Кто управляющих лиц в пфр

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:


Председатель Правления ПФР
ТОПИЛИН Максим Анатольевич

Родился 19 апреля 1967 года в Москве.

В 1988 году окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «экономист», имеет ученую степень кандидата экономических наук.

Профессиональную деятельность Максим Топилин начал в НИИ труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.

С 1994 года занимал различные должности в Департаменте труда, здравоохранения и социальной защиты населения Аппарата Правительства Российской Федерации.

В 2001–2004 годах занимал должность заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации, после - возглавлял Федеральную службу по труду и занятости.

С 2005 по 2008 год - главный государственный инспектор труда Российской Федерации.

С 2008 по 2012 год - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

С 2012 по 2020 год - Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

С 22 января 2020 года - Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Осуществляет общее руководство деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации. Распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности Ревизионной комиссии ПФР, Департамента управления делами, Департамента кадровой политики, Департамента общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации, Департамента правовой политики (в части вопросов, касающихся подразделений, курируемых непосредственно Председателем Правления ПФР), Департамента обеспечения безопасности, Первого отдела.

Награжден Орденом Мужества, медалью «За заслуги в социально-трудовой сфере» II степени, Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, нагрудным знаком «Отличник социально трудовой сферы», медалью Столыпина П.А. I степени.

Женат, двое детей.


Первый заместитель Председателя Правления ПФР
ПЕТРОВА Наталия Владимировна

Родилась 24 декабря 1966 года в Москве.

В 1989 году окончила Всесоюзный заочный институт Пищевой промышленности, затем Финансовую академию при Правительстве РФ.

С 1984 года работала в различных должностях. В системе ПФР работает с 1994 года.

В 1994 году занимала должность заместителя начальника отдела учёта поступлений и расходования средств Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области.

С 1994 по 2002 год занимала должности заместителя начальника отдела, заместителя начальника Главного управления, начальника отдела, начальника Главного управления учёта и распределения средств ПФР Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2002 по 2013 год занимала должность Главного бухгалтера ПФР - начальника Департамента казначейства Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2013 году была назначена заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 2018 года - Первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Осуществляет координацию и контроль деятельности Бюджетного департамента, Департамента казначейства, Департамента финансового обеспечения системы ПФР, Департамента организации администрирования страховых взносов, Департамента организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц, Административно-хозяйственного департамента, Департамента капитального строительства и имущественных отношений, Департамента по осуществлению закупок. Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР. Курирует Центральный федеральный округ и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур.

Награждена Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Почетной грамотой ПФР, присвоено звание «Почетный работник ПФР», имеет Благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Заместитель Председателя Правления ПФР
КОЗЛОВ Николай Борисович

Родился 17 июня 1956 года в Москве.

В 1978 году окончил Московский финансовый институт по специальности международные экономические отношения.

Доктор экономических наук, профессор.

С 1978 года занимал различные должности в Министерстве финансов СССР.

В 1992 году руководил отделом «Русского национального банка».

В 1993 году был экспертом «Дойче Банка».

В 1994 году работал в должности начальника Управления ценных бумаг «Банка развития предпринимательства».

С 1994 по 2010 год являлся Президентом, Председателем совета директоров Инвестиционной компании «Риком-траст».

С 2011 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации и контроля инвестиционных процессов, Отдела международного сотрудничества. Также осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Государственного учреждения – Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации, курирует Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.


Заместитель Председателя Правления ПФР
ЧИРКОВ Сергей Александрович

Родился 9 октября 1978 года в Москве.

В 2000 году окончил Московскую Государственную Академию водного транспорта (юриспруденция).

В 2003 году окончил Академию труда и социальных отношений.

В 2005 году окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (MBA).

Кандидат юридических наук.

С 1999 по 2000 год работал в различных должностях в Фонде социального страхования Российской Федерации.

С 2001 по 2007 год работал в различных должностях в Пенсионном фонде Российской Федерации.

С 2007 по 2012 год начальник Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей ПФР.

С 2012 по 2018 год начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

С 2018 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обеспечивает взаимодействие с Правительством Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Непосредственно осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента организации назначения и выплаты пенсий, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, Департамента правовой политики (за исключением вопросов, относящихся к сфере ведения подразделений, курируемых Председателем Правления ПФР), Департамента социальных выплат, Управления государственного пенсионного обеспечения государственных служащих.

Осуществляет координацию и контроль деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемого структурного подразделения Исполнительной дирекции ПФР, курирует Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Награжден почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Почетной грамотой ПФР, Благодарностью Правительства Российской Федерации, Благодарностью Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.


Заместитель Председателя Правления ПФР
АККУЗИН Вадим Викторович

Вадим Аккузин родился 22 июня 1974 года.

В 1996 году окончил механико-математический факультет Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

В 1998 году окончил Поволжскую академию государственной службы имени П. А. Столыпина.

С 1996 по 2014 год занимал различные руководящие должности в органах Федерального казначейства.

С 2014 года работал директором Федерального казенного учреждения «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты Российской Федерации».

С 2019 года - заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Осуществляет координацию и контроль деятельности Департамента по обеспечению информационной безопасности, Департамента организации предоставления государственных услуг и цифрового развития ПФР, Департамента федеральных государственных проектов, Департамента вычислительной инфраструктуры и систем связи, Департамента информационных технологий, Государственного учреждения – Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации (МИЦ ПФР).

Осуществляет координацию и контроль отдельных вопросов развития и внедрения информационных технологий, проектной деятельности в системе Пенсионного фонда, деятельности территориальных органов ПФР по вопросам, относящимся к компетенции курируемых структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, курирует Приволжский и Уральский федеральные округа.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса. Награжден ведомственными наградами Министерства финансов Российской Федерации и Казначейства России.


Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по г. Москве и Московской области
АНДРЕЕВ Андрей Евгеньевич

Родился 25 декабря 1956 года.

В 1979 году окончил Ленинградский университет им. А.А. Жданова.

С 1979 по 1991 год работал в должностях: инспектор, старший инспектор сектора пенсий и пособий, начальник контрольно-ревизионного сектора, заместитель начальника Управления социального обеспечения Исполкома Ленсовета.

С 1991 по 1997 год возглавлял Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ленинграду.

С 1997 по 2001 год руководил Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В период с 2001 по 2002 год возглавлял Управление ПФР в Северо-Западном Федеральном округе, с 2002 по 2003 год - Организационный департамент ПФР.

С 2003 года - управляющий Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.

Награжден Почетной грамотой ПФР, присвоено звание «Почетный работник ПФР», отмечен Знаком Губернатора Московской области «За полезное» и Благодарностью Председателя Правления ПФР.


Член Правления ПФР, управляющий Отделением ПФР по Республике Башкортостан
ХАНТИМЕРОВ Фоат Галяутдинович

Родился 14 апреля 1950 года в Ермекеевском районе Республики Башкортостан.

В 1973 году окончил экономический факультет Башкирского сельскохозяйственного института, затем окончил очную аспирантуру и продолжил преподавательскую работу.

В 1999 году окончил Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации в г. Москве.

Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Трудовую деятельность начал в 1968 году преподавателем физики и математики в школе.

С 1989 года на партийной и государственной работе.

С 1990 по 1991 год - заведующий аграрным сектором, секретарь Башкирского обкома КПСС.

С 1991 по 1994 год - заместитель председателя Госкомитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.

С 1994 по 2002 год - заместитель Премьер-министра, министр финансов Республики Башкортостан.

С 2002 года - управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан. Награжден Медалью «В память 850-летия Москвы» и нагрудным знаком «Отличник финансовой работы Российской Федерации».

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2014 г.

Регистрационный N 32336

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" 1 , Требованиями к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. N 530н "О Требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и Требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" 2 , Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

Председатель А. Дроздов

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399.

2 Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г. N 30803.

Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации

Руководство ПФР:

Председатель Правления ПФР;

Первый заместитель Председателя Правления ПФР;

заместитель Председателя Правления ПФР.

Исполнительная дирекция ПФР:

Исполнительный директор ПФР;

начальник департамента, управления, отдела (самостоятельного);

заместитель начальника департамента, управления, отдела (самостоятельного);

заместитель главного бухгалтера ПФР - заместитель начальника Департамента казначейства.

Отдельные должности в Исполнительной дирекции ПФР 1 :

начальник социально-бытового отдела;

начальник отдела по организации и размещению заказов.

Департамент финансового обеспечения системы ПФР:

начальник отдела финансирования системы ПФР.

начальник отдела планирования и анализа смет доходов и расходов Исполнительной дирекции ПФР.

Департамент общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации:

начальник отдела региональной информационной политики ПФР.

Департамент обеспечения безопасности и внутреннего контроля:

начальник отдела внутреннего контроля.

Ревизионная комиссия ПФР:

председатель Ревизионной комиссии ПФР;

заместитель председателя Ревизионной комиссии ПФР.

Территориальные органы ПФР:

управляющий отделением ПФР;

начальник главного управления ПФР;

начальник управления ПФР;

начальник отдела ПФР;

начальник центра ПФР.

Отдельные должности в территориальных органах ПФР 2 :

заместитель управляющего отделением;

главный бухгалтер - начальник управления (отдела) казначейства;

начальник управления (отдела) организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;

начальник управления (отдела) организации персонифицированного учета;

начальник управления (отдела) организации назначения и перерасчета пенсии;

начальник бюджетного управления (отдела);

начальник управления (отдела) информационных технологий;

начальник отдела взаимодействия со страхователями, администрирования страховых взносов и взыскания задолженности;

начальник отдела по защите информации;

начальник отдела по размещению заказов;

начальник отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;

начальник отдела социальных выплат;

начальник отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;

начальник юридического отдела;

начальник отдела кадров;

начальник административно-хозяйственного отдела;

начальник отдела капитального строительства и ремонта;

начальник общего отдела;

начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности управления казначейства;

начальник контрольно-ревизионного отдела;

заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника управления (отдела) казначейства;

заместитель начальника управления (отдела) информационных технологий;

заместитель начальника бюджетного управления (отдела);

заместитель начальника отдела организации взаимодействия со страхователями;

заместитель начальника юридического отдела;

заместитель начальника отдела кадров;

заместитель начальника отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей;

заместитель начальника отдела по защите информации;

заместитель начальника отдела по размещению заказов;

заместитель начальника отдела технических, общесистемных и телекоммуникационных средств;

заместитель начальника административно-хозяйственного отдела;

заместитель начальника отдела капитального строительства и ремонта;

руководитель группы по кадрам и делопроизводству;

руководитель группы по размещению заказов;

руководитель юридической группы;

главный специалист-эксперт отдела казначейства, главный специалист-эксперт отдела управления казначейства;

главный специалист-эксперт отдела организации назначения и перерасчета пенсий, главный специалист-эксперт отдела управления назначения и выплаты пенсий;

главный специалист-эксперт отдела информационных технологий, главный специалист-эксперт отдела управления информационных технологий;

главный специалист-эксперт бюджетного отдела, главный специалист-эксперт отдела бюджетного управления;

главный специалист-эксперт отдела кадров;

главный специалист-эксперт группы по кадрам и делопроизводству;

главный специалист-эксперт административно-хозяйственного отдела;

главный специалист-эксперт группы по размещению заказов;

главный специалист-эксперт группы организации процесса инвестирования;

главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела;

старший контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела.

Главные управления (управления, отделы) ПФР (самостоятельные):

заместитель начальника главного управления ПФР;

заместитель начальника управления ПФР;

заместитель начальника управления ПФР - начальник отдела;

заместитель начальника отдела ПФР;

главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела;

главный бухгалтер - руководитель финансово-экономической группы;

главный бухгалтер - начальник отдела учета поступления и расходования средств;

главный бухгалтер - руководитель группы учета поступления и расходования средств;

начальник отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

начальник отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

начальник отдела автоматизации;

начальник юридического отдела;

начальник административно-хозяйственного отдела;

руководитель группы назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

руководитель группы персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

руководитель финансово-экономической группы;

руководитель экономической группы;

руководитель юридической группы;

руководитель группы автоматизации;

руководитель административно-хозяйственной группы;

руководитель клиентской службы;

руководитель группы по социальным выплатам;

руководитель группы по кадрам и делопроизводству;

заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника финансово-экономического отдела;

заместитель главного бухгалтера - заместитель начальника отдела учета поступления и расходования средств;

заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

заместитель начальника отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

заместитель начальника отдела автоматизации;

заместитель начальника юридического отдела;

заместитель руководителя клиентской службы;

главный специалист-эксперт (юрисконсульт);

главный специалист-эксперт юридического отдела (группы);

главный специалист-эксперт отдела (группы) автоматизации;

главный специалист-эксперт по автоматизации;

главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);

главный специалист-эксперт экономической группы;

главный специалист-эксперт (экономист);

главный специалист-эксперт отдела (группы) персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;

главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

главный специалист-эксперт группы учета поступления и расходования средств;

главный специалист-эксперт отдела (группы) социальных выплат;

главный специалист-эксперт (по защите информации);

главный специалист-эксперт административно-хозяйственной группы;

главный специалист-эксперт по кадрам и делопроизводству;

главный специалист-эксперт клиентской службы.

Центры по выплате пенсий ПФР (самостоятельные):

заместитель начальника центра;

главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела (группы);

начальник отдела контроля за выплатой пенсий;

начальник отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

начальник отдела (группы) учета пенсионной документации и по работе с обращениями граждан;

руководитель группы учета пенсионной документации;

руководитель административно-хозяйственной группы;

заместитель начальника отдела эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

главный специалист-эксперт (юрисконсульт);

главный специалист-эксперт финансово-экономического отдела (группы);

главный специалист-эксперт отдела (группы) назначения и перерасчета пенсий;

главный специалист-эксперт отдела (группы) эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения;

главный специалист-эксперт отдела ведения выплатной информации базы данных;

главный специалист-эксперт по административно-хозяйственной деятельности.

1 Должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиальных органов, в полномочия которых входит распределение бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченных ресурсов; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; списание объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации.

2 Должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает участие в качестве председателя, заместителя председателя, секретаря, члена коллегиальных органов, в полномочия которых входит распределение бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченных ресурсов; осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений; списание объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации.

Вопрос:

Единственный участник организации (ООО) намерен заключить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему лицу (с управляющей организацией (УО) или с индивидуальным предпринимателем).

То есть в ООО будет вместо генерального директора УО или управляющий-ИП. Возникает ли обязанность у ООО сдавать в пенсионный фонд отчетность или нулевую отчетность по форме СЗВ-М на единственного участника или на руководителя УО, или на ИП-управляющего?

Ответ:

Нет, ни на кого из вышеперечисленных лиц отчетность в ПФР по форме СЗВ-М представлять не нужно.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель, зарегистрированный в ПФР в качестве страхователя, обязан ежемесячно представлять сведения на застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, по форме СЗВ-М.

Если договор управления будет заключен с УО, то у руководителя этой УО никаких трудовых отношений с управляемой организацией не возникнет. ООО в отношении руководителя УО страхователем не является.

Таким образом, у ООО обязанности подавать за этого руководителя сведения в ПФР по форме СЗВ-М не возникает.

В случае с заключением такого договора с ИП ситуация менее очевидна, но результат аналогичный – подавать на предпринимателя сведения по форме СЗВ-М обязанности у ООО нет.

ООО заключает договор с предпринимателем. Это не трудовой договор, а договор оказания услуг по управлению, то есть договор гражданско-правового характера (ГПД).

Согласно тому же п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ на застрахованных лиц, работающих по ГПД, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, организации-страхователи должны ежемесячно сдавать сведения по форме СЗВ-М.

Согласно пункту 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели признаются застрахованными как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Взносы в ПФР предприниматель-управляющий платит самостоятельно (ст. 432 НК РФ). Страховые взносы с выплат по такому договору ООО не платит, так как в отношении ИП ООО страхователем не выступает.

Поэтому сведения по форме СЗВ-М у ООО обязанности не возникают.

Правда, для ПФР и налоговой инспекции придется, скорее всего, предоставить пояснения в случае заключения договора с ИП, так как формально, по мнению этих органов, функции единоличного исполнительного органа исполняются физическим лицом, а заключение трудового или гражданско-правового договора требует от ООО исполнения обязанностей страхователя.

Что касается единственного участника, то с ним у организации нет ни формально, ни фактически никаких трудовых отношений. Функции единоличного исполнительного органа участник не исполняет.

Если бы этот участник не передал полномочия УО или ИП, то фактически, даже в отсутствие заключенного со своей организацией трудового договора, участник являлся бы руководителем, а, следовательно, застрахованным лицом. И в этом случае ООО обязана была бы подавать на него сведения в ПФР по форме СЗВ-М.

Так, Минтруд РФ в письме от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846 разъяснял, что согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя. И даже если организация деятельность не ведет и ни с кем, в том числе и с руководителем, не заключала договоры, она все равно должна указать в отчетности хотя бы одного застрахованного — своего руководителя. Последний даже без договора признается состоящим в трудовых отношениях с организацией и, следовательно, застрахованным.

Но так как управление организацией осуществляет стороннее управляющее лицо – УО или управляющий-ИП, то обязанность подавать сведения в ПФР по форме СЗВ-М на участника ООО не возникает.

B чем управляющая компания лучше НПФ, по моему опыту


Для своей накопительной пенсии я сознательно выбрал Пенсионный фонд России.


Я сотрудник одной из управляющих компаний. По работе общаюсь со специалистами пенсионной сферы и консультирую тысячи клиентов по накопительной пенсии. Я вижу, что о частных управляющих компаниях есть не так много информации, хотя они тоже работают с накопительными пенсиями.

С пенсионными накоплениями вы можете не делать ничего, можете перевести их в негосударственный пенсионный фонд, а можете выбрать Пенсионный фонд России и затем управляющую компанию под его крылом. Я сделал именно так и в статье расскажу почему. Вы узнаете, как правильно выбрать управляющую компанию и какие от этого будут плюсы.

Это мой личный опыт

И мое личное мнение. Сторонники НПФ приведут аргументы, почему лучше всего передать накопления в НПФ. Те, кто принципиально не хочет распорядиться накопительной пенсией, тоже объяснят, почему это лучший вариант. Я расскажу вам, почему направил пенсию в УК, а вы дальше решите сами.

Как работает пенсионная система. Матчасть

Базовая, страховая и накопительная пенсии — это части общей трудовой пенсии по старости. Все эти деньги платит в принудительном порядке работодатель на каждого официально оформленного работника. Взносы идут из фонда оплаты труда, но не вычитаются из зарплаты, а начисляются сверх нее. Сейчас это называется страховыми взносами, раньше называлось единым социальным налогом.

Базовая часть пенсии, или фиксированная выплата, положена всем пенсионерам по старости в едином размере, который меняется ежегодно при индексации с учетом инфляции. В 2019 году фиксированная выплата равна 5334,19 Р . На ее размер мы повлиять не можем.

Страховая часть состоит из баллов, которые заработал человек за счет отчислений работодателя. Еще эти баллы называют индивидуальным пенсионным коэффициентом — ИПК. Один балл в 2019 году стоит 87,24 Р — эта цифра тоже каждый год индексируется с учетом данных по инфляции от Росстата. Заработал больше баллов — пенсия будет выше. Количество баллов зависит от стажа и отчислений работодателя, но государство постоянно меняет окончательный принцип подсчета ИПК.

Накопительная пенсия — это уже не баллы, которые государство считает по своим правилам, а настоящие деньги. Их называют пенсионными накоплениями. Часть пенсионных взносов от работодателя до 2014 года оставалась на вашем счете в Пенсионном фонде РФ — из них пенсионные накопления и сформировались.

Сейчас действует мораторий, поэтому взносы работодателя на пенсионные накопления не идут. Всё, что накопилось, делят на период дожития и получают ежемесячную прибавку к пенсии.

Период дожития — это условный срок, в течение которого придется платить пенсию. Его определяют исходя из ожидаемой продолжительности жизни. В 2019 году период дожития — 252 месяца, или 21 год. Пенсионер не обязан умирать сразу после этого срока — он нужен только для расчета размера пенсии. Если человек проживет дольше, накопительную пенсию все равно будут платить в том же размере.

Накопительная пенсия касается не всех

Отчисления на накопительную часть существовали не всегда и не для всех. Если вы 1966 года рождения или старше, у вас либо вообще нет пенсионных накоплений, либо они небольшие, потому что формировались с 2002 по 2004 год.

Если вы начали официально работать с 2014 года, то попали под мораторий — накопительной пенсии у вас тоже нет.

В 2019 году общая пенсия по старости считается так:

5334,19 Р + 87,24 Р × баллы + пенсионные накопления / 252

С 2014 года взносы от работодателей идут только на страховую пенсию, но пенсионные накопления все равно растут, потому что вы их инвестируете. Либо их инвестируют за вас.

С пенсионными накоплениями работают негосударственные пенсионные фонды — НПФ, и Пенсионный фонд России — ПФР. Они вкладывают накопления в акции и облигации, инвестиции приносят доход, и будущая пенсия увеличивается. Государство хочет, чтобы мы сами выбрали, кто будет управлять деньгами. Организация, которой мы даем право работать с нашими пенсионными накоплениями, называется страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

Страховщики инвестируют пенсионные накопления не сами, а передоверяют это управляющим компаниям — УК. Чем лучше будет инвестировать ваша УК, тем больше вы получите на пенсии — это как депозит в банке, только процентная ставка заранее не известна. Управляющие компании работают, страховщики контролируют и отвечают за них, наша будущая пенсия растет. Осталось понять, какого страховщика и какую УК выбрать.

Вот как растет накопительная пенсия:


Варианты выбора: НПФ или УК

Накопительной пенсией вы можете распорядиться тремя способами: ничего не делать, выбрать НПФ или сознательно выбрать страховщиком ПФР, а потом управляющую компанию из его реестра.

Если не выбирать страховщика, им становится ПФР, а вас называют молчуном. ПФР отправляет ваши деньги в управляющую компанию Внешэкономбанк — ВЭБ. Именно ее государство назначило для управления деньгами молчунов. УК ВЭБ вкладывает ваши накопления, отчитывается перед ПФР, а ПФР перед вами.

Если выбрать негосударственный пенсионный фонд, ваши деньги уйдут в несколько управляющих компаний, которые выберет этот НПФ. Вам выбирать не дадут.


Если сознательно выбрать своим страховщиком ПФР, он спросит вас, в какую именно управляющую компанию из списка отправить деньги. Разделить пенсионные деньги между несколькими управляющими компаниями нельзя, можно выбрать только одну, причем самостоятельно — варианта «по умолчанию» здесь нет.

Я выбрал страховщиком ПФР, самостоятельно определил управляющую компанию для своих пенсионных накоплений и считаю это самым выгодным вариантом.

Преимущества УК

Когда вы сознательно выбрали ПФР и УК, у вас появляются преимущества перед клиентами негосударственных пенсионных фондов: менять УК можно чаще, доходность выше, комиссии ниже, за сохранность средств отвечают ПФР и Агентство по страхованию вкладов — АСВ.

Досрочный переход без потерь. Если вам не понравилась управляющая компания, вы вправе поменять ее на другую из реестра ПФР. Это можно делать каждый год. У клиентов НПФ так сделать не получится: если они меняют фонд чаще одного раза в пять лет, это называется досрочным переходом и им не выплачивается инвестиционный доход, ради которого они и выбирали НПФ.

Комиссии ПФР ниже. Страховщики управляют вашими деньгами не бесплатно. Они берут с вас деньги. Сначала свою долю берет УК — эта комиссия одинакова и для ПФР, и для негосударственных пенсионных фондов и составляет до 10% от инвестиционного дохода. Потом вы платите самому страховщику: ПФР ежегодно берет до 1,1% от суммы ваших накоплений, а НПФ — до 1,5%. Кажется, что разница в десятые доли процента незаметна, но, когда до пенсии двадцать или тридцать лет, сумма получается ощутимой.

Накопительная пенсия появилась у меня в 2009 году. Я подсчитал, что за предыдущие девять лет в ПФР уже сэкономил на комиссии 6000 Р . Теперь эти деньги тоже работают и дают инвестиционный доход.

Сейчас на моем счете 100 000 Р , и я прикинул, сколько еще сэкономлю, если останусь клиентом ПФР, а доходность в среднем будет 10% годовых. За год разница составит 400 Р — немного, но эти деньги останутся на счете и принесут дополнительную доходность. Из-за этого на второй год разница будет уже 900 Р , а на третий год — полторы тысячи. Через 20 лет за счет разницы в комиссии страховщика я выиграю 38 200 Р .

Доходность УК выше, чем у НПФ. Так происходит, потому что НПФ делит пенсионные накопления между управляющими компаниями, как захочет. Какая-то компания сработает хуже, какая-то лучше, а фонд начислит вам их средний результат. Общая средняя доходность всегда ниже, чем у лидера.

Кроме доходности, у НПФ могут быть и другие причины выбора управляющей компании. Например, фонд традиционно работает с этой УК и не меняет ее, несмотря на низкий результат.

В ПФР вы сами выбираете одну из УК и следите, какой инвестдоход она дает. Не понравится, поменяете — так сможете работать только с лидером.

Я выбрал УК в 2008 году, но деньги стали работать только с 2009 года. С этого момента среднегодовая доходность моей управляющей компании — 16%. Я сравниваю среднегодовую доходность только с момента перехода туда моих накоплений — то, что было раньше, моей пенсии не касается. У НПФ средняя доходность с 2009 года — 10%.

К 2018 году моя управляющая компания заработала для своих клиентов 144% за счет доходности и меньшей комиссии. Негосударственные пенсионные фонды за тот же срок в среднем заработали по 90%.

Сколько можно было заработать в УК и НПФ с 2009 по 2017 год

Моя УКНПФы в среднем
Начальная сумма100 000 Р 100 000 Р
Итоговая сумма244 000 Р 190 000 Р

Гарантии. В случае банкротства НПФ деньги вернет Агентство по страхованию вкладов, но не полностью. АСВ покрывает убытки до номинала пенсионных накоплений. Номинал — это средства от работодателей, перечисленные за период трудовой деятельности. Инвестдоход АСВ не возмещает.

В случае банкротства управляющей компании ее будет спасать Пенсионный фонд России. ПФР не хочет проблем, поэтому совместно с Центробанком отбирает УК по конкурсу и каждые пять лет отсеивает слабые через стресс-тест. Поэтому вложить пенсионные накопления можно только в надежную компанию.

Если обанкротится сам ПФР, убытки покроет Агентство по страхованию вкладов, как и в случае с НПФ. Поскольку Пенсионный фонд — бюджетная организация, я рассчитываю, что ему поможет госбюджет, поэтому гарантий больше.

Выплаты. Когда клиент НПФ выйдет на пенсию, он будет получать пенсию в двух местах: фиксированную выплату и страховую часть в Пенсионном фонде России, а накопительную пенсию — в НПФ. У негосударственного пенсионного фонда может не быть филиала в городе, где живет пенсионер, и придется искать, куда и как подать заявление. Если пенсионер знает это, он все равно будет обращаться за пенсией в два места — потребуется больше времени. Получать деньги пенсионер тоже будет двумя частями: одна сумма из ПФР, другая из НПФ.

Клиенты УК получают все части пенсии в ПФР, поэтому искать фонд не надо, обе выплаты можно оформить в одном месте, и приходить они будут одновременно.


Почему выбрать УК лучше, чем перейти в НПФ

УКНПФ
Доходность16% в моей УК10% у лучших НПФ
Комиссия за работу1,1% от накоплений1,5% от накоплений
Поменять без потерьРаз в годРаз в пять лет
ГарантииАСВ и госбюджетАСВ
ВыплатыВся пенсия через ПФРСтраховая пенсия через ПФР, накопительная через НПФ

Индивидуальный пенсионный капитал

С 2020 года у частных управляющих компаний (ЧУК) может появиться еще одно преимущество. Сейчас правительство готовит законопроект об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Это будет аналог накопительной пенсии, только отчисления на него будут брать не с работодателя, а с зарплат. Граждане заплатят от 3 до 6% своей зарплаты, но и работодатели меньше отчислять не станут.

В текущем варианте законопроекта ИПК вводят только для клиентов НПФ и государственной управляющей компании ПФР — то есть для УК ВЭБ. Эти люди смогут отказаться от дополнительных отчислений, но для этого придется написать заявление. Клиентов ЧУК индивидуальный пенсионный капитал не коснется еще 5 лет — им не надо будет сразу куда-то идти, чтобы отказаться от него.

Не путайте ИПК (индивидуальный пенсионный капитал), с индивидуальным пенсионным коэффициентом (страховым баллом) — о нем я писал выше.

Как выбрать УК

С 30 октября 2018 года в ПФР осталась 21 управляющая компания. Этот список не изменится в течение следующих пяти лет. Чтобы понять, какую управляющую компанию выбрать, обратите внимание на их доходность, клиентоориентированность и инвестиционные портфели.

Доходность. Пенсионный фонд и Центробанк уже отсеяли ненадежные УК, поэтому наиболее важным критерием выбора становится доходность.

Чтобы оценить качество работы компании, посмотрите среднюю доходность за предыдущие 3, 5 и 10 лет. Хорошая доходность для управляющей компании — это 10—12% годовых в среднем за десять лет. За меньший срок компания тоже должна показывать результаты, близкие к этим цифрам.

Насколько прирастают накопления, нагляднее видно по другому показателю — накопленной доходности. Например, накопленная доходность в 100% означает, что средства выросли в 2 раза, 200% — в 3 раза.

Клиентоориентированность. Также важна готовность сотрудников компании помочь во всех вопросах по обязательному пенсионному страхованию. Грамотный ответ может сэкономить деньги и время. Например, консультанты из УК бесплатно помогают вернуть средства тем, кого тайно перевели в НПФ недобросовестные агенты. Юристы берут за такую консультацию от 30 до 60 тысяч рублей.


Инвестиционные портфели. Некоторые управляющие компании предлагают на выбор несколько инвестиционных портфелей. В одной и той же УК человек может выбрать агрессивный или консервативный тип управления накопительной пенсией.

При агрессивном типе деньги инвестируют в более доходные и рискованные активы, например в акции международных компаний. При консервативном типе управляющая компания вкладывает только в надежные инструменты, например в государственные ценные бумаги. Для тех, кому доходность важнее надежности, подходит первый тип портфелей, и наоборот.

УК ВЭБ предлагает два портфеля — «Расширенный» и «Государственных ценных бумаг» (ГЦБ). Расширенный инвестиционный портфель — это агрессивная стратегия, а ГЦБ — консервативная. Молчуны находятся в расширенном портфеле, а в консервативный перешли те, кто сознательно выбрал эту управляющую компанию.

Пока разница по доходности между портфелями символическая: на периодах в 3, 5, 7 и 10 лет видно, что в кризисы больше проседает агрессивная часть, а после них — консервативная.

Моя УК предлагает только один инвестпортфель, поэтому передо мной выбор не стоял.

Как перейти

Пенсионные накопления перейдут в управляющую компанию на следующий год после подачи заявления.

Подать заявление можно при личном обращении в ПФР, через МФЦ или через госуслуги после полной регистрации на сайте. Бланки заявления есть на сайте ПФР, в МФЦ или в личном кабинете на сайте «Госуслуги». При работе с личным кабинетом потребуется электронная подпись.


Если переводите пенсионные накопления через госуслуги, зайдите в свой личный кабинет, перейдите по ссылке «Услуги», нажмите «Органы власти» и выберите «ПФР»
В перечне «Электронных услуг», выберите седьмой пункт — «Прием, рассмотрение заявлений застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений»
Попадете на страницу «Управление средствами пенсионных накоплений»
Потом перейдите на вкладку «Выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании)», если ваш текущий страховщик — ПФР. Далее нажмите «Получить услугу». На сайте заполните заявление и подпишите форму. В этом случае неважно, поставите вы галочку «Досрочный переход» или нет

Если переходите из НПФ, процедура схожа, но бланк будет называться «Переход из НПФ в ПФР». Укажите свой НПФ, в графе «Куда» — ПФР, а ниже, в графе «Наименование инвестиционного портфеля», впишите название УК и ее портфеля, если она предлагает выбор. В этом случае галочка о досрочном переходе становится важным элементом.

Срочным считается переход из НПФ, когда вы пробыли там пять лет и переводите накопления без потери инвестиционного дохода. В 2019 году переход без потерь оформляют те, кто попал в НПФ в 2011 году или раньше. Также в 2019 году можно подать заявление на срочный переход, если оказались в НПФ в 2015 году.

Те, кто переходил в НПФ в 2012—2014 или в 2016—2019 годах и подает заявление о переводе накопительной пенсии в 2019 году, совершают досрочный переход. Если договор вступил в силу в 2012—2014 годах , пять лет уже прошло, и началась новая пятилетка, если в 2016—2019 годах — еще не прошли первые пять лет. При досрочном переходе вы теряете инвестиционный доход за незавершенную пятилетку. Чтобы не распутывать все это самостоятельно, позвоните в свой фонд и узнайте, будет ли у вас досрочный переход и потери из-за него.

Другой вариант — поставить галочку в пункте «Срочный переход». Тогда вас переведут в тот год, когда срочный переход будет возможен.

Договор с управляющей компанией заключать не нужно, поскольку страховщиком является ПФР. СНИЛС — это аналог договора между вами, а дополнительных бумаг подписывать не требуется. Контактировать с самой УК вам тоже необязательно, потому что счет ведет ПФР.

Узнать, в каком НПФ или в какой УК вы находитесь, можно по выписке со своего счета через сайт «Госуслуги» или на сайте ПФР. Там же вы найдете номер исходящего документа о передаче накоплений.


Чтобы получить выписку через госуслуги, нажмите «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР» → «Получить услугу» → «Показать сведения полностью»
В выписке будет сказано, с какого времени вы находитесь у текущего страховщика

Читайте также: