда выше доходности государственного пенсионного фонда. Основной вопрос заключается именно в том, как правильно выбрать негосударственный пенсионный фонд.

При выборе негосударственного пенсионного фонда целесообразно узнать:

- доходность по пенсионным накоплениям - фонды, предлагающие заоблачные проценты, вряд ли оправдают ожидания;

- отзывы других физических лиц в отношении исполнения фондом своих обязательств;

- время работы фонда.

Со стороны государства установлены жесткие требования к негосударственным пенсионным фондам (ст. 7 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"):

- имущество фонда должно оцениваться не менее чем в 50 млн руб.;

- фонд не вправе принимать на себя поручительство, отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений, а также выпускать ценные бумаги;

- фонд также обязан формировать пенсионные резервы, пенсионные накопления и страховой резерв.

Несмотря на то что существуют законодательные ограничения, установленные для пенсионных фондов, конечно, лучше довериться одному из крупнейших фондов.

Для того чтобы перевести средства в негосударственный пенсионный фонд, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом.

Во-первых, следует выбрать негосударственный пенсионный фонд, который осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Во-вторых, следует заключить договор с выбранным фондом.

После этого не позднее 31 декабря необходимо направить в фонд, который осуществляет в настоящее время пенсионное страхование, соответствующее заявление.

Заявление в государственный пенсионный фонд можно направить следующим образом:

- лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации;

- лично в организацию, с которой Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей;

- иным способом (по почте или с курьером), при этом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляются нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ.

Часто негосударственные пенсионные фонды выбирают молодые и рисковые физические лица, лица, которые следят за биржевыми сводками, работают в престижных компаниях, имеющих аффилированные пенсионные фонды.

Вместе с тем, выбрав негосударственный пенсионный фонд вместо государственного, физическое лицо может не ощутить сразу же, что его пенсия значительно увеличится, это и понятно, ведь порядок пенсионных накоплений постоянно меняется, меняется и доходность. Поэтому многие будущие пенсионеры выбирают другие альтернативные способы пенсионных накоплений.

Банковский пенсионный вклад

В настоящее время многие банки предлагают альтернативные способы пенсионных накоплений. Такие способы подходят как для работников, которые в скором времени собираются выйти на пенсию, так и для работающих и неработающих пенсионеров, желающих скопить денежные средства.

Обычно это пополняемые вклады, однако срок пополнения может ограничиваться.

Можно оформить несколько видов пенсионных вкладов - это срочные пенсионные вклады для накопления процентов по вкладу, а также пенсионный вклад "до востребования". Он удобен для зачисления пенсии и других пособий, им можно пользоваться неопределенное количество времени. Еще одна особенность этих вкладов - длительные сроки, например от 365 дней до 1825 дней. При этом проценты по такому вкладу выплачиваются в конце срока вклада вместе с суммой вклада на счет "До востребования" или на счет банковской карты (по выбору клиента).

Преимущество пенсионных вкладов по сравнению с софинансированием пенсии - возможность досрочного расторжения договора и возврата вклада. Льготные условия досрочного расторжения предполагают, что при досрочном изъятии всей суммы вклада или ее части договор вклада считается расторгнутым, а проценты по вкладу выплачиваются из расчета фактического количества дней нахождения денежных средств на счете вклада.

Однако в отличие от страховых взносов на финансирование накопительной и страховой части пенсии данные средства будущий пенсионер вкладывает самостоятельно. Такой вклад будет "дополнительной подушкой" к пенсии.

Пенсионный вклад могут использовать как лица, не достигшие пенсионного возраста, так и пенсионеры, желающие накопить на отдых, какие-либо крупные покупки и т. д. Вместе с тем некоторые банки предлагают такие вклады только для пенсионеров, другие же - для клиентов, как достигших, так и не достигших пенсионного возраста.

Отличительная особенность пенсионных вкладов заключается в том, что процентные ставки по ним намного выше, чем по другим вкладам. Также эти вклады удобны в использовании: по ним можно делать наименьший взнос.

Еще одно преимущество - страхование вкладов. Застрахованными являются денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещенные физическим лицом в банке во вклад или на банковский счет. Для банков, в которых страховой случай наступил после 1 октября 2008 г., максимальная сумма возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб. Поэтому если будущий пенсионер планирует разместить вклады на сумму более 700 тыс. руб., то лучше, как говорится, "поместить яйца в разные корзины". Это позволит и защитить банки от отзыва лицензии, и защитить вклады в разных банках на сумму до 700 тыс. руб., так как эта сумма возмещается.

Минус по сравнению с процедурой софинансирования заключается в том, что государство не гарантирует преумножения вложенного капитала.

Но если предположить, что будущий пенсионер скопил значительную сумму денег, то можно предложить еще один способ использования денежных средств.

Вложение в недвижимость

Вложение в недвижимость издавна считалось одним из самых перспективных и выгодных способов вложений.

При этом, покупая недвижимость, физическое лицо имеет право один раз в жизни получить имущественный вычет согласно ст. 220 НК РФ. Максимальная сумма имущественного вычета сохраняется несколько лет неизменной на уровне 2 млн руб. Но это не значит, что налогоплательщик получит вычет в этом размере, вычет предоставляется в сумме уплаченного НДФЛ.

При покупке квартиры в налоговый вычет могут включаться:

- приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;

- приобретение отделочных материалов;

- работы, связанные с отделкой квартиры.

Пенсионеры, которые не получают дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, могут перенести остаток имущественного вычета по расходам на приобретение жилья на предыдущие налоговые периоды (т. е. на периоды, когда они получали налогооблагаемый доход), но не более трех таких периодов (абз. 3 п. 3 ст. 210, абз. 29 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Действительно, если оценить статистику последних лет, то видно, что недвижимость постоянно дорожает, поэтому если через несколько лет продать ее, то можно только выиграть. Можно и сдавать недвижимость в аренду.

Рассмотрим на примере стоимости аренды в г. Москве ориентировочный месячный уровень дохода от сдачи недвижимости в августе 2012 г. (www. rosrealt. ru).

Почему россиянам придется самим позаботиться о старости — комментируют эксперты «Реального времени»

Завтра, 14 июня, на рассмотрение Госдумы планируют внести законопроект о пенсионной реформе, к которой остается множество вопросов. Что делать с проблемой трудоустройства будущих непенсионеров, откуда брать деньги на пенсии и почему нужно кардинально менять свою логику мышления: жить и отдыхать сейчас, а не на пенсии — на эти и другие вопросы отвечают эксперты «Реального времени».

Пенсионная реформа дошла до Госдумы

Сразу несколько федеральных СМИ сообщили, что завтра правительство РФ может внести в Госдуму законопроект, предполагающий повышение пенсионного возраста. По данным «Ведомостей», правительство предложит самый жесткий из обсуждаемых вариантов, согласно которому пенсионный возраст постепенно для женщин поднимут с 55 до 63 лет, а мужчинам — с 60 до 65 лет.

Обсуждается, чтобы в пенсионной реформе для досрочников пенсионный возраст не изменился, а для женщин появилось больше льгот. Кроме того, предлагается вариант, в котором возможно раньше выйти на пенсию. Впрочем, это скажется на отчислениях, поскольку они будут осуществляться с понижающим коэффициентом. Благодаря подобной мере, по мнению экспертов, можно было бы снизить негативное восприятие реформы общественностью. Еще одно предложение касается более длительного перехода к изменениям. На этом настаивает заместитель председателя правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова. Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин предлагает повышать пенсионный возраст на три месяца в год в первые четыре-шесть лет реформы. Это, по его мнению, также снизит напряжение в обществе. Какие изменения в итоге будут приняты — пока остается только гадать.


На более длительном переходе к изменениям настаивает Татьяна Голикова. Фото kremlin.ru

Пенсионная реформа вызвала бурю недовольства у россиян. По данным опроса Фонда общественного мнения, 82% населения выступило против повышения пенсионного возраста. Свою позицию они обосновывают низкой вероятностью дожить до этого времени и несогласием с необходимостью «слишком долго работать». В Новосибирске жители даже вышли на пикет против обсуждаемых изменений, требуя прямо сейчас не повышать пенсионный порог, а вот о размере пенсий, напротив, задуматься.

Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Валерий Фадеев, объясняя неизбежность пенсионной реформы, в том числе объяснил ее заботой о женщинах, предположив, что «оскорбительно в 55 получать деньги по старости».

«55 лет — это не старость»

Ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, член экспертного совета комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Асия Тимирясова полагает, что повышать пенсионный возраст целесообразно, но на меньший срок — на пять лет для мужчин и женщин.


— Пенсионный возраст целесообразно поднять — это мировая тенденция. Может быть, не до 63 лет у женщин, а до 60. Сейчас в 55 лет женщина еще относительно молода, она находится в трудоспособном возрасте. Раньше, когда продолжительность жизни была ниже, 55 лет — это был нормальный возраст для выхода на пенсию. 63 года, на мой взгляд, — это чересчур, но продление для женщин до 60 лет вполне приемлемо, — комментирует собеседник издания.

По ее словам, у некоторых женщин сейчас даже наступает кризис, когда они получают пенсионную книжку, где написано, что выход на пенсию происходит по старости. «55 лет — это не старость. У нас сейчас сдвигаются все возрасты», — уверена Асия Тимирясова.

С социальной точки зрения поддерживает повышение пенсионного возраста и Дмитрий Рогозин, кандидат социологических наук, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС, преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН, старший научный сотрудник Института социологии РАН.

— Речь не идет о привязке вас к фабрике или еще чему-то, речь идет о том, что на вас не будет оказываться давление, связанное с тем, что вы уже нетрудоспособны, негодны на ту или иную работу, — говорит социолог.


По его словам, необходимо менять свое отношение к работе и выходу на пенсию, поскольку сейчас в России жива индустриальная логика, согласно которой до пенсии нужно заработать себе на жизнь, а после пенсии уже можно отдохнуть.

— Так выстроена была логика — есть период работы и период отдыха. Это подавалось как некоторая успешность индустриального проекта в целом. Но на самом деле, он странный и негуманный. Это что — до 55 нужно вкалывать как лошадь? А где жизнь-то? Повышение пенсионного возраста — это в первую очередь пересмотр вашей трудовой активности. И сейчас не надо вкалывать, сейчас надо путешествовать, оформлять свою жизнь так, чтобы она вам приносила радость, чтобы работа смешалась с вашей досуговой практикой, — считает Дмитрий Рогозин.

В то же время с экономической точки зрения повышение пенсионного возраста собеседник издания не поддерживает.

— Пенсионный возраст нужно повышать именно в социальном плане, а не в экономическом. Это ошибка, что основная риторика, которая строится вокруг этого, связана с тем, что денег на выплату пенсий нет. Не это главное. Главное, что у нас произошла реальная эволюция человеческого организма — и в 55, 60 лет он не изношен, — полагает эксперт.

Без пенсии и без работы?

В ходе обсуждения пенсионной реформы неизбежно встает вопрос — действительно, продолжительность жизни растет и в 55—60 лет жители не чувствуют себя пенсионерами. В то же время проблема с трудоустройством до сих пор не решена — найти приемлемую работу после 50 лет непросто. Акцентирует на этом внимание и Дмитрий Травин, экономист, профессор Европейского университета, член комитета гражданских инициатив.

— Повышение пенсионного возраста зависит не только от того, насколько трудоспособна женщина в 55 лет. У нас, вообще-то, не так много свободных рабочих мест, поэтому не исключен такой вариант, что какая-то женщина доживает до 55 лет, пенсионный возраст ей повышают, а с работы увольняют, потому что она никому не нужна, предприятие, на котором она работала, лопнуло. Кто ее возьмет в этом возрасте на работу? Повышение пенсионного возраста хорошо в динамичной экономике, где предприятия развиваются, где не так много банкротств, где человек к 55—60 годам накопил большой опыт работы, и он нужен предприятию, — говорит собеседник издания.


Таким образом, Травин отмечает, что с повышением пенсионного возраста одна проблема решится — появятся дополнительные средства на выплату пенсий, а другая проблема, напротив, только обострится.

— С другой стороны окажется, что человек, который не вышел на пенсию в 60 лет, вдруг станет безработным. И этому же человеку придется платить пособие по безработице, потому что он не сможет найти работу в таком возрасте, — отмечает эксперт.

Его прогноз на будущее не обнадеживает — даже при условии, что повышение пенсионного возраста будет проходить постепенно, Травин не надеется, что будущих пенсионеров обойдет стороной проблема трудоустройства — все из-за стагнации экономики страны. По мнению эксперта, пенсионный возраст можно оставить на текущем уровне, а средства на пенсии найти за счет сокращения военных расходов.

Читайте также: