Когда пенсия у таможенников в беларуси

по состоянию на 5 декабря 2004 года

Статья 270. Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь и их семей

Пенсионное обеспечение должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

За должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.

В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.01.98 г. № 8 на должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь распространены условия оплаты труда работников органов государственного управления. Должностные оклады по основным должностям служащих (руководителей и специалистов) ГТК и таможен устанавливаются в кратном размере тарифной ставки первого разряда. Должностные оклады должностным лицам таможенных органов установлены с 1 января 1999 г. на основании кратных размеров тарифной ставки первого разряда в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.98 г. № 1972.

Должностным лицам таможенных органов, владеющим иностранными языками и применяющим их в практической работе, производится выплата надбавок к должностным окладам в размере от 15 до 45 % тарифной ставки первого разряда согласно приказу ГТК.

Кроме того, законодательство предоставляет право руководителям таможенных органов в пределах утвержденных фондов оплаты труда устанавливать надбавки в размере до одной тарифной ставки первого разряда должностным лицам таможенных органов, непосредственно осуществляющим государственный таможенный контроль.

На таможенные органы распространяется также положение законодательства, в соответствии с которым руководителям органов государственного управления предоставлено право устанавливать работникам в пределах установленных средств на оплату труда надбавки за сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде или выполнение особо важной (срочной) работы в размере до 50 % должностного оклада. Надбавки отменяются или уменьшаются при несвоевременном выполнении заданий, ухудшении качества работы. Руководителям надбавки до указанного размера устанавливаются вышестоящими органами управления.

Размер выплаты надбавок за выслугу лет в качестве служащего государственного аппарата для работников таможенных органов составляет при стаже работы от 1 до 5 лет – 10 %, от 5 до 10 лет – 20 %, от 10 до 15 лет – 30 %, свыше 15 лет – 40 % от суммированных должностного оклада и оклада за персональное звание.

Руководителям таможенных органов республики предоставлено право премировать должностных лиц таможенных органов в размере 50 % суммы их должностных окладов, направляя на эти цели средства, выделяемые из бюджета данных органов (иные источники в соответствии со сметами) и сэкономленные по фонду оплаты их труда. Показатели, условия и размеры премий должностных лиц таможенных органов определяются Положением о премировании, утверждаемым Председателем ГТК Республики Беларусь. Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы и максимальными размерами не ограничиваются.

Наконец, руководители таможенных органов имеют право оказывать материальную помощь должностным лицам таможенных органов в размере 1,7 должностного оклада в год и выплачивать ее, как правило, при уходе в очередной отпуск.

Поскольку на должностных лиц таможенных органов распространены условия оплаты работников органов государственного управления, к ним применяются меры социального обеспечения, установленные законодательством Республики Беларусь в отношении государственных служащих.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.97 г. № 16 "О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц" при выходе в отставку (увольнении или освобождении от исполнения обязанностей в связи с выходом на пенсию при наличии права на отставку) государственным служащим выплачивается выходное пособие в размере 3 среднемесячных заработных плат по оставляемой должности.

В случае увольнения или освобождения от исполнения обязанностей в связи с ликвидацией государственного органа либо с сокращением его численности или штатов государственным служащим при стаже работы в качестве государственного служащего до 5 лет выплачивается выходное пособие в размере 3 среднемесячных заработных плат, от 5 до 10 лет – в размере 4 среднемесячных заработных плат, от 10 до 15 лет – в размере 5 среднемесячных заработных плат, свыше 15 лет – в размере 6 среднемесячных заработных плат. При этом непосредственно при увольнении указанное пособие выплачивается в размере, не превышающем 3 среднемесячных заработных плат, а оставшаяся часть – по истечении 3 месяцев при невозможности трудоустройства.

Декрет Президента Республики Беларусь № 16 устанавливает, что государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами – 50 лет и наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет (при этом не менее 2 лет после 1 марта 1994 г.).

Декретом Президента Республики Беларусь от 19.11.98 г. № 19 пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 50 % заработной платы за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, но не менее минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год работы в качестве государственного служащего после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами – 50 лет (при стаже работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) размер названной пенсии увеличивается на 4 % заработной платы, но не более чем на 20 %.

Заработная плата для начисления за выслугу лет в части, не превышающей 10-кратной минимальной заработной платы, учитывается полностью, а остальная часть – в размере 50 %. При этом размер заработной платы, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать двукратного размера средней заработной платы в республике, применяемой в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" для перерасчета пенсий в связи с ростом средней заработной платы.

Среди всего разнообразия сфер деятельности государственная служба имеет особое значение. Зачастую она предполагает специфические условия ее прохождения, связанные с высокой ответственностью и
определенными рисками для жизни и здоровья сотрудников. Именно поэтому государство особенно выделяет людей, посвятивших себя работе на благо его интересов, и предоставляет им различного рода льготы и преференции.

Так, важным государственным ведомством является таможня. Работа здесь считается довольно престижной, а требования к претендентам на соответствующие должности – весьма высокие. В то же время работа в таможенных органах предполагает наличие постоянных психологических и физических нагрузок. В этой связи сотрудникам таможни положен ряд льгот, в том числе и связанных с досрочным выходом на пенсию при наличии установленной законом выслуги лет.

Бесплатно по России

Во сколько лет уходят сотрудники таможни на пенсию

Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов имеет некоторые особенности и отличия по сравнению с порядком материального обеспечения пенсионеров, которые не состояли на государственной службе.

Так, основанием для начисления государственного пособия данного типа является выслуга. Под ней следует понимать количество лет, которые гражданин исполнял обязанности, связанные со службой. По своей сути выслуга представляет собой стаж работы в том или ином государственном органе.

Таким образом, назначение материального обеспечения данной категории лиц зависит не от достижения ими того или иного возраста, а от количества лет, входящих в выслугу.

По общему правилу, рассчитывать на государственную пенсию сотрудники таможни имеют право при наличии:

  • общего трудового стажа – не менее 25 лет;
  • периода службы в таможенных органах – не менее 12,5 лет.

В выслугу также может быть засчитаны периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в иных государственных органах на соответствующих должностях.

Исходя из этого, следует вывод, что в ряде случаев у таможенников может возникать право на пенсионное обеспечение в довольно раннем возрасте (около 45 лет). Однако наличие достаточных условий для выхода на заслуженный отдых не является автоматическим основанием для увольнения. Так, сотрудники таможни вправе по собственному желанию и продолжить службу.

При этом, учитывая, что подобного рода деятельность предполагает повышенные психоэмоциональные нагрузки и ответственность, законом предусмотрен верхний возрастной предел, по достижению которого дальнейшее продолжение службы становится невозможным.

Его значение зависит от звания сотрудника:

  • сотрудники, имеющие звание капитан и младше – 50 лет.
  • сотрудники в звании старших офицеров (майоры, подполковники, полковники) – 55 лет
  • генералы таможенной службы – 60 лет.

Особенности формирования пенсии у сотрудников таможни

Как было отмечено выше, минимальная выслуга для начисления средств в счет пенсионного обеспечения сотрудника таможенных органов составляет не менее 12,5 лет при общем стаже в 25 лет. При этом на формирование государственной пенсии оказывает влияние только период прохождения государственной службы.

Денежные средства в счет пенсионного обеспечения по выслуге выплачиваются только при условии, что работник таможни полностью ушел в отставку. Однако получение ведомственной пенсии не является препятствием для трудоустройства по «гражданской» специальности в какой-либо отрасли.

Пенсионное обеспечение бывших сотрудников таможенных органов рассчитывается исходя из среднего заработка за определенный период (как правило, за последний год).

При этом при расчете данного показателя используется не только окладная часть довольствия госслужащего, но и иные выплаты, которые имеют материальный характер, как то:

  1. надбавки, положенные за должность, за звание, за иные особенности службы (к примеру, несение ее в суровых климатических условиях, где применяются соответствующие районные коэффициенты);
  2. премии за образцовое выполнение служебных обязанностей, в том числе ежемесячные, квартальные и годовые;
  3. иные выплаты поощрительного и стимулирующего характера.

Тут же следует отметить, что при расчете не учитываются выплаты, полученные в периоды:

  1. отпусков, в том числе БиР и по уходу за малолетними;
  2. времени нетрудоспособности по причине неудовлетворительного состояния здоровья.

Кроме наличия выслуги, для установления пенсии служащему таможенного ведомства нужно быть уволенным по следующим основаниям:

  • собственное желание;
  • соглашение сторон;
  • сокращение штатов (ОШМ);
  • иные обстоятельства, которые не зависят от волеизъявления сторон.

При наличии дискредитирующих оснований для увольнения ведомственная пенсия для такого сотрудника не устанавливается.

Материальное обеспечение данной категории пенсионеров обеспечивается за счет средств, заложенных в федеральном бюджете. В этой связи обращаться за ее назначением следует не в государственный пенсионный фонд, а в пенсионное управление таможенной службы.

Какие льготы положены при начислении выплат

Бывшие служащие таможни, кроме досрочного специального пенсионного обеспечения, имеют также право на получение дополнительных льгот, как то:

  1. субсидии на оплату ЖКУ;
  2. частичная компенсация транспортных расходов;
  3. дополнительное медицинское обслуживание, включающее в себя предоставление определенных медикаментозных препаратов, лечение в профильных учреждениях, а также санаторно-курортные программы оздоровления.

При наличии инвалидности (вне зависимости от ее группы) пенсионер вправе рассчитывать на бесплатные реабилитационные и протезные изделия, а также льготы по зубному протезированию.

Кроме федеральных и ведомственных льгот для пенсионеров и инвалидов, предусмотрены специальные региональные преференции. Об их наличии следует уточнять в местных органах соцзащиты.

Калькулятор пенсии работника таможенной службы

Расчет суммы

Сегодня в интернете можно найти большое количество специальных сервисов и калькуляторов, при помощи которых любой сотрудник может рассчитать таможенную пенсию.

Для этого в нужные поля калькулятора необходимо внести следующие сведения:

  • размер должностного оклада;
  • параметр повышения ОДВ за квалификацию по классу (выражается в процентах);
  • надбавка за выслугу;
  • районный коэффициент;
  • процент выплат (в пункте «Трудовой стаж»);
  • параметр понижающего коэффициента.

После ввода этих данных будет произведен расчет пенсии в автоматическом режиме.

Размер выплат от чего зависит

Размер материального обеспечения, на которое вправе рассчитывать сотрудник таможни при выходе на отдых, зависит непосредственно от его среднего заработка за последние 12 месяцев перед этим.

Так, при длительности стажа на государственной службе до 15 лет бывший таможенник будет ежемесячно получать выплаты, равные 45% от его среднемесячного заработка за последний год. Если стаж больше, то пенсионеру выплачивается дополнительно 3% за каждый год переработки, однако законом установлен максимальный предел суммы пенсионного обеспечения, которая не может быть больше 75% от среднемесячного заработка.


Служба в таможенных органах представляет собой специальный вид деятельности, связанный с особой ответственностью и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам. При этом она является одним из видов государственной службы, приравненной, по сути, к военной. Именно по этой причине таможенники выходят на пенсию относительно рано, и финансируется она за счет федерального бюджета, а не по линии ПФР


Как быть с пенсией, если человек уезжает жить в другое государство? С какими странами Республикой Беларусь заключены международные договоры (соглашения) в области пенсионного (социального) обеспечения?

Действительно, бывают случаи, когда белорусские пенсионеры уезжают на постоянное место жительства в страны, с которыми у Беларуси отсутствуют международные договоры по пенсионным вопросам. Увы, в этом случае выплата пенсии прекращается. В соответствии со ст. 92 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» им гарантируется выплата назначенной пенсии на шесть месяцев вперед перед отъездом за границу. Дальнейшее пенсионное обеспечение гражданина будет зависеть от того, что предусмотрено законодательством государства, где он проживает.

Однако с некоторыми странами Республикой Беларусь заключены международные договоры в области пенсионного (социального) обеспечения: с Азербайджаном, Литвой, Латвией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Украиной, Чехией, Эстонией.

Во времена СССР белорусы часто трудились на территории России, да и сегодня нередко уезжают на заработки. Как осуществляется пенсионное обеспечение за периоды работы на территории этого государства?

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, в свое время работавших и (или) работающих в России, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Беларуси, регулируют нормы упомянутого выше договора между нашими странами о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Согласно нормам договора назначение пенсий осуществляется по принципу «пропорциональности»:

за периоды работы до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР (за исключением Латвии и Эстонии) пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого человек постоянно проживает на момент обращения за пенсией. В нашем случае это Республика Беларусь;

за периоды работы после 13 марта 1992 года каждое из государств назначает и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

Документом также предусмотрено, что по желанию и на основании заявлений граждан Республики Беларусь и Российской Федерации им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений договора, то есть по принципу «гражданства».


При этом по желанию гражданина (на основании его заявления) компетентными органами Беларуси и России может быть произведен предварительный расчет пенсии по каждому варианту до принятия окончательного решения. После этого человек определит, по какому варианту он желает получать пенсию.

Вместе с тем при переезде пенсионеров с территории одного государства — участника договора на территорию другого помимо двух вышеуказанных вариантов могут применяться нормы, предусматривающие определенные условия для продолжения выплаты пенсии органом, назначившим пенсию. То есть при переезде с территории одной страны на территорию другой для проживания пенсионера, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из договаривающихся сторон (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается страной, назначившей пенсию, без применения норм договора. Такой выбор также является окончательным и пересмотру не подлежит.

Право на пенсию с учетом положений договора определяется по законодательству государства, назначающего пенсию. В случае если по законодательству Республики Беларусь либо по законодательству Российской Федерации приобретение права на трудовую пенсию зависит от наличия страхового (трудового) стажа определенной продолжительности, то договором предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, если периоды этого стажа не совпадают по времени их приобретения.

Приведем пример. Гражданин Российской Федерации, ныне проживающий в Беларуси, имеет стаж работы на территории России после 13 марта 1992 года. Согласно договору вопрос о назначении пенсии за этот стаж будет рассматриваться Россией; за стаж, наработанный в СССР (кроме Латвии, Эстонии) и в Беларуси после распада Союза, пенсию назначит и будет выплачивать Республика Беларусь. Однако гражданин может выбрать вариант назначения пенсии «по гражданству» — то есть в Российской Федерации. Аналогично будет рассмотрен вопрос о назначении пенсии гражданину Республики Беларусь, имеющему стаж работы на территории Российской Федерации после 13 марта 1992 года.

К слову, совершая выбор по принципу «гражданства», стоит помнить, что он является окончательным и не подлежит пересмотру (за исключением случаев смены гражданства).


Куда надо обращаться за назначением пенсии за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации?

По нормам договора гражданам, проживающим в Беларуси, за назначением пенсии (либо за продолжением выплаты пенсии) в Россию ехать не надо. Достаточно обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в Беларуси с необходимыми документами. Управление сформирует комплект соответствующих документов и направит его в компетентные органы России для рассмотрения вопроса о назначении пенсии (о продолжении выплаты ранее назначенной пенсии).

В какой валюте и когда выплачивается в Республике Беларусь пенсия, назначенная в Российской Федерации?

Пенсия, назначенная в Российской Федерации, выплачивается в Республике Беларусь в белорусских рублях путем зачисления средств на счет пенсионера, открытый в банковском учреждении, один раз в квартал — в последнем месяце квартала.

Справочно

Для назначения в Республике Беларусь трудовой пенсии по возрасту в 2020 году требуется наличие не менее 17 лет 6 месяцев работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Если период работы в Беларуси меньше установленной продолжительности, то для определения права на пенсию учитывается период работы в России, подтвержденный в установленном порядке компетентными органами Российской Федерации.

Смотрите также:

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

  • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
  • которые достигли пенсионного возраста;
  • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

Возраст выхода на пенсию

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Размеры трудовой пенсии

Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Средняя пенсия по возрасту
456,81 447,55 446,84 446, 84
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
257,96 (61,70 + 196,26)
245,12 (59,97 + 185,15)
243,11 (57,96 + 185,15)

В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

ноябрь 2020 – январь 2021
2020 (август-октябрь)
2020 (май-июль)
2020 (февраль-апрель)
ноябрь 2019 – январь 2020
Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
46,28
44,98
43,47
Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
61,70
59,97
57,96

Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
  • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
  • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
  • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

С какого возраста выходят на пенсию?

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2020 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

На что влияет страховой стаж?

Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

    Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

    Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:

    • которые в рабочие периоды подлежали обязательному социальному страхованию и за них уплачивались взносы в ФСЗН;
    • которые достигли пенсионного возраста;
    • которые имеют общий трудовой стаж размером в 25 лет (для мужчин) и в 20 лет (для женщин).

    Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).

    Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

    Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.

    Возраст выхода на пенсию

    В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

    • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
    • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
    • 2018 год – 61 год и 56 лет;
    • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
    • 2020 год – 62 года и 57 лет;
    • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
    • 2022 год – 63 года и 58 лет.

    Размеры трудовой пенсии

    Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.

    Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

    Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.

    ноябрь 2020 – январь 2021
    2020 (август-октябрь)
    2020 (май-июль)
    2020 (февраль-апрель)
    ноябрь 2019 – январь 2020
    Средняя пенсия по возрасту
    456,81 447,55 446,84 446, 84
    Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата)260,82 (64,53 + 196,29)260,29 (64,03 + 196,29)
    257,96 (61,70 + 196,26)
    245,12 (59,97 + 185,15)
    243,11 (57,96 + 185,15)

    В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.

    ноябрь 2020 – январь 2021
    2020 (август-октябрь)
    2020 (май-июль)
    2020 (февраль-апрель)
    ноябрь 2019 – январь 2020
    Доплата пенсионерам, достигшим 75-летия (75% от минимальной пенсии по возрасту) 48,4048,02
    46,28
    44,98
    43,47
    Доплата пенсионерам, достигшим 85-летия (100% от минимальной пенсии по возрасту) 64,5364,03
    61,70
    59,97
    57,96

    Необходимые документы для пенсии в Беларуси в 2020 году

    Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

    Вместе с заявлением нужно подготовить:

    • паспорт или вид на жительство;
    • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2020 году);
    • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
    • страховое свидетельство государственного страхования.

    Что говорит закон?

    • Закон РБ «О пенсионном обеспечении» ;
    • Приказ Министерства социальной защиты РБ №44 ;
    • Указ Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» ;
    • Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения

    Популярные вопросы о пенсии в Беларуси

    С какого возраста выходят на пенсию?

    С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2020 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин.

    Размер минимальной пенсии по возрасту в 2020

    С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

    Куда нужно обращаться для начисления пенсии по возрасту?

    Заявление вместе с необходимыми документами необходимо подавать по месту последней работы. Если человек перед пенсией не работал, имел статус индивидуального предпринимателя или творческого работника, то нужно обращаться непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства.

    На что влияет страховой стаж?

    Страховой стаж необходим для начисления пенсии за выслугу лет. Страховой стаж в 2020 году – 17,5 лет. К 2025 году он вырастет до 20 лет.

    Читайте также: