Кто может стать персональным пенсионерам

В соответствии с федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть начиная с 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Начиная с 2019 года Пенсионный фонд России запускает новый сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используются органами власти, ведомствами и работодателями для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Благодаря сведениям Пенсионного фонда России самому предпенсионеру не нужно получать документ, подтверждающий право на льготы, – достаточно просто подать заявление в ведомство, предоставляющее льготу, где уже будет вся необходимая информация. К примеру, граждане предпенсионного возраста освобождены от уплаты имущественного налога на жилье и земельного налога с шести соток земли. Для того чтобы воспользоваться льготой, достаточно просто подать заявление в налоговый орган, специалисты которого самостоятельно сделают запрос в ПФР для подтверждения предпенсионного статуса заявителя.

Аналогичное взаимодействие у ПФР налажено с центрами занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями.

В личном кабинете на официальном сайте ПФР работает электронный сервис, позволяющий заказать справку об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Справку в формате PDF и XML можно получить за несколько секунд. Для этого необходимо войти в Личный кабинет при помощи пароля и логина учетной записи после регистрации на Едином портале государственных услуг , выбрать в разделе «Пенсии» вкладку «Заказать справку (выписку): об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста», после чего указать орган, куда предоставляются сведения, - Федеральная налоговая служба России, орган государственной власти РФ в области содействия занятости населения, работодатель. При желании сформированную справку можно получить на электронную почту, сохранить, распечатать, а также просмотреть в разделе «История обращений».


Вместе с зарплатами высших должностных лиц 1 сентября вырастут и их будущие пенсии, а также выплаты нынешним высокопоставленным отставникам. По подсчетам РБК, президент в отставке сможет рассчитывать на ежемесячную выплату в 530 тыс. руб., ушедшие с постов премьеры и спикеры двух палат парламента — на выплаты в 320—430 тыс. руб., министры — на пенсию в диапазоне 60—90 тыс. руб.

Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии
в 55—75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты
в 313,5—427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум — 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17—18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку сейчас могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина — первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является, сказал РБК представитель фонда. Получает ли Степашин премьерскую пенсию, собеседник уточнить не смог. Комментария представителя Примакова получить не удалось. Оба имеют право на премьерскую доплату, подтверждает источник РБК.

Максимальная премьерская выплата будет полагаться и возглавлявшему правительство почти четыре года Михаилу Касьянову. Это подтвердил РБК и сам политик. «Но не думаю, что Путин когда-нибудь позволит мне получать такую пенсию», — говорит Касьянов. Он не исключает, что будет найден какой-нибудь предлог, чтобы лишить его выплат. В похожей ситуации в 2003 году уже оказался экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко, напомнил политик. Президент Путин своим распоряжением поручил ЦБ установить выплаты для бывшего председателя, но особенности формулировки документа позволили руководству органа отказать Геращенко, сообщал «Коммерсантъ».

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля сейчас превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать и экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.

Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 000 руб., с 1 сентября этого года — до 420 000 руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17—18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока сейчас составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.

После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 000 до 90 000 руб.

«Мне еще далеко до пенсии, и я еще не интересовался этим вопросом», — говорит РБК 54-летний Борис Немцов (дослужившийся до первого вице-премьера). Немцов предполагает, что стаж госдолжностей (шесть лет, не считая губернаторства) позволяет рассчитывать на 75% от денежного вознаграждения нынешнего первого зампреда правительства (сейчас около 62 000 руб.; с 1 сентября — чуть больше 97 000 руб.).

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть и у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 000 руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 000 руб.

Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать, в частности, изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший эсэр Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015—2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее РБК представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Для расчетов РБК использованы следующие документы: указ президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим госдолжности. »; постановление правительства РФ от 11 ноября 1999 года №1233; постановление правительства РФ от 10 июля 2014 года №635; федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями); федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Давайте посмотрим было ли действительно полное равноправие в той стране в которую многие мечтают сегодня вернуться или все же были так называемые небожители и все остальные носившие гордое звание Советский народ.

Пенсионеры простые и персональные

Как я уже писал в предыдущей публикации система всеобщего пенсионного обеспечения в СССР начала складываться в середине 50-х годов прошлого века.
Был принят закон «О государственных пенсиях» на основании, которого основная масса советских граждан получила право на пенсионное обеспечение по старости на общих основаниях: мужчины по достижении 60, женщины – 55 лет.
Тогда же была юридически оформлена и сформирована система персонального пенсионного обеспечения основные принципы были зафиксированы в «Положении о персональных пенсиях», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1475 от 14 ноября 1956 года.

В отличие от всеобщего пенсионного обеспечения система персональных пенсий была сформирована еще в начале 20-х годов и в дальнейшем постоянно совершенствовалась.
Прежде всего, право на персональные пенсии было установлено за исключительные заслуги перед страной в области революционной, профессиональной и общественной деятельности, советского строительства, а также в области науки, искусства и техники. Безусловное право на такие пенсии имели:

· члены революционных партий, активно боровшихся за власть пролетариата;

· члены общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев;

· лица, удостоенные за свои героические подвиги или исключительные труды одного или нескольких орденов, установленных правительством СССР или РСФСР;

· лица, получившие от Совнаркома РСФСР звание народного артиста республики или заслуженного деятеля науки, искусства и техники.

Нужно сказать, что вопрос о назначении персональной пенсии в каждом конкретном случае решался на самом высоком уровне. Например, в 1928 году по личному указанию Сталина пожизненная персональная пенсия была назначена бельгийскому рабочему и музыканту самоучке Пьеру Дегейтеру автору музыки «Интернационала», который был в то время гимном КПСС и Советского Союза.

Однако, давайте вернемся к «Положению о персональных пенсиях» 1956 года.

Было установлено три вида персональных пенсий союзного, республиканского и местного значения.

Персональные пенсии союзного значения устанавливались Комиссией при Совете Министров СССР, республиканского – при советах министров союзных республик, а местного – советами министров автономных республик или исполнительными комитетами краевых, областных, окружных и городских (в городах республиканского подчинения) советов депутатов трудящихся.

До 1977 года официальные максимальные размеры персональных пенсий составляли:

· для персональных пенсионеров союзного значения –200 рублей;

· республиканского – 120 рублей;

· местного – 60 рублей.

В 1977 году максимальные нормы были повышены до 250, 160 и 140 рублей соответственно.

Для сравнения: максимальные пенсии по старости для рабочих и служащих, назначенные на общих основаниях, в течение всего периода действия закона «О государственных пенсиях» были установлены в размере 120 рублей. Обращаю внимание на фразу «на общих основаниях».
Существовали доплаты, за общий, непрерывный стаж, на одном предприятии за вредность, за работу на севере и т.д.

Льготные категории граждан имели пенсию 132 рубля.
В принципе может сложиться впечатление, что в денежном выражении разрыв между обычным и персональным пенсионером был, не так уж и велик, а зачастую и вообще отсутствовал.
Однако все не так просто. Для тех кто плохо помнит реалии того времени или не знаком с ними в принципе, напишу, что обычный пенсионер, в то время льгот не имел вообще.
А ка же обстояло дело с персональными пенсионерами?

Персональным пенсионерам союзного значения, имеющим партийный стаж 50 лет, ежегодно выплачивалось денежное пособие в размере двух пенсий.
30 лет партийного стажа давали ежегодную выплату в размере полуторамесячной пенсии. Бывшим политкаторжанам, ссыльно-поселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) полагалась одна дополнительная пенсия в год.
Кроме того персональные пенсионеры, в отличие от обычных имели целый набор льгот, а именно:
– право на дополнительную жилую площадь;

– пятидесятипроцентную скидку на коммунальные услуги;

– преимущественное право на специализированную медицинскую помощь и протезирование для самого пенсионера, его супруга и членов семьи, находящихся на его иждивении;

– оплата необходимых лекарств, в размере 20 % их стоимости;

– право на дополнительные пособия в связи с рождением детей или в экстремальных ситуациях, таких как пожар, наводнение, тяжелое заболевание и т. п.

Добавьте сюда право пользования различными спец распределителями, закрытыми санаториями и прочими радостями жизни и станет понятно, что социальное расслоение в советском обществе имело место быть.

Много ли было персональных пенсионеров в СССР?

О количестве персональных пенсионеров можно косвенно судить по сохранившейся в архиве докладной записке министра социального обеспечения РСФСР Н. Муравьевой от 7 апреля 1957 года секретарю МГК КПСС тов. Е. А. Фурцевой:

«В настоящее время в Москве проживает 15 800 персональных пенсионеров, в том числе членов КПСС с партийным стажем не менее 30 лет – 8 190 и бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев – 185 человек. К концу текущего года по Москве ожидается прирост персональных пенсионеров союзного и республиканского значения примерно на 2 500 – 3 000 человек… Медицинское обслуживание персональных пенсионеров в Москве осуществляется крайне неудовлетворительно. Из 15 800 персональных пенсионеров союзного и республиканского значения и 12 тысяч членов их семей, находящихся у них на иждивении, специализированную медицинскую помощь получают лишь около 10 тысяч прикрепленных к поликлинике Министерства строительства СССР»

Министр внесла предложение перевести недавно построенную, хорошо оборудованную поликлинику Министерства строительства СССР полностью на обслуживание персональных пенсионеров и их иждивенцев, а для стационарного лечения таковых она предлагала использовать больницу Министерства нефтяной промышленности СССР.

Ходатайство было удовлетворено. Строители и нефтяники народ богатый, еще построят.

Хотелось бы еще сказать, что в отличие от обычных пенсионеров, возраст выхода на пенсию которых был определен в 55 лет для женщин и 60 для мужчин, персональная пенсия могла быть назначена в 55 для мужчин и 50 для прекрасного пола.
В 1977 году этот возраст был приравнен к остальным категориям граждан и стал соответственно 60 и 55.

Думается, что вызвано это было не столько заботами о социальной справедливости, а для того что бы дать возможность людям занимающим высшие посты хотя бы еще пять лет не опасаться за свое место. Не секрет, что к 1977 году все политбюро сплошь состояло из кремлевских аксакалов.

Какие были пенсии у высших партийных руководителей

Как я уже говорил, максимальный размер персональной пенсии союзного значения в 60-е годы составлял 200 рублей. Однако высшее партийное руководство предпочитало играть по своим правилам.

Когда в октябре 1964 года Хрущева отстранили от должности, ему определили персональную пенсию в 400 рублей в месяц. Кроме того за ним сохранялось право пользоваться медицинскими услугами Кремлёвской больницы и специальным пайком. В его распоряжении имелась машина — просторный ЗИЛ представительского класс с частным номером. Кроме дачи, за семьёй Хрущёва сохранялась большая квартира на Арбате.

Какие пенсии были у потерявших свои посты во времена Брежнева, членов политбюро Подгорного, Мазурова и других входивших в советскую элиту людей, неизвестно. Но думается, что они отнюдь не бедствовали.

Думается, что и партийные руководители рангом пониже небыли обделены соответствующими благами после выхода на заслуженный отдых.

Спасибо всем кто прочел до конца.
Буду благодарен за отзывы и лайки

Персональные пенсии очень выгодны с точки зрения минимизации налогов, если вы инвестируете на длительный период:

  • Ваши взносы полностью освобождены от уплаты налогов. Это значит, что если вы вносите, скажем, 2808 из облагаемого налогом заработка, правительство затем прибавляет обратно налог (по ставке 22 %) в сумме 792, то есть к вашим накоплениям добавляется 3600. Уплачивающие налог по более высокой ставке получают дополнительную налоговую льготу.
  • Когда деньги находятся в фонде, доход в виде процентов и прирост капитала не облагаются налогом (однако налогом облагается доход от дивидендов).
  • Когда вы достигаете пенсионного возраста, вы можете взять 25 % суммы фонда наличными без уплаты налога. (Оставшаяся часть должна быть вложена в фонд, который обеспечит вам годовую ренту — регулярные выплаты до конца вашей жизни. «Списание со счета» (drawdown) является альтернативой ежегодной ренты для людей в возрасте 50—74 лет — см. специализированный справочник. «Списание со счета» позволяет изымать доход из пенсионного фонда и инвестировать оставшуюся часть, как им заблагорассудится, например, на фондовом рынке.

Вам разрешено начать получать пенсию после того, как вам исполнится 50 лет. Вы обязаны ее получать в возрасте 75 лет. В период между 50 и 75 годами вы имеете свободу выбора (если только вы не указали определенной даты выхода на пенсию, когда вступили в пенсионную программу).

Вы можете участвовать в нескольких разных программах. Вы не обязаны прекращать работать, чтобы получать доход по этим программам. Существует множество разных видов фондов: фонды акций (британских или зарубежных компаний, активно или пассивно управляемые фонды), фонды корпоративных и государственных облигаций, денежные фонды.

Вы можете поместить деньги в фонд, который инвестирует в смесь различных ценных бумаг — например, программа «стиль жизни» инвестирует, главным образом, в акции, когда у вас остается еще много лет до выхода на пенсию, а затем постепенно переключается на наличные и облигации, когда до выхода на пенсию остается менее 10 лет. Вы можете регулярно делать взносы в персональную пенсионную программу (минимальная сумма обычно 20 в месяц), или выплачивать некоторые суммы от случая к случаю.


Существуют ограничения доли годового дохода, которую вы можете откладывать, зависящие от вашего возраста. Основной недостаток персональных пенсий как инвестиционного инструмента заключается в том, что вы не можете быстро получить назад свои деньги — по крайней мере, до тех пор, пока вам не исполнилось 50. Даже когда вы начинаете использовать свои накопления, вы обязаны отложить большую часть фонда (75 %) на выплату ежегодной ренты, вместо того, чтобы сделать с этими деньгами то, что вам захочется.

«Списание со счета» дает некоторую гибкость, но все равно вы обязаны продолжить вкладывать деньги в программу, и существуют жесткие ограничения сумм, которые можно изымать каждый год для использования где-либо еще. Пенсионные программы участия схожи со стандартными персональными пенсиями, но плата за управление ниже (не более 1 % от стоимости фонда). Взносы могут быть очень маленькими (минимальный взнос не выше 20), и вы можете передать свой пенсионный план в управление другому провайдеру без уплаты штрафа.

Самым существенным преимуществом является то, что любая сумма, которую вы внесли (максимальная общая сумма взносов за год 3600) рассматривается, как если бы она подлежала обложению налогом по базовой ставке. Провайдер пенсионной программы участия может потребовать возврата налога, даже если вы не являетесь налогоплательщиком (например, неработающим супругом), и потому налог вообще не вычитается.

Те, кто платит налог по более высокой ставке, могут потребовать дополнительной скидки. Чтобы воспользоваться такой пенсионной программой, вы должны иметь доход не более 30000 в год. Недостаток стандартных персональных пенсий состоит в том, что вы не можете выбирать способ инвестирования — это решает менеджер фонда.

Если вы уверены в своей способности выбирать акции, тогда вы, возможно, предпочтете самостоятельно инвестируемую персональную пенсию. Эта программа позволяет вам давать распоряжения администратору фонда о покупке и продаже акций и других ценных бумаг от вашего имени. Вы получаете такие же налоговые преимущества, какие дает стандартная персональная пенсия, и к тому же вы можете контролировать инвестиции.


Недостаток в том, что плата будет более высокой. Администраторы самостоятельно инвестируемых пенсионных программ часто настаивают на большой сумме первоначальной инвестиции: довольно часто это 25 000, но может быть и меньше. Структура оплаты может быть самой разной. Некоторые провайдеры самостоятельно инвестируемых персональных пенсий не берут первоначальной платы за помещение денег в фонд, но потом берут с вас комиссию в 0,5—1,5 % от суммы вложенных денег в год.

Другие провайдеры берут 200— 500 за открытие счета, а затем фиксированную годовую плату в 200— 300. С каждой сделки по покупке или продаже ценных бумаг в рамках фонда выплачиваются комиссия брокерам в размере 20— 30. Вы можете выбрать программу персональной пенсии с самостоятельным инвестированием с консультациями или по усмотрению брокера, то есть когда брокер либо консультирует по инвестициям, либо берет на себя ответственность за принятие инвестиционных решений.

Такие программы дороже, чем программы «только с исполнением распоряжений». Открытие счета стоит обычно 300— 700, а годовая плата за управление составляет 300— 500. Онлайновые провайдеры самостоятельно инвестируемых персональных пенсий предлагают недорогие услуги «только по исполнению сделок» с фиксированной платой, она может быть всего 75 в год.

Также онлайновые провайдеры согласны на меньшую минимальную сумму первоначальной инвестиции (иногда всего 5000). В рамках самостоятельно инвестируемых программ персональных пенсий средства могут быть инвестированы в международные акции, государственные и корпоративные облигации, паевые фонды, открытые инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые фонды, котирующиеся на бирже производные ценные бумаги и депозитные счета. Деньги могут быть даже инвестированы в имущество коммерческого предприятия.

Например, вы можете использовать деньги, самостоятельно инвестируемой персональной пенсии для покупки офиса, который затем сдадите в коммерческую аренду (может быть, даже себе самому), чтобы получать необлагаемый налогом доход от аренды и обеспечить прирост рыночной стоимости своего пенсионного фонда. (Вы можете занять 75 % средств на покупку недвижимости и использовать другие активы в фонде самостоятельно инвестируемой персональной пенсии как гарантию займа.)

Самостоятельно инвестируемые персональные пенсии были очень популярны среди врачей, юристов и бухгалтеров, которые использовали их для покупки занимаемых ими помещений. Выплачиваемая арендная плата исключается из суммы, подлежащей обложению подоходным налогом. Получаемая фондом самостоятельно инвестируемой персональной пенсии арендная плата не облагается налогом в фонде.

Вы не можете использовать самостоятельно инвестируемые персональные пенсии для покупки жилья. Вы можете вкладывать деньги в самостоятельно инвестируемую персональную пенсию после выхода на пенсию до достижения 75 лет. На этот вид пенсионной программы распространяется правило о возможности изъятия 25 % пенсионных накоплений без уплаты налога.

Самостоятельно инвестируемый персональный пенсионный счет может быть открыт для родственника, не являющегося налогоплательщиком — налоговая служба будет взимать налог по базовой ставке. Лимит такого счета — 3600 в год, так что вы можете положить на счет максимум 2808. Максимальные суммы взносов в самостоятельно инвестируемую персональную пенсию показаны в таблице 17.2. Обратите внимание на следующее:

  • Акции рискованнее облигаций или денежных накоплений, так что когда вам остается до пенсии только 5—10 лет, опасно держать весь свой пенсионный фонд в акциях. Чтобы избежать ухода на пенсию сразу же после падения курса акций, было бы разумно постепенно отказываться от инвестирования в акции и вкладывать деньги в облигации и денежные счета (например, помещать их на сберегательные счета), возможно инвестирование небольшой части средств в недвижимость.
  • Будьте внимательны, следите, чтобы половина ваших средств не была поглощена платой за управление. Например, может оказаться, что вы будете платить большие деньги менеджеру паевого или инвестиционного фонда, а также провайдеру самостоятельно инвестируемой персональной пенсии.
  • Не следует часто совершать сделки. Вы можете потерять огромные деньги, оплачивая расходы по совершению сделок, мало от них выигрывая.
  • Провайдеры иногда устанавливают новые виды платы по программам самостоятельно инвестируемых персональных пенсий.
  • Убедитесь, что вы можете относительно дешево и безболезненно перевести свою пенсию под управление другого провайдера, если вы недовольны услугами нынешнего.
  • Проценты по остаткам наличности, находящейся у провайдера самостоятельно инвестируемой персональной пенсии, могут быть низкими. Прежде чем подписывать договор, поищите более выгодные условия.
  • Если вы участвуете в профессиональной программе пенсионного обеспечения, вы можете иметь персональную пенсию (включая самостоятельно инвестируемую и пенсию участия), если ваша зарплата меньше 30 000. Если она меньше 30 000, то максимальная сумма, которую вы можете вложить в персональный пенсионный план, равна 3600 в соответствующий налоговый год.
  • Если вы получаете доход из двух источников (например, доход от работы по найму и от работы не по найму), вы можете вносить деньги на персональный пенсионный счет в пределах возрастных лимитов (например, 20 % заработка в возрасте 36—45 лет) из средств, заработанных не на работе по найму, даже если вы являетесь участником профессиональной программы пенсионного обеспечения.


На сайте ФНС есть раздел с вопросами и ответами. Там появились разъяснения по поводу самозанятых пенсионеров — тех, кто получил право на пенсию от государства, но при этом занимается предпринимательской деятельностью или подрабатывает с применением налога на профессиональный доход.


ФНС считает, что такие пенсионеры имеют статус неработающих: это важно для прибавки к пенсии. Пенсионеры на упрощенке ее не получат, а на НПД — получат. Вот как самозанятость влияет на пенсии и что можно сделать пенсионеру, чтобы получать и доход от подработки, и доплату от государства.

Главное для самозанятых пенсионеров

Пенсионеры могут платить налог на профессиональный доход — его еще называют налогом для самозанятых. Вот что им нужно знать:

  1. Статус самозанятого не лишает права на индексацию пенсии и социальную доплату. Пенсионерам на НПД платят прибавку как неработающим. А пенсионерам на УСН — нет.
  2. Право на льготы и компенсации для неработающих пенсионеров тоже сохраняется.
  3. Если льготы зависят от суммы дохода, нужно учитывать весь доход, в том числе на НПД. Если доход больше минимального, льготу могут не дать.
  4. Если платить добровольные взносы на ОПС, право на индексацию потеряется.
  5. Пенсионеров, которые пользуются налоговыми каникулами для репетиторов, нянь и сиделок, это тоже касается: они вообще не платят налоги и взносы, но получают прибавку к пенсии.

Расскажите пенсионерам, которые подрабатывают:

Предупредить в вотсапе

Кого касаются ответы ФНС про самозанятых пенсионеров?

Ответы ФНС касаются тех пенсионеров, что получают страховую или социальную пенсию от государства, но при этом имеют подработки. То есть кроме пенсии у них есть дополнительный доход. Неважно, какой налоговый режим применяет пенсионер: о позиции ФНС и законе нужно знать всем, потому что это повлияет на решения и выплаты.

От того, как этот доход оформляется с точки зрения налогов и документов, зависит прибавка к пенсии.

Прямой ссылки на ответы ФНС на сайте нет, они появляются как результат поиска. Чтобы найти разъяснения ФНС на эту тему, в разделе с часто задаваемыми вопросами нужно установить такие значения фильтра:


Как работа и доход влияют на пенсии?

С точки зрения прибавки к пенсии пенсионеры условно делятся на работающих и неработающих.

Если пенсионер не работает. Неработающим пенсионерам каждый год индексируют ежемесячные выплаты. Например, с 2019 года страховые пенсии по старости проиндексировали на 7,05% — в среднем прибавка составила 1000 рублей в месяц. С 2020 года пенсии вырастут еще на 1000 рублей: индексация составит 6,6%. Неработающим пенсионерам с небольшой пенсией доплачивают до прожиточного минимума в регионе, и это сверх индексации.

Если пенсионер работает. А вот работающим пенсионерам выплаты не индексируют. С 1 января 2019 года их пенсии не выросли на 7,05%. Перерасчет производят каждый год 1 августа, но максимальная прибавка составит 260 рублей, хотя весь год за пенсионера платят страховые взносы.

Если у пенсионера статус ИП, то он считается работающим, а его пенсию не индексируют. И это притом что каждый предприниматель-пенсионер платит за себя почти по 30 тысяч рублей на пенсионное страхование.

До 2019 года, даже если пенсионер просто имел статус ИП, но ничего не зарабатывал, ему не индексировали пенсию. Он платил страховые взносы, жил на одну пенсию, а полноценной прибавки с 1 января не получал. Даже попытка начать свое небольшое дело или легализоваться приводила к потере выплат: пенсию переставали индексировать.

На самом деле закон не делит пенсионеров на работающих и неработающих: это упрощенная терминология. Для государства важно, застрахован ли пенсионер в системе ОПС, то есть платят ли за него обязательные страховые взносы. За тех, у кого заключен трудовой, гражданско-правовой договор или есть статус ИП, страховые взносы поступают в пенсионный фонд. Отсюда все проблемы с индексацией пенсий: пенсионеры теряют право на ежегодную прибавку.

Статус самозанятого не лишает права на индексацию пенсии и компенсационные выплаты

В 2019 году на территории четырех регионов появился новый налоговый режим: налог на профессиональный доход (НПД). А тех, кто его применяет, стали называть самозанятыми. У нас про НПД есть несколько разборов:

Пенсионеры тоже могут применять этот режим. Им не запрещено быть самозанятыми, если соблюдаются остальные условия: место ведения деятельности, ограничение по уровню дохода и видам бизнеса.

Например, пенсионерка Елена Ивановна из Калуги раньше работала поваром, а теперь вышла на пенсию, уволилась, сама печет торты и продает их через Инстаграм. Она может зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и легально работать: в Калужской области действует новый спецрежим. С учетом налогового бонуса, со стоимости каждого торта к детскому дню рождения Елена Ивановна будет платить 3%, а с корпоративных заказов отдаст в бюджет по 4%.

Виктор Анатольевич из Химок решил на пенсии заняться ремонтом квартир и офисов. Если он зарегистрируется как самозанятый, то сможет легализоваться и даже работать с юрлицами, причем без кассы и деклараций. Клиентам это будет выгодно: не надо платить страховые взносы и можно учесть расходы по чеку. А у Виктора Анатольевича не будет проблем с налоговой.

Но кроме подработок у Елены Ивановны и Виктора Анатольевича есть еще пенсия. До регистрации на НПД каждый год они получали прибавку за счет индексации. А Елене Ивановне еще доплачивали до прожиточного минимума. И был вопрос: что произойдет с их пенсиями после регистрации в качестве самозанятых?

После разъяснений ФНС стало понятно: с их пенсиями ничего плохого не произойдет. Самозанятые пенсионеры, которые применяют НПД, не платят за себя страховые взносы на пенсионное страхование. И их клиенты такие взносы тоже платить не обязаны. Даже если у самозанятого статус ИП — то есть Виктор Анатольевич применял упрощенку, а потом перешел на НПД, — он тоже перестает платить обязательные страховые взносы.

То есть самозанятые пенсионеры как бы остаются неработающими. Их доход может быть гораздо больше, чем зарплата гардеробщицы, санитарки или учителя, которые уже на пенсии, но не уволились. Но гардеробщице, санитарке и учителю не добавят 1000 рублей к пенсии, а предпринимателю на НПД — добавят.

У пенсионеров на НПД остаются льготы и компенсации

Кроме индексации и доплаты до прожиточного минимума пенсионеры получают льготы: субсидии, материальную помощь, деньги на оплату проезда и лекарств. Обычно эта господдержка тоже положена неработающим пенсионерам — то есть тем, за кого не платят взносы на ОПС. Пенсионеру на упрощенке или ЕНВД при таком раскладе откажут в выплатах.

Но если этот пенсионер начнет с тем же видом деятельности применять НПД, то будет иметь право на все льготы, которые есть у неработающих. Статус самозанятого сам по себе этому не помешает.

Самозанятых пенсионеров с налоговыми каникулами это тоже касается

Самозанятыми называют не только тех, кто платит налог на профессиональный доход. Этот термин начали использовать раньше: так называли репетиторов, нянь, сиделок и помощников по хозяйству, которые имели право не платить НДФЛ. С 2017 года для них установили налоговые каникулы: если подать уведомление, можно легально получать деньги за репетиторство, но не декларировать их и не платить налог.

Репетиторы, няни и сиделки, которые уже на пенсии, тоже могут использовать эту льготу. В отличие от НПД она третий год действует по всей России. На 2020 год ее пока не продлевали, но, скорее всего, продлят, потому что заранее приняли закон о взносах на медицину. Но эти взносы пенсий вообще не касаются.

Это значит, что пенсионерка, которая уволилась из школы и зарабатывает 150 тысяч рублей в месяц как репетитор по математике, не потеряет право на прибавку к пенсии. И будет каждый год получать от государства дополнительные 12 000 Р . А такой же пенсионерке, которая осталась в школе и подрабатывает репетитором в оставшееся от уроков время, пенсию индексировать не будут — она может надеяться только на ежегодный перерасчет, который принесет ей примерно три тысячи рублей за год. Потому что одна из них самозанятая и ничего не платит в бюджет, а за другую платят взносы на ОПС — по 22% от зарплаты, да еще и 13% НДФЛ удерживают.

Не пытайтесь понять эту логику законодателей, просто имейте в виду и объясните тем, кого это касается.

Если льгота зависит от дохода, самозанятый пенсионер должен учитывать свои чеки

На льготы может повлиять дополнительный доход, а не только взносы на пенсию. Например, субсидия на оплату услуг ЖКХ зависит от всех доходов пенсионера. Если у него есть подработки, их тоже нужно учесть при расчете доли расходов. Самозанятые пенсионеры должны будут учесть не только свою пенсию, но и чеки, которые сформировали в приложении «Мой налог». В результате расходы на коммуналку могут оказаться в пределах допустимых — и в субсидии откажут.

Так же и со статусом малоимущих. Пенсионер, который живет только на выплаты от государства, может иметь такой статус — например если у него есть ребенок-студент на иждивении. Но если тот же пенсионер стал самозанятым, при подтверждении дохода для соцзащиты он учтет поступления на НПД. Тогда доход на одного члена семьи может оказаться выше прожиточного минимума — и малоимущей семья считаться не будет. Значит, и льготы такой пенсионер не получит. Но так было бы при любых легальных подработках.


Добровольные взносы на пенсию лишат прибавки

Кроме обязательных взносов на пенсионное страхование есть еще добровольные. Самозанятые на НПД не должны платить обязательные взносы, даже если они имеют статус ИП. И их заказчики такие взносы за них тоже не платят. Самозанятые пенсионеры в период применения НПД не получают дополнительного стажа и баллов.

Любой человек может платить такие взносы добровольно. Но тут есть подвох: взносы хоть и называются добровольными, но вносят их на обязательное пенсионное страхование. То есть самозанятый пенсионер, который решил покупать себе стаж и баллы в надежде увеличить пенсию, становится участником системы обязательного пенсионного страхования. А значит, он мало того что отдает государству деньги — по 30 тысяч рублей в год, — так еще и сразу же теряет право на индексацию и доплату до прожиточного минимума.

Это странная логика государства, но закон работает именно так. Добровольные взносы лишают прибавки к пенсии. Но об этом ФНС в своих ответах прямо не говорит.

Читайте также: