Кто может участвовать в дополнительном пенсионном страховании

Уровень финансового благосостояния отечественных пенсионеров оставляет желать лучшего. В том числе именно поэтому государство законодательно предусмотрело дополнительные инструменты накопления гражданами их будущего ежемесячного дохода.

Одним из них и стало добровольное страхование в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрим, что же это такое, чем оно отличается от страхования, являющегося обязанностью граждан и их работодателей, и каким образом реализуется на практике.

Бесплатно по России

Что такое добровольное пенсионное страхование

Понятие добровольного пенсионного страхования не раскрывается действующим законодательством. Лишь в некоторых нормативных документах (например, Налоговом кодексе) фигурирует термин негосударственное пенсионное обеспечение (далее также НПО), что на практике является синонимичным понятием.

Простыми словами, под ним понимается вступление в добровольные договорные отношения с негосударственным пенсионным фондом по формированию дополнительной к государственной пенсии. После заключения такого договора у гражданина или его работодателя появляется обязанность в течение определенного периода времени вносить платежи в размере, установленным договором.

Все перечисленные в добровольном порядке средств в дальнейшем будут формировать дополнительную пенсию. Также указанные финансы могут быть перемещены из одной управляющей организации в другую либо получены гражданином или его наследниками.


Кроме НПФ программы добровольного пенсионного страхования предлагаются и страховыми компаниями. В этом случае заключается договор страхования, а застрахованное лицо или страхователь вносит периодические платежи в счет будущей пенсии.

Разница между добровольным и обязательным

Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.

В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:

  • размер платежей;
  • длительность их перечисления;
  • периодичность внесения;
  • схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).

Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.

Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.

Цели и функции добровольного страхования

Основная цель добровольного пенсионного страхования заключается в формировании дополнительного дохода после прекращения гражданином трудовой деятельности в силу возраста. НПО позволяет иметь дополнительный источник ежемесячного дохода наряду с государственным обеспечением. Также этот инструмент позволяет обеспечить гражданину более достойное финансовое состояние в старости.

В качестве одной из функций НПО также можно привести инвестирование средств, т.е. их вложение с целью получения прибыли. Так, некоторые программы НПО подразумевают не только возможность перевода накопленных таким образом средств в другие фонды, но и получение их в дальнейшее личное распоряжение. При грамотном выборе фонда у его вкладчиков имеется возможность накопить определенную сумму, а также приумножить ее в случае финансово грамотной деятельности НПФ.

Рассматриваемый вид страхования также позволяет реализовать возможность граждан, которые трудятся на вредных или опасных работах, выйти на пенсию ранее установленного законом срока. Досрочное НПО позволяет гражданам получать гарантированный ежемесячный доход до наступления права на выплаты со стороны государства, прекратив при этом свою трудовую деятельность.

Еще одна функция – предоставление дополнительных социальных гарантий работникам со стороны работодателя. Так, коллективным договором между организацией и ее сотрудниками может быть предусмотрена обязанность работодателя дополнительно застраховать сотрудников в рамках НПО. Таким образом, работодатель может заинтересовать граждан во вступлении с ним в трудовые отношения, а работник – получить дополнительные гарантии.

Субъекты добровольного страхования

В рамках договора НПО в отношения вступает несколько категорий лиц, т.е. субъектов этих правоотношений:

  1. Негосударственный пенсионный фонд – организация, которая оказывает рассматриваемую услугу, принимая взносы, инвестируя их в различные проекты и сферы, и выплачивая негосударственные пенсии действующим пенсионерам или иным лицам, имеющим на это право в соответствии с условиями договора.
  2. Вкладчики – лица, осуществляющие внесением регулярных платежей в счет формирования НПО. В качестве этих лиц могут выступать сами граждане, а также их работодатели. Категория последнего не имеет значения, в этом качестве могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Эти лица всегда выступают второй стороной договора НПО.
  3. Участники – те граждане, в интересах которых осуществляются взносы в рамках НПО, т.е. по сути, будущие получатели выплат негосударственной пенсии. В случае внесения взносов гражданином от своего имени и в своих интересах, он одновременно будет являться и участником и вкладчиком.

В качестве самостоятельных субъектов правоотношений по НПО могут выступать управляющие компании, осуществляющие непосредственное инвестирование накапливаемых средств.


Тонкости договора о ДС

Содержание договора рассматриваемого вида ДС устанавливается каждым фондом самостоятельно с учетом норм законодательства. С формой такого документа предварительно до его заключения или визита в офис компании всегда можно ознакомиться на официальном сайте того или иного НПФ.

При этом типовая форма этого документа в ближайшем будущем планируется утвердить Указанием Центробанка, в настоящее время рассматривается и обсуждается его проект.

Итак, на что стоит обратить особое внимание в договоре о ДС:

  1. Выбранная пенсионная схема. Каждый НПФ предлагает различные схемы формирования и выплаты негосударственной пенсии в части порядка внесения взносов, получения сумм накопления участником или его правопреемником, времени назначения НПО. В самом тексте договора, как правило, лишь указывается номер такой схемы, расшифровка же ее приведена в Правилах конкретного фонда.
  2. Основания возникновения права на получение ежемесячных выплат в рамках НПО.
  3. Правила внесения взносов (их размер, периодичность, протяженность времени внесения).
  4. Период действия договора.

Рассматриваемый договор касается очень важной сферы, поэтому подлежит тщательному изучению целиком. Это касается не только озвученных моментов, но и всех остальных разделов, будь то права и обязанности сторон, их ответственность, тонкости правопреемства и др.

Программы ДС у НПФ

Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.

В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.

Различия этих схем заключается в следующих критериях:

  • длительность осуществления пенсионных выплат;
  • время наступления права участника на получение ежемесячного дохода в рамках НПО;
  • уровень участия в программе работодателя и сотрудника;
  • размеры взносов, длительность и периодичность их внесения.

Полный перечень программ и схем конкретного фонда должен быть приведен в его пенсионных правилах, утверждаемых Советом директоров. Любому гражданину должен быть предоставлен свободный доступ для ознакомления с ними.

В заключение отметим, что добровольное страхование в рамках НПО позволяет гражданам самостоятельно сформировать дополнительный источник дохода в пожилом возрасте. ДС служит не только увеличению будущего дохода пенсионера, но может рассматриваться как инвестиция или дополнительная гарантия работнику со стороны работодателя. При заключении договора необходимо ответственно выбрать схему формирования и выплаты НПО.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:


  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

    он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;

суммы взносов работодателя включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

    взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;

ДСВ (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.


В России все привыкли слышать, что пенсия у пожилых людей мизерная, едва достигающая прожиточного минимума. Это действительно так, в нашей стране размер пенсионных выплат составляет всего около половины от среднего заработка работающих граждан. Но не каждый знает, что существуют дополнительные меры, помогающие гражданам после выхода на пенсию поддерживать свое благосостояние.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Практически всем известно о существовании негосударственных пенсионных фондов.

Чем занимается данная организация? Есть ли риск при вступлении?

Дополнительное пенсионное страхование – это взносы работающего населения для обеспечения дополнительных выплат к обязательной пенсии по достижении пенсионного возраста.

Денежные средства перечисляются нескольким организациям, не относящимся к государственным учреждениям, но строго их контролирующим:

  • НПФ (негосударственный пенсионный фонд);
  • страховые компании.
к оглавлению ↑

Преимущества вкладов в НПФ

  1. увеличение пенсионного накопления;
  2. возможность расторжения договора с негосударственной организацией;
  3. не обязательно иметь трудовой стаж;
  4. переход накопленных денег по наследству.

Но есть в данной системе и некоторые особенности:

  • сохраняется риск потерять некоторое количество денежных средств за счет неудачных инвестиций НПФ;
  • для получения существенной доплаты к обязательной пенсии, вступление в программу дополнительного страхования следует осуществить не позднее чем в 35 лет.

Видео о том, что такое накопительная пенсия в НПФ:

Кратко о его деятельности

  1. Негосударственный фонд принимает взносы от населения, сумма и периодичность которых зависит сугубо от договоренности между гражданином и организацией.
  2. Полученные средства фонд инвестирует в ценные акции, депозиты и другие объекты с возможностью получения процентов от суммы вложений.
  3. По достижении пенсионного возраста или расторжения договора гражданин получает свои накопленные средства.

Обязательное или добавочное?

На данный момент существует два вида пенсионного страхования. Но они не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы.

Обязательное страхование – это внесение денежных средств в обязательном порядке. Дополнительное – по желанию гражданина.

В №167-ФЗ указано, что каждый гражданин имеет право получать обязательное страховое обеспечение.

Пенсионные выплаты осуществляются на основании денежных взносов, отчисляемых ежемесячно руководством организации, в которой работает гражданин.

Осуществление обязательных страховых выплат наступает в нескольких случаях:

  • пенсионный возраст;
  • недееспособность, полученная в результате травм и болезней (временная);
  • потеря кормильца;
  • погребение умершего.

Подробнее о системе обязательного пенсионного страхования читайте здесь, а в этой статье рассказано о субъектах ОПС.

Дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО) регламентируется №75-ФЗ. Данная форма страхования имеет достаточно преимуществ, но в России еще не установилась на стабильном уровне. Все из-за того, что граждане сомнительно относятся к негосударственным организациям, по незнанию считая их мошенниками.

Следует учитывать, что НПФ строго контролируется государством, поэтому риск вложений минимален.

Цели НПФ:

  1. накопление денежных средств для обеспечения гражданам достойной и благополучной старости;
  2. проведение пенсионных нововведений, на основе которых население сможет грамотно распределять ресурсы в пользу будущей пенсии;
  3. инвестирование средств и развитие экономики страны.
к оглавлению ↑

Вспомогательные взносы в ПФ рабочего и размер тарифа

Рабочие, которые каждую смену сталкиваются с опасными для жизни или же несущими вред здоровью условиями, могут рассчитывать на дополнительные взносы в Пенсионный Фонд от работодателя.

Существует несколько правил для начисления дополнительных тарифов:

  • особенности рабочего места перечислены №175-ФЗ и №212-ФЗ.
  • Официально признана вредность и опасность условий труда.

Комиссия по признанию условий работы выявляет несколько категорий:

  1. опасные;
  2. вредные;
  3. допустимые;
  4. оптимальные.

Внесение дополнительного процента денежных средств работодателем осуществляется только в первых двух категориях. Для признания условий труда вредными и опасными требуется проведение анализа специальной комиссией, которая проводится раз в 5 лет.

Кто может воспользоваться услугами накопления?

Каждый работающий гражданин имеет право вложить свои средства на пенсионное страхование в НПФ. Причем независимо, каков у трудящегося рабочий стаж и размер заработной платы. В договоре с негосударственной организацией четко указана сумма и сроки внесения денежных средств.

Как это сделать?

Воспользоваться накопительной суммой дополнительного пенсионного обеспечения можно только по достижении пенсионного возраста, в том числе и досрочного.

В №360-ФЗ указаны порядки и формы выдачи пенсионных накоплений:

  • как единовременное пособие;
  • в качестве срочной выплаты;
  • по договору, при достижении пенсионного возраста с указанной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально).

В первом случае единовременная выплата осуществляется за счет всех накопленных средств и выдается только при страховых случаях или при минимальной пенсии по старости (полном отсутствии). Потребуется определенный пакет документов с указанием причин для перечисления денежных средств.

Срочные выплаты определяются сроками договора (но не менее 10 лет со дня вступления в НПФ).

В обычных случаях выплаты осуществляются не менее чем через 234 месяца и начисляются гражданину ежемесячно или ежеквартально.

Использовать ли услуги негосударственного пенсионного фонда или же оставаться верным государственным учреждениям, – личный выбор каждого гражданина. С помощью НПФ возможно своими средствами, без полагательства на работодателя, обеспечить безбедную старость.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год. Если застрахованное лицо достигло пенсионного возраста, но не обратилось за назначением ни одной из частей трудовой пенсии, то размер государственной поддержки определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, внесенной застрахованным лицом за истекший календарный год и увеличенной в четыре раза, но не может превышать 48000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

О государственной поддержке формирования пенсионных накопленийС 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Цель закона - стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. Государство через софинансиро-вание и налоговые преференции вводит экономическое стимулирование участия граждан в формировании своей пенсии.

Закон значительно расширил круг лиц, которые имеют возможность принять активное участие в формировании накопительной составляющей своей будущей пенсии.

1. Кто может участвовать в добровольном пенсионном накоплении?

Закон предоставляет право любому физическому лицу, постоянно или временно проживающему в РФ, вне зависимости от возраста, и независимо от того работает или нет, участвовать в системе.

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений будут иметь граждане, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Если на гражданина не открыт индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде РФ (например, он официально не работал), одновременно с заявлением об уплате дополнительных взносов на накопительную часть пенсии ему нужно будет представить сведения, необходимые при первичной регистрации в Пенсионном фонде.

Вступить в программу можно в любой момент в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Срок поддержки определен в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты работником дополнительных взносов. Таким образом, для тех, кто начнет перечислять взносы в 2009 году, соплатеж со стороны государства будет перечислен в 2010 году. Причем закон дает возможность работнику приостановить дополнительные платежи и вновь возобновить их в любой момент.

2. Сколько денег можно вносить в качестве добровольного взноса и сколько добавит государство?

Сколько платить определяет застрахованное лицо. Однако, право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется только застрахованным лицам, уплатившим не менее 2 000 рублей в год.

Взносы могут перечисляться самостоятельно (через кредитную организацию) либо через работодателя.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений, будет составлять сумму, равную средствам, уплаченным гражданином за соответствующий год, но не более 12 тыс. рублей в год. Эти взносы будут осуществляться за счёт средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.

Уплату в пользу застрахованных лиц, перечисляющих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, вправе осуществлять также и работодатель (взносы работодателя). Обратите внимание! Взносы работодателя со-финансироваться за счёт средств федерального бюджета не будут.

3. Как подать заявление о добровольной уплате дополнительных пенсионных взносов?

Заявление подается в Пенсионный фонд. Передано заявление может быть как через работодателя, так и непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Если заявление пишется по месту работы, то работодатель обязан в течение 3 рабочих дней передать его в Пенсионный фонд. Заявление можно отправить по почте, но в таком случае работнику потребуется заверить свою подпись в установленном порядке.

Территориальный орган ПФ в течение 10 рабочих дней после получения заявления должен сообщить гражданину о дате вступления в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

4. Софинансирование для граждан, достигших пенсионного возраста и не обратившихся за установлением пенсии.

В целях стимулирования продолжения трудовой деятельности граждан по достижении пенсионного возраста, Федеральным законом предусматривается увеличение размера взноса на софинансирование из средств федерального бюджета при условии отказа гражданина от назначения трудовой пенсии. Размер этого взноса будет определяться исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом, но не более 48 тыс. рублей в год.

5. Об инвестировании средств пенсионных накоплений

Перечисленные дополнительные страховые взносы застрахованного лица, средства софинансирования работодателя и средства федерального бюджета- софинансирование государства направляются в состав пенсионных накоплений.

Средства на накопительную часть пенсии инвестируются в соответствии с распоряжением будущего пенсионера. Если он выбирает одну из управляющих компаний или один из негосударственных пенсионных фондов, средства пенсионных накоплений передаются в них Пенсионным фондом в срок не превышающий три месяца со дня получения соответствующего заявления. Если работник такого распоряженияне давал, по умолчанию этими средствами будет распоряжаться государственная управляющая компания (Внешэкономбанк).

Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованным лицом, будут инвестироваться в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В случае, если застрахованное лицо сделало свой выбор и передало основные средства пенсионных накоплений в УК или НПФ, то его дополнительные страховые взносы присоединяются к основным.

6. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Средства пенсионных накоплений по дополнительному пенсионному страхованию выплачиваются правопреемникам застрахованного в случае его смерти в том же порядке, который предусмотрен для выплаты пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Эти выплаты производятся правопреемникам в том случае, если работник умер до момента оформления пенсии. Если пенсия была оформлена, все накопления переходят в собственность государства и используются Пенсионным фондом для выплаты пенсий по солидарному принципу.

7. Налоговые льготы при уплате дополнительных страховых взносов у застрахованных лиц и работодателей

Федеральным законом от 30.04.2008г. №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона №56-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся исключения из базы по налогу на доходы физических лиц взносов, направляемых из средств федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника (не более 12 тыс. рублей в год).

Работодателю предоставляются следующие налоговые льготы:
освобождение от уплаты единого социального налога взносов работодателя в размере производимого им софинансирования (не более 12 тыс. рублей а год),
а также включение сумм софинансирования в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Кроме того, с 1 января 2009г. размер предоставляемого социального налогового вычета увеличивается до 120 тыс. рублей в год, а в перечень целей, на которые он может использоваться, помимо расходов на образование, здравоохранение и добровольное пенсионное страхование, включены и дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Содержание:

Понятие пенсионного обеспечения

Дополнительное пенсионное обеспечение- один из отделов пенсионной системы, который реализуется наравне с гос. системой пенсионного обеспечения в виде доп. профессиональных пенсионных систем самостоятельных предприятий, областей экономики или территорий, либо в виде персонального пенсионного страхования граждан. Что подразумевает откладывание денежных средств в страховых компаниях или НПФ.

Если приняли решение создать дополнительную проф. пенсионную систему, она станет неизменной и ее ликвидация невозможна учредителями, которые ее создали. Она должна обеспечивать своевременные пенсионные выплаты, а не разовую сумму и координировать с гос. пенсионной системой, касаемо типов пенсий и и условий для их назначения. Ее финансируют либо взносы работодателей, либо с содействием рабочих.

В ее пределах реализуется пенсионное обеспечение граждан, которые имели особые заслуги перед российской федерацией, работодателем, муниципалитетом, помимо основного пенсионного обеспечения.

Спонсируют этот отдел пенсионной системы:

  • бюджеты разного уровня:
    • субъектов РФ;
    • федеральный;
    • местные;
  • предприятия нанимателей;
  • негосударственные пенсионные фонды.
Замечание 2

Управляют им – Министерство труда России, Пенсионный фонд, органы гос. власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, негосударственные ПФ, органы управления организаций-работодателей.

Кто может участвовать в программе дополнительного пенсионного обеспечения?

Получать пенсию по данной программе могут следующие граждане:

  • Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, Герои труда РФ;
  • с наградами за особые заслуги и достижения перед государством;
  • с орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
  • с орденом «За заслуги перед отечеством» I, II, III, IV степени;
  • с орденом Славы I, II, III степени;
  • с орденом Трудовой Славы;
  • лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и РСФСР;
  • победители Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • долго проработавшие в некоторых сферах экономики:
    • специалисты ядерного оружейного комплекса;
    • члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    • работники угольной промышленности;
    • с выдающимися заслугами и достижениями:
      • перед народом и государством в области общественной, хозяйственной и государственной деятельности;
      • в сферах культуры, науки и техники;
  • заместители государственных должностей РФ на некоторый период времени:
    • Президент РФ;
    • уполномоченные Совета Федерации;
    • федеральные министры;
    • избранники Государственной Думы и т.д.;
  • с выдающимися заслугами перед субъектом РФ:
    • замещая гос. посты субъектов РФ:
      • высшие должностные лица субъектов РФ;
      • участники высшего исполнительного органа субЪекта РФ;
      • представители законодательного органа регионов РФ и другие;
    • замещая посты государственной гражданской службы субъектов РФ;
    • с государственными наградами субъектов РФ;
  • с высочайшими достижениями перед муниципальным образованием:
    • замещая муниципальные посты:
      • главы МО;
      • депутаты представительных органов;
    • замещая посты муниципальной службы;
    • почетным гражданам;
  • работающие в организациях, с наличием в них корпоративного пенсионного обеспечения;
  • с наличием накопленных пенсионных средств, которые учитываются в специально выделенной части персонального лиц. счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица;
  • инвесторы и участники НПФ.

К видам доп. пенсионного обеспечения относятся:

  • добавочное мат. обеспечение;
  • ежемесячные дополнительные выплаты к пенсиям;
  • пенсии регионального уровня;
  • муниципальные, корпоративные пенсии, негосударственные;
  • неотложные пенсионные выплаты (иной вид выплат, подходивший под области ФЗ «О порядке финансирования выплат за средства пенсионных накоплений).

Нормативные акты

Основными нормативными актами являются следующие федеральные законы:

  • от 04.03.2002 № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ;
  • от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;
  • от 07.05.1998 № 75 ФЗ «О НПФ»

Субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативно-правовые акты.

Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.07.2011 № 64-03 «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Источниками являются и акты органов местного самоуправления, локальные акты организаций, акты негосударственных пенсионных фондов.

Читайте также: