Кто должен платить в пенсионный фонд украины


В апреле нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса». О новшествах, введенных этим законодательным актом, рассказывает первый заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Суворовском районе Одессы Сергей Шендрик.

— Чем отличается новая редакция закона от предыдущей?

— Новый Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно добровольной уплаты единого взноса», вступивший в силу с 28.04.2013 г., урегулировал вопрос уплаты единого взноса международными учреждениями и организациями, расположенными за пределами Украины, за работающих там граждан Украины. Между Пенсионным фондом и такими международными учреждениями и организациями будут заключаться договоры о добровольном участии в пенсионном страховании.

Изменения обусловлены необходимостью предоставить возможность украинским гражданам — работникам международных организаций (например, комитетов СНГ или ООН) не терять страховой стаж в период работы за границей. Проблема в том, что такие организации не платят за украинцев страховые взносы, а это приводит к потере ими права на зачисление страхового стажа.

— Кто сегодня имеет право на добровольное участие в социальном страховании в Украине?

— Воспользоваться правом добровольного участия в социальном страховании могут трудовые мигранты, студенты, граждане, которые в свое время по определенным причинам не отчисляли взносы в фонды социального страхования.

В целом, право добровольного участия в социальном страховании имеют несколько категорий граждан. Первая — физические лица— предприниматели и самозанятые лица. Они могут воспользоваться правом на общеобязательное государственное социальное страхование в Фонде социального страхования на случай временной потери трудоспособности или в Фонде социального страхования от несчастного случая на производстве.

Вторая категория граждан, на которых распространяется действие закона, — члены фермерских хозяйств и личного крестьянского хозяйства.

Кроме упомянутых категорий, право на добровольное участие в социальном страховании также имеют граждане Украины, достигшие 16-летнего возраста и не относящиеся к числу плательщиков единого взноса. Это люди, которые не являются наемными работниками или же работают за границей и не платят взносов в Пенсионный фонд, или граждане, которые по каким-то причинам не работают вообще. Они имеют право на добровольное участие в пенсионном страховании за период с 2004 года. Закон предоставляет им возможность единовременно, по отдельному договору, уплатить взносы за время, когда они не подлежали общеобязательному государственному социальному страхованию. При этом сумма уплаченного единого взноса за каждый месяц такого периода не может быть меньше минимального страхового взноса и больше, чем сумма единого взноса, исчисленного с учетом максимальной величины базы начисления единого взноса, установленных на дату заключения договора.

— Похоже, что благодаря этому закону количество плательщиков ЕСВ увеличится?

— Пока что сложно делать какие-то подсчеты, ведь речь идет не только о правах, но и о желании людей принять участие в страховании на добровольных началах. Со своей стороны, работники Пенсионного фонда делают все, чтобы информация о добровольном участии в пенсионном страховании дошла до каждого украинца. Сотрудники управлений рассказывают о новшествах в пенсионном страховании, по обыкновению, в местах большого скопления людей: на рынках, вокзалах, пунктах пересечения границы. Даже обходили дома, где живут семьи людей, находящихся сейчас на заработках за границей, чтобы информацию получили непосредственно те, кому она адресована прежде всего. Каким будет результат, увидим в ближайшее время. К сожалению, менталитет наших соотечественников таков, что в первую очередь они думают о дне сегодняшнем, а о пенсии и наличии стажа вспоминают, увы, только когда наступает пенсионный возраст. Мы должны учитывать и тот факт, что определенное количество украинцев, которые за границей работают официально и платят пенсионные взносы по законам страны пребывания, со временем приобретают право получать пенсию в тех странах. Но в таком случае они не могут претендовать на пенсию в Украине.

— Кроме трудовых мигрантов, кто еще может воспользоваться правом на добровольное участие в пенсионном страховании?

— На мой взгляд, нужно обратить внимание на этот закон студентам, ведь за годы учебы страховые взносы за них никто не платит, поэтому этот период не может быть зачислен в страховой стаж. Работники ПФ, проводя встречи со студентами, постоянно рассказывают им об этом. Минимальная ежемесячная сумма страхового взноса составляет 380 грн. 80 коп., понятно, не каждый студент сможет выделить из своего бюджета такую сумму, но задуматься над этим советую.

В целом же, первые, кто должны воспользоваться правом на уплату страховых взносов на добровольных началах, — это люди трудоспособного возраста, не являющиеся плательщиками единого социального взноса. Это та группа риска, которая, достигнув пенсионного возраста, вместо пенсии будет получать лишь государственную помощь.

— С июля 2010 года предприниматели, чтобы не терять страховой стаж, должны ежемесячно платить минимальный взнос. Все ли ответственно относятся к этому требованию законодательства? Есть ли среди предпринимателей должники?

— Предприниматели — плательщики единого налога до июля 2010 года платили в Пенсионный фонд максимальную сумму 84 грн. От плательщиков фиксированного налога в ПФ поступало максимум 10 грн. Выплачивая такие сумы на протяжении многих лет (с 1998 г. по 2010 г.), предприниматели не заработали даже минимальной пенсии. И все же государство защищает таких граждан, которые приобрели страховой стаж (женщины — 30 лет, мужчины — 35 лет), и гарантирует им выплату пенсии на уровне прожиточного минимума. Деньги, получаемые такими пенсионерами, поступают из солидарной системы. По сути, их пенсия — это частично средства тех, кто надлежащим образом платил страховые взносы. С 2010 года предпринимателей обязали платить минимальный страховой взнос, что позволит им приобретать страховой стаж и в дальнейшем иметь право на пенсию. Ныне минимальный страховой взнос равняется 398, 01 грн. ежемесячно. Если же гражданин хочет получать большую пенсию, он может выбрать более высокий размер взноса, вплоть до максимального — 6766,15 грн. в месяц.

Что касается должников, то такая проблема существует. Она возникает еще и потому, что не все предприниматели поняли, что в этом году взносы платятся ежеквартально, а в случае неуплаты им грозят штрафные санкции.

Напомню, что с 2016 года для назначения пенсии будут учитывать лишь данные системы персонифицированного учета с 2000 года, поэтому многие украинцы, не выплачивая должным образом страховые взносы в ПФ, могут оказаться в ловушке, куда сами себя загнали собственным непониманием и неосмотрительностью. Поэтому разъяснение законодательства — постоянная наша работа: проводим встречи, раздаем листовки, информируем через СМИ.

Человек должен сам для себя решить, чего он хочет. Если он работает за границей, планируя вернуться потом в Украину, то нужно определиться с добровольным участием в пенсионном страховании. То же самое касается и неработающих граждан. В Пенсионном фонде всегда помогут посчитать желаемую по размеру пенсию и определить ежемесячный платеж страхового взноса. Иными словами, ваша пенсии — в ваших руках. Ведь у Пенсионного фонда нет других источников поступления средств, кроме страховых. Здесь принцип один: чем больше человек платит в солидарную систему, тем большую получит пенсию. За счет госбюджета финансируются лишь определенные законодательством доплаты к пенсии.

— Каким образом оформляется договор о добровольном участии в пенсионном страховании?

— Для оформления договора добровольного страхования необходимо обратиться в управление ПФ по месту жительства (в Суворовском районе — ул. Черноморского казачества, 95, с 8.30 до17.30, ежедневно, кроме субботы и воскресенья), где инспектор в деталях объяснит все правила добровольного страхования.. При себе иметь: копию паспорта и кода; копию трудовой книжки; справку о том, что гражданин на момент составления договора о добровольном страховании не является пенсионером.

Договор о добровольном участии в пенсионном страховании содержит сведения о лице, которые вносятся в систему персонифицированного учета; размере и порядке уплаты страхового взноса, условиях получения права на пенсионные выплаты и расторжения договора, о правах и обязанностях сторон, ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора. Договор заключается на срок не менее одного года.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

В следующем году те пенсионеры, кто получал меньше всех, получат больше, а вот те, кто дожил до пенсии, но не добрал стажа, – останутся без пенсии еще три года.

Как изменятся минимальные пенсии?

Они останутся прежними. Дело в том, что соцстандарты, которые повысят с 1 декабря 2020, с 1 января 2021 года не изменятся. Поэтому минимальная пенсия сохранится равной прожиточному минимуму (ПМ) для нетрудоспособных – 1769 грн. Напомним: с 1 декабря ПМ увеличится на 57 грн, с 1712 до 1769 грн.

Как изменятся пенсии у ветеранов труда?

Их пенсии должны увеличиться. Сейчас пенсионеры старше 65 лет, имеющие 35 лет стажа и более (женщины – 30 лет), получают пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты или 2000 грн. Если с 1 января минзарплата вырастет до 6000 грн (закон о госбюджете на 2021 год, где заложена такая норма, пока не принят), то минимальные пенсии увеличатся до 2400 грн. Пенсии ветеранов, большие чем 2400 грн, пересчитывать не будут.

Кто из 60-летних не получит в 2021 году пенсию?

С 1 января 2021 года минимальный страховой стаж (стаж легальной работы, с которой работодателями уплачены взносы в Пенсионный фонд) увеличится на 1 год, до 28 лет. Те, кому исполнится 60 лет в 2021 году, получат в следующем году пенсию, если у них на 1 января будет стаж не менее 27 лет, а на 31 декабря – соответственно 28 лет. Остальным придется либо докупать пенсионный стаж (см. ниже), либо работать до 63 лет и заработать хотя бы 20 стажа.

Отберут ли социальные пенсии у тех, кто их уже получает?

Нет. Уже назначенные социальные пенсии будут выплачивать с 1 января 2021 года в том же размере, что и с 1 декабря 2020 года – 1769 грн (ПМ для нетрудоспособных). Сохранятся неизменными и пенсии по инвалидности.

Кому сейчас положена социальная пенсия?

Правильно она называется "социальная помощь". Положена 60-летним, имеющим не менее 15 лет страхового стажа и уровень доходов, меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных на каждого члена семьи (сейчас - 1712 грн, с 1 декабря 2020 года – 1769 грн).

Пример расчета:

Муж получает пенсию 2500 грн, жена находится на его иждивении, но имеет 15 лет стажа. При достижении 60-летнего возраста до конца 2020 года жена может оформить в этом году соцпомощь.

В ноябре она составит 924 грн (1712х2 – 2500 = 924), с 1 декабря 1038 грн (1769х2 – 2500 = 1038).

А вот если 60 лет ей исполнится 1 января 2021 года и позже – соцпомощь уже не положена.

Предусмотрены ряд ограничений, при которых соцпомощь не назначат. Главные – если жилплощадь превышает 21 кв. м на 1 человека +10,5 кв. м на семью, наличие в семье второго автомобиля (или мотоцикла). Есть и другие ограничения: получение в 2020 году наследства, покупка на сумму 50 тыс. грн и более.

Что делать в 2021 году 60-летнему "непенсионеру"?

Трудиться дальше. Если он уволен - встать на учет в Центр занятости.

Ему 630 дней будут выплачивать помощь по безработице, как и тем безработным, кто не достиг пенсионного возраста – 60 лет, но прожил 58 лет. Пребывание на учете засчитывается в стаж, но заработка не прибавляет.

Пособие не может быть выше четырех ПМ для трудоспособных (в январе 2021 года это 8756 грн). Но если средняя зарплата была небольшая, то госпомощь окажется меньше.

Она не может превысить 70% средней зарплаты безработного за последние 12 месяцев, и то при наличии стажа не менее 10 лет. Каждые три месяца сумма пособия уменьшается на 20%, но не будет меньше 60% первоначальной выплаты. То есть при максимальном пособии 8756 грн безработный через полгода и больше будет получать 5253 грн.

А можно докупить стаж и выйти на пенсию.

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Стоит ли докупать стаж, чтобы выйти на пенсию в 60 лет?

Если вы рассчитываете на минимальную пенсию, то смысла в покупке нет. По разъяснению Пенсфонда, 1 месяц стажа стоит 44% минимальной зарплаты. Покупать можно помесячно, но не более чем 5 лет стажа. С 2021 года один месяц недостающего стажа будет стоить 2640 грн. (6000х0,44=2640). То есть за каждый год надо будет единоразово уплатить 31680 грн. Выходит, что есть смысл в покупке стажа, если пенсия в итоге превысит 2640 грн в месяц.

Украинцам разрешили платить один социальный взнос вместо четырех с 1 января 2011 года, когда вступил в силу закон №2464-VI. С января 2020 года изменился размер минимальной зарплаты, а с ним и размер минимального и максимального ЕСВ.

  1. Единый социальный взнос: основные сведения
  2. ЕСВ: кто должен платить?
    1. Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.
    2. ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса
    3. В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?
  3. Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой
  4. ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов
  5. Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Несмотря на то, что с момента введения в действие закона об ЕСВ прошло несколько лет, у плательщиков остаются вопросы касательно процедуры расчета, оплаты, администрирования ЕСВ.

В статье приводятся основные сведения о законодательной базе для ЕСВ, о формировании реестра плательщиков, об особенностях начисления взноса для пенсионеров и предпринимателей, указан порядок уплаты и начисления взноса, а также другая важная и полезная информация.

Единый социальный взнос: основные сведения

Понятие единого социального взноса появилось после того, как 8 июля 2010 года парламент принял закон 2464, чтобы оптимизировать систему социального страхования. Закон объединил все функции начисления, оплаты и распределения средств, поступающих на счета действующих в то время четырех фондов. В процессе разработки законопроекта правительство учитывало опыт европейских стран.

Это должно было облегчить работу бухгалтеров и консолидировать деятельность фондов при распределении взносов на социальное и пенсионное страхование. Ожидалось, что единый социальный взнос наполнит бюджет Пенсионного фонда и решить (частично или полностью) проблему пенсионного обеспечения украинских граждан.

Тем не менее, с момента принятия закона пришлось внести множество поправок, и документ до сих пор не идеален. К тому же, размер ставок для ЕСВ оказался довольно высоким и привел к избыточной нагрузке на фонд оплаты труда большинства предприятий.

С полным текстом закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2464-17

ЕСВ: кто должен платить?

Оплату ЕСВ осуществляют предприятия или организации, которые выступают в роли работодателей и являются участниками системы социального страхования.При этом работодателем считается не только предприятие, использующее труд наемных работников, но и предприниматель, который обеспечивает себя работой самостоятельно.

Детальный перечень плательщиков ЕСВ указан в 2 разделе 4 статьи закона 2464.

Не являются плательщиками ЕСВ пенсионеры или люди, которые получают пенсию по инвалидности, поскольку их доход состоит из пенсионных выплат, которые сформированы из средств социального/пенсионного страхования.

Впрочем, пенсионер становится плательщиком ЕСВ, если кроме пенсии он получает еще какие-либо доходы - работает, занимается предпринимательством или другой деятельностью, с которой взимается ЕСВ.

Сведения о плательщиках единого взноса заносят в реестр застрахованных лиц и\или в реестр страхователей. Снятие с учета и исключение из реестра может состояться только после того, как проверяющие подтвердят, что человек выплатил всю сумму, которую должен был.

Плательщики ЕСВ обязаны:

  • Производить расчет и оплату ЕСВ, своевременно и в полном объеме
  • Вести учет ЕСВ в определенном формате
  • Допускать представителей контролирующих органов для осуществления проверки правильности расчета и полноты уплаты ЕСВ
  • В определенные сроки подавать отчетность по ЕСВ
  • Предоставлять застрахованному информативные сведения об уплаченных взносах (по требованию и без дополнительной оплаты)
  • Подавать в составе отчета по ЕСВ сведения о принятых на работу лицах, у которых отсутствует свидетельство застрахованного лица

Закон 2464 содержит информацию о правах плательщиков ЕСВ, и гласит, что плательщики могут

  • Получать в налоговом органе и пенсионном фонде информацию относительно расчета и/или оплаты единого взноса
  • Обращаться в ПФ и орган доходов и сборов с заявлением о смене условий расчета взноса, если статус плательщика был изменен
  • Защищать свои интересы в установленной законодательством форме

Стоит отметить, что с тех пор, как Верховная Рада приняла закон, его неоднократно изменяли и дополняли. По этой причине бухгалтерам и руководителям предприятий следует сверяться с актуальным оригиналом документа, чтобы исключить в своей работе ошибки. Особенно это касается перечня видов доходов, которые не включены в базу единого соцвзноса.

Правительство также работает над тем, чтобы привести базу для расчета НДФЛ и ЕСВ к «общему знаменателю». Несомненно, это стало бы важным этапом оптимизации администрирования налогов и сборов.

Размеры минимального единого взноса для частных предпринимателей, грн.

В таблице представлена динамика изменения ЕСВ с 2011 года по настоящее время. Для наглядности приведены показатели минимальной заработной платы.

Важно! С 1 января 2018 года ФЛП 1 группы должны платить взнос на тех же основаниях, что и прочие группы, скидку до 50% отменили.

С 2017 года платить минимальный страховой платеж должны "спящие" предприниматели, которые не имеют доходов. Минимальный ЕСВ в 2020 году составляет 1039,06 грн, или 22% от минимальной зарплаты.

Период Ставка ЕСВ Минимальный ЕСВ Минимальная зарплата Максимальный ЕСВ
с 01.01.2011 по 31.03.2011 34,7% 326,53 941,00 4897,91
с 01.04.2011 по 30.09.2011 34,7% 333,12 960,00 4996,80
с 01.10.2011 по 30.11.2011 34,7% 341,80 985,00 5810,52
с 01.12.2011 по 31.12.2011 34,7% 348,39 1004,00 5922,60
с 01.01.2012 по 31.03.2012 34,7% 372,33 1073,00 6329,63
с 01.04.2012 по 30.06.2012 34,7% 379,62 1094,00 6453,51
с 01.07.2012 по 30.09.2012 34,7% 382,39 1102,00 6500,70
с 01.10.2012 по 30.11.2012 34,7% 387,95 1118,00 6595,08
с 01.12.2012 по 31.12.2012 34,7% 393,50 1134,00 6689,47
с 01.01.2013 по 30.11.2013 34,7% 398,01 1147,00 6766,15
с 01.12.2013 по 31.12.2013 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2014 по 31.12.2014 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.01.2015 по 31.08.2015 34,7% 422,65 1218,00 7184,98
с 01.09.2015 по 31.12.2015 34,7% 478,17 1378,00 8128,82
с 01.01.2016 по 30.04.2016 22,0% 303,16 1378,00 7579,00
с 01.05.2016 по 30.11.2016 22,0% 319,00 1450,00 7975,00
с 01.12.2016 по 31.12.2016 22,0% 352,00 1600,00 8800,00
с 01.01.2017 по 30.04.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 8800,00
с 01.05.2017 по 30.11.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9262,00
с 01.12.2017 по 31.12.2017 22,0% 704,00 (352 для ФЛП 1 гр.) 3200,00 9691,00
с 01.01.2018 по 31.12.2018 22,0% 819,06 3723,00 12285,90
с 01.01.2019 22,0% 918,06 4173,00 13770,90
с 01.01.2020 22,0% 1039,06 4723,00 15 585,90

ЕСВ: от чего зависит размер единого социального взноса

Ранее размер ЕСВ зависел от определенного класса профессионального риска в соответствии с отраслевой классификацией. Размер отчислений находился в границах от 36,3% до 49,7%. К примеру, предприятия бюджетной сферы должны были платить ЕСВ в размере 36,3%, что являлось на тот момент наиболее низким тарифом.

Сейчас действует ставка в 22% от зарплаты. Работодатели вычитают ЕСВ при каждой выплате заработной платы наемным работникам. Перечисляется взнос на специальный банковский счет в налоговой, а позже ГНС распределяет эти средства по отдельным фондам.

В январе 2020 года минимальный размер ЕСВ: 4723 грн х 22% = 1039,06 на каждого работника в месяц. Если по каким-либо причинам результат ЕСВ получается ниже этой суммы, работодателю придется доначислить до указанного минимума.

В какие сроки происходит уплата ЕСВ в 2020 году?

Правила начисления и уплаты единого взноса привязаны к дате, когда происходит начисление заработной платы: зарплата и ЕСВ начисляются в один день. Например, если работник увольняется или уходит в отпуск, то расчет единого взноса бухгалтер делает накануне выплаты отпускных или расчетных.

Оплата единого взноса должна пройти не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом начисления (если зарплата все еще не выплачена).

Таким образом, даже при невыплаченной заработной плате уплата ЕСВ должна быть произведена в срок. Если срок выплаты заработной платы приходится на выходной день, то следует побеспокоиться о том, чтобы сделать выплату днем ранее. Такое же правило действует и для ЕСВ: если срок выплаты взноса попадает на выходной, то перечисление всей суммы взноса можно сделать на следующий рабочий день.

Для всех ФЛП, независимо от системы налогообложения (упрощенная или общая) предельными сроками уплаты ЕСВ за 2020 год являются:

  • 1-й квартал – 19 апреля;
  • 2-й квартал – 19 июля
  • 3-й квартал – 21 октября
  • 4-й квартал – 20 января 2021 года

Уплата ЕСВ производится в национальной валюте путем перечисления денежных средств на расчетный счет органа социального страхования. Днем оплаты считается дата списания средств со счета плательщика ЕСВ. При несвоевременной оплате единого взноса плательщик будет оштрафован, а на сумму задолженности будут начислены проценты.

ЕСВ можно оплачивать как помесячно, что и делает основная масса ФЛП, так и авансово, т.е. сразу всю сумму за год.


Начисление единого социального взноса: что является расчетной базой

При расчете единого соцвзноса рассматривается в качестве расчетной базы вся начисленная зарплата, включая какие-либо компенсации, оплату за работу в выходные или в ночные часы, другое. Следует также принимать во внимание и выплаты в натуральной форме.

Перечень начислений, которые входят в расчетную базу ЕСВ:

  • Основная зарплата
  • Дополнительная зарплата (работа в праздничные. сверхурочные, надбавки и т.п.)
  • Начисления по листу нетрудоспособности
  • Пособия по беременности и родам
  • Другие виды помощи, надбавок и компенсация
  • Начисления по договорам гражданско-правового характера

Документами, регулирующими порядок начисления ЕСВ, являются

  1. Закон Украины «Об оплате труда»
  2. Инструкция 35
  3. Перечень №1170

В этих документах подробно описываются виды начислений при расчете ЕСВ.

Данные о составе начислений застрахованного лица содержатся в ежемесячном отчете, который подается работодателем до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Если последний день сдачи отчета приходится на выходной, то отчет можно предоставить на следующий день.

ЕСВ: особенности для пенсионеров и инвалидов

Поскольку пенсионные выплаты являются частью пенсионного социального страхования, они не включаются в базу единого социального взноса.

Исключение составляют доходы, которые пенсионер получил от другой деятельности. Например, он устроился на работу, выполнил заказ по гражданско-правовому договору ГПД, другое. В этом случае ЕСВ применяется к части дохода, кроме пенсии, по действующему на момент начисления проценту.

Иной подход в расчете ЕСВ, если пенсионер одновременно является еще и предпринимателем. В этом случае пенсионеры, находящиеся на заслуженном отдыхе по достижению определенного возраста, и инвалиды, получающие пенсию, освобождаются от уплаты взноса.

А вот пенсионеры, которые воспользовались льготой и вышли на пенсию по выслуге лет, не могут рассчитывать на такое преимущество. Эти пенсионеры не освобождаются от уплаты единого взноса. Впрочем, по достижении ими пенсионного возраста и после отказа от получения пенсии по выслуге лет, такие пенсионеры освобождаются от уплаты ЕСВ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Такое же правило действует и для предпринимателей, которые оформили пенсию по возрасту: с первого же дня они имеют право не платить ЕСВ. Если возникла переплата по каким-либо причинам, то после написания заявления и обращения с ним в орган Пенсионного фонда пенсионеру-предпринимателю будет возвращена сумма переплаты.

Онлайн оплата и калькулятор ЕСВ

Чаще всего, предприятия производят расчет суммы единого социального взноса с помощью бухгалтерских программ. Их обновления соответствуют изменениям в законодательстве и существенно облегчают работу бухгалтера. Если такая программа не установлена, но существует необходимость произвести расчет ЕСВ, предприниматель может воспользоваться онлайн калькулятором. Это довольно простой и доступный способ узнать сумму своих предстоящих платежей и запланировать бюджет.

В сети Интернет существуют инструменты онлайн расчетов налогов, в том числе и ЕСВ. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно внести информацию о сумме начислений, которые включены в базу ЕСВ. Кроме расчета суммы налога предприниматель может произвести оплату в режиме онлайн, сдать отчетность в электронном виде. И все это без затрат на приобретение и установку программного обеспечения и компьютерной техники.

Зарегистрировавшись на сайте, предприниматель может в режиме онлайн произвести оплату ЕСВ и ЕН, получить консультационную поддержку, ознакомиться со сроками платежей, сформировать первичные документы.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Читайте также: