Когда повысят пенсионный возраст может после выборов президента

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

КОГДА ПОВЫСЯТ

Обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста в РФ продолжается не первый год. Сейчас мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 55. Министр труда и соцзащиты Максим Топилин ранее заявлял, что в 2017 году решения о повышении пенсионного возраста в РФ не будет.

Тем не менее, по мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, о решении поднять пенсионный возраст может быть объявлено довольно скоро. "Я думаю, после выборов", - сказала Малева.

По ее словам, если соответствующий законопроект будет принят в 2019 году, то его реализация может быть осуществлена уже в 2020 году.

Кроме того, по ее мнению, вопрос о том, что реформа коснется лишь более молодого населения, стоял бы еще лет 10-20 назад. "Сейчас уже время упущено. И то, что мы видим – повышать пенсионный возраст придется абсолютно всем", - заключила эксперт.

"В большинстве стран нет такого низкого пенсионного возраста: 55 - для женщины, и 60 - для мужчины. Это просто казус, такого нет практически нигде", - сказал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Он отметил, что в большинстве стран мужчины уходят на пенсию в возрасте 65-67 лет, а женщины – 63-65 лет.

РЕФОРМЫ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

По словам Малевой, в целом экспертное сообщество сходится в понимании того, что пенсионный возраст нужно поднимать, и делать это надо было уже давно, так как в настоящее время никакие иные движения в пенсионной системе уже к эффекту не приводят, а самое мощное влияние на нормализацию и оптимизацию системы будет оказывать как раз повышение пенсионного возраста.

Эксперт отметила, что ни в одной стране мира таким переменам, конечно, люди не радуются, но понимают, что это необходимо. "Я считаю, что населению столько раз ставили этот вопрос, население столько раз выпускало пар по этому поводу, что, мне кажется, люди возражают, но они уже обреченно ждут, они уже даже понимают, что это будет сделано и это необходимо", - сказала она.

Горлин отметил, что в настоящее время у российских женщин средний ожидаемый период нахождения на пенсии составляет 25 лет. Таким образом, получается, женщина 25-30 лет работает и 25 лет получает пенсию.

"Ни одна пенсионная система не может выдержать такое и при этом обеспечивать социально приемлемый уровень пенсии. Это невозможно", - заявил эксперт.

По его мнению, рано или поздно пенсионный возраст придется повышать. "Но чем дальше этот вопрос не будет решаться, тем это будет и сложнее, и тяжелее, и дороже, при этом, прежде всего, для самих граждан", - добавил Горлин.

Он также отметил, что, чем больше это решение будет затягиваться, тем за более короткий промежуток времени в дальнейшем придется повышать пенсионный возраст. Как, например, по его словам, это произошло в Белоруссии, где о предстоящем повышении было объявлено менее, чем за один год. Ранее с 1 января 2017 года в республике началось повышение пенсионного возраста на три года до 58 лет для женщин и 63 для мужчин – по полгода каждый год. Комментируя данную меру, президент Белоруссии высказал мнение о том, что страна может вернуться к вопросу дальнейшего повышения пенсионного возраста после первого этапа — через шесть лет.

"В других странах, во-первых, до того, как начать повышать пенсионный возраст, объявляют за существенно больший промежуток времени – бывает за десять лет и более. И увеличение возраста происходит маленькими шагами - по несколько месяцев в год", - пояснил эксперт.

По его мнению, более рационально было бы повышать пенсионный возраст не более, чем по три месяца ежегодно, хотя бы в течение первых нескольких лет, что позволило бы россиянам лучше адаптироваться к новым условиям.

"Здесь, на мой взгляд, должен быть некий баланс между социальной приемлемостью и экономической эффективностью. И самое главное – это не должно рассматриваться как такой чисто бюджетный эффект. Потому что, на мой взгляд, главная цель и смысл повышения пенсионного возраста – возможность обеспечивать более социально приемлемый уровень пенсий", - отметил Горлин.

Как пояснила Малева, сейчас предлагаются абсолютно разные схемы повышения пенсионного возраста, и какого-то единого мнения нет. По ее словам, все будет зависеть от того, когда будет приниматься это решение. "Очень от многого зависит – (будет) новый состав правительства, новый министр труда, на какие схемы они пойдут – это гадание на кофейной гуще", - добавила она.

МИФ О НЕПОПУЛЯРНОСТИ

"Мне представляется, что вокруг темы повышения пенсионного возраста создан определенный миф. Были другие решения, которые, по моему мнению, в большей степени затрагивали интересы пенсионеров. Например, та же индексация пенсий в размере ниже инфляции или прекращение индексации пенсий работающим пенсионерам", - считает Горлин.

Ранее в России был принят закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам с января 2016 года. Однако в апреле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев во время выступления в Госдуме сообщил, что парламенту и правительству РФ необходимо вместе обсудить социальные и экономические последствия для дальнейшей индексации пенсий работающим пенсионерам и принять взвешенное решение по этому вопросу. Позже глава российского правительства поручил Минтруду, Минфину, а также Минэкономразвития совместно с Пенсионным фондом до 24 мая проработать вопрос по индексации пенсий работающим пенсионерам.

Кроме того, российские пенсионеры в 2016 году не получили индексацию своих пенсий по итогам инфляции за предыдущий год. Правительство РФ приняло решение провести единовременную дополнительную выплату в 5 тысяч рублей по итогам года. В 2017 году пенсии были проиндексированы по уровню инфляции.

"В связи с неполной индексацией пенсий российские пенсионеры, прежде всего работающие, потеряли в среднем около тысячи рублей ежемесячно. Мне кажется, это более существенно, чем то, что человек выйдет на три месяца позже на пенсию", - сказал Горлин, отметив при этом, что со временем этот срок, конечно, будет увеличиваться.

УДАЧНЫЙ МОМЕНТ

По словам Горлина, сейчас в России как раз настал период, относительно удачный для повышения пенсионного возраста – порядка десяти лет на рынок труда будет выходить малочисленное молодое поколение.

"Понятно, что это не взаимозаменяемые рабочие места – молодежь и люди старшего возраста не конкурируют напрямую между собой - но все равно это будет фактор, смягчающий проблему трудоустройства лиц пенсионного возраста", - сказал он.

Кроме того, эксперт отметил, что если ничего не менять в пенсионной системе, то в силу объективных демографических трендов будет ухудшаться соотношение между численностью работающих и пенсионеров, и соответственно - станет тяжелее обеспечивать индексацию пенсий в размере инфляции, будет снижаться отношение размера пенсии к зарплате.

"Сегодня соотношение средней пенсии и зарплаты около 34-35%. Если не повышать пенсионный возраст, то к 2035 году оно снизится до 27%. То есть пенсия все меньше и меньше будет выполнять свою функцию компенсации утрачиваемого заработка", - сказал он.

При этом эксперт отметил, что это должна быть далеко не единственная мера, в том числе необходимо реформировать систему досрочных пенсий. Для повышения уровня пенсий крайне важно обеспечить увеличение доходов пенсионной системы как за счет вывода заработной платы из "тени", так и, прежде всего, роста экономики, являющейся основой хорошего пенсионного обеспечения.

Из-за недовольства россиян выборы президента могут пройти досрочно уже в 2021 году







Пенсионный возраст будет в очередной раз повышен в России после ближайших выборов. Такой вариант развития событий допустил в эфире телеканала «Царьград» журналист Юрий Пронько.

В новом выпуске своей авторской программы «Пронько. Экономика» он, в частности, заявил, что новое повышение в России возраста выхода на пенсию «не за горами». В качестве подтверждения своей точки зрения журналист сослался на данные обзора национальных пенсионных систем, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Юрий Пронько также уточнил, что 96% российских работодателей, ожидая сложностей с наймом сотрудников в 2020 году из-за дефицита кадров, отказываются принимать на работу сотрудников предпенсионного возраста, число которых будет увеличиваться в ближайшие годы из-за повышения возраста выхода на пенсию. Это чревато критическими последствиями для таких ключевых отраслей экономики, как медицина, сельское хозяйство и строительство.

«Если правительство „по-европейски“ продолжит пенсионную реформу и поднимет пенсионный возраст ещё разок на пару-тройку лет, символическими станут и расходы государства по своим социальным обязательствам. Что, по-видимому, и является истинной целью всех так называемых пенсионных реформ в России», — сделал неутешительный вывод журналист.

С великим сожалением приходится констатировать, что Юрий Пронько в этом вопросе Америку не открыл, а просто обобщил то, о чем уже давно говорят видные эксперты в области экономики. Причем говорят убедительно, с цифрами и фактами в руках доказывая, что это не бесплодные фантазии. Впрочем, зачем вообще фантазировать на эту тему, если вся политика государства буквально кричит о том, что повышение пенсионного возраста и правда не за горами.

— Один лишь только Фонд национального благосостояния, который, собственно, и создавался для выполнения социальных обязательств государства перед своими гражданами, насчитывает уже 8 триллионов рублей, — напоминает член президиума Столыпинского клуба, член экспертного совета «Деловой России», экономист Владислав Жуковский. — Доходы федерального бюджета в 2018 году превысили расходы на 2,7 триллиона рублей, а за первые 9 месяцев его профицит уже составил 3 триллиона рублей. Плюс, если верить официальным данным, за последний год золотовалютные резервы страны превысили планку в 540 миллиардов долларов, что по текущему обменному курсу составляет почти 36 триллионов рублей.

Но при этом у казны как-то не находится каких-то 300 миллиардов рублей на индексации пенсий работающим пенсионерам. Которые вынуждены трудиться не от хорошей жизни, а потому, что у них нет денег, чтобы просто посидеть с внуками, отдохнуть на даче или отправиться путешествовать. Они устраиваются на работу хотя бы на полставки, чтобы элементарно выжить!

Государство, подчеркнул эксперт, в 2014 году «заморозило» наши пенсионные накопления, только на этом за 4 года сэкономив на гражданах, по данным Минфина, 2,5 триллиона рублей. Плюс с момента повышения пенсионного возраста на горизонте ближайших 6 лет экономия государства составит еще 2,5 триллиона рублей. А после 2024 года экономия будет расти по экспоненте и составит почти 6% ВВП.

Особых протестов такая социальная политика не вызвала. Видимо, по этим соображениям власть решила идти по накатанной дорожке, и сейчас ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года — до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин, а также рассматривается вариант повышения момента выплаты базовой пенсии еще на 3 года.

Конечно, Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, поспешил опровергнуть подобные заявления, уверив страну, что такой вопрос на повестке дня в Кремле не стоит. Но так ведь и сам президент неоднократно обещал не повышать пенсионный возраст и налоги, пока находится у руля власти, а на деле все обернулось людоедской пенсионной реформой.

Вот и сейчас никакой веры в то, что Кремль не удержится от соблазна и не продолжит повышать пенсионный возраст, нет.

Во-первых, у власти есть шикарное оправдание этих намерений — Европа. Не просто же так в официальных государственных СМИ исправно всплывает тема пенсионного кризиса в Голландии и Швейцарии из-за смягчения денежной политики европейских центробанков. Как же России не перенять «передовой» опыт Запада, коль скоро и у нас декларируется такое же смягчение кредитно-денежной политики с целью сдерживания инфляции в пределах 4%!

Во-вторых, если подняли пенсионный возраст на пять лет тогда, когда для этого не было абсолютно никаких причин, просто так поманипулировав цифрами, то почему не сделать еще раз?

Вполне логично делать это сразу после того, как электорат, традиционно успокоенный необязательными к исполнению обещаниями, проголосует на думских и президентских выборах как надо, и обеспечит правящей элите комфортный фон для безболезненного транзита власти нужному человеку.

Ну, или не сразу, предполагает экс-президент Национальной лиги управляющих, эксперт по работе с негосударственными пенсионными фондами Дмитрий Александров, а чуть позже, хотя бы через один президентский срок.

Впрочем, в том, что «дорожная карта» для этого составлена уже давно, эксперт не сомневается. Только вот тогда перетряхивать будут не только порог выхода на пенсию.

— Мы любим ссылаться на передовой мировой опыт, а в той же Англии, на минуточку, на пенсию выходят в 70 лет. И тоже подумывают о поднятии планки. Теперь вспомните, какие цифры по новому возрасту выхода на пенсию заявлялись изначально? Более поздний выход на пенсию для женщин, практически наравне с мужчинами, предлагался не просто так. Ведь женщины — основная «проблема» пенсионной системы. Они выходят на пенсию раньше, а продолжительность жизни у них дольше, чем у мужчин. Году в 2025-м, не раньше, но этот вопрос будет поднят.

Полагаю, будут пересмотрены категории «досрочников», пока еще имеющих право выйти на заслуженный отдых раньше основной массы работающих. Кроме того, полагаю, будет затронут один нюанс, существующий еще со сталинских времен — работники сферы сельского хозяйства имеют некоторые льготы по отчислениям в Пенсионный фонд, а пенсию получают не меньшую, чем горожане. Так что здесь тоже следует в перспективе ждать секвестирования.

Также допускаю, что средства Фондов обязательного медицинского и социального страхования, скорее всего, могут быть перераспределены таким образом, чтобы они оказывались, так сказать, в одном котле. По вполне понятным причинам — люди после 80−85 лет больше пользуются лекарствами и медицинскими сервисами, чем, скажем, путешествуют. Поэтому им гораздо нужнее не деньги, а помощь в оказании медицинских услуг.

Вполне могут, убежден Дмитрий Александров, пересмотреть и так называемую «страновую» вещь. То есть — возможность получения пенсии гражданами из ближнего зарубежья в России и наоборот. С большой долей вероятности она будет пересматриваться в сторону межгосударственных договоренностей, чтобы они не носили, как сейчас, практически одностороннего порядка, когда платит одна лишь Россия.

И тогда на социальных обязательствах государства перед стариками будет окончательно поставлен большой и жирный крест. Ведь, как верно подметил доктор экономических наук Михаил Делягин, в России уже было пять пенсионных реформ, сейчас обещают шестую, и все они направлены на одну задачу — ограничение пенсионных прав граждан и изъятие пенсионных накоплений на те или иные цели.

«Главная задача, которую, решает либеральное правительство Российской Федерации — это сокращение численности населения страны, насколько я могу судить. Оно решает эту задачу вполне успешно», — резюмировал эксперт.

Если у правительства на самом деле есть такие планы, возникает вопрос — а что же будет дальше, если представить, что после президентских выборов 2024 года в России ничего кардинально не изменится?

Однако тут все же появляется одна маленькая надежда на светлое будущее.

— Сейчас нужно говорить, прежде всего, не о повышении пенсионного возраста после президентских выборов 2024 года, а о сроках проведения этих самых выборов, потому что эти два вопроса тесно взаимосвязаны, — поясняет депутат Государственной Думы VI созыва, член Президиума ЦК КПРФ Вячеслав Тетёкин.

«СП»: — Почему о сроках — прежде всего?

— Казалось бы, вопрос о проведении выборов президента страны в 2024 году, уже решен однозначно. Но есть ощущение, что состоятся они все же гораздо раньше. И если произойдет именно так, то никакого повышения пенсионного возраста не будет.

«СП»: — Что вы имеете в виду?

— Идет такое мощное назревание качественных изменений в России, такой мощный запрос на решительные перемены, что протянуть еще четыре года в таком состоянии страна просто не сможет. Эксперты, в том числе даже провластные экономисты и деятели правительства, на каждом углу кричат о падении жизненного уровня населения который год подряд. При этом в государственном бюджете на три ближайших года закладывается выкачивание из карманов населения еще 2,2 триллиона рублей. То есть падение жизненного уровня будет продолжаться как минимум еще три года. А народ уже сейчас находится на грани выживания — по оценкам экономистов, 60% граждан нашей страны входит в категории нищих или бедных.

Сколько народ будет терпеть, когда фактически конституционное большинство, практически две трети населения, пребывает в таком состоянии? До 2024 года, полагаю, вряд ли будет терпеть. Та безумная, антинародная в полном смысле этого слова политика, которую проводит сама власть, приближает развязку.

«СП»: — То есть если выборы президента свершатся раньше, то можно предположить, что изменения в жизни российских стариков будут не негативными, а позитивными?

— Несомненно. Дело в том, что прошлогодняя пенсионная реформа по выкладкам экономистов была абсолютно бессмысленной. И привела она не к экономии средств, как утверждали ее апологеты, а к дополнительным расходам. И говорить о том, что эту бессмысленную реформу нужно сделать еще более бессмысленной, могут только недалекие и неумные люди, никак не связанные с реальностью. Таких в нашем правительстве довольно много.

Вместе с тем, в нем достаточно и умных людей, которые прекрасно понимают, к чему это приведет. Но самое главное заключается в том, что народ требует изменений на всех фронтах. И речь идет не только об отмене этой самой пенсионной реформы, а о необходимости коренной ломки сложившейся системы управления страной. Тут не обойтись «косметикой» или отменой какой-то одной особенно неудачной новации. Потому что вполне очевиден развал системы образования, а особенно чудовищный провал системы здравоохранения признает даже сама власть.

Разрушение промышленности и науки продолжается. Идет снижение расходов на оборону, а уж эта-то статья вообще была «священной коровой» действующей власти. Единственное повышение расходов предусмотрено на правоохранительные органы. Но на штыках сидеть очень неудобно, практически невозможно, так что дальше ехать уже некуда.

Возрастающая популярность Советского Союза и Иосифа Виссарионовича Сталина совершенно определенно говорит, в каком направлении нужно меняться.

«СП»: — Когда же могут состояться досрочные президентские выборы, если не в 2024 году? Одновременно с выборами в Госдуму в 2021 году, чуть раньше или чуть позже?

— Точно сейчас предположить довольно трудно. Дело в том, что сегодня наступило время довольно шаткого баланса. Даже августовские митинги и демонстрации в Москве по поводу поведения столичных властей перед выборами с трудом удалось сдержать исключительно на условии привлечении отрядов ОМОНа численностью около 25 тысяч человек практически со всей европейской территории России. Такой, казалось бы, незначительный вопрос, как отстранение от выборов группы независимых депутатов, привел с таким серьезным и масштабным социальным потрясениям, что страну пришлось «оголить» вплоть до Урала.

Но нарастают другие причины и поводы для социальных потрясений. Везде, как снежный ком. Только что, например, прошла серия «мусорных» митингов с участием населения целых городов. И в числе наиболее активно протестующих оказались даже те, кто всегда считал себя аполитичным человеком и ранее заявлял, что ни в каких протестах участвовать не собирается.

В народе нарастает не просто недовольство, нарастает ненависть к правящей группировке. Поэтому вопрос только во времени и форме, в которую выльется количество протестов при их переходе в качество. И это вполне может случиться уже в 2020 или в 2021 году. Слишком уж сильно накаляется ситуация в стране, чтобы опрометчиво полагать, что выборы в Государственную Думу снова пройдут по накатанному и привычному для власти сценарию.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Когда повысят


По ее словам, если соответствующий законопроект будет принят в 2019 году, то его реализация может быть осуществлена уже в 2020 году.

Кроме того, по ее мнению, вопрос о том, что реформа коснется лишь более молодого населения, стоял бы еще лет 10-20 назад. "Сейчас уже время упущено. И то, что мы видим – повышать пенсионный возраст придется абсолютно всем", — заключила эксперт.

"В большинстве стран нет такого низкого пенсионного возраста: 55 — для женщины, и 60 — для мужчины. Это просто казус, такого нет практически нигде", — сказал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Он отметил, что в большинстве стран мужчины уходят на пенсию в возрасте 65-67 лет, а женщины – 63-65 лет.

Реформы не избежать


Эксперт отметила, что ни в одной стране мира таким переменам, конечно, люди не радуются, но понимают, что это необходимо. "Я считаю, что населению столько раз ставили этот вопрос, население столько раз выпускало пар по этому поводу, что, мне кажется, люди возражают, но они уже обреченно ждут, они уже даже понимают, что это будет сделано и это необходимо", — сказала она.

Горлин отметил, что в настоящее время у российских женщин средний ожидаемый период нахождения на пенсии составляет 25 лет. Таким образом, получается, женщина 25-30 лет работает и 25 лет получает пенсию.

"Ни одна пенсионная система не может выдержать такое и при этом обеспечивать социально приемлемый уровень пенсии. Это невозможно", — заявил эксперт.


Он также отметил, что, чем больше это решение будет затягиваться, тем за более короткий промежуток времени в дальнейшем придется повышать пенсионный возраст. Как, например, по его словам, это произошло в Белоруссии, где о предстоящем повышении было объявлено менее, чем за один год. Ранее с 1 января 2017 года в республике началось повышение пенсионного возраста на три года до 58 лет для женщин и 63 для мужчин – по полгода каждый год. Комментируя данную меру, президент Белоруссии высказал мнение о том, что страна может вернуться к вопросу дальнейшего повышения пенсионного возраста после первого этапа — через шесть лет.

"В других странах, во-первых, до того, как начать повышать пенсионный возраст, объявляют за существенно больший промежуток времени – бывает за десять лет и более. И увеличение возраста происходит маленькими шагами — по несколько месяцев в год", — пояснил эксперт.

По его мнению, более рационально было бы повышать пенсионный возраст не более, чем по три месяца ежегодно, хотя бы в течение первых нескольких лет, что позволило бы россиянам лучше адаптироваться к новым условиям.


Как пояснила Малева, сейчас предлагаются абсолютно разные схемы повышения пенсионного возраста, и какого-то единого мнения нет. По ее словам, все будет зависеть от того, когда будет приниматься это решение. "Очень от многого зависит – (будет) новый состав правительства, новый министр труда, на какие схемы они пойдут – это гадание на кофейной гуще", — добавила она.

Миф о непопулярности


Ранее в России был принят закон об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам с января 2016 года. Однако в апреле 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев во время выступления в Госдуме сообщил, что парламенту и правительству РФ необходимо вместе обсудить социальные и экономические последствия для дальнейшей индексации пенсий работающим пенсионерам и принять взвешенное решение по этому вопросу. Позже глава российского правительства поручил Минтруду, Минфину, а также Минэкономразвития совместно с Пенсионным фондом до 24 мая проработать вопрос по индексации пенсий работающим пенсионерам.


"В связи с неполной индексацией пенсий российские пенсионеры, прежде всего работающие, потеряли в среднем около тысячи рублей ежемесячно. Мне кажется, это более существенно, чем то, что человек выйдет на три месяца позже на пенсию", — сказал Горлин, отметив при этом, что со временем этот срок, конечно, будет увеличиваться.

Удачный момент

По словам Горлина, сейчас в России как раз настал период, относительно удачный для повышения пенсионного возраста – порядка десяти лет на рынок труда будет выходить малочисленное молодое поколение.

"Понятно, что это не взаимозаменяемые рабочие места – молодежь и люди старшего возраста не конкурируют напрямую между собой — но все равно это будет фактор, смягчающий проблему трудоустройства лиц пенсионного возраста", — сказал он.

Кроме того, эксперт отметил, что если ничего не менять в пенсионной системе, то в силу объективных демографических трендов будет ухудшаться соотношение между численностью работающих и пенсионеров, и соответственно — станет тяжелее обеспечивать индексацию пенсий в размере инфляции, будет снижаться отношение размера пенсии к зарплате.


При этом эксперт отметил, что это должна быть далеко не единственная мера, в том числе необходимо реформировать систему досрочных пенсий. Для повышения уровня пенсий крайне важно обеспечить увеличение доходов пенсионной системы как за счет вывода заработной платы из "тени", так и, прежде всего, роста экономики, являющейся основой хорошего пенсионного обеспечения.

Читайте также: