Кто должен отвечать за пенсию

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

Большинство россиян допенсионного возраста рассчитывают на государственную пенсию, и 70% возлагают ответственность за достойный размер пенсии на государство. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2016 г.


78% россиян допенсионного возраста рассчитывают жить на любую государственную пенсию по достижении пенсионного возраста. Половина опрошенных (49%) планируют продолжить трудовую деятельность, рассчитывая на собственные заработки. Сбережения в качестве источника дохода на пенсии указали 39% опрошенных. Еще четверть надеются на помощь детей, а каждый пятый – на заработки супруга или супруги (18%). Самыми непопулярными источниками стали доходы от продажи имущества, дополнительная пенсия от работодателя и наследство – каждый из них набрал не более 10%.

Только 8% наших сограждан уверены, что их пенсии хватит на жизнь. Еще 39% опрошенных надеются на это, но уверенности у них нет. 43% выражают беспокойство, что не смогут свести концы с концами, когда выйдут на пенсию. Каждый десятый затруднился ответить на вопрос.

Большинство россиян (63%) полагают, что наиболее оптимальный возраст для начала планирования своей пенсии, — после 45 лет. При этом мужчины указывают возраст старше 45 лет значительно чаще, чем женщины (69% против 57% соответственно). Каждый пятый считает, что начинать копить на пенсию нужно с 35 до 44 лет (19%), еще 13% считают, что это надо делать возрасте 25-34 лет.

70% россиян придерживаются позиции, что государство несет ответственность за достойный уровень пенсии человека, достаточный для поддержания привычного уровня жизни (37% полагают, что только государство, и еще 33% указывают вариант «скорее государство, чем сам человек»). Такое мнение наиболее часто выражают пенсионеры (82%). Только 24% опрошенных понимают, что человек в большей степени сам отвечает за то, чтобы размера его пенсии хватило для привычного образа жизни. Чаще всего такой позиции придерживаются мужчины (27% против 22% среди женщин), а также опрошенные в возрасте 35-44 лет (30% против 25% в группе 45-59-летних).

Екатерина Корконосова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ: «Патерналистский менталитет характерен для россиян с давних времен. Индивидуалистический западный подход с трудом прививается на нашей почве. Идея личной ответственности за свою пенсию пока не находит отклик у населения. Как показывают исследования только 35% российских граждан имеют хоть какую-то пенсионную стратегию, остальные надеются на авось и государство. Этому во многом способствовали изменения в пенсионной системе изменения – 79% опрошенных в прошлом году заявили, что не видят смысла планировать свою пенсию в постоянно меняющихся условиях. Для формирования привычки долгосрочного финансового планирования обществу нужна прежде всего стабильность законодательства и уверенность, что все накопления не будут «заморожены».

Любая государственная пенсия 78
Собственные заработки 49
Собственные сбережения 39
Помощь детей, родственников 24
Заработки супруга/супруги 18
За счет продуктов, произведенных своими силами на даче, в подсобном хозяйстве 14
Доходы от сдачи в аренду недвижимости 12
Пенсия из НПФ 11
Средства, полученные по наследству 8
Дополнительная пенсия от предприятия, работодателя 5
Доходы от продажи имущества 4
Другое 1
Не думал (а) об этом 8

Все опрошенные Мужчины Женщины
До 14 лет <1 0 1
18-24 4 3 6
25-34 13 15 11
35-44 19 14 25
45-59 23 26 21
Старше 60 лет 40 42 36

МОСКВА, 9 декабря 2016 года. – Большинство россиян допенсионного возраста рассчитывают на государственную пенсию, и 70% возлагают ответственность за достойный размер пенсии на государство. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2016 г * .

78% россиян допенсионного возраста рассчитывают жить на любую государственную пенсию по достижении пенсионного возраста. Половина опрошенных (49%) планируют продолжить трудовую деятельность, рассчитывая на собственные заработки. Сбережения в качестве источника дохода на пенсии указали 39% опрошенных. Еще четверть надеются на помощь детей, а каждый пятый – на заработки супруга или супруги (18%). Самыми непопулярными источниками стали доходы от продажи имущества, дополнительная пенсия от работодателя и наследство – каждый из них набрал не более 10%.

Только 8% наших сограждан уверены, что их пенсии хватит на жизнь. Еще 39% опрошенных надеются на это, но уверенности у них нет. 43% выражают беспокойство, что не смогут свести концы с концами, когда выйдут на пенсию. Каждый десятый затруднился ответить на вопрос.
Большинство россиян (63%) полагают, что наиболее оптимальный возраст для начала планирования своей пенсии, - после 45 лет. При этом мужчины указывают возраст старше 45 лет значительно чаще, чем женщины (69% против 57% соответственно). Каждый пятый считает, что начинать копить на пенсию нужно с 35 до 44 лет (19%), еще 13% считают, что это надо делать возрасте 25-34 лет.

70% россиян придерживаются позиции, что государство несет ответственность за достойный уровень пенсии человека, достаточный для поддержания привычного уровня жизни (37% полагают, что только государство, и еще 33% указывают вариант «скорее государство, чем сам человек»). Такое мнение наиболее часто выражают пенсионеры (82%). Только 24% опрошенных понимают, что человек в большей степени сам отвечает за то, чтобы размера его пенсии хватило для привычного образа жизни. Чаще всего такой позиции придерживаются мужчины (27% против 22% среди женщин), а также опрошенные в возрасте 35-44 лет (30% против 25% в группе 45-59-летних).

Любая государственная пенсия 78
Собственные заработки 49
Собственные сбережения 39
Помощь детей, родственников 24
Заработки супруга/супруги 18
За счет продуктов, произведенных своими силами на даче, в подсобном хозяйстве 14
Доходы от сдачи в аренду недвижимости 12
Пенсия из НПФ 11
Средства, полученные по наследству 8
Дополнительная пенсия от предприятия, работодателя 5
Доходы от продажи имущества 4
Другое 1
Не думал (а) об этом 8
Все опрошенные Мужчины Женщины
До 14 лет Тип публикации: Результаты опросов

Патерналистский менталитет характерен для россиян с давних времен. Индивидуалистический западный подход с трудом прививается на нашей почве. Идея личной ответственности за свою пенсию пока не находит отклик у населения. Как показывают исследования только 35% российских граждан имеют хоть какую-то пенсионную стратегию, остальные надеются на авось и государство. Этому во многом способствовали изменения в пенсионной системе изменения – 79% опрошенных в прошлом году заявили, что не видят смысла планировать свою пенсию в постоянно меняющихся условиях. Для формирования привычки долгосрочного финансового планирования обществу нужна прежде всего стабильность законодательства и уверенность, что все накопления не будут «заморожены»

Перед оформлением пенсии работники, в том числе давно уволившиеся, зачастую обращаются в бухгалтерию или отдел кадров для получения различных документов (к примеру, справок о стаже или заработке). Давайте разберемся, какие действия законодательство обязывает совершить работодателя, чей работник начали оформлять выход на пенсию.

Пенсионный возраст

Для начала напомним, что с 2019 года пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости по общему правилу составляет для мужчин 65 лет, а для женщин — до 60 лет. Предусмотрен переходный период, который продлится с 2019 года по 2027 год включительно. В течение этого времени будет применяться прежний пенсионный возраст (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет), но увеличенный на определенное количество месяцев (от 12 до 60). В 2028 году выйдут на пенсию мужчины 1963 года рождения в возрасте 65 лет и женщины 1968 года рождения в возрасте 60 лет.

Кроме того, для тех, кто по прежним правилам должен был выйти на пенсию в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, введена дополнительная льгота. Они смогут оформить страховую пенсию по старости на шесть месяцев раньше, чем наступит «новый» пенсионный возраст. Так, человек, который по правилам переходного периода получает право выйти на пенсию в январе 2020 года, сможет оформить ее уже в июле 2019 года (подробнее читайте в статье «Пенсионная реформа: как изменятся правила назначения страховой, социальной и накопительной пенсий»).

С чего начинается оформление пенсии

Оформление пенсии — это, по большому счету, личное дело работника. С заявлением о назначении пенсии он должен обратиться в подразделение ПФР по месту своего жительства (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее — Закон № 173-ФЗ), либо в многофункциональный центр (МФЦ). Предоставить заявление можно лично, через представителя, через работодателя или по почте. Есть еще один вариант -подать заявление в форме электронного документа через личный кабинет гражданина на официальном сайте ПФР.

Также работник сам собирает и прикладывает к заявлению о назначении пенсии необходимые документы:

  • паспорт (не требуется, если заявление подается через личный кабинет гражданина);
  • трудовую книжку или другие документы, подтверждающие стаж (например, справку из центра занятости или военный билет);
  • справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд (то есть за пять лет) до 1 января 2002 года.

В отдельных случаях будущему пенсионеру потребуется собрать и другие документы (например, свидетельство о заключении или расторжении брака, справку об инвалидности, вид на жительство).

Однако некоторые действия, связанные с оформлением пенсии работника, обязан совершить и работодатель.

Выдаем трудовую книжку

Трудовая книжка — это основной документ, которым подтверждается стаж работника (ст. 66 ТК РФ).

Если человек трудоустроен, то за трудовой книжкой он, разумеется, обращается к своему работодателю. Причем, обычно для оформления пенсии работники просят выдать именно оригинал, а не копию. Дело в том, что существует разъяснение ПФР, согласно которому сотрудники фонда имеют право требовать от оформляющего пенсию работника (письмо ПФР от 29.12.2005 № 25-19/14554):

  • либо оригинал трудовой книжки;
  • либо её нотариально заверенную копию.

Организация обязана выдать работнику по его заявлению подлинник трудовой книжки в целях назначения пенсии. При этом максимум через три рабочих дня после представления трудовой книжки в подразделение ПФР работник обязан её вернуть (ст. 62 ТК РФ).

Формируем справку о заработке

Для расчета пенсии необходима информация о среднемесячном заработке будущего пенсионера. Довольно часто ПФР берет эти данные из своей базы персонифицированного учета. Для расчета подходят данные о заработке за 2000-2001 годы, которые сдавались в составе персонифицированной отчетности в тот период (ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Однако в некоторых случаях подтверждать доход потребуется работнику. Так, ему может потребоваться справка о его заработке за любые пять лет подряд до 1 января 2002 года. За такой справкой он может обратиться к работодателю (настоящему или бывшему). Справка выдается при следующих условиях:

  • в подтверждаемый период работник работал и получал зарплату (или же если работодатель является правопреемником уже ликвидированной компании);
  • подтверждается период до регистрации работника в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (то есть, по сути, до получения работником пенсионного страхового свидетельства).

Заметим, что совсем не обязательно, чтобы справкой охватывался непосредственно пятилетний период. Если человек часто менял работу, то для пенсии он может собирать несколько справок за небольшие периоды от разных работодателей, чтобы, в результате, охватить 60 месяцев.

Если к вам обратиться работник за такой справкой, то ее нужно выдать не позднее трех дней со дня получения заявления (ст. 62 ТК РФ). Единой формы справки не существует, поэтому можете сформировать ее в произвольной форме.

Представляем индивидуальные сведения

После подачи документов о назначении пенсии работник должен обратиться к работодателю с заявлением о представлении на него персонифицированных сведений по форме СЗВ-СТАЖ (утв. постановлением Правления ПФР от 06.12.18 № 507п). Работодатель обязан заполнить указанную форму, указав тип сведений «Назначение пенсии», и в течение трех календарных дней представить ее в Пенсионный фонд (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ).

Если будущий пенсионер не написал заявление о представлении формы СЗВ-СТАЖ, работодатель не обязан ее заполнять. В этом случае сведения о стаже данного человека поступят в Пенсионный фонд позже, когда работодатель подаст ежегодную форму СЗВ-СТАЖ с типом сведений «Исходная».

Кроме того, работник может попросить работодателя сдать сведения о стаже до 2002 года. Такие сведения представляются по форме СЗВ-К (утв. постановлением Правления ПФР от 11.01.17 № 2п). Иногда эту форму запрашивает сам Пенсионный фонд в рамках сбора информации об общем трудовом стаже застрахованных лиц за весь период их работы до января.2002 года ( « Страхователи теперь могут бесплатно сформировать форму СЗВ-К в веб-сервисе «Контур.Отчет ПФ» » ).

На что ещё обратить внимание

При оформлении работника на пенсию также рекомендуем обратить внимание, в частности, на следующее:

  • Работодатель не обязан оформлять пенсию за работника (несмотря на то, что на практике некоторые работники требуют этого от отдела кадров и бухгалтерии). Однако, работодатель может это сделать (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Для подобной услуги требуется заключить соответствующее соглашение с ПФР;
  • Форму СЗВ-СТАЖ следует представлять в ПФР в том числе по сотрудникам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, если на вознаграждения по таким договорам начисляются страховые взносы;
  • Работники вправе обращаться к работодателю за подтверждающими справками о стаже. Такие справки обычно требуются если запись в трудовой книжке не была засвидетельствована подписью или печатью или в случае, когда сотрудники ПФР обнаружили ошибки или неточности. Также справки потребуются при оформлении досрочной пенсии;
  • Пенсионный возраст работника не влечет его увольнения. А за увольнение лиц предпенсионного возраста (он начинается за 5 лет до наступления пенсионного возраста) предусмотрена уголовная ответственность (см. «Принят закон об уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста»);
  • Если работник желает уволиться «в связи с выходом на пенсию», то работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника (ч. 3 ст. 80 ТК РФ). В этом случае работник не должен предупреждать работодателя о желании прекратить трудовые отношения не менее чем за две недели до увольнения.

Краткое содержание:

  • Законодательная база
  • Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии
  • Ошибка № 1
  • Ошибка № 2
  • Ошибка № 3
  • Ошибка № 4
  • Резюме
  • Обсуждение


В сегодняшней статья я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров как в досудебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Законодательная база

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день является федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходит на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона – федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

• п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 1 января 2002 года. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Также при данном расчете размер пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране;

• п. 4. ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. (для обычных условий труда) и 648 руб. 62 коп. (для тяжелых, вредных условий труда).

Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами, нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1-му варианту (п. 3 ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2-му варианту (п. 4 ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, чтобы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета действуют одни и те же показатели, имеющие прямое влияние на размер исчисленной пенсии:

СК – стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 1 января 2002 года, тем больше будет стажевый коэффициент и, как следствие, размер пенсии.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 годы, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить, что свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г., тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому, так как положения закона написаны так, чтобы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Ошибка № 1

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г., какие-либо периоды работы из-за ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ) – это нарушения при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, либо Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225.

Иными словами, все ошибки, помарки и неточности, которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко – согласно ст. 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т. д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст. 2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 г. № 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Ошибка № 2

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за отсутствия сведений на индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами, если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный фонд РФ, то виноваты в этом вы (по мнению ПФР РФ).

Ломается данный довод тоже достаточно просто – согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 0.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно, за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Ошибка № 3

Пенсионный фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии, указанные в Списках № 1 и № 2), так как нет сведений на индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т. д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы, подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели, работавшие с вами в то же время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Ошибка № 4

Пенсионный фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

• не свыше 1,4 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

• не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

• не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из архивов, в которых указано, что вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в отдел Пенсионного фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

• какие периоды работы были учтены при назначении пенсии;

• какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании;

• какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему;

• каким образом производится расчет пенсии (п 3. ст. 30 или п. 4 ст. 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы, можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет.

5) Если вы считаете, что Пенсионный фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки нереально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того, что ответил вам Пенсионный фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся к его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

– Хотя поправки в закон « О страховых пенсиях» внесли отдельные депутаты, но мне кажется, что солидарность проявят и другие их коллеги, а также представители Правительства РФ, поскольку, как говорится, « накипело», – отмечает Роман Савичев. – Жалобами на неправильно начисленные пенсии завалены не только прокуратура, но и администрации на местах, доходят они и до более высоких кабинетов. Понятно, что жалобы эти далеко не всегда обоснованы, но даже в Правительстве РФ признают: большой процент ходатайств граждан удовлетворяется и пенсия пересчитывается в сторону увеличения. Как считают парламентарии, компенсации должны быть выплачены за все ошибки ПФР, начиная с 2015 года, а размер процентов (пени) нужно определять, исходя из ключевой ставки Банка России. Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, « Таким образом, недополученные выплаты не только будут выплачены, но и будут проиндексированы путем реализации вышеуказанного механизма».

Подчеркиваю, сегодня мы говорим именно об ошибках ПФР или халатности в работе, а не о криминальных фактах, которых тоже хватает. Что бы не быть голословным, предлагаю обратиться к выводам аудиторов Счетной палаты, которые провели проверку деятельности Пенсионного фонда за 2017-2019 годы в части организации индивидуального учета, расходования средств и соблюдения прав застрахованных граждан. Как известно, сведения о каждом зарегистрированном лице хранятся на индивидуальном лицевом счете, которому присваивается СНИЛС. Так вот, проверка показала, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов. Нетрудно догадаться, к чему это ведет: если счета перед назначением пенсии не объединить в один, то положенная выплата уменьшается.

К слову, в процессе работы ПФР часто сам находит данные ошибки, исправляет их – объединяет разрозненные счета, однако, как заключила Счетная палата, доплаты в таких случаях пенсионерам не проводились. Процесс пошел, после того как аудиторы начали проверку. Например, по 45 делам пенсионеров возвращены 2,2 млн рублей. Но это, конечно, мизер. По данным Счетной палаты, Пенсионный фонд объединил около 90 000 счетов пенсионеров, не выплатив в общей сложности 2,2 млрд рублей. Аудиторы также выяснили, что один и тот же СНИЛС нередко присваивался сразу нескольким гражданам, что, понятно, дробило начисления. Одна из причин, которая приводит к занижению пенсий, заключается в смене фамилии. ПФР не указывал на лицевых счетах сведения о фамилии, которая была у человека при рождении (а в дальнейшем он мог ее сменить, женщина могла взять фамилию мужа и т.д.). Это и приводило к ошибкам при регистрации и появлению двойных лицевых счетов.

Кроме того, аудиторы выяснили, что нередко пенсии получали « мертвые души», а вернее – родственники покойников, которые снимали деньги с их счетов (карточек), которые продолжали туда поступать после смерти пенсионера в результате несогласованности действий ответственных ведомств. В результате – потери сотен миллионов. Вот цитата из заключения Счетной палаты: « В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377,035 миллиона рублей». Как вернуть эти деньги? Аудиторы считают, что не исключен вариант обращения в суд, если родственники не вернут деньги добровольно. Счетная палата по итогам проверки выдала Пенсионному фонду ряд предложений, которые уже реализуются, чтобы избежать подобных нарушений.

Однако вернемся к законопроекту. Его инициаторы говорят именно о гарантиях пенсионерам, отсутствующих до сих пор: то есть их праве получить не только недоначисленную часть пенсии в результате ошибки или халатности ПФР, но и компенсацию за нанесенный материальный ущерб (это пеня в размере ключевой ставки Центробанка РФ, о которой говорилось выше). Но справедливости ради следует сказать, что сотрудники Пенсионного фонда, конечно, не всегда виноваты во всех бедах, связанных с начислением пенсий. Например, весьма проблематично учесть эпизоды трудового стажа в период работы на Украине. Сейчас невозможно получить никакие документы от Пенсионного фонда этой республики.

Читайте также: