Когда повысят возраст пенсии чиновникам


В 2021 году границы пенсионного возраста снова изменились, что станет настоящим препятствием для тех потенциальных пенсионеров, которые бы могли отправиться на заслуженный отдых по старым правилам. Система увеличения пограничного возрастного порога является частью пенсионной реформы, которую называют непопулярным решением.

Предыстория повышения пенсионного возраста

Ошибочно полагать, будто возвращение к первоначальной системе выхода на пенсию – хороший выход из положения. По крайней мере, Оксана Синявская, которая является представителем НИУ ВШЭ, полагает, что сильно это делу не поможет. В лучшем случае можно рассчитывать на краткосрочное улучшение положения.

Решение о смещении порога пенсионного возраста было подписано президентом в 2018 году, но с тех пор количество противников пересмотренного законодательства не уменьшается.

Технически показатель выхода не пенсию оставался в стране неизменным с 1967 года. Для многих граждан установленные полвека назад рамки считаются единственно приемлемыми, так как о других никто и не задумывался. Люди настолько привыкли к такого рода стабильности, что заранее начинали строить планы касательно того, как будут складываться их дела после начала официального отдыха.

Нововведение сильно сместило распланированную на много лет вперед стратегию. Не смутило россиян и то, что многие страны после 90-х годов уже успешно провели аналогичные реформы.


После вступления государства на путь новейшей истории власти довольно долго вообще отрицали то, что собираются смещать пенсионные рамки. Когда же чиновники все же приняли непопулярное решение, многих это удивило. Реакция была не менее бурная, чем после того, как в стране отказались от части соцльгот, что было произведено в 2005 году и спровоцировало волны недовольства.

Причины недовольства тех, кто не станет пенсионером в 2021 году

По свидетельствам исследования, проведенного специалистами «Левада-центра», почти половина граждан проголосовала за то, что пенсионная реформа стала главным событием года. Такие результаты были и в 2018 году, и годом позже. Даже теперь россияне негативно относятся к нововведениям. Другие социологические исследования демонстрируют, что граждане РФ в большинстве своем выступают за откат до старых пенсионных возрастов.

Эксперты связывают столь острую реакцию с тем, что качественной разъяснительной работы проведено не было. Речь идет о людях, которые попали в границы повышения.


Пока что прошло не особенно много времени для того, чтобы подвести итоги по части экономического эффекта от проведенной реформы. Больше всего новшества затронули мужчин, которые родились в период с 1959 по 1960 годы, а также женщин, рожденных с 1964 по 1965 годы. Затронули и интересы некоторых пенсионеров чуть младшего возраста, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию.

Пенсионный возраст снова изменится

Чтобы гражданам, которые попали в так называемую категорию предпенсионеров, было проще, им представили подробную таблицу. При этом специалисты отметили, что опасения касательно связи повышения пенсионного порога с влиянием на уровень занятости населения, на практике так и не оправдались.


Готовятся аналитики и к тому, что в последующие годы будет крайне проблематично выделить чистые эффекты влияния пенсионной реформы на экономику страны. Нововведение натолкнулось на проблемы, связанные с экономическими последствиями длительной самоизоляции из-за коронавируса. Тут учитывается то, что сокращенный фонд зарплаты уменьшает страховые доходы ПФ. Из-за этого выделить положительный эффект от увеличения пенсионного порога становится практически невозможно.

Краткое содержание:


Изменения для неработающих пенсионеров с 1 января 2021 года уже подготовлены правительством РФ. Это коснется не только перерасчета пенсий и социальных выплат с учетом инфляции, но и некоторых других сюрпризов, которые по-разному отразятся на пенсионерах. Если учитывать, что правительство делает все возможное, чтобы каждый год размер пенсии увеличивался, то стоит ожидать, что все-таки она станет достойной.

Индексация и пенсионный возраст с 1 января 2021 года для неработающих пенсионеров


Первые дни Нового года – это не только череда приятных праздников, но и обязательные изменения, представленные правительством для народа. Наверное, это уже можно назвать традицией. 1 января 2021 года тоже не стал исключением из правил. Изменения, прежде всего, коснутся самого незащищенного слоя общества – пенсионеров. Уже в первый день января 2021 года вступят в силу 4 изменения

Прежде всего – это индексация пенсий

Она проводится каждый год и касается каждого россиянина, вышедшего на заслуженный отдых. В 2021 году повышение страховой пенсии для пенсионеров, которые не работают, поднимется на 6,3%. С одной стороны неплохая прибавка, но с другой стороны нужно ведь учитывать и инфляцию в стране. А она, возможно, достигнет не меньше половины предполагаемого повышения пенсии. В планах правительства сделать среднюю пенсию не менее чем 17 тыс. 432 рубля. И это не считая дополнительной надбавки, которая составит 1 тыс. рублей. Хотя когда эти планы будут реальностью, пока не известно. На сегодняшний день у многих россиян размер пенсий колеблется от 8 и до 12 тыс. рублей.

Повышение пенсионного возраста и прожиточный минимум в 2021 году


Согласно пенсионной реформе, увеличивается возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин. Правительством запланировано поэтапный переход. Уже с 1 января 2021 года эти нововведения вступят в силу. Для женщин он составит 56, 5 лет, а для мужчин 60, 5 лет.

Исключения будут составлять льготные категории граждан. Для них возраст выхода на заслуженный отдых пока не меняется. Речь идет о людях, которые могут выйти на пенсию досрочно:

  • водители общественного транспорта и шахтеры;
  • сотрудники, работающие на вредном (тяжелом) производстве и горноспасатели;
  • также это касается врачей и учителей. Они могут пойти на пенсию по выслуге лет.

Прожиточный минимум (ПМ) будет повышен с 1 января 2021 года, но его сумма будет зависеть от конкретного региона и потребительской корзины. На данный момент ПМ составляет около 9 тыс. 300 по стране. Это среднее значение. Для тех пенсионеров, пенсия которых меньше этой суммы (а в 2021 году она немного увеличится) будет выплачиваться социальная доплата.

Изменения в системе накоплений и использование электронных трудовых книжек в 2021 году для неработающих пенсионеров


Электронная трудовая книжка

Известно, что трудовая книжка нужна для фиксации места и стажа работы. Без трудовой книжки пенсию трудно насчитать. Но если ранее трудовая книжка была в бумажном формате, то с 1 января 2021 года ее переведут в электронный вид. Теперь у новых работников не будет бумажных трудовых книжек. Но ее выбрасывать или терять не стоит, чтобы не утерять ценные данные о стаже работы, поскольку переход на электронную версию книги только начинается. Если пенсионер еще работает, то у него будут 2 варианта трудовой книги.


Сколько стоит пенсионный балл

Такую систему накоплений пенсионных балов ввели с 2015 года, и изменяется она каждый год. При выходе на заслуженный отдых учитывается также, сколько баллов набрал россиянин. Больше баллов, значит, больше будет сумма выплат для пенсионера. В 2021 году 1 пенсионный балл составит 98,86 рубля.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.



Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2020 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

С 1 января 2020 года возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на государственной службе, составляет 56 лет, а для мужчин-чиновников 61 год соответственно.


Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.



Закон об этом подписан президентом страны. Вступает он в силу с 1 января 2017 года. А сегодня он публикуется в "Российской газете".

В нем есть несколько новелл. Первая - пенсионный возраст. Со следующего года для тех, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, он будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. То есть в 2017 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин составляет 55,5 года; для мужчин - 60,5 года; в 2018 г. для женщин - 56 лет, для мужчин 61 год и так далее. Текущий год - последний, когда госслужащие уходят на пенсию, как все, - в 55 и 60 лет.



Второе. Стаж госслужбы, необходимый для получения пенсии. Сейчас он должен быть не менее 15 лет, при этом для того, чтобы иметь право на "пенсию госслужащего", человек должен уходить на заслуженный отдых с госслужбы, проработав перед увольнением непрерывно не менее 12 лет. По новым правилам минимальный стаж - 20 лет.

Прибавляться эти пять лет будут также по полгода в год. В 2017 году минимальный стаж для пенсии будет 15,5 года, в 2018 - 16 лет. Граница в 20 лет будет достигнута в 2026 году.

И новый закон не отменяет правило - претендовать на пенсию госслужащего может только человек, уходящий на нее с должности в государственном ведомстве. Если он имеет стаж госслужбы хоть 25 лет, хоть 30, а последние годы дорабатывал, скажем, в коммерческой структуре, никакая "особая" пенсия ему уже не положена.

Впрочем, вокруг этой "специальной" пенсии много мифов, а реальность - прозаична. По законодательству, если человек был госслужащим минимально положенный срок (15 лет или по новому закону - 20), ему полагается пенсия в размере 45 процентов от зарплаты. За каждый последующий год прибавляется по три процента, но есть потолок - 75 процентов. При чем при расчете пенсии учитывается оклад, премии - не в счет. А оклады у федеральных госслужащих не самые "завидные". Так на сайте министерства труда России есть табличка, в которой прописана зарплатная сетка федеральных госслужащих. По ней самый высокий оклад - у заместителя министра - 9500 рублей в месяц. Самый низкий - у специалиста первого разряда - 3700 рублей. Конечно, при начислении зарплаты к окладам прибавляются надбавки , например, за особые условия гражданской службы, но в формуле расчета пенсии лежит именно оклад. У региональных госслужащих, как правило, оплата труда выше, чем у "федералов".

Когда человек уходит на заслуженный отдых, ему рассчитывается обычная страховая пенсия и пенсия госслужащего. Потом они сравниваются. Если страховая оказывается выше, чем "особая", то она и платится. Если "специальная" превышает страховую, то разница между ними прибавляется к страховой пенсии. Средний размер "надбавки" для госслужащих - 1700 рублей. Так что далеко не каждый чиновник получит в итоге "заоблачную", как думают многие, пенсию.

Еще одна новелла в законе - увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе: для всех служащих - до 65 лет, а для высших руководителей - до 70 лет.

Есть в принятом законе нововведение и для депутатов и сенаторов. Касается оно тоже минимального стажа работы для получения прибавки к страховой пенсии. Сейчас для того, чтобы ее получить, достаточно проработать депутатом Госдумы или членом Совета Федерации один год. По новым правилам, минимальный порог - пять лет. В этом случае парламентарии могут рассчитывать на пенсию в 55 процентов от оклада. А для получения максимальной суммы - в 75 процентов - им придется проработать на выборной должности не менее 10 лет (по пока еще действующим правилам - три года).

Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию. А затронут они, по данным минтруда, более одного миллиона государственных и муниципальных служащих. Экономия пенсионного фонда, благодаря этому, составит 600 миллионов рублей. Их планируют направить на общее повышение пенсий.



Закон об этом подписан президентом страны. Вступает он в силу с 1 января 2017 года. А сегодня он публикуется в "Российской газете".

В нем есть несколько новелл. Первая - пенсионный возраст. Со следующего года для тех, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, он будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. То есть в 2017 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин составляет 55,5 года; для мужчин - 60,5 года; в 2018 г. для женщин - 56 лет, для мужчин 61 год и так далее. Текущий год - последний, когда госслужащие уходят на пенсию, как все, - в 55 и 60 лет.



Второе. Стаж госслужбы, необходимый для получения пенсии. Сейчас он должен быть не менее 15 лет, при этом для того, чтобы иметь право на "пенсию госслужащего", человек должен уходить на заслуженный отдых с госслужбы, проработав перед увольнением непрерывно не менее 12 лет. По новым правилам минимальный стаж - 20 лет.

Прибавляться эти пять лет будут также по полгода в год. В 2017 году минимальный стаж для пенсии будет 15,5 года, в 2018 - 16 лет. Граница в 20 лет будет достигнута в 2026 году.

И новый закон не отменяет правило - претендовать на пенсию госслужащего может только человек, уходящий на нее с должности в государственном ведомстве. Если он имеет стаж госслужбы хоть 25 лет, хоть 30, а последние годы дорабатывал, скажем, в коммерческой структуре, никакая "особая" пенсия ему уже не положена.

Впрочем, вокруг этой "специальной" пенсии много мифов, а реальность - прозаична. По законодательству, если человек был госслужащим минимально положенный срок (15 лет или по новому закону - 20), ему полагается пенсия в размере 45 процентов от зарплаты. За каждый последующий год прибавляется по три процента, но есть потолок - 75 процентов. При чем при расчете пенсии учитывается оклад, премии - не в счет. А оклады у федеральных госслужащих не самые "завидные". Так на сайте министерства труда России есть табличка, в которой прописана зарплатная сетка федеральных госслужащих. По ней самый высокий оклад - у заместителя министра - 9500 рублей в месяц. Самый низкий - у специалиста первого разряда - 3700 рублей. Конечно, при начислении зарплаты к окладам прибавляются надбавки , например, за особые условия гражданской службы, но в формуле расчета пенсии лежит именно оклад. У региональных госслужащих, как правило, оплата труда выше, чем у "федералов".

Когда человек уходит на заслуженный отдых, ему рассчитывается обычная страховая пенсия и пенсия госслужащего. Потом они сравниваются. Если страховая оказывается выше, чем "особая", то она и платится. Если "специальная" превышает страховую, то разница между ними прибавляется к страховой пенсии. Средний размер "надбавки" для госслужащих - 1700 рублей. Так что далеко не каждый чиновник получит в итоге "заоблачную", как думают многие, пенсию.

Еще одна новелла в законе - увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе: для всех служащих - до 65 лет, а для высших руководителей - до 70 лет.

Есть в принятом законе нововведение и для депутатов и сенаторов. Касается оно тоже минимального стажа работы для получения прибавки к страховой пенсии. Сейчас для того, чтобы ее получить, достаточно проработать депутатом Госдумы или членом Совета Федерации один год. По новым правилам, минимальный порог - пять лет. В этом случае парламентарии могут рассчитывать на пенсию в 55 процентов от оклада. А для получения максимальной суммы - в 75 процентов - им придется проработать на выборной должности не менее 10 лет (по пока еще действующим правилам - три года).

Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию. А затронут они, по данным минтруда, более одного миллиона государственных и муниципальных служащих. Экономия пенсионного фонда, благодаря этому, составит 600 миллионов рублей. Их планируют направить на общее повышение пенсий.


По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Жители Омска отреагировали на сообщения о выплатах бывшему губернатору Леониду Полежаеву гигантской пенсии, которая превышает пенсии обычных граждан региона в 16−17 раз, пишет местный интернет-портал БК55. Они собираются подать в суд на Полежаева в связи с недавней прибавкой к его пенсии.

«Мы считаем, что над ним должен произойти суд. За Федоровку, куда он закопал много денег, за метро, куда он также закопал деньги. И вот у нас 550 рублей отобрали, а ему 224 тысячи добавили. У меня пенсия 15 тысяч, 4 из них я отдаю за коммунальные услуги, остается буквально капля. А у него?» — рассказала одна из жительниц города.

О том, что экс-чиновник продолжает получать прибавку к пенсии в 224 тыс. руб., которую ему назначили при отставке, стало известно в январе. Средняя пенсия в регионе составляет 14 тыс. рублей. СМИ подсчитали, что на одну месячную пенсию Леонида Полежаева целый месяц могут жить 16 обычных омичей.

Прибавка в 224 тысячи? Это реально? Видимо, для этого и затевалась пенсионная реформа, чтобы одни получали все, а другие ничего. Добавка в 500 рублей — просто унижение, это не 224 тысячи.

Звучит фантастически, но, оказывается, реально. И это не единственное, что отличает «привилегированных» пенсионеров от обычных.

Индексация пенсий, запланированная 1 апреля, коснётся получателей «пенсий по государственному обеспечению» — их выплаты должны вырасти на 7%. При этом страховые пенсии с 1 января были повышены на 6,6%, а военные с 1 октября вырастут лишь на 3%. То есть Полежаеву после 1 апреля добавят еще более 15 000.

Ведь семь процентов для получателей обычных пенсий — копейки, в то время, как экс-госчиновники получат прибавку в размере пенсии простого смертного.

Еще одним примером дискриминации является тот факт, что индексация в случае получателей госпенсий коснётся как неработающих, так и работающих пенсионеров. Если среди обычных граждан право работать имеют только обладатели соцпенсий по инвалидности и даже блокадники и участники войны, то бывшим госслужащим индексация положена вне зависимости от того, работают они или нет. Вот почему эти «деятели» так ратуют за пенсионную реформу.

Возможно, подать в суд на конкретного отставного чиновника — единственное, что остается простым гражданам, получающим в качестве пенсии гроши, которых едва ли хватает на пропитание. Но чего они эти добьются? Такие у нас пенсионные реформы для народа.

— Большинство пенсионеров получают свои пенсии из различных пенсионных фондов, государственного или частных, только самые нищие пенсионеры получают напрямую из бюджета — и самые богатые тоже, это государственные служащие, вышедшие на пенсию, —говорит главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.

— И если минимальная пенсия составляет сегодня где-то 8 тысяч, то максимальные могут составлять сотни тысяч — только что был скандал, когда бывший омский губернатор Полежаев назначил себе доплату к пенсии более 200 тысяч рублей.

«СП»: — Пенсии должны вырасти на 7%. При этом страховые пенсии с 1 января были повышены на 6,6%, а военные с 1 октября вырастут лишь на 3%. Мало того, идексация в случае получателей госпенсий коснётся как неработающих, так и работающих пенсионеров. А что ожидать простым смертным? Им говорили, проведут пенсионную реформу — всем пенсии повысим.

— У нас в стране создано две пенсионные системы — для «государевых людей» и ли прочих, для «черного люда». Фактически это сословное общество, в котором одни пользуются заботой и вниманием государства, а другие — живут по остаточному принципу. Поэтому, когда назначают 7 процентов прибавки от 8 тысяч, это почти неощутимая сумма — чуть больше 500 рублей, а со 100 тысяч — прилично, 7 тысяч рублей. И работать обладатели самых нищенских пенсий не имеют права, а самые богатые — сколько угодно. В общем, как сказал поэт, «кому бублик, а кому дырка от бублика — вот вам и демократическая республика».

«СП»: — Почему бывшие госслужащие, которые в отличие от простых работяг всю жизнь просидели в тёплых кабинетах, находятся в столь привилегированном положении?

— Потому что сами госслужащие себе пенсии и назначают, а простые работяги получают, что баре дадут. Я повторяю слова Евгения Куликова, что естественно — мы с ним оба состоим в Евразийском бюро Всемирной федерации профсоюзов, и это наша общая позиция. СПР сегодня, полагаю, последовательней всех профсоюзных объединений отстаивает интересы трудящихся, так что все это не случайно.

«СП»: — У госчиновников оставили привязку пенсий к стажу и зарплате. Чем это выгодно? Как с этим у простых смертных?

— Ну как не выгодно? Чем больше зарплата, тем выше пенсия — все же 75 процентов от зарплаты составляет. И чем выше стаж, чем толще попу ты себе отрастил, сидя в кресле, тем тоже больше выплаты. А у простых смертных с этим практически никак.

«СП»: — Почему соцпенсионер в принципе не может быть работающим, а вот бывший госслужащий может продолжать работать на другом месте и при этом получать свою пенсию по выслуге лет? Кто это придумал и на каком основании?

— Сами чиновники это для себя и придумали, что непонятного? Как придумали пенсионную реформу. Меня удивляет другое — почему остальным-то нельзя работать? У нас в стране на самом деле дефицит квалифицированных кадров, и выключать здоровых и опытных людей из производственной деятельности — преступно по отношению к интересам народного хозяйства.

«СП»: — Пенсионеры Омска решили не терпеть унижения и намерены подавать в суд на экс-губернатора с пенсией в 230 тысяч. Каковы их шансы на успех?

— Шансов у них никаких — Полежаев назначил себе доплату к пенсии абсолютно законно. Другое дело — такие у нас теперь законы. Классовые, сословные. Правящие классы пишут законы под свои классовые интересы. Представителям же угнетенных классов надо думать головой, а не другим местом. Книжки умные перечитать, что в институте читали, а потом позабыли. «Государство и революция», например.

«СП»: — Эффективны ли вообще протесты в данном случае? Что если все пенсионеры по всей России поступят так же?

— Судя по ставшей уже легендарной «седой революции» или борьбы пенсионеров против монетизации льгот в 2005 году, очень даже эффективны массовые протесты. Но только кто будет организовывать и координировать протест? Сегодня не смогли организоваться даже против пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста. Хотя казалось уж чего проще.

— Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, — напоминает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— К сожалению, на сегодня невозможно точно установить, какое количество людей получает такие пенсии и каков ее средний размер. Во-первых, эта информация не афишируется. Во-вторых, условия выплаты пенсий по гособепспечению постоянно меняются. Но можно установить вполне логичные тренды. С одной стороны, мы фиксируем тренд на уменьшение людей, имеющих право на такую пенсию. Так, стаж государственной службы, дающий право на пенсии по гособеспечению, неуклонно увеличивается с 2017 года. С 15 лет до 20 в 2020 году. Кроме того, из данной категории выводятся отдельные категории госслужащих. Например, такого права лишены депутаты Верховного совета России и депутаты Государственной думы 1 созыва.

Второй отчетливый тренд — то дифференциация размера пенсий по принципу «чем выше была занимаемая должность», тем больше размер пенсии по гособеспечению. Власти дошли до того, что уже практикуют скрытые индивидуальные добавки к пенсиям для отдельных губернаторов и иных должностных лиц.

Третий тренд — растет доля выплат таких пенсий для работников силовых структур.

Но главное: сама методология пенсий полностью отвечает духу кастового, олигархического и антинародного государства.

«СП»: — Почему такая разница с простыми смертными? С какой стати им такие пенсии? Обещали после пенсионной реформы всем платить достойно.

— Пенсии по государственному обеспечению — абсолютно порочный способ поощрения властью конкретных социальных групп — своих. Это не вознаграждение за безупречную службу (за это нужно награды давать и точечные премии, а не надбавки к пенсии), а плата за лояльность. По сути, это все больше покупка политической лояльности и благонадежности.

«СП»: — Почему бывшим чиновникам разрешено работать и получать пенсию, а простым смертным нет?

— В России установилось чиновное-полицейское государство. Возник новый привилегированный класс, который совершенно очевидно имеет гораздо больше прав, чем простые смертные и, одновременно, гораздо меньше ответственности. И это важнейший признак кастового государства. И пенсионная реформа — не для них.

«СП»: — Если в бюджете нет денег, то почему бы не сократить пенсии этим людям? Ну, до разумных пределов. Или власть на это никогда не пойдет, она еще одну пенсионную реформу устроит?

— Любая олигархическая власть никогда не пойдет на то, чтобы лишить себя денег. Она отберет деньги у детей и старух, но себе будет платить обязательно и во все возрастающих количествах при любом раскладе в стране.

«СП»: — Пенсионеры Омска подали в суд на экс-губернатора с пенсией в 230 тысяч. Это что-то изменит?

— Оценка деятельности Омского губернатора самими жителями Омска — самая объективная оценка. К слову, бывший Омский губернатор, кроме того, что вверг свою область в еще большую депрессию, ничем выдающимся не отличился. Но был сверхлоялен по отношению к федеральной власти. Отсюда — и бонус для него размером в пятнадцать средних пенсий. К сожалению, граждане не имеют никаких прав голосовать рублем и вынуждены искать правды в суде. Думаю, что при нынешней системе тотального обмана и ограбления населения они не найдут правды и в суде.

«СП»: —Эффективны ли вообще подобные методы протеста? И возможен ли массовый протест пенсионеров в России? Или у нас большинство все равно промолчит? Как большинство промолчало, когда принимали пенсионную реформу?

— Похоже, что власть ждет массового отказа пенсионеров от пенсий, настолько выплачиваемые пенсии для простых людей становятся мизерными и унизительными. Бороться же с чиновниками за правду нет никакой возможности. Сейчас еще собираются исключить возможность прямого контакта людей с чиновниками пенсионного фонда — перевести это исключительно в электронную форму. И тогда точно воцарится полный произвол. На сегодня единственный способ хоть как-то привлечь внимание к проблемам пенсионеров — это блокировать действия депутатов от «Единой России» и других прокремлевских партий, в том числе — на выборах всех уровней.

Комментарий редакции: Позор стопроцентный! Народу России вешают лапшу на уши о «нехватке денег в бюджете», призывая на этом основании к «затягиванию поясов». А сами? Чиновники установили себе непомерно высокий уровень пенсий. Фактически это прямой плевок в лицо обобранного народа. Причем заметьте, что это не проблема отдельно взятого субъекта РФ — подобное происходит в масштабах всей страны. Мы помним, как в 2012 — 2015 гг., когда бюджетная политика приобрела более жёсткий характер (в сравнении с 2006 — 2012 гг.), государственные расходы на содержание управленческого аппарата возрастали в геометрической прогрессии. Чем это можно объяснить? Не будем забывать, что государство представляет собой не общественного арбитра, а организацию господствующего класса. Власть принадлежит капиталистам. Вполне понятно, что буржуазия распространяет свои методы эксплуатации трудящихся и выколачивания из них всего в свою пользу на всю страну. Но с подобным положением вещей нельзя мириться. Только активная и наступательная борьба народа сможет положить конец несправедливости и политике социального геноцида.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Читайте также: