Кто в думе министр по пенсиям

Депутаты занимаются принятием важных решений, которые касаются судьбы государства. Основной целью работы чиновников выступает улучшение благополучия населения страны. Но нередко люди возмущаются принимаемым решениям, которые идут вразрез с мнением народа.

Относительно недавно в официальных источниках были опубликованы сведения относительно размера пенсий и зарплат депутатов. Это вызвало диссонанс в обществе, так как доход чиновником в несколько раз превышает зарплаты обычных граждан.

Бесплатно по России

Какую пенсию получают депутаты

Многие граждане интересуются данным вопросом, так как регулярно в пенсионное законодательство вносятся изменения, меняющие размер выплаты. Народные избранники постоянно поддерживают такие поправки, причем нередко ориентируясь исключительно на собственную обеспеченную старость.

Пенсия депутатов состоит из нескольких частей:

  • страховая выплата, начисляемая одинаково для всех граждан России, поэтому она зависит от размера заработка и стажа работы;
  • ежемесячная доплата, размер которой варьируется от 55 до 75%;
  • пожизненное содержание, выделяемое исключительно чиновникам и представленное ежемесячной выплатой, причем ее размер рассчитывается индивидуально для каждого депутата;
  • дополнительное обеспечение, причем оно выдается каждый месяц, а также зависит от числа сроков, отработанных чиновником.

Средняя пенсионная выплата по России составляет 18 тыс. руб., но бывшие депутаты получают существенные надбавки, за счет которых их доход в старости достигает 120 тыс. руб.

Пенсии чиновников Госдумы

В Госдуме депутаты получают наиболее высокую зарплату, поэтому и их пенсия считается значительной по сравнению с выплатами региональных депутатов. Если человек проработал в Госдуме не меньше 5 лет, то в среднем его пенсия составляет 46,6 тыс. руб. Такой завышенный показатель обусловлен наличием доплаты.

Средняя зарплата депутата Госдумы равна примерно 399,3 тыс. руб. Партия «Справедливая Россия» предлагала законопроект, на основании которого чиновники смогут получать среднюю зарплату по стране, которая составляет 25 тыс. руб., но данная инициатива была отклонена. Депутаты утверждают, что такие высокие зарплаты и пенсионные выплаты обусловлены сложной умственной деятельностью.

Зарплаты депутатов областной Думы

Чиновники, работающие в региональных органах власти, получают намного меньше представителей Государственной Думы.

Это обусловлено следующими основаниями:

  • на региональных уровнях зарплаты всего населения намного ниже, поэтому и депутаты получают сниженный доход;
  • отсутствуют федеральные надбавки.

Избранники областных Советов депутатов получают пенсию примерно 30 тыс. руб. Они все равно получают определенные доплаты и надбавки, которая рассчитываются индивидуально, так как учитывается стаж работы.

Пенсия чиновников городской Думы

Она составляет примерно столько же, как и у чиновников областной Думы. Поэтому варьируется от 30 до 40 тыс. руб. При расчете учитывается стаж работы, содержание локальных нормативных актов региона, а также надбавки за какие-либо достижения.

У глав городов пенсия считается довольно высокой. Чиновники вынуждены декларировать свой доход, поэтому граждане могут узнать, какой доход получают их главы.

Такие различия обусловлены специальными доплатами из федерального бюджета.

По закону все чиновники имеют право на специальную денежную поддержку от государства. Она выделяется мэрам и губернаторам, которые занимали соответствующую должность дольше 6 лет. В некоторых регионах такое требование отсутствует, поэтому для получения доплаты достаточно проработать от 1 до 3 лет. Местные чиновники вносят изменения в региональные законы, что позволяет им значительно повысить свою будущую выплату.

Зависит ли выплата от зарплаты

Высокая пенсия чиновника обусловлена специальной федеральной надбавкой. Она зависит от количества лет работы. Это касается федеральных избранников, поэтому если они отработают один срок, то надбавка будет составлять 55%. Если же чиновник работает два полных срока, то для него доплата увеличивается до 75%. При этом назначаются и другие дотации.

Определить точно, каков будет размер пенсии конкретного депутата, довольно сложно, так как на этот параметр влияют разные показатели. К ним относится место работы, официальный доход и срок, в течение которого человек занимает соответствующую должность. Поэтому избранники стараются поработать на своей должности не меньше 6 лет, что позволит им рассчитывать на безбедную старость.

Зарплата непосредственно влияет на будущую пенсию, так как страховая выплата рассчитывается таким же образом, как и у обычных граждан. Для этого учитывается стаж и средний размер заработка. На этот показатель не влияют федеральные доплаты.

Льготы и надбавки

Помимо высокой пенсии, бывшие чиновники могут рассчитывать на разные преференции от государства. Возможность их использования появляется еще в процессе работы, но сохраняется и после выхода на отдых.

К основным льготам относится:

  • отсутствует предельный возраст для работы, поэтому выйти на пенсию чиновник может в любое время, например, после окончания срока полномочий;
  • руководители государственной службы уходят со службы после 70 лет, а остальные служащие прекращают труд в 65 лет;
  • покупка билетов на транспорт вне очереди;
  • использование служебного автомобиля;
  • обеспечение служебным жилым помещением в месте работы;
  • предоставление бесплатной медицинской страховки;
  • льготное лечение в санаториях;
  • надбавка к пенсии;
  • выдача дипломатического паспорта.

Чиновники даже после выхода на заслуженный отдых сохраняют неприкосновенность. Они без препятствий проходят таможенный контроль, а также имеют другие аналогичные преференции.

На местном уровне во время проведения собраний представители Совета депутатов принимают разные законопроекты, касающиеся льгот и доплат. Поэтому надбавки могут быть не только федеральными, но и региональными. Их размер зависит от экономического положения конкретного субъекта РФ.

Пенсионный возраст депутатов

В 2016 году была проведена пенсионная реформа, которая коснулась всех лиц, а также людей, занимающих высшие должности на государственной службе. Поэтому даже депутаты должны следовать определенным правилам, если желают выйти на заслуженный отдых.

Они могут работать даже после 60 или 65 лет, так как при назначении их пенсии учитывается стаж работы. Выслуга лет постепенно повышается после принятия изменений в пенсионную реформу. Если раньше требовалось 15 лет, то теперь выслуга составляет 20 лет.

Депутат сможет выйти на отдых после накопления нужного стажа и достижения возраста пенсионера. После достижения возраста 60 или 65 лет чиновник может не прекращать свою деятельность. Он имеет право занимать ранее полученную должность, получая официальную зарплату и увеличивая стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Пенсия чиновников зависит от разных факторов, к которым относится срок работы, получаемая зарплата и место службы. Депутаты Государственной Думы получают наиболее высокую выплату, причем это обусловлено специальной федеральной доплатой.

Чиновники областных и региональных органов власти получают меньше, а точная сумма зависит от содержания нормативных актов субъектов РФ. Такая разница с выплатой простых граждан обусловлена сложной мыслительной деятельностью и высокой ответственностью. Кроме повышенного дохода чиновники пользуются разными льготами и преференциями.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.


  • Зарплаты и пенсии в правительстве
  • Пенсия президента России
  • Пенсия у министров
  • Пенсии чиновников
  • Зарплата Путина и Медведева с 1 октября 2019 года повышается на 4,3%

Зарплата Владимира Путина сейчас составляет 715 тысяч рублей, его пенсия будет равна 75% от этой суммы или 536 тысяч.

Зарплаты и пенсии в правительстве

Зарплаты высших российских чиновников превышают 400 тыс. руб., министров-силовиков — приближаются к 800 тыс. руб. Не отстают от зарплат и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55—75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5—427,5 тыс. руб. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум — 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17—18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку сейчас могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина — первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является.

Пенсия президента России

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам, эта доля сейчас превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать и экс-президент Дмитрий Медведев.



Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Пенсия у министров

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 000 руб., с 1 сентября этого года — до 420 000 руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17—18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока сейчас составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.

После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 000 до 90 000 руб.

Пенсии чиновников

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть и у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 000 руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 000 руб.



Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать, в частности, изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший эсэр Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015—2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Зарплата Путина и Медведева с 1 октября 2019 года повышается на 4,3%

В соответствии с указом № 481, подписанным 7 октября — в день рождения Путина, денежное вознаграждение президента России и председателя правительства «в целях обеспечения социальных гарантий» увеличивается с 1 октября 2019 года на 4,3%.

В мае пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков прокомментировал информацию о росте зарплат в Кремле и правительстве.

По его словам, сотрудникам администрации президента и аппарата правительства вернули 10% зарплаты, которые были урезаны несколькими годами ранее.

Президент Владимир Путин, согласно декларации, за 2018 год заработал чуть более 8,6 млн руб. Премьер-министр Дмитрий Медведев заработал 9,9 млн руб.

По данным Росстата, средний оклад федеральных госслужащих в 2018 году вырос на 5,4%, превысив 126 тыс. руб. Это в три раза выше средней зарплаты россиян по итогам прошлого года. Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками были названы сотрудники аппарата правительства.

В приоритетах российского бюджета также увеличение МРОТ и прожиточного минимума


Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

Госдума рассмотрит в первом чтении проект основного финансового документа страны на следующую трёхлетку 28 октября. На встрече с руководством палаты и главами фракций в Белом доме в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, что есть необходимость доработать вопрос предоставления субсидий регионам. Спикер Вячеслав Володин отметил, что у каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам, но в целом можно говорить о поддержке ими проекта бюджета.

В бюджете всё запланировано

Глава Правительства отметил, что кабмин завершает работу над так называемым нулевым чтением проекта бюджета, в котором запланированы все средства, позволяющие при сокращении доходов «сжимать разницу в бюджетной обеспеченности регионов». Он поблагодарил депутатов за принципиальную позицию в этом вопросе, напомнив, что впервые за долгие годы работа над государственной сметой проходила в столь сложных условиях: помимо санкций и низких нефтяных цен в этом году возникли новые социально-экономические риски — в первую очередь из-за коронавирусной инфекции.


Вячеслав Володин и Михаил Мишустин. фото: пресс-служба Государственной думы

«Произошло существенное сокращение доходной базы бюджета. Понадобились дополнительные серьёзные ресурсы, чтобы защитить жизнь и здоровье людей прежде всего и, конечно же, экономику страны, поддержать её в трудное время», — уточнил премьер.

«Конечно, в ходе предварительного нулевого чтения все развилки пройти, наверное, невозможно, нам предстоит, например, ещё дораспределить субсидии регионам, — рассказал депутатам Мишустин. — Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить все вопросы в ходе дальнейшей работы над документом, в том числе в рамках подготовки ко второму чтению».

Чиновник также сказал, что для поддержки регионов с непростой демографической ситуацией по инициативе президента и при поддержке Госдумы принят ряд решений. «Это в том числе выплаты на детей с трёх до семи лет, увеличение материнского капитала, софинансирование с регионами выплат на третьего и последующих детей», — уточнил премьер.

Мишустин напомнил, что в новом бюджете запланированы деньги и на повышение пенсий, и на увеличение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума темпами выше инфляции. Кроме того, нашлись деньги на продление льготной ипотеки под 6,5% годовых, а на лечение детей с орфанными заболеваниями будет направлено более 60 миллиардов рублей.

Председатель Правительства отметил важность выполнения всех социальных гарантий и обязательств, которые определил президент и которые для Правительства являются безусловными приоритетами. «Рассчитываю, что вы поддержите все основные социальные инициативы, которые мы заложили в бюджет. Все шаги, которые направлены на поддержку людей. Они широко обсуждались, в том числе и с фракциями Государственной Думы», — подчеркнул глава кабмина.

Поддержать общественный транспорт и сельскую ипотеку

Все депутаты понимают ответственность, которая ложится на плечи каждого из них при рассмотрении проекта бюджета, заверил Вячеслав Володин. «Потому что нам надо не только защитить наших граждан, но и сделать всё для достижения целей и задач, поставленных президентом, для повышения благосостояния наших граждан, развития экономики», — уточнил спикер Госдумы.


фото: пресс-служба Государственной думы

Володин напомнил, что все профильные комитеты и фракции изучали проект закона о бюджете, выразив благодарность министрам, которые принимали участие в этой работе.

«И необходимо отметить, что Правительство по каждому профильному комитету, по каждой госпрограмме вело диалог… Не только отвечали на вопросы, но и вырабатывали решения по тем проблемам, которые обозначали депутаты», — подчеркнул Володин. По его мнению, это крайне важно, так как без диалога нет доверия. А когда нет доверия, совершенно очевидно, говорить о решении вопросов уже бессмысленно.

Спикер выразил надежду, что думские фракции поддержат проект бюджета. «У каждой фракции есть своя позиция по тем или другим подходам, приоритетам. Но в целом можно говорить о поддержке бюджета», — подчеркнул он.

При этом диалог Правительства с Госдумой необходимо продолжить и после первого чтения бюджета, чтобы использовать его максимально для решения проблем граждан. В этой связи Володин обозначил ряд направлений, которые в дальнейшем следовало бы поддержать, например решение вопросов, связанных с модернизацией городского общественного транспорта. В регионах-реципиентах города самостоятельно не могут решить эту проблему, напомнил Володин. «Поэтому в этой связи предлагаем в случае, если у нас будут расти доходы, запланировать решение этого вопроса и также сформировать программу поддержки модернизации городского транспорта», — предложил глава Госдумы.

Госдума рассмотрит бюджет в первом чтении

Такой же подход было бы правильно избрать в отношении сельской ипотеки. «Ресурсы на это направление, на взгляд наших коллег из профильного комитета и фракций, недостаточны, — сказал Володин. — Было бы хорошо, если мы с вами говорим о дополнительных доходах, которые в случае развития положительного сценария в экономике должны быть, предусмотреть и дополнительные ресурсы в будущем на поддержку социального развития села, на строительство жилья на селе под льготную ставку ипотечного кредитования».

Председатель Госдумы также предложил камбину в рамках подготовки бюджета создать совместную рабочую группу для разработки программ поддержки регионов с высокой убылью населения.

«Это вопрос, требующий дополнительного изучения, а также, возможно, формирования программ индивидуальной поддержки регионов, где эта ситуация складывается на протяжении нескольких лет», — пояснил Володин. Спикер уточнил, что речь идёт о возможных дополнительных мерах поддержки здравоохранения и семей в таких регионах.

Денег на пенсии и медицину будет больше

Ранее, 22 октября, в ходе заседания фракции «Единая Россия» министр финансов Антон Силуанов пообещал, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены. В частности, министр отметил: в 2021 году общий объём расходов на здравоохранение составит 3,8% ВВП, что больше цифр докризисного 2019 года. Средств на выполнение послания президента в следующем году также будет больше по сравнению с текущими показателями на 15%, а в 2023-м они и вовсе вырастут на 40%.

Приоритет бюджета — люди

В то же время пенсии в следующем году проиндексируют на 6,3% (притом что инфляция не должна превысить 3,7%), минимальный размер оплаты труда при этом увеличится на 5,5%. На поддержку малоимущих семей с детьми в бюджете предусмотрено около 400 миллиардов рублей в год.

Согласно проекту бюджета, доходы в 2021 году составят 18,77 триллиона рублей, в 2022 году — 20,64 триллиона рублей, в 2023 году — 22,26 триллиона рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 триллиона рублей, в 2022 году — 21,88 триллиона рублей, в 2023 году — 23,67 триллиона рублей. На реализацию нацпроектов в 2021 году предусмотрено 2,25 триллиона рублей, в 2022 году — 2,62 триллиона рублей, в 2023 году — 2,79 триллиона рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году составит 2,75 триллиона рублей, в 2022 году — 1,25 триллиона рублей, в 2023 году — 1,41 триллиона рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

По расчетам Минэкономразвития, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3 процента, в 2022 году — на 3,4 процента, в 2023 году — на три процента. Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 триллиона рублей, в 2022 году — 124,22 триллиона рублей, в 2023 году — 132,82 триллиона рублей. В течение трёх лет инфляция не превысит четырёх процентов.

Читайте также: