Когда объединят пенсионные фонды в казахстане

Самые обсуждаемые инициативы

Фото: Владимир Третьяков

В 2020 году в пенсионной системе Казахстана планируется внедрить несколько новшеств. Одна из инициатив, которую активно обсуждали как аналитики, так и казахстанцы - досрочное изъятие части пенсионных накоплений, прежде всего, на покупку жилья. Также в новом году планируется разрешить казахстанцам переводить часть пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управлением активами. Каких еще изменений стоит ожидать в пенсионной системе, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Досрочное изъятие пенсионных накоплений

Одной из самых резонансных стала новость о том, что в 2020 году планируется разрешить определенным вкладчикам ЕНПФ досрочно изымать часть средств из фонда на покупку жилья, лечение и обучение. Реализовать эту идею правительству поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2019 года.
В декабре 2019 года вице-премьер Бердибек Сапарбаев сообщил, что правительство Казахстана в ближайшие дни направит президенту страны свои предложения.

Он уточнил, что воспользоваться пенсионными средствами смогут не все, а только те, кто накопил необходимую сумму. «Решение будет приниматься исходя из расчетов - какова на сегодняшний день сумма накоплений и средняя продолжительность жизни казахстанцев. Я об это уже сказал – 75 лет. Сделали расчет, примерно сколько лет после выхода на пенсию будут жить казахстанцы. То есть, на сколько лет вкладчикам надо иметь накопления на своих счетах. Какая-то сумма, 40% минимум, должна оставаться. С учетом этого будет определено расходование накоплений на приобретение жилья, на лечение и обучение», - пояснил Бердибек Сапарбаев.

По его информации, на сегодняшний день в ЕНПФ накоплено свыше 10 трлн тенге, это сумма вкладов около 9,6 млн казахстанцев. В среднем на одного вкладчика приходится по 1 млн тенге.

«Для хорошей жизни после выхода на пенсию, по нашим подсчетам, необходимо накопить как минимум 11-12 млн тенге», - добавил он.

Министерство труда и социальной защиты населения в конце октября представило свои расчеты. Они показывают, при каком объеме накоплений вкладчикам можно предоставить возможность досрочно изъять часть накоплений для покупки жилья и так далее. Например, мужчина в 20-летнем возрасте должен иметь на счете 6,5 млн тенге, в 30-летнем возрасте порог достаточности составляет 6,6 млн тенге. Такие деньги на своих счетах имеют чуть более тысячи казахстанцев.

«В 40 лет на счете у мужчин должно быть не менее 6,8 млн тенге для досрочного изъятия. Этим критериям соответствуют 4 127 человек. 50-летних мужчин с необходимыми 7,2 млн тенге в Казахстане сегодня 2 906 человек. 60-летних соотечественников, сумевших накопить порог достаточности в 7,9 млн тенге, 1 060 человек. Для женщин порог достаточности выше», - говорилось в сообщении министерства.

Если основываться на данных ЕНПФ, вкладчиков, которые могли бы соответствовать этим критериям, немного. Средняя сумма накоплений в фонде за счет обязательных взносов на одного вкладчика составила чуть более 1 млн тенге.

Перенос 5%-ых взносов работодателей

Президент Казахстана поручил правительству отложить введение обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% до 2023 года. «Затем вернемся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению», - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он также сообщил, что правительством Казахстана будет создана рабочая группа для обсуждения внедрения в Казахстане обязательных пенсионных взносов работодателей.

Ранее, обязать работодателей за свой счет осуществлять дополнительные 5%-ные отчисления в ЕНПФ планировалось с 2020 года. При этом должны были сохраниться 10%-ные обязательные пенсионные отчисления. В августе 2019 года заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев сообщил, что согласно законодательству в пенсионном обеспечении «должна быть социальная солидарность».

«Первое — государство, второе — сам работник, третье — работодатель. На сегодняшний день в основном работают только две стороны: государство и сам работник, который из своей заработной платы отчисляет 10%. Государство продолжает выплачивать солидарную пенсию, а также базовую пенсию. Начиная с этого года, размер базовой пенсии был увеличен до 30%. Работодатели на сегодняшний день выплачивают пенсию только тем работникам, которые у них работали и получили трудовые увечья, работающим женщинам, которые находятся в декретном отпуске», — проинформировал он.

Он также уточнил, что 5%-ые отчисления не должны будут отразиться на зарплатах работников.

Работодатели были против внедрения этой инициативы, ссылаясь за дополнительную налоговую нагрузку. Аналитики предполжили, что введение 5%-ых взносов может мотивировать компании снижать официальную зарплату работникам, с которой будут делаться отчисления.

В ЕНПФ отметили, что участие работодателей в пенсионной системе важно, но рассматриваются различные варианты, как сделать его менее обременительным для работодателя и выгодным для работника. «Перспективным является введение одного социального платежа, озвученного президентом, когда работодатель одной платежкой сможет перечислять налоги и обязательные пенсионные и социальные платежи. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена работа по унификации базы для упрощения исчисления и администрирования таких отчислений, организации информационного обмена. Платеж будет направляться в уполномоченную организацию, к примеру, в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Потом оттуда средства распределятся между бюджетом, внебюджетными фондами и ЕНПФ», - заметили в ЕНПФ.

В фонде уточнили, что необходимо дальнейшее обсуждение, анализ, техническая подготовка и внесение законодательных изменений для внедрения таких нововведений. «Но они должны значительно облегчить работодателям осуществление обязательных платежей, способствовать росту охвата граждан накопительной пенсионной системой», - сообщили в ЕНПФ.

Автоматический перевод накоплений в страховые компании

В ЕНПФ сообщили Kapital.kz, что фонд инициировал предложения по автоматизации процесса перевода пенсионных накоплений в страховые компании. «Перевод будет осуществляться через Единую страховую базу данных. Ее оператором является Государственное кредитное бюро. При реализации этих предложений и внесения законодательных изменений, вкладчик (достигший предусмотренного законом «О пенсионном обеспечении» возраста и имеющий достаточную сумму накоплений), сможет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией и начать получать свои выплаты по аннуитету автоматически. Ему не нужно будет дополнительно обращаться в ЕНПФ», - сообщили в фонде.

Выбор вкладчиками управляющей компании

Предполагается, что с 2020 года казахстанцы смогут переводить часть своих пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управление активами. «Планируется внесение изменений в законодательные акты в части институционального формирования рынка компаний по управлению пенсионными активами (КУПА)», - уточнили в ЕНПФ.

Вкладчики фонда смогут выбирать управляющую компанию и инвестиционные стратегии. Согласно проекту, вкладчики смогут передавать в управление КУПА накопления, превышающие определенный порог (для мужчины порог - 8,2 млн тенге, женщины – 10,1 млн тенге).

«Самое важное в появлении КУПА – это мотивация населения к участию в накопительной системе и увеличению своих сбережений, выбор инвестиционных предпочтений, исходя из уровня доходности и риска. При этом централизованный учет накоплений населения – взносов, активов, инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. Фонд как полноценный, регулируемый участник финансового рынка будет заключать договоры доверительного управления с КУПА, кастодиальные договоры с участием банков-кастодианов. Единый учет и контроль пенсионных накоплений со стороны государства сохранится», - сообщили в пенсионном фонде.

Совместные пенсионные аннуитеты

Планируется развитие системы пенсионных выплат: по графику - из ЕНПФ, по пенсионным аннуитетам - из компаний по страхованию жизни.

Постановлением правления Нацбанка РК № 194 предусмотрено внедрение совместных пенсионных аннуитетов. Участники рынка и ЕНПФ разработали ряд предложений, которые уже направлены регулятору. «Женщина остается незащищенной, когда ее супруг уходит из жизни, если она долгое время не работала, не делала отчислений в ЕНПФ, но заботилась о детях. Бывают жизненные ситуации, когда супруг продолжительное время работал, отчислял средства в фонд, приобрел пенсионный аннуитет и через какое-то время скончался. Поэтому есть предложение предусмотреть именно такой совместный аннуитет, который защитит интересы женщин. Скорее всего, инициатива по внедрению совместных пенсионных аннуитетов будет поддержана и оговорена в законопроекте», – отметил на одном из общественных советов при ЕНПФ глава пенсионного фонда Жанат Курманов.

Совместный аннуитет подразумевает участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Если мужчина много зарабатывает, то может купить совместный аннуитет, в который будет включена и его жена. Женщины выходят на пенсию раньше мужчин, и совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если супруг уйдет из жизни, то его жена сможет рассчитывать на выплату по пенсионному аннуитету.

Заключить договор пенсионного аннуитета могут мужчины, достигшие 55 лет и женщины в возрасте 51 года. При этом оговаривается минимальный порог по накоплениям в ЕНПФ. У мужчин размер средств в фонде должен быть не менее 10,1 млн тенге, у женщин – 13,8 млн тенге.

В ЕНПФ отметили, что при покупке аннуитета будет учитываться не только объем накоплений в фонде, сформированный за счет обязательных взносов в фонд. «Ранее были внесены изменения в законодательство. Они позволили объединять обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы при покупке аннуитета. В результате с 2019 года рынок пенсионных аннуитетов стал резко расти», – уточнил Жанат Курманов.

Также рассматриваются предложения по так отложенному аннуитету – когда вкладчик сможет приобрести аннуитет раньше установленного законом возраста при наличии достаточной суммы сбережений. Но выплаты по аннуитету будут осуществляться при наступлении пенсионного возраста.

Пенсия в ЕАЭС

В середине декабря 2019 года было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2020 году предстоит его ратификация парламентами всех государств-членов ЕАЭС. После вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию по месту проживания не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Пока все казахстанские вкладчики подсчитывают свои пенсионные накопления и решают, на что их потратить, регулирующий этот процесс законопроект находится в разработке. Журналисты Нурфин узнали его предварительные условия.

Эти и другие вопросы, касающиеся использования пенсионных накоплений, мы задали директору Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктории Шегай.

Когда можно будет забрать деньги

Пенсионные накопления казахстанцы смогут использовать только в следующем году, но это не значит, что за деньгами можно будет отправляться с первых дней января. Точная дата будет озвучена после разработки и принятия соответствующих правил.


Токаев: Закапывание денег в землю в регионах не должно повториться

Виктория Шегай: "На сегодняшний день законопроект, который, в том числе, включает в себя поправки в части использования пенсионных накоплений, находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Но он уже на стадии завершения.

По ожиданиям экспертов, до конца года проект должен отправиться на подпись к Главе Государства. В срок не позднее двух месяцев после подписания самого закона должны быть приняты все подзаконные акты, которые фактически описывают механизм его реализации".

Сколько денег можно будет использовать

Предварительный порог достаточности уже известен. Не достигшие пенсионного возраста казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления, которые превышают соответствующие разным возрастам суммы.

Например, если 40-летний казахстанец на своем индивидуальном пенсионном счете накопил 5 миллионов тенге, то использовать он сможет максимум 1 563 000 тенге, так как порог достаточности для него будет составлять 3 437 000 тенге.


Как беременным бесплатно пройти дорогостоящие анализы в Казахстане

"Порог достаточности должен оставаться на индивидуальном пенсионном счете казахстанца для того, чтобы с учетом будущих накоплений, к своим 63 годам у вкладчика накопилась достаточная сумма, которая смогла бы обеспечить его пенсионными выплатами" - объясняет Виктория Шегай.

Отметим, что использовать можно будет пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных и добровольных взносов, а также начисленного инвестиционного дохода.


Порог достаточности для каждого возраста: Министерство труда и социальной защиты населения РК

Для пенсионеров другие расчеты и условия. Они могут воспользоваться только половиной своих пенсионных накоплений.

При этом совокупный размер пенсии, которая состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих, должен быть не меньше 40% от зарплаты, которую вкладчик получал до выхода на пенсию.


Мошенники и пенсионные накопления: какие схемы могут быть в Казахстане

То есть здесь все зависит от каждого индивидуального случая.

С какой целью можно использовать деньги

Казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления поверх порога достаточности на три цели:

  • улучшение жилищных условий;
  • оплата лечения;
  • передача в доверительное управление частным финансовым компаниям.

Что касается последнего пункта, то на данный момент пенсионные активы казахстанцев находятся в доверительном управлении Национального банка РК, который вкладывает их в различные финансовые инструменты, приносящие инвестиционный доход.

Теперь вкладчики смогут сами решать, через какую финансовую компанию инвестировать свои накопления поверх порога достаточности.

"После объединения всех частных пенсионных фондов в Единый накопительный пенсионный фонд встал вопрос об участии людей в финансовом управлении личными пенсионными сбережениями.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Эта часть позволяет вкладчику выбрать частного финансового управляющего, которому он сможет сверх пороговой суммы передать накопления, чтобы с помощью него получать возможно более высокий уровень доходов.

Этот инвестиционный доход в результате будет увеличивать сумму накоплений" - подчеркивает директор Департамента социального страхования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты населения РК Виктория Шегай.


Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Для обеспечения целевой направленности средств будет создан уполномоченный оператор. Вне зависимости от цели желающий снять деньги вкладчик будет обращаться именно к нему.

После определения цели оператор должен будет связать обратившегося человека с организацией, которая предоставит ему услугу. На основе их договора и прописанной в ней суммы, уполномоченный оператор отправит запрос в ЕНПФ, чтобы оттуда деньги были переведены в предоставившую услугу организацию.


Сколько денег удалось сэкономить на выборах президента Казахстана и сенаторов, рассказали в ЦИК

То есть личный банковский счет вкладчика ЕНПФ в этом процессе не будет фигурировать, и, тем более, никаких денег на руки он не получит.

Каким налогом будет облагаться изъятая сумма

Все пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда, помимо выплат на погребение, облагаются индивидуальным подоходным налогом (ИПН).

Какие правила будут действовать в случае использования казахстанцами своих пенсионных накоплений, еще не решено.

Виктория Шегай: "На сегодняшний день в разработке также остается вопрос об освобождении данных выплат от налога или о снижении налоговой нагрузки. Окончательного решения на этот счет пока нет".

Точные правила изъятия своих пенсионных накоплений узнаем после их официального утверждения.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: