Могут ли осудить пенсионерам

В информационном пространстве широко обсуждаются новости о введении штрафа для неофициально работающих пенсионеров в размере 120 000 рублей. Эта информация пока не соответствует действительности, но санкции для пенсионеров за подработку действительно есть.

В статье разберемся, будет ли введен штраф для работающих пенсионеров в 2020 году по инициативе ПФР, ИФНС или иного надзорного ведомства, что грозит пенсионерам за официальную и неофициальную трудовую или предпринимательскую деятельность, выгодно ли вообще пенсионерам не работать на своем заслуженном отдыхе.


Какие слухи распространяются

Многие информационные сайты уже успели написать, что вводится новый штраф для работающих неофициально пенсионеров в 2020 году — 120 тысяч рублей. Большинство заголовков подобных новостей в не самых авторитетных информационных источниках используют именно такую риторику. При этом, как правило, в статьях нет ссылок на действующие нормативные акты, законопроекты или высказывания чиновников, публикации на официальных сайтах госорганов.

Кроме этого, обычно в таких новостях фигурируют следующие факты:

  • о привлечении к ответственности пенсионеров предупредила налоговая официально;
  • штраф для работающих неофициально пенсионеров планируется ввести отдельным законом в новом году;
  • налоговая и Пенсионный фонд отслеживают поступления на расчетные счета пенсионеров с целью отслеживания нелегальных доходов.

Все эти утверждения не соответствуют действительности, о чем подробно будет рассказано ниже.

Что произошло на самом деле

Источник слухов и волны новостей о штрафах для пенсионеров, получающих нелегальный доход, — публикация на сайте ussurmedia.ru. В статье указано, дословно, «работающих пенсионеров предупредили о штрафе в 120 тысяч рублей». За что положено такое наказание? За «подработки», «неофициальное трудоустройство», что приводит, по выражению автора статьи, к «своего рода мошенничеству». Ведь работающий пенсионер не имеет права на индексацию пенсии.

Таким образом, неофициально работающий пенсионер, скрывая информацию о дополнительном доходе, трудоустройстве, получает повышенный размер содержания незаконно. А получить информацию правоохранительные органы смогут от налоговой, отслеживающей поступления на счетах и от Пенсионного фонда, контролирующего трудоустройство граждан.

При этом, автор не дает ни ссылок на нормативные акты (их вообще нет в статье), ни на публикации с официальных сайтов госорганов. Сомнительные новости «перекочевали» и на некоторые новостные сайты, например, ura.ru.

Как на самом деле

Никакого законопроекта о введении штрафов для неофициально работающих пенсионеров нет. Предусмотрен ли действующим законодательством штраф для пенсионеров за подработку или неофициальное трудоустройство? Конкретно такого состава преступления в УК РФ нет. Однако, есть ст. 159.2 — мошенничество с выплатами (получение индексированной пенсии, продолжая работу, вполне может считаться таковым), и ст. 198 — уклонение от налогов (с любого дохода гражданин обязан платить соответствующий налог на доход).

По ст. 159.2 УК РФ штраф как раз может достигать 120 000 рублей. Статья 198 УК РФ также гипотетически может касаться нелегально работающих, но только если ущерб (невыплата налогов) достиг крупных размеров (900 000 рублей за три года).

Как госорганы могут доказать состав преступления

Никаких официальных предупреждений от налоговой или ПФР в адрес неоформленных официально на работе или занимающихся подработкой пенсионеров не публиковалось. Так, ПФР уже опроверг новости и разъяснил, что не выполняет надзорные функции, не занимается выявлением нелегально работающих граждан и не наделен полномочиями по передаче информации в правоохранительные органы. Информацию о работниках и взносах ПФР получает непосредственно от работодателей.

Что касается налоговой инспекции, то согласно пп.1.1 ст. 81 НК РФ она располагает правом запроса запрашивать информацию о движении средств на счету гражданина. Однако для этого необходимо основание в виде проведения официальной проверки.

Выгодно ли пенсионеру трудиться

Итак, работающий пенсионер на индексацию пенсии рассчитывать не может. В соответствии со ст. 26.1 ФЗ-400 с 2016 года индексация их содержания «заморожена», при этом, размер пенсии корректируется, но на иной процент. В соответствии с той же нормой после увольнения и прекращения трудовой деятельности пенсия корректируется с учетом всех индексаций, проведенных, пока гражданин трудился.

Также работающий пенсионер не имеет права на следующие выплаты:

  • социальную пенсию по старости, при продолжении осуществления труда она не назначается на основании ст. 11 ФЗ-166 — если выяснится, что такой пенсионер начал работать, пенсию заставят вернуть;
  • социальную доплату к пенсии для обеспечения дохода на уровне прожиточного минимума в соответствии со ст. 12.1 ФЗ-178;
  • различные региональные доплаты в соответствии с местным законодательством. Как правило, условием их назначения является прекращение трудовой деятельности.

Вывод

Итак, что можно ответить на вопрос: будет ли принят закон о штрафах для работающих пенсионеров? Нет, в ближайшем будущем у законодателей нет таких инициатив в планах. В соответствии с действующим законодательством продолжение трудовой деятельности — полное право пенсионера.

Привлечение к ответственности пенсионеров, работающих нелегально, неофициально, и при этом получающих денежные выплаты, предназначенные для неработающих пенсионеров, вполне возможно по действующим законам, причем к уголовной ответственности. Однако для этого необходимо доказать наличие умысла, получение неофициальных доходов и т.д., весь состав преступления, что на практике сделать достаточно проблематично в настоящее время.





"Обсудили возможность перевода осужденных пенсионного возраста, ранее не отбывавших наказания в местах лишения свободы и отбывших треть срока, из исправительных колоний в колонии-поселения", - написала сегодня в своем Instagram уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.

Омбудсмен отметила, что в обсуждении приняли участие такие представители правозащитного сообщества как Валентин Гефтер, Лев Пономарев, Валентин Данилов и Валентина Фридман. По их задумке, пожилой человек, если он, конечно, не закоренелый рецидивист, сможет перевестись на более щадящий режим отсидки. В колониях-поселениях, к примеру, не ограничивается передвижение по территории.

Согласно статье 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные в колониях-поселениях содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии. С разрешения администрации они могут передвигаться без надзора и вне территории колонии. Осужденным может быть разрешено проживание со своими семьями не только на территории колонии-поселения, но и вне ее. Они также могут иметь при себе деньги, пользоваться обычной одеждой, использовать средства связи.

"Предложение заслуживает внимания, - считает профессор финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев. - Однако часть 2 статьи 78 УИК РФ устанавливает, что только положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии в колонию-поселение".



Кроме того, по словам эксперта, осужденные, находящиеся в облегченных условиях содержания, в том числе пенсионеры, могут быть переведены из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение по отбытии не менее 1/4 срока наказания, что значительно ранее предлагаемого срока. "В статье уже закреплено положение о том, что все осужденные могут быть переведены из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение по отбытии не менее 1/3 срока наказания. За преступления небольшой и средней тяжести к осужденным также может быть применено условно-досрочное освобождение после фактического отбытия также не менее 1/3 срока, поэтому определенная часть осужденных имеет возможность освободиться условно-досрочно из исправительной колонии, а не просить перевода в колонию-поселение. Вместе с тем данное предложение с позиции гуманизма по отношению к лицам преклонного возраста, ранее не отбывавших наказание в местах лишения свободы, является актуальным и заслуживает глубокой проработки", - отметил юрист.

"Колония-поселение является наиболее "вольным" способом отбывания наказания, поскольку по своей сути представляет собой свободное обитание с незначительными ограничениями, - отмечает эксперт Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Роман Терехин. - Находящиеся в колонии-поселении в обязательном порядке привлекаются к труду, однако при этом принимаются на работу в соответствии с требованиями трудового законодательства, также они вправе трудоустроиться самостоятельно".

Кроме того, осужденные, по словам эксперта, вправе проживать на территории колонии со своими семьями и за счет собственных средств пользоваться бытовыми и медицинскими услугами, а также получать образование.

Согласно ныне действующему законодательству суд, рассматривая вопрос об изменении вида исправительного учреждения, учитывает характеристику осужденного, данную администрацией исправительного учреждения (поведение осужденного, его отношении к учебе и труду, к совершенному деянию, возмещение причиненного ущерба).

В информационном пространстве широко обсуждаются новости о введении штрафа для неофициально работающих пенсионеров в размере 120 000 рублей. Эта информация пока не соответствует действительности, но санкции для пенсионеров за подработку действительно есть.

В статье разберемся, будет ли введен штраф для работающих пенсионеров в 2020 году по инициативе ПФР, ИФНС или иного надзорного ведомства, что грозит пенсионерам за официальную и неофициальную трудовую или предпринимательскую деятельность, выгодно ли вообще пенсионерам не работать на своем заслуженном отдыхе.


Какие слухи распространяются

Многие информационные сайты уже успели написать, что вводится новый штраф для работающих неофициально пенсионеров в 2020 году — 120 тысяч рублей. Большинство заголовков подобных новостей в не самых авторитетных информационных источниках используют именно такую риторику. При этом, как правило, в статьях нет ссылок на действующие нормативные акты, законопроекты или высказывания чиновников, публикации на официальных сайтах госорганов.

Кроме этого, обычно в таких новостях фигурируют следующие факты:

  • о привлечении к ответственности пенсионеров предупредила налоговая официально;
  • штраф для работающих неофициально пенсионеров планируется ввести отдельным законом в новом году;
  • налоговая и Пенсионный фонд отслеживают поступления на расчетные счета пенсионеров с целью отслеживания нелегальных доходов.

Все эти утверждения не соответствуют действительности, о чем подробно будет рассказано ниже.

Что произошло на самом деле

Источник слухов и волны новостей о штрафах для пенсионеров, получающих нелегальный доход, — публикация на сайте ussurmedia.ru. В статье указано, дословно, «работающих пенсионеров предупредили о штрафе в 120 тысяч рублей». За что положено такое наказание? За «подработки», «неофициальное трудоустройство», что приводит, по выражению автора статьи, к «своего рода мошенничеству». Ведь работающий пенсионер не имеет права на индексацию пенсии.

Таким образом, неофициально работающий пенсионер, скрывая информацию о дополнительном доходе, трудоустройстве, получает повышенный размер содержания незаконно. А получить информацию правоохранительные органы смогут от налоговой, отслеживающей поступления на счетах и от Пенсионного фонда, контролирующего трудоустройство граждан.

При этом, автор не дает ни ссылок на нормативные акты (их вообще нет в статье), ни на публикации с официальных сайтов госорганов. Сомнительные новости «перекочевали» и на некоторые новостные сайты, например, ura.ru.

Как на самом деле

Никакого законопроекта о введении штрафов для неофициально работающих пенсионеров нет. Предусмотрен ли действующим законодательством штраф для пенсионеров за подработку или неофициальное трудоустройство? Конкретно такого состава преступления в УК РФ нет. Однако, есть ст. 159.2 — мошенничество с выплатами (получение индексированной пенсии, продолжая работу, вполне может считаться таковым), и ст. 198 — уклонение от налогов (с любого дохода гражданин обязан платить соответствующий налог на доход).

По ст. 159.2 УК РФ штраф как раз может достигать 120 000 рублей. Статья 198 УК РФ также гипотетически может касаться нелегально работающих, но только если ущерб (невыплата налогов) достиг крупных размеров (900 000 рублей за три года).

Как госорганы могут доказать состав преступления

Никаких официальных предупреждений от налоговой или ПФР в адрес неоформленных официально на работе или занимающихся подработкой пенсионеров не публиковалось. Так, ПФР уже опроверг новости и разъяснил, что не выполняет надзорные функции, не занимается выявлением нелегально работающих граждан и не наделен полномочиями по передаче информации в правоохранительные органы. Информацию о работниках и взносах ПФР получает непосредственно от работодателей.

Что касается налоговой инспекции, то согласно пп.1.1 ст. 81 НК РФ она располагает правом запроса запрашивать информацию о движении средств на счету гражданина. Однако для этого необходимо основание в виде проведения официальной проверки.

Выгодно ли пенсионеру трудиться

Итак, работающий пенсионер на индексацию пенсии рассчитывать не может. В соответствии со ст. 26.1 ФЗ-400 с 2016 года индексация их содержания «заморожена», при этом, размер пенсии корректируется, но на иной процент. В соответствии с той же нормой после увольнения и прекращения трудовой деятельности пенсия корректируется с учетом всех индексаций, проведенных, пока гражданин трудился.

Также работающий пенсионер не имеет права на следующие выплаты:

  • социальную пенсию по старости, при продолжении осуществления труда она не назначается на основании ст. 11 ФЗ-166 — если выяснится, что такой пенсионер начал работать, пенсию заставят вернуть;
  • социальную доплату к пенсии для обеспечения дохода на уровне прожиточного минимума в соответствии со ст. 12.1 ФЗ-178;
  • различные региональные доплаты в соответствии с местным законодательством. Как правило, условием их назначения является прекращение трудовой деятельности.

Вывод

Итак, что можно ответить на вопрос: будет ли принят закон о штрафах для работающих пенсионеров? Нет, в ближайшем будущем у законодателей нет таких инициатив в планах. В соответствии с действующим законодательством продолжение трудовой деятельности — полное право пенсионера.

Привлечение к ответственности пенсионеров, работающих нелегально, неофициально, и при этом получающих денежные выплаты, предназначенные для неработающих пенсионеров, вполне возможно по действующим законам, причем к уголовной ответственности. Однако для этого необходимо доказать наличие умысла, получение неофициальных доходов и т.д., весь состав преступления, что на практике сделать достаточно проблематично в настоящее время.

Комментарий к статье 124
1. 16 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 11-П по делу о проверке конституционности комментируемой статьи в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки (СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110). Положение ст. 124 в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3) и утратившим силу с момента провозглашения названного Постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Согласно Постановлению федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее; вопрос же о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсии.
Пенсионные дела упомянутых выше граждан, разрешенные на основании признанного неконституционным положения ст. 124, подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ.
До настоящего времени законодателем не принята новая редакция ст. 124, однако поскольку положение этой статьи в отношении трудовых пенсий признано неконституционным, оно применяться не должно начиная с 16 октября 1995 г., т.е. трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) с указанной даты должна выплачиваться за время лишения свободы по приговору суда на общих основаниях, установленных комментируемым Законом.
Однако в правоприменительной практике органы социальной защиты населения до 1 июля 1997 г. руководствовались комментируемой статьей пенсионного Закона (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 5. С. 42).
2. С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно - исполнительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 8 января 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198).
Согласно ч. 2 ст. 98 Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, в случек потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выплата пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 3 ст. 98 Кодекса). Кодекс предусмотрел также, что осужденные, получающие пенсию, равно как и получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды (п. 4 ст. 99 Кодекса).
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех видов удержаний не менее 25% начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленной пенсии (п. 3 ст. 107 Кодекса).
3. Минтруд РФ отрицательно относится к возможности выплаты пенсии за период до 1 июля 1997 г. и ориентирует органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, выступать в судах при рассмотрении соответствующих исков пенсионеров против их удовлетворения, исходя из того, что нормы пенсионного законодательства не позволяли выплачивать пенсии осужденным. Предписано в обязательном порядке обжаловать такие решения. В то же время решения судов, вступившие в законную силу, исполняются (см.: "Пенсия". 1998. N 10. С. 11).
4. Лица, осужденные к лишению свободы, приобретают право на пенсию, как и все остальные граждане. Однако лишение их свободы требует введения особых правил реализации пенсионных прав.
Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, согласованный с Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ, Главным управлением военного бюджета и финансирования Минобороны России и Медицинским управлением МВД РФ, утвержден начальником Главного управления исполнения наказаний МВД России 4 ноября 1997 г. и направлен в территориальные органы уголовно - исполнительной системы письмом МВД России от 6 ноября 1997 г. N 18/13-204, а в органы социальной защиты населения - письмом Минтруда России от 20 ноября 1997 г. N 5751-ЮЛ.
Оформляет необходимые для пенсионного обеспечения документы и представляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, администрация исправительного учреждения (исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьмы, лечебно - исправительного или лечебно - профилактического учреждения) либо следственного изолятора (в отношении осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию) (см. п. 1 Порядка). При отсутствии в личном деле документов, необходимых для назначения пенсии, администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению (см. п. 4).
Медико - социальная экспертиза осужденного для признания его инвалидом проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы. Направление на медико - социальную экспертизу оформляется лечебно - профилактическим учреждением уголовно - исполнительной системы и вместе с другими медицинскими документами, подтверждающими нарушение его здоровья, и его заявлением отправляются администрацией исправительного учреждения в соответствующее территориальное учреждение медико - социальной экспертизы, где проводится освидетельствование. В случае признания осужденного инвалидом справка об инвалидности направляется в исправительное учреждение и хранится в его личном деле. Выписка из акта освидетельствования об инвалидности в трехдневный срок со дня ее установления направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения (см. п. 6 Порядка).
При обращении за пенсией кроме документов, необходимых для назначения соответствующего вида пенсии, администрация исправительного учреждения представляет паспорт осужденного и справку о его нахождении в данном учреждении. В справке указываются фамилия, имя, отчество и год рождения осужденного, наименование суда, вынесшего приговор, дата вынесения приговора, юридический адрес исправительного учреждения и реквизиты депозитного счета банка, куда следует перечислять пенсию (см. п. 4 Порядка и приложение 1 к нему).
Пенсия, полагающаяся осужденному, перечисляется на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет пенсии на лицевые счета осужденных, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (см. п. 8 Порядка).
Выплата пенсий, назначенных осужденным до лишения свободы, производится по месту отбывания им наказания со дня вынесения приговора, но не ранее чем с 1 июля 1997 года (см. п. 8 Порядка).
Для выплаты пенсии осужденным, получавшим ее до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список пенсионеров с указанием в нем вида пенсии, номера пенсионного удостоверения, адреса места жительства (пребывания), по которому выплачивалась пенсия и др., а также справку на каждого осужденного о месте его пребывания. Такие же данные представляются о вновь прибывших осужденных. При изменении списочного состава пенсионеров администрация должна сообщить об этом в 5-дневный срок (см. п. 8, 9 Порядка и приложения к нему).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие документы, требуемые для открытия лицевого счета (см. п. 8 Порядка).
При выбытии пенсионера из исправительного учреждения его администрация в пятидневный срок представляет сведения об этом органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, с указанием причин выбытия, размера пенсии и срока, по который она выплачена. Излишне перечисленные суммы пенсии возвращаются (см. п. 9 Порядка).
Если суммы пенсии были перечислены исправительному учреждению после освобождения осужденного, в том числе и за период лишения свободы, они подлежат возврату органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. При переводе осужденного из одного в другое исправительное учреждение суммы пенсии, своевременно не перечисленные на счет учреждения, из которого он уже выбыл, перечисляются на счет исправительного учреждения по новому месту отбывания наказания.
При освобождении осужденного из места лишения свободы в связи с прекращением отбывания наказания его лицевой счет закрывается. Пенсионер обращается в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту своего жительства или пребывания с заявлением о пересылке пенсионного дела, предъявляя справку об освобождении, паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства (а при отсутствии таковой - свидетельство о регистрации по месту пребывания). При поступлении по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пенсионного дела производится выплата пенсии освобожденному, в том числе и тех сумм, которые не были своевременно перечислены на счет исправительного учреждения.

Минэкономразвития разработал новые меры социальной защиты: в чем подвох

В отношении пенсионеров и работающих россиян вводятся новые меры социальной защиты. Речь идёт о двух законопроектах, подготовленных Минэкономразвития. Первый предлагает запретить взыскивать долги со страховых пенсий. Второй предупреждает, что при взыскании долгов с зарплаты в распоряжении работника должен всегда оставаться прожиточный минимум (сегодня он равен 12130 рублям).

В результате судебные приставы столкнутся с «неприкосновенным доходом», который отобрать не смогут: это положение будет закреплено в Трудовом кодексе. Инициатива благая, однако есть очевидный минус: она резко снижает возможности банков по кредитованию - прежде всего пенсионеров, отмечают опрошенные нами эксперты.


Фото: Алексей Меринов

Оба документа получили одобрение во время заседания Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Сегодня социальные выплаты считаются доходом, с которого можно удержать разного рода штрафы, долги по коммунальным платежам, перед банками и так далее. Идея Минэкономразвития состоит в том, чтобы расширить список источников дохода, защищённых от взыскания задолженности. В новый перечень войдут: страховая пенсия по старости, по инвалидности, накопительная пенсия, пенсии военнослужащих и сотрудников силовых структур, пособия по временной нетрудоспособности.

Табуированный доход будет маркироваться, чтобы судебные приставы знали, какую задолженность нельзя трогать. В документах для этого пропишут специальный код. Между тем случаев взыскивания пенсий в счет долгов известно не так уж много. Самая резонансная история произошла в 2017 году с пенсионером из Забайкалья Анатолием Вертипраховым. Тот сообщил, что судебный пристав из-за долгов по ЖКХ снял с его карты всю, до последней копейки, пенсию — 8516,13 рублей. В порыве отчаяния 72-летний пострадавший обратился лично к президенту России с просьбой: «Прошу дать распоряжение губернатору Забайкальского края, главе Оловяннинского района, главе сельского поселения Яснинское выкопать мне могилу и купить мне гроб. Жить в это стране невозможно». После вмешательства прокуратуры пенсионеру вернули половину суммы — 4258 рублей.

«Суды и раньше, рассматривая иски о взыскании долгов, не оставляли людей без средств к существованию, - напоминает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. - Нынешняя инициатива Минэкономразвития направлена на упорядочивание этой практики: минимальный доход гражданина должен оставаться неприкосновенным».

Причем, отмечает эксперт, речь идёт о двух принципиально разных инструментах: в отношении работающих россиян - это фиксированный прожиточный минимум, в отношении пенсионеров — защита пенсий. Первая категория имеет возможность работать в нескольких местах, сменить место труда, увеличить свои доходы и тем самым расплатиться с долгами. Для второй же пенсия в большинстве случаев остаётся единственным источником дохода. В целом, по словам Сафонова, оба законопроекта — дело хорошее. Однако есть одно «но»: банкам придётся принимать в расчет риски потенциального невозврата долгов, а значит, кредиты станут дороже, а объем кредитования пенсионеров будет снижаться.

«С пенсионеров и взять-то нечего в счёт уплаты, и квартиру не отберёшь, она у них, как правило, единственная, - развивает тему профессор Алексей Зубец из Финансового университета. - Проблема в том, что если банки начнут затруднять пенсионерам выдачу займов, те от безысходности могут воспользоваться услугами микрофинансовых организаций, а то и «черных ростовщиков» и подобного рода мошенников, которые берут какие-то колоссальные проценты».

При любых обстоятельствах начинание Минэконмразвития несет в себе положительный заряд, считает Зубец. Никакие взыскания по долгам не должны оставлять людей, тем более стариков с их скромными пенсиями, на пороге голодной смерти. Денег должно хватать на коммунальные платежи, на поддержание здоровья, на покупку лекарств, продуктов, предметов каждодневного пользования.

Между тем, авторы законопроектов всё же оставляют возможность взыскивать из пенсии отдельные виды долгов — например, задолженность по ЖКХ, а также обязательства по возмещению ущерба после совершения преступления, по уплате административного и судебного штрафа. Но прожиточный минимум всегда будет тем «неделимым остатком», который, даже при наличии у пенсионеров (и работающих граждан) долгов, судебные приставы тронуть не смогут.

В результате проверок, безусловно, появятся те, кому будут положены дополнительные деньги.

В 2021 году пройдут проверки российских пенсионеров на предмет наличия дополнительных доходов. Также начнут проверять места жительства пенсионеров, получающих "северные" доплаты". Выяснят, кто получает начисленную ПФР пенсию, но проживает в других странах.

Это позволит восстановить законность получения пенсий и выплат, что положительно отразится на состоянии пенсионной системы, рассказала агентству "Прайм" доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Развитие человеческого капитала" РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

Результаты проведенной ранее выборочной проверки Счетной палаты показали наличие нарушений как в сторону незаконных переплат, так и недоплат пенсий. "После этого будет проведена более тщательная проверка правильности выплат пенсий, потому что, с одной стороны граждане недополучают определенную часть пенсионных выплат, а с другой стороны, у Пенсионного фонда повышаются расходы, которые не всегда удается возместить", — указывает эксперт.

В первую очередь, в 2021 году будут проверять наличие дополнительных доходов. Такие проверки, направленные на исключение получения различных надбавок и доплат к пенсии, могут проводить Федеральная налоговая служба, ПФР или органы соцзащиты. "В этом случае пенсионеру никуда ходить не надо, эти органы могут осуществить такие проверки самостоятельно", — пояснила эксперт.

Кроме того, пройдут проверки места жительства. Это коснется тех пенсионеров, которые получают повышенные пенсии в северных регионах или получают выплаты по доверенности через другое лицо. В этом случае пенсионер сам должен обратиться в ПФР для подтверждения данных.

Проверки также затронут тех пенсионеров, которые получают пенсию, начисленную ПФР, но проживают в других странах. Они должны раз в год обращаться в российское консульство, чтобы подтвердить, что до сих пор живы.

"Конечно, у нас сама пенсионная система, ее правила и порядок выплат не всегда логична и понятна для граждан и возникает ситуация, что кто-то много раз обращается в пенсионный фонд для восстановления справедливости, а кто-то получает лишние деньги, может умышленно, а может, и не зная об этом", — отметила она.

"В результате проверок, безусловно, появятся те, кому будут положены дополнительные деньги и те, кому придется возвращать в фонд незаконно полученные, но зато после этого будет меньше претензий и обращений по пенсионным выплатам", — заключила Иванова-Швец.

Ранее сообщалось, что Счетная палата нашла ошибки в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде России (ПФР), которые чаще всего приводят к нарушению пенсионных прав россиян. В отчете контрольного ведомства по итогам проверки деятельности ПФР в 2017-2019 годах отмечалось, что основной проблемой является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам.

Тем кому доначислят будет гораздо меньше?



Тыц:
Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый замруководителя думской фракции "Единая Россия" Андрей Исаев сказал ТАСС, что дополнительных проверок пенсионеров в 2021 году не планируется: "Естественно, что эта новость вызвала у нас обеспокоенность и удивление. Мы сегодня запросили Пенсионный фонд и Министерство труда. Я разговаривал и с главой ПФР Максимом Топилиным, и с замглавы Минтруда Андреем Пудовым на эту тему. Нас заверили, что никаких таких фронтальных проверок не планировалось и не планируется. Пенсионный фонд как работал, работает сейчас, так и будет работать в обычном режиме в 2021 году".

Тыц:
Выходит, информация завкафедрой "Плехановки" Людмилы Ивановой-Швец (довольно известного эксперта, регулярно мелькающей на ТВ) - фейк? Провокация? Не связан ли данный факт с тем, что выпускница Харьковского госуниверситета проходила подготовку по программе Национального совета по экономическому образованию Министерства образования США?

Тыц:
Иванова-Швец Людмила Николаевна
Базовая кафедра Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала»,
Ученая степень: Кандидат экономических наук
Ученое звание: Доцент
​1978- 1985 – Харьковский государственный университет, экономический факультет, специальность - экономист
1999 – обучение по программе «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин» в Государственном университете-Высшей школе экономики 2004-2005 – подготовка по программе Национального Совета по экономическому образованию Министерства образования США

Вот так ведутся информационные войны, учитесь, господа курьерские.

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.


Что случилось

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Содержание поправок

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

  1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.
  2. В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

  • субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;
  • цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;
  • выплата носит единовременный характер.


Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Вопрос — ответ

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

  • со страховой части пенсии россиян;
  • со страховой пенсии по инвалидности;
  • с накопительной пенсии;
  • с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
  • с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;
  • с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

Читайте также: