Кто самый молодой пенсионер в россии

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

В Татарстане доля пенсионеров впервые превысила 30%

После спорного, как показала реакция российского общества, намерения властей РФ увеличить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин, объясняемого в частности старением населения (в том числе трудоспособного), аналитическая служба «Реального времени» присмотрелась к ситуации с пенсионерами. И выяснила для начала, что рост численности населения РФ в 2017 году практически остановился. В то же время армия пенсионеров ежегодно увеличивается все быстрее: в 2016 году темп ее роста был в 7 раз выше темпа прироста населения, в 2017 году — в 16 раз. В результате сегодня более трети всех россиян — уже на пенсии, из них 40% проживает в 10 густонаселенных регионах. В том числе в Татарстане, где доля пенсионеров в прошлом году впервые превысила отметку в 30%.

Рост численности населения РФ практически остановился

Всего в России проживает 146,8 млн человек, за 2 года (с 1 января 2016 по 1 января 2018 года) численность населения изменилась в пределах статистической погрешности, а в 2017 году рост числа граждан России, по сути, остановился. Об этом говорят и цифры прироста населения по регионам: в прошлом году рост (от 0,002 до 1,8%) произошел лишь в 26 субъектах РФ. В 60 регионах отмечалась убыль населения (связано ли это превышением уровня смертности над уровнем рождаемости или с миграцией в соседние регионы — в нашем случае неважно), пусть и составившая в среднем 0,5%. Для сравнения, в 2016 году рост численности отмечался в 35 регионах.

В числе немногих субъектов РФ, где отмечается хотя бы вялый рост, находится и Татарстан, правда, по динамике роста республика находится лишь на 18-м месте. Лучший рост продемонстрировали мусульманские регионы — Ингушетия и Чечня (1,8% и 1,5% соответственно), кроме того, Тюменская область (1,4%), а также регионы-доноры с наибольшей концентрацией бизнеса и, соответственно, большими зарплатами, не говоря уже о лучшей инфраструктуре (в том числе и социальной): Санкт-Петербург и Ленинградская область (1,3%), Москва и Московская область (1%). Объясняется этот рост, вероятнее всего, именно трудовой миграцией, в том числе и из регионов, которые в итоге показывают отрицательную динамику не первый год: Еврейская АО, Республика Коми, Магаданская, Курганская, Орловская и Тверская области).

Кроме Татарстана: второй год подряд снижается численность населения почти во всех регионах ПФО

В Татарстане рост числа жителей замедлился: если в 2016 году он составлял 0,4%, то в прошлом году — едва заметные 0,2%, или 9 тыс. человек. В абсолютных цифрах по состоянию на 1 января 2018 года лидируют, разумеется, Москва и Московская область, которые за год «разбухли» на 205,7 тыс. человек. Следом идут Питер с областью (92,2 тыс.), Краснодарский край (32,4 тыс.), Тюмень (32,4 тыс.), Чечня (22 тыс.), Дагестан (21,9 тыс.).

Наиболее стремительное бегство из регионов (или же вымирание) по итогам прошлого года отмечалось в ПФО: Саратовская область потеряла 16,3 тыс. человек. Следом идут Алтайский край (-15,6 тыс.), Кемеровская, Волгоградская, Нижегородская и Тверская области (-13— 14 тыс. человек). В «красной зоне» из регионов ПФО находятся не только Саратовская и Нижегородская области, но и Самарская (-10,1 тыс.), Пензенская (-9,8 тыс.) области, Пермский край (-9 тыс.), Кировская область (-8,4 тыс.). Падение численности населения все регионы ПФО, за исключением Татарстана, демонстрируют, между прочим, уже второй год подряд.

Несмотря на это, по-прежнему в топ-20 самых населенных регионов РФ входят шесть субъектов ПФО. Больше всего жителей в Башкортостане (2,7% от общероссийской численности, или 4 млн человек), Татарстане (2,6%, или 3,9 млн человек), Нижегородской области (2,2%), Самарской области (2,17%), Пермском крае (1,8%), Саратовской области (1,6%).

13,6% россиян проживают в «нерезиновой» Москве и Московской области (20 млн человек), почти 5% — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (7,1 млн человек), 3,8% — в Краснодарском крае (5,6 млн человек), 3% — в Свердловской области (4,3 млн человек), 2,8% — в Ростовской области (4,2 млн человек).


В Татарстане рост числа жителей замедлился: если в 2016 году он составлял 0,4%, то в прошлом году — едва заметные 0,2%, или 9 тыс. человек. Фото Максима Платонова

Армия пенсионеров растет в разы быстрее, чем численность населения России

Если говорить о старении населения, то отчасти правительство РФ право. Так, за 2 года российское население прирастало черепашьими темпами в 0,17% (2016 год) и 0,05% (2017 год). Тогда как численность пенсионеров росла в разы быстрее: в 2016 году их стало больше на 1,16%, или 527 тыс. человек (почти равнозначно населению Набережных Челнов), то есть темп роста числа пенсионеров оказался в 7 раз выше. В 2017 году численность пенсионеров выросла уже в 16 раз больше, чем прибавило население, — на 0,7%, или 362 тыс. человек.

Сильнее всего в прошлом году «постарел» Дагестан, где доля пенсионеров в общей численности населения выросла на 3% (причем «стареет» регион стабильно — в 2016 году на пенсию вышло еще 2,7%). Следом идут ХМАО, «постаревший» на 2%, Калужская область (1,7%), Марий Эл (1,7%), Чувашия (1,7%). Отметим, что в топ-30 быстро стареющих регионов вошли сразу 10 субъектов ПФО, включая Татарстан: помимо вышеперечисленных, это Удмуртия, Пензенская область, Башкортостан, Ульяновская область, Пермский край, Оренбургская и Саратовская области (в среднем на 1,5%).

В России 46 млн пенсионеров. 40% проживают в 10 регионах

Всего в России на 1 января 2018 года проживало 46 млн пенсионеров, или 31,4% от всей численности россиян. Доля при этом стабильно растет: на 1 января 2016 года она составляла 30,8%, годом позднее 31,1%. Разумеется, в абсолютных цифрах по численности пенсионеров лидируют самые густонаселенные регионы. Так, почти 12% «стариков» проживает в Москве и области (5,5 млн человек), 4,6% — в Питере и области (2,14 млн). Следом идут Краснодарский край (1,7 млн), Свердловская (1,4 млн) и Ростовская области (1,4 млн). 6-е и 7-е места опять же занимают Башкортостан (1,2 млн пенсионеров) и Татарстан (1,17 млн пенсионеров). В топ-10 самых «старых» регионов входят, помимо РТ и РБ, еще два региона ПФО: Нижегородская область (1,1 млн) и Самарская область (чуть более 1 млн). Все эти 10 самых густонаселенных и «старых» регионов (на них приходится почти 40% всех российских пенсионеров) за 2017 год «постарели» еще на 1% дополнительно к 1,3% 2016 года.

В Татарстане впервые доля пенсионеров превысила отметку в 30%

Одновременно во всех этих ключевых для реформы пенсионной системы регионах растет и доля пенсионеров. Так, из самых густонаселенных регионов только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области число пенсионеров в прошлом году снизилось, правда, всего на 0,2%, с 30,1 до 29,9. Тогда как в Москве число вышедших на пенсию в 2017 году составляло 27,5% населения столицы, а в 2016 году — 27,1%. В Краснодарском крае за 2 года доля пожилых выросла с 30,2% до 30,7%, в Свердловской области — с 32 до 32,6% и т. д.

В Башкортостане доля «стариков» с 1 января 2016 года за 2 года выросла на 0,8%, составив 29,8%, в то время как в Татарстане доля пенсионеров к общей численности республики впервые за годы перевалила отметку в 30%, составив 30,2%. «Старели» соседние регионы, в общем, одинаково: РБ «приросла» за два года 32 тысячами пенсионеров, РТ — 31 тысячей, а чуть более низкая доля пенсионеров у Башкортостана объясняется большей численностью населения.


Во всех ключевых для реформы пенсионной системы регионах растет и доля пенсионеров. Фото Максима Платонова

Почти в 70 регионах РФ доля пенсионеров равна или превышает 30%

Отметим, что если для бюджета РФ ключевыми и наиболее затратными являются действительно густонаселенные регионы с наибольшим числом пенсионеров в абсолютном выражении, то для самих регионов и экономики более важными оказываются цифры относительные: большее число пенсионеров означает меньше трудовых ресурсов и большую армию «стариков», которую оставшиеся трудоспособные будут кормить. Одновременно это сказывается и на перспективах экономического развития.

Итоги неутешительные. Армия пенсионеров мало того что растет стремительными темпами относительно черепашьих темпов прироста всего российского населения, так на данный момент самыми молодыми регионами являются, прямо скажем, отнюдь не драйверы экономического развития страны: в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Дагестане общей численностью 4,4 млн человек доля пенсионеров заметно менее трети и составляет соответственно 24%, 22,7% и 22,5% (1 млн пенсионеров). В остальных субъектах РФ доля «стариков» равна или заметно превышает 27%, почти в 70 регионах России доля пенсионеров превышает 30% (в том числе в Татарстане), достигая отметки в 39—40% в Архангельской области и Карелии.

Причем не сказать, что это какие-то внезапные цифры — в 2016 году Россия была почти такой же пожилой. Отдельно отметим также, что экономическое развитие региона, традиционная конфессия и другие факторы мало влияют на долю пенсионеров. Так, например, Татарстан здесь в 2016 году граничил с Чечней, Хакасией, Адыгеей, Питером и Краснодарским краем, занимая 21-е место по шкале, скажем так, «юности региона» — когда Дагестан, занимавший 1-е место, мог похвастать долей пенсионеров всего в 21,3%. Два года спустя Татарстан опустился на 23-е место, пропустив вперед более «молодых» Питер (29,9%), Башкортостан (29,8%), Чечню (29,4%) и Москву (27,5%). Тем не менее в ПФО Татарстан пока уступает только Башкортостану — остальные регионы еще «старее». Самым «старым» субъектом ПФО можно считать Кировскую область, где доля пенсионеров достигла отметки в 36% (461 тыс. человек). В кризисной зоне находятся Ульяновская (35,1% «стариков»), Пензенская (34,9%), Нижегородская области (34,1%).


Большее число пенсионеров означает меньше трудовых ресурсов и большую армию «стариков», которую оставшиеся трудоспособные будут кормить. Фото Максима Платонова

Численность военных пенсионеров снижается второй год подряд, но их все еще больше 1 млн человек.

Напомним, что многие недовольные пенсионной реформой указывали на раздутый штат «силовиков» и, как следствие, количество пенсионеров по линии Минобороны РФ и МВД РФ: выходят на пенсию они раньше, а пенсию получают большую, чем в целом по стране. Однако сухая статистика вносит в этой утверждение некоторые коррективы. К примеру, общая численность пенсионеров, получающих пенсию в Минобороны РФ, с 2016 года снизилась уже на 2%, хотя в абсолютном выражении цифра может казаться пугающей — всего «военную пенсию» в РФ получают 1,1 млн человек, двумя годами ранее таковых было 1,3 млн. В итоге доля военных пенсионеров за два года снизилась с 2,5 до 2,4%.

При этом заметная часть пенсионеров Минобороны РФ проживает в Москве и Московской области (22,2% всех российских военных пенсионеров), 9,6% — в Питере и Ленинградской области, 4,5% — в Краснодарском крае, 3% — в Ростовской области. В самых населенных военными пенсионерами регионах — их 31 (на них приходится 80% тех, кто получает пенсию в Минобороны РФ) — проживает почти 900 тыс. пенсионеров-силовиков.

Татарстан по численности подобных пенсионеров находится лишь на 32-м месте — военную пенсию в РТ получают 9,6 тыс. человек, или 0,8% от всей численности пенсионеров. Если же считать только в относительных цифрах, Татарстан вообще будет плестись в хвосте. В лидерах же окажутся приграничные регионы (не считая Москвы): Севастополь (13% пенсионеров получают пенсию по линии Минобороны РФ), Калининградская область (9,2%), Камчатский край (6%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (5%). Тем не менее и в этих «военных» или «полувоенных» регионах РФ численность военных пенсионеров в прошлом году снизилась (за исключением Севастополя).

…а численность полицейских, вышедших на пенсию, напротив, растет

Напротив, в случае с МВД стоит признать: армия полицейских, выходящих на пенсию, растет ежегодно темпами, далеко превосходящими рост численности населения РФ вообще и даже обычных пенсионеров в частности. Так, только в прошлом году численность «полицейских пенсионеров» выросла сразу на 9,3% и перевалила отметку в 1 млн человек. Как следствие, доля пенсионеров, получающих пенсию в МВД РФ, подросла с 2,1% до 2,3%. Если суммировать долю военных и полицейских, вышедших на пенсию, то в общем числе «стариков» она составит 4,7%, или более 2 млн человек.

Больше всего полицейских, вышедших на пенсию, опять же в самых густонаселенных регионах: Москве и области (12,26% от всех «полицейских пенсионеров» РФ, или 128,2 тыс. человек), Питере и Ленинградской области (4,3%, или 45 тыс. человек), Краснодарском крае (33,8 тыс.), Свердловской области (32 тыс.) и Тюменской области (30 тыс.). В Татарстане пенсию в МВД получают 23,1 тыс. человек (9-е место), при этом за год это число выросло на 9%. Тем не менее, если сравнить его с общим количеством обычных пенсионеров, то РТ окажется лишь на 8-м месте с конца: только 2% всех татарстанских пенсионеров получают пенсию в МВД. Еще меньше доля, что интересно, сразу в четырех регионах ПФО: в Пензенской, Ульяновской и Оренбургской областях — 1,9% (9 тыс., 8,3 тыс. и 12 тыс. человек соответственно). Абсолютным лидером же можно назвать Башкортостан, где, несмотря на внушительную армию пенсионеров МВД (почти 20 тыс. человек), в общем числе пенсионеров они составляют долю лишь в 1,7%.

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивается как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013- 9153,6 руб.
  • В 2014- 10029 руб.
  • В 2015- 10888 руб.
  • В 2016- 12080 руб.
  • В 2017- 17425 руб.
  • В 2018- 13323 руб.
  • В 2019- 14102 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2020 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.

Читайте также: