Кто был пенсионером союзного значения

12 января 2013 11:19

Все мы родом из Советского Союза. Жили когда-то одной большой и дружной страной и даже не задумывались, в каком из уголков СССР скоротаем старость, и даже если приходилось переезжать из одной республики в другую, это никак не отражалось на размере пенсии – она начислялась по одному общему принципу. А вот после распада страны и создания множества новых независимых государств смена места проживания стала иметь важное значение, поскольку при переезде в другую страну возникает главный вопрос: каким образом в таких случаях назначаются и выплачиваются пенсии? Именно он стал главной темой нашего разговора с заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Самарской области Светланой НЕФЁДОВОЙ.

- Светлана Михайловна, по какому принципу назначаются пенсии, если человек переезжает из одной страны бывшего Советского Союза в другую?

- Для тех, кто приезжает из бывших союзных республик, входивших до 1991 года в состав СССР, действуют, в первоочередном порядке, нормы международного права, и только потом уже применяются нормы российского законодательства. Все вопросы установления пенсий у нас в стране регулируется двумя основными законами – законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 №173-ФЗ года и законом «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ.

Нормы международного права основаны на трех разных принципах пенсионного обеспечения.

- Что это за принципы?

- Первый международный акт – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ, подписанное 13 марта 1992 года, действует в отношении граждан, прибывших из следующих стран: Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Турменистан, Киргизия, Таджикистан. Соглашение предусматривает принцип территориальности, то есть пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой гражданин постоянно проживает, основываясь на собственном пенсионном законодательстве. По такому же принципу действуют двусторонние соглашения с Молдовой, Грузией и с Литвой.

Если, например, человек переезжает из перечисленных стран в Россию, то ему назначают пенсию по нашим, российским, законам, и наоборот. Тут важно отметить, что гражданин, который приезжает на постоянное жительство в Россию, должен документально подтвердить факт постоянного жительства на ее территории, т.е. необходимо наличие внутреннего паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, либо вида на жительство иностранного гражданине или лица без гражданства, выдаваемое миграционной службой.

Учтите и тот факт, что при переезде выплата пенсии гражданам по прежнему месту жительства прекращается. Во всех случаях пенсию назначают заново, и для этого понадобятся все необходимые правоустанавливающие документы.

- В какие сроки назначается пенсия таким гражданам?

- Этим гражданам пенсия назначается за шесть месяцев назад, за точку отсчета берется не дата подачи заявления, а дата регистрации на территории РФ. При этом необходимо учитывать, что для выплаты за 6 месяцев назад, дата обращения не должна быть позднее 6 месяцев от даты регистрации на территории РФ.

- Как в таком случае учитывается стаж?

- Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения, для исчисления пенсии учитывается трудовой стаж (в том числе и на льготных условиях), приобретенный на территории любого из этих государств до 2002 года, а также на территории бывшего СССР. С января 2002 года в России была создана страховая пенсионная система, и на размер пенсии стали влиять суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, поэтому стаж работы после 2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой человек работал.

Что касается заработной платы, то расчетный размер трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав может быть определен за 60 месяцев работы до 2002 года на основании справок, выданных работодателями, либо государственными органами на основании первичных документов. При этом суммы заработка, выплачиваемые в национальной валюте, после ее введения в государствах бывшего СССР, переводятся в рубли по курсу Центрбанка, установленному по состоянию на 01.01.2002.

Это второй принцип, по которому Россия сотрудничает с Беларусью и Латвией.

- Каким образом здесь решается вопрос пенсионного обеспечения?

- Если к нам приезжают граждане Беларуси и Латвии, то за периоды стажа, приобретенные в СССР (по Договору с Латвией – до 01.01.1991, по Договору с Беларусью – до 13.03.1992), пенсию выплачивает государство проживания пенсионера, а за последующий стаж – государство, в котором этот стаж получен: Беларусь за белорусский, Латвия – за латвийский, Россия – за российский.

- Такой вариант применим, к тем, кто, проживая в одной стране, сохраняет свое прежнее гражданство. А если человек, переехавший, допустим, в Россию из Беларуси, получает российское гражданство?

- Если человек получает российское гражданство, то пенсия ему, по желанию, может быть исчислена без учета норм Договора, т.е. ему может быть назначена пенсия как гражданину РФ. При этом при оценке его пенсионных прав учитывается весь стаж, в том числе белорусский.

Такой принцип действует в отношениях между Россией и Эстонией.

- В чем его особенность?

Каждое государство выплачивает пенсию за периоды стажа, приобретенного исключительно на своей территории. Таким образом, страна проживания пенсионера не берет на себя обязательства по выплате пенсий за советский стаж, а засчитывает годы работы у себя в республике. Россия платит за стаж в РСФСР, а Эстонская Республика – за стаж работы в ЭССР.

- Вы не упомянули Азербайджан.

-Дело в том, что это государство соглашение в области пенсионного обеспечения с Россией до сих пор не заключило.

- На что же могут рассчитывать пенсионеры из Азербайджана?

- У переселенцев из Азербайджана учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года независимо от уплаты страховых взносов. Но при этом все документы должны соответствовать российскому законодательству. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При исчислении общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав периоды работы в Азербайджане учитываются до 2002 года как работа за границей.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии прибывшим из Республики Азербайджан, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этой республики до момента введения в республике национальной валюты.

- Какие требования предъявляются к документам при установлении пенсии в России, если те выдавались в государствах бывших союзных республик?

- Выданные в странах бывших союзных республик и предъявляемые в России для назначении пенсии документы не требуют легализации. Но, вместе с тем документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Документы, оформленные на иностранных языках, при назначении пенсии принимаются при условии их перевода на русский язык, если верность перевода, подлинность подписи переводчика засвидетельствованы нотариально. Когда в трудовой книжке или справке о трудовой деятельности выявляются несоответствия записей о трудовой деятельности, которые влияют на пенсионные права, данные сведения в обязательном порядке уточняются при нашем содействии уточняется.

- В какие сроки выплачивается пенсия пенсионерам, постоянно проживающим в России, не имеющим гражданства РФ, ежемесячно или ежеквартально?

- Иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, при наличии вида на жительство (с регистрацией по месту жительства) российскую пенсию выплачивают наравне с гражданами России, ежемесячно за текущий месяц: в ноябре – за ноябрь, в декабре – за декабрь. Выплатной период в нашей области – с 5 по 25 число. Способ доставки – через УФПС или банк (у нас заключены договоры с 18 банками) – выбирает сам пенсионер.

- Откуда чаще всего в Самарскую область переезжают пенсионеры?

- Украина, Казахстан, Беларусь, Казахстан, чуть меньше Армения, редко из Прибалтики.

- С какими трудностями чаще всего сталкиваются пенсионеры при переезде в Россию?

- Все зависит от того, из какой страны человек переезжает в Россию. Я имею в виду сохранность пенсионных документов о стаже и заработке, возможность их истребования. Нередки затяжные переписки. Но самая сложная ситуация с перепиской из-за отсутствия соглашения – с Азербайджаном.

- А досрочный выход на пенсию за льготный стаж, прописано ли это в соглашениях между странами бывшего СССР?

- Нормами Соглашений, основанных на территориальном принципе, предусмотрено, что страна, в которую переезжает гражданин, устанавливает пенсии в соответствии с нормами своего пенсионного законодательства, в том числе и досрочные. В случае, если гражданину была назначена досрочная пенсия в другой стране и он переехал в Россию, а у нас по аналогичной категории работников досрочная пенсия не предусмотрена, то страна, которая назначила пенсию по своему закону продолжает ее выплачивать до момента возникновения права на пенсию в соответствии с российским законодательством.

- Что при переезде из России федерального льготника происходит с ежемесячной денежной выплатой и соцпакетом? Эти меры соцподдержки тоже «переезжают» вместе с ним?

- Нет, льготы из России не вывозятся. Точно также, если человек переселяется в Россию, его социальные льготы остаются на бывшей родине. Есть основания на льготы по российскому законодательству? Прекрасно. Значит, он получит меры социальной поддержки на общих основаниях с гражданами России. Но это не относится к дополнительному материальному обеспечению – выплатам участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Оно продолжает выплачиваться россиянам даже в случае их переезда в другую страну бывшего Советского Союза.

Две категории советских пенсионеров находились в привилегированном положении:


  1. отставные военные пенсионеры
  2. обладатели так называемых персональных пенсий

Для бывших офицеров "потолок" военное пенсии был вдвое выше, чем для гражданских: 250 рублей в месяц в армии и КГБ, 220 рублей в МВД. Работать при этом разрешалось без всяких ограничений, и военные пенсионеры являлись, по меркам того времени, весьма обеспеченными пенсионерами.

Генеральские пенсии начинались от 300 рублей в месяц. Маршалы и генералы армии вообще не уходили в отставку, а переводились на должности генеральных инспекторов и инспекторов-советников министерства обороны, где за ними сохранялись полные оклады, кабинеты, порученцы, персональные машины с водителями, а работы не требовалось практически никакой.

Таких сказочных льгот не имела даже высшая партийная номенклатура. Группу генеральных инспекторов в народе называли "райской группой".

Персональные пенсии впервые придумали в 1923 году. В 1925-м, 1956-м и 1977 годах законодательство корректировалось, а сами персональные пенсии увеличивались.

Они звались так потому, что назначались в индивидуальном порядке специальными комиссиями по персональным пенсиям при органах исполнительной власти, а фактически - секретариатами ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик или обкомов партии.

Соответственно, существовало три категории персональных пенсионеров:

  1. пенсионер союзного значения
  2. пенсионер республиканского значения
  3. пенсионер местного значения.

Персональные пенсии получали крупные ученые, старые большевики, которые "живого Ленина видели", герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, но прежде всего - начальники разного ранга.

Персональная пенсия союзного значения равнялась 250 рублям в месяц, республиканского - 160 рублям, местного - 140 рублям. Кроме того, таким пенсионерам ежегодно выплачивались одна или две месячные пенсии "на оздоровление".

Основное преимущество заключалось не в деньгах, а в социальном пакете: праве лечиться в привилегированных больницах и поликлиниках 4-го главного управления Минздрава СССР и приобретать лекарства за 20% их стоимости, ежегодных путевках в санатории, которые сам пенсионер получал бесплатно, а его жена - со значительной скидкой, бесплатном проезде на городском транспорте, а раз в году – и на поезде, 50-процентной скидке на оплату коммунальных услуг.

Кроме того, персональные пенсионеры, в зависимости от категории их персональной пенсии, постоянно или к праздникам получали "продуктовые заказы" и могли покупать в закрытых распределителях недоступные для остального населения товары.

Эта привилегия не упоминалась в официальных документах, но в условиях СССР, где большим дефицитом являлся, например, растворимый кофе, была, пожалуй, самой существенной.

Действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц, члены-корреспонденты – 400 рублей. Она выплачивалась пожизненно и плюсовалась сначала к зарплате, а затем к пенсии.

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 рублей в месяц, персональная пенсия кандидата в члены политбюро – 400 рублей, персональная пенсия члена политбюро – 500 рублей. Столько получал, например, Никита Хрущев. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.

Первый секретарь обкома, уходя на персональную пенсию, получал квартиру в Москве. Желание остаться в родном городе не приветствовалось.

Когда в 1984 году в СССР вернулась из эмиграции дочь Сталина Светлана Аллилуева, ей назначили персональную пенсию, дали машину с шофером и талоны на кремлевское питание, хотя она не имела не только особых заслуг, но и положенного по закону трудового стажа.


При Брежневе привилегией высшего начальства были не высокие пенсии, а возможность не уходить на пенсию до самой смерти. Членам политбюро и секретарям ЦК, перешагнувшим 65-летний рубеж, закрытым постановлением предоставили три выходных дня в неделю.

МЕТКИ: из инета. История. Пенсия.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Давайте посмотрим было ли действительно полное равноправие в той стране в которую многие мечтают сегодня вернуться или все же были так называемые небожители и все остальные носившие гордое звание Советский народ.

Пенсионеры простые и персональные

Как я уже писал в предыдущей публикации система всеобщего пенсионного обеспечения в СССР начала складываться в середине 50-х годов прошлого века.
Был принят закон «О государственных пенсиях» на основании, которого основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет.
Тогда же была юридически оформлена и сформирована система персонального пенсионного обеспечения основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года.

В отличие от всеобщего пенсионного обеспечения система персональных пенсий была сформирована еще в начале 20-х годов и в дальнейшем постоянно совершенствовалась.
Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед страной в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:

· члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;

· члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;

· лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;

· лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.

Нужно сказать, что вопрос о назначении персональной пенсии в каждом конкретном случае решался на самом высоком уровне. Например, в 1928 году по личному указанию Сталина пожизненная персональная пенсия была назначена бельгийскому рабочему и музыканту самоучке Пьеру Дегейтеру автору музыки «Интернационала», который был в то время гимном КПСС и Советского Союза.

Однако, давайте вернемся к «Положению о персональных пенсиях» 1956 года.

Было установлено три вида персональных пенсий союзного, республиканского и местного значения.

Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского – при советах министров союзных республик, а местного – советами министров автономных республик или исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся.

До 1977 года официальные максимальные размеры персональных пенсий составляли:

· для персональных пенсионеров союзного значения –200 рублей;

· республиканского – 120 рублей;

· местного – 60 рублей.

В 1977 году максимальные нормы были повышены до 250, 160 и 140 рублей соответственно.

Для сравнения: максимальные пенсии по старости для рабочих и служащих, назначенные на общих основаниях, в течение всего периода действия закона «О государственных пенсиях» были установлены в размере 120 рублей. Обращаю внимание на фразу «на общих основаниях».
Существовали доплаты, за общий, непрерывный стаж, на одном предприятии за вредность, за работу на севере и т.д.

Льготные категории граждан имели пенсию 132 рубля.
В принципе может сложиться впечатление, что в денежном выражении разрыв между обычным и персональным пенсионером был, не так уж и велик, а зачастую и вообще отсутствовал.
Однако все не так просто. Для тех кто плохо помнит реалии того времени или не знаком с ними в принципе, напишу, что обычный пенсионер, в то время льгот не имел вообще.
А ка же обстояло дело с персональными пенсионерами?

Персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий.
30 лет партийного стажа давали ежегодную выплату в размере полуторамесячной пенсии. Бывшим политкаторжанам, ссыльно-поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) полагалась одна дополнительная пенсия в год.
Кроме того персональные пенсионеры, в отличие от обычных имели целый набор льгот, а именно:
– право на дополнительную жилую площадь;

– пятидесятипроцентную скидку на коммунальные услуги;

– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера, его супруга и членов семьи, находящихся на его иждивении;

– оплата необходимых лекарств, в размере 20 % их стоимости;

– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в экстремальных ситуациях, таких как пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.

Добавьте сюда право пользования различными спец распределителями, закрытыми санаториями и прочими радостями жизни и станет понятно, что социальное расслоение в советском обществе имело место быть.

Много ли было персональных пенсионеров в СССР?

О количестве персональных пенсионеров можно косвенно судить по сохранившейся в архиве докладной записке министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года секретарю МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой:

«В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональных пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР»

Министр внесла предложение перевести недавно построенную, хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР.

Ходатайство было удовлетворено. Строители и нефтяники народ богатый, еще построят.

Хотелось бы еще сказать, что в отличие от обычных пенсионеров, возраст выхода на пенсию которых был определен в 55 лет для женщин и 60 для мужчин, персональная пенсия могла быть назначена в 55 для мужчин и 50 для прекрасного пола.
В 1977 году этот возраст был приравнен к остальным категориям граждан и стал соответственно 60 и 55.

Думается, что вызвано это было не столько заботами о социальной справедливости, а для того что бы дать возможность людям занимающим высшие посты хотя бы еще пять лет не опасаться за свое место. Не секрет, что к 1977 году все политбюро сплошь состояло из кремлевских аксакалов.

Какие были пенсии у высших партийных руководителей

Как я уже говорил, максимальный размер персональной пенсии союзного значения в 60-е годы составлял 200 рублей. Однако высшее партийное руководство предпочитало играть по своим правилам.

Когда в октябре 1964 года Хрущева отстранили от должности, ему определили персональную пенсию в 400 рублей в месяц. Кроме того за ним сохранялось право пользоваться медицинскими услугами Кремлёвской больницы и специальным пайком. В его распоряжении имелась машина — просторный ЗИЛ представительского класс с частным номером. Кроме дачи, за семьёй Хрущёва сохранялась большая квартира на Арбате.

Какие пенсии были у потерявших свои посты во времена Брежнева, членов политбюро Подгорного, Мазурова и других входивших в советскую элиту людей, неизвестно. Но думается, что они отнюдь не бедствовали.

Думается, что и партийные руководители рангом пониже небыли обделены соответствующими благами после выхода на заслуженный отдых.

Спасибо всем кто прочел до конца.
Буду благодарен за отзывы и лайки

российских граждан



Соотечественникам, недавно ставшим пенсионерами, и их молодому поколению возможно неведомо, что была в Советском Союзе такая не очень многочисленная часть «персональных пенсионеров», получавших пенсии «союзного значения в размере не свыше 200 рублей, что персональные пенсии республиканского значения не превышали 120 рублей, а местные 80. И это при том, что максимальный размер пенсий для всех граждан составлял 120 рублей.

В особом положении находились военнослужащие Советской Армии и ВМФ, а также МВД, КГБ и других структур. Будучи старшим офицером при увольнении в запас в 1986 году , я получил максимально возможную военную пенсию – 250 рублей (к слову, мой начальник получил генеральскую пенсию — 375 рублей). Такое вот было соотношение в пенсионном обеспечении военнослужащих и остальных граждан СССР.

А когда этого большого и мощного государства не стало, все пенсионеры, которым Российская Федерация продолжала исправно платить пенсии, в том числе и оказавшимся за ее пределами, превратились по существу в ПЕНСИОНЕРОВ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ. Жаль только, что это статус фактически растворен в документах межгосударственных соглашений и не имеет политического звучания.

Помнится, как в период начавшейся в Прибалтике суверенизации один из наших военных пенсионеров, украинец по национальности, поддался посулам сладкоголосых «руховцев» (был такой Народный фронт на Украине) и стал активным деятелем литовского «Саюдиса».

И поскольку его обличения Советской власти, Советского Союза и Советской Армии, в которой он прослужил 28 лет своей жизни, не укладывались в рамки нормального восприятия происходивших в обществе процессов и требований воинской присяги, по ходатайству общественной организации военных пенсионеров при Клайпедском ОГВК (объединенный горвоенкомат) это человек вместе с другими решением Совета Министров СССР был лишен воинского звания и пенсии. Получилось, что наказание оказалось пожизненным!

Это противоречило союзному, а затем и российскому законодательству, однако восстановить справедливость не удалось. Все обращения в высшие государственные органы РФ были отклонены. Мне довелось консультировать земляка по правовым вопросам, оказывая даже практическую помощь в судебной тяжбе с Министерством обороны РФ. Однако суд Пресненского района гор.Москвы отказал в удовлетворении иска, Мосгорсуд в кассационном порядке признал решение «законным», а Верховный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела в порядке надзора.

Бывший старший офицер войск ПВО страны и военный пенсионер с союзным и литовским гражданством до 1991 года не смог восстановиться в воинском статусе и в литовском суде, так как нынешняя Литовская республика считает время нахождения в составе СССР периодом своей «оккупации». Естественно, что никаких правомочий по восстановлению в воинском звании и назначении ему пенсии у республики нет. Обращаться же в государственные органы Украинской республики он не стал, поскольку был оттуда только призван, а вся служба прошла на территории РСФСР.

Этот исключительный сам по себе случай среди военных пенсионеров, оказавшихся после развала СССР в зарубежье, свидетельствует с одной стороны о том, в каких создавшихся в то время условиях Российской Федерации пришлось осуществлять правоприменительные функции:

— не сломать ни в коем случае систему социального обеспечения, доставшуюся от СССР.

Для этого при Посольствах в республиках, ставшими самостоятельными и независимыми, были созданы отделы социального обеспечения, которые и до сих пор работают с соответствующей нагрузкой, так как пенсии переводятся в банки как для пенсионеров -российских граждан, так и для граждан этого государства, заслуживших военные пенсии до 1991 года.

С другой же стороны, возникавшие конфликтные ситуации нельзя было разрешать с помощью законов прежнего Союза. Во внутреннем законодательстве демократической России не предусмотрены нормы защиты интересов бывших граждан СССР, которые приняли гражданство других государств, причем не только бывших союзных республик, но и прочих иностранных государств при расселении по белому свету.

В таком случае международное право знает только межгосударственные соглашения и обязательства не только России, но и страны, с которой она их заключает.

Случаются конфликты, которые вроде бы в них (соглашениях) не нуждаются.

В Израиле Общественный совет по получению пенсий из стран бывшего Советского Союза ошибочно считает, что постановление Конституционного Суда Украины о выплате пенсий бывшим ее гражданам, оказавшимся за рубежом, является достаточным основанием для принятия Закона и практических мер Правительством по его реализации.

Этот Совет даже обратился к Президенту Украины с требованием «не заключать» межгосударственное соглашение (Украины с Израилем?), что само по себе неверно.

Внутреннее законодательство каждой из «договаривающихся сторон» является только основанием для обеспечения легитимности (правомочий и законности) договора или соглашения! В таком случае все поступающие от другого государства средства рассматриваются в иной конструкции правовых норм, нежели любые средства из-за рубежа, которые можно признать законными или не очень, влияющими на финансовую устойчивость государства или же нет.



В том же Израиле недавно работала группа Пенсионного фонда РФ, причем в тесном взаимодействии с дипломатами. Планируются посещения других городов с целью уточнения необходимых данных. Интересны в связи с этим следующие пояснения позиций.

Генеральный консул РФ в Хайфе И.В.ПОПОВ:

- «Мне, как дипломату России, важно, чтобы профессионал из Пенсионного фонда РФ со своей стороны (с цифрами и фактами) подтвердил и СМИ, и лидерам общественных организаций Хайфы: современная Россия, выплачивая пенсии тем, кто их заработал и проживает в других странах, поступает как цивилизованное правовое государство…»

-С.А.Чирков, директор Департамента Фонда разъяснил, что Российская Федерация только в Израиль переводит 120 млн. долларов пенсионерам России (37 тыс. чел). Первыми, кто получил право получать свои пенсии, были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Второй мировой) и блокадники Ленинграда. А на первом месте по пенсионерам нынешние жители Германии ( 83 тыс.).

Всего же в мире 185 тыс. человек, уехавших после 01.01.1992 г. получает пенсию из РФ. На сегодняшний день российские пенсионеры проживают в 107 странах мира. И Российская Федерация выплачивает этим людям необходимые суммы, выполняя конвенцию ООН.

А в отношении тех граждан, кому положена пенсия РФ и выехавших из РСФСР в составе СССР (до 01.01.1992-го) – уже действует такой документ, как Соглашение (между странами по пенсионному обеспечению). Такие Соглашения подписаны со всеми странами бывшего СССР (кроме Азербайджана), плюс к этому – с Болгарией, Румынией, Венгрией, Словакией, Испанией…

После этого, можно с полным правом утверждать, что словосочетание «пенсионер союзного значения» возродилось в новом качестве и обязательно должно присутствовать в лексиконе Движения соотечественников.

Оно отражает одно из важнейших направлений работы государства российского с теми, кто своим трудом укреплял и охранял его достояние, кто создавал все имеющее отношение к науке и культуре, искусству и литературе, образованию и спорту, а теперь, оказавшись за его пределами, но в Русском мире, продолжает осуществлять миссию русской цивилизации.

Именно эти люди проявляли и продолжают проявлять себя активнейшим образом в работе общественных организаций, показывая примером своей жизни и нынешней деятельности самые лучшие качества многонационального советского народа.

Скрытая в юридическом понятии «российский соотечественник» эта сторона взаимоотношений России не только со своими гражданами в зарубежье, но и гражданами других стран, признаваемых субъектами международного права, в будущем может быть и даже подлежит более детальному уточнению.

27 ноября 2011 года.

Комментарии с портала NewsRu.nl

российских соотечественников в Нидерландах:

-Алексей 27 Ноября 2011

-Анатолий Герасимов 28 Ноября 2011

Горько читать статьи некоторых наших престарелых товарищей. Они никак не могут смириться с мыслью, что нет уже ТОЙ РОССИИ, и никогда её уже не будет. Русские сдуру променяли её на джинсы, жвачку и порнуху более 20-ти лет назад!

Путинская… (администрация-ред.) выплачивает мизерные пенсии основной массе пенсионеров России, с чего бы вдруг… стала платить большие пенсии тем пенсионерам, кто остался жить в странах Балтии после развала СССР или слинял к фалафелю в Израиль?

Согласен с тем, что статус военных, в том числе и пенсионеров — это особая статья расходов любой страны, связанная с её безопасностью. Но гляньте сами, попробовал Медведев существенно добавить офицерам денежного довольствия и ушёл Кудрин…

Потому что чтобы дать денег кому нибудь их надо иметь. А русские деньги сегодня оседают в карманах этнических мафий, олигархов, бывших сослуживцев и друзей Путина, а не в казне России.

Следовательно: Надо вернуть России украденные у неё природные богатства и создать фонд самых приоритетных направлений использования аккумулированных в фонде средств.

Если на эти деньги будут подниматься промышленность и сельское хозяйство, то у страны появятся деньги для того чтобы помогать пенсионерам, детям, студентам.

P.S. Мне, кстати, более понятны те бывшие советские офицеры, кто призывает своих товарищей объединяться с целью возвращения России русскому народу, а не те, кто хочет содрать с неё ещё клок шерсти, как с паршивой овцы.

-Светлана 28 Ноября 2011

Мне понравилась статья. Однако трудно поверить в реализацию чего то доброго для пенсионеров. Возможно Анатолий Лавритов прав — лучше надеяться на хорошее.

Слава Богу мы в Германии и до пенсии нам далеко!

-Сергей 29 Ноября 2011

Интересная статья. Пенсионеров нельзя забывать.

(персональные пенсии в системе пенсионного обеспечения в СССР (вторая половина 1950-х – 1980-е годы))

В середине 1950-х годов в СССР начала создаваться система всеобщего пенсионного обеспечения. В соответствии с законом «О государственных пенсиях» [1] основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на так называемых общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет. Существенной частью данной пенсионной системы стало персональное пенсионное обеспечение. Его основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года [2].

По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии и в случае вынесения положительного решения именовался персональным пенсионером. Еще в конце 1920-х – начале 30-х годов в СССР был принят целый ряд законодательных актов, определяющих пенсионные права и льготы для наиболее выдающихся деятелей советского государства. Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед республикой в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:

– члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;

– члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;

– лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;

– лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.

В СССР существовали персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского – при советах министров союзных республик, а местного – советами министров автономных республик или исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся. Размеры персональных пенсий определялись в каждом конкретном случае в зависимости от характера и степени исключительных заслуг лица, его материальной обеспеченности и количества иждивенцев. Официально максимальный размер пенсий в 1950-х – 1960-х годах составлял: для персональных пенсионеров союзного значения – 2 000 (200) рублей,республиканского – 1 200 (120), местного – 600 (60) рублей (в скобках указаны размеры в пореформенных значениях). В 1977 году максимальные нормы были подняты до 250, 160 и 140 рублей соответственно. Для сравнения: максимальные пенсипо старости для рабочих и служащих, назначенные на общих основаниях, в течениевсего периода действия закона «О государственных пенсиях» были установлены вразмере 120 рублей. Кроме этого, персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий, имеющим 30 лет партстажа – в размере полуторамесячной пенсии; бывшим политкаторжанам, ссыльно-поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) – в раз мере месячной пенсии. Однако, учитывая Великую Отечественную войну и политическиерепрессии, можно предположить, что старых большевиков, имеющих требуемыйстаж и право на соответствующие надбавки, было не слишком много.

Сравнивая официально утвержденные максимальные размеры пенсий, предусмотренные для персональных пенсионеров, можно сказать, что они не слишком превышали размеры пенсий, предусмотренные для рабочих и служащих. Однако назначение персональной пенсии означало приобретение высокого статуса в обществе и получение целого пакета льгот, в который входили:

– право на дополнительную жилую площадь;

– пятидесятипроцентная оплата коммунальных услуг;

– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера и членов семьи, находящихся на его иждивении (первоначально и на супругов, не являющихся иждивенцами, – по положенню 1977 года);

– двадцатипроцентная оплата лекарств;

– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в случае «особой нужды» (пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.).

Для характеристики привилегированного положения, на котором находились в государстве такие пенсионеры, можно привести сведения из докладной записки министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года в адрес секретаря МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой: «В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональних пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР» [3].

Министр считала целесообразным перевести хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР.

Говоря о персональных пенсионерах, прежде всего, нужно вспомнить о руководителях КПСС. Самым главным персональным пенсионером союзного значения, без сомнения, был Никита Сергеевич Хрущев, с именем которого и связано начало построения системы всеобщего пенсионного обеспечения. Впрочем, его роль в распространении пенсионного обеспечения практически на все слои советских граждан почти забыта, в настоящее время в заслугу ему ставится только десталинизация общества.

Следующей знаковой фигурой, получившей право на такую пенсию, был Л. М. Каганович, который предисловие к своим воспоминаниям так и подписал: «Л. М. Каганович, Герой Социалистического труда, персональный пенсионер Союзного значения» [4]. Здесь нужно заметить, что размеры персональных пенсий руководителей страны, скорее всего, были больше максимума, определенного нормативными актами. Косвенные сведения о существовании индивидуального подхода к каждому претенденту при учете его заслуг имеются в воспоминаниях Владимира Семичастного и Егора Лигачева. Рассказывая о своем друге и предшественнике на посту председателя КГБ А. Н. Шелепине, В. Е. Семичастный с горечью писал, что тот «получал крохотную пенсию, и только много лет спустя ему дали ,,персональную”. Да и то она была ниже, чем, например, у Мазурова или других членов Политбюро» [5]. По свидетельству Е. К. Лигачева, «при Брежневе пенсионное обеспечение партийных руководителей зависело чаще всего от связей с тем или иным членом Политбюро и самим Леонидом Ильичом. По сути дела все решала степень личного благорасположения, иными словами, вопрос о пенсионном обеспечении держался на субъективной основе» [6].

Интересным источником сведений о конкретных жизненных путях персональных пенсионеров, не известных широкой общественности, не являвшихся жителями столицы и получавших пенсии строго по законодательству, без субъективного вмешательства высшей власти, являются некрологи. В данном случае в качестве примеров будет приведена информация, опубликованная в газете «Ленинское знамя» – одной из районных газет Владимирской области (орган Гусь-Хрустального городского и районного комитетов КПСС, городского и районного Совета депутатов трудящихся).

Персональными пенсионерами союзного значения были: проживший 82 года участник Гражданской войны, член КПСС с 1918 года полковник в отставке П. В. Андреев и скончавшаяся на 78 году жизни М. И. Рудницкая, член КПСС с 1905 года, которая после революции в качестве сотрудника ЧК принимала участие в разгроме Гусевской эсеровской организации, а потом заведовала районным отделом социального обеспечения [7]. После смерти М. И. Рудницкой ее именем была названа одна из улиц города. Персональным пенсионером республиканского значения являлся Д. А. Монякин (1900 г. р.), председатель обкома профсоюзов работников торфяной промышленности. После назначения ему пенсии он возглавлял внештатную партийную комиссию при горкоме КПСС [8]. Г. И. Козлов был просто персональным пенсионером. До назначения пенсии в 1968 году он работал начальником объектовой охраны в городе Гусь-Хрустальном, являлся кавалером ордена Красной Звезды и семи медалей [9].

Проанализировав жизненные пути этих персональных пенсионеров, можно сказатьследующее: все они были членами КПСС, занимали начальственные должности, имели правительственные награды, а у персональных пенсионеров союзного значения были заслуги, связанные с установлением советской власти.

Что же касается возраста, с которого могли назначаться персональные пенсии, то первоначально он был установлен в районе 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин. Однако в 1977 году это снижение было упразднено: пенсии за заслуги перед страной стали назначаться с 60 лет мужчинам и с 55 лет – женщинам, т. е. как гражданам, уходящим на пенсии на общих основаниях. Это – единственный прецедент увеличения пенсионного возраста за все время существования советской пенсионной системы. Вероятно, государство лишило заслуженных граждан одной из главных льгот по их же собственным просьбам.)))) Вспомним, что практически все персональные пенсионеры занимали начальственные должности, а назначение пенсии подразумевало уход с таковых должностей на заслуженный отдых: добровольно или, как в случае с Н. С. Хрущевым или Л. М. Кагановичем, принудительно. Рассуждая о собственных карьерных перспективах в шестьдесят два года, Е. К. Лигачев писал: «Надо, конечно, иметь в виду, что в высшем эшелоне власти необходимо сочетать руководителей различных возрастов, ибо здоровое тщеславие, свойственное людям помоложе, – столь же необходимый элемент руководящей группы, как и опыт, рассудительность, приходящие с возрастом» [10]. Б. Н. Ельцин на данную тему высказался следующим образом: «Вообще с политическими противниками у нас боролись всегда успешно. И можно было меня отправить на пенсию или послом в дальнюю страну» [11].

Механизм принудительной отправки на пенсию в связи с конъюнктурными обстоятельствами можно увидеть на примере Н. В. Подгорного (1903 г. р.), который с 1965 по 1977 гг., то есть до достижения 74 лет, занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Двадцать четвертого мая 1977 г. состоялось заседание пленума ЦК КПСС, на котором была принята следующая резолюция: «В связи с предложением членов ЦК КПСС считать целесообразным, чтобы Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Брежнев Л. И. одновременно занимал пост Председателя Президиума Верховного совета… В связи с этим освободить Председателя Президиума Верховного Совета Подгорного Н. В. от занимаемой должности и от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС» [12]. На другой день – Н. В. Подгорный от правил в адрес Л. И. Брежнева письмо такого содержания: «Для меня вчерашнее решение было просто потрясающим… Что касается формы и существа формулировки, принятой и опубликованной в печати, на радио и по телевидению ,,Освободил от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС” без всякой мотивировки – я думаю Леонид Ильич, этого я не заслужил… Мы с тобой старые друзья. А 1964 год нас настолько сблизил, казалось, нашей дружбе не будет конца…» [13]. Одновременно бувший председатель Президиума Верховного Совета написал заявление в Политбюро ЦК КПСС: «В связи с возрастом и состоянием здоровья не позволяющим выполнять с полной отдачей стоящие перед этими органами задачи, прошу освободить меня от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР в связи с уходом на пенсию» [14]. На состоявшемся 26 мая 1977 г. заседании Политбюро ЦК КПСС заслуги и просьба Н. В. Подгорного были учтены, и в Постановление ЦК КПСС от 24 мая 1977 г. внесли изменения о его освобождении от обязанностей члена Политбюро ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья.

Обеспечение иждивенцев персональных пенсионеров или граждан, которые могли претендовать на такую пенсию, было организовано в зависимости от размеров назначенной или предполагаемой пенсии кормильца. На одного или двух иждивенцев вы-плачивалось 70 % от персональной пенсии, на трех и более – 100 %. Если персональная пенсия союзного значения была равна 2 000 (200) рублей, то 70 % от нее составляли 1 400 (140) рублей. В. Е. Семичастный сообщает любопытную информацию о пенсионном обеспечении дочери Сталина Светланы Аллилуевой: Светлана «благодаря распоряжению Совета Министров СССР от 21 марта 1953 года… (Не плохо, да?) не бедствовала… имела персональную пенсию в 300 рублей и по 100 рублей на каждого ребенка. По тем временам, когда зарплата составляла всего 75–90 рублей, это были большие деньги» [15]. Денежные суммы мемуарист указывает в пореформенных значениях. Конечно же, пенсия С. И. Аллилуевой была назначена до вступления в законную силу пенсионных норм 1956 года, однако выплачивалась и во время их действия. Поэтому гипотетически можно предположить, что если бы И. В. Сталин пожелал уйти на заслуженный отдых, его пенсия была бы равна примерно 4 280 (428) рублям, 70 % от которых и составляют назначенные его дочери 3 000 (300) рублей. О субъективизме в персональном пенсионном обеспечении иждивенцев заслуженных деятелей искусств свидетельствуют воспоминания Галины Вишневской, котораярассказала о смерти главного дирижера Большого театра А. Ш. Мелик-Пашаева: «Гроб с телом выставили в большом фойе. Но принятой в таких случаях гражданской панихиды не было. Минна Соломоновна, вдова Александра Шамильевича, не разрешила речей и музыки. По этому поводу Фурцева вызывала дирекцию театра, скандалила, требуя, чтобы были нормальные похороны… Не гнушалась Катя ничем. Угрожала, что пенсии вдова не получит» [16].

Размеры пенсий, назначаемых по случаю потери кормильца за умерших рабочих и служащих на общих основаниях, были гораздо ниже. Так, на одного иждивенца простого рабочего выплачивалось 65 % от его заработка до 400 (40) рублей и 10 % от остального заработка; на двух – 90 % от заработка 450 (45) рублей и 10 % от остального заработка; на троих детей – 100 % от 500 (50) рублей и те же 10 %. А дети умерших колхозников чаще всего получали минимальные пенсии, так как заработки их родителей были невелики.

Кроме этого, зачастую документы о доходах колхозников из-за неправильного хранения утрачивались. С 1965 года такие пенсии выплачивались в следующих размерах: на трех иждивенцев – 15 рублей, на двух – 12 рублей, на одного нетрудоспособного члена семьи колхозника – 9 рублей в месяц. В дальнейшем отмечалось повышение: с 1971 года – 30, 20 и 16 рублей в месяц и с 1974 года – 45, 28 и 20 рублей соответственно.

Подводя общие итоги, можно сказать, что персональные пенсионеры были самой привилегированной частью советских пенсионеров, имеющей право на дополнительные льготы, призванные компенсировать утрату прежнего общественного положения. При этом наиболее высокопоставленные персональные пенсионеры союзного значения получали денежные выплаты в больших размерах, чем было предусмотрено официальным законодательством. С другой стороны, отправка на заслуженный отдых у многих руководящих работников послесталинского периода стала ассоциироваться с опалой и лишением расположения вышестоящего начальства.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. О государственных пенсиях: Закон СССР от 14 июля 1956 // Социальное обеспечение в СССР: сб. официальн. материалов. М.: Профиздат, 1960. С. 7–22.

2. Положение о персональных пенсиях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР 14.11.1956 // Социальное обеспечение в СССР. М.: Профиздат, 1960. 102 с.

3. ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2922. Л. 3.

4. Каганович Л. М. Памятные записки. М.: Вагриус, 1997. 18 с.

5. Семичастный В. Е. Беспокойное сердце. М.: Вагриус, 2002. 399 с.

6. Лигачев Е. К. Предостережение. М.: Правда, 1999. 56 с.

7. Ленинское знамя. – 1980. – 15 янв.; Там же. 1966. 25 апр.

8. Там же. 1980. 17 июня.

9. Там же. 1975. 12 марта.

10. Лигачев Е. К. Указ. соч. С. 46–47.

11. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему: размышления, воспоминания, впечатления. М.: АСТ, 2006. С. 183–184.

12. АПРФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 272. Л. 89-об. Типограф. экз. // Источник. –1995. –№ 1. –С.145.

13. Там же. Пакет № 505. Автограф // Источник. – 1995. –№ 1. – С. 146.

14. Там же. Пакет № 498. Автограф // Источник. – 1995. – № 1. – С. 147.

15. Семичастный В. Е. Указ. соч.

16. Вишневская Г. Галина. М.: Горизонт, 1992. С. 379–380.

О. В. Капустина

Читайте также: