Когда проводятся внеплановые проверки пенсионного фонда

Краткое содержание:


Причины возможных массовых проверок пенсионеров в 2021 году: нет средств для возмещения недоплат

В 2020 году Счетной палатой был проведен аудит Пенсионного фонда России, по результатам которого выявлены многочисленные нарушения, касающиеся недоплат пенсий. Об этом сообщали ранее Подробнее >>> .

Результатом опубликования отчета Счетной палаты стало массовое обращение пенсионеров с просьбами проверить правильность расчета пенсии.

По мнению некоторых экспертов, Пенсионный фонд решил пойти другим путем. Сначала проверят пенсионеров на незаконное получение доплат к пенсии, после чего будут проведены проверки правильности исчисления пенсий:

После этого будет проведена более тщательная проверка правильности выплат пенсий, потому что, с одной стороны граждане недополучают определенную часть пенсионных выплат, а с другой стороны, у Пенсионного фонда повышаются расходы, которые не всегда удается возместить. Подробнее >>>

Логика понятна: чтобы вернуть недоплаты, нужны деньги. А они появятся лишь тогда, когда пенсионеры возместят незаконно выплаченные из ПФР средства.

Проверки могут коснуться практически каждого пенсионера, получающего доплаты к пенсии, а также лиц, получающих выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами.

Вместе с тем, новость о грядущих массовых проверках власти отрицают Подробнее >>> .

Но дыма без огня не бывает. Поэтому рассмотрим, кого из пенсионеров могут проверить.

Всех неработающих пенсионеров, получающих социальную доплату к пенсии, могут проверить на наличие доходов и недвижимости

Социальную доплату к пенсии получают неработающие пенсионеры, материальное обеспечение которых ниже федерального и (или) регионального прожиточного минимума Подробнее >>> .

Именно этой категории пенсионеров в первую очередь могут коснуться возможные проверки.

Вернуть в Пенсионный фонд незаконно выплаченные средства будут обязаны пенсионеры, получающие дополнительный доход и не сообщившие об этом компетентным органам, которые назначили социальную выплату.

Под дополнительным доходом понимается и теневой заработок, и денежные средства, полученные от сдачи жилища внаем, и разовые выплаты по договорам гражданско-правового характера и пр.

Кроме того, органы соцзащиты в регионах, где существует ценз недвижимости с целью назначения социальной доплаты, могут проверить наличие в собственности пенсионеров земельных участков и помещений.

Такие проверки провести не сложно. Как известно, в настоящее время формируется федеральный регистр сведений о населении России, оператором которого является ФНС. Этот ресурс позволяет получать полные и достоверные данные о всех лицах, проживающих на территории страны, поэтому для проверки достаточно будет ввести соответствующий поисковый алгоритм.

Доплата к пенсии за “сельский” стаж: прекращается при переезде в город

Одним из обязательных условий для получение такой выплаты является проживание пенсионера в сельской местности. В случае переезда из села в город выплата за “сельский” стаж прекращается. Если же пенсионер не известил о таком переезде, то он обязан вернуть незаконно выплаченные ему денежные средства.

Проверке могут подвергнуть пенсионеров-северян, получающих районные коэффициенты

Пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, получают увеличенную на “северный” коэффициент фиксированную выплату к пенсии. В случае переезда в местность с благоприятными климатическими условиями “северный” коэффициент отменяется. Сокрытие такой информации является нарушением закона.

Пенсионеры, получающие доплаты к пенсии по доверенности: надо готовиться к проверке

Причины получения пенсии по доверенности различны, в том числе могут быть связаны с выездом для фактического проживания из районов Крайнего Севера либо из сельской местности. Поэтому указанная категория пенсионеров также попадает в сферу внимания проверяющих органов.

Могут проверить лиц, получающих выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами

Эта категория неработающих трудоспособных граждан к пенсионерам не относится, но получает из Пенсионного фонда компенсационные выплаты по уходу за:

  • инвалидом 1 группы, за исключением инвалидов с детства 1 группы,
  • престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе,
  • престарелым, достигшим возраста 80 лет.

При этом гражданин, осуществляющий уход, обязан самостоятельно в течение 5 дней известить

  • прекращении ухода,
  • выхода на работу или начале осуществления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж,
  • назначении пенсии,
  • назначении пособия по безработице.

В противном случае придется вернуть в ПФР неправомерно полученные денежные средства.

Пенсионеров и лиц, получающих компенсационные выплаты в ПФР, могут привлечь к уголовной ответственности

В соответствии со ст. 159.2 УК РФ:

1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат,-
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Поэтому пенсионеры и лица, осуществляющие уход, которые с целью получения доплат сообщили недостоверные сведения либо умолчали о наступлении событий, влекущих прекращение выплат, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Если сумма незаконно полученных выплат меньше 2500 рублей, грозит административная ответственность за мелкое хищение.

Также о пенсиях:

Пенсии, тарифы и инфляция 2021: на что рассчитывать пенсионерам в 2021 году Подробнее >>>

Ранжирование пенсий или старая песня о главном: доводы за и против Подробнее >>>

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пенсионный фонд РФ (далее – ПФ РФ) является органом, который осуществляет контроль за тем, чтобы правильно предоставлялись сведения о персонифицированном учете и проверяются документы о назначении (перерасчете) и выплате страхового обеспечения (пенсии). ПФ РФ имеет право проводить проверки. Какие это проверки и как они проходят, читайте ниже в материале.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по проверкам бизнеса со стороны органов исполнительной власти в Екатеринбурге поможет Вам. Звоните уже сегодня!

Плановые и внеплановые проверки ПФ РФ

ПФ РФ вправе, как и иные надзорные и контрольные органы, проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки – это проверки, которые проводятся в соответствии с планом-графиком, разрабатываемым заранее.

Внеплановые же проверки ПФ РФ проводит, если поступили какие-то жалобы, либо если организация ликвидируется или реорганизуется.

ВАЖНО: плановые и внеплановые проверки могут быть выездные, а могут быть камеральные, также читайте про проверки ФСС на сайте нашего АБ «Кацайлиди и партнеры»

Порядок выездной проверки пенсионного фонда

ПФ РФ имеет право в отдельных случаях проводить выездные проверки в отношении страхователей (государственных и муниципальных учреждений).

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  1. страхователь включается в план выездных проверок
  2. руководителем территориального органа ПФ РФ выносится решение о проведении проверки, которое является основанием для проведения проверки
  3. ревизоры, которые прибудут для проверки, должны вручить решение учреждению и одновременно потребовать документы для проверки. Требований о предоставлении документов может быть неограниченное количество
  4. чтобы должностные лица, проводящие проверку, получили доступ в помещение страхователя, они должны предъявить служебные удостоверения и решение о проверке
  5. по окончанию проверки составляется справка о проведенной выездной проверке, а затем в течение 2-х месяцев должен быть составлен акт о проверке и подлежит вручению страхователю в течение 5 дней
  6. проверяемое лицо вправе представить возражения на акт проверки

Период, за который проводится проверка, не должен превышать 3-х лет.

Срок проверки не может превышать 2-х месяцев со дня вынесения решения и до дня составления справки о проверке, которая проведена.

Порядок камеральной проверки пенсионного фонда


Камеральная проверка в отличие от выездной проводится по месту нахождения ПФ РФ.

Порядок проведения таких проверок заключается в следующем:

  • страхователь предоставляет в пенсионный фонд расчеты по начисленным и уплаченным взносам
  • на основании представленных расчетов и иных документов ПФ РФ проводит камеральную проверку в течение 3-х месяцев
  • при выявлении каких-то нарушений, неточностей пенсионный фонд сообщит об этом страхователю и может запросить пояснения
  • если же никаких ошибок не будет обнаружена, то камеральная проверка будет завершена

Какие документы может запросить ПФ РФ в ходе проверки?

В рамках конкретной проверки, проверяющие вправе передавать требования о предоставлении документов.

Запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки.

Кроме того, у учреждения подлежат запросу учредительные документы, приказы об учетной политике, бухгалтерские, организационно-распорядительные и иные документы.

Возможный перечень документов, который может быть затребован, приведен в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р.

Обжалование акта проверки пенсионного фонда

На акт проверки страхователь вправе представить возражения в течение 15 дней со дня получения.

Кроме того, на акт проверки может быть подана жалоба в вышестоящий орган пенсионного фонда и/или в суд. При этом можно одновременно обратиться в вышестоящий орган и в суд.

При обжаловании необходимо указать на нарушения, допущенные проверяющими при проведении проверки, а также указать не необоснованность тех или иных выводов проверяющих, в связи с чем просить признать акт недействительным. Чаще всего оспаривают решения о привлечения к ответственности, однако, про оспаривание акта проверки не стоит забывать.

ПОЛЕЗНО: читайте также про участие в налоговой проверке по ссылке на сайте

Срок обжалование решения пенсионного фонда

После того, как истечет срок на обжалование акта проверки, ПФ РФ вправе вынести решение по результатам выездной проверки о привлечении к ответственности за выявленные нарушения или об отказе.

Указанное решение вступает в силу через 10 дней со дня его вручения страхователю, если оно не будет обжаловано.

Соответственно решение ПФ РФ может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения.

Как выиграть суд у фонда пенсионного обеспечения?

Одержит ли победу лицо в споре с пенсионным фондом, зависит от отдельных обстоятельств.

Выиграть суд у ПФ РФ поможет четко и грамотно сформулированная позиция по делу, которая подтверждается конкретными доказательствами, а также нормами права.

При подготовке заявления в суд необходимо выявить и указать нарушения, которые были допущены при надзоре, какие права и законные интересы заявителя были нарушены, чем это подтверждается.

Если точка зрения заявителя уже нашла подтверждение в судебной практике по аналогичным спорам, следует сделать ссылки на такую судебную практику, поскольку не во всех моментах и не все судьи могут разбираться. Даже если подобной судебной практики не будет найдено, необходимо указать конкретные нормы права, которые подтверждают, что заявитель прав, а органы пенсионного обеспечения не правы.

Адвокат по проверкам в Екатеринбурге

Проверки ПФ РФ, как и проверки иных органов, могут беспокоить лицо, которое проверяют. В целях защиты прав лиц, которые проверяются ПФ РФ, наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» готовы оказать юридическую помощь при таких проверках. Обратившись к нашим адвокатам, Вы можете воспользоваться всем перечнем услуг по проверкам ПФ РФ или ограничиться только какими-то отдельными действиями.

Наши адвокаты окажут следующие юридические услуги:

  • проконсультировать по проверкам ПФ РФ
  • изучить документы, связанные с проверкой, и дать свое правовое заключение
  • участвовать от имени доверителя в проверках контрольного органа
  • обжаловать действия (бездействия), оспорить решения пенсионного фонда по проверкам, путем подготовки жалоб (заявлений)
  • представлять интересы доверителя при обжаловании действий и решений
  • оказывать иные юридические услуги

Отзыв о работе нашего бизнес адвоката


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Для контроля над правильностью исчисления и перечисления страховых взносов сотрудники Пенсионного фонда осуществляют проверки. В зависимости от поставленной цели в организации бывают плановые, камеральные или выездные посещения проверяющих органов. Каждый из видов имеет свои особенности, на которые стоит обратить внимание. Ведь если быть готовым к процессу, то проверка ПФР не принесет вам много проблем.

Особенности камеральной проверки

Камеральная проверка проходит с изучением отчетности. Специалист анализирует правильность исчисления взносов, сроки их перечисления и качество заполнения отчетов. Этой процедуре подвергаются все работодатели вне зависимости от форм собственности. Проверка индивидуальных предпринимателей осуществляется по тому же плану, что и юридических лиц. Сроки проведения проверки составляют три месяца. Проверка осуществляется по месту нахождения ПФР, где зарегистрирован работодатель.

При обнаружении неточностей сотрудники попросят вас дать пояснения и дополнительно представить документы, подтверждающие вашу позицию. Кроме того, они вправе затребовать дополнительную информацию в ФСС в случае необходимости. Если они посчитают ваши доводы необоснованными, придется сдавать корректирующую форму, а проверяющие начислят вам штрафы и пени.

Камеральная проверка выявляет неточности, допущенные в персонифицированном учете, что позволяет обеспечить работающих граждан пенсионными правами. К цели такой проверки относится:

  • Контроль за исчисленными и уплаченными взносами.
  • Выявление нарушений относительно действующего законодательства и их предотвращения.
  • При грубом нарушении закона начисляются штрафные санкции.
  • При наличии задолженности по взносам сотрудники ПФР во время ревизии проводят мероприятия по ее взысканию.
  • По результатам камеральных проверок разрабатывается график выездных мероприятий по отдельным фирмам.

При проведении камеральной проверки сотрудники ПФР анализируют на соответствие следующую отчетность:

  • РСВ-1.
  • Персонифицированные формы.
  • СЗВ-М.

При анализе форм специалист особое внимание уделяет дополнительному тарифу и необлагаемым взносами суммам. Если предприятие использует дополнительный тариф, то должна быть проведена аттестация рабочих мест, которая в действительности подтвердит опасность некоторых профессий.

Проверка проводится только после сдачи квартальной отчетности. По завершении процесса оформляется акт, который отражает обнаруженные ошибки. Образец акта проверки 2017 г. по форме 16-ПФР можете найти здесь. Выявленные в результате камералки неточности необходимо устранить в течение пяти суток. В случае несогласия с вынесенным решением с вашей стороны, необходимо оформить официальное письмо, прикрепив к нему подтверждающие первичные документы, и отправить в фонд посредством телекоммуникационных каналов.

Обратите внимание, что ПФР имеет право провести проверку уже после закрытия предприятия, поэтому всю документацию относительно исчисления взносов необходимо сохранять до 5 лет юридическим лицам и до 4 лет – ИП. Если специалисты запросят требуемый документ, а организация его не представит, может быть наложен штраф до 500 рублей (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Правомерность проведения камеральных проверок регламентируется ст. 34 Федерального закона № 212-ФЗ. Камеральный контроль не предусматривает определенный план проверок ПФР. Однако первыми проверке подвергаются работодатели, применяющие пониженный тариф. При анализе отчетности проверяющий может потребовать дополнительные формы, подтверждающие ваши действия. Утвержденного перечня документов не существует.

По результатам камеральных проверок Пенсионный фонд составляет график плановых проверок на следующий год.

Особенности внеплановых проверок

Если у специалистов фонда появились сомнения по поводу исчисления взносов, ревизоры могут провести внеплановую проверку. Административный регламент не предусматривает необходимость предупреждать предприятие о проведении внеплановых мероприятий, план их проведения фонд держит в тайне. Внеплановая проверка контролирует те же показатели, что и камеральная, при этом сопоставляется наличие и действительность первичных форм, а также анализируются сроки исправления ошибок, выявленных при камералке.

Выездная проверка может стать следствием неточностей, допущенных в квартальной отчетности. Ревизоры могут потребовать представить документы за последние три года деятельности предприятия. Ст. 7.4 распоряжения № 34 ПФ РФ приводит полный перечень документальных форм, которые нужно готовить и предоставить в распоряжение проверяющих.

Иногда основанием для проведения проверки сотрудниками ПФР являются требования органов ИФНС, которые направляют информацию о нарушении в Пенсионный фонд. Несмотря на серьезность проверки, специалисты не имеют права требовать документы, касающиеся налоговой отчетности. Параметры проведения выездной проверки регламентируются ст. 35 № 212-ФЗ.

Во время ревизии постарайтесь не конфликтовать с проверяющими, ведь всегда можно решить спорные вопросы мирным путем. Правила не ограничивают сроков проведения проверки на предприятии, но в среднем она занимает от 5 до 10 дней в зависимости от объема предстоящей работы.


Виды проверок плательщиков страховых взносов:

1) камеральная проверка;

2) выездная проверка.

Также могут быть плановые и внеплановые проверки.


Внеплановую проверку могут провести, если:


- в Фонды поступают жалобы от сотрудников;

- организация ликвидируется или реорганизуется;

- организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно.

Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два - от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

При осуществлении контроля за уплатой страховых взносов применяются формы, утвержденные постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 N 1п .

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Основания для проверки ПФР и ФСС РФ

В целях организации работы территориальных органов Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ в срок не позднее 25 декабря каждого текущего года утверждают ежегодный план-график проведения совместных выездных проверок с учетом предложений своих территориальных органов в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Включение той или иной организации в план-график выездных проверок происходит на основании критериев, описанных в письме ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.


Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась. Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 ПФР и 4 ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

При этом если компания удовлетворяет одному из критериев – это еще не значит, что проверка непременно состоится. Решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов.

Помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию.

Документы, которые может потребовать инспектор ПФР и ФСС РФ

Перечень документов, которые могут потребовать инспекторы, содержится в методических рекомендациях ФСС и ПФР. В соответствии с пунктом 2_1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, истребованные документы предоставляются в виде заверенных руководителем проверяемой организации копий. При этом нотариально заверенные копии не принимаются (пункт 3 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ). Так же следует обратить внимание на то, что инспекторы вправе запросить один и тот же документ неограниченное количество раз.

Перечень документов, которые инспекторы могут запросить в ходе проверки:

1. Учредительные документы. На их основании проверяющие установят наименование, юридический и фактический адрес компании и виде ее деятельности. Кроме того, учредительные документы указывают на порядок выплаты дивидендов, которые не облагаются страховыми взносами.

2. Регистры бухгалтерского и налогового учета. Эти документы позволят инспекторам установить порядок ведения учетной политики предприятия и наличие или отсутствие «зарплатных схем», направленных на уход от начисления страховых взносов.

3. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам сверяются с первичными документами бухгалтерского и налогового учета.

4. Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций за проверяемый период. Известно, что организации, работающие по упрощенной схеме налогообложения, являются плательщиками страховых взносов на обязательное страхование, поэтому книги-регистры подтвердят начисление и выплату вознаграждений работникам, заключившими трудовые или гражданско-правовые договоры с компанией-работодателем, применяющей УСН.

5. Бухгалтерскую отчетность за проверяемый период. На ее основании сопоставляется информация о задолженностях предприятия перед внебюджетными фондами, которая указана в бухгалтерском балансе и отчетах в фонды.

6. Трудовые договоры, которые необходимы инспекторам для проверок даты приема сотрудников на работу, а также их окладов, надбавок и премий. Эти сведения позволяют определить полноту и своевременность перечисления страховых взносов в фонды.

7. Гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами. В таких договорах кроме сумм вознаграждения изучается предмет договора: относится он к договорам на оказание услуг (выполнение работ) или к передаче имущественных прав, например, договору аренды.

Отметим, что инспекторы будут пытаться переквалифицировать договор гражданско-правового характера в трудовой. Это возможно, если предмет договора прописан некорректно: договор заключен не на выполнение определенной услуги, а на исполнение функций. Вместе с тем, выплаты, произведенные по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС (подпункт 2 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ).

8. Банковские и кассовые документы: выписки банка, поручения, ордера, кассовая книга, журнал кассира, отчеты кассира и т. д. В указанных документах специалисты фондов будут искать методы ухода от официальных зарплат.

9. Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления предприятием хозяйственной деятельности. Цель проверки указанных документов - определить полноту отчета за выданные авансы и начислить взносы на разницу.

10. Кадровые документы: трудовые книжки и документы по учету и движению кадров. Трудовые книжки необходимы для сопоставления дат приема на работу, увольнения, перевода, поощрения, указанных в них, с датами, проставленными в других кадровых документах. Первичные документы по учету кадров требуются для проверки дат приема на работу, увольнения, выплаты премий и зарплаты.

11. Документы на предмет выплат связанных со страховым обеспечением: листки нетрудоспособности, приказы о приеме на работу, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты, заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Организациям, которые ожидают выездную проверку из ПФР или ФСС, следует обратить внимание на то, что инспекторы зачастую запрашивают документы, которые не имеют права требовать. Кроме того, проверяющие специалисты могут попросить предъявить те документы, которые в принципе не ведутся организацией. Например, список лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Организация не обязана вести учет этих лиц, и предоставлять его в ходе проверок. Наказание или штраф за отсутствие подобных документов не предусматривается - ведь на их основании не рассчитывается размер взносов в ФСС и ПФР.

Организациям, которые ожидают проверок ПФР и ФСС, также стоит внимательно просмотреть документы на предмет соответствия их друг другу: совпадают ли указанные суммы и сроки перечислений во внебюджетные фонды.

Камеральные проверки ПФР и ФСС РФ

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Читайте также: