Кто такие вип пенсионеры

По Бурятии в ближайшие сутки до 35 мороза ночью

Коронавирус: профилактика, новости

Врачи назвали «самое массовое» последствие COVID-19

Туризм в Бурятии

Бурятская кухня победила в гастрономическом фестивале «Кухня без границ»

Живая память: 75-летие Победы

В Бурятии в Гурульбе благоустроили территорию у памятника участникам Великой Отечественной

Зурхай на 7 декабря от настоятеля Курумканского дацана

На севере Бурятии открыли мост важного значения для сельчан


Интервью

Михаил Гергенов о ВИП-доплатах к пенсиям: в этом вопросе нет клановости, каждый сам за себя



В Бурятии вновь поднят вопрос о завышенных доплатах к пенсиям чиновников. Сегодня на них имеют право 926 человек, при этом общая сумма выплат для ВИП-пенсионеров составляет 750 млн рублей в год. Инициатор вопроса, депутат парламента Михаил Гергенов, предлагает сократить доплаты до 50%. Однако пока вопрос даже не включен в повестку заседаний. О том, удастся ли добиться сокращения или отмены ВИП-доплат, парламентарий рассказал корреспонденту ИА «Восток-Телеинформ».

В пояснительной записке к нашумевшему законопроекту о ВИП-доплатах к пенсиям чиновников акцент сделан на нецелесообразности в условиях кризиса. Ежегодно на эти цели в бюджете Бурятии предусматривается сотни миллионов рублей. Так, в 2016 году сумма увеличилась на 52 млн рублей, до 272 млн рублей. Количество «золотых» пенсионеров, по данным Михаила Гергенова, увеличилось на 230 человек. Причиной высокого уровня безработицы в Республике Бурятия, говорится в пояснительной записке, является отсутствие поддержки малого и среднего предпринимательства, так как малое предпринимательство – это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. Именно сокращение числа индивидуальных предпринимателей в Республике Бурятия привело к высокому уровню безработице в республике. Количество предпринимателей за 2 года сократилось на 6,7 тыс. человек, то есть вместе с предпринимателем без работы остались и их семьи, а это около 20 тыс. человек.

За несколько дней до февральской сессии Народного Хурала вопрос о внесении изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие сокращение доплат к пенсиям госслужащих в два раза, было решено отложить. На данный законопроект поступило сразу четыре отрицательных заключения. Доработать законопроект предложили правительство Бурятии, Счетная палата, правовое управление и министерство юстиции. Комитет, возглавляемый Стопичевым, также предложил отклонить закон до принятия федерального законопроекта. Когда он будет принят, пока не ясно.

- Михаил Денисович, вопрос о сокращении на 50% доплат к пенсиям чиновников не набрал нужного количества голосов на последней сессии. Как вы думаете, почему?

- Если честно, я думал, что за него проголосует пять, максимум десять человек. Для меня и для многих других было неожиданностью, что за вопрос проголосовало 26 депутатов. Из них почти половина тех, кто работает на постоянной основе в парламенте. Те, кто во время обсуждения занимал противоположную позицию по неизвестной мне причине все-таки отдали свои голоса за то, чтобы доработать закон с участием общественности. Однако созданная парламентом и правительством Бурятии рабочая группа пока ни разу не собиралась. Во время моего доклада спикер НХ РБ Цырен Доржиев сообщил, что в республике уже создана рабочая группа и озвучил имена. Но, я считаю, что большинство из эти человек будут против сокращения доплат. И я, в свою очередь, предложил создать независимую рабочую группу, поручив это комитету по социальной политике.

- Но это предложение снова не набрало достаточного количества голосов.

- Я считаю, что как раз наоборот, вопрос набрал достаточное количество голосов. Для принятия предложения, согласно 52-й статье регламента НХ РБ, было достаточно 32 голосов, ведь голосовал 61 депутат. Однако по подсчетам электронной системы голосования одного голоса не хватило. Мне и моим юристам кажется, что это неправильно. Информация была неверно обработана. 16 марта я направил в правовое управление письмо с требованием разъяснить ситуацию. Если мне подтвердят, что вопрос должен был пройти на сессии, я вновь выступлю с инициативой о создании независимой рабочей группы в апреле, чтобы уже на майской сессии доработать закон.

- Кто, по-вашему должен войти в независимую рабочую группу?

- В нее должны войти депутаты, которые хотят что-то изменить. Могут войти и те, кто против изменений, никто не запрещает депутатам участвовать в любой работе группы. Также в группе должны состоять как обычные пенсионеры, так и ВИП- пенсионеры, и конечно общественники, к примеру, из Общественной палаты или Общероссийского народного фронта. Есть много других общественных организаций, которые могли бы высказать свои пожелания и предложения. А созданная под диктовку рабочая группа нужного решения, я думаю, не выработает.

- Каким оно все-таки должно быть? Сократить или отменить вовсе?

- В некоторых регионах, которые я уже приводил в пример, это Брянская и Калининградская области, доплаты к пенсиям отменены. Мое предложение – сократить доплаты вдвое. Но проблема в том, что к сожалению, многие регионы скрывают эту информацию, в том числе Бурятия. Я до сих пор не могу точно сказать, сколько, например, получает бывший президент республики, хотя в Минсоцзащиты Бурятии назвали цифру – 270 тысяч рублей. И когда я ее озвучиваю, никто со мной не спорит. Наверное, столько он и получает. Остальные получают по какой-то шкале, по какой, нам остается только догадываться. Но, по моим приблизительным расчетам, бывший спикер получает 80% от этой суммы, то есть около 200 тысяч, депутатам, допустим, доплачивается примерно около 100 тысяч рублей. Согласитесь, суммы приличные.

Можно поменять еще и систему начислений, ужесточив критерии к тем, кто их получает. Ведь сейчас, чтобы заработать себе такие большие доплаты, человеку достаточно проработать в Народном Хурале 2-3 года. В то время как человек, проработавший в сельском хозяйстве 30 лет, получает пенсию в размере 8 тысяч рублей. В парламент все идут с разными целями. Кто-то нацелен хоть как-то улучшить жизнь своих избирателей, кто-то защитить, в основном, свои интересы. За два месяца, готовя предложение о сокращении доплат, я обошёл немало комитетов в Народном Хурале и правительстве, и понял, что каждый очень сильно бережет свой интерес. В последнее время говорят, что в парламенте процветает клановость, когда депутаты объединяются в различные группы, поддерживая друг друга или продвигая тот или иной вопрос. Однако в вопросе о доплатах, как раз, клановости нет, каждый сам за себя.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое содержание:

О своей пенсии беспокоится каждый россиянин. Какая индексация пенсий будет у всех категорий пенсионеров с 2021 года, а кто ее вообще не получит - в материале "Курьер. Среда. Бердск".

Что такое индексация

«Индексация» касается социальных пенсий. Для страховых пенсий есть другое понятие - «корректировка». Или ежегодная корректировка пенсий, исходя из роста потребительских цен за прошлый год. При этом пенсию корректируют в сторону увеличения ежегодно с 1 января каждого года, но один раз в году.

Как вырастет пенсия?

У каждого пенсионера есть индивидуальный пенсионный коэффициент. Происходит увеличение на стоимость этого пенсионного коэффициента. У всех страховая пенсия определяется из количества пенсионных коэффициентов и умножается на стоимость одного коэффициента и к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которая тоже корректируется ежегодно.

Сколько стоит пенсионный коэффициент по годам

  • 2020 год — 93 рубля.
  • 2021 год — 98, 86 рублей.
  • 2022 год — 104, 69 рублей
  • 2023 год — 110, 55 рублей
  • 2024 год — 116, 63 рублей.

Размер фиксированной выплаты

  • 2020 год — 5 686,25 рублей.
  • 2021 год — 6 044, 48 рулей.
  • 2022 год - 6 401, 1 рублей.
  • 2023 год — 6 759, 56 рулей.
  • 2024 год — 7 131, 34 рублей.

Средний размер пенсии по годам

Средний размер пенсии по России в 2021 году составит 16 209,32 рублей, в 2022 году - 16 982,16 рублей, в 2023 году - 17 736,22 рублей.

Размер пенсии неработающих пенсионеров

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году может составить 17 443,40 рублей, в 2022 году - 18 368,54 рублей, в 2023 году - 19 294,07 рублей.

Размер социальной пенсии

Средний размер социальной пенсии в 2021 году составит 10 058,39 рублей, в 2022 году - 10 768,0 рублей, в 2023 году - 11 057,02 рублей.

Размер накопительной пенсии

Средний размер накопительной пенсии в 2021 году поднимется до 1 018 рублей, в 2022 году - 1 932 рублей, в 2023 году - 2 012 рублей в месяц, а срочной пенсионной выплаты в 2021 году - до 2 101 рубля, в 2022 году - 2 306 рублей, в 2023 году - 2 510 рублей.

Индексация страховых пенсий

Планируется, что с 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составит 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсии вырастут на 5,9 %, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6 %, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.

Индексация социальных пенсий

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6 %. В 2022 году социальные пенсии проиндексируют на 8,5%, 2023 году — на 0,9%. Все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2021 году составит почти 17 4000 рублей и в 2022 году — около 18 300 рублей.

Размер индексации пенсии в рублях

Средний размер индексации пенсий в 2021 году составит 1 000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16 000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет зависеть от индексации страховой части пенсии.


Индексация пенсий работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек.

Кто еще не получит индексацию пенсии

Индексация в январе 2021 года обойдет стороной тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой. Им индексация проводится 1 апреля на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Сейчас он составляет 2,6%.

Индексация пенсии инвалидов и ветеранов боевых действий

Январская индексация также не коснется инвалидов всех категорий и ветеранов боевых действий. Им повысят пенсию с 1 февраля, а надбавка будет зависеть от индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8%. Размер пенсии у них такой же, а вот надбавки за январь им пересчитают и начнут выплачивать повышенные суммы с 1 февраля 2021 года.

Индексация пенсий военных

Президент Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. В очередной раз наложен мораторий и на индексацию денежного обеспечения - пенсии. На пенсионеров из каких служб распространяется закон:

· объединенных ВС СНГ;

· внутренних и железнодорожных войсках;

· войсках гражданской обороны;

· военизированных подразделениях СК РФ;

· иных воинских формированиях, подразделениях.

Новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект.

Прожиточный минимум пенсионера по годам

Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2021 год в размере 10 022 рублей, на 2022 год - 10 115 рублей и на 2023 год - 10 818 рублей.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео


Редкий прецедент экономии на пенсиях высокопоставленных чиновников случился в Бурятии. Многолетние попытки добиться справедливости увенчались успехом в отдельно взятом регионе.

Закон о сокращении доплат к ВИП-пенсиям приняли в конце февраля на очередной сессии Народного Хурала Бурятии. Как отметил инициатор этого законопроекта депутат Михаил Гергенов, в мае прошлого года по этому вопросу была создана рабочая группа. Впрочем, она долгое время не могла прийти к единому мнению о том, на сколько именно нужно сократить ВИП-доплаты.


Доплаты к пенсиям чиновников давно пора урезать. Фото fedpress.ru

Вопрос этот подняли еще в 2016 году и тогда после долгих споров депутаты приняли решение в условиях кризиса сократить ВИП-доплаты к пенсиям бывших госслужащих. Правда не на половину, как того просили разработчики законопроекта, а на 40 процентов, и не насовсем, а только на год. Тогда авторы законопроекта предложили снизить на 50% доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах республики, и пенсии за выслугу лет лицам, и замещавшим должности государственной гражданской службы.

Михаил Гергенов тогда подчеркнул, что сумма доплат очень большая, и ее сокращение позволит сэкономить в республиканском бюджете порядка 130 миллионов рублей. В Бурятии на тот момент под действие закона о ВИП-доплатах попадало 926 человек, при этом общая сумма выплат для ВИП-пенсионеров составляет 750 миллионов рублей в год. Минимальная сумма выплат на одного такого ВИП-пенсионера - 80 тысяч рублей, максимальная - 270 тысяч рублей в месяц.

В парламенте тогда кипели споры, на одно из обсуждений пригласили ВИП-пенсионеров, чтобы выслушать и их мнение. Один из них, в прошлом депутат Верховного Совета Бурятии и России, Владимир Иванов, заявил, что если законопроект о снижении доплат будет принят, то пенсионеры «оставляют за собой право обратиться в суд и решить вопрос как в Кенигсберге».

«Чтобы стать ВИП, надо же иметь мозги, - подчеркнул пенсионер, - когда мы после школы и института приходили, мы сами всего добивались, работали день и ночь, ни семьи ни детей не видели. Говорят на 40% сократить, а откуда такая цифра? Разные были предложения, и на 25% и 30% и 50%», - высказался он. И подчеркнул, что в России уже есть опыт отмены ВИП-доплат – это произошло в Калининградской области и там пенсионеры, лишенные доплат, обратились в суд, который их поддержал.

На слова пенсионера о Кёнигсберге отреагировал разработчик законопроекта, Михаил Гергенов:

- Я сразу вспомнил своего дядю, который прошел всю войну, после войны всю жизнь прожил с пулей, которую не сумели вытащить из его груди, и он прожил не менее достойную жизнь, - сказал Гергенов. - У меня на округе в не самом благополучном городе приживают десятки тысяч пенсионеров и особенно в последние месяцы я ощущаю глубокую поддержку того законопроекта, который мы предложили на рассмотрение в Хурал. Я имею, мне кажется, право говорить от их имени: надо поближе к народу быть. Жалко тех людей, которые проработали по 40 лет, подняли республику и получают теперь пенсию от 8 до 12 тысяч рублей. Но есть те, кто получает около 100 тысяч рублей, мы их все знаем, нам министр соцразвития на рабочей группе озвучила.

Гергенов рассказал, что сам вырос в многодетной семье, был пятым ребенком, знает, как зарабатывают на кусок хлеба:

- Моя сестра недавно вышла на пенсию и получает 8 тысяч рублей, она что, заслужила такую пенсию? Нет конечно. Я не оскорбляю и не унижаю тех людей, которые получают ВИП-пенсии. Просто не могу смириться. Мы, народные избранники, должны прислушаться к 170 тысячам пенсионеров, - считает Гергенов.

Однако 2016 год, а вместе с ним и срок сокращения доплат, закончился, и в 2017 году в Хурал вопрос вновь встал ребром. Поставил его вновь Михаил Гергенов. В мае была создана рабочая группа по разработке проекта закона о сокращении ВИП-доплат, на этот разна более долгосрочный период. Однако члены группы долгое время не могли прийти к единому мнению: сокращать пенсии на какое-то время или насовсем, на сколько именно сокращать и каким именно группам ВИП-пенсионеров? В декабре 2017 года глава Бурятии Алексей Цыденов внес на рассмотрение рабочей группы свое предложение и депутаты решили его поддержать», - отметил Гергенов.

В итоге по предложению рабочей группы был подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия» - по вопросу о ежемесячной доплате к страховой пенсии отдельным категориям граждан, учитывая социально-экономическое положение республики и возможности ее бюджета.

Сегодня Бурятия, отметили разработчики документа, является дотационным субъектом, и относится к числу субъектов, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов. А объем госдолга республиканского бюджета на период с 2018 года по 2020 год оценивается с 17,5 миллиардов рублей до 22,3 миллиардов. Бюджет Республики Бурятия является дефицитным: в 2018 году это 2,4 миллиарда, в 2019 году 2,3 миллиарда и 2,4 миллиарда в 2020 году. А ежемесячные доплаты к страховой пенсии, установленные в Бурятии в 2001 году законом № 808-II «О доплате к страховой пенсии и пенсиях за выслугу лет отдельным категориям граждан», являются дополнительной социальной гарантией, которую субъект РФ вправе реализовать лишь при условии надлежащего финансирования из бюджета.

Так, проектом закона предложено произвести расчет размера доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности со следующими сокращениями:

- в органах законодательной и исполнительной власти, органах и государственной власти и управления БМАССР, БурАССР, БурССР, КПСС, уменьшив процент по стажу до 50 и 70 процентов в зависимости от стажа;

- президенту (главе) Республики Бурятия – 40 процентов от 0,8 денежного вознаграждения и 55 процентов от 0,8 денежного вознаграждения в зависимости от стажа.

При реализации данной нормы ежемесячный объем высвобождающихся средств составит 1,76 миллиона рулей. А при условии вступления документа в силу с 1 июня 2018 года объем высвобождающихся средств только за текущий год составит 12,32 миллионов рублей. «Бюджетные ассигнования будут направлены на социальные цели», - отметила представлявшая на сессии проект закона министр социальной защиты населения Татьяна Быкова. Напомним, ранее сообщалось, что средства будут направлены на жилье для многодетных семей.

Также законом установлен период замещения должности, дающий право на доплату к пенсии лицам, замещавшим государственные должности: он составит от четырех до девяти лет и девять лет и более, взамен действующей нормы от пяти до десяти лет и десять лет и более. Кроме того, проект предусматривает приведение Закона Республики Бурятия № 808-II в соответствие с нормами федерального законодательства.

Отметим, не все депутаты восприняли такую редакцию закона с воодушевлением. Так, пояснили во фракции КПРФ, там всегда были против каких-либо доплат и ВИП-пенсий и были бы не против их сократить совсем или ограничить до минимума. «Но рабочая группа решила иначе и придется поддержать хотя бы такое сокращение, придется проголосовать», - отметил депутат КПРФ.

Екатерина Цыренова, также представительница этой фракции, предложила направить доплаты к ВИП-пенсиям на повышение зарплаты учителям. По ее мнению, на сегодня разница между зарплатой чиновников высокого ранга, доходящая до 600 тысяч рублей в месяц, и молодого учителя, который получает по 10 тысяч рублей – просто несопоставима. Она предложила рассмотреть, какой зарплатный фонд у учителей и у администрации главы и правительства и 12 миллионов доплат к ВИП-пенсиям, высвобожденным в результате сокращения, направить на зарплату учителям.

- Если топ-менеджеры нашего правительства не могут поднять экономику, чтобы повысить зарплату тех же учителей, то грош им цена, - считает Цыренова. - Так что ремни должны затягивать всех, начиная от высшего руководства. Мы постоянно утверждаем новых чиновников, их становится все больше и больше. А работы нет. Почему-то ни с того ни с сего министра по инвестициям утвердили, который будет жить в Москве. Это ведь большие средства, а зачем тогда у нас там представительство? Какая у него в итоге остается функция? Мы постоянно увеличиваем расходы, не строим экономку, а только ждем поддержку сверху. А мы должны развивать экономику и мы все должны участвовать в этом деле. И почему бы сейчас молодому правительству не подумать об этом?

Также она предложила сократить заработную плату главе Бурятии.

- У главы сегодня коэффициент 2-2,5, а почему бы не сократить до 1,5? Так мы тоже сэкономим большую сумму и можно направить ее на зарплату тех же учителей, - предложила она.

Марина Денисова, Восток-Телеинформ

  • актуальные пенсионные новости
  • сообщения Пенсионного фонда России
  • информацию для работающих пенсионеров
  • статьи о пенсионном обеспечении военных пенсионеров








Скандал с пенсионными надбавками от 40 до 110 тысяч рублей для бывших чиновников разворачивается в Брянске. Как выяснили местные СМИ, доплаты положены даже тем бюрократам, кто успел схлопотать судимость.


Больше всех облагодетельствовали сами себя бывшие заместители губернатора из команды Николая Денина, который недавно освободился из колонии. О его деле немало писали федеральные СМИ, а вот региональные чиновники, которые так же оказались в поле зрения правоохранителей, но не получили такой известности, благополучно после отсидки получат свои чиновничьи привилегии. Например, бывший глава администрации Брянска Сергей Смирнов, выйдя из колонии, где отбывает срок (получил 4 года колонии в 2015 году за превышение должностных полномочий), будет получать дополнительно к основной пенсии около 70 тысяч рублей.

По сведениям «Брянских новостей», бывший мэр Брянска и приятель бывшего губернатора Денина Анатолий Кистенев тоже не бедствует, получая дополнительно около 100 тысяч рублей, как и бывший глава города Александр Ковалев. Другие бывшие высокопоставленные чиновники региона тоже получают очень высокие добавки из местной казны. В свое время они позаботились о своих «золотых пенсиях», приняв соответствующее законодательство. Кстати, многие бывшие брянские вип-отставники уже дано имеют свой бизнес, но от бюджетной пенсионной добавки не отказываются.

Проблемой пенсионных доплат для экс-чиновников, у которых проблемы с законом, уже заинтересовалась прокуратура Брянской области. Там инициировали закон, ограничивающий право на пенсию высших областных чиновников, которые попались на правонарушениях, но ушли в отставку добровольно. Поводом, очевидно, стало задержание за взятку вице-спикера Брянской облдумы Юрия Гапеенко.


Сейчас по местному законодательству бывшие губернатор и глава облдумы, их замы, члены правительства области, председателей комитетов областной Думы и пр., имеют право на доплату к пенсии и могут быть лишены её только в случае увольнения в связи с утратой доверия. «Однако не всегда выявленный факт противоправного поведения может повлечь прекращение должностных полномочий в связи с утратой доверия. Это возможно, например, в случае добровольного прекращения полномочий, до окончания служебной проверки», — поясняют в прокуратуре. Вот чтобы такие хитрецы остались без «золотого парашюта» прокуратура требует поправить закон. Законодательная инициатива будет рассмотрена на очередном заседании областной Думы в сентябре.


Верховный суд не помог

Между прочим, огромные пенсии бывших на Брянщине давно стали притчей во языцех и повод для зависти. Средняя пенсия в регионе немногим больше 10 тысяч, а пенсии «бывших слуг народа» со всеми надбавками и доплатами варьируются от 130 до 200 тысяч. Например, оформивший себе пенсию в 2014 году бывший вице-губернатор Анатолий Теребунов получил добавку в размере 137 тысяч рублей ежемесячно. С учетом индексаций и обычной пенсии, его ежемесячный бюджет установился в районе 200 тысяч рублей. За 11 лет действия закона о пенсионном обеспечении местных чиновников, таких «почетных» пенсионеров в Брянске порядка 50. На этих слуг народа из бюджета уже ухнули порядка 164 миллионов рублей.

Брянская прокуратура давно воюет с этой несправедливостью. Прокурор Брянской области не устает повторять, что «подобные надбавки к пенсиям в тяжелое для страны время — это непозволительная роскошь и большая нагрузка на бюджет». А ещё он понимает опыт других регионов. Говорит, что у соседей такие вопросы — убрать ил оставить выплаты бывшим — решаются в персональном порядке, а в Брянске облагодетельствовали всех чохом.


Но добиться результата прокурорам пока так и не удалось. Хотя они честно и неоднократно пытались через суд прекратить эту вакханалию. В Верховном Суде удача даже улыбнулась прокурорам. ВС дал прокурорам «зеленый свет» и признал пенсионный вип-закон Брянщины недействующим. Сразу после решения об отмене пенсионных привилегий, прокурор отправил губернатору области Александру Богомазу и председателю облдумы Владимиру Попкову требование об исполнении принятого судом вердикта и предложением освобождающие почти 40 миллионов рублей направить на решение иных острых региональных задач. Но обиженные чиновники не смирились и пошли отстаивать свои «золотые парашюты» . в Верховный суд. Кроме местной бюрократической элиты обращение в ВС направила и сенатор от региона Екатерина Лахова. Она потребовала вернуть все на круги своя, посчитав, что обратная позиция нарушает принцип социальной справедливости! То есть, если у экс-чиновников пенсия будет ближе к народной, это социально несправедливо. И Верховный суд вернул дорогим, в прямом смысле слова, пенсионерам их надбавки.

Отстаивают «парашюты», как могут

Несколько лет назад эксперты Общероссийского народного фронта, разбираясь с порядком выплат пенсий мэрам российских городов. Именно тогда выяснилось, что достаточно, например, пару лет поруководить, как умеешь, городом и старость вполне обеспечена. И Брянск — не единственный пример.


В Омске большинством голосов депутаты Госсовета проголосовали за доплаты к пенсиям бывших первых лиц города. Хотя депутатам напоминали, что большинство экс-чиновников давно успешные бизнесмены, а экс-мэр Омска Юрий Шойхет и вовсе постоянно живет в Канаде. Там тоже прокуратура сопротивлялась, как могла. И даже выиграла суд. Но депутаты опять протащили нужное решение. «Мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда представительный орган власти пытается преодолеть судебное решение» — посетовал прокурор Омска Алексей Полубояров. Правда, в Омске чиновники оказались поскромнее брянских. Там доплаты к пенсиям для бывших всего от 10 до 30 тысяч.

Депутаты Заксобрания Камчатского края тоже в свое время приняли законопроект, который повышает коэффициенты к пенсиям вип-чиновников. Проект закона внес на рассмотрение депутатов лично губернатор Владимир Илюхин. Прокуроры пытались и там остановить этот беспредел, рассказывали о дефиците местного бюджета и дотационности края. Бесполезно.

Но есть и регионы, в которых с «золотыми пенсиями» борются сами чиновники с подачи губернаторов. Например, глава Карелии Артур Парфенчиков предложил . «заморозить» выплаты чиновникам, уходящим на заслуженный отдых до 2024 года. В Карелии «золотой парашют» штука разовая: при выходе на пенсию, в зависимости от стажа на госслужбе, чиновники получают до 10 ежемесячных окладов. Депутатам уже предлагали в 20115 году умерить аппетит чиновников и хотя бы сократить «парашют» с 10 до 5 окладов. Не прошло.


Теперь вот решили зайти с другого конца и просто «приостановить» выплаты. Кстати, такая практика уже была в Вологодской области.

В Воронеже «золотой парашют» губернатора получат те, кто замещал эту должность на время отсутствия главы региона. То есть — несколько вице-губернаторов. Зато сам глава региона остался без «страховки». В Хакасии депутаты отстояли чиновникам «золотые парашюты» перед прокуратурой. В Бурятии не удалось победить вип-пенсии чиновника республиканского масштаба. Хотя там хотели просто урезать доплаты всего на 40%. А вот в Прикамье депутаты Заксобрания согласились с инициативой губернатора и проголосовали в начале этого года за сокращение пенсий по выслуге лет для госслужащих.

На Сахалине весной в лоб спросили у губернатора Олега Кожемяко, как он относится к огромным вип-пенсиям для местных чиновников. Дело в том, что недавно стало известно, что размере выплат вышедшим на покой чиновникам высшего звена исчисляется шестизначными цифрами. В частности, получила широкий резонанс история с увольнением первого зампреда правительства Александра Дернового, который по итогам трех лет работы на благо Сахалина вроде как должен получать по 600 тысяч пенсии ежемесячно. Губернатор Кожемяко ответил журналистам, что пока вопросом собственной пенсии не интересовался, но думает, что это будет не 600 тысяч.


В стране обсуждают пенсионную реформу. Вице-премьер Сергей Тигипко честно отработал вечерние эфиры итоговых недельных программ и ток-шоу, пытаясь убедить телезрителей, что нужно проводить реформу, что вслед за увеличением пенсионного возраста будут созданы эффективные системы пенсионных накоплений.

Правда, журналисты оппозиционных СМИ в своих программах язвительно интересовались, почему пенсионный возраст поднимают уже с июля, а системы накоплений будут создаваться только с осени. Одним из самых дискуссионных моментов публичного обсуждения реформы стало ограничение льготных пенсий. В первом чтении, при рассмотрении нового пенсионного закона содержалась статья, предполагающая ограничение льготных пенсий десятью прожиточными минимумами (до 7640 гривен).

То есть не больше восьми тысяч для всех - и для уже имеющихся пенсионеров и для тех, кто им станет. Но во всех телепрограммах последних дней аудиторию готовили к мысли, что эту норму ликвидируют из готовящегося закона. То есть уже действующие льготные пенсии отменять не будут. Это - неконституционно, пишет УНИАН.

"Понимаете, было уже три решения Конституционного суда о том, что ограничивать уже действующие пенсии незаконно", - говорил в своих комментариях телеканалам вице-премьер Сергей Тигипко. По данным наших экспертов, которые в свое время сами готовили представление в КС на эту тему, было около десяти решений КС о том, что ограничивать льготные пенсии нельзя. И каждый раз КС давал эти толкование то разволновавшимся насчет своего содержания пенсионерам-судьям, то пенсионерам-прокурорам, то пенсионерам-нардепам. Ну, нельзя уменьшать пенсии. Все.

Кто такие пенсионеры-льготники и какая у них пенсия?

Заранее оговоримся. Вы не сможете найти в законах о госслужбе, о прокуратуре, и других пенсионных законах следы тех 15-20 тысячных и выше пенсий, получаемые бывшими сотрудниками этих служб. Вы просто запутаетесь в странных мизерных ставках 170-200 гривен и сухом перечислении каких-то надбавок. Предпринимаемые в разные годы попытки моих коллег добиться у Пенсионного фонда информации о суммах льготных пенсий не увенчались успехом. Поэтому, мы воспользуемся тем, что удавалось нарыть журналистам, о чем заявляли члены оппозиции, что анонимно рассказали наши эксперты, которые сами или уже являются или без пяти минут станут "льготными" пенсионерами.

Общеизвестно, что нардепы, судьи, прокуроры, милиционеры получают льготные пенсии. То есть их пенсии - это 90% от заработка. По словам, одного давнего знакомого, работающего в органах прокуратуры, его коллеги-пенсионеры в райцентре получают от пяти до пятнадцати тысяч гривен пенсии, от восьми тысяч гривен - в областной прокуратуре. В генеральной прокуратуре следователи и начальники управления получают от восьми до шестнадцати тысяч гривен. Ну а пенсии высшего руководства - тайна для всех. (Приблизительно такая же картина по СБУ).

Нардепы-пенсионеры, по признанию одного моего старинного приятеля-пенсионера, получают порядка шестнадцати тысяч гривен пенсии.

Журналистам удалось записать анонимное признание сотрудницы пенсионного фонда. Она назвала такие цифры спецпенсий.

Рекордсменом по размеру пенсии на ее участке является один прокурор: он получает больше 18 тыс. грн. в месяц. Большие пенсии (от 8 тыс. грн. и выше) у судей. Так же высокие пенсии у госслужащих, которые занимали высокие должности. Татьяна (так называли девушку) утверждала, что пенсии замминистров, начальников управлений, департаментов колеблются от 6 тыс. грн. до 15 тыс. грн. Высокопоставленные сотрудники Нацбанка могут получить и 30 тыс. грн. А вот "чернобыльцы", вопреки расхожему мнению, в среднем получают около 3,5 тыс. грн. Примерно, столько же - "научники". На тысячу меньше - журналисты государственных СМИ и госслужащие среднего звена.

Человек, более десяти лет работавший на госслужбе, рассказал автору этих строк, что при начислении пенсий в Верховной Раде учитывается масса доплат: за интенсивность, за выслугу лет, за работу с документами, за особенные заслуги, за секретность. Это все делается негласно. Когда намотать все эти доплаты к должностному окладу в две-три тысячи гривен, то на пенсию набегает от восьми до пятнадцати тысяч. По признанию этого же собеседника, при выходе на пенсию выплачивается единоразовое пособие в десять заработных плат.

Если "правильно" оформить эти зарплаты, то единоразовая выплата может достигать ста тысяч гривен. В прессу просачиваются сведения о ВИП-пенсиях только когда эту информацию "сливают" политические друзья и соратники. Так, стало известно, что пенсия Владимира Стельмаха, экс-главы Нацбанка, составляет 130 тысяч гривен. Национальный банк вообще рекордсмен по пенсиям.

Как выяснили журналисты, зарплата Олега Дащенко, бывшего исполнительного директора по вопросам налично-денежного оборота НБУ, составляла порядка 70 тысяч гривен, а значит, его пенсия равна примерно 50 тысячам гривен. Ходят легенды о пенсии бывшего спикера парламента, инвалида и "чернобыльца" Ивана Степановича Плюща: по одним данным она составляет 72 тыс. грн., по другим - 50 тыс. грн. Поскольку тема спецпенсий приобрела звучание, в начале года в прессе выступил Борис Зайчук, глава правления Пенсионного фонда. Целью господина Зайчука было снизить ажиотаж вокруг элитных пенсионеров.

- В Украине нет пенсий, превышающих 50 тыс. грн. Самая большая пенсия в Украине сейчас составляет немногим больше 45 тыс. грн. Это одна такая пенсия, ее получает летчик-испытатель, чернобылец, этот человек действительно заработал такую пенсию, - сказал Борис Зайчук.

Он добавил, что разговоры о пенсиях в размере около 100 тыс. грн. являются бессмысленными. "Люди, которые говорят о таких цифрах, наслушались горе-экспертов. Но эти эксперты никогда в жизни не держали в руках пенсионного формуляра, они даже не представляют, как пенсия начисляется. Они (эксперты) не знают, откуда оно берется, как исчисляется стаж, как выводится коэффициент, какие периоды оптимизации - они понятия не имеют", - говорил глава правления ПФ.

Не думаем, что глава ПФ был откровенен. Действительно, на законных основаниях невозможно начислить пенсию в 130 тысяч гривен. (К слову, Владимир Стельмах ни разу ни опроверг этой цифры, а в недавнем выпуске телепрограмм мои коллеги утверждали, что его декларация о зарплате бывшего главы НБУ вполне позволяла ему такую пенсию насчитывать). Но такие пенсии, как нам объяснили специалисты, можно получить, если есть специальные секретные распоряжения Кабмина или Президента.

По данным ПФ, в 2010 году в Украине было 3 тыс. 850 пенсионеров, которые имеют пенсию в размере более 10 тыс. грн. Из них 1 тысяча - это Герои Советского Союза, Герои Украины, Герои социалистического труда, кавалеры четырех медалей "За отвагу", полные кавалеры Ордена Славы, которые и получают соответствующие надбавки к пенсии. В число 3,85 тыс. пенсионеров с пенсией более 10 тыс. грн. входит и 961 народный депутат. Средняя пенсия у народных депутатов составляет 13,5 тыс. грн.

Что выше: дух закона или буква закона?

Все время, пока обсуждается введение пенсионной реформы, не стихают дебаты на тему социальной справедливости, дискриминации, и рассуждения, какой должна быть разница в спецпенсии и обычной, чтобы это не было оскорбительно для тех, у кого пенсия нельготная. На работе я встречалась с глубоко уважаемыми мной людьми, которые получают ту самую депутатскую пенсию (они просили не называть их имен), и которые немало сделали для этой страны и их аргументы звучали убедительно.

- Послушайте. Нет никакой дискриминации в начислении пенсий. Если есть разные пенсионные законы, есть разные жизненные пути, то тогда закономерно, что есть разные пенсии. Почему у меня пенсия большая? Потому что по жизни у меня было много больше ограничений. Кто знает, если бы я знал, что пенсионная система будет меняться, я бы занялся бизнесом и по-другому строил свой путь.

Но сегодня отыгрывать уже действующие пенсии нельзя. И вообще есть полтора десятка законов, дающих всякие надбавки, формирующих пенсии. "Про Нацбанк", "Про дипломатическую службу", "Про научную деятельность", почему именно к нардепам такое внимание? Да что значат наши пенсии на фоне списания долгов ТКЕ и покупки вышки с переплатой в 150 миллионов? - спрашивал один мой старый друг.

- Что такое три восемьсот льготных пенсионеров? Это в масштабах целой Украины, на фоне 13,7 млн пенсионеров в экономическом плане нам ничего не даст, - убеждал в свое время глава ПФ Борис Зайчук.

Эти люди были правы.

Потом я приходила домой, и в окно квартиры на моем первом этаже доносились разговоры стариков дома. Они получают свою тысячу гривен и как дети войны пытаются отсудить у Пенсионного Фонда своих двести-триста гривен надбавки плюс то, что им недоплатили за два-три года. Эта надбавка де-юре действует, но ее не выплачивают. Они бурно обсуждали, стоит ли брать адвоката, поскольку если адвокат заберет пять тысяч гривен - все то, что им государство недоплатило за три года, а то они умрут и не будут получать надбавки, то получится, что силы будут потрачены даром. И они снова кляли власть и тех нечестных чиновников, которые пьют их кровь в госучреждениях, а потом получают льготные пенсии.

И эти старики тоже были правы.

У возникновения специальных пенсий есть своя история. Хороша она или плоха, справедлива или нет, оставим вопрос исследователям. Но по-моему, если государство идет по пути такой дифференциации пенсий, ничто не должно быть скрыто от общества. Давая большую пенсию, держава должна уметь объяснить, почему она дает такую пенсию.

И еще государство не должно стесняться называть имена тех, кому она их дает. Скрывать и врать, как это практикуется, это не менее отвратительно, чем платить кому-то в 50 раз больше. По Конституции отменять действующие пенсии нельзя. Да и не будут льготные пенсионеры из КС отменять пенсии нардепам. ВИП-льготник ВИП-льготника не обидит. В противном случае, все секвестированные ВИП-персоны завалят суды исками, и, возвращая льготные пенсии, судьи (будущие вип-пенсионеры) неслабо заработают.

Но ликвидация этой разницы между простой и льготной пенсиями - условие жизненно необходимое нынешней власти. Нас уже почти убедили, что без повышения пенсионного возраста Украина не выживет. Но если власть оставит ВИП-пенсии и для будущих пенсионеров, то она просто потеряет остатки общественного доверия.

Читайте также: