Кто такие чиновники которым повысили пенсионный возраст

Краткое содержание:

То, что раньше была очевидно теперь стало ясно на цифрах. В данном случае я говорю о повышении пенсионного возраста. Было совершенно очевидно, что главной целью было сокращение числа пенсионеров.

Но нам упорно толкали мысль, что главная задача - ускоренно повышение пенсий. Но время удивительный проявитель истины и рано или поздно, скрытое становится явным.

Так случилось и с числом пенсионеров из-за повышения пенсионного возраста.

Теперь это документально подтвердила Счетная палата под руководством Алексея Кудрина. Уж что-что, а считать Кудрин умеет. И в этом плане я ему вполне доверяю.

Счетная палат подготовила свое заключение на проект бюджета Пенсионного фонда на 2022 - 2023 года.

Это довольно большой документ и в нем самой разной информации.

Первое, что меня поразило, так это изменение числа пенсионеров по годам.

Вот эта весьма неприятная для властей табличка

За 3 года число обычных пенсионеров уменьшится с 39,8 млн. чел. в 2020 году до 38,5 млн. чел. Т.е. на 1,3 млн. за 3 года. Но это еще можно понять. Пенсионный возраст повысили, значит кто-то просто до нее не доживет.

Но как можно понять данные строкой ниже.

Число пенсионеров по гос. обеспечению вырастет с 3 998 тыс. до 4049 тыс.!

Несмотря на то, что пенсионный возраст у чиновников повышают, но число пенсионеров при этом растет.

Если с ростом числа военных пенсионеров я еще морально готов согласиться, то вот с ростом числа пенсионеров чиновников - никак.

При этом нам постоянно говорят о сокращении числа чиновников, оптимизации штата, переход на цифру и прочие умные слова. А по факту получается, что обычных пенсионеров с каждым годом становится все меньше, а чиновников пенсионеров - все больше.

Естественно, что эти данные Вы не найдете на первых полосах СМИ. И понятно почему. Эти данные весьма неудобные для власти, т.к. разбивают один из мифов пенсионной реформы.

При повышении пенсионного возраста Силуанов обещал пенсионерам путешествия. Посчитал изменения пенсии в долларах и "прослезился"

Решил сегодня написать пост про пенсионную реформу и пенсии. Всегда полезно посмотреть назад свежим взглядом и адекватно оценить то, что происходило раньше.

Кто бы что ни говорил, а я считаю повышение пенсионного возраста - главной ошибкой властей за последние годы. Дело не в том, что его вообще не надо было повышать.

В других странах возраст начинали повышать через много лет после объявления об этом. Но у нас это сделали в первый же год после принятия закона. В результате у меня срок до выхода на пенсию в одночасье увеличился более чем в 2 раза. Было 4 года, а стало 9 лет.


Наши власти не лыком шиты и рассказывали нам "сказки" про то, как пенсионеры заживут припеваючи с новыми пенсиями. Причем не только заживут, но еще и смогут путешествовать.

Вот перл, который выдал Антон Силуанов в эфире передачи Владимира Соловьева в мае 2018 года

Кстати, ведущие СМИ, как-то не заметили этот тезис первого вице-премьера, на тот момент.

Но давайте посмотрим на факты, а не на слова.

Средняя пенсия в долларах в 2018 году

Вот данные недалекого прошлого

Средняя пенсия в 2018 году составила - 13 345 руб.

Курс доллара на момент выступления Силуанова - 62 руб./долл.

Итого средняя пенсия в долларах в 2018 году была

= 13 345 / 62 = 215,24 $

Средняя пенсия в долларах в 2020 году

Средняя пенсия в 2020 году - 14 924 руб.

Курс доллара - 76 руб./долл.

Итого средняя пенсия в долларах в 2020 году

= 14 924 / 76 = 196,36 $

Так что возможности пенсионеров путешествовать только ухудшились, по сравнению с 2018 году.

Не хочется называть А.Силуанова "господином соврамши", но по факту получается именно так.

Все это конечно весьма печально. Нам навязали повышение пенсионного возраста, которое для миллионов граждан стало очень болезненным в финансовом плане. А по сути для действующих пенсионеров мало что изменилось в лучшую сторону.

О повышении пенсионного возраста в России говорилось и говорится много. И разговоры эти пугают рядового россиянина. Например, от знакомых женщин предпенсионного возраста приходилось слышать: успеть бы выйти по-старому. Подозреваю, что отлегло у них от сердца только тогда, когда с наступлением 55 лет они благополучно оформили и стали получать свою пенсию по старости. А в 2017 году в России подняли-таки пенсионный возраст.

Как и обещали в правительстве, коснулось это только государственных служащих, если они на момент назначения пенсии находятся на госслужбе. Для данной категории граждан пенсия будет отодвигаться ежегодно на полгода, пока не отодвинется до 63 лет у чиновников-женщин и до 65 лет – у чиновников-мужчин. Именно такое поэтапное повышение и готовил Пенсионный фонд в течение нескольких лет.

Что же такое пенсия государственным служащим и кому она конкретно положена? Не стоит путать ее с обычной страховой пенсией по старости или по инвалидности. В отношении госслужащих в Российской федерации действуют другие законодательные нормы.

Государственная пенсия – это выплата, назначаемая государственным служащим (федеральным, муниципальным) при условии наличия у них минимального стажа на госслужбе и достижения возраста, дающего право на получение пенсии по старости. В народе ее еще называют «за выслугу лет».

Кроме увеличения пенсионного возраста у них увеличивается минимальный стаж на госслужбе, который дает право на государственную пенсию. Если раньше было достаточно проработать 15 лет на чиновничьей должности, то с 1 января 2017 года минимальный стаж, необходимый для назначения такой пенсии, начали повышать.

Повышение требований к стажу будет происходить постепенно, по шесть месяцев в год. В этом году он составляет 15 лет 6 месяцев и в течение 9 лет, к 2026 году, увеличится до 20 лет. Согласитесь, схема весьма щадящая.

А как будет, если заслуженный человек уволился с госслужбы, не дождавшись назначения пенсии? Если федеральный государственный гражданский служащий проработал на таких должностях 25 лет и уволился до назначения пенсии, право на пенсию за выслугу лет он будет иметь, если непосредственно перед увольнением проработал не менее семи лет на должности федеральной государственной гражданской службы.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ« О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней, то есть не взамен.

Если после назначения пенсии за выслугу лет такой человек проработал еще какое-то время (не менее года), он сможет обратиться за перерасчетом доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом “О страховых пенсиях”.

Следует отметить, что увеличение требуемой продолжительности стажа федеральных государственных гражданских служащих при определении права на пенсию за выслугу лет и исчислении ее размера, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме условий по стажу и возрасту отличается пенсия труженикам госслужбы от пенсий других граждан и по размеру.

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 до 75 процентов среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.

Ущемление налицо: если еще в прошлом году проработавший на госслужбе 20,5 лет чиновник имел пенсию в размере 60 процентов от зарплаты, то в 2025 году за это же время он заслужит только 45 процентов от зарплаты.

И вот именно за это обычные граждане, которые никогда не были на госслужбе и зарплаты получают не такие, как чиновники, ставили галочки в различных опросах против «повышения пенсионного возраста», возмущались в соцсетях и ругались на собственных кухнях. И если при этом какой-либо скептик говорил, что их это не коснется, испуганно парировали: «Стоит начать…»

Так нужно или нет обычным россиянам, не бывавшим на государственной службе, опасаться повышения пенсионного возраста? Думаю, в обозримом будущем – нет. По крайней мере, ни в законе «О страховых пенсиях», ни в обнародованных законопроектах правительства этой меры улучшения жизни не содержится.

Есть только возможность добровольно отодвинуть свой выход на пенсию. На это свои страхи у населения тоже имеются, по опыту знаю, люди считают: «Пока добровольно…» Но как раз на эту возможность стоит взглянуть с другого ракурса.

По подсчетам специалистов Отделения ПФР по Хабаровскому краю, если отложить выход на пенсию на пять лет, её размер увеличится в полтора раза. Например, сейчас средний размер пенсии у неработающего пенсионера, по данным хабаровского отделения ПФР, составляет 16073,6 рубля. Увеличенная в полтора раза она может составить 24110,4 рубля. Согласитесь, разница ощутимая – больше восьми тысяч.

Конечно, не у всех пенсия равняется средней по краю. И особенно актуально это для тех, кто выходит на пенсию досрочно, в частности по северному стажу. Пенсия в таких случаях, как правило, невысокая – просто потому, что человек, собравшийся на пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста, не успевает заработать достаточное количество баллов.

Убедилась в этом на собственном опыте. Ушла на пенсию по северному стажу в 50 лет, зарплаты всю жизнь были невысокие, в результате и пенсия гораздо ниже средней. До сих пор жалею, что на момент достижения у меня льготного пенсионного возраста не действовала еще такая законодательная норма. Но, как говорится, поезд ушел.

Тем же, у кого такая возможность есть, на предложения государства стоит посмотреть с другой стороны: не искать подвох там, где его нет, не вестись на беспочвенные страшилки, а повернуть закон себе на пользу. Хотя подсчитать, предварительно, все же стоит.


Корреспондент газеты «Хабаровский пенсионер», ведущий авторской полосы «Наш дом» в газете «Хабаровский Экспресс» и постоянный автор газеты для дачников «Солнышко». Трижды, в 2011, 2012 и 2013 годах, становилась победителем всероссийского конкурса журналистов на лучшее освещение в СМИ социальной и пенсионной тематики. Убеждена: чтобы, наконец, «на Руси стало жить хорошо», всем нам надо научиться исполнять законы, а не бороться с ними.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.



Пенсионный возраст для государственных и муниципальных служащих будет увеличиваться ежегодно - по полгода, объяснил главную идею поправок председатель Госдумы Сергей Нарышкин. "И к 2032 году этот возраст составит у женщин 63 года, у мужчин - 65 лет", - отметил спикер. Первоначально депутаты хотели установить единую планку и для женщин, и для мужчин - 65 лет, но потом, как говорится, уступили дамам.



Поправки коснутся государственных гражданских и муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ и субъектов Федерации, муниципальные должности на постоянной основе. Таким образом, речь идет как о чиновниках, которые работают в аппаратах госорганов, так и тех, кто занимает политические должности. По данным Минтруда, в РФ более 1,1 млн служащих различного уровня. Кстати, для тех, кому страховая пенсия уже назначена, пересмотра после вступления закона в силу не предполагается.

Напомним, что сейчас все россияне выходят на пенсию по единым правилам: мужчины - в 60 лет, женщины - в 55. Чиновники и военные получают не страховую пенсию по старости, а государственную пенсию по выслуге лет. Однако, если кроме госслужбы у них есть достаточный стаж на другой работе, они могут получать и долю пенсии по старости.

Еще одно новшество касается как раз назначения пенсии за выслугу лет - минимальный стаж государственной гражданской службы для этого должен будет составлять 20 лет, а не 15, как сейчас. Переход тоже будет плавным - ежегодно по полгода. Парламентариям тоже придется дольше работать для получения повышенных пенсий. Чтобы к страховой пенсии по старости доплачивали 55%, нужно будет исполнять полномочия не год, как сейчас, а пять лет. А чтобы к пенсии добавляли 75%, придется пробыть депутатом или сенатором не три года и более, а десять.

Госдуму, конечно, интересовало, ради чего предстоит "жертвовать". А именно - сколько за счет реформы удастся сэкономить, и куда пойдут вырученные деньги. Замглавы Минтруда Андрей Пудов рассказал, что они будут направлены на всеобщее повышение пенсий.

Вначале экономический эффект будет не очень впечатляющий - более 600 млн рублей в год, но со временем он будет расти.



Да и не только в экономии дело. Зампред профильного комитета Госдумы по федеративному устройству Виктор Казаков считает, что инициатива приведет к тому, что чиновники будут дольше работать на благо государства, а это - сохранение квалифицированных кадров.

В ходе рассмотрения поправок сомнения у депутатов вызывало то, что слуги народа, выходит, ущемляются в пенсионных правах по сравнению с населением. Что противоречит 19-й статье Конституции. Однако в Минтруда это опровергли. Федеральные и другие категории служащих, в силу закона, "обложены" ограничениями, связанными с декларацией доходов, запретом на занятие иными видами деятельности и т.п. "Поэтому это не дискриминация по какому-либо признаку, это одно из видов ограничений, которое касается получения иного вида дохода, а пенсия это тоже доход", - объяснил депутатам Пудов.

Ряд представителей парламентской оппозиции назвали поправки "звонком" о том, что пенсионный возраст будет повышен для всех и принципиально отказались голосовать за инициативу. Единоросс Валерий Трапезников, комментируя такую возможность ТАСС, не исключил внесения корректировок в течение 2-4 лет после 1 января 2017 года. "В России 42 млн пенсионеров, 14 млн из них работает. Скоро может наступить критический момент, когда количество работающих сравняется с числом пенсионеров, и тогда пенсии платить будет нечем", - предупредил Трапезников. Он также аргументировал тем, что продолжительность жизни в России постепенно достигает европейского уровня. Напомним, что на этом же настаивает экономический блок правительства - называется планка в 65 лет и для мужчин, и для женщин. Однако конкретных решений на эту тему пока нет. Трапезников и другие депутаты, не исключающие распространения поправок на всех россиян, подчеркивают, что власти не будут спешить и сначала "обкатают" принятый закон на чиновниках. "Этот вопрос решаться с кондачка не будет", - подтвердил депутатам Андрей Пудов.

Вопрос ребром

Не ущемляются ли слуги народа в пенсионных правах по сравнению с населением, ведь согласно 19-й статье Конституции все граждане равны, в том числе независимо от занимаемой должности? У минтруда на этот счет - свои аргументы. Федеральные и другие категории служащих, в силу действующего закона и статуса, "обложены" ограничениями. Эти ограничения связаны, например, с обязательным декларированием доходов, запретом на занятие иными видами деятельности и т.п. "Поэтому это не дискриминация по какому-либо признаку, это одно из видов ограничений, которое касается получения иного вида дохода, а пенсия это тоже доход", - объяснил депутатам замглавы минтруда Андрей Пудов.

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.



Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2020 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

С 1 января 2020 года возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на государственной службе, составляет 56 лет, а для мужчин-чиновников 61 год соответственно.


Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.


В четверг, 14 июня, пока весь мир ждал матча открытия чемпионата мира по футболу на московском стадионе «Лужники», правительство Дмитрия Медведева объявило о пенсионной реформе: возраст выхода на пенсию мужчин повышается с 60 до 65 лет, женщин — с 55 до 63 лет. Новость мало кого оставила равнодушным и наряду со сводками с футбольных полей постоянно находилась в топе новостей.

«Пенсионный возраст — это идол, образ, а под красками — фанера. Может, есть, но я давно не видел не во сне, а наяву пенсионера», — иронизировал лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров в написанном по случаю стихотворении. По стране прокатилась волна протестов. Такими сплоченными россияне не были давно, свидетельствует июньский опрос «Левада-центра»: против повышения пенсионного возраста выступили 89% граждан.

Как решали

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Шум вокруг реформы не утихал все лето. Депутаты в Госдуме спорили до хрипоты, Антон Силуанов дал подробное интервью Владимиру Познеру и пытался объяснить на пальцах зрителям «Первого канала», почему они должны будут выходить на пенсию позже.

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Писал документ, конечно, не Назаров, хотя проблемами пенсионной системы он занимается уже 10 лет и прямолинейно поддерживает повышение пенсионного возраста. «Вынужден развеять этот миф, — смеется попавший под удар экономист. — Автор реформы — правительство, оно подготовило законопроект и внесло его в Думу».

«Человека, конкретное лицо, которое отвечало за эту реформу, мы за все лето так и не увидели. Но понятно, что ответственность несут первые лица [страны]», — считает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» и член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Зачем все это

«Силуанов призвал «срочно повысить» пенсионный возраст» — гласит заголовок статьи в «Российской газете». Статья посвящена выступлению министра финансов на «правительственном часе» в Госдуме задолго до реформы, в сентябре 2015 года. Тогда призыв Силуанова не нашел поддержки, хотя в его обращении уже фигурировало слово «срочно».

В течение многих лет эксперты из РАНХиГС, ВШЭ, ЦСР, Экономической экспертной группы и НИФИ говорили о необходимости повысить пенсионный возраст, делали соответствующие расчеты, писали научные статьи и выступали в СМИ. Главным публичным сторонником реформы был глава ЦСР Алексей Кудрин. Настойчиво из выступления в выступление он повторял, что пенсионный возраст нужно повышать немедленно, «иначе будет поздно». «Предпосылки для повышения пенсионного возраста были и раньше», — соглашается замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

От этого соотношения напрямую зависит возможность повышать пенсии. Согласно «майскому указу» президента в ближайшие шесть лет индексация пенсий должна проходить выше уровня инфляции. Чтобы это делать, нужно где-то брать деньги, а источников всего два: бюджетные средства и взносы от работодателей.

«Можно было, конечно, ничего не делать и не повышать пенсионный возраст. Но тогда вариантов оставалось бы немного», — рассуждает Владимир Назаров из НИФИ. Если оставить все как есть, сильно увеличится разница между пенсией и заработной платой. Сейчас неработающие пенсионеры получают порядка 34% средней заработной платы работающего человека, и если не вмешаться, то через пару лет показатель будет около 30–25%. «Уровень меньше 30% общество уже посчитало неприемлемо низким», — объясняет Назаров. Второй вариант — для финансирования пенсий повышать налоги или тарифы страховых взносов. Но такой рост нагрузки на граждан был бы несовместим с желанием ускорить рост российской экономики.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Вторая особенность — очень высокие, даже агрессивные темпы повышения пенсионного возраста: каждый год возраст выхода на пенсию будет становиться на год выше. В ОЭСР средний рост повышения пенсионного возраста составляет три месяца в год, а в СНГ — по шесть месяцев в год. «Понятно, конечно, что чем быстрее поднимается возраст, тем раньше возникает большая «бухгалтерская» экономия», — рассуждает Юрий Горлин.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

«Куда пойдут эти люди? — беспокоится Шеин. — Они останутся без средств к существованию, а следствием может оказаться рост безработицы, падение доходов населения и снижение темпов роста экономического развития».

Читайте также: