Может ли пенсионер быть частным предпринимателем украина

Мы уже привыкли, что любые "улучшения" или "привилегии" от государства ложатся бременем на бизнес и предпринимателей. Поэтому, на первый взгляд, несколько странно выглядит такая привилегия пенсионной реформы, как зачет в пенсионный стаж периодов, за которые предприниматель-единщик уплачивал страховые взносы в меньшем размере, чем минимальный страховой взнос. Поэтому сразу ищем причину и размышляем, чего ожидать дальше.

История вопроса такова: начиная с 2004 года, в страховой стаж засчитывается период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос (ст. 24 Закона о пенсионном страховании). Обязанность по уплате страховых взносов в размере не менее минимального страхового взноса тоже была закреплена в Заключительных положениях данного Закона.

Но предприниматели не смогли выполнить это предписание, поскольку не был нормативно определен порядок осуществления ими уплаты страховых взносов.

Начиная с 01.01.2004, в страховой стаж засчитывался месяц, за который застрахованное лицо уплатило уплаченные страховые взносы в размере не менее минимального. Но фактически сумма отчисленных страховых взносов в ПФУ была меньше размера минимального страхового взноса, поскольку она составляла 42 % от уплаченной суммы единого налога. С середины 2010 года у предпринимателей-единщиков появилась возможность осуществлять доплату до минимального страхового взноса.

С 01.01.2011 предприниматели-единщики уплачивали ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса.

С 1 января по 31 декабря 2017 года предпринимателям-единщикам 1-й группы позволили уплачивать ЕСВ в размере 0,5 размера минимального страхового взноса.

Что же предлагается предпринимателям-единщикам в пределах пенсионной реформы?

Начиная с 01.01.2018, в страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно ст. 26 Закона о пенсионном страховании с учетом появления с 1 января 2018 года п. 3 1 разд. XV Закона о пенсионном страховании благодаря пп. 27 п. 3 разд. І Закона № 2148 включаются периоды ведения предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также фиксированного налога:

• с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года (включительно) – подтверждаются справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;

• с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года (включительно) – при условии уплаты страховых взносов (единого взноса) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты единого взноса).

Поэтому вряд ли такой зачет указанных периодов в страховой стаж можно назвать привилегией. Ведь фактически частично исправляется то, что было вызвано недостатками действующего в предыдущие годы законодательства: предприниматели до середины 2010 года не имели возможности уплачивать страховые взносы в размере минимального страхового взноса.

Взамен за льготный зачет страхового стажа предпринимателям-единщикам у тех из них, кто находится на 1-й группе упрощенной системы налогообложения, отнимают возможность уплачивать ЕСВ в размере 0,5 минимального страхового взноса.

Поэтому с 01.01.2018 предприниматели-единщики 1-й группы обязаны уплачивать ЕСВ в размере, не меньшем минимального страхового взноса. А месяцы 2017 года, за которые уплачен ЕСВ в размере 352 грн (а не 704 грн), им зачислятся в страховой стаж как полные месяцы. Согласно информации от ПФУ больше нововведений относительно уплаты предпринимателями ЕСВ в 2018 году не планируется.

Учитывая то что большинство предпринимателей-единщиков уплачивают ЕСВ в размере минимального страхового взноса, то им светит и минимальная пенсия. Поэтому для государства увеличение страхового стажа предпринимателей не будет бременем и не приведет к существенному увеличению пенсий предпринимателей.

Как понимаем, ПФУ в автоматическом режиме будет пересчитывать страховой стаж для предпринимателей-единщиков, уплативших ЕСВ в размере, меньшем минимального страхового взноса. Но это возможно только в случае, если соответствующие данные об уплате страховых взносов имеются в персонифицированной базе.

В случае их отсутствия может понадобиться справка из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за периоды, в частности с 1 июля 2000 года до 31 декабря 2003 года, о размере уплаченного единого налога за каждый месяц.

Открытым остается вопрос: как быть с теми предпринимателями, которые уже вышли на пенсию? Сделают ли им перерасчет пенсионного стажа и размера пенсии с его учетом? Поэтому ждем разъяснений от ПФУ.

С 2004 по 2017 год работала индивидуальным предпринимателем на Украине, были необходимые отчисления в Пенсионный фонд Украины.

При назначении пенсии в России, этот стаж ИП на Украине, не засчитан в общий страховой стаж.

Работники ПФ отказались принять справку из Пенсионного фонда Украины, где указаны суммы заработка, и страховые отчисления за 2004-2017 год.

Ответьте пожалуйста, правы ли работники ПФР.

Ответы юристов ( 1 )


Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Соответственно, у меня к Вам возникает вопрос, а уплачивались ли страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за то время, что Вы жили на Украине и занимались предпринимательством? Если в период 2004-2017 гг. страховые взносы в ПФР уплачивались, то значит действия Пенсионного фонда Российской Федерации по не включению периода Вашей предпринимательской деятельности в страховой стаж не правомерны

Здравствуйте! Нет, в Пенсионный фонд РФ взносы не выплачивались. Переехала в РФ, и получила гражданство в 2017 году. До этого было гражданство Украина, и работа там же.

Мое мнение такое. Есть «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Пункт 2 статьи 6: «Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.»

Соответственно, если мой стаж предпринимателя учитывается на Украине, то должен учитываться и при назначении пенсии в России.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации, данным в адрес ПФР письмом от 29.01.2003 № 203-16, трудовой стаж, имевший место в данных государствах, приравнивается к страховому стажу.
Нормы Соглашения от 13.03.1992 позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и т.п.). Подтверждение и исчисление страхового стажа для определения права на трудовую пенсию в этом случае должны производиться по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555. Периоды работы после 01.01.2002, то есть после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Предприниматель – пенсионер по возрасту зарегистрирован в качестве плательщика единого налога третьей группы. Из пенсии уже удерживается 15%. Начисляется ли ему зарплата, что из нее удерживается, как это отражается в отчетности?

Пенсионеры в общем порядке могут зарегистрироваться в качестве предпринимателя и выбрать удобную для их вида деятельности систему налогообложения .

Действительно, в этом случае им выплачивается пенсия на 15% меньше начисленной (подробнее об этом читайте в «Частном предпринимателе» № 6, 2017 г.).

Что касается предпринимательских доходов и их налогообложения и отражения в отчетности, то обратим внимание на следующее.

Предприниматели – пенсионеры по возрасту независимо от избранной системы налогообложения начиная с 01.01.2017 г. могут не уплачивать единый социальный взнос (далее – ЕСВ) – это прямая норма ч. 4 ст. 4 Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”.

Данная норма касается только пенсионеров по возрасту. Она не распространяется на пенсионеров, которые вышли на пенсию по выслуге лет, получают пенсию по утрате кормильца и другие виды пенсий.

Предприниматель-пенсионер может уплачивать ЕСВ в добровольном порядке в том случае, если планирует получать пособие по временной нетрудоспособности (часто или продолжительно болеет).

Если предприниматель-пенсионер не уплачивал ЕСВ, то и отчет по итогам года (приложение 5 к Порядку формирования и представления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Минфина Украины от 14.04.2015 г. № 435) ему представлять не нужно.

Поскольку пенсионер является единщиком третьей группы, то и учет доходов он ведет в порядке, предусмотренном для данной категории налогоплательщиков. Если предприниматель уплачивает единый налог по ставке 5%, он должен вести учет только доходовв. Это значит, что по итогам каждого квартала следует представлять декларацию плательщика единого налога и уплачивать 5% с суммы полученного валового дохода. Валовой доход состоит из сумм полученной выручки как в наличной, так и безналичной форме, а также других доходов, определенных ст. 292 Налогового кодекса Украины (НКУ). Если предприниматель избрал ставку 3%+ НДС, то он ведет учет доходов и расходов и кроме единого налога уплачивает НДС и ведет его учет.

Предприниматель внутри своего бизнеса не может быть наемным работником, даже если он исполняет функции, например, директора магазина, кафе, парикмахерской и т. п. Это значит, что в рамках его предпринимательской деятельности он не может сам с собою заключить трудовой договор и ему не может начисляться заработная плата. Следовательно, такие удержания из зарплаты, как налог на доходы физических лиц (далее – НДФ) и военный сбор, не производятся. Зарплата может начисляться только в том случае, если такой предприниматель как просто гражданин заключил трудовой договор с другим предпринимателем или юридическим лицом, работает у него наемным работником и получает зарплату. Именно из этой зарплаты могут быть удержаны налоги, но это делает не сам предприниматель, а его работодатель, который также отражает сведения о начислении зарплаты и уплаченных налогах в отчетности.

Если пенсионер получает доходы только от предпринимательской деятельности, то дохода в виде зарплаты у него не будет. Фактически его зарплатой служит чистый доход от предпринимательской деятельности, размер которого предприниматель определяет самостоятельно во внутреннем учете как разность между полученными денежными средствами и расходами, связанными с предпринимательской деятельностью. Для определения чистого дохода не имеет значения, подтверждены ли расходы документально, поскольку эти данные необходимы исключительно для внутреннего учета. Полученная сумма и будет чистым доходом предпринимателя. С нее дополнительно никакие налоги не уплачиваются. Она может быть использована как на расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, так и на личные расходы предпринимателя.

Не следует путать размер дохода, указанного в книге учета доходов предпринимателя и в декларации плательщика единого налога, с чистым доходом предпринимателя. Если первый из них исчисляется в порядке, определенном НКУ, и используется только в предпринимательской деятельности, то второй – только во внутреннем учете и может помочь предпринимателю определить, насколько прибылен его бизнес.

Итак, предпринимателю-единщику – пенсионеру по возрасту зарплата в рамках его предпринимательской деятельности не начисляется, по­этому с полученного дохода уплачивается единый налог, а не НДФЛ и военный сбор.

Наталия Щербак

Ссылки по теме:

Для того, чтобы получить новый номер, подпишитесь на газету «Частный предприниматель».

Пенсионный вопрос для работающего человека понятен и прост. Работай официально – получай пенсию за трудовой стаж, а после достижения пенсионного возраста регулярные выплаты. Последнее время в нашей стране становиться популярной предпринимательская деятельность. Граждан не устраивает официальная зарплата, они стремятся заработать больше. Наличие талантов или желания развивать что-то новое уже давно приносит неплохую прибыль тем, кто вовремя воспользовался своим шансом. По статистике, интересная идея и ее качественная реализация приносят деньги каждому пятому гражданину нашей страны.

Кто такой предприниматель?

Предприниматель – лицо с официально зарегистрированным в соответствующих органах свое дело в сфере производства, торговли, оказания услуг, исправно платит налоги и социальные выплаты. Их есть несколько форм собственности, оформленные в зависимости от производственной мощности предприятия, сложности работ и количества сотрудников:

  • ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Только физические лица, один учредитель, полная ответственность за деятельность и имущество.
  • ЧП (частный предприниматель) Юридическое лицо, один или несколько владельцев, распределение ответственности.
  • АО (Акционерное общество) Несколько акционеров, минимальный капитал в сумме 1250 минимальных заработных плат(деляться номиналом акций), не несут ответственности своим имуществом за деятельность АО.;
  • ООО (общество с ограниченной ответственностью). Юридическое лицо, несколько владельцев, свободный минимальный капитал.

Оформить все необходимые документы и заниматься предпринимательской деятельностью может лицо достигшее 18 лет.

Как начисляется пенсия ФОП?

Эта категория населения получает прибыль, но зрит в будущее. Как происходит учет трудового стажа гражданина, который не завел трудовую книжку? В нашей стране эту чудо-книгу еще не отменили. Перед организацией собственного дела или уже после ее активного развития человек задается простым вопросом: “Как начисляется пенсия предпринимателям?” может нужно самостоятельно накопить на безбедную старость или все же государство позаботилось о тех, кто приносит неплохие доходы. В случае официального оформления и уплаты налогов предпринимателю исчисляется страховой стаж за все года ведения подобного бизнеса, а в последствии и пенсия. Для тех, кто только начинает свою предпринимательскую деятельность актуальным будет вопрос

У нас часто встречается черная сторона предпринимательского дела – это неоформленные лица, которые не платят официальные налоги и социальные выплаты. В этом случае надеяться на какие-либо привилегии по достижению пенсионного возраста от государства не нужно.

В октябре этого года Кабинет Министров Украины четко определил как физическое лицо-предприниматель может получать обязательное пенсионное страхование без трудовой книжки. Кабмин оформил Постановление “О внесении изменения в пункт 4 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней". Именно этот пункт отведен ФЛП. Изменения прошлого года стали положительным моментом для ФЛП во всей конструкции пенсионной реформы.

Нюансы начисления пенсий для предпринимателей

Пенсионная реформа в Украине стартовала и предпринимательскую деятельность не обошла стороной, но как именно реагировать огромному количеству трудоспособных граждан на такие изменения? В нашей стране подобные реформы не всегда могут пойти на пользу, если разобраться.

Итак, как начисляется пенсия предпринимателям 2019 году? Постановление № 573 указывает на то, что с 1998 до 2003 года предприниматели могли получать пенсионные выплаты на основе трудового стажа и обязательного атрибута – справки о занятии предпринимательской деятельностью. С начала 2004 по конец 2018 года выплата будет гарантироваться только при официальной оплате страховых платежей. Количество выплаченных сумм не имеет значение. Последнее, особенно важно для предпринимателей разной формы собственности.

Два периода важны для исчисления предпринимателям, которые уже длительное время занимаются самостоятельно бизнесом на официальной основе. Перерасчет пенсии предпринимателям будет выполняться на основе двух периодов, по правилам каждого.

Уплата страховых взносов с 2004 года давала возможность предпринимателю исправно платить каждый месяц или опустить какой-либо период. В таком случае в счет пенсионных вычислений позже будут приниматься только те месяцы, которые были уплачены. Выплата должна быть равна минимально допустимому размеру или превышать ее, по желанию предпринимателя.

Пенсия частного предпринимателя в 2019 году в Украине может составлять не только минимально допустимое обязательное страхование, но и более. Предприниматели-единщики в 2010 году получили возможность доплачивать до обязательного размера страховки. Привилегии такой самостоятельной доплаты существенно изменили состояние реформы для предпринимателя. Фактическая сумма взносов в Пенсионный фонд Украины была меньше минимального размер. Сегодня, пенсия предпринимателя-единщика стала не только бумажным законом, но и реальностью.

Другая сторона медали – это повышения страховых выплат. Предприниматель-единщик обязан, согласно законодательству, уплачивать минимальные страховые взносы не менее минимального порога. В случае постоянной уплаты минимального взноса, предпринимателя 1-й категории ждет минимальный размер пенсии в будущем.

Таким образом, для начисления пенсии после достижения пенсионного возраста, предприниматель должен уплачивать страховые взносы, не меньше минимального. В случае возможности и желания сумма может быть больше. Обязательно следить за тем, попадают ли деньги в нужный фонд и учитывается при расчете. В отсутствие каких-либо данных предприниматель может получить справку о размерах уплаченных налогов по месту регистрации. За бортом законодательства остались только те предприниматели, которые уже вышли на пенсию. Как ее оформить и доказать свою деятельность остается загадкой. Будет ли учитываться ведение трудовой деятельности и как он может повлиять на сумму пенсии.

Физическое лицо – предприниматель достигло пенсионного возраста, и с 01.03.2017 г. ему назначена пенсия по возрасту. Выясним, с какого месяца такому физическому лицу – пенсионеру уже не нужно платить ЕСВ за себя.

Правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса, условия и порядок начисления и уплаты и полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета, определены Законом о ЕСВ.

В соответствии с п. 4 части первой ст. 4 этого Закона физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками единого взноса.

База начисления единого взноса для таких лиц определена пунктами 2 и 3 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ.

Согласно нормам части пятой ст. 8 этого Закона единый взнос для физических лиц – предпринимателей установлен в размере 22 % к определенной ст. 7 Закона о ЕСВ базе начисления единого взноса.

Сроки уплаты единого взноса для указанных лиц установлены в абзаце третьем части восьмой ст. 9 этого Закона.

Обязанности плательщиков единого взноса своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос предусмотрены пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о ЕСВ.

В соответствии с частью четвертой ст. 4 этого Закона с 2017 г. не только физические лица – предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, а и физические лица – предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Следовательно, приведенными нормами определены два условия освобождения плательщика от уплаты единого взноса:

  • наличие у лица статуса пенсионера по возрасту или инвалида;
  • факт получения в соответствии с законом пенсии или социальной помощи.

То есть критерием освобождения от уплаты единого взноса вместе с фактором получения пенсии, в том числе пенсии по возрасту на льготных условиях, является наличие у указанного лица статуса пенсионера по возрасту, установленного согласно условиям, определенным законом, в частности достижения определенного возраста, после которого оно имеет право на назначение соответствующей пенсии.

Виды пенсии

Законом о пенсионном страховании предусмотрены такие виды пенсионных выплат, как пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой; инвалидности с детства) и пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсионер – это лицо, которое в соответствии с вышеуказанным Законом получает пенсию, пожизненную пенсию, или члены его семьи, получающие пенсию в случае смерти этого лица в случаях, предусмотренных этим Законом (ст. 1 Закона о пенсионном страховании).

Согласно абзацу седьмому части второй ст. 5 указанного Закона исключительно этим Законом устанавливаются условия приобретения права и порядок определения размеров пенсионных выплат. От уплаты единого взноса освобождаются физические лица – предприниматели, имеющие статус пенсионера по возрасту в соответствии с нормами указанного Закона.

Толкование ст. 26 Закона о пенсионном страховании в части определения термина «пенсионер по возрасту» привело к формированию неоднозначной судебной практики Высшего административного суда Украины.

Принимая во внимание наличие неодинакового применения судом кассационной инстанции части четвертой ст. 4 Закона о ЕСВ во взаимосвязи со ст. 26 Закона о пенсионном страховании, правовая позиция по этому вопросу предоставлена Верховным Судом Украины (далее – ВСУ) в постановлениях от 15.04.2014 г. по делам № 21-57а14 и № 21-70а14, в соответствии с которыми термин «пенсионер по возрасту» в аспекте части четвертой ст. 4 Закона о ЕСВ включает в себя как лиц, получающих пенсию по возрасту по достижении 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет (ст. 26 Закона о пенсионном страховании), так и лиц, которым пенсия по возрасту назначена на льготных условиях согласно ст. 55 Закона № 796 или ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении, то есть до достижения 60-летнего возраста.

Вместе с тем не освобождаются от уплаты за себя единого взноса физические лица – предприниматели, которым назначена пенсия за выслугу лет, на основании части четвертой ст. 4 Закона о ЕСВ (постановление ВСУ от 15.04.2014 г. по делу № 21-59а14).

Следовательно, если физическое лицо – предприниматель независимо от системы налогообложения достигло пенсионного возраста и ему с 01.03.2017 г. назначена пенсия по возрасту, то последним периодом, за который необходимо уплатить единый взнос, будут январь и февраль 2017 г. Начиная с марта 2017 г. уплачивать единый взнос указанному лицу за себя не нужно.

Рассмотрим, какую именно сумму единого взноса за январь и февраль 2017 г. необходимо уплатить физическим лицам – предпринимателям с учетом системы налогообложения.

Минимальная и максимальная суммы

Минимальный страховой взнос – это сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы и размера взноса, установленного законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно (минимальная сумма в 2017 г. за месяц – 704 грн).

Максимальная величина базы начисления единого взноса – это максимальная сумма дохода застрахованного лица на месяц, равная 25 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом, на которую начисляется единый взнос.

Максимальная величина базы начисления ЕСВ

с 01.01.2017 г. – 40 000 грн

с 01.05.2017 г. – 42 100 грн

с 01.12.2017 г. – 44 050 грн

Максимальная сумма ЕСВ

с 01.01.2017 г. – 8 800 грн

с 01.05.2017 г. – 9 262 грн

с 01.12.2017 г. – 9 691 грн

Минимальная сумма ЕСВ в 2017 г.

Категория ФЛП

Сумма ЕСВ

Минимальный страховой взнос

Срок уплаты

за месяц, грн

за январь – февраль 2017 г., грн

ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения и отнесенные к первой группе плательщиков единого налога

0,5 минимального страхового взноса

(3 200 грн × 22 % × 0,5)

352,00

704,00

До 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который уплачивается единый взнос (19.04.2017 г.)

ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения

Минимальный страховой взнос (22 % минимальной зарплаты)

704,00

1 408,00

ФЛП, избравшие общую систему налогообложения

704,00

1 408,00

До 10 февраля следующего года

Льготные плательщики в 2017 г.

Категория плательщика

Льгота по уплате ЕСВ

ФЛП, избравшие общую систему налогообложения

Освобождаются от уплаты за себя ЕСВ, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь

ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения

Лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон о ЕСВ – Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Закон о пенсионном обеспечении – Закон Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении». Закон о пенсионном страховании – Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Закон № 796 – Закон Украины от 28.02.91 г. № 796-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Постановление ВСУ от 15.04.2014 г. № 21-57а14 «О признании противоправным и отмене требования об уплате недоимки». Постановление ВСУ от 15.04.2014 г. № 21-59а14 «О взыскании долга по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Постановление ВСУ от 15.04.2014 г. № 21-70а14 «Об отмене требования об уплате недоимки»

Предприниматели, как и обычные граждане, при достижении пенсионного возраста имеют право на начисление пенсии по возрасту. Вместе с тем порядок расчета пенсии предпринимателям несколько отличается от расчета пенсий наемным работникам. Зависит этот расчет от системы налогообложения, которую использовал предприниматель до выхода на пенсию. Кроме того, есть различия в порядке определения страхового стажа и размера дохода, используемого для начисления пенсии, в период до 01.01.2004 г. (до вступления в силу Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV Об общеобязательном государственном пенсионном страховании (далее - Закон № 1058) и после 01.01.2004 г. (в период действия этого Закона)). // 24.02.2011


При оформлении документов для назначения пенсии предпринимателю необходимо руководствоваться Порядком представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1 (далее - Порядок № 22-1).

Нормами Закона № 1058 определено, что с 01.01.2004 г. страховой стаж считается по данным персонифицированного учета, а за период до вступления в силу этого Закона - на основании документов и в порядке, определенном ранее действовавшим законодательством.

До 01.01.2004 г. при назначении пенсии учитывался трудовой стаж, а не страховой, как в настоящее время, и подтверждался он записями в трудовой книжке. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено заполнение трудовой книжки предпринимателями, для них в Порядке № 22-1 установлен свой способ подтверждения стажа. Периоды осуществления предпринимательской деятельности (в том числе и по упрощенной системе налогообложения) с 01.07.2000 г. подтверждаются данными персонифицированного учета. При отсутствии таких данных в Пенсионном фонде предпринимателю необходимо представить справку из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за этот период о размере уплаченного единого налога в разрезе каждого месяца или размере чистого дохода также за каждый месяц.

Одним из документов, который обязательно оформляется при расчете пенсии, является справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за период до 01.01.2004 г. (приложение 5 к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1). Данная справка будет оформлена предпринимателю при условии, что он был своевременно зарегистрирован в соответствующем территориальном управлении Пенсионного фонда и исправно уплачивал страховые взносы (производились отчисления из единого налога). В справке будет указано, что предприниматель являлся в определенный период плательщиком единого налога. В соответствии с данной справкой предпринимателю, уплачивавшему единый налог, за период до 01.01.2004 г. при расчете пенсии будет учтен только стаж, поскольку денежные средства в Пенсионный фонд поступали и деятельность велась. А вот доход, к сожалению, учтен не будет. Это вызвано тем, что в законодательстве, действовавшем до 1 января 2004 года, отсутствовал порядок определения размера дохода, в зависимости от размера отчислений из состава единого налога в Пенсионный фонд, как это предусмотрено с 01.01.2004 г. Законом № 1058.

Несмотря на то, что с 01.07.2000 г. все субъекты хозяйствования обязаны были представлять отчетность в отдел персонифицированного учета, предприниматели-единщики до 01.01.2004 г. данные о себе в отделы персонифицированного учета не представляли (в связи с отсутствием порядка определения размера дохода), поэтому за этот период будут использоваться именно данные налоговой инспекции. Пенсионный фонд выдаст справку только о том, что предприниматель состоял на учете в Пенсионном фонде и являлся плательщиком единого налога.

С 1 января 2004 года (времени вступления в силу Закона № 1058), независимо от системы налогообложения, физические лица - предприниматели должны ежегодно представлять сведения на себя в отделы персонификации, и соответственно эти данные будут использоваться для учета как стажа, так и дохода при начислении пенсии.

Но с этого периода изменился порядок определения стажа, размер которого имеет немаловажное значение при начислении пенсии.

Согласно ст. 24 Закона № 1058 "страховой стаж - период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса".

При этом следует иметь в виду, что размер страхового стажа напрямую зависит от размера уплаченных взносов. Напомним, что минимальный страховой взнос - произведение законодательно установленной суммы минимальной заработной платы на тариф страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий период. Исходя из размера минимальной заработной платы можно рассчитать размер минимального страхового взноса. Поскольку размер минимальной заработной платы постоянно увеличивается, изменяется и размер минимального страхового взноса.

Так, в 2004 году его размер составлял:

  • с 01.01 по 31.08 - 65,60 грн. (205 грн. х 32%);
  • с 01.09 по 31.12 - 75,84 грн. (237 грн. х 32%);

в 2005 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 83,84 грн. (262 грн. х 32%);
  • с 01.04 по 30.06 - 92,80 грн. (290 грн. х 32%);
  • с 01.07 по 31.08 - 99,20 грн. (310 грн. х 32%);
  • с 01.09 по 31.12 - 106,24 грн. (332 грн. х 32%);

в 2006 году соответственно:

  • с 01.01 по 30.06 - 111,30 грн. (350 грн. х 31,8%);
  • с 01.07 по 30.11 - 119,25 грн. (375 грн. х 31,8%);
  • с 01.12 по 31.12 - 127,20 грн. (400 грн. х 31,8%);

в 2007 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 132,80 грн. (400 грн. х 33,2%);
  • с 01.04 по 30.06 - 139,44 грн. (420 грн. х 33,2%);
  • с 01.07 по 30.09 - 146,08 грн. (440 грн. х 33,2%);
  • с 01.10 по 31.12 - 152,72 грн. (460 грн. х 33,2%);

в 2008 году соответственно:

  • с 01.01 по 31.03 - 170,98 грн. (515 грн. х 33,2%);
  • с 01.04 по 30.09 - 174,30 грн. (525 грн. х 33,2%);
  • с 01.10 по 30.11 - 180,94 грн. (545 грн. х 33,2%);
  • с 01.12 по 31.12 - 200,86 грн. (605 грн. х 33,2%).

Предпринимателям следует помнить о том, что если начиная с 01.01.2004 г. уплаченные страховые взносы за месяц у предпринимателя менее минимального страхового взноса, то страховой стаж считается не в полном объеме месяц за месяц (отработанный месяц - месяц страхового стажа), а пропорционально уплаченному взносу.

Для предпринимателей-единщиков такая ситуация является правилом, так как часть единого налога, поступающая в Пенсионный фонд, изначально менее минимального страхового взноса.

Как было сказано выше, отработанный месяц полностью может быть включен в страховой стаж при условии, что в Пенсионный фонд от плательщика единого налога поступит взносов в размере не менее минимального страхового стажа. Для предпринимателей, уплачивающих единый налог, отчисления в Пенсионный фонд из единого налога составляют 42% установленной ставки. В нашем вопросе размер отчислений из единого налога предпринимателя составляет 42 грн. (100 грн. х 42%), что намного меньше минимального страхового взноса. Поскольку за период с 1 января 2004 года неоднократно менялся и размер страхового тарифа, используемого при расчете минимального страхового взноса, и размер минимальной зарплаты, то, для того чтобы определить размер дохода, который будет учтен для пенсии, в ст. 40 Закона № 1058 приведена формула:

где З - доход, с которого фактически уплачены страховые взносы за соответствующий месяц;

Н - сумма фактически уплаченного налога за соответствующий месяц;

Ч - процент отчислений в Пенсионный фонд от фактически уплаченной суммы налога;

Т - размер страхового взноса в систему Пенсионного фонда, существующий на момент получения дохода.

Подведем итоги. За период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2003 года у предпринимателя-единщика будет учтен только стаж, дающий право для назначения пенсии по возрасту. С 1 января 2004 года доход в размере минимальной зарплаты и стаж в полном объеме может быть учтен только в том случае, если предприниматель произведет доплату до минимального страхового взноса.

Напомним, что с января 2011 года все предприятия, предприниматели и их работники будут платить единый социальный взнос вместо четырех различных сборов. Это предусмотрено соответствующим законом, вступающим в силу в 2011 году.

Мы уже сообщали, что 06 августа 2011г. вступил в силу Закон Украины № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011.

Этим законом №3609 внесены также изменения в упрощенную систему налогообложения. Как помним, проект закона по упрощенной системе налогобложения, так и остался проектом, пока ещё не принят ВР Украины. Законом внесены изменения в Закон Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Лица, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают согласно закону пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками ЕСВ исключительно в добровольном порядке.

Этим же Законом также установлено: финансовые санкции и административные взыскания за неуплату взносов в ПФ физическими лицами – субъектами упрощенной системы не применяются, начисленные суммы финансовых санкций подлежат списанию. Но многие пенсионеры-предприниматели на упрощенной системе налогобложения задаются вопросом, распространяется ли этот закон № 3609-VI и на них?

Газета «Частный предприниматель» направила официальный запрос в Пенсионный фонд Украины.

Пенсионного фонда Украины от 28.02.2012 г. № 4691/03-20

Пенсионный фонд Украины рассмотрел письмо от 26.01.2012 года № 7 относительно уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование физическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности, избравшими упрощенную систему налогообложения, и сообщает.

В соответствии с частью четвертой статьи 4 Закона Украины “О сборе и учете единого взноса на обще­обязательное государственное социальное страхование” (в редакции Закона Украины от 07.07.2011 № 3609-VI) физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, избравшие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты за себя единого взноса, если они являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или социальную помощь. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Согласно Закону Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” пенсионер – это лицо, которое в соответствии с данным Законом получает пенсию, пожизненную пенсию, или члены его семьи, получающие пенсию в случае смерти этого лица в случаях, предусмотренных данным Законом.

Указанным Законом предусмотрены такие виды пенсионных выплат, как пенсия по возрасту, пенсия в связи с потерей кормильца и пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства).

Условия назначения пенсии по возрасту определены статьей 26 данного Закона.

Учитывая вышеизложенное, физические лица – предприниматели, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”, не освобождаются от уплаты единого взноса.

Директор департамента поступления доходов

То есть, физические лица – предприниматели, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”, не освобождаются от уплаты единого социального взноса.

Также редакция газеты задала ещё один вопрос в ПФ по поводу уплаты единого социального взноса предпринимателями-упрощенцами 1-й, 2-й группы, которые могут уйти в отпуск на один месяц, и по новому закону по упрощенной системе налогобложения могут не платить единый налог за этот месяц.

Получен ответ от Пенсионного фонда Украины, что единый социальный взнос предпринимателю-упрощенцу за период отпуска нужно уплачивать!

Письмо Пенсионного фонда Украины от 02.04.2012 г. № 7619/03-30

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 4 Закона Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” физические лица предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, определены плательщиками единого взноса.

Вышеуказанные лица уплачивают единый взнос в размере не менее минимального страхового взноса за каждый месяц в период, когда предприниматель был плательщиком единого налога.

Поскольку физические лица – плательщики единого налога первой и второй групп в период на протяжении одного календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни, подтвержденной копией листка (листков) нетрудоспособности, если она длится 30 и более календарных дней, остаются плательщиками упрощенной системы налогообложения, соответственно имеют обязанность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в указанный период.

Директор департамента поступления доходов

Конечно, это не стыковка двух законов, по которым работают предприниматели!

Фактически законодатели забыли или не захотели изменить норму закона по единому социальному взносу, и освободить предпринимателей-упрощенцев от уплаты ЕСВ на период отпуска. А это сводит "на нет" само понятие отпуска для предпринимателя.

Подготовил Андрей Зацепин.

Подпишись на рассылку "Дневник предпринимателя" от Андрея Зацепина.

Вы будете получать:
- Анализ изменений законодательства в предпринимательской сфере, малом и среднем бизнесе в Украине.
- Разъяснения по отчетности, срокам и уплате налогов и сборов.
- Разъяснения положений Налогового кодекса Украины.
- Консультации по коммерческой деятельности, проверкам ГНА и других органов власти.
Никакого СПАМ! Рассылка только по теме предпринимательства! Самое важное и актуальное!
При подписке Вы также получите специальный бесплатный бонус - электронную книгу, которая рассказывает о многих способах заработка в сети Интернет.

Читайте также: