Кто может быть субъектом правоотношений по пенсионному обеспечению

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей:

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут быть следующие физические лица:

- граждане Российской Федерации;

- лица без гражданства;

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ (иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть

- субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений); - семья (при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца).

Физическое лицо как субъект правоотношений по социальному обеспечению характеризуется наличием правосубъектности, выражающейся в обладании двумя структурными элементами правоспособностью (то есть способностью иметь определенные права и нести определенные обязанности при наступлении соответствующих юридических фактов) и дееспособностью (то есть способностью по социальному законодательству своими действиями (без представителей) реализовывать предоставленные права и обязанности.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, в правоотношениях по бесплатному или льготному протезированию).

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии, помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях (B.C.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус гражданина в социальном обеспечении).

Дееспособность граждан в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп граждан она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объектов содержания дееспособности может быть разным. Обща* дееспособность складывается из следующих юридических

возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

В качестве субъектов правоотношений по социальному обеспечению могут выступать следующие государственные и иные органы:

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ; органы исполнительной власти;

- органы министерств и ведомств;

- органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, которые назначают и выплачивают пенсии;

- органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пособия, льготы и компенсационные выплаты, предоставляют услуги и т.п.;

- специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т.д.);

- органы службы занятости (выплата пособий по безработице и т.д.); органы здравоохранения (предоставление бесплатной

- медицинской помощи и лечения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т.д.);

- органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства);

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.







Субъектом правоотношений по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Субъекты – это участники правоотношений, наделенные субъективными правами и несущие обязанность.

В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных компетентных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны.

Субъекты материальных социально-обеспечительных правоотношений по социальному обеспечению в силу распределительного характера складывающихся отношений делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:

1) лица – получатели благ по социальному обеспечению,

2) лица – представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - это граждане – физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют право.

Чтобы стать участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемой законом способности иметь права и обязанности), дееспособности (признаваемой законом способности своими действиями реализовывать права и обязанности), деликтоспособности (признаваемой законом способности нести ответственность за правонарушения в сфере социального обеспечения). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь прав на социальные услуги, пособия, пенсии, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии государственные или муниципальные органы.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и самообладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникает.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.

Очевидно, что формулировка ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но, так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм, можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наемных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию.

Некоторые ученые связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая и дополнительных юридических фактов, а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию.

Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид пособия и прекращается вместе с окончанием этого права.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может выступать в двух случаях:

- в случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей, имеющих детей;

- в случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

Вторым субъектом - представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство (в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случае делегирования или разрешения с его стороны иные лица – муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

- Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

- Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

- Окружные управления социальной защиты населения

- Районные управления социальной защиты населения;

- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

- Учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

- Пенсионные службы силовых министерств и ведомств;

- Предприятия, учреждения, организации;

- Органы службы занятости;

В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности ит.д.); клинико-экспертные комиссии; лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности); администрации организаций, помогающие в сборе доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения, а также компетентный орган, управомоченный выносить решение о предоставлении этого вида социального обеспечения и в его отказе.

В процессуальных отношениях участвуют следующие субъекты:

- вышестоящий орган в отношении органа, принявшего спорное решение (например, областной Пенсионный фонд РФ, главное бюро медико-социальной экспертизы), и гражданин оспаривающий это решение (административный порядок разрешения спора),

- гражданин, оспаривающий решение компетентного органа, сам компетентный орган, суд общей юрисдикции, а в некоторых случаях прокуратура (судебный порядок разрешения спора).

Момент возникновения у компетентного органа (второго субъекта) его правосубъетности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем ит.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечении являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров они являются юрисдикционными правоохранительными, правовостановительными органами.

Объект – это конкретное материальное благо или действие, по поводу которого, возникают конкретные правоотношения.

В процедурных правоотношениях объектом выступают юридические действия по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта – сбор доказательств, подтверждающих юридический факт, дающий право на определенный вид социального обеспечения; вынесение компетентным органом решения о предоставлении этого вида социального обеспечения или решения об отказе.

В основных материальных социально-обеспечительных отношениях объектом выступает реализация права на данный вид социального обеспечения, те есть получение его деньгами или в натуральном виде (пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание).

В процессуальных отношениях объектом выступает юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина ( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному

соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина ( семьи) на

определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой[57]. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что « назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности — пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

Любой тип правоотношений считается разновидностью общественных в фактическом аспекте, регулирование которых происходит посредством норм соответствующей правовой отрасли. Так, пенсионные правоотношения возникают тогда, когда осуществляется право непосредственно на пенсионное обеспечение. Если учесть тот факт, что сегодня актуальная пенсионная система Российской Федерации охватывает всех граждан, являющихся нетрудоспособными или достигшими конкретного возраста, можно отметить: абсолютно каждый индивид – это потенциальный либо реальный участник данного вида правоотношений. А значит, эта тема касается каждого из нас, потому и не теряет актуальности.

Понятие пенсионного правоотношения


Правоотношения по пенсионному обеспечению – это урегулированные посредством правовых норм в плане социального обеспечения общественные отношения. Как правило, возникновение их непосредственно связано с материальной поддержкой граждан, которые достигли возраста, установленного в законодательном порядке, а также тех, кто признаны потерявшими кормильца или же инвалидами. Подобные правоотношения имеют место при наличии определенной фактической системы.

Важно отметить, что пенсионные правоотношения, так же, как и иные правоотношения в плане социального обеспечения, в соответствии со своим смыслом носят распределительный характер. Посредством их существования происходит удовлетворение потребностей определенных категорий граждан, в числе которых пожилые люди, инвалиды, нуждающиеся семьи, а также лица, потерявшие кормильца посредством материальной поддержки за счет денежных средств пенсионных фондов целевой направленности либо за счет средств бюджета. Так, субъекты пенсионных правоотношений – это представленные выше категории граждан.

Правоотношения по обеспечению пенсиями граждан


Кстати, процесс развития и совершенствования правоотношений пенсионного характера, а также обогащение в плане их содержания пребывают в прямой взаимозависимости с общественными и государственными возможностями экономической природы абсолютно на каждом из исторических этапов качественного роста и развития.

Как отмечалось выше, субъекты пенсионных правоотношений находятся в некоторой взаимосвязи. Так, данная связь граждан и непосредственно государства в лице определенных органов по осуществлению пенсионного обеспечения выражается, как правило, посредством их субъективного юридического права, связанного с получением пенсионного обеспечения при условии наличия необходимых актов юридической природы. Кроме того, выражение осуществляется и через юридические обязанности соответствующего органа государственного управления (или же иного, который уполномочен государством). Данное право может обеспечивать людям некоторые гарантии поддержки по конкретным нормам и на определенных законодательством условиях. Именно правовое и обязательственное единство формирует реальную возможность внедрить в жизнь общества в пределах правоотношения по пенсионному обеспечению непосредственно ту поведенческую установку, которая включается в нормы пенсионного законодательства.

Дополнительные сведения

Кроме того, подобная возможность поддерживается посредством принудительной государственной силы. Так, абсолютно каждому гражданину, являющемуся носителем юридического права субъективной природы на определенную разновидность социальной поддержки, со стороны государства предоставляются гарантии реализации данного права через принудительное обеспечение в соответствующих ситуациях исполнения обязанности юридической направленности по его предъявлению органам власти. Именно поэтому пенсионные правоотношения предполагают недопущение отказа в плане удовлетворения права на тот или иной вид пенсии по причине отсутствия, к примеру, в распорядительной документации соответствующего исполнительного органа, который обязан предоставить материальную поддержку, денежных средств. Важно дополнить, что подобный отказ так или иначе приведет к принятию принудительных мер в целях исполнения данным органом возложенных на него обязанностей.

Классификация пенсионных правоотношений


В полной мере рассмотрев понятие пенсионных правоотношений , целесообразным будет перейти к следующему не менее важному вопросу. Так, для предельно глубокого изучения характеристик и непосредственной сущности пенсионного обеспечения в науке о праве была аргументирована необходимость разделения пенсионных правоотношений. Так, они были классифицированы по определенным видам в соответствии с конкретными критериями. Ниже представлены актуальные на сегодняшний день виды пенсионных правоотношений :

  • Во-первых, правоотношения по обеспечению граждан пенсиями классифицируются на отношения страхового и нестрахового характера. Данная классификация поставила начальную точку своему существованию только на современном этапе существования права по причине того, что обеспечение пенсионной поддержки производится за счет денежных средств социального страхования обязательной направленности (то есть, пенсионных фондов) и средств государственного бюджета. Кроме того, правоотношения обязательного пенсионного страхования так или иначе регулируются посредством норм права в плане социальной поддержки.
  • Вторым критерием разделения правоотношений по поводу пенсионных выплат являются разновидности назначаемых пенсий. Таким образом, в соответствии с ним можно выделить отношения, касательные различных видов пенсий. Среди них пенсионные правоотношения , возникшие в связи с выплатами по старости, за выслугу определенного количества лет, по инвалидности, по потере кормильца, а также пенсии социального характера.

Другие критерии


Помимо представленной выше классификации, важную роль играет и наличие иных критериев. Так, содержание пенсионных правоотношений предполагает наличие следующего разделения:

  • В соответствии с характером условий, по причине которых производится назначение пенсионных выплат, возникновение правоотношений по пенсионному обеспечению происходит как на общих основания, так и на льготных или в связи с неравными (особыми) обстоятельствами в процессе рабочей деятельности.
  • В соответствии с периодом актуальности пенсионные отношения рассматриваются как длящиеся. Кроме того, в зависимости от определенного периода, в течение которого они существуют, их можно классифицировать на актуальные лишь конкретный отрезок времени и на неопределенные в этом плане. К последним относятся отношения по причине выплаты пенсий, которые составляют объект пенсионного правоотношения , по старости, за выслугу лет, по инвалидности (тогда, когда они установлена бессрочным образом), а также по потере кормильца (тогда, когда член семьи, на которого назначаются пенсионные выплаты, достиг пенсионного возраста или был признан инвалидом при исключении процедуры переосвидетельствования, осуществляющейся после). При уместности перечисленных случаев прекращение правоотношения пенсионной направленности может вызываться только таким событием, как смерть непосредственно получателя пенсионных выплат, либо вовсе отказом от их получения.

Срок действия пенсионных правоотношений

Важно отметить, что период актуальности целого ряда правоотношений по пенсионному обеспечению установлен посредством законодательных актов через определение конкретного срока. К примеру, пенсионные выплаты в случае потери кормильца для несовершеннолетних лиц совершаются исключительно до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, а тем, кто получает профессиональное образование – до двадцати трех лет. Кроме того, срок действия правоотношений рассматриваемого типа может быть связан непосредственно с потерей определенных фактов юридической природы, которыми обуславливается право на пенсионную поддержку. К примеру, трудоустройство индивида, который получает пенсию долгосрочного характера выплат по старости; абсолютное восстановление в отношении трудоспособности лица, которому назначалась пенсия по инвалидности на конкретный период времени, и так далее.

Важно дополнить, что представленные в предыдущих главах основания для разделения пенсионных правоотношений не служат исчерпывающими. Они могут использоваться как самостоятельным образом, так и в различного рода сочетаниях с другими критериями, которые непосредственно отражают самые значимые характеристики правоотношений пенсионной направленности, или друг с другом.

Добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию


Важно отметить, что в соответствии с законодательством, добровольным образом вступить в правоотношения в плане обязательного пенсионного страхования имеют право:

  • Граждане России, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно за пределами государства, в целях уплаты взносов страховой природы в Пенсионный фонд.
  • Индивиды для того, чтобы обеспечивать уплату взносов страхования за иное лицо, если за второго не уплачиваются взносы страховой природы страхователем по настоящему Федеральному закону и законодательству в плане налогов и сборов.
  • Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию актуально для застрахованных лиц, которые платят страховые взносы в конкретном размере.
  • Индивиды в целях уплаты страховых взносов дополнительно. Важно дополнить, что они идут на накопительную пенсию по соответствующему Федеральному закону.
  • В правоотношения по обязательному пенсионному страхованию добровольного характера вступают индивиды в целях уплаты взносов непосредственно в Пенсионный фонд за себя, которые на постоянных или временных условиях проживают в России. Важно дополнить, что в отношении их обязательное пенсионное страхование не имеет никакого значения по настоящему Федеральному закону.

Понятие субъектов пенсионных правоотношений


Под субъектами пенсионных правоотношений следует понимать граждан и органы государственной власти, которые по причине определенных правовых норм имеют возможность выступать носителями юридических прав и обязанностей субъективной природы.

В предыдущих главах отмечалось, субъект правоотношений в обязательном порядке должен обладать необходимым свойством юридического характера. То есть, как правило, он наделен способностью нести определенные обязанности (другими словами, правоспособностью) и обладать конкретными правами. Кроме того, очень важно, может ли то или иное лицо осуществлять в полной мере данные права и обязанности (другими словами, способен ли он быть дееспособным).

Возникновение пенсионной правоспособности и дееспособности

Целесообразным будет рассмотреть вопрос о возникновении пенсионной правоспособности и дееспособности в отношении гражданина. Кроме того, важно узнать, каким образом она отличается непосредственно от гражданской.

В процессе определения видового назначения правоспособности лиц в качестве потенциальных участников правоотношений по пенсионному обеспечению основополагающим фактом является то, каким образом предоставлено соответствующее право: как сотрудникам определенной организации, учитывая их трудовую деятельность, или же как общественным деятелям, невзирая на их трудовой стаж. Так, в первом случае индивидам предоставляется трудовая пенсия, а во втором – социальная. При выплате трудовой пенсии обязательной предпосылкой для участия в соответствующих правоотношениях служит специальная правосубъектность в качестве неразрывного единства данной правоспособности, носящей пенсионный характер, и аналогичной дееспособности, которые абсолютно точно совпадают с правосубъектностью трудовой природы в отношении времени их появления, то есть с пятнадцати лет (для учащихся же – с четырнадцати), но при обязательном условии осуществления такого рода трудовой деятельности, по причине которой индивид подлежал процедуре обязательного социального страхования.

Заключение


В заключение важно отметить, что в отличие от правосубъектности гражданина трудовой направленности, которая напрямую связана исключительно с достижением конкретного возраста, специального рода правосубъектность, так или иначе, содержит в себе не само право участвовать в правоотношении трудовой направленности, а факт вступления в это отношение. Так, являющимся участником иного правоотношения трудовой природы, индивид в любом случае подлежит процедуре обязательного пенсионного страхования. Так, у людей, которые начали собственную трудовую деятельность с пятнадцати лет, пенсионная правосубъектность специального типа появляется непосредственно с этого возраста, несмотря на их несовершеннолетие. При признании у индивидов инвалидности они имеют абсолютное право участвовать в пенсионном правоотношении по поводу выплаты трудовых пенсий, а также самостоятельным образом осуществлять право на данные пенсии, что очень важно на сегодняшний день.

Таковы особенности функционирования системы пенсионных взаимоотношений в РФ. Их следует знать, чтобы обеспечить себе достойную пенсию в преклонном возрасте или в случае потери трудоспособности.

Читайте также: