Лекции что такое пенсионная грамотность


Урок разработан для формирования представления о пенсионной системы в России.Педагог использует презентацию книги о пенсионном законодательстве.

ВложениеРазмер
urok_pensionnoy_gramotnosti.docx 25.04 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пристенская основная общеобразовательная школа»

Учитель: Хвостова Светлана Ивановна

Тема: Путешествие по страницам книги «Для учёбы и жизни» Всё о будущей пенсии»

1. Формировать представление об основных положениях пенсионного обеспечения в России;

2. Создать условия для формирования понимания личной ответственности каждого за свою будущую пенсию.

3. Способствовать формированию у молодёжи новой «пенсионной культуры», ответственности.

Оборудование: плакаты, книги, Конституция РФ, буклеты, карточки,

презентация ПФР «Все о будущей пенсии. Для учебы и жизни.»

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей занятия

Вы присутствуете на презентации учебника «Для учёбы и жизни» Всё о будущей пенсии» Пролистаем её страницы.

II. Презентация книги «Для учёбы и жизни» Всё о будущей пенсии»

СТРАНИЦА 1 ВВЕДЕНИЕ

Наше занятие основано на принципе: «Твоя будущая пенсия зависит от тебя, сделай её достойной».

Сегодня, когда ты молод, полон сил и планов на будущее, кажется, что слова «пенсия» и «пенсионер» не имеют к твоей жизни никакого отношения. Ты думаешь, что с тобой это случится нескоро, и нечего об этом беспокоиться сейчас. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия.

Мы живем в XXI веке, когда пенсия формируется по иным правилам, чем у наших бабушек и дедушек. О будущей пенсии нужно думать смолоду, самому активно участвовать в её формировании. Так живут люди во всех развитых странах мира. Страховая пенсионная система, инвестирование пенсионных накоплений, негосударственное пенсионное обеспечение теперь дают молодым россиянам возможность сделать свою будущую пенсию достойной. Через несколько лет ты придёшь на первую в своей жизни работу и начнешь создавать собственную пенсионную историю. Чтобы познакомить вас с открывающимися перед тобой возможностями, мы и проводим сегодня урок.

По повышению пенсионной и социальной грамотности среди учащейся молодежи Пенсионный фонд Российской Федерации издал учебно-методическое пособие «Все о пенсии для учебы и жизни». Глобальной целью кампании является формирование у молодежи новой «пенсионной культуры».

2 СТРАНИЦА -ИСТОРИЧЕСКАЯ

Итак, пролистаем следующую страницу.

Поговорим об истории пенсии в России.(Учащиеся получали опережающие задания и подготовили сообщения)

1 ученик – Пенсии в 17-18 веках

2 ученик- Пенсии в 19 - 1 половине 20 веках

3 ученик –Пенсии во 2 половине20 – 21 веках

4 ученик- Из истории Пенсионного фонда России

Демонстрация 1- слайды презентации.

3 СТРАНИЦА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Давайте познакомимся с основными понятиями и терминами

Упражнение «собери фразу»

(Учащимся предлагаются карточки с фрагментами фразы) Нужно собрать формулировку понятия ПЕНСИЯ

ПЕНСИЯ* – ЭТО ГАРАНТИРОВАННАЯ ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ВЫПЛАТА* ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В СТАРОСТИ* В СЛУЧАЕ ПОЛНОЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ *, ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА*, А ТАКЖЕ В СВЯЗИ С ДОСТИЖЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО СТАЖА РАБОТЫ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СФЕРАХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 Знакомство по слайдам с понятиями пенсионной системы

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на частичную компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения - пенсии. ОПС в России осуществляется страховщиками – Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.

Застрахованные лица - граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (см. обязательное пенсионное страхование).

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой - адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховщиком , то есть администратором в пенсионной системе является Пенсионный фонд РФ.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии либо которые утратили нетрудоспособные члены семьи человека в связи с его смертью. Право на такую выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Существуют следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

4 СТРАНИЦА ПРАКТИЧЕСКАЯ

Учащиеся, исходя из материалов презентации, формулируют практические выводы о том, что нужно делать, чтобы увеличить свою будущую пенсию:

- получи СНИЛС и используй его возможности;

- работай только там, где платят «белую» зарплату;

- выбери свой вариант пенсионного обеспечения;

- участвуй в добровольных пенсионных программах;

- контролируй состояние своего пенсионного счета;

- не спеши выходить на пенсию.

Ваша будущая пенсия в Ваших руках!

5 СТРАНИЦА КОНТРОЛЬНАЯ

Тестирование по вопросам пенсионной грамотности

1. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:

А) страховой агент;

Б) Пенсионный фонд Российской Федерации;

В) управляющая компания.

2. При регистрации в системе обязательного пенсионного страхования каждому гражданину открывается:

А) светлое будущее;

Б) возможность бесплатного проезда;

В) индивидуальный лицевой счет.

3. После регистрации в системе обязательно пенсионного страхования гражданину на руки выдается:

А) лицензия на пенсию;

Б) страховое свидетельство;

В) пенсионное удостоверение.

4. Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении возраста:

А) женщины – 55, мужчины – 60;

Б) женщины – 57, мужчины – 62;

В) женщины – 75, мужчины – 85.

5. Минимальный трудовой стаж, требуемый для установления трудовой пенсии по старости:

6. Трудовая пенсия по старости состоит из нескольких частей:

А) государственной и личной;

Б) страховой и накопительной;

В) семейной и государственной.

7. Отметьте существующие виды пенсий:

Б) по потере паспорта;

В) по инвалидности;

Г) по многодетности;

Д) по нетрудоспособности.

8. Взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают:

Б) страховая компания;

9. Кто может добровольно уплачивать дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии:

А) все граждане РФ;

Б) работающие граждане;

10. Как можно распорядиться своими пенсионными накоплениями:

А) перевести в банк;

Б) перевести в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд;

В) снять наличными.

6 СТРАНИЦА ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

Давайте познакомимся с интересными цифрами:

1 .Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и социальных

пособий составляют почти 10% ВВП нашей страны.

2.Свыше 17 миллионов детей и подростков в России имеют свой СНИЛС.

3.Ежегодно участниками ОПС становится 1 миллион человек.

Выскажите своё мнение о нашем занятии, используя слова:

Сегодня мы приоткрыли новую книгу о пенсионной системе в России.

Мы с вами убедились, что информация в ней очень полезна каждому человеку. В текущем году мы ближе познакомимся с основами пенсионного законодательства.

И я уверена, что вы осознали, что ваше будущее в ваших руках.

Учитель вручает книги каждому обучающемуся.

Средний размер трудовой пенсии по старости в России в 2014 году – свыше 11,6 тысяч рублей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От состояния здоровья населения зависит устойчивое, благополучное развитие государства.Здоровое население – это прежде всего здоровые дети и молодежь.

Урок в 1 классе охраны зрения " Прощание с русской Азбукой".Учитель Нефёдова Надежда Сергеевна ( ГБОУ СОШ № 448 Санкт-Петербург ).

25 сентября - Всероссийский единый день пенсионной грамотности среди молодежи. Урок для учащихся 9,10, 11 классов. Все о будущей пенсии.

25 сентября - Единый день пенсионной грамотности.

Внеклассное мероприятие :"День пенсионной грамотности".

1)Образовательные: -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов.2)Развивающие: -Расширение.

После того как Советский Союз распался, на политической карте мира появилось еще пятнадцать самостоятельных государств – это бывшие союзные республики. Каждая из них стала вводить собствен.

Урок пенсионной грамотности

Тема: Всё о будущей пенсии: для учебы и жизни

Цели: рассмотреть пенсионную систему РФ с точки зрения действующего пенсионного законодательства, объяснить, что и когда молодым людям нужно сделать, чтобы обеспечить себя достойной пенсией (копить и умножать); показать как молодые люди могут «заглянуть в будущее», несмотря на то, что безусловно со временем принципы пенсионной системы в РФ изменятся; воспитывать уважительное отношение к государственным структурам ПФР.

Форма проведения: урок-презентация

Оборудование: презентация PowerPoint по теме; тематические видеоролики (сайт ПФР); проектор, экран, компьютер

Основные понятия и термины: государственная управляющая компания (ГУК), доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, застрахованные лица, индексация, «молчуны», обязательное пенсионное страхование (ОПС), страхователи, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая пенсия

Тема нашей беседы сегодня «Всё о будущей пенсии для учебы и жизни». Когда вы молоды, полны сил и планов на будущее, кажется, что слова «пенсия», «пенсионер» не имеют к вашей жизни никакого отношения. Вы думаете, что с вами это случится нескоро и нечего об этом беспокоиться сейчас. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия.

Не случайно эпиграфом к нашей теме взяты слова Альберта Эйнштейна «Думая о будущем, я понимаю, что оно наступает достаточно быстро».

Мы живём в XXI в., когда пенсия формируется по иным правилам, чем это было когда-то раньше. О будущей пенсии нужно знать уже сейчас, самому активно участвовать в её формировании. Так живут люди во всех экономически развитых странах. Через несколько лет вы начнете создавать собственную пенсионную историю. А сегодня мы познакомимся с открывающимися перед вами возможностями.

История пенсионного обеспечения в России. Ведь как говорил писатель Максим Горький «Не зная прошлого, невозможно понять настоящего и цели будущего».

Итак, первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении относятся к древним временам. Князья и воеводы заботились не только о пропитании и вооружении своих поданных. Но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. 1663 году при царе Алексее Михайловиче Романове была распространена форма поддержки военных ушедших со службы в виде предоставления поместья или прибавка земель к уже имеющимся владениям. Во времена Петра 1 законодательные акты содержали в себе обязательство оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственном бюджета. Екатерина II увеличила размер пенсий. Таким образом, со временем внимание государства усиливалось по вопросам социальной поддержки населения. Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во 2 половине XIX века пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. Тогда же в 20-е годы все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов, выплата пенсий…

Эта система сохранялась до распада Советского Союза в 1991 году. Система исчерпала свои возможности. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. могла возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число выходящих людей на пенсию, заметно превысит число начинающих работать. Правительство РФ приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Так в 2001 году была внедрена новая модель пенсионной системы, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года. Это самостоятельный внебюджетный фонд, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Руководство осуществляет Правление, которое возглавляет Председатель Правления. Координирует Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В сферу деятельности ПФР входит: установление и выплата пенсий; ведение персонального учета пенсионных прав; формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; реализация Программы государственного софинансирования пенсий; обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование; выдача сертификатов на получение материнского капитала и выплата средств материнского капитала.

Показ видеоролика № 1 «20 лет с вами - ПФР»

Согласно Конституции РФ ст.39 см.слайд.

Пенсионная система РФ состоит из трех уровней:

Государственное пенсионное обеспечение – предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели право на трудовую пенсию: инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям – инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет не имеющим страхового стажа. Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Существуют три вида пенсий по обязательному пенсионному страхованию: трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Необходимо условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный возраст на трудовую пенсию по старости: 60 лет – дл мужчин и 55 лет для женщин.

Негосударственное пенсионное обеспечение (дополнительное). Чтобы получить такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного периода времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина это может делать его работодатель. Списки негосударственных пенсионных фондов и всю интересующую информацию по теме смотрите на сайте ПФР.

Ваша будущая пенсия будет состоять из двух частей: страховой и накопительной.

Страховая часть пенсии формируется из страховых взносов, которые начисляет страхователь за каждого своего работника и установленного фиксированного базового размера 2 723 рубля трудовой пенсии по старости на 1 января 2011 года.

Страховые взносы фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Но не как реальные деньги, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством. А сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Номер вашего индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования СНИЛС располагается на страховом свидетельстве, обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка. Оформить её вы можете в управлении ПФР по месту жительства. С 2011 года регистрацию в системе ПФ проходят все россияне не зависимо от возраста. До 2010 года свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет. Это ваша персональная карточка: на ней указаны ваши ФИО, дата и место рождения, а также номер личного пенсионного счета. Данный пенсионный счет хранит данные о том, сколько лет Вы проработали. Чем выше у вас з/п продолжительней трудовой стаж, тем больше будет денег на вашем счете. Вы можете узнать какая сумма есть на вашем счете. Ежегодно ПФ присылает соответствующее письмо. Можно прийти в управление фонда и бесплатно получить эту информацию. А можно всё узнать через интернет на портале государственных услуг.

Таким образом, взаимоотношения в системе обязательного пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы.

Накопительную часть пенсии вы можете инвестировать, то есть приумножать, получая доход. Есть несколько способов, как инвестировать пенсионные накопления. Первый способ – оставить ваши пенсионные накопления в ПФ России и выбрать для их инвестирования частную управляющую компанию. Второй способ – также оставить ваши пенсионные накопления в ПФР, но инвестировать через ГУК.

Государственная управляющая компания (ГУК) – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании. В настоящее время функции ГУК выполняет «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ). Третий способ – перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Потом НФП будет выплачивать вам вашу пенсию.

Показ видеоролика № 2 ПФР о трех способах инвестировать пенсионные накопления.

Как увеличь свою будущую пенсию?

Показ видеоролика № 3 ПФР о Программе софинансирования пенсии.

Методическое пособие «Финансовая грамотность для граждан пожилого возраста». Манаева Юлия Антоновна специалист по социальной работе организационно-методического отдела, Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск». Участник конкурса «Социальные инновации — 2019». Номинация «Технологическая карта или конспект занятия».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное методическое пособие направлено на получение знаний и навыков в сфере финансов, владение которыми позволит гражданам пожилого возраста, находящимся на обслуживании в муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск», разумно оценивать ситуацию на финансовом рынке и принимать верные для себя решения. Постижение главных финансовых понятий и процессов, увеличит осведомленность о финансовых инструментах, а также поможет пожилым людям выработать умение эффективно использовать полученные знания в настоящей жизни, что в последствии предоставит им возможность грамотно управлять своими денежными средствами — вести учет доходов и расходов, своевременно погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения, принимать решения в сфере кредитования.

ВВЕДЕНИЕ

В России уже давно финансовые рынки и институты получили свое развитие, но до сих пор большинство граждан не умеют планировать свои доходы и расходы даже на ближайшее будущее. Принятие финансовых рисков без осознания последствий очень частое явление. Особенно ярко это проявляется в периоды экономических кризисов, когда недостаточная финансовая грамотность оборачивается настоящей бедой для большей части населения, больше всех страдают люди пожилого возраста ввиду своей не осведомленности.

В нашей стране вопрос о финансовом образовании граждан является даже более насущным, чем, например, в западных странах, так как у россиян нет существенного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Об этом говорит и Президент Российской Федерации в своем перечне поручений от 09.09.2014 № Пр-2159 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста».

Недостаток финансовой грамотности не позволяет пожилым людям рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, адекватно оценить возможные финансовые риски. Граждане пожилого возраста не редко становятся жертвами финансового мошенничества.

Финансовая грамотность — это более обширное и комплексное понятие, включающее в себя множество аспектов. Сегодня финансово грамотным считается человек, который может правильно распорядится не только личным или семейным бюджетом, но и компетентно вложить свои финансовые средства и получать дополнительную прибыль в виде дивидендов, умело распорядиться принадлежащим ему имуществом, активно противостоять нарушению его законных прав и интересов, уметь их защитить.

Цель обучения

Формирование у граждан пожилого возраста рационального подхода в принятии решений в отношении личных денежных средств, а также помощь в овладении необходимыми знаниями и умениями для защиты своих прав при получении финансовых услуг путём решения следующих задач:

  • приобретение знаний о существующих на сегодняшний день в России финансовых системах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации о них из разных источников;
  • развитие умения применять полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении своих денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
  • формирование знания о таких способах увеличения благосостояния, как внесение денежных средств на банковские счета под проценты;
  • обретение понимания, что такое банковские кредиты (потребительский, ипотечный), страхование, дебетовая карта, финансовое мошенничество.

Данное методическое пособие разработано для обучения финансовой грамотности граждан пожилого возраста, являющихся получателя социальных услуг муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск», желающих получить информацию по эффективному управлению личными финансами.

Ожидаемые результаты
  • укрепление гражданской позиции обучающихся как деятельных и ответственных членов современного общества, осознающих свои возможности, а также права и обязанности в части управления собственными финансовыми средствами;
  • формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения в управлении своими финансовыми средствами, оценивая и принимая ответственность за возможные последствия для себя, своей семьи и общества в целом;
  • наработка навыков находить и оценивать финансовую информацию из различных источников, включая Интернет, а также умения анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию для решения практических финансовых задач в своей жизни;
  • использование полученных знаний для эффективного исполнения социально-экономических ролей налогоплательщика, инвестора, заёмщика.
Эффективность от использования методического пособия

Повышение финансовой грамотности пожилых людей позволит поднять уровень их финансовой безопасности, а также увеличить эффективность в принятии ими финансово-экономических решений.

Обучающие занятия, проводимые в различных образовательных формах, таких как лекции, круглые столы, игры и т.д. позволяют не только получить практические навыки, но и дают возможность делиться своими знаниями, обмениваться мнениями, обсуждать, расширяя круг общения, что очень важно для пожилых людей.

Банки

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По окончанию лекции предлагается мини — игра «Ва-Банк» (приложение 1).

Цель: дать понимание слушателям, как пользоваться услугами банков для роста своего благосостояния и как свести к минимуму риски, связанные с использованием этих услуг.

План занятия: информация, предполагающая визуальное и практическое знакомство с такими базовыми понятиями как:

  • банковская система России в том числе коммерческие банки, Центральный банк;
  • система страхования вкладов (ССВ);
  • дебетовая карта, пин-код, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, виды кредитов для физических лиц, ипотека, кредитная карта;
  • сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • отличать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;
  • учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;
  • пользоваться своими банковскими картами повсеместно;
  • не путать дебетовую карту с кредитной картой;
  • рассчитать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;
  • сделать выбор между различными видами сберегательных вкладов;
  • определиться со сроком вклада;
  • правильно выбрать банк для размещения сберегательного вклада;
  • внимательно читать договор с банком;
  • понять, нужен ли кредит;
  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту;
  • определить, во сколько обойдётся кредит и может ли гражданин позволить себе кредит;
  • пользоваться кредитной картой, при этом различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой;
  • получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;
  • определить, насколько рискованным является ПИФ.

Страхование

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается тематический кроссворд (приложение 2).

Цель: объяснить слушателям, как работает система страхования и как можно с помощью этой системы снизить риски потери имущества и здоровья.

План занятия: информация, предполагающая визуальное и практическое знакомство с такими базовыми понятиями как:

  • страховой случай;
  • страховая премия;
  • страховая выплата;
  • страхование имущества;
  • договор страхования;
  • страхование гражданской ответственности;
  • обязательное страхование;
  • добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО;
  • личное страхование;
  • обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • различать личное и имущественное страхование;
  • понимать, когда необходимо страховать имущество, а когда — нет;
  • отличать страхование имущества от страхования гражданской ответственности;
  • различать обязательное и добровольное страхование;
  • решать, какие риски можно и нужно застраховать, а какие — нет;
  • отличать ОСАГО от КАСКО;
  • пользоваться в полной мере и эффективно правами владельца полиса ОМС;
  • различать обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • использовать в случае необходимости преимущества добровольного медицинского страхования.

Налоги

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции предлагается разгадать тематические ребусы (приложение 3).

Цель: объяснить слушателям, почему необходимо своевременно платить налоги и в каких случаях можно воспользоваться налоговыми льготами.

План занятия:

  • налоги;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • объект налогообложения;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • транспортный налог;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • налоговая декларация;
  • налоговые вычеты;
  • льготы по налогам.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;
  • отличать доходы, которые облагаются по ставке 13%, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13%;
  • различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом;
  • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;
  • отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;
  • знать на какие налоговые льготы можно претендовать.

Электронные платежи

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается пройти тематический тест (приложение 4).

Цель: объяснить слушателям, как работает система электронных платежей, в чем преимущества и недостатки электронных финансовых средств.

План занятия:

  • финансовые расчеты в сети Интернет;
  • виды банковских карт и принцип их работы;
  • электронные кошельки;
  • мобильный банк;
  • банкоматы и терминалы;
  • покупки в интернет-магазинах;
  • электронные платежи за товары и услуги.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • перевести наличные средства в электронные деньги;
  • пользоваться мобильным банком;
  • создавать электронные кошельки и пользоваться ими;
  • использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках;
  • использовать банковскую карту для оплаты покупок в Интернете;
  • пользоваться банкоматами и терминалами;
  • оплатить услуги по средством мобильного банка или электронного кошелька.

Финансовые риски

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается пройти тематический тест (приложение 5).

Цель: рассказать слушателям с какими финансовыми рисками можно столкнуться в жизни, и пояснить, как их избежать.

План занятия:

  • инфляция,
  • валютный риск,
  • кредитный риск,
  • экономический кризис,
  • финансовое мошенничество,
  • фальшивомонетчики,
  • фальшивые банки,
  • кредит на ваше имя,
  • финансовая пирамида,
  • способы сокращения финансовых рисков.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • сохранить свои сбережения в периоды высокой инфляции и не потерять их;
  • отличить фальшивые банковские купюры от настоящих;
  • принять меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля;
  • сократить кредитный риск своего капитала;
  • распознавать различные виды финансового мошенничества;
  • находить данные в Интернете об уровне инфляции и валютных курсах;
  • рационально вести себя, когда настанет экономический кризис;
  • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников;
  • защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
  • отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
  • сопоставлять полученную информацию из различных источников.

Критерии оценки эффективности. Для понимания успешности усвоения обучающего материала пожилыми людьми проводятся социологические исследования методом анкетирования в начале (приложение 6) и в конце (приложение 7) обучающего курса. Благодаря этому выявляются такие факторы как степень удовлетворенности обучающихся граждан учебным процессом, их предложения и отзывы по совершенствованию учебного материала.

Количественные:

  • охват граждан пожилого возраста от запланированных в %;
  • проведенные в полном объеме тематические лекции;
  • уровень заинтересованности пожилых людей в обучении (измеряется количеством посещений лекций).

Качественные:

  • уровень удовлетворенности оказываемыми услугами в % от общего числа прошедших обучение;

Инструмент оценки: опросный лист.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни финансовые инструменты изменяются очень быстро. Непрерывно растет количество новых финансовых услуг и банковских продуктов, а также, что немаловажно, постоянно совершенствуются финансовые мошеннические схемы. Реальность сегодняшнего дня показала острую необходимость повышать финансовую грамотность у граждан пожилого возраста ввиду того, что их знания и умения в этой части формировались в совершенной иной финансовой системе.

Данное методическое пособие направлено на выработку у людей старшего поколения навыков и умений в вопросах банковской системы Российской Федерации, налогов, страхования, электронной коммерции, осваивая которые пожилые люди решают свои экономические и финансовых вопросы более грамотно, без сомнений и затруднений делая выбор в свою пользу среди множества различных предложений.

Повышение финансовой грамотности в части освоения электронной платежной системы (Сбербанк Онлайн, мобильный банк) позволило расширить возможности маломобильных категорий граждан, которые по состоянию здоровья не могут лично обратиться в банки и другие финансовые организации для осуществления обязательных платежей. Среди слушателей данного курса риск попадания на уловки финансовых мошенников сводится к минимуму.


Новации для предпенсионеров: выплаты, льготы, учеба


Формула пенсии


Памятка о главном: пенсии, маткапитал и соцвыплаты


Время пенсии – время жизни

С 2011 года в России действует программа по повышению пенсионной грамотности учащейся молодежи. В течение последних пяти лет специалисты Пенсионного фонда России посетили 83 тыс. российских школ, высших и средних специальных учебных заведений. В них было проведено более 129 тыс. уроков, на которых присутствовало около 3,8 млн обучающихся, а также было проведено более 14 тыс. экскурсий в рамках дней открытых дверей ПФР для 480 тыс. учащихся.

В 2016 году так называемый единый день пенсионной грамотности для школьников и студентов ВУЗов и ССУЗов состоялся 29 сентября.

В этот день во всех регионах страны сотрудники ПФР посетили учащихся во время занятий и провели разъяснительные уроки о современной системе формирования пенсий, а также о последних изменениях в системе обязательного пенсионного страхования.

Одновременно с программой занятий, разработанной для молодежи, в ПФР был написан и специальный учебник. Это справочное пособие, выполненное как красочный и привлекающий внимание буклет, наглядно рассказывает о пенсионной формуле, расчете пенсии в баллах и существующих возможностях увеличения размера пенсии.

В учебник включены наглядные примеры различных жизненных факторов и ситуаций, влияющих на размер пенсии, что особенно актуально для нынешних школьников, поскольку именно им в полном объеме предстоит формировать свою пенсию по новым правилам.

В пособие, первая редакция которого была выпущена одновременно со стартом программы в 2011 году, ежегодно вносятся изменения, соответствующие произошедшим за год нововведениям в самой пенсионной системе. Самые большие правки в учебнике, как несложно догадаться, произошли в 2015 году, когда в России была введена в действие новая пенсионная формула. Теперь на его страницах учащиеся могут найти доступные объяснения о стаже, необходимом количестве баллов, стоимости пенсионного балла, а также примеры расчета балла за год и многие другие тонкости системы.

Зачем учащимся знать о пенсии

Очень часто возникает вопрос, зачем нынешним учащимся знать нюансы современной пенсионной системы и разбираться в деталях, если им до пенсии еще очень далеко? Как объясняет руководитель пресс-службы ПФР Станислав Дегтярев, это способ привлечь внимание ребят, показать, что такое пенсия на наглядных и конкретных примерах. «Через весь учебник проходят основные моменты пенсионной системы, например, разные ее уровни: государственный, добровольный», – отмечает он. Большинство школьников на уроках пенсионной грамотности интересуются именно этими вопросами – отличия государственной пенсионной системы от негосударственной.


«Много вопросов задают про накопительную пенсию, потому что из учебника видно, что с ней можно что-то делать, есть определенные возможности управления пенсионными накоплениями, и ребята хотят узнать, что это за возможности», – рассказывает представитель ПФР.

По его словам, никто не ожидает, что дети сразу все запомнят и во всем разберутся. «Но они прочитают, увидят что-то новое, что-то уяснят для себя – и это уже здорово. Однажды перед современными школьниками обязательно встанет вопрос пенсии, так пусть к этому моменту для них все это не будет пустым звуком», — заключает Дегтярев.

Рост заинтересованности школьников пенсионными процессами можно назвать одной из ключевых целей проходящих мероприятий. Для того чтобы привлечь внимание учащихся к вопросу формирования пенсии после ознакомления с материалами учебного пособия школьникам предлагается пройти интересное тестовое задание, чтобы выяснить степень понимания молодежью услышанного или прочитанного.

Интерес к занятиям традиционно проявляют не только школьники, но и учителя, активно участвующие в проводимых специалистами занятиях, ведь вопрос формирования пенсии для них не завтрашний, как для ключевой аудитории – детей, а уже сегодняшний. Таким образом, срабатывает функция привлечения внимания слушателей к материалам буклета. «Все наши учебники – а только в этом году тираж учебника составил почти 1 млн экземпляров -передаются школам, дети берут их домой и там с родителями, бабушками и дедушками смотрят их вместе, получается довольно увлекательный процесс», — утверждает Дегтярев.

Таким образом, учебник, рассчитанный на разъяснение нюансов системы обязательного пенсионного страхования молодежи, при переходе из портфелей детей в руки к их родителям по вечерам после занятий приобретает уже новую, более широкую функцию, потому что попадает во внимание нынешнего работающего населения.

И пусть текст буклетов рассчитан на подростков – принцип «чем проще, тем понятнее» работает для всех возрастов.


Как известно, пенсионная и финансовая грамотность населения страны обладает серьезным влиянием на развитие экономики страны. Поэтому простое и понятное разъяснение принципов работы пенсионной системы как для тех, кто находится в самом начале своего жизненного пути, так и для тех, кто уже не раз сталкивался со сложностями социально-экономического устройства семьи и страны, несет важнейшую образовательную функцию.

Стоит отметить, что органы образования субъектов России уже не первый год поддерживают инициативу ПФР по повышению пенсионной грамотности учащейся молодежи. В регионах заключены специальные соглашения о содействии образовательной программе ПФР по повышению пенсионной и социальной грамотности. Таким образом, к школьникам приходят самые разнообразные специалисты, к тому же учащиеся могут посетить с экскурсией специальные центры Пенсионного фонда, где им расскажут, как работает система на практике.

Ознакомиться с электронной версией учебника можно на сайте Пенсионного Фонда России.

Читайте также: