Могу ли я забрать свое пенсионное дело украина

Перевод пенсии с Украины в Россию – некорректное определение. Такого понятия нет в законе. Пенсия назначается бывшим гражданам Украины, переехавшим в Россию при условии соблюдения ряда требований.


РФ имеет механизмы социального страхования с несколькими странами СНГ, включая Украину, чтобы сделать процедуру проще для тех, кто переезжает на ПМЖ

Как переехать в Россию на ПМЖ можете узнать на нашем сайте.

Важно заранее проверить все положения и согласовать вопросы, связанные с процедурой, для чего лица пенсионного возраста должны сообщать о своем намерении в местные отделы социального обеспечения на Украине.

Условия для назначения пенсии

Существуют определенные ограничения и, возможно статус иностранных граждан, проживающих на территории РФ, не попадает под право на получение российской пенсии.

Только лица, достигшие пенсионного возраста, с видом на жительство или беженцы, имеющие соответствующее свидетельство, подтверждающее их статус, будут обеспечены выплатами. На иностранных граждан, имеющих временное убежище, данное право не распространяется.

Как перевести пенсию с Украины в Россию

Хотя для переселенцев из стран СНГ предусмотрена упрощенная схема получения гражданства, прежде чем решится вопрос с видом на жительство, разумнее оставлять украинскую прописку и продолжать получать пенсию на Украине. В противном случае, когда вопрос ещё в неопределенном состоянии, 100% вероятности того, что можно остаться вообще без выплат.

Между Российской Федерацией и Украиной есть договор о невозможности получения двойных пенсий, в рамках которого граждане не могут одновременно получать российскую и украинскую пенсии.

При необходимости оформляется международная банковская карта, на которую переводится украинская пенсия и без каких-либо ограничений суммы снимаются со счета в России.

Пересчет пенсий в РФ

Пересчет пенсии осуществляется соответственно российскому законодательству. РФ имеет соглашение о социальном и пенсионном обеспечении со странами – участниками СНГ от 1992 года. Именно данное соглашение, основанное на территориальных принципах, играет регулирующую роль в вопросе пенсионного обеспечения лиц, которые переселяются в Россию.

Территориальный договор определяет, что пересчет пенсии осуществляется по законодательству того государства, на территории которого лица проживают. При этом учитывается трудовой стаж, который приобретался в СССР до 1992 года, он приравнивается и к страховому стажу.

А также после этой даты засчитывается весь стаж, приобретенный на территории государства-участника соглашения, с которого исчисляют пенсию уже на территории РФ.

Необходимые документы для получения пенсии

Проще говоря, все страны несут взаимную ответственность за трудовой стаж. Но важно отметить, что украинские граждане, оказавшиеся на территории России при назначении им пенсии, были официально трудоустроены и, таким образом, страховые отчисления делались их работодателями в ПФ Украины.

За назначением пенсии лицам, прибывшим с Украины, нужно обратиться в отделение ПФ РФ по месту проживания, и представить пакет документов:

  1. ВНЖ или удостоверение, подтверждающее статус беженца.
  2. Сведения о трудовом стаже (среднемесячной заработной плате за 60 месяцев до 2002 года подряд в любой период времени).
  3. Сведения о прекращении пенсионных выплат на Украине (запрос о снятии с пенсионного учета на Украине).
  4. Документ о нетрудоспособных членах семьи.

Независимо от возраста лица, получившие ВНЖ или статус беженца, могут обращаться за назначением пенсии по инвалидности (медицинское освидетельствование проходит на территории РФ) и в случае потери кормильца.


Документ, подтверждающий получения вида на жительство в России

В силу тех или иных объективных причин не всем украинцам-переселенцам удается представить полный пакет документов на получение пенсии.

В этих случаях предусматриваются исключения.

  1. Лицам, обратившимся за назначением пенсии в РФ, но не имеющих сведений о прекращении выплаты таковой на Украине, необходимо оформить заявление. В нем указывается информация о сроках прекращения выплаты пенсии на территории Украины. Если будет установлен факт переплаты (при уплате российской пенсии), человек обязуется сумму выплатить.
  2. Социальная пенсия назначается лицам, не имеющих возможности представить документы, подтверждающих их трудовой стаж (или пенсионное дело из ПФ Украины).

Необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного страхования и получить страховой номер, чтобы оформить права пенсионера уже по законам РФ.

Для этого лицо обращается в территориальный орган ПФ лично, представляя документ об удостоверении личности (по месту регистрации или по месту фактического проживания). В среднем оформление страхового свидетельства занимает около трех недель.


СНИЛС для иностранного гражданина в РФ

Льготы и военная пенсия

В лимитированных обстоятельствах досрочный выход на пенсию возможен для работников некоторых отраслей, в частности профессий с коротким сроком службы (вредные предприятия) или связанных с рисками. В таких условиях российская пенсия рассчитывается по льготной системе.

Перевод военной пенсии с Украины в Россию осуществляется по тем же стандартам. При назначении выплат засчитывается служба, включая и ту, что на льготных условиях, в воинских формированиях соответственно порядкам, установленным законодательствами государств-участников форума о социальном и пенсионном соглашении.

Обязательное условие – наличие ВНЖ (постоянное проживание в РФ). Для получения дополнительных документов рекомендуется обращаться в пенсионный отдел военкомата (по месту регистрации или фактического проживания). Например, граждане, которые являлись участниками боевых действий, получают льготы.

Пенсионное дело с Украины забрать нереально. Будет ли действительно перексеренное дело, заверенное нотариусом?

С 1 января 2015 г. введен новый порядок исчисления пенсий в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 62-ФЗ статус постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства определяется наличием у него вида на жительство.

Таким образом, право на пенсию в РФ обретается после получения вида на жительство. Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия данного статуса. Его подтверждает удостоверение беженца установленного образца, выдаваемое территориальным органом ФМС России. На иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для информации сообщаем, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. Так, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера (п. 5 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 3 Закона № 400-ФЗ выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На сайте Пенсионного фонда РФ размещена памятка для пенсионеров, прибывающих из Украины. Для назначения российской пенсии представляются следующие документы: — документ, удостоверяющий личность (для иностранных граждан – вид на жительство; для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации; для беженцев – удостоверение беженца); — о нетрудоспособных членах семьи; — об установлении инвалидности; — о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях; — документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002; — пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае, если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014 10:00


Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.

Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

для беженцев – удостоверение беженца;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

- документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

- пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР - компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.

Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:

  • инвалидам с детства I группы, детям - инвалидам - 11903,51 руб.;
  • инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) - 9919,73 руб.;
  • инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет - 4959,85 руб.;
  • инвалидам III группы - 4215,90 руб.

По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).

Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.

Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.

Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.

Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.

Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.

Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.

В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.

По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В современном мире Украинцы по самым разным причинам покидают свою страну и переезжают на ПМЖ в Россию. Переселенцев волнует важный вопрос: что будет с их пенсией? В этом тексте разберемся в вопросах пенсионного обеспечения украинцев при переезде в Россию, а также в той помощи юриста, которая им потребуется.

  1. Платят ли пенсию не россиянам в России?
  2. Какую пенсию оформят украинцу в России
  3. Как оформить пенсию

Платят ли пенсию не россиянам в России?

Начиная с 1992 года граждане СНГ могут претендовать на пенсионное обеспечение при перемещении из одной страны в другую. Сумма пенсии, конечно, исчисляется по законам государства проживания, но сам факт положительного решения на обращение многих уже радует.

Украинская пенсия в России будет действительна только в том случае, если лицо, обратившееся за назначением пенсии, имеет право на ее получение по законам России. В свете этого гражданам предпенсионного возраста, проживающим в Украине, следует обратить внимание на изменение пенсионного возраста в Российской Федерации в сторону увеличения на 5 лет. Следовательно, мужчинам с украинским гражданством, в возрасте 60 лет с 1 января 2019 года будет отказано в пенсионном обеспечении – на них будут распространяться ровно те же правила, которые действуют в России.

Анатолий В. обратился к адвокату с ситуацией: он собирается перевезти отца в возрасте 58 лет в Москву и оформить для него гражданство или вид на жительство. Сможет ли отец Анатолия оформить пенсию по достижению 60 лет.
Юрист объяснил, что с момента вступления в силу реформы пенсионного возраста оснований для досрочного (по российским законам) выхода на пенсию не будет. Обратиться за пенсионным обеспечением он сможет в возрасте 61,5 года при условии, если он будет являться гражданином России или получит вид на жительство (статус беженца).

Какую пенсию оформят украинцу в России

Пенсия в России для граждан Украины может быть оформлена как социальная, так и трудовая (страховая). В первом случае заявителю не потребуется подтверждать трудовой стаж и предоставлять иные бумаги. Однако воспользоваться правом на социальную пенсию возможно лишь при достижении возраста:

  • 65/60 (мужчины/женщины соответственно) в 2018 году;
  • 70/65 (мужчины/женщины соответственно) в 2024 году.

С 2019 по 2024 года пенсионный возраст в России плавно поднимается, что следует учитывать при обращении в ПФР в этот период.

Трудовая (страховая) пенсия оформляется в том же порядке, что и для россиян. Потребуется подтверждение трудового стажа. При этом становится абсолютно не важно, на какую именно компанию работал украинец. Главное, чтобы за него были произведены отчисления в пенсионный фонд Украины.

Кроме обычного пенсионного обеспечения украинцы в России могут претендовать на пенсии по:

  • инвалидности;
  • потере кормильца;
  • за иждивенцев.

Действительные украинские пенсионеры могут обратиться за назначением ежемесячного содержания в РФ. При этом перевод пенсии из Украины в Россию будет осуществлен на основании пенсионного дела, которое подается в числе прочих документов при обращении за пенсией.

Для определения объема пенсионного обеспечения специалисты ПФР используют предоставленные заявителем сведения. Если сумма окажется меньше прожиточного минимума пенсионера, то пенсионеру будут производиться доплаты.

Как оформить пенсию

Для оформления пенсионного обеспечения необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР – в Москве это клиентская служба Пенсионного Фонда в Москве по месту регистрации (жительства). К заявлению необходимо приложить пакет документов, состав которого зависит от того, на какую именно пенсию претендует заявитель.

Дмитрий Ч. обратился к московскому юристу с вопросом: его матери-украинке отказали в назначении пенсии в России, несмотря на оформленный вид на жительство. В качестве причины для отказа указали отсутствие документов, подтверждающих стаж. В социальной пенсии тоже отказали, поскольку женщина не смогла подтвердить свое проживание на территории РФ в течение последних 15 лет.
Юрист пояснил, что матери Дмитрия необходимо запросить документы о стаже, справку о среднемесячном заработке за любые 5 лет (до 2002 года). Если же женщина претендует на соцпенсию, то ей придется получить статус беженца.

В большинстве случаев запрашиваются следующие документы:

  • паспорт, если оформлено гражданство РФ;
  • ВнЖ, если украинец проживает на территории РФ;
  • удостоверение беженца – если украинец покинул свою страну из-за обоснованного страха стать жертвой в своей стране;
  • о нетрудоспособных членах семьи, если подаются документы на доплату за иждивенца;
  • об установлении инвалидности, если заявитель претендует на пенсию по инвалидности;
  • о смерти кормильца, если лицо хочет получать пенсию по потере кормильца;
  • документы о трудовой деятельности – если стаж Украина, а пенсия в России и заявитель хочет получать страховую пенсию;
  • пенсионное дело – если заявитель является действительным пенсионером.

Пенсионеру также придется предоставить письменное подтверждение о прекращении выплаты пенсии на территории Республики Украина. Если же сведения отсутствуют, заявитель должен указать самостоятельно дату прекращения получения пенсии в Украине. Специалисты предложат человеку подписать обязательство выплатить переполученные суммы в ситуации, если ПФР выявит факты получения украинской пенсии заявителем после назначения российской пенсии.

Если речь идет о пенсии по инвалидности, то документы, устанавливающие инвалидность, должны быть выданы компетентными организациями:

  • России, если инвалидность устанавливается впервые или была установлена в Украине;
  • республик, входивших в состав СССР, если инвалидность была установлена еще до распада Советского Союза.

Если необходима пенсия по потере кормильца, придется доказывать родство с ним. Для этого используются документы из органов ЗАГС – всевозможные свидетельства по бракоразводным делам, перемене имени.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.


В Украине после верификации пенсионеров у части из них могут забрать выплаты. Согласно закону, на это есть целый ряд причин. Кроме того, в следующем году ужесточат и требования для тех, кто только будет выходить на заслуженный отдых.

Подробнее о том, за что могут забрать выплаты – читайте в материале OBOZREVATEL.

если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;

Это могут подтвердить в ходе верификации. Например, если пенсионер вышел на заслуженный отдых по фальшивым документам, либо же в документах есть ошибки.

"В случае выявления недостоверных данных в документах и ​​сведениях, на основании которых было установлено и/или осуществляется выплата пенсии, решением территориального органа Пенсионного фонда Украины размер и основания для выплаты пенсии пересматриваются в соответствии с законом без учета таких данных", – говорится в законе.

на все время проживания пенсионера за границей;

Чиновники в рамках проверки также получат информацию о том, когда пенсионер пересекал границу и как долго находился за пределами страны. Если, например, уехать на несколько месяцев, пенсия за этот период начисляться не будет.

в случае смерти пенсионера;

в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;

Статья 49 закона "Об общеобязательном пенсионном страховании" предполагает: отменить пенсию может не только суд, но и территориальное подразделение Пенсионного фонда. "Пенсия в том числе прекращается на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины", – пояснила OBOZREVATEL адвокат Дина Дрыжакова.

Кроме того, без помощи от государства могут остаться переселенцы, которые меняют свое место жительства. На горячей линии Пенсионного фонда: если окажется, что пенсионер-переселенец живет не по официальному месту жительства, выплату отменят уже со следующего месяца. Так, в Фонде руководствуются постановлением, согласно которому пенсии выплачивают только тем украинцам, которые проживают на подконтрольной территории страны.

За что могут не дать пенсию в 60 лет

В Украине в 2020-м на пенсию в 60 лет могут выйти те, кто имеет от 27 лет стажа, в 63 года – от 17 до 27 лет стажа. Чтобы выйти на заслуженный отдых в 65 лет, нужно иметь 16 лет стажа. Ежегодно указанные требования будут повышать на 12 месяцев до тех пор, пока на пенсию в 60 лет будут выходить только те, у кого не менее 35 лет стажа.

Если ситуация не изменится, и украинцы не откажутся от теневого заработка, по подсчетам Министерства социальной политики, в 2028-м только около половины (45%) 60-летних смогут вовремя получить выплату. Остальным же придется работать дольше. По оценкам Минсоцполитики, через семь лет около 45% украинцев вынуждены будут работать до 63 или 65 лет.


Большая проблема – теневая занятость. Около четырех миллионов украинцев работают без официального оформления, взносы в Пенсионный фонд не платят. А еще миллионы часть зарплаты получают в конверте. Все это приводит к тому, что на действующих пенсионеров денег просто не хватает.

в Украине в 2020-м дольше придется работать тем, кто имеет до 27 лет стажа, а также женщинам, которые родились после 1 октября 1960-го.

Совсем скоро часть украинцев, которые получают помощь от государства в виде пенсий, субсидий, пособий, стипендий и прочего, могут лишиться бюджетных выплат. Это связанно с тем, что в Украине проведут масштабную проверку на законность получения госпомощи.

Экономист Виктор Скаршевский отметил, что верификация социальных выплат в Украине не является чем-то новым, она проводилась с 2016 года до октября 2018 года, когда Конституционный суд Украины заявил, что Министерство финансов получило доступ к личным данным граждан.

Повышение пенсионного возраста в Украине неизбежно, а дефицит Пенсионного фонда при нынешних параметрах системы не исчезнет никогда. Об этом сообщила председатель парламентского Комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова.


Идея накопительных пенсий для украинцев, при которой люди откладывают себе на пенсии сами и "не давят" на без того дефицитный Пенсионный фонд, не дает покоя властям.

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о накопительных пенсиях для льготников по спискам №1 и №2 (шахтеров, химиков, других работников вредных производств). Новую схему хотят запустить уже с начала следующего года.

Ее суть в том, что на пенсии этой категории граждан будут собирать работодатели. Для этого планируется увеличить ЕСВ на 15% для списка №1 и на 7% для списка №2. То есть людям никакие доплаты, по идее, не грозят. Но есть нюансы.

"Работодатели считают чрезмерной такую нагрузку на ЕСВ. Получается, что помимо 22% единого социального взноса нужно будет платить еще плюс 15%. То есть в целом – до 37%. Это чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы, которая может спровоцировать сокращения штата и увольнение людей. Максимум, на что согласны работодатели, – это плюс 10% к ЕСВ для списка №1 и 5% – для списка №2", – пояснил нам глава Конфедерации работодателей Алексей Мирошниченко.

Кроме того, работодатели готовы затеять ревизию льготных списков, то есть многие могут потерять право досрочного выхода на пенсию.

На начало декабря профильный парламентский комитет планирует вынести в сессионный зал и другой законопроект по пенсиям – №2683 "Об обязательном накопительном пенсионном обеспечении". Он прописывает новую пенсионную схему уже для всех украинцев.

Если проект примут, людям придется в обязательном порядке откладывать не менее 3% зарплаты на специальные пенсионные счета. "По сути, появится еще один налог", – говорит глава Экономического дискуссионной клуба Олег Пендзин.

Вот только что украинцы получат по итогу – пока неясно. Эксперты говорят, что пенсионные деньги в нашей стране особо некуда вкладывать. Так что на момент выхода на пенсию человек может получить разве что мизерную доплату – пару сотен гривен в месяц, да и то не факт.

То есть, получается, надежнее просто откладывать на старость на депозит или "под подушку".

"Страна" разбиралась, как в Украине хотят запустить накопительные пенсии.

Проблемные льготники

На прошлой неделе Кабмин согласовал законопроект о так называемой профессиональной накопительной пенсионной системе. Речь идет о накопительных пенсиях для категорий рабочих по спискам №1 и №2 – туда входят представители вредных специальностей (шахтеры, рабочие, задействованные на химических, металлургических производствах и др.).

Они имеют право на льготный выход на пенсию (по списку №1 – с 50 лет, по списку №2 – с 55 лет).

Скажем, чтобы выйти на пенсию по льготному списку №1 в 50 лет, нужно отработать на вредном производстве от 7,5 лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин). Для списка №2 такой стаж должен составлять 12 лет.

"Эти пенсии выплачиваются из Пенсионного фонда, но всю сумму плюс стоимость доставки пенсий ПФ компенсируют работодатели, у которых пенсионер заработал вредный стаж. К примеру, если человек проработал на тяжелом производстве 12 лет, 5 лет на одном предприятии и еще 7 лет на другом, то и затраты на пенсию делятся между этими предприятиями пропорционально", – пояснил нам руководитель управления соцстрахования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

К примеру, если человек выходит на пенсию в 50 лет, то работодатель должен платить Пенсионному фонду 10 лет – пока пенсионеру не исполнится 60 лет.

На практике такая схема работает со сбоями. Как указано в пояснительной записке к проекту, за последние 10 лет задолженность перед ПФ по льготным пенсионерам выросла больше чем впятеро и продолжает увеличиваться на 1,5 млрд гривен в год.

Ежегодно работодатели не компенсируют ПФ четверть всех льготных пенсий. Многие предприятия, с которых люди уходили на пенсию, уже вообще не работают, так что выбивать долги, по сути, не с кого.

Также, по словам министра соцполитики Марины Лазебной, на многих предприятиях не ведется учет документов, поэтому люди часто просто не могут подтвердить свой льготный стаж. На данный момент долг работодателей по льготным пенсиям просто огромный – 15 млрд гривен. И эта нагрузка ложится на и без того дефицитный Пенсионный фонд.

Как рассказал нам Мирошниченко, предприятия в качестве решения вопроса с погашением этой задолженности предлагали отсрочку на 60 месяцев. Но пока власти на это не согласились.

Стоит отметить, что и для самих работодателей армия льготников, многие из которых могли проработать на вредном предприятии всего несколько лет, но за которых нужно платить, стала обузой. Поэтому переход на накопительные пенсии мог бы стать решением проблемы, если не сейчас, то в недалеком будущем. Но есть нюансы.

Три программы вредности

Чтобы решить эту проблему с пенсионерами-льготниками, Минсоцполитики предложило новую схему – накопительные пенсии для представителей льготных профессий. Накапливать пенсии будут за счет работодателей – им повысят ЕСВ (для списка №2 – на 7%, для списка №1 – на 15%). Пенсионные счета станут обязательными для рабочих до 35 лет.

Пенсионных программ будет три: для выхода на пенсию с 50 лет, с 55 лет и программа добровольного участия (скажем, для тех, кому сейчас больше 35 лет) – условия пропишут в коллективных договорах.

Программа №1 рассчитана на работников, которые заняты полный рабочий день (не менее 80% времени) на работах с особо тяжелыми и вредными условиями (по списку №1). По этой программе человек может рассчитывать на выплаты при достижении 50 лет. Дополнительные отчисления для работодателя – 15% ЕСВ. То есть предприятие всего будет платить за таких работников 37% ЕСВ.

Программа №2 – для работников из льготного списка №2, а также трактористов-машинистов сельхозпредприятий, машинистов строительных и грузовых машин, работников текстильных производств, водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок. Она дает право на получение пенсионных выплат с 55 лет. Дополнительные выплаты работодателей – 7% ЕСВ, то есть общая нагрузка по единому социальному взносу составит 29%.

Программа №3 – для "добровольцев". Она позволяет копить себе на пенсии, но не самостоятельно, а по условиям коллективных договоров с работодателями. Выплаты начинаются с 55 лет. Платить будут работодатели, но конкретные отчисления пропишут в договорах. Программа рассчитана на тех, кому до пенсии осталось не так много, но все же можно накопить на прибавку к пенсии.

То есть с самих работников ни по одной программе взыскивать средства не будут, все накопления – за счет работодателей.

Ловушка для льготников

Впрочем, на самом деле доплаты от работодателей еще не гарантируют льготникам стабильных пенсий в старости.

В Конфедерации работодателей говорят, что предложенные ставки пенсионных отчислений очень высокие и неподъемные для бизнеса. "Работодатели согласны на дополнительный ЕСВ 10% по списку №1 и 5% по списку №2. Если процент будет выше, есть угроза чрезмерной нагрузки на фонд заработной платы, что заставит компании идти на непопулярные меры, вплоть до увольнений. В нынешней экономической ситуации нагрузка в 37% ЕСВ попросту нереальная", – говорит Мирошниченко.

Также непонятно, как пенсионные накопления будут защищать от инфляции. Как отметили представители профсоюзов на заседании Кабмина, новую систему планируется внедрить уже с 1 января 2021 года, но инфраструктура к этому не готова, нет гарантий сохранности активов.

Формально человек сможет выбирать пенсионный фонд для хранения накоплений. Свои ПФ есть также на многих предприятиях (скажем, в Администрации морских портов Украины, Профсоюзе железнодорожников (ПФ "Вертикаль") и др.).

По данным Администратора пенсионного фонда "Центр персонифицированного учета", по итогам прошлого года, только 2% негосударственных ПФ обеспечили доходность выше 20% годовых, у 11% она колебалась от 0% до 5%, то есть не перекрывала даже инфляционные потери. А 25% и вовсе сработали в минус – доходность по вкладам ниже 0%.

Проблема в том, что в Украине особо некуда инвестировать, особенно на длительный срок 10-20 лет и больше, – считают эксперты.

"Фондового рынка у нас нет, как и высокодоходных объектов для инвестирования. Зато есть угроза гиперинфляции. С 1997 года гривна подешевела в 28 раз. Куда нужно вложить средства, чтобы получить такую доходность? А иначе, отработав всю жизнь на вредном производстве, человек в итоге получит копейки, на которые ничего нельзя купить", – отмечает Олег Пендзин.

Эти замечания обещали учесть при работе над проектом в комитетах Рады.

Если проект примут в нынешнем виде, то людям могут грозить проблемы, причем не на пенсии, а уже сейчас. Скажем, если работодатели начнут сокращать персонал или попытаются снизить зарплаты, ссылаясь на повышенные отчисления на пенсии.

Есть еще один нюанс – сами списки льготников.

"Нужна аттестация рабочих мест, а не просто определение вредной профессии. Сертифицированные центры могут определить, насколько работа на том или ином месте влияет на человека и его здоровье. Скажем, слесарь на химическом заводе может никогда не контактировать с вредными веществами, но почему-то тоже числится в списке льготников. Честная аттестация рабочих мест расставит все точки над "і", – говорит Мирошниченко.

По факту это значит, что льготные списки могут заметно сократиться. Поэтому многие из тех, кто сейчас имеет право выхода на заслуженный отдых в 50-55 лет, попросту его потеряют.

Впрочем, проект по накопительным пенсиям для льготников – это лишь "пробный шар". Власти не скрывают, что их цель – запуск накопительных пенсий для всех украинцев. Премьер-министр Шмыгаль уже предупредил граждан, что вскоре платить им пенсии будет не из чего и нужно копить себе на старость самим.

В Раде уже есть законопроект № 2683 на тему обязательного пенсионного страхования (его подала глава профильного комитета Галина Третьякова). И, как стало известно "Стране", на начало декабря намечено его рассмотрение в парламенте.

Мы уже подробно писали об этом проекте – он предусматривает отчисления на индивидуальные пенсионные счета не менее 3% от зарплаты: 1% будет платить работник, 2% – работодатель. Но в последующем общий процент отчислений вырастет до 10%.

Что, кстати, уже возмутило работодателей. "Если бы такие дополнительные выплаты шли за счет ЕСВ, еще одно дело, а если дополнительно – мы против", – говорит Мирошниченко.

Накопления будут распределяться по частным пенсионным фондам, но будет некий новый регулятор, который станет контролировать ПФ и следить за сохранностью денег украинцев.

Людям можно будет выбирать "пенсионные портфели" – консервативный, сбалансированный или динамичный. Отличие в том, как будут инвестировать ваши накопления. Скажем, консервативный портфель предусматривает вложения в менее рискованные, но при этом и менее доходные инструменты. То есть много заработать на процентах тут не удастся, но зато больше шансов сохранения денег. Динамичный портфель, наоборот, предусматривает более рискованные, но при этом и более доходные способы инвестирования. А сбалансированный портфель сочетает оба вида инвестирования. Если вы сами не выберете свой пенсионный портфель, за вас это сделают управляющие компании.

По этому законопроекту уже много вопросов. Главный, как и в случае с пенсиями для льготников, – где гарантия сохранности средств и их защиты от инфляции. Ведь, если деньги, которые будут принудительно взыскивать со всех работающих граждан, "сгорят" или обесценятся в частных пенсионных фондах, миллионы украинцев на старости лет останутся попросту ни с чем.

И пока внятного ответа – не грозит ли нам такой сценарий – власти не дали.

Но на самом деле вопрос гораздо шире конкретного законопроекта – готова ли Украина сейчас к введению обязательных накопительных пенсий?

Формально Пенсионный фонд – почти банкрот. Дефицит ПФ в следующем году превысит 200 млрд гривен, которые придется компенсировать из бюджета. Уже сейчас 11 млн работающих и отчисляющих ЕСВ украинцев содержат 12,5 млн пенсионеров.

По мере старения нации эта нагрузка будет только расти, в итоге Пенсионный фонд попросту опустеет. По крайней мере, на ежегодные индексации пенсий денег точно не будет, а без них пенсии очень быстро превратятся в "непрожиточные".

Анонсируя накопительную систему, власти не говорят об отмене солидарной. Она тоже будет, но с минимальными пенсиями. А на доплаты до более-менее приличного уровня нужно будет копить самим.

"Проблема в том, что Международная организация труда уже давно назвала коэффициент замещения (соотношение зарплаты к пенсии) – не ниже 40%. В некоторых странах Европы он достигает 60-80%, а у нас – до 25%. Понятно, что это нарушение всех соцстандартов. И, чтобы повысить этот коэффициент, власти педалируют накопительные пенсии", – говорит Олег Пендзин.

Хотя, по мнению экономиста Алексея Куща, пока Украина к обязательному пенсионному страхованию не готова.

"Во-первых, накопительные пенсии вводятся на точке роста экономики, в кризис такие эксперименты проводить нежелательно, ведь это дополнительная финансовая нагрузка на граждан и работодателей. Во-вторых, нужно сперва детенизировать рынок труда хотя бы на 80%, иначе большинство будет отчислять на пенсии только с минимальных зарплат, то есть по 150 гривен в месяц. За год это всего 1800 гривен, а за 20 лет 36 тысяч. Пусть даже с процентами набежит до 50 тысяч, но что они решают? Человек может забрать всю сумму на руки или получать частями по несколько сотен в месяц. При этом неизвестно, что к тому времени на 50 тысяч можно будет купить. Гораздо эффективнее откладывать на старость самому. В-третьих, нет источников для инвестирования. Некоторые эксперты предлагают вкладывать в иностранные ценные бумаги, но это чревато оттоком средств из Украины. Другие – покупать за пенсионные деньги ОВГЗ. Но в этом случае эти средства будут полностью подконтрольны государству, что тоже не очень хорошо. Как вариант, можно было бы совместить земельную и пенсионную реформы: разрешить ПФ инвестировать в землю, которая считается высоко ликвидным активом. Но власти почему-то на это пока не идут", – отмечает Кущ.

По его мнению, если будет реализована предложенная Третьяковой идея с созданием нового Пенсионного казначейства, появится новая схема.

"3% от зарплатного фонда – это 50 млрд гривен в год. Неплохой куш для тех, кто хочет контролировать потоки. Новый регулятор будет распределять эти деньги по управляющим компаниям фактически в ручном режиме, что позволит причастным зарабатывать миллионы", – говорит Кущ.

Олег Пендзин также считает, что пока накопительные пенсии в Украине вводить рано.

"Властям следовало бы сперва разобраться с солидарной системой. Если из 21 млн трудоспособного населения ЕСВ платит только 11 млн, а премьер-министр, вместо того чтобы заняться этой проблемой, говорит, что на пенсии не осталось денег и нужно копить себе самим, то у меня вопрос в первую очередь к правительству. Сперва нужно навести порядок с рынком труда и налогами, а если это не поможет – искать другие способы, как платить пенсионерам. В идеале нужно оставить солидарную систему и ввести добровольные накопительные пенсии. Но это не должно быть обязаловкой и еще одним налогом на работающих граждан", – отметил Пендзин.

По словам Мирошниченко, властям следовало бы озвучить "дорожную карту" реформы всей пенсионной системы, а не действовать точечно, на уровне отдельных законопроектов.

Сейчас люди просто не понимают, как именно будут реформировать пенсионную систему и что ее ждет через 10-15 лет, поэтому многие вообще задались вопросом – зачем платить ЕСВ и не выгоднее ли получать зарплату в конверте и уже с нее откладывать на старость.

Читайте также: