Кто возглавляет пенсионный фонд в украине

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд осуществляет страхование на случай постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещения являются пенсии.

Начиная с 2004 года, в Украине осуществляется реформирование пенсионного обеспечения, главная цель которого состоит в следующем:

- в усовершенствовании государственного пенсионного обеспечения

путем приближения средней пенсии к уровню средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;

- в развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Реформа пенсионного обеспечения проводится на основе двух законов, утвержденных ВРУ 9 июля 2003 г.: № 1058-1У « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и закона Украины №1057- IY «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Новая система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. На этом уровне на основе принципа солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде на личных счетах граждан и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения,

которая базируется на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами в будущем пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Граждане Украины могут принимать участие и получать пенсионные выплаты одновременно с разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине (но в соответствии с законодательством).

Виды пенсионных выплат и социальных услуг.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия с установленным периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

4) пожизненная пенсия супругов;

5) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным данным законом, принадлежит помощь на погребение пенсионера.

Основными функциями Пенсионного фонда Украины являются:

· осуществление руководства и управления солидарной системой;

· осуществление сбора, аккумуляции и учета страховых взносов;

· назначение пенсии и подготовка документов для ее выплаты;

· обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплат пенсий, помощи на погребение;

· осуществление контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда,

· решение вопросов, связанных с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах;

· осуществление административного управления Накопительным фондом;

· участие в подготовке нормативных актов, направленных на усовершенствование системы пенсионного обеспечения;

· др. функции, предусмотренные законодательством.

Пенсионный фонд является самоуправляемой неприбыльной организацией, осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается его правлением. Управление Пенсионным фондом осуществляется на основе паритетности представителями государства, застрахованных лиц и работодателей. Органами управления Пенсионного фонда является Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда.

Учет средств Пенсионного фонда.

Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют его исполнительные органы. Средства Пенсионного фонда зачисляются на единый счет Пенсионного фонда и сохраняются на отдельных счетах территориальных органов Пенсионного фонда в уполномоченном банке.

Средства Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда – план формирования и использования целевого страхового фонда, который создается за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений с других источников, определенных законом. Он утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего тому году, на который составлен бюджет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование

(кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд):

- обязательные взносы работодателей («начисления» на фонд заработной платы)

- обязательные страховые взносы граждан («удержания» из зарплаты).

Ставки этих взносов устанавливаются соответствующими законами

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств Фонда;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в

Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных данным законом;

4) суммы от финансовых санкций и административных штрафов за нарушение

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на такие цели:

1) выплату пенсий, предусмотренных законодательством;

2) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

3) предоставление социальных услуг;

4) выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста установленного действующим законодательством;

5) финансирование административных расходов, связанных с исполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

6) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

7) формирование резерва средств Пенсионного фонда.

С целью обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда, формируется резерв средств Пенсионного фонда, который состоит из резерва средств для текущих потребностей, и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.. Они зачисляются на отдельные субсчета единого счета Пенсионного фонда. Порядок формирования и использования резерва средств Пенсионного фонда устанавливается Правлением Пенсионного фонда.

Накопительный фонд создается Пенсионным фондом Украины как целевой внебюджетный фонд. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами. Счета Накопительного фонда открываются исполнительной дирекцией Пенсионного фонда в хранителе.

Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» №1057-1У, принятым 09.07.2003г. определяются правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине. Этот закон регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд осуществляет страхование на случай постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещения являются пенсии.

Начиная с 2004 года, в Украине осуществляется реформирование пенсионного обеспечения, главная цель которого состоит в следующем:

- в усовершенствовании государственного пенсионного обеспечения

путем приближения средней пенсии к уровню средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;

- в развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Реформа пенсионного обеспечения проводится на основе двух законов, утвержденных ВРУ 9 июля 2003 г.: № 1058-1У « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и закона Украины №1057- IY «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Новая система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. На этом уровне на основе принципа солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде на личных счетах граждан и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения,

которая базируется на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами в будущем пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Граждане Украины могут принимать участие и получать пенсионные выплаты одновременно с разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине (но в соответствии с законодательством).

Виды пенсионных выплат и социальных услуг.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия с установленным периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

4) пожизненная пенсия супругов;

5) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным данным законом, принадлежит помощь на погребение пенсионера.

Основными функциями Пенсионного фонда Украины являются:

· осуществление руководства и управления солидарной системой;

· осуществление сбора, аккумуляции и учета страховых взносов;

· назначение пенсии и подготовка документов для ее выплаты;

· обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплат пенсий, помощи на погребение;

· осуществление контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда,

· решение вопросов, связанных с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах;

· осуществление административного управления Накопительным фондом;

· участие в подготовке нормативных актов, направленных на усовершенствование системы пенсионного обеспечения;

· др. функции, предусмотренные законодательством.

Пенсионный фонд является самоуправляемой неприбыльной организацией, осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается его правлением. Управление Пенсионным фондом осуществляется на основе паритетности представителями государства, застрахованных лиц и работодателей. Органами управления Пенсионного фонда является Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда.

Учет средств Пенсионного фонда.

Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют его исполнительные органы. Средства Пенсионного фонда зачисляются на единый счет Пенсионного фонда и сохраняются на отдельных счетах территориальных органов Пенсионного фонда в уполномоченном банке.

Средства Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда – план формирования и использования целевого страхового фонда, который создается за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений с других источников, определенных законом. Он утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего тому году, на который составлен бюджет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование

(кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд):

- обязательные взносы работодателей («начисления» на фонд заработной платы)

- обязательные страховые взносы граждан («удержания» из зарплаты).

Ставки этих взносов устанавливаются соответствующими законами

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств Фонда;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в

Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных данным законом;

4) суммы от финансовых санкций и административных штрафов за нарушение

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на такие цели:

1) выплату пенсий, предусмотренных законодательством;

2) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

3) предоставление социальных услуг;

4) выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста установленного действующим законодательством;

5) финансирование административных расходов, связанных с исполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

6) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

7) формирование резерва средств Пенсионного фонда.

С целью обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда, формируется резерв средств Пенсионного фонда, который состоит из резерва средств для текущих потребностей, и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.. Они зачисляются на отдельные субсчета единого счета Пенсионного фонда. Порядок формирования и использования резерва средств Пенсионного фонда устанавливается Правлением Пенсионного фонда.

Накопительный фонд создается Пенсионным фондом Украины как целевой внебюджетный фонд. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами. Счета Накопительного фонда открываются исполнительной дирекцией Пенсионного фонда в хранителе.

Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» №1057-1У, принятым 09.07.2003г. определяются правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине. Этот закон регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.

На начало 2020 года в Украине работало 64 негосударственных пенсионных фонда (НПФ), которые предлагают гражданам свои услуги. На первый взгляд все выглядит просто: человек открывает счет, накапливает средства в НПФ, а в будущем — получает добавку к пенсии.


«Минфин» решил разобраться — как выбрать НПФ и стать его участником, и как следить за эффективностью работы фонда.

Как работают негосударственные пенсионные фонды

Пенсионная реформа в Украине буксует уже больше десятка лет. Демографическая ситуация в стране быстро ухудшается. Но власти так и не решились ввести второй уровень пенсионной системы.

Средняя пенсия в Украине сейчас едва превышает 100 евро, тогда как в странах Западной Европы она в 5, а то и в 10 раз выше.

Граждане Украины получают только солидарную пенсию — ее выплачивают из денег, которые перечисляют в Пенсионный фонд Украины предприятия и работники (Единый социальный взнос уплачивается с зарплаты каждого украинца). Но солидарная система уже давно неэффективна. Дефицит Пенсионного фонда в 2020 году составил 173 млрд грн. Этот разрыв приходится покрывать за счет госбюджета.

По оценке Международной организации труда, чтобы люди получали достойную пенсию, отношение средней пенсии к зарплате должно быть не менее 40%. В Украине, по официальным данным, этот показатель уже сейчас в полтора раза меньше.

Единственный вариант, который позволит вам обеспечить старость — накопить себе пенсию самостоятельно. И в этом обещают помочь негосударственные пенсионные фонды.


Фото: today.ua

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это неприбыльная организация, которая работает в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». НПФ накапливает пенсионные взносы в пользу участников, инвестирует их с целью получения инвестиционного дохода, а затем выплачивает пенсии.

Средства участников НПФ вкладываются строго в инвестиционные инструменты, которые определены в законодательстве Украины.

Работу негосударственных пенсионных фондов регулирует Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

НПФ бывают трех видов:

Открытые фонды — их участниками могут стать все желающие физические лица, независимо от места и характера их работы.

Корпоративные фонды — основаны одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, которые делают взносы в пользу своих сотрудников.

Профессиональные фонды — их учредителями могут быть объединения работодателей (юридических лиц), профессиональные союзы или физические лица, связанные по роду профессиональной деятельности, которая указана в уставе фонда.

На практике НПФ не работает самостоятельно. Его обслуживают администратор фонда, компания по управлению активами (КУА) и банк-хранитель. Каждая компания берет комиссию за свои услуги. Ее выплачивают даже в случае, если НПФ получает убыток.

По итогам 2019 года в Украине работало 64 НПФ. Общий размер активов системы негосударственного пенсионного обеспечения превысил 3 млрд грн, а количество участников — 874 тыс. человек. Средний размер сбережений составлял 3 581 грн на человека.

Накопительная пенсия. Как выбрать НПФ

Размер пенсионных накоплений зависит не только от суммы регулярных взносов, но и от того, насколько эффективно НПФ управляет вашими деньгами. Чтобы обеспечить участникам максимальный доход и надежность вложений, НПФ стараются диверсифицировать инвестиционный портфель.

Информацию о доходности НПФ можно найти на сайте фонда в разделе «Результаты деятельности». Желательно изучить показатели за несколько последних лет, чтобы посмотреть динамику доходности в разные периоды, в том числе, и во время кризиса.

Ренкинг негосударственных пенсионных фондов по доходности в 2019 году (по данным АЦПО на 31.12.2019)

Название пенсионного фонда

Доходность, % годовых

Как считает глава подразделения по управлению локальными активами группы ICU Григорий Овчаренко, показателем надежности НПФ, прежде всего, являются количество клиентов, размер его активов и стаж работы на рынке.

«Очень важно, сколько денег за этот период принесли люди в фонд, какую прибыльность он продемонстрировал. Количество клиентов свидетельствует о том, сколько людей доверили ему свои средства. Продолжительная работа фонда свидетельствует о его профессионализме», — добавляет он.

Рейтинг негосударственных пенсионных фондов по количеству участников в 2019 году (по данным АЦПО на 31.12.2019)

Название пенсионного фонда

Количество участников

НПФ энергетиков Украины

Подробнее с показателями деятельности большинства негосударственных пенсионных фондов в Украине можно ознакомиться на сайтеАдминистративного центра персонифицированного учета.

Главные критерии для выбора НПФ:

Репутация и конечный бенефициар.

Количество участников и продолжительность работы на рынке.

Инвестиционный портфель (во что и в какой пропорции вкладывает деньги фонд: ценные бумаги, депозиты, банковские металлы, облигации, акции и прочее).

Прозрачность информации на сайте фонда или администратора.

Как открыть счет в НПФ

Если вы уже выбрали пенсионный фонд, стать его участником очень просто. Для этого понадобится только паспорт, идентификационный код и немного времени, чтобы посетить офис администратора НПФ. Многие фонды разрешают заполнить все личные данные прямо на сайте.

Как стать участником НПФ. Три шага:

Обратится к администратору фонда.

Изучить пенсионные программы НПФ (можно воспользоваться калькулятором), выбрать сумму накопления, продолжительность и частоту взносов, а также дату, когда фонд начнет выплачивать вам пенсию, и как долго будут продолжаться выплаты.

Заключить пенсионный контракт и подписать договор (документы — паспорт и ИНН).

Чтобы открыть счет в НПФ, не нужно накапливать крупную сумму. Обычно вкладчик сам выбирает комфортный для него размер взноса и периодичность, с которой он будет вносить деньги в фонд. Но условия в разных НПФ могут отличаться. Некоторые могут устанавливать минимальное ограничение — например, пенсионные взносы не менее 10% минимальной заработной платы.

Периодичность уплаты взносов может быть разной: однократно, раз в год или полгода, ежеквартально или ежемесячно. Одни фонды позволяют приостанавливать платежи на длительный период, другие — исключают участников за неактивность и выплачивают деньги после достижения ими пенсионного возраста.


Фото: liveinternet.ru

Накопления только в гривне. Накопить на старость в твердой валюте не получится. Закон обязывает делать отчисления в НПФ только в гривне. Но НПФ, в свою очередь, могут инвестировать в валютные финансовые инструменты, например, депозиты в долларах или евро и валютные ОВГЗ. Таким образом они защищают накопления клиентов от девальвации.

Важный момент – НПФ начисляют доходность не в процентах, как с банковским депозитом, а в стоимости пенсионной единицы. На момент создания фонда стоимость пенсионной единицы составляет 1. По мере роста пенсионных активов и инвестдохода, ее стоимость меняется.

Чтобы перечислить деньги в НПФ, нужно знать личные реквизиты, номер своего пенсионного счета и пенсионного контракта. Проще всего провести платеж онлайн, потому что все данные сохраняются в интернет-банкинге и их не придется заполнять повторно. Кроме того, можно настроить автоматическое отчисление желаемой суммы с карты.

Как НПФ выплачивают сбережения

В отличие от солидарной пенсионной системы, трудовой стаж не имеет значения для НПФ и не влияет на сумму будущей пенсии. Только от вкладчика зависит, сколько денег он сможет накопить себе на старость. Второй весомый фактор — насколько удачно фонд сможет инвестировать его сбережения.

Каждый участник НПФ самостоятельно определяет, в какое время должны стартовать пенсионные выплаты. Но срок выхода на пенсию не должен отличатся более чем на 10 лет от установленного государством. То есть вернуть свои сбережения раньше, чем вам исполнится 50 лет, не получится.

Досрочно получить средства можно в случае инвалидности или критического состояния здоровья. Еще одна причина — выезд за границу на постоянное проживание.

О намерении получить деньги нужно предупредить фонд за 2 месяца. После этого стороны подписывают договор на определенный срок выплаты пенсии. Вкладчик сам выбирает, как часто будут приходить деньги. Оговоренная сумма будет зачисляться на банковскую карту.

Налогообложение выплат из НПФ

Согласно Налоговому кодексу Украины, при получении единоразовой выплаты из НПФ она облагается 18% налогом на доходы физлиц. Дополнительно удерживается 1,5% военного сбора.

Если клиент получает регулярные выплаты, НДФЛ и военный сбор насчитывают только на 60% выплаты.

Освобождаются от уплаты налогов:

Украинцы старше 70 лет.

Граждане с инвалидностью I группы.

Наследники первой степени родства

Важно знать, что пенсионные накопления до момента их выплаты нельзя перевести на счет своих родственников. Такой сценарий возможен лишь в случае смерти участника фонда НПФ.

1. если сумма накоплений на пенсионном счете вкладчика меньше, чем 50% прожиточного минимума для недееспособного лица, который рассчитан на 10 лет. С 1 июля 2020 года — это 102 720 грн;

2. инвалидности участника фонда;

3. критического состояния здоровья (онкозаболевание, инсульт и прочее) участника фонда;

4. выезда участника фонда на постоянное проживание за границу;

5. смерти участника фонда (выплата наследникам по завещанию).

При единоразовой выплате при достижении пенсионного возраста налогом облагается 100% суммы сбережений.

Кем гарантируются вклады в НПФ

Согласно закону, НПФ не может обанкротиться, а только ликвидироваться. В этом случае пенсионные накопления граждан должны быть переведены в другой НПФ по выбору клиента.

А вот оказаться в «минусе» фонд вполне может. Тогда вместо прибыли его участники получат убытки. В отличие от банковских депозитов, ставка по которым оговаривается до заключения договора, НПФ не гарантирует своим участникам конкретный доход. То есть НПФ может потерять деньги клиентов из-за неэффективной инвестиционной политики и убытки никто возмещать не будет. Например, по итогам 2019 года, каждый четвертый фонд на рынке продемонстрировал отрицательную доходность, уменьшив сумму пенсионных сбережений.


Фото: rossaprimavera.ru

Закрыть пенсионный счет и забрать сбережения нельзя. Если нет возможности продолжать делать взносы, счет можно заморозить. Если же вы видите, что в НПФ дела идут не слишком удачно, можно перевести деньги в другой фонд. Но делать это разрешается не чаще, чем раз в полгода.

Следить за балансом НПФ также поможет личный кабинет участника, где есть все данные о состоянии пенсионного счета: от выписок до отчетов. Там же должна быть информация о том, в какие активы НПФ инвестирует сбережения участников.

Большинство НПФ в Украине сегодня придерживаются очень консервативных стратегий инвестирования. Они вкладывают средства преимущественно в ОВГЗ и депозиты. Доля недвижимости, корпоративных облигаций и акций в сумме составляет менее 10% активов всех НПФ.

Также существует механизм защиты денег вкладчиков — четкие лимиты, в рамках которых КУА могут инвестировать пенсионные средства. Например, на банковских депозитах можно разместить не более 40% пенсионных средств, в ценные бумаги одного эмитента можно инвестировать не более 5% активов.

Даже после того, как НПФ начнет делать выплаты участнику, на его накопления продолжает начисляться инвестиционный доход. Это может значительно увеличить его сбережения и итоговую сумму выплат.


Кабинет министров Украины назначил Евгения Капинуса главой правления Пенсионного фонда Украины.

Согласно распоряжению правительства №808 от 31 октября 2018 года Е. Капинус назначен главой правления ПФ с даты начала фактического выполнения им должностных обязанностей сроком на пять лет, установив испытание сроком на три месяца.

Распоряжением №804 от 31 октября Алексей Зарудный уволен с должности главы правления ПФ Украины по собственному желанию.

Введение накопительной пенсии могут отложить

Е. Капинус ранее работал государственным секретарем Министерства финансов и 3 октября был отстранен от должности на время осуществления дисциплинарного производства.

В связи с данными решениями, распоряжением №807 от 31 октября Кабмин временно возложил исполнение обязанностей госсекретаря Минфина на директора департамента документооборота и контроля за исполнением документов указанного министерства Елену Богачеву.

Все по теме:

Автор:







  • Какие дни будут выходными на Новый год и Рождество: инфографика
  • Стало известно, как часто украинцы заражаются COVID-19 в транспорте
  • День украинского платка: пользовательницы Instagram устроили флешмоб по случаю праздника (фото)
  • Выступавший против усиления карантина Садовый заразился COVID-19
  • Назначили шпионом: бывшего украинского футболиста приговорили к серьезному сроку в России
  • В Польше 13-летнюю украинку сперва обвинили в краже, а потом над ней издевался охранник: подробности истории







  • Главная
    • Наука
    • Технологии
    • Путешествия
    • Экология
    • Фотогалереи
    • Видео
    • Гороскоп
  • Украина
    • Политика
    • Общество
    • В регионах
  • Бизнес
    • Экономика
    • Финансы
    • Недвижимость
    • Компании
    • Автомобиль
    • Курс валют
  • Мир
    • Европа
    • США
    • Россия и СНГ
    • Ближний Восток
    • Азия
    • Другие
  • Спорт
    • Футбол
    • Баскетбол
    • Бокс
    • Теннис
    • Автоспорт
    • Другие виды
  • Культура
    • Кино
    • Музыка
    • Литература
    • Искусство
  • Жизнь
    • Журнал
    • Женщины
    • Мужчины
    • Здоровье
    • Мама и ребенок
    • Дом и сад
    • Мода

Все материалы Телеграф, опубликованные на этом сайте с ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, не иначе как с письменного разрешения агентства. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "УНИАН", "Укринформ", "УНН", "Украинские новости", "ИТАР-ТАСС", "Украинская Фото Группа" и "Reuters" в каком-либо виде строго запрещена.

Читайте также: