Когда появился негосударственные пенсионные фонда в россии


Первый негосударственный пенсионный фонд появился двадцать пять лет назад. За четверть века НПФ из мелких некоммерческих организаций, работавших по разрешительной «бумажке» министерства соцзащиты, выросли в крупнейшие небанковские финансовые организации в России. В 2017 году активы НПФ достигли 3,3 трлн рублей, что сравнимо с 3,8% ВВП. За четверть века НПФ пережили три полномасштабных кризиса, включая глобальный финансовый кризис.

Пенсионные фонды появились вместе с рыночной экономикой в начале 90-х. В «нулевые» они стали платформой для самой масштабной социальной реформы правительства, запущенной, чтобы создать запас прочности для молодых поколений россиян. Во второй половине 2010-х НПФ превратились в крупнейших инвесторов на российском рынке.

Президент Борис Ельцин подписал указ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».

Это было бурное время – МММ и Хопер-Инвест, бронированные мерседесы и малиновые пиджаки, инфляция более 2500% годовых и «деревянный рубль».

Сразу после указа как на дрожжах выросло несколько сотен пенсионных фондов. Никакого законодательного регулирования не существовало. Само понятие «некоммерческая организация» появилось в гражданском законодательстве позже, чем были зарегистрированы первые фонды.

Начинается выдача первых лицензий пенсионным фондам. Их выдает Инспекция НПФ при Минсоцзащиты, созданная годом ранее. Это стало первым шагом к упорядочиванию стихийно возникшего рынка. В первые годы инспекция выдала более 400 лицензий.

До введения лицензирования единственным разрешительным документом для НПФ была «бумажка» от Министерства социальной защиты – письменный ответ министерства, в котором говорилось , что документы соответствуют законодательству и что надо будет получить лицензию, когда появится инспекция.

Появляется закон «О негосударственных пенсионных фондах». В России уже сформировались крупные промышленные холдинги, которые обзаводятся корпоративными НПФ. Государство это поощряет.

Базовая идея - разрешить работодателям за счет налоговых льгот финансировать досрочные пенсии работникам вредных производств, чтобы тем самым снизить расходы Пенсионного Фонда России по выплатам «досрочникам».

Дефолт. Пирамида ГКО – государственных краткосрочных облигаций (их выпуском Минфин отчаянно пытался найти деньги на самые насущные потребности государства) – с треском рухнула. Под ее завалами погребены почти все крупнейшие банки страны и те НПФ, которые покупали облигации и держали их на счетах депо в рухнувших банках. Законодательство требовало от пенсионных фондов инвестировать в госбумаги минимум 30% активов, но многие НПФ держали в них до 100% активов – не могли устоять перед высокой доходностью ГКО.

Многие рыночные фонды не пережили дефолт. Выстояли в основном корпоративные НПФ: они жили по своим бюджетам с плановыми взносами работодателей. Кризис 1998 года сильно проредил рынок, оставив самых устойчивых.


Принято решение о запуске пенсионной реформы. Вдобавок к распределительной системе (работающей по принципу общего котла: взносы работающих граждан тратятся на выплаты пенсий старикам) внедряются страховая и накопительная пенсии.

Накопительная система позволит молодым поколениям россиян самим накопить будущую пенсию к тому времени, когда Россию накроет демографический кризис. Главный аргумент правительства того времени: к 2027-2028 годах число наемных работников и пенсионеров в России сравняется, а это значит – распределительную пенсионную систему ждет дефолт, малочисленные молодые поколения не смогут кормить стариков.

Начинает действовать накопительная пенсионная система. В ней участвуют на первых порах 40 млн человек, но с каждым годом число участников растет – на пике, в 2015 году, было более 80 млн человек. 6% от зарплаты каждого участника поступает не в «общий котел», а на индивидуальный счет человека. Эти деньги инвестируются и приносят доход.

НПФ допущены к работе с накоплениями граждан. За первый год работы весь рынок НПФ – более 40 фондов - привлек чуть более 1 млрд рублей накоплений. Через десять лет объем накоплений в НПФ превысит 1 трлн рублей, а число клиентов-застрахованных лиц – 20 млн человек.

Мировой финансовый кризис. Обвал на российском фондовом рынке - индекс РТС, в мае переваливший за 2400 пунктов, к ноябрю обрушился до 600 пунктов. Участники фондового рынка несут колоссальные убытки.

НПФ не исключение – 89 из 103 НПФ получили 9 млрд потерь от инвестирования пенсионных накоплений. Но большая часть - 61 НПФ – компенсировали потери клиентам-застрахованным из собственных средств.

Общие активы НПФ с учетом накоплений и резервов достигли 1 трлн рублей. НПФ становятся заметными внутренними инвесторами. Каждый год средства песионных накоплений в НПФ удваиваются - за счет перетока клиентов из Пенсионного фонда России и пополнения счетов старой клиентской базы. НПФ становятся самым быстрорастущим сегментом финансового рынка. Это привлекает на пенсионный рынок крупные финансовые группы.

На рынке НПФ бум сделок. Ряд крупнейших НПФ, создававшихся для корпоративных программ, привлекают инвесторов – группа холдинга «Открытие» (НПФ «Лукойл-Гарант» и НПФ электроэнергетики), группа О1 Бориса Минца, группа «Алор» Анатолия Гавриленко, группа «Бин» Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова. Рынок консолидируется, формируются новые пенсионные группы.

Принят закон, запустивший систему гарантирования пенсионных накоплений. Она должна стать аналогом системы страхования вкладов. С этого начинается новая эра в развитии НПФ.

Меняется система регулирования – на базе Центрального Банка создается мегарегулятор. ЦБ вводит для пенсионных фондов те же принципы регулирования, что и для кредитных организаций.

Принят закон об акционировании НПФ. Из некоммерческих организаций фонды к 2016 году обязаны преобразоваться в акционерные общества и раскрыть структуру акционеров. Иначе фонд не будет допущен в систему гарантирования накоплений и не сможет продолжить деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Правительство РФ принимает решение о «заморозке накоплений». Все взносы на накопительную пенсию, которые в течение 2014 года поступят от работодателей, не попадут на счета граждан, а поступят на покрытие дефицита Пенсионного фонда России.

Таким образом из накопительной системы изымается 550 млрд рублей. Правительство уверяет, что это разовая мера.

Правительство принимает решение о повторной «заморозке накоплений». С тех пор вот уже четыре года накопления застрахованных направляются на выплаты нынешним пенсионерам.

Начала действовать система гарантирования накоплений. В нее допущено 38 НПФ, которые успешно прошли проверки Центрального Банка.

Центральный Банк и Минфин представили концепцию индивидуального пенсионного капитала. По сути ИПК - это новая пенсионная система, альтернатива в условиях «замороженных» накопительных взносов. Концепция предусматривает, что индивидуальный пенсионный капитал будет формироваться в НПФ за счет добровольных отчислений граждан.

Впервые в российской истории пенсионные фонды становятся публичными компаниями. Группа «Будущее», объединяющая НПФ Бориса Минца, и группа «Сафмар», частью которой является НПФ «Сафмар», размещают акции на Московской бирже.

ЦБ и Минфин подготовили пакет законопроектов с целью повышения защиты интересов застрахованных лиц.

Предусматривается изменение процедуры переходов граждан между НПФ. Цель - предоставить гражданам полную информацию о состоянии их счетов, что позволит исключить риски злоупотребления агентов. Пенсионное сообщество тестирует технологии блокчейн для обмена информацией между работодателями, застрахованными и НПФ.

Предполагается внедрение фидуциарной ответственности – новой системы оценки эффективности инвестирования пенсионных накоплений. Она предполагает, что, принимая решение о покупке тех или иных бумаг, пенсионные управляющие должны действовать в интересах клиентов.

Ведется подготовка законопроекта об индивидуальном пенсионном капитале, который может стать новой национальной пенсионной системой.

  Негосударственные пенсионные фонды

В России незаметно появились частные пенсионные фонды
Вчера в Москве в Министерстве социальной защиты состоялся "круглый стол", посвященный проблемам управления активами негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — новых для России финансовых организаций. Пользуясь случаем, отдел финансового оборота Ъ подготовил небольшой обзор тенденций развития НПФ. Тот, кто внимательно читает по вторникам тематическую полосу "Мониторинг экономического законодательства", возможно, обратил внимание на то, что уже довольно долго в разделе "Документы, находящиеся в стадии разработки", числится пакет документов, разрабатываемых в соответствии с указом президента "О негосударственных пенсионных фондах". Указ был подписан 16 сентября 1992 года, но предусмотренные им документы не приняты до сих пор. Что из этого получилось, Ъ и постарается описать.

В России есть люди, которые замыслили реформу системы пенсионного обеспечения
Как известно, в наследство от советской власти России досталась система государственного пенсионного обеспечения, работающая по принципу "сегодняшнее поколение работающих обеспечивает сегодняшнее поколение пенсионеров". Главный недостаток системы, если говорить коротко, сводится к тому, что в конечном итоге стремление государства обеспечить пенсионерам достойное существование ложится слишком тяжелым грузом на работающие предприятия и работающих членов общества. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда из народнохозяйственного оборота изымаются огромные средства, а довольных уровнем пенсионного обеспечения все равно нет. Кроме того, проблема имеет еще один аспект, особенно важный сейчас, когда хозяйству очень не хватает средств для капиталовложений. В советскую эпоху и сейчас средства государственного фонда социального обеспечения формально должны лежать без движения, так как никаких законов, регламентирующих их использование для инвестиций, не было и нет. Ну и, наконец, установление более тесной зависимости между уровнем пенсионного обеспечения в старости и трудовыми усилиями гражданина в течение всей его жизни вполне соответствует духу либеральных экономических реформ.
В 1991 году, вскоре после путча и распада СССР, в кругах, близких к Министерству социальной защиты России, появились первые проекты реформирования существующей системы пенсионного обеспечения. Суть реформы сводится к следующему: каждый нетрудоспособный россиянин имеет право получить от государства маленькую социальную пенсию за то, что он россиянин, и чуть побольше, но тоже маленькую трудовую пенсию за то, что он работал (если работал). Все остальное человек (если он не инвалид детства) должен обеспечить себе через систему негосударственного дополнительного добровольного пенсионного обеспечения, в которой будут действовать негосударственные (частные) пенсионные фонды (НПФ), страховые компании (страхование дополнительных пенсий), банки (пенсионные счета), пенсионные кассы предприятий и любые другие формы пенсионных организаций. При этом пенсионные взносы человек может делать сам, может "войти в долю" с работодателем или полностью переложить на последнего пенсионные платежи. Собрав деньги, НПФ возвращают их в экономику в форме, как правило, портфельных инвестиций (вложений в ценные бумаги государства и корпораций), хотя не исключены и прямые инвестиции.
Опыт западных стран показывает, что пенсионные фонды превращаются в крупнейших инвесторов, превосходящих по своим возможностям коммерческие банки и страховые компании и обеспечивающие огромный приток капиталовложений в национальную экономику. Приведем только один пример: недавно один из американских пенсионных фондов — The California Public Employees Retirement System — рассматривал возможности инвестирования в Китае: интересен даже не столько сам факт обсуждения проектов, сколько порядок сумм, которыми оперирует фонд. Этот фонд контролирует активы на сумму $79 млрд и способен вкладывать по $17 млн ежедневно.
Вернемся, однако, в Россию. Во многом благодаря именно усилиям энтузиастов нового дела на свет появился указ президента от 16 сентября 1992 года "О негосударственных пенсионных фондах". Реформаторы системы пенсионного обеспечения при активном содействии банка "Российский кредит" попытались сходу создать и альтернативу государственному пенсионному фонду — первый в России НПФ Российский страховой пенсионный фонд. Примерно в то же время стали создаваться и другие фонды.

Для нормальной работы НПФ нужны законы
Разумеется, деятельность организаций, подобных НПФ, нуждается в тщательном законодательном регулировании, так как речь идет об интересах миллионов граждан. Принятия актов, регламентирующих работу НПФ, безуспешно пытались в течение года добиться от правительства и парламента и представители уже народившихся фондов, и Ассоциация НПФ, и Координационный совет по развитию НПФ, возникший под крылом все того же Министерства социальной защиты. В уже упоминавшийся пакет документов, который все принимают, но никак не примут, входят проекты указа президента "О мерах по обеспечению деятельности негосударственных пенсионных фондов", "Положения о негосударственных пенсионных фондах", "Положения о компаниях по управлению активами НПФ", "Положения о Федеральной инспекции НПФ" и "Положения о Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ" (чтоб фонды и компании по управлению активами не зарывались и не слишком рисковали). Кроме того, важнейшей составной частью пакета должны стать поправки к налоговому законодательству, предусматривающие существенные льготы по налогам для НПФ.
Уже упоминавшийся указ президента от 16 сентября вселил в поборников НПФ не вполне обоснованный (как выяснилось позднее) энтузиазм. По всей России начали учреждаться негосударственные пенсионные фонды. Когда же стало ясно, что принятие пакета документов задерживается на неопределенный срок, сложилась неприятная ситуация, при которой интересы участников фондов (будущих пенсионеров) оказались совершенно незащищенными. Кстати, в не принятых до сих пор проектах нормативных документов предлагается установить различные гарантии для участников фондов, включая требования к минимальному размеру уставного фонда НПФ, нормативы ликвидности (как для коммерческих банков) и др.
В этой ситуации уже образовавшиеся фонды повели себя по-разному. Некоторые заняли выжидательную позицию. В частности, РСПФ "заморозил" свою деятельность, а люди, его организовавшие, перешли в Координационный совет по развитию НПФ и занялись консультированием, экспертизой учредительных документов фондов и т. д. Другие же фонды решили, что отступать им некуда, и, положившись на русский "авось", приступили к работе. В результате сегодняшнее положение на "рынке" можно коротко описать одной фразой: кто во что горазд. Тем не менее уже можно выделить некоторые характерные особенности деятельности НПФ в условиях полного отсутствия регулирования самой этой деятельности.

НПФ России: сколько и где?
Точное число действующих или, по крайней мере, зарегистрированных НПФ неизвестно никому (так как нет Федеральной инспекции НПФ, которая занималась бы их регистрацией). Фонды со скрипом регистрируются местными органами власти или как некоммерческие организации, или как акционерные общества закрытого типа (в частности, в тех случаях, когда фонды самостоятельно занимаются инвестированием средств, не прибегая к помощи компаний по управлению активами, и получают прибыль). Особый случай — Нижний Новгород, где власти решили вплоть до принятия специального законодательства считать НПФ страховыми организациями. По некоторым оценкам, на сегодня в стране насчитывается около 60 НПФ, и число их быстро увеличивается.
География негосударственных пенсионных фондов весьма разнообразна, но уже сейчас можно выделить несколько регионов, где создание фондов идет особенно активно. Как правило, это крупные центры с большим числом промышленных предприятий. Из них выделяются: Москва и область (Народный независимый, Первый национальный, "Держава", Межрегиональный негосударственный, Добровольный, "Озера", "Линк" и др.), Тольятти (ПФ АвтоВАЗа, "Нефтяник", "Пенсион ЭКС Ко Лтд") и Кемеровская область ("Кемир-Пенфо" и "Стимул-фонд", "Сибинтер-Пенфо" и др.). Созданы пенсионные фонды в Екатеринбурге, Иркутске, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Перми и других городах.

Учредители и участники пенсионных фондов
С точки зрения состава учредителей и участников фонда с самого начала деятельности НПФ обозначился класс типично корпоративных фондов, "сделанных" под конкретное крупное и богатое предприятие. Таким несомненно будет (он еще не зарегистрирован) пенсионный фонд АвтоВАЗа, к числу подобных фондов относится и Региональный негосударственный пенсионный фонд "Озера" (Калининград Моск. обл.), учрежденный крупным оборонным предприятием — Калининградским машиностроительным заводом "Стрела". Если же фонд не относится к числу узко корпоративных, то "теория" относит его в разряд региональных. В составе учредителей таких фондов вы практически всегда найдете коммерческие банки и страховые компании, что, на наш взгляд, не нуждается в особых пояснениях. В число учредителей Первого национального пенсионного фонда (Москва) входят банк "Индустрия-Сервис" и страховые компании АСКО и "Микора"; Народного независимого пенсионного фонда (Москва) — Ростовсоцбанк и Гермес-банк (Ростов); НПФ "Линк" (Москва/Екатеринбург) — Сбербанк России, екатеринбургская страховая компания "Мегус"; Добровольного пенсионного фонда (Москва) — Росмедбанк; НПФ "Стимул-фонд" и "Кемир-Пенфо"(Кемерово) — Кузбасспромбанк. Но наиболее представительная банковская "компания" собралась в Межрегиональном НПФ — РНКБ, банки "Юнибест", Комибанк и Югорский акционерный. Кроме того, по некоторым сведениям, Югорский акционерный банк намерен учредить свой собственный пенсионный фонд.
Обращает на себя внимание и еще одно обстоятельство, делающее молодые российские НПФ похожими на российские коммерческие банки на ранних этапах их развития: ряд фондов, включая и некорпоративные, существуют пока за счет обслуживания одного-двух крупных предприятий и значительно меньше внимания уделяют индивидуальным участниками. Характерен в этом отношении пример двух "некорпоративных" фондов — Народного независимого и Первого национального. Первый из них работает с одним из своих учредителей — крупным агропромышленным предприятием из Ростовской области "Аксай", второй заключил договор с известным московским предприятием — заводом им. Хруничева. По предварительной информации, НПФ "Поволжский" (Ульяновск) заключил договор с Ульяновским автомобильным заводом и рассчитывает за счет этого значительно увеличить свои активы до конца текущего года.

Пассивы и активы пенсионных фондов
По своим технико-экономическим показателям большинство НПФ выглядит пока достаточно скромно. Возможно, что отчасти и поэтому фонды не особенно охотно предоставляют информацию о себе. Так, в большинстве случаев сведения о количестве вкладчиков (предприятий-работодателей, вносящих деньги за работников) и участников фондов (физических лиц — будущих пенсионеров) фонды просят не разглашать.
Те сведения о размерах уставных фондов, суммах активов и годовых начислениях по пенсионным счетам, которые удалось собрать, приведены в таблице. Практически во всех случаях объявленный уставный капитал фондов не превышает нескольких миллионов или десятков миллионов рублей. Так как большинству фондов, приступившим к работе, пока удалось заключить договоры с очень небольшим числом предприятий (как правило, не более десяти), и число участников фондов (будущих получателей пенсий) составляет тысячи, в лучшем случае — десятки тысяч, то и средства, которые на сегодняшний день сумели аккумулировать и соответственно инвестировать фонды, сравнительно невелики. Речь идет о достаточно скромных по нынешним временам деньгах — о десятках миллионов рублей.
Больной вопрос — инвестиции пенсионных фондов. Фонды, как и другие финансовые организации, сталкиваются с проблемой эффективного управления активами. На сегодняшний день наиболее распространенными способами размещения временно свободных средств пенсионных фондов остаются депозиты в банках и приобретение недвижимости, ряд фондов занимается весьма рискованными (по западным понятиям) торговыми операциями, выдачей кредитов и вложениями в строительство с короткими сроками окупаемости (речь идет о реконструкции домов с последующей продажей или сдачей в аренду).
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что негосударственные пенсионные фонды находятся в самом начале своей истории. Но есть все основания полагать, что после устранения препятствий на пути развития НПФ, к которым безусловно относится отсутствие законов, регулирующих деятельность НПФ, можно рассчитывать на быстрый количественный и качественный рост НПФ. Тем более что в создании таких структур заинтересованы крупные коммерческие предприятия, в частности банки, страховые и инвестиционные компании.

В 1992г был указ Президента №1077 "О негосударственных пенсионных фондах", который наделял учреждения и организации правом учреждать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на правах юридических лиц с именными счетами.

НПФ должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Указ определял НПФ как некоммерческие организации.

Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов.


Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Инспекция стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

Понятие и виды негосударственных пенсионных фондов

НПФ представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности.

Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды:

Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают.

Территориальные– закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти.

Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций. Основную долю активов занимают пенсионные накопления.

Принципы работы негосударственных пенсионных фондов

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Косновным плюсам НПФможно отнести различные возможности: принимать непосредственное участие в размере будущей пенсии, создавать различные источники ее выплаты, защитить финансы от неблагополучных пенсионных реформ, получать налоговые льготы и передавать свои накопления по наследству.

Основные функции НПФ:

- Выполнять пенсионное обеспечение участников фонда согласно договору НПО (негосударственного пенсионного обеспечения).

- Проводить страховку обязательного пенсионного страхования, о чем гласит Закон о пенсионном страховании РФ.

- Выполнение задач страховщика, связанных с профессиональным пенсионным страхованием, о чем гласит ФЗ РФ, а также указано в договорах о разработке профессиональных систем пенсионного назначения.

Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

1) НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

2) Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход.

3) Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

Деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам

Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов

2. Вкладчики негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

• представлять перед негосударственным пенсионным фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и досрочным пенсионным договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

3. Участники негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

• получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами негосударственного пенсионного фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

• требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

История появления

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), как, впрочем, и Государственный (ПФР), в России — порождения новейшей истории. Если ПФР был основан 22 декабря 1990, то первые НПФ появились после президентского Указа от 3 декабря 1991 года. До этого пенсионные отчисления предприятий производились непосредственно в бюджет. В свою очередь, пенсионные выплаты относились к расходным статьям государственного бюджета. Система внебюджетных государственного и негосударственных фондов призвана была поменять распределительный характер пенсионного обеспечения на накопительный. Кроме того, подразумевалось, что, размещая поступающие средства в различные рыночные инструменты, фонды будут способствовать их эффективному использованию и приумножению.


Пенсионные фонды как крупнейшие инвесторы

В зарубежной практике развитые системы государственных и негосударственных фондов традиционны для англо-американской пенсионной системы. Фонды аккумулируют огромные капиталы, размещая их в ценных бумагах крупнейших мировых корпораций. Эксперты банковского холдинга Morgan Stanley в 2008 году оценили стоимость активов, в которые инвестированы средства пенсионных фондов, примерно в $20 трлн.

В российской экономике Пенсионный фонд РФ также играет весьма заметную роль. Так, в 2018 году расходы фонда на пенсионное обеспечение и социальные выплаты, по предварительным данным, превысили соответственно 7,15 трлн и 981 млрд рублей, или почти 9 % ВВП всей страны. Именно на счета ПФР переводят взносы по страховой и базовой части пенсий компании-работодатели за своих сотрудников — эти отчисления составляют большую часть пенсионных средств граждан России.

Также ПФР остается крупнейшим оператором рынка накопительных пенсий. Эта предусмотренная законом часть отчислений была заморожена в 2014 году для пополнения, тем не менее в численных своих значениях она растет за счет капитализации доходов, полученных от размещенных ранее средств.

Негосударственные фонды заявляют о себе

Как уже сказано, несмотря на мораторий, фонды накопительных пенсий продолжают увеличиваться. И основной процент роста приходится на долю негосударственных пенсионных фондов. Так, по итогам 9 месяцев 2018 года, по данным Банка России, объем средств в пенсионных накоплениях НПФ достиг 2,635 трлн рублей, это более чем на 8 % превышает уровень 2017 года.

В качестве экономического субъекта НПФ выступает как некоммерческая организация, имеющая особую организационно-правовую форму, учитывающую особенности ее деятельности. В части работы с накопительной пенсией действия фондов аналогичны работе Пенсионного фонда РФ. Это аккумуляция пенсионных накоплений, их инвестирование в те или иные заявленные активы, назначение и выплата собственно пенсий. Выступать на финансовых рынках НПФ имеет право как самостоятельно, так и при посредничестве управляющих компаний (УК). В первом случае активы, доступные для инвестирования, — это государственные и муниципальные ценные бумаги, обязательства субъектов РФ, а также банковские депозиты или объекты недвижимости. Во втором случае, под управлением УК, это могут быть корпоративные долговые обязательства, акции коммерческих компаний, а также и другие.


Популяризация услуг НПФ государством

Одним из шагов, предпринятых государством с целью поднять активность частных лиц в области планирования своего будущего, была программа государственного софинансирования пенсий. В рамках программы за счет государства увеличивался вдвое объем внесенных страхователем средств. В декабре 2014 года предложение перестало действовать, но цели своей оно достигло — приток добровольных взносов на счета пенсионных фондов увеличился.

Другим массовым источником средств НПФ стал материнский капитал. Средства, разово выплачиваемые родителям второго ребенка, нельзя обналичить или положить на банковский депозит. Они могут быть доступны лишь родителям, имеющим право на ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка — и то в строго дозированном объеме. Получалось, что обладатели материнского капитала, которые в данный момент не имеют актуальной цели, на которую его можно потратить, будут просто терять его из-за инфляции. Поэтому была предусмотрена возможность временно разместить его в НПФ в качестве инвестиции.

Один из важнейших факторов, действующих в пользу выбора альтернативы государственному страхованию, — создание системы гарантирования пенсионных накоплений государством. Таковая была создана в 2014 году, после того как были отозваны лицензии у нескольких крупных НПФ России, что сильно подорвало доверие граждан к подобным учреждениям. Внедрив систему, подобную страхованию банковских вкладов, государство реабилитировало отрасль. Правда, как и в случае с банками, гарантия не распространяется на доход, на который рассчитывали вкладчики, заключая договор с той или иной финансовой компанией.

О чем следует помнить, сотрудничая с НПФ

Вложения в негосударственные пенсионные фонды вполне можно рассматривать как дополнение государственной программы обязательного пенсионного страхования. Правда, перспективы доходности вложений оценить бывает сложно. Так, если по итогам 2016 года доходность ведущих НПФ достигла 8 %, что выше доходности, например, срочных банковских вкладов, то в первом полугодии 2018 года средняя доходность по рынку составила около 4 % в годовом исчислении. При этом разница в доходности отдельных НПФ может достигать десятков процентов.

При заключении договора с НПФ вкладчик должен выбрать так называемую пенсионную схему. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 года предписывает параметры подобных схем. Схема должна определять условия негосударственного пенсионного обеспечения. А название схемы должно отражать ее отличительные особенности. Также должны быть прописаны порядок внесения пенсионных взносов вкладчиками фонда, их размеры, периодичность и продолжительность внесения. А также — порядок получения участниками фонда негосударственных пенсий, их размеры, периодичность и продолжительность выплат. Должна быть описана методика актуарных расчетов обязательств фонда перед его участниками. Кроме того, описываются порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов. Наконец, должны быть прописаны возможность или невозможность наследования пенсионных накоплений.


Страхование пенсионных накоплений

В конце 2013 года Государственная Дума приняла Закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». По нему, наравне с банковскими вкладами государственными гарантиями может пользоваться и накопительная пенсия, в рамках программы обязательного пенсионного страхования перечисляемая гражданами в НПФ. Уполномоченной структурой в области страхования пенсий стало государственное Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Эта организация была создана в 2004 году в рамках мер, предусмотренных Законом «О страховании вкладов физических лиц». АСВ ответственно за формирование страхового фонда за счет взносов банков, а в случае страхового случая обеспечивает компенсацию гражданам внесенных в банк средств.

Таковы же функции АСВ и в отношении негосударственных пенсионных фондов. Агентство ведет прием страховых отчислений, инвестирует их в активы высокой степени надежности и при наступлении страхового случая выплачивает гарантийное возмещение участникам фонда. Прежде чем заключить договор об управлении средствами накопительной пенсии с каким-либо НПФ, следует уточнить, входит ли конкретный НПФ в систему страхования пенсионных накоплений. По состоянию на февраль 2019 года количество НПФ — участников системы составило 35.


Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — акционерное общество, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение.

Деятельность НПФ регулируется законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Пенсионные накопления
  • 3 Пенсионные резервы
  • 4 Деятельность по обязательному пенсионному страхованию
    • 4.1 Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии
    • 4.2 Деятельность по управлению материнским капиталом
    • 4.3 Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению
  • 5 Контроль деятельности НПФ
  • 6 Статистические показатели деятельности НПФ в Российской Федерации
  • 7 Типология НПФ
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

История

Появление первых негосударственных пенсионных фондов в России связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года было выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путём привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путём самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В 2014 году вступил в силу закон регламентирующий процедуру обязательного акционирования НПФ. Согласно нему негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, должны были провести реорганизацию к 2016 году, всем остальным фондам предоставляется срок до 2019 года [1] .

В марте 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов», обязывающий акционеров НПФ компенсировать клиентам убытки [2] . Если окажется, что средства на клиентских счетах уменьшились из-за того, что управляющий намеренно инвестировал в некачественные активы в чьих-то интересах, то акционеры фонда будут обязаны восполнить потери — доначислить на лицевые счета клиентов потерянные суммы [3] [4] .

На 1 сентября 2018 года в России насчитывалось 58 негосударственных пенсионных фондов [5] .

Пенсионные накопления

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательством РФ определяются как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структура инвестиционного портфеля [6] .

Пенсионные резервы

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

  • стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 15 % общей стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 70 % стоимости размещенных пенсионных резервов;
  • общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 80 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

  • если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 млн рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются.
  • если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Деятельность в рамках программы государственного софинансирования пенсии

С 2008 года в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела). Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений в настоящее время действует только для тех граждан, которые вступили в названную программу (путем подачи соответствующего заявления) до 1 января 2015 года и уплатили дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию не позднее 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года стать участником программы нельзя.


Деятельность по управлению материнским капиталом

С 2007 года семьям, в которых родился или был усыновлён второй (третий или последующий) ребенок, выплачивается материнский капитал . Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Контроль деятельности НПФ

  • Федеральная налоговая служба
  • Банк России

  • Федеральная налоговая служба
  • Банк России

  • Банк России
  • Пенсионный фонд Российской Федерации


Статистические показатели деятельности НПФ в Российской Федерации

Численность НПФ в России

Год 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 04.08.2017
Число НПФ без ПН 254 279 270 270 262 251 287 283 296 243 216 161 131 53 49 43 34 31 33 37 42 30
Число НПФ с ПН 0 0 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 104 112 102 103 100 89 87 65 41 38
Число НПФ, всего 254 279 270 270 262 251 287 283 296 290 289 252 235 165 151 146 134 120 120 102 83 68
ПН - пенсионные накопления.

Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

  1. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  2. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 года;
  3. ужесточение требований к качеству инвестиций (активов) НПФ со стороны регулятора (Центральный банк).

Численность игроков на рынке ОПС продолжает сокращаться в рамках общего тренда для субъектов российского финансового рынка. За последние 20 лет численность НПФ уменьшилась на 71% – также, как и количество кредитных организаций. А разнообразие активных инвестпортфелей ЧУК сократилось по сравнению с 2004 годом с 62 до 37 (-40%). При этом сектор негосударственных пенсионных фондов давно фактически закрыт для появления новых игроков прежде всего из-за высоких стартовых условий, непрекращающихся реформ и туманных перспектив будущего накопительного компонента. За последние годы новые НПФ появлялись лишь в рамках выделения из уже существовавших под влиянием требования об акционировании фондов, занимающихся ОПС до 2016 года и всех остальных до 2019 года. В случае введения ИПК высока вероятность прекращения работы ВЭБ и ЧУК с пенсионными накоплениями (пенсионным капиталом) [8] .

Накопленная доходность крупнейших НПФ за пять лет (с 2012 по 2016 годы) [9]

  • НПФ «Согласие» +61,59%
  • НПФ «Газфонд» +57,14%
  • НПФ «Нефтегарант» +51,80%
  • «ВТБ Пенсионный фонд» +51,40%
  • Пенсионный фонд электроэнергетики +50,48%
  • НПФ «Большой» +48,80%
  • НПФ «Сургутнефтегаз» +48,60%
  • НПФ РГС +48,40%
  • НПФ «Лукойл-Гарант» +47,50%
  • НПФ «Сафамар» +47,30%

Рейтинг крупнейших российских НПФ на 1 июля 2018 года: [10]

  • НПФ Сбербанка
  • НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления»
  • НПФ «ГАЗФОНД»
  • НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
  • НПФ «БУДУЩЕЕ»
  • НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»
  • НПФ «САФМАР»
  • НПФ ВТБ Пенсионный фонд
  • НПФ «РГС»
  • НПФ электроэнергетики
  • НПФ Согласие ОПС
  • НПФ Доверие

Типология НПФ


Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ.

  1. Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями.
  2. Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов.
  3. Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей.
  4. Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления.

Читайте также: