Могут ли отменить пенсию в казахстане


Пенсионеры Казахстана часто сталкиваются с такой ситуацией, когда при выезде на постоянное место жительства за пределы страны, им перестают выплачивать пенсию. И это несмотря на то, что от гражданства они еще не отказались.

С обжалованием таких действий наших организаций социального обеспечения я сталкивалась в суде, защищая интересы своего клиента, уехавшего в Германию на ПМЖ, но сохраняя при этом гражданство РК. Проживал он за границей имея вид на жительство. В Казахстане с учета снялся, но, повторюсь, гражданство не утратил. Я думаю таких людей очень много, поэтому решила рассмотреть проблему прекращения выплаты пенсии в данной статье.

« Отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно 37 к настоящим Правилам прекращает выплату пенсий или пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления:

сведений о смерти, в том числе из информационных систем;

запроса пенсионного дела/дела получателя пособия от уполномоченного органа страны выезда;

заявления получателя пенсии или пособия о прекращении выплаты пенсии или пособия с предоставлением документа, подтверждающего снятие его с регистрации в органах внутренних дел;

сведений о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан получателей государственного специального пособия, в том числе из информационных систем;

уведомления Верховного суда Республики Казахстан о назначении (возобновлении) ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке.

А так же на п.39 Правил, согласно которым выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и вернувшимся обратно, в случае неполучения выплат в стране выезда, возобновляется со дня прекращения выплаты при представлении справки о неполучении выплат, выданных уполномоченными органами по выплате пенсий и пособий страны выезда, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Т.е. органы социального обеспечения, узнав о снятии с регистрационного учета гражданина РК, для выезда на ПМЖ прекращают выплату пенсии и возобновляют ее только про приезду обратно. В моем случае клиент не хотел возвращаться в Казахстан, проживая в Германии и получая пенсию на карточку. В связи с чем подал официальный запрос в ГЦВП и Департамент труда, социальной защиты и миграции, естественно, получил отказ на возобновление пенсии, так как у него не было подтверждения того, что он вернулся в Алматы и имеет прописку.

Мы с моим клиентом посчитали данное отказное решение незаконным так как, законодательство о пенсионном обеспечении закрепляет за всеми гражданами Республики Казахстан право пенсионного обеспечения. Основанием для прекращения начислений пенсионных выплат является утрата гражданства или смерть лица.

ГЦВП и Департамент соц.защиты утверждают, что право на получение пенсии имеют только лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан. Однако, законодательством о пенсионном обеспечении такая норма не установлена.

Наши доводы, которыми мы защищали права пенсионера, строились на нормах Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее — Закон) и Конституции Республики Казахстан.

Статьей 10 Закона РК «О пенсионном обеспечении», четко предусмотрено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно, и не содержат никаких изъятий относительно места проживания пенсионера.

Несмотря на то, что конкретно п.п. 36, 49 Правил не говорят о прекращении пенсионных выплат, сопоставив их с другими пунктами Правил и иных нормативных правовых актов, считаем, что в них содержатся ограничения прав граждан в части их пенсионного обеспечения. Вместе с тем, наличие в подзаконном акте положений, фактически ограничивающих выплаты противоречат п. 1 ст. 39 Конституции РК о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Cогласно ст.11 Конституции РК, Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, конституционные права, свободы, гарантии, включая пенсионные, распространяются на граждан РК, вне зависимости от места их проживания.

Как было указано выше, мой клиент гражданства РК лишен не был и в силу п.2 ст.14 Конституции РК, не мо г подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Подводя итог, хочу сказать, что прекращение выплаты пенсии гражданам нашей страны по причине выезда их на ПМЖ в другое государство является нарушением их конституционных прав и возможно только после утраты ими гражданства Казахстана. Для получения пенсии не обязательно проживать на территории Казахстана и иметь в стране прописку.

Защищайте и отстаивайте свои права и не считайте, что суд всегда станет на сторону государства.

А как же вот это:
Статья 12. Период осуществления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту

Государственная базовая пенсионная выплата и пенсионные выплаты по возрасту назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти или выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан включительно.
Получается согласно конституции выезд из Казахстана приравнивается к кончине.


Должны ли учитывать периоды работы граждан в иностранных государствах при выходе на пенсию в России?

Вопросы пенсионного обеспечения в связи с повышением пенсионного возраста приобрели особую актуальность. Особенно это касается случаев назначения досрочной пенсии по льготным основаниям.

Так, в ООО «Правовая основа» обратился гражданин, проработавший свыше 20 лет шахтером. По российским законам ему полагается досрочная пенсия. Однако часть своего стажа он отработал в республике Казахстан. Пенсионный Фонд РФ отказался учитывать периоды работы шахтером в республике Казахстан. Законно ли это?

Россия является участником Соглашения СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Согласно Соглашению, государства должны учитывать при назначении пенсии стаж, приобретенный на территории другого государства-участника Соглашения.

Вместе с тем, Пенсионный Фонд отказался учитывать стаж гражданина, мотивируя отказ тем, что в Казахстане льготные пенсии для шахтеров отменены в 1998 году, а значит те периоды времени, когда он работал шахтером в Казахстане, не должны учитываться при назначении пенсии в Российской Федерации.

В результате гражданин обратился самостоятельно в суд. Суд первой инстанции поддержал гражданина и удовлетворил его исковые требования, признав действия Пенсионного Фонда незаконными. Однако Пенсионный Фонд обжаловал решение в областной суд, который встал на сторону государственного органа. После этого гражданин обратился в нашу фирму за юридической консультацией.

Мы считаем, что с решением суда апелляционной инстанции никак нельзя согласиться. Данное решение ошибочно, и прав был как раз суд первой инстанции, который удовлетворил требования гражданина.

Дело в том, что в своем апелляционном определении судебная коллегия сослалась на Письмо Пенсионного фонда от 17.01.2017 года. В этом письме даются указания подведомственным Фонду учреждениям не засчитывать периоды стажа в государствах, в которых отменен институт досрочной пенсии. Однако с точки зрения права юридической силы у неопубликованного Письма Пенсионного Фонда в отношении конституционных прав граждан быть не должно.

Более того, существует вышеуказанный международный договор, который гарантирует права граждан в таких ситуациях.

Что говорит судебная практика по данной проблеме?

К сожалению судебная практика по данной проблеме в России на сегодняшний день не однозначная. Имеются решения, которые принимаются в таких ситуациях в пользу граждан.

Так, например, апелляционным определением судебной коллегии Новгородского областного суда от 22.03.2017 года по делу № 2-8092/16-33-521/17, решение районного суда, которым исковые требования были удовлетворены, оставлено без изменения, а жалоба Пенсионного фонда – без удовлетворения.

Согласно обстоятельствам данного гражданского дела, Пенсионный Фонд отказал заявителю в назначении досрочной пенсии, так как не зачел периоды работы учителем в Республике Казахстан, поскольку в Казахстане льготные пенсии для учителей были отменены.

Вместе с тем, и суд первой инстанции и судебная коллегия Новгородского областного суда указали, что пенсионное обеспечение людей, проживающих в момент обращения за пенсией в Российской Федерации осуществляется по законодательству Российской Федерации. В законодательстве же Российской Федерации институт досрочных пенсий продолжает действовать. Следовательно, для установления права на пенсию подлежат учету периоды работы заявителя на территории Республики Казахстан.

Но есть и противоположные ситуации, когда суды встают на сторону Пенсионного Фонда РФ. Пример тому вышеупомянутое апелляционное определение Омского областного суда.

Юристами ООО «Правовая основа» по просьбе гражданина подготовлена надзорная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. Полагаем что в данной ситуации возможно обращение также и в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает подобные дела с участием российских граждан и очень часто удовлетворяет их требования.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / Piotrekswat

На данный момент пенсия казахстанцев состоит из базовой, солидарной и выплат с индивидуального пенсионного счета. Для определения каждой части применяются свои расчеты. Что должно измениться, узнали журналисты Нурфин.

Напомним, что на официальном портале «Открытые НПА» появился законопроект «О внесении изменений и дополнений в указ президента РК «О концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года».

Согласно этому законопректу, пенсионеров и не достигших пенсионного возраста казахстанцев ждут кардинальные изменения. Рассмотрим подробнее основные пункты, сравнив их с действующими на данный момент нормами.

Изменения в пенсии из государственного бюджета

Пенсия казахстанцев за счет государственного бюджета на данный момент состоит из базовой и солидарной. Эти показатели ежегодно растут.


На что и как казахстанцы смогут потратить свои пенсионные накопления

Солидарную пенсию также называют «минимальной». Ее получают пенсионеры, которые до 1998 года официально работали хотя бы полгода. На данный момент она равна 40 441 тенге. Ее платят в сумме с базовой пенсией.

Базовую пенсию получают все казахстанские пенсионеры, не зависимо от того, работали они или нет. Она равна 54% от прожиточного минимума и увеличивается в зависимости от стажа участия в пенсионной системе до целого прожиточного минимума. В этом году – от 17 641 до 32 668 тенге.

Стаж участия в пенсионной системе – это официальный стаж работы до 1998 года и период, когда за счет работника вносились взносы на индивидуальный пенсионный счет после 1998 года.


Изменить пенсионную систему планируют в Казахстане

С 2028 года планируют отменить назначение базовой пенсии и ввести такое понятие, как «минимальная гарантированная пенсия». То есть по сути эта часть пенсионной выплаты просто поменяет название с «базовой» на «гарантированную».

Минимальная гарантированная выплата будет составлять уже не 54%, а 70% от прожиточного минимума. Она также будет расти в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. За каждый год сверх 5 лет участия размер гарантированной пенсии будет увеличиваться на 2%.

Вместе с гарантированной пенсией, работавшие до 1998 года пенсионеры продолжат получать солидарную пенсию. Ее размер обещают ежегодно увеличивать на процент инфляции, плюс два процентных пункта.


Иллюстративное фото: freepik.com / master1305

Изменения в накопительной пенсионной системе


Как менялась минимальная зарплата в сравнении с курсом тенге в Казахстане

Следующее изменение касается казахстанцев, которые только копят на пенсию. Работающие вкладчики ЕНПФ с каждой зарплаты вносят обязательные пенсионные взносы в размере 10% от оклада.

Работодатели на данный момент должны за свой счет вносить 5% от зарплаты сотрудника, который занят на вредном производстве. Называется это - обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Но с 2023 года планируется, что все работодатели будут за свой счет делать дополнительные обязательные пенсионные взносы на индивидуальный пенсионный счет всех своих сотрудников, не зависимо от "вредности" работы.

В 2023 году обязательные пенсионные взносы работодателя будут составлять 1% от оклада работника, а к 2029 году их размер планируют поэтапно увеличить до 5%.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Накопления, сформированные за счет этих взносов, также можно будет использовать поверх порога достаточности на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям.

Изменения для получателей выплат из ЕНПФ

Для действующих пенсионеров планируется увеличить минимальный размер выплаты из ЕНПФ. На данный момент она, как и базовая пенсия, равна 54% от прожиточного минимума или 17 641 тенге.

Планируется, что минимальная пенсионная выплата из ЕНПФ будет равна минимальной пенсии, установленной в начале года. С начала этого года было установлено 38 636 тенге.

Данная мера позволит увеличить совокупный размер ежемесячной пенсии, которая на данный момент состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих. Но когда точно она будет введена, не указано.


Более 70 тысяч казахстанцев получили соцвыплаты на случай потери работы

Также планируется пересмотреть некоторые другие правила для определения части пенсии, которая будет состоять из накоплений на индивидуальном пенсионном счете.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / RossHelen

Изменения механизма пенсионного аннуитета

В законопроекте также дано указание пересмотреть некоторые правила предоставления пенсионного аннуитета. В частности, было решено ввести механизм совместных аннуитетов, не зависящих от половой принадлежности.

Напомним, что пенсионный аннуитет – это возможность для некоторых казахстанцев раньше срока выйти на пенсию. Для этого можно заключить договор с одной из казахстанских страховых компаний и передать им все свои пенсионные накопления.

Компании в свою очередь обязуются пожизненно платить клиенту страховые выплаты в размере не ниже минимальной пенсии, установленной на данный период. Тогда как выплаты из ЕНПФ производятся до 79-летнего возраста.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

Для подписания договора пенсионного аннуитета нужно накопить на своем индивидуальном пенсионном счете достаточно крупную сумму. Мужчины в 55 лет должны иметь 10 875 485 тенге, а женщины этого же возраста - 13 611 164 тенге.

Данные пороги достаточности каждый год должны меняться. Механизмы их исчисления должны пересмотреть в том числе.

Другие изменения

И еще одно из планируемых изменений – это выход на пенсию «по желанию». То есть казахстанцы, которые достигли пенсионного возраста, будут иметь возможность работать дальше, нарабатывать стаж для начисления пенсии и копить деньги на индивидуальном пенсионном счете.

На период, пока казахстанец не ушел на пенсию, пенсионные выплаты ему начисляться не будут.


13-я зарплата: в каких случаях работодатель обязан ее платить

При этом, если казахстанец достигнет пенсионного возраста, но отложит выход на пенсию, в случае его смерти наследники в гарантированный период смогут получать пенсионные выплаты за счет бюджетных средств помимо накоплений на индивидуальном пенсионном счете наследодателя.

Данные поправки будут обсуждаться до конца года, а внедряться они будут постепенно в зависимости от указанных сроков.

В конце декабря Казахстан в составе Евразийского экономического союза (ЕАЭК) подписал Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в государствах-членах союза. К этому документу пять стран-участниц, а это кроме Казахстана еще Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения, шли несколько лет. И вот наконец под соглашением поставлены подписи глав государств, и ожидается ратификация документа.

Первоначально предполагалось, что он вступит в силу уже с 2020 года. Сейчас разные источники говорят о более отдаленном будущем – возможно, соглашение активизируется лишь с 2021 года.

Документ интересный по содержанию. Из контекста становится совершенно очевидно – что он написан под запросы трудовых мигрантов и экспатов, которые сегодня представляют существенный пласт рабочей силы в той же России. Они трудятся, зарабатывают деньги, и, возможно, даже имеют социальные отчисления, но и в то же время они бесправны, как рабы. Неизбежно в жизни каждого мигранта наступает момент, когда он уже стар и немощен, и должен выйти на заслуженный отдых. Но, вернувшись в свою страну, он не может претендовать на пенсию, поскольку у него нет ни стажа, ни пенсионных отчислений.

Вот именно здесь включится «автопилот», и трудовой мигрант мягко приземлится на родную землю и даже сможет получать пенсию из той страны, где он работал. Собственно, соглашение об этом.

То, что страны сумели продвинуться в таком безусловно спорном вопросе – уже большое достижение. Сделать это было нелегко в первую очередь потому, что во всех странах пенсионные системы разные. Вот, например, что подразумевает под собой простейшее понятие – «пенсионные взносы», которые, собственно, и будут служить основанием для начисления пенсии. Так, в Армении это налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию. В Беларуси — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В Казахстане — пенсионные взносы в ЕНПФ. В Кыргызстане — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд. В России — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Главный смысл документа революционен: трудящиеся смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве — члене ЕАЭС национальным законодательством.

Если, например, граждане любой другой страны-участницы ЕАЭС после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан. Право на их получение возникнет не тогда, когда человек вернется в свою страну, а когда наступит его пенсионный возраст по казахстанскому законодательству, либо при установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, либо в случае смерти – его деньги смогут забрать из ЕНПФ наследники.

С другой стороны, если гражданин Казахстана проработает на территории страны — члена ЕАЭС не менее 12 месяцев, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства государство, в котором трудился мигрант, назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране. При этом гражданин Казахстана будет вправе подать заявление с документами на назначение и выплату пенсии в пенсионный фонд страны трудоустройства или в ЕНПФ.

Против таких изменений возражать не стоит – они действительно в интересах тех людей, которые своим трудом обеспечивают себе старость.

И все-таки этот документ – спорный. Например, вопрос: будет ли экспортироваться заработанная пенсия в другую страну: скажем, человек после выхода на пенсию из Казахстана решил переехать в Россию. Совершенно непонятно, как для него будет обстоять дело с назначением обычной пенсии. Будет ли он там получать пенсию, назначенную в Казахстане? Ведь кроме накопительной пенсии, которая обозначена в данном соглашении, у человека есть право, если он трудился до 1998 года, и на часть солидарной пенсии. Будет ли экспортироваться другой компонент этой пенсии – по заслугам – базовая пенсия?

Исходя из контекста соглашения, на все эти вопросы мы получим в итоге отрицательный ответ: нет, нет, нет. Казахстан очень удачно, как Алдар Косе, избежал в этом соглашении «солидарной ответственности».

Правильно ли это? Конечно, нет. Поэтому, совершенно очевидно, сегодня требуется экспертиза соглашения на предмет соблюдения пенсионных прав различных групп населения. Но есть ли у нас такие эксперты, кто может взяться за доказательство очевидных истин?

Ну и еще одна не очень приятная новость для вкладчиков ЕНПФ. Если раньше человек, выезжая на ПМЖ в Россию или Беларусь, мог забрать свои пенсионные накопления из ЕНПФ, то с момента, как только соглашение вступит в законную силу, это станет невозможно: пенсия будет «экспортироваться», следовать за вкладчиком ЕНПФ в Россию, Беларусь, Кыргызстан или Армению. В отношении других стран все остается по-старому.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

В последнее время в Казахстане все чаще говорят о снижении пенсионного возраста. И на это есть немало причин. Однако правительство не рассматривает этот вопрос. При этом пенсионная система в стране будет модернизирована.


В 60 лет на пенсию

Не так давно мажилисмены из фракции КНПК, озвучивая запрос на имя Премьер-Министра РК, подняли тему снижения пенсионного возраста для казахстанцев. Коммунисты считают, что в условиях надвигающейся второй волны COVID-19, роста рисков мутации коронавируса, появления других опасных штаммов вирусов важно уберечь пожилых людей, чей возраст и сопутствующие ему болезни выделяют их в особую группу риска. Для них необходимо создать условия для нормальной самоизоляции, а это возможно только в том случае, если отправить их на заслуженный отдых. Депутаты предложили определить для этого возраст в 60 лет. Причем для всех — и мужчин, и женщин.

Парламентарии считают, что эта мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда. В условиях пандемии именно предпенсионеры оказались самой незащищенной группой населения. Им и без того было трудно удержаться на рынке труда, а сейчас, когда безработица растет, это и вовсе станет нереально. Значительное число сокращений и увольнений придется именно на людей старше 50 лет, которым гораздо сложнее, чем молодежи, встроиться в меняющийся рынок труда. Снижение пенсионного возраста стало бы мерой социальной поддержки. Проще позволить людям выйти на заслуженный отдых, чем платить им пособия по безработице.

Напомним, что сейчас в Казахстане пенсионный возраст для мужчин наступает в 63 года, для женщин — в 59,5 года. В 2013 году приняли закон, предусматривающий поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. В частности, ежегодно, вплоть до 2027 года, им добавляется по шесть месяцев. К тому времени все представительницы прекрасного пола будут выходить на заслуженный отдых в 63 года. Если доживут, конечно. Средняя продолжительность жизни в РК, согласно данным Министерства здравоохранения, составляет 72 года.

Правда, уйти на пенсию можно досрочно: мужчинам — в 55 лет, женщинам — в 51,5 года. Но для этого необходимо приобрести пенсионный аннуитет, то есть на своих счетах в ЕНПФ надо иметь 10,5 и 14 миллионов тенге соответственно. Как показывают расчеты Минтруда, не у всех работающих казахстанцев достаточный уровень накоплений, необходимый даже на приобретение жилья, не говоря уже о покупке пенсионного аннуитета.

В верхах, судя по всему, не собираются прислушиваться к депутатам. И на то есть свои аргументы. Так, по словам Министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривают. Да и такие решения не принимают в одночасье. Они должны базироваться на исследованиях, долгосрочных прогнозах с учетом экономических, демографических факторов, вопросов соотношения количества работающего населения и пенсионеров. Нужно учитывать и ситуацию на рынке труда, и динамику старения населения. К примеру, если 10 лет назад в стране соотношение пенсионеров к работающему населению составляло 20 процентов, то есть приходилось пять работающих на одного пенсионера, то сейчас этот показатель перевалил за 30 процентов. По статистике, доля граждан старше 65 лет сегодня составляет 7,7 процента от всего населения, тогда как пять лет назад этот показатель был 6,8 процента.

В стране увеличивается нагрузка на работающее население — трое работающих казахстанцев кормят себя и еще одного безработного. Казахстан — государство с самым высоким средним возрастом в Центральной Азии. Это около 30 лет. В дальнейшем, как заметил министр, в республике будет все больше пенсионеров. Чтобы их прокормить, нужно повышать эффективность труда и, возможно, повышать пенсионный возраст и налоги. К тому же во многих сферах продолжают работать специалисты, которые уже давно должны были выйти на заслуженный отдых, но их некем заменить. Поэтому высвобождение рабочих мест за счет снижения пенсионного возраста едва ли сможет кардинально изменить ситуацию на рынке труда.

Хотя, как отмечают специалисты, пенсионный возраст можно снизить, но для этого надо увеличить эффективность использования средств ЕНПФ. Почти половина средств фонда вложены в государственные ценные бумаги, что не является эффективным активом во время кризиса. Второй вариант, при котором предложения депутатов можно реализовать — если увеличить налоги, но облегчить их выплату и сделать понятнее систему налогообложения, а также сократить госаппарат.

От базовой к гарантированной

Отечественная пенсионная система пережила не одно реформирование. Казахстан первым среди стран СНГ начал модернизировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения и перешел с 1998 года на накопительную.

Сегодняшняя пенсия вышедших на заслуженный отдых казахстанцев состоит из трех частей. Выплата складывается из базовой пенсии (так называемой «президентской»), которая назначается всем без исключения. Ее размер не зависит от трудового стажа и заработной платы. Вторая часть пенсионных выплат — солидарная, зависит от трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и последняя составляющая — накопительная — 10-процентные отчисления от заработной платы работника.

В Казахстане утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы до 2030 года. В соответствии с этим документом предусматривается переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии с 2028 года. Предполагается, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысит уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами. В частности, предлагают установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет. При пятилетнем стаже — 70 процентов от прожиточного минимума, а каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на два процента. Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитывать планируют с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии. При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий (начисляется работавшим до 1998 года с минимальным трудовым стажем более шести месяцев) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексировать с опережением уровня инфляции на два процента.

Также предлагают установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, то есть в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в соответствии с изменениями, внесенными в Закон «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», с 1 апреля минимальная пенсия установлена в размере 40 441 тенге).

Пересмотрят коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Кроме того, планируют ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате этого изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче, чем для всех категорий граждан, соответственно сумма ежемесячных выплат будет выше.

С 2023 года предлагают ввести дополнительный условно-накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с одного процента и доведя до пяти процентов к 2029 году. Работодатели будут перечислять обязательные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств. При этом государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент.

Правительство Казахстана подготовило проект указа Президента РК «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», где предусмотрены все вышеперечисленные новшества. Проект документа размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения, которое завершится 12 ноября 2020 года.

Чиновники считают, что, изменив базовую пенсию, решат проблему сразу трех поколений пенсионеров: тех, кто до 1998 года имел низкий доход; кто имел маленький стаж до 1 января 1998 года; тех, кто участвовал только в накопительной системе. Что касается солидарной части, то она будет функционировать до того времени, пока в Казахстане существует нынешнее поколение пенсионеров и тех, кто на 1 января 1998 год имел стаж не менее шести месяцев. После 2043 года, как подсчитали чиновники, солидарная пенсия не будет назначаться никому.

Будущая пенсия

Сумма, которую человек может получить за год из своих накоплений, строго фиксирована. К примеру, годовой фонд пенсионных выплат из ЕНПФ не должен превышать 30-кратный размер минимальной пенсии, установленной на соответствующий финансовый год. Есть методика расчета, согласно которой каждому возрасту пенсионера соответствует так называемый коэффициент текущей стоимости пенсионных накоплений. В 63 года — это 0,10467. Умножив сумму накоплений на это число, получаем сумму, которая будет выплачена в течение года.

Многие задаются вопросом: как долго я буду получать пенсию? В мировой практике есть такое понятие — «возраст дожития». Это срок, до которого растягиваются и выплачиваются накопленные пенсионные взносы человека. В Казахстане это 19 лет. Правда, как показывает статистика, фактический средний срок дожития у мужчин составляет шесть лет (хотя ряд социологов считает более достоверным три года), а у женщин — 11. Также подсчитано, что женщине, выходящей на пенсию с накоплениями четыре миллиона тенге, этих денег хватит ориентировочно на семь лет. Причем, если человек живет меньше, его деньги остаются родственникам, дольше — от государства он может получить лишь минимальную пенсию. И только инвалиды I и II групп имеют право получать выплаты бессрочно.

Лучшая система

Если брать лучшие пенсионные системы, то там налоговая нагрузка в 2-2,5 раза больше, чем в Казахстане. И только сингапурская модель позволяет сохранить налоговую нагрузку и даже ее немного снизить. Там есть только два вида отчислений — это индивидуальный подоходный налог и пенсионный взнос. Общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда на 10-20 процентов ниже, чем в Казахстане. Система выстроена так, что человек может распоряжаться своими накоплениями — на жилье, образование, медицину. (Что, впрочем, и планируют со следующего года внедрить в Казахстане.) Ставки меняются в зависимости от возраста — чем человек старее, тем меньше ставка. Но если перенять сингапурскую модель пенсионной системы, то возникнет необходимость внести изменения и в налоговую систему.

В свое время в Казахстане предлагали «инновационный» вариант решения пенсионного вопроса, который, как уверяли, не имеет аналогов в мире. В частности, предлагалось детям взять на себя решение финансовых проблем пенсионеров-родителей путем закрепления в законодательстве обязательных пенсионных взносов и таким образом перейти от накопительной пенсионной системы к семейной. Нынешние 10 процентов отчислять не в пенсионные фонды, а на открытые банковские счета родителей. По задумке молодые люди до 35 лет обязаны перечислять часть своих пенсионных накоплений собственным родителям. Первый ребенок — 15 лет, второй — 12 и третий — девять.

Мировые эксперты сходятся во мнении, что идеальной пенсионной системы в мире не существует. А рецепт обеспеченной старости для тех, кто сегодня работает — не ограничиваться обязательными пенсионными накоплениями, а использовать дополнительные способы сохранить и преумножить.



Модернизировать пенсионную систему предлагают в Казахстане. Минтруда опубликовало проект концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Проект постановления опубликован на официальном портале правовой информации вчера, 29 октября, передает inbusiness.kz.

Как сообщается в концепции, совершенствование системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения, включая переход от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии, позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысить коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.

В целях предоставления минимальных гарантий пенсионного обеспечения на приемлемом уровне будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии (с 2028 года). В этой связи, предлагается:

  • Установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70% от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее пяти лет.
  • Определить при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70% от прожиточного минимума, за каждый год сверх пяти лет ее размер будет увеличиваться на 2%.
  • Отменить назначение базовой пенсии.
  • Минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитать с учетом от стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее шести месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года.

Для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

В пояснении указывается, что в настоящее время получатели базовой пенсии в размере ниже 70% от величины прожиточного минимума являются потенциальными получателями безусловной денежной помощи в рамках адресной социальной помощи (АСП), так как их получаемый доход ниже черты бедности.

Установление минимальной гарантированной пенсии в размере 70% от прожиточного минимума позволит повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами, а также снизит численность получателей АСП, что, соответственно, сократит расходы на выплату АСП.

Для сохранения адекватности пенсионного обеспечения с 2023 года предлагается ввести дополнительный условно накопительный компонент за счет обязательных пенсионных взносов работодателей, поэтапно, по ставке, начиная с 1% в 2023 году, доведя ее до 5% к 2029 году.

При этом необходимо предусмотреть открытие индивидуальных целевых счетов в ЕНПФ для перевода на эти указанные счета обязательных пенсионных взносов работодателя для формирования на них пенсионных накоплений с предоставлением вкладчику (получателю) права их использования на социальные нужды. Работодатели будут перечислять обязательные 5%-ные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет собственных средств.

Кроме того, как указывается в концепции, необходимо будет:

  • Пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета.
  • Установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС.
  • Ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин.
  • Предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право «отложенного выхода» на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительная пенсия.
  • Установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге). Это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.
  • Пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру по инвалидности и по полу. Действующая таблица устарела в части прогнозируемого уровня доходности, который позволил бы обеспечить размеры ежемесячных выплат на уровне 8,5%. Сегодня уровень доходности составляет порядка 7%.

Предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов первой и второй групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная. В результате данного изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче пенсионных выплат для всех категорий граждан, соответственно, сумма ежемесячных выплат для таких граждан будет выше.

Публичное обсуждение постановления продлится до 12 ноября.

Читайте также: