Материальные помощи включаются ли при расчете на пенсию

Документ : Материальная помощь и начисление пенсии

Материал подготовлен специалистами издательства ООО "Баланс-Клуб"

Материальная помощь
и начисление пенсии

ОТВЕТ: Размер не имеет значения: эта сумма участвует либо не участвует в расчете заработка для пенсии в зависимости от характера материальной помощи.

Напомним, что в состав заработной платы для начисления пенсии включаются выплаты, с которых в пределах установленной максимальной величины (с 01.06.03 г. эта сумма составляет 2 660 грн.) были исчислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд (ст. 41 Закона № 1058).

С 1 января 2004 года страховые взносы:

- начисляются работодателями на суммы фактических расходов на оплату труда, состоящих из затрат на выплату работникам основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат;

- удерживаются работодателями из сумм, включаемых в состав общего налогооблагаемого дохода застрахованных лиц, в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, начисленных (выплаченных) в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора (ст. 19 Закона № 1058 и пп. 4.4 Инструкции № 21-1).

Отсюда вывод: любые выплаты работнику, в том числе и материальная помощь, являются базой для начисления взносов в Пенсионный фонд только в том случае, если они входят в фонд оплаты труда и при этом облагаются налогом с доходов физических лиц.

Как узнать, можно ли отнести данную материальную помощь к ФОТ?

Для этого нужно обратиться к Инструкции № 5. Именно этим документом следует руководствоваться при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд*.

В частности, в Инструкции № 5 сказано:

1. Материальная помощь разового характера, которая выдается отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, относится к прочим выплатам, которые не входят в фонд оплаты труда (п. 3.31). То есть данный вид материальной помощи не будет входить в расчет для начисления пенсий.

2. Материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставляемая всем или большинству работников (на оздоровление, за экологию, кроме сумм, указанных в п. 3.31), входит в фонд оплаты труда в составе прочих поощрительных и компенсационных выплат (пп. 2.3.3). Возможность предоставления такой материальной помощи устанавливается в коллективном договоре или в трудовом договоре, заключенном с работником. Суммы такой материальной помощи, независимо от их размера, как составная часть заработной платы включаются в общий месячный налогооблагаемый доход работника (пп. 4.2.1 Закона № 889).

Таким образом, с 1 января 2004 года в расчет для начисления пенсии входит материальная помощь, независимо от ее размера, имеющая систематический характер.

Для начисления работнику пенсии в органы Пенсионного фонда подается отчетная форма "Индивидуальные сведения о застрахованном лице" (форма "ІНДАНІ"). В этой форме в разделе "Сведения о заработке (доходе) за отчетный период":

- в графу "Всего" - заносится общая сумма выплат застрахованному лицу;

- в графу "Учитывается для пенсий" - включаются только выплаты, с которых уплачиваются страховые взносы. При этом не забудьте, что сумма дохода свыше установленной максимальной величины (2 660 грн.) взносами не облагается и в расчете пенсии не участвует.

Например, сумма материальной помощи, выданная работнику в индивидуальном порядке (предположим, по семейным обстоятельствам), будет отражена в графе "Всего", но не войдет в графу "Учитывается для начисления пенсий".

* В Письме № 1982 Пенсионный фонд отмечает, что Инструкция № 5 является единственным нормативным документом, определяющим состав фонда оплаты труда, который разработан в соответствии с Законом об оплате труда.

1. Закон № 889 - Закон Украины от 22.05.03 г. № 889-IV "О налоге с доходов физических лиц".

2. Закон № 1058 - Закон Украины от 09.07.03 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

3. Инструкция № 5 - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.04 г. № 5.

4. Инструкция № 21-1 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением правления Пенсионного фонда от 19.12.03 г. № 21-1.

5. Письмо № 1982 - письмо Пенсионного фонда от 02.03.04 г. № 1982/04 "Об использовании Инструкции по статистике заработной платы для целей начисления взносов в Пенсионный фонд".

Татьяна Олексенко,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"

Материал получен из еженедельника "Баланс"
№ 33 , (17.08.2004), стр.61


Справка для начисления пенсии выдается за 5 лет, но у меня посередине декрет. В ПФ мне сказали, взять справку за весь (7.5 лет) отработанный период на этом предприятии, и что они вычленят этот год и продлят период. Но на предприятии с этим не согласны. На какой закон мне сослаться, чтоб дали справку за все года для начисления пенсии? Спасибо.

Мой адрес: anutka56@list.ru


Вам достаточно сослаться на статью 62 Трудового кодекса, которая не ограничивает времени, за которое должны быть предоставлены документы, связанные с работой.


Ссылайтесь на трудовой кодекс РФ, где работодатель обязан предоставить всю информацию для реализации работником права на страховую (трудовую) пенсию по старости.


То, что работодатель не согласен выдать вам требуемую справку, это нарушение Трудового Кодекса, он обязан предоставить вам любую информацию, имеющую отношение к вашей трудовой деятельности на этом предприятии по вашему письменному запросу, его не должно волновать для каких целей эта справка и его согласия никто не спрашивает. Эта информация длительного хранения (75 лет), поэтому пусть идет в архив и поднимает документы и выдает 2 справки - за 5 лет и за 2,5 года. Вы представите в ПФ обе справки. Если я полно ответил на ваш вопрос, рад вам помочь! Вы можете воспользоваться услугами юриста сайта для решения ваших проблем.


Достаточно ли записи в трудовой книжке для начисления подарок, или необходима справка о количестве заработанных подарок с предыдущих мест работ?



Подала документы для начисления пенсии по случаю потери кормильца, но отказали вернув справку с места учёбы (учусь на очно-заочном, платила мама), а мне через месяц будет 18, работать до конца учёбы не собиралась. Что делать?


Обжалуйте отказ в суде. Уверен, Вам там должны помочь.


Вам отказали в пенсии по причине учебы по очно-заочной форме. Переводитесь на очную форму.

В соответствии с действующим законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей достигших возраста 18 лет.

Следует помнить что, к нетрудоспособным членам семьи относятся:

1. дети (в том числе усыновленные) умершего кормильца до 18 лет;

2. дети (в том числе усыновленные) умершего кормильца до 23 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, но не долее чем до окончания ими такого обучения. Детям умершего кормильца назначается либо трудовая либо социальная пенсия по случаю потери кормильца.

В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, также включаются:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).
Комментарий к статье 100
1. Согласно ч. 1 ст. 100 комментируемого Закона в редакции Закона РФ от 17 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1375) в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной ст. 89 комментируемого Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В прежней редакции этой правовой нормы речь шла об учете в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, всех видов вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
Переход от понятия заработка как вознаграждения за работу к более широкому понятию, включающему все виды выплат (дохода) в связи с выполнением работы, свидетельствует о расширении базы как для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и для определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Не имеет значения, является ли та или иная выплата вознаграждением за труд (заработной платой в традиционном ее понимании), важно лишь, чтобы этот доход был связан с выполнением такой работы (служебных обязанностей), которая включается в стаж для назначения пенсии, а также, чтобы это были выплаты, на которые начисляются страховые взносы. При этом законодатель не называет такие выплаты. Им избран иной подход - устанавливаются те виды выплат, на которые страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи в новой редакции, эти виды выплат определяются Правительством РФ. Следовательно, если Правительством РФ та либо иная выплата, получаемая в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), не исключена из выплат, на которые начисляются страховые взносы, таковые должны на нее начисляться. Соответственно эта выплата должна быть учтена при исчислении пенсии.
2. Более четко сформулированы в новой редакции ст. 100 правила о том, что в заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, о которых говорилось выше, включается также:
а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, т.е. тех граждан, служба которых засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии в соответствии со ст. 90 комментируемого Закона;
б) пособие по временной нетрудоспособности;
в) стипендия, выплачиваемая за период подготовки к профессиональной деятельности, засчитываемый в общий трудовой стаж в соответствии со ст. 91 комментируемого Закона.
В новой редакции ст. 100 не упоминается авторский гонорар. Однако он учитывается наравне с другими доходами, поскольку на него начисляются страховые взносы. При этом не действует требование прежней редакции комментируемой статьи об ограничении полученного авторского гонорара государственными ставками, действовавшими на период, когда производилась его выплата.
3. В настоящее время действует Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. (см. п. 2 комментария к ст. 8). В Перечень, в частности, включены выплаты единовременного характера, упоминавшиеся в прежней редакции комментируемой статьи. Согласно Перечню страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на следующие выплаты:
выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) (п. 1 Перечня);
денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (там же);
средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации (там же);
государственные пособия гражданам, имеющим детей (п. 2);
пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые в соответствии с законодательством за счет средств Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ и Государственного фонда занятости населения РФ (там же);
льготы и компенсации, предоставляемые в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", за исключением доплат до размера прежнего заработка при переводе работников по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу и оплаты дополнительного отпуска (п. 3);
суммы возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (п. 4);
компенсации, выплачиваемые в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством РФ (п. 5);
суммы, выплачиваемые в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6);
материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, оказываемую на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ (п. 7);
материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8);
единовременные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию (п. 9);
суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (в том числе надбавки и компенсации взамен суточных), выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения, в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (п. 10);
суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (там же);
стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством РФ спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно - профилактического питания, предоставляемого бесплатно по установленным нормам, или в соответствующих случаях денежное возмещение затрат по их приобретению (п. 11);
стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работнику бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании (п. 12);
стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ (п. 13);
стоимость бесплатно предоставляемых (частично оплачиваемых) отдельным категориям работников жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение (п. 14);
стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого организацией (п. 15);
стипендии, выплачиваемые за период обучения (п. 16);
доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (п. 17);
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по обязательному страхованию работников (п. 18);
страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного или утраты им трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ и если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным без наступления страхового случая (п. 19);
страховые платежи (взносы) работодателей, не превышающие в год 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями на срок не менее пяти лет и предусматривающим выплаты сумм в случаях установления застрахованному инвалидности и (или) достижения им пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии, при условии отсутствия у работодателя задолженности по платежам в Пенсионный фонд РФ (п. 20);
вознаграждения, выплачиваемые гражданам за выполнение ими работ по договорам гражданско - правового характера, исключая вознаграждения, выплачиваемые по договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также исключая вознаграждения по авторским договорам (п. 21);
средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке (п. 22);
доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе (там же);
доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний (там же).
Если выплаты, получаемые в связи с работой, не предусмотрены Перечнем, они должны учитываться в составе заработка для исчисления пенсии. При этом необходимо обратить внимание на то, что практически во всех пунктах Перечня (кроме 8, 9, 16, 17, 19, 20 и 22) речь идет об освобождении от начисления страховых взносов лишь тех сумм, которые выплачиваются в соответствии с законодательством и в установленных им пределах. При отсутствии этого условия на выплачиваемые суммы страховые взносы должны начисляться. На выплаты страхового характера в пользу работников (п. 19, 20) страховые взносы в Пенсионный фонд не начисляются лишь при соблюдении установленных соответствующим пунктом требований по условиям страхования и при отсутствии задолженности перед Фондом.

При расчете размера Федеральной социальной доплаты к пенсии учитывается материальная помощь работодателя бывшим работникам

(ст. 217 НК РФ) уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту ?

Ответы юристов ( 2 )


Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру
территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в
случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в
соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины
прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом
4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или
месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума
пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная
доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая
сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла
величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте
Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в соответствии со ст. 12.1 ч. 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. учитываются суммы следующих денежных выплат, установленныхв соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).


Здравствуйте, право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если общая сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в конкретном регионе по месту их жительства (ч. 1 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

При расчете общей суммы материального обеспечения учитываются все денежные выплаты, которые назначены пенсионеру, в том числе срочная пенсионная выплата, и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг. Меры социальной поддержки, предоставляемые единовременно, не учитываются (ч. 2, 3 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
По общему правилу, если общая сумма вашего материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в вашем регионе, который, в свою очередь, ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ, то вам установят федеральную социальную доплату (ФСД).
Если общая сумма вашего материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, превышающего прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ, то вам установят региональную социальную доплату (РСД).
Поскольку доплата положена только неработающим пенсионерам, вы обязаны немедленно уведомить территориальный орган ПФР и Управление социальной защиты населения по месту жительства о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, когда вы подлежите обязательному пенсионному страхованию. При наличии у вас доступа в личный кабинет гражданина на сайте ПФР уведомление можно направить в электронной форме. Для входа в личный кабинет надо иметь регистрацию на Портале госуслуг, дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется
Если вы не сообщите об изменении в вашей занятости, излишне выплаченная сумма доплаты будет удержана из причитающейся вам пенсии (ч. 12 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
В общем случае социальная доплата назначается на основании заявления, поданного вами, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней в территориальный орган ПФР (в случае обращения за ФСД) или Управление социальной защиты населения (в случае обращения за РСД). При этом от вас требуется только подать заявление — документы, подтверждающие получение или неполучение других мер социальной поддержки, представлять не нужно.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Справка о заработке за 5 лет для расчета пенсии

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, где можно найти описание кодов по видам оплаты в расчетных листках? В частности, что обозначают коды 17, 79?
    И еще вопрос: Включается ли в справку о заработке за 5 лет сумма по коду 78 "Премия за участие в выборах"?

    До нашей эры?

    Общепринятого стандарта для кодов по видам оплаты не существует.
    В те времена каждый программист лепил программы по своему усмотрению.
    Сообразите по контексту, что они означают.

    в те годы для расчёта пенсии принимались все суммы.

    включайте в помесячную разбивку все суммы.

    Генук, не надо говорить, что включалось все! Не вводите людей в заблуждение. Это во-первых. Во-вторых,расшифровку кодов стоит поискать там же, в расчетных ведомостях (может, где и написано, подклеено. ). Если ведомости отдавали на ИВЦ, то расшифровка кодов будет обязательно.

    nash975, давайте я приведу ответ анонимного эксперта ПФР, который дан недавно.

    При назначении трудовой пенсии для установления размера страховой части учитывается заработная плата гражданина за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г.

    Причем заработная плата за 2000-2001г. учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. никакой справки на этот период в ПФР предоставлять не нужно. Только в случае отсутствия индивидуальных сведений делается запрос работниками ПФР на дополнение по стажу и заработку за необходимый период.

    При этом можно самостоятельно определить достаточно ли имеющейся заработной платы для установления максимального отношения, необходимого для расчета размера страховой части трудовой пенсии. Например, в средней полосе РФ максимальное отношение заработной платы установлено не выше коэффициента 1,2. Учитывая, что средняя зар.плата в стране за 2000-2001г. составляет (за 2 года) 35868,00 руб., гражданину достаточно за этот же период (2 года) получить 43041,60 руб. (т.е. в месяц в среднем 1793,40 руб.). Если зар. плата за 2000-2001гг. была значительно меньше, либо гражданин в этот период не работал (или работал не официально), то следует предоставить в ПФР справку за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г. Утвержденной формы справки не существует, но имеются определенные требования:

    1. угловой штамп с датой выдачи и номером справки;
    2. указываются полные Ф.И.О., дата рождения гражданина;
    3. указываются периоды работы, организация;
    4. заработная плата указывается ПОМЕСЯЧНО с отражением итоговых сумм по годам (легче всего оформить табличкой);
    5. обязательно указывается валюта, в которой происходили начисления (например - рубли)
    6. необходимо учитывать, что с 1998г. рубли были деноменированы (убраны тысячи)
    7. суммы отражаются по начисленным, а не по фактически выплаченным. Из состава заработка исключается компенсации за неиспользованный отпуск, пособие по уходу за ребенком (было дело выплачивалось), в примечании указать месяцы начисления и суммы больничных листов, периоды отпусков без сохранения зар.платы (если имели место). Если были больничные листы по беременности и родам, то суммы и периоды дородового и послеродового больничного также лучше отразить в примечании.
    8. также внизу справки обязательно указывается, что на все начисления производились отчисления в Пенсионный фонда по установленным тарифам.
    9. ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ ВЫДАЧИ СПРАВКИ (лицевые счета, расчетные ведомости по начислению зар. платы)
    10. справка заверяется подписью главного бухгалтера, руководителя организации (предприятия), скрепляется печатью
    В случае, если организация была преобразована (переименована), то дополнительно также предоставляется справка о переименовании (реорганизации).

    ========
    на пальцах: премии все учитываются.

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 14 декабря 2009 года

    По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат


    В последнее время в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации приходит много вопросов о том, что включать в состав материального обеспечения пенсионера при расчете социальной доплаты к пенсии с 1 января 2010 года?

    Минздравсоцразвития России на эту тему подготовлены соответствующие разъяснения.

    1. Пунктом 2 статьи 12.1 названного Закона установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения для принятия решения о назначении пенсионеру социальной доплаты к пенсии учитываются:

    все виды пенсий,

    дополнительное материальное (социальное) обеспечение,

    ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), а также

    иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

    Кроме того, пунктом 3 этой же статьи предусмотрен учет в составе общей суммы материального обеспечения пенсионеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

    Перечисленные в пунктах 1-3 части 2 ст.12.1 вышеназванного закона виды денежных выплат составляют исчерпывающий перечень при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионеров и расширительному толкованию не подлежат.

    По этой причине не включаются в состав материального обеспечения пенсионера при установлении социальной доплаты следующие выплаты:

    Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", установленная в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 1542-1* "О донорстве крови и ее компонентов".
    ________________
    * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 5142-1". - Примечание изготовителя базы данных.


    Лица, награжденные знаком "Почетный донор России", получают ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждены Правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России".

    Эти Правила распространяются также и на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР".

    Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

    Статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (до принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ) предусмотрено предоставление компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения.

    Принятое в развитие данного Федерального закона постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528 предусматривает выплату компенсации инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем направления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

    При возникновении поствакцинальных осложнений гражданам предоставлено право на социальную поддержку. Одной из таких мер является предоставление гражданам ежемесячных денежных компенсаций.

    Финансовое обеспечение выплаты ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

    Полномочия по реализации данных прав граждан реализуют субъекты Российской Федерации путем принятия их от Российской Федерации.

    Ежемесячная денежная компенсация нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и имеющим детей в возрасте до 3 лет.

    Ежемесячные компенсационные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций", производятся уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и находящимся на момент увольнения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет либо в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они не получают пособия по безработице.

    Данные выплаты являются расходным обязательством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, руководствуясь нормами прямого действия, осуществляют выплаты получателям непосредственно путем перечисления на банковский счет или почтовым переводом.

    Подобные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение которых предусмотрено федеральным бюджетом на соответствующий год, не отнесенные к числу выплат, предусмотренных пунктами 1-3 части 2 ст.12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ), при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются.

    Данное положение относится и к тем установленным федеральным законодательством выплатам и финансируемым из федерального бюджета, полномочия по реализации которых закреплены за субъектами Российской Федерации.

    2. В отношении иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусмотренных п.4 названного закона.

    Основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков:

    принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи),

    регулярность,

    денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы.

    Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера.

    О нерегулярном характере свидетельствует предоставление различных мер социальной поддержки (помощи), основанное на учете нуждаемости (назначаемое с учетом дохода) получателя. Такие меры поддержки и виды помощи не должны включаться в состав материального обеспечения.

    Не подлежат включению по этой причине, к примеру, установленное региональным законодательством ежемесячное социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан и ежемесячное пособие на диетическое питание малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

    Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.

    3. Что касается денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то порядок их расчета определен в Правилах, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2009 года N 804н и зарегистрированном в установленном порядке в Минюсте России 10 ноября 2009 года, и предусматривает возможность пересмотра, в том числе по заявлению гражданина.

    Определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством.

    Если гражданам из числа "региональных" льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.

    Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене.

    Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов, не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения.

    Ответы на вопросы подготовил
    Департамент социальной защиты

    Организация в соответствии с коллективным договором выплачивает работнику, уходящему на пенсию, материальную помощь в размере двух окладов 50 тыс. руб. Облагается ли данная выплата страховыми взносами и НДФЛ в полном объеме? Организация работает на УСН (доходы минус расходы). Есть ли вознаграждения при уходе на пенсию, не облагаемые налогами?

    Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    При этом, отметил Минфин РФ в письме от 11.10.2013 г. № 03-04-06/42433, положения данной нормы применяются независимо от основания, по которому производится увольнение.

    Таким образом, выплаты, производимые в том числе при увольнении сотрудника организации в связи с выходом на пенсию, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

    Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

    В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    П.п. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск.

    По мнению Минздравсоцразвития РФ, на основании данной нормы не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены ТК РФ (ст. 84, 178, 296, 318 ТК РФ).

    Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, ТК РФ не предусмотрена.

    Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, даже если она прописана в дополнительном соглашении к трудовому договору и в положении об оплате труда, подлежит обложению страховыми взносами (письмо от 26.05.2010 г. № 1343-19).

    Президиум ВАС РФ в постановлении от 14.05.2013 г. № 17744/12 разъяснил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

    В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

    Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

    Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

    Федеральные арбитражные суды придерживаются такого же мнения (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2013 г. № А33-1264/2013, от 02.12.2013 г. № А33-1268/ 2013, ФАС Поволжского округа от 03.10.2013 г. № А65-21043/ 2012).

    Однако официальную позицию по данному вопросу изложил Минтруда РФ в письме от 04.12.2013 г. № 17-3/2038.

    По мнению Минтруда, пособие, выплачиваемое работнику при увольнении по соглашению сторон в связи с выходом на пенсию по возрасту, подлежит обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ как выплата, произведенная в рамках трудовых отношений.

    В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективным договором является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

    Следовательно, полагают чиновники, единовременные выплаты при увольнении с уходом на пенсию по возрасту, предусмотренные в вышеназванном договоре, производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем.

    Выплата работникам каких-либо единовременных пособий в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, в частности, в связи с выходом на пенсию по возрасту трудовым законодательством РФ не предусмотрена.

    Значит, считают чиновники, данная выплата не является компенсационной выплатой, связанной с увольнением работников, которая поименована в п.п. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

    Мы же отметим, что ст. 178 ТК РФ установлены виды выходных пособий, выплачиваемых работнику при увольнении.

    Ч. 4 ст. 178 ТК РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

    А, как было отмечено выше, Минздравсоцразвития РФ настаивает, что не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены ТК РФ (ст. 84, 178, 296, 318 ТК РФ).

    То есть если ст. 178 ТК РФ позволяет предусматривать коллективным договором другие случаи выплаты выходных пособий, то следует признать, что рассматриваемые выплаты прямо установлены ТК РФ.

    Однако учитывая позицию Минтруда, которому предоставлено право давать разъяснения по применению законодательства о социальном страховании, неначисление страховых взносов в Вашем случае придется отстаивать в суде.

    Читайте также: