Кто выдает лицензии пенсионному фонду

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

Статья 7.1. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

1. Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия) предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия.

2. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации.

3. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии фонду (фондам), который будет создан (которые будут созданы) в результате реорганизации, принимается Банком России одновременно с принятием решения о согласовании или об отказе в согласовании проведения реорганизации фонда (фондов).

4. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, предъявляемые:

1) к организационно-правовой форме фонда;

2) к наличию и содержанию пенсионных правил фонда, а в случае заявления о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию также к наличию и содержанию страховых правил фонда;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 13 декабря 2019 г. - Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

3) к лицам, осуществляющим функции (кандидатам на должности) единоличного исполнительного органа фонда, его заместителя, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера фонда, руководителя или главного бухгалтера филиала фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), или специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

4) к организации внутреннего контроля в фонде;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ подпункт 5 пункта 4 статьи 7.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5) к размеру уставного капитала и собственных средств фонда;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом 6 с 28 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

6) к учредителям (акционерам) фонда.

5. Для получения лицензии лицо, которое намерено получить лицензию (далее - соискатель лицензии), представляет в Банк России подписанное уполномоченным должностным лицом соискателя лицензии заявление о предоставлении лицензии и иные документы, установленные нормативным актом Банка России. Требования к порядку, срокам и форме заявления и документов, предоставляемых для получения лицензии, устанавливаются Банком России.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ в пункт 6 статьи 7.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Единоличный исполнительный орган (уполномоченное должностное лицо) соискателя лицензии, подписывая заявление о предоставлении документов, подтверждает тем самым полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и документах, представляемых в Банк России для получения лицензии.

7. Банк России проводит проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным условиям и в случае необходимости запрашивает дополнительные документы, подтверждающие такое соответствие.

8. Банк России принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев со дня получения Банком России документов, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, а если Банк России потребовал представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более чем на тридцать дней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ пункт 9 статьи 7.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

9. Лицензия оформляется на бланке Банка России в соответствии с установленными Банком России требованиями.

Лицензия должна содержать сведения о наличии ограничения на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию.

10. Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:

1) несоответствие соискателя лицензии установленным в настоящем Федеральном законе лицензионным условиям;

2) представление документов, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;

Информация об изменениях:

11. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ Банка России в выдаче лицензии или бездействие Банка России.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ пункт 12 статьи 7.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

12. Лицензия фонда подлежит переоформлению в порядке и в сроки, которые установлены Банком России, в случае изменения наименования фонда и (или) места его нахождения либо внесения изменений в реестр лицензий фондов в связи с отказом от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению или по обязательному пенсионному страхованию или намерением осуществлять такую деятельность.

13. Банк России ведет реестр лицензий фондов. Порядок ведения указанного реестра, в том числе состав сведений, включаемых в него, и порядок предоставления выписок из реестра лицензий фондов устанавливаются Банком России.

14. Сведения, включаемые в реестр лицензий фондов, должны быть размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Банка России. К указанным сведениям, в частности, относятся:

1) полное и сокращенное фирменное наименование фонда;

2) номер лицензии;

3) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ подпункт 4 пункта 14 статьи 7.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4) лицензируемая деятельность с указанием сведений о том, является ли фонд участником системы гарантирования прав застрахованных лиц;

5) место нахождения фонда;

6) идентификационный номер налогоплательщика-фонда.

15. Банк России предоставляет выписки из реестра лицензий фондов по заявлению любого заинтересованного лица.

16. Выписки из реестра лицензий фондов предоставляются в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления об их предоставлении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17

17. Фонд вправе отказаться от заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения или договоров об обязательном пенсионном страховании в случае отсутствия у фонда обязательств, возникших из указанных договоров, путем направления в Банк России заявления с приложением документов, подтверждающих отсутствие таких обязательств. Форма заявления и перечень документов устанавливаются нормативным актом Банка России. Банк России после проведения проверки представленных сведений вносит изменения в реестр лицензий фондов и направляет фонду соответствующее уведомление.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ статья 7.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18

18. Фонд вправе осуществлять деятельность, в отношении которой в реестре лицензий фондов содержатся сведения о ее осуществлении, со дня внесения Банком России соответствующих изменений в реестр лицензий фондов.

Решение об отказе от заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения или договоров об обязательном пенсионном страховании и решение о намерении вновь осуществлять деятельность в случае, установленном пунктом 17 настоящей статьи, могут быть приняты органом, уполномоченным на принятие такого решения уставом фонда.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7.1 настоящего Федерального закона

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации утвердило Постановление от 5 декабря 2003 года №735 Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - Положение №735).

Положение №735 определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию включает:

а) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

б) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

в) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

а) наличие у фонда на день подачи документов для получения лицензии имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, величина денежной оценки должна составлять не менее 3 млн. рублей. При этом совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн. рублей, а с 1 января 2005 года - не менее 30 млн. рублей;

б) соблюдение правил фонда, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, а также обособленного учета средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений для учета обязательств фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

г) размещение пенсионных резервов фонда в соответствии с порядком размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, а также требованиями по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

д) наличие у руководителя исполнительного органа фонда опыта работы на руководящих должностях в фонде, страховой компании или иной финансовой организации не менее 3 лет, высшего юридического или финансово-экономического образования (при ином образовании - специальной профессиональной подготовки), отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

е) наличие у главного бухгалтера фонда опыта работы по специальности не менее 3 лет, высшего образования, отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган необходимые документы, указанные в пункте 5 Положения №735.

На основании пункта 8 Положения №735 лицензирующий орган имеет право проводить проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Лицензия на осуществление негосударственным пенсионным фондом деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию является бессрочной.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверки, проводимой на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, срок проведения проверки, период деятельности, который подлежит проверке, и состав комиссии, осуществляющей проверку.

Продолжительность проверки не должна превышать 15 дней. Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий, выявленных при проведении плановой проверки, устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также в случае получения лицензирующим органом информации о наличии таких нарушений. Проверка устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, должна начаться не позднее 10 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, обеспечивать доступ проверяющих в служебные помещения и к программно-техническим средствам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.

По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана соответствующая запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается от ознакомления с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своей подписью.

Лицензиат вправе представить в лицензирующий орган возражения по акту (в письменной форме) с приложением необходимых документов.

Лицензирующий орган выдает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий с указанием срока их устранения.

Лицензиат обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие их устранение.

Если выявленные при проведении проверки нарушения не устранены лицензиатом в установленный срок, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии.

Действие лицензии возобновляется после представления лицензиатом документов, подтверждающих устранение нарушений.

Если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам и законным интересам вкладчиков, участников или застрахованных лиц, а также, если в установленный срок не устранены нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган обязан в 3-дневный срок после принятия решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд уведомить в письменной форме об этом лицензиата и Пенсионный фонд Российской Федерации, а в случае приостановления или возобновления действия лицензии либо принятия судом решения об аннулировании лицензии - также соответствующие органы налоговой службы.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

г) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

д) номер лицензии;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) сведения о переоформлении лицензии;

и) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

к) основание и дата аннулирования лицензии.

Принятие решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия и аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, а также взимание лицензионных сборов осуществляются лицензирующим органом в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Действие лицензий негосударственных пенсионных фондов выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2009 года (статья 2 Федерального закона от 11 марта 2003 года №32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Более подробно с вопросами, касающимися негосударственного пенсионного страхования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Негосударственное пенсионное страхование».

В последние годы по причине различных изменений, связанных с функционированием пенсионной системы в нашей стране, многие россияне начали всерьез задумываться о том, как формировать и приумножить свою пенсию. Многие знают, что граждане – участники системы обязательного пенсионного страхования вправе выбирать то, каким образом будут формироваться их будущие выплаты.

На практике это выражается в следующем: если работник согласился, что некоторая доля отчислений будет производиться на накопительную часть, то он может выбрать то, где будет формироваться его пенсия – в государственном пенсионном фонде или в частном НПФ.

Бесплатно по России

На сегодняшний день существует большое количество негосударственных пенсионных фондов, которые предлагают заключить договор именно с ними. Однако многие граждане не торопятся переходить в НПФ, опасаясь за сохранность аккумулируемых там средств. На практике эти опасения лишены оснований, поскольку деятельность каждого НПФ строго контролируется надзорными государственными органами.

Реестр НПФ – что это такое

Чтобы иметь возможность вести свою непосредственную деятельность, каждый негосударственный пенсионный фонд должен соответствовать жестким критериям, определенным государством. Основным надзорным органом для НПФ является Центральный Банк РФ. Распорядительные акты ЦБ обязательны к исполнению всеми организациями, занимающимися привлечением средств граждан в рамках системы ОПС.

Кроме этого, был создан специальный реестр НПФ, представляющий собой список негосударственных пенсионных фондов, которые соответствуют всем жестким критериям и участвуют в системе страхования пенсионных накоплений.

Рассматриваемый список является публичным, то есть открытым для всех, кто желает с ним ознакомиться. Сведения, которые содержатся в реестре, актуализируются по мере того, как происходят какие-либо изменения. Таким образом, реестр НПФ является открытым и актуальным списком негосударственных пенсионных фондов, которые участвуют в программе страхования пенсионных накоплений граждан.

Функции и задачи реестра

Система страхования пенсионных накоплений начала действовать с 2015 года. Тогда же и был создан реестр НПФ, которые к ней присоединились. Учитывая некоторые законодательные аспекты, связанные с участием в системе, негосударственным пенсионным фондам было дано время в форме переходного периода для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями.

Система гарантирования в защите накоплений, связанных с формированием будущей пенсии, работает следующим таким образом, что за счет гарантийных взносов НПФ формируется так называемый резервный фонд.

Если один из участников этой системы подвергнется ликвидации или объявит о начале процедуры банкротства, то пенсионные накопления граждан, которые находились в распоряжении рассматриваемой организации, не «сгорят», а будут обеспечены за счет средств общего гарантийного фонда.

Основными функциями и задачами данного реестра являются:

  1. Создание условий для сохранности пенсионных накоплений. Чтобы быть включенным в реестр, НПФ должен соответствовать жестким требованиям, в том числе и по финансовым показателям, исключающим риски ликвидации либо банкротства организации в ближайшее время.
  2. Контроль выплаты гарантийных сборов. Каждый НПФ вносит свои гарантийные взносы в резервный фонд. Реестр НПФ позволяет государственным органам отслеживать их своевременное поступление.
  3. Информирование граждан и клиентов НПФ о благонадежности конкретного пенсионного фонда.

Реестр является совершенно открытым, а ознакомиться с ним вправе любой желающий. Нахождение конкретного НПФ в списке свидетельствует о его праве на заключение договоров ОПС и ведение соответствующей деятельности.

Как НПФ попадает в реестр – главные критерии

Чтобы негосударственный пенсионный фонд оказался в рассматриваемом в статье перечне, необходимо чтобы он соответствовал следующим критериям:

  1. Наличие лицензии. Осуществление деятельности в рамках ОПС в обязательном порядке подлежит лицензированию. Органом, который выдает соответствующее разрешение, выступает Центробанк. Он же вправе лишить НПФ лицензии при ведении последним деятельности, которая сопровождается грубыми нарушениями действующего законодательства. Кроме получения лицензии необходимо пройти специальную процедуру аккредитации.
  2. Внесение взносов. Каждый негосударственный фонд, который присоединяется к системе гарантирования сохранности пенсионных денег граждан, должен уплатить денежные взносы в единый резервный фонд. Это является обязательным условием. Если НПФ по тем или иным причинам отказывается от внесения соответствующих взносов, то он выбывает из реестра, что чревато прекращением деятельности.
  3. Акционирование. Изначально НПФ по своей организационно-правовой форме создавались как некоммерческие организации. Однако в 2015 году законодательство было ужесточено. Теперь для того, чтобы организация была включена в перечень, необходимо произвести процедуру ее акционирования. То есть поменять или, в случае с вновь создаваемой организацией, оформить регистрацию организации в форме акционерного общества.

Как известно, АО является коммерческой структурой. На практике это означает усложнение работы НПФ, а также больший контроль фондов со стороны государственных органов.
Центробанк, исполняя роль надзорного органа, проводит периодические проверки детальности НПФ на предмет соответствии ее действующему законодательству.

Кто отвечает за реестр НПФ, прошедших аккредитацию и кто его ведет

Рассматриваемый в статье перечень ведет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Изначально данная организация создавалась, как следует из ее названия, исключительно для формирования гарантийных фондов банковскими организациями.


Однако в последующем сфера деятельности АСВ была расширена. Именно на эту организацию и возложена обязанность на включение застрахованных НПФ в список и на исключение из него. Кроме этого, АСВ осуществляет текущее руководство средствами гарантийного фонда. Эта же организация и распоряжается деньгами при возникновении страхового случая.

Кроме списка действующих организаций, АСВ ведет и другой список. Речь идет о перечне фондов, которые были исключены из реестра.

Список НПФ, включенных в реестр

На текущий момент в рассматриваемый список включены 33 негосударственных пенсионных фонда, деятельность которых соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким организациям действующим законодательством.

В представленной ниже таблице указана часть из них, год их включения в данный реестр и регион нахождения учредительных органов.

Наименование фондаГод включения в реестрРегион нахождения органов управления
АО «Алмазная осень»2015Республика Саха
АО «Атомфонд»2016Москва
АО «Будущее»2015Москва
АО «Оренбургский НПФ «Доверие»2015Оренбургская область
АО «Магнит»2015Краснодарский край
АО «Сургутнефтегаз»2015ХМАО
АО «УГМК-Перспектива»2015Свердловская область

Перевод накопительной части своей будущей пенсии в негосударственный фонд является верным и правильным решением для всех тех, кто решил позаботиться о достойном материальном обеспечении в старости. А благодаря принятой в 2015 году системе гарантирования пенсионных накоплений можно не бояться того, что средства будут потеряны.

Кроме этого, наличие фонда в специальном реестре является доказательством того, что гражданин заключает договор не с мошенниками, а организацией, ведущей свою деятельность в строгом соответствии с законом.

определен статьей 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда

Лицензия негосударственному пенсионному фонду на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

  • предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия.

Лицензия негосударственному пенсионному фонду предоставляется

  • негосударственным пенсионным фондам, созданным в результате их учреждения, а также
  • негосударственным пенсионным фондам, создаваемым в результате реорганизации.

Решение о предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду или об отказе в предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду, который будет создан в результате реорганизации, принимается Банком России одновременно с принятием решения о согласовании или об отказе в согласовании проведения реорганизации негосударственного пенсионного фонда.

Лицензионные условия для предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду

Лицензионными условиями при предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду являются требования Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, нормативных актов Банка России, предъявляемые:

к организационно-правовой форме негосударственного пенсионного фонда;

к наличию и содержанию пенсионных Правил негосударственного пенсионного фонда,

а в случае заявления о намерении негосударственного пенсионного фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию также к наличию и содержанию Страховых правил фонда;

к лицу (лицам), осуществляющему (намеренному осуществлять) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членам совета директоров (наблюдательного совета) фонда, членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда;

к организации внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде;

к размеру уставного капитала и собственных средств негосударственного пенсионного фонда.

Получение лицензии негосударственному пенсионному фонду

Для получения лицензии негосударственному пенсионному фонду лицо, которое намерено получить лицензию

представляет в Банк России подписанное уполномоченным должностным лицом заявление о предоставлении лицензии и

иные документы, установленные нормативным актом Банка России.

Требования к порядку, срокам и форме заявления и документов, предоставляемых для получения лицензии негосударственному пенсионному фонду, устанавливаются Банком России.

Единоличный исполнительный орган (уполномоченное должностное лицо) соискателя лицензии, подписывая заявление о предоставлении документов,

  • подтверждает тем самым полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и документах, представляемых в Банк России для получения лицензии негосударственному пенсионному фонду.

Банк России проводит проверку соответствия соискателя лицензии негосударственному пенсионному фонду лицензионным условиям и в случае необходимости запрашивает дополнительные документы, подтверждающие такое соответствие.

Банк России принимает решение о предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду или об отказе в ее предоставлении

в течение двух месяцев со дня получения Банком России документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.1 Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

а если Банк России потребовал представления дополнительных документов, течение указанного срока приостанавливается до получения необходимых документов, но не более чем на тридцать дней.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке Банка России в соответствии с установленными Банком России требованиями.

Отказ в получения лицензии негосударственному пенсионному фонду

Основаниями для отказа в предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду являются:

несоответствие соискателя лицензии установленным в Федеральном законе N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» лицензионным условиям;

представление документов, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию;

несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Соискатель лицензии негосударственному пенсионному фонду имеет право

обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ Банка России в выдаче лицензии или

бездействие Банка России.

Лицензия негосударственного пенсионного фонда подлежит переоформлению в случае изменения фирменного наименования негосударственного пенсионного фонда и (или) места его нахождения в порядке и в сроки, которые установлены Банком России.

Реестр лицензий негосударственных пенсионных фондов

Банк России ведет реестр лицензий негосударственных пенсионных фондов. Порядок ведения указанного реестра, в том числе состав сведений, включаемых в него, и порядок предоставления выписок из реестра лицензий негосударственных пенсионных фондов

  • устанавливаются Банком России.

Сведения, включаемые в реестр лицензий негосударственных пенсионных фондов, должны быть размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Банка России. К указанным сведениям, в частности, относятся:

полное и сокращенное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда;

номер лицензии негосударственному пенсионному фонду;

дата принятия решения о предоставлении лицензии негосударственному пенсионному фонду;

лицензируемая деятельность с указанием сведений о том, является ли негосударственный пенсионный фонд участником системы гарантирования прав застрахованных лиц;

место нахождения негосударственного пенсионного фонда;

идентификационный номер налогоплательщика - негосударственного пенсионного фонда.

Банк России предоставляет выписки из реестра лицензий негосударственных пенсионных фондов по заявлению любого заинтересованного лица.

Выписки из реестра лицензий негосударственных пенсионных фондов предоставляются в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления об их предоставлении.

Негосударственный пенсионный фонд вправе отказаться от заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения или договоров об обязательном пенсионном страховании в случае

  • отсутствия у негосударственного пенсионного фонда обязательств, возникших из указанных договоров, путем направления в Банк России заявления с приложением документов, подтверждающих отсутствие таких обязательств.

Форма заявления и перечень документов устанавливаются нормативным актом Банка России.

Банк России после проведения проверки представленных сведений вносит изменения в реестр лицензий негосударственных пенсионных фондов и направляет негосударственному пенсионному фонду соответствующее уведомление.

Начиная с 01.01.2019 для перевода пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда (негосударственного пенсионного фонда или Пенсионного фонда России (ПФР) в другой фонд необходимо подать заявление в ПФР. Такое заявление можно будет подать до 1 декабря двумя способами:
1) Через личный кабинет на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг.
2) В одном из территориальных органов ПФР, перечень которых указан на сайте.

В этом случае заявление может подать как гражданин лично, так и его представитель при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности на подачу заявления. В зависимости от того, когда планируется фактический перевод денег, можно подать заявление о переходе или заявление о досрочном переходе. В первом случае средства будут переведены через 5 лет без потери инвестиционного дохода. Во втором случае деньги будут переведены на следующий год после подачи заявления, но доход от инвестирования средств передан не будет. При подаче заявления о досрочном переходе гражданин в обязательном порядке будет уведомляться о последней учтенной на его счете сумме теряемого инвестиционного дохода. По итогам инвестирования пенсионных накоплений за год, в течение которого подано заявление, фактическая сумма теряемого инвестиционного дохода может быть как больше, так и меньше указанной. Если гражданин передумал переходить в другой фонд, то до 31 декабря необходимо подать в ПФР уведомление об отказе от смены фонда. Уведомление может быть подано теми же способами, что и заявление о переходе. Все поданные заявления, а также уведомления об отказе от смены фонда вне зависимости от способа подачи будут доступны в личном кабинете на портале Госуслуг.

Какие средства должны быть переданы в случае перехода из одного пенсионного фонда в другой в году, следующем за годом подачи такого заявления (досрочный переход)?

Закон предусматривает две категории заявлений о переходе в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Заявление застрахованного лица о переходе — документ, на основании которого переход происходит в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица. Например, в случае подачи заявления о переходе в 2015 году фактический переход (перевод средств пенсионных накоплений) произойдет в 2021 году. Заявление застрахованного лица о досрочном переходе — документ, на основании которого переход происходит в году, следующем за годом подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица.

Чтобы определить размер средств, подлежащих передаче при досрочном переходе, необходимо исходить из даты заключения договора об обязательном пенсионном страховании, а также из даты подачи заявления и фактической передачи средств пенсионных накоплений застрахованного лица.

В случае досрочного перехода при положительном результате инвестирования средств пенсионных накоплений фонд, с которым прекращен договор об обязательном пенсионном страховании, передает средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим страховщиком (фондом) до даты такого перевода новому страховщику. Договор об обязательном пенсионном страховании с новым страховщиком вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика (п. 3 ст. 36.4 Федерального закона №

Так, например, если на пенсионном счете застрахованного лица отражено 1000 рублей на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом в 2015 году, а заявление о досрочном переходе из фонда в другой фонд или в ПФР подано в 2017 году (до истечения четырехлетнего срока действия договора), то текущий страховщик обязан перевести новому страховщику средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с 2015 по 2017 год (в случае положительного результата инвестирования средств пенсионных накоплений). Таким образом, если инвестиционный доход за 3 года составит, например, 200 рублей и общая сумма, отраженная на пенсионном счете, будет составлять 1200 рублей на конец 2017 года, то текущий страховщик переведет новому страховщику только 1000 рублей, которые находились на пенсионном счете застрахованного лица на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании. Инвестиционный доход, равный 200 рублям, будет потерян. При этом фактический переход, а также перевод средств новому страховщику произойдут в 2018 году.

Будущим пенсионерам дается выбор, где хранить и копить будущее обеспечение. Одним из вариантов накопления сбережений является негосударственный пенсионный фонд. Такие организации обещают большие пенсии. Стоит разобраться, что они из себя представляют и можно ли доверять им свою пенсию.

Что такое НПФ и зачем они нужны

Негосударственные фирмы обещают как минимум сохранить пенсию, как максимум – увеличить. Так как все деньги не просто лежат на счетах, а инвестируются под проценты.

Что такое пенсионные накопления

Каждый человек, работая, обеспечивает свою старость ежемесячными выплатами – пенсией. Проведенные реформы в 2010 году пенсию разделили на 3 части: страховую, базовую, накопительную. Все, кто родился после 1967-го, могут распоряжаться накопительной частью пенсии, которая составляет 6 % .

Она может храниться:

  • в управляющей компании;
  • в НПФ;
  • в пенсионном фонде.

Виды пенсионных выплат

В России государство предоставляет следующие виды обеспечения:

  1. Страховая пенсия. Полагается по старости, инвалидности или потере кормильца. Так называемая компенсация за все трудовые годы. Это установленная государством сумма, индексируемая каждый год.
  2. По гособеспечению полагается за выслугу, по достижении пенсионного возраста, социальная. Компенсация за утраченную способность работать. Для военных, пострадавших от катастроф и далее по списку.
  3. Накопительная. Формируется из отчислений работодателя, процентов от инвестирования.
  4. Негосударственное обеспечение. Личные взносы в счет будущего обеспечения.

Размер дополнительной пенсии

Размер обеспечения зависит от вида пенсии и следующих факторов:

  • страхового стажа;
  • объема выплат за время трудоустройства;
  • возраста;
  • специальных или тяжелых условий труда;
  • льгот.

Как работают

Суть работы негосударственных пенсионных фондов. Пишется заявление о переходе в НПФ. Средства переходят в распоряжение фонда, вводятся в оборот, инвестируются для получения дохода.

При наступлении пенсионного возраста негосударственный пенсионный фонд ежемесячно выплачивает обеспечение с прибавкой. Накопления вырастают за счет того, что деньги все это время «работают». В то время как в пенсионном фонде они не увеличиваются.

Нужна ли лицензия фондам

Деятельность негосударственных фондов находится под жестким контролем госорганов и законодательства. Открыть НПФ не так просто.

Необходимо получение лицензии на осуществление пенсионного обеспечения и страхования. Выдает Банк России на неограниченное время.

Чтобы получить такую лицензию, организация должна соответствовать ФЗ № 75 по всем пунктам:

  • организационно-правовая форма негосударственного пенсионного фонда;
  • пенсионные и страховые правила должны отвечать всем требованиям;
  • проверяется совет директоров, коллегиальный фонд, главбух, работники внутреннего контроля;
  • размер уставного капитала.


Устройство

Негосударственный пенсионный фонд работает по следующей схеме. Полученные деньги должны инвестироваться с минимальным риском. Для этого подойдут облигации, ценные бумаги. Выдавать кредиты другим фирмам запрещено. Данные сбережения неприкосновенны, их не смогут конфисковать даже государственные органы. Именно это гарантирует их сохранность.

Вся структура управления фонда устанавливается законами.

Совет директоров, состоящий из учредителей. Может также быть представитель вкладчиков. Они занимаются фондом бесплатно и добровольно.

Попечительский совет, он же контролирует работу негосударственного фонда и представляет интересы вкладчиков.

Бухгалтерия каждый год предоставляет отчетность независимым экспертам. По их заключениям публикуется отчет. Кроме отчета, ежегодно проводится актуарная оценка: способен ли негосударственный фонд продолжать свою работу.


Кто осуществляет контроль деятельности негосударственных фондов

Работу негосударственных пенсионных фондов регулируют несколько структур:

  • Центробанк России. Основной контролирующий орган. Издает правовые документы, ведет реестры, проведение проверок с доступом к документам, проведением бесед с сотрудниками;
  • Министерство труда. Устанавливает правила по взаимодействию с другими фондами, вкладчиками, пенсионным фондом;
  • Министерство финансов. Контролирует учет, назначение, выплаты пенсионных сбережений.

Стоит ли переходить в НПФ (шило на мыло)

Перевод НЧ – добровольное желание. Негосударственные пенсионные фонды организованы для того, чтобы была возможность и альтернатива увеличения размера обеспечения в старости.

Плюсы и минусы НПФ

В первую очередь о преимуществах:

  • увеличение накопительной части за счет инвестирования;
  • передача по наследству;
  • материальное страхование (средства никуда не пропадут). Даже если НПФ ликвидируется, средства переводятся в ПФ;
  • можно переводить деньги между некоммерческими организациями или вернуть их в ПФ;
  • отслеживание накоплений на сайте;
  • прозрачная деятельность организаций и ежегодная отчетность.

Теперь о недостатках:

  • предугадать, насколько увеличатся накопления, невозможно из-за нестабильности финансового рынка;
  • ответственность за выбор некоммерческой организации остается на вкладчике;
  • проценты по НЧ теряются при смене фонда или ликвидации организации.
Инфляция будет всегда больше процентов по инвестициям. Это главный минус. За счет того, что негосударственные фирмы не могут рисковать средствами вкладчиков, инвестируют в низкодоходные инструменты, прибыль не будет высокой. А с годами и вовсе обесценится.

Риски

При переходе в НПФ есть вероятность того, что:

  • заявка на переход не будет одобрена;
  • может потеряться весь инвестдоход, так как переводить накопления рекомендуется на чаще чем 1 раз/5 лет;
  • если данные вкладчика попадут в ненадежную фирму, которая продаст базу данных, без его ведома НЧ может переводиться по некоммерческим организациям.

Как оформить переход в НПФ

Чтобы перейти в НПФ, первое, что нужно сделать, – выбрать организацию, которой доверите свою НЧ.

Второе – заключить договор, обязательно изучить.

Третье: до конца календарного года заявление пишется для ПФР о переводе средств в некоммерческую фирму.

Четвертое: получите письменное уведомление о переводе денег.

На практике все происходит так: вкладчик обращается в организацию. Тут же с помощью ЭЦП заполняется заявка и договор. Экземпляры отдают на руки. Там указано, когда НЧ будет переведена, как можно отследить. Прощаются.

Оформить переход можно в многофункциональном офисе или через Госуслуги.

Процесс перевода накопительной части в НПФ

В течение календарного года собираются заявления на перевод сбережений. До марта следующего года происходит обработка данных и перевод накопительной части в негосударственный фонд. То есть после марта следующего года можно узнать о статусе накоплений.

Советы по выбору НПФ

  1. В первую очередь советую обратить внимание, насколько надежна компания. Рейтинг не ниже ruAAA, доверительный прогноз.
  2. Как давно на рынке. Старше 98 года – прекрасно.
  3. Отрасль компании, основавшей НПФ, – начать анализ с тепловой энергетики, металлургии, добычи нефти.
  4. Отзывы. Сомнительный критерий, лучше фильтровать все, что написано в сети, но найти достоверную информацию можно.

Рейтинг лучших НПФ

НПФ с высокими показателями доходности и надежности:

  • Сбербанк;
  • Лукойл;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Сургутнефтегаз.

Отзывы




Заключение

Рассказывая об НПФ, я не хотел настроить своих читателей за или против перевода накопительной части. Лишь предупреждаю о том, что это добровольное желание. Все решения принимать только самому вкладчику, а значит, нести ответственность за свой выбор. Буду рад комментариям. Подписывайтесь на статьи и делитесь полезностями в социальных сетях.

Читайте также: