Может ли пенсионер занимать должность директора школы


Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов"

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров.


Существуют ли ограничения по возрасту для поступления в учебное заведение на очное отделение на бюджетной основе? С уважением, Олег.


таких ограничений по возрасту законодательством не предусмотрено Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.


В соответствии с Законом об образовании ограничений по возрасту для поступления в учебное заведение на очное отделение на бюджетной основе не предусмотрено.


Вопросы обучения регулирует ФЗ ОБ Образовании, в данном федеральном законе нет возрастных ограничений. Всего хорошего!


Спасибо за ответ! Всего Вам хорошего!


В законе ограничений нет, но фактически они существуют.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, указано, что любой гражданин России может получить высшее образование вне зависимости от возраста. А это значит, что даже человек, находящийся на пенсии, по своему желанию сможет без труда поступить на выбранную специальность и получить диплом.

Но, есть профессии, которые имеют ограничения по возрастной категории из-за потенциальных проблем со здоровьем. Так, летчиками, моряками, военными, пожарными могут стать лишь здоровые люди, не имеющие противопоказаний и хронических недугов, а отсюда следует, что человеку преклонного возраста, к примеру, с болезненным сердцем, уже не удастся сдать документы и получить образование по этой специальности.


Олег Георгиевич! Вам спасибо за Ваше обращение к нам на наш сайт. Будут возникать вопросы юридического характера - обращайтесь, будем рады Вам помочь. Удачи Вам!


Ограничения по возрасту для инвалидов при поступлении в ВУЗ.


Не существует таких ограничений для инвалидов у них такие же права как и у всех поступающих.


Нет ограничений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, там указано, что любой гражданин России может получить высшее образование вне зависимости от возраста.


Ограничения по возрасту для работ на высоте электромонтером.




У меня есть заключение опеки об кандидате в опекуны, с ограничением по возрасту до 10 лет на двоих детей, взяла одну девочку, сейчас хочу взять мальчика, но ему 11 лет. Опека говорит, что заключение не действительно, требует собирать все документы заново, хотя не прошло и года. Правомерно ли это?


По общему правилу, заключение опеки о соответствии в кандидаты опекунам действуют на период его выдачи. Если Вы взяли ребенка, А после этого прошло более трех месяцев, нужно получать новое заключение.


Мария, добрый день!

Наталья Александровна что-то путает. Нет такого ограничения как 3 месяца. Срок годности Заключения установлен в Постановлении № 423 и он 2 года. Другое дело, что возраст указан до 10 лет, значит могут по этому направлению не дать направление на ребенка.

Но это не самое важное. Чтобы в семье не произошло катастрофы должны быть соблюдены две вещи:

1. Последний приходящий в семью должен быть младше младшего уже находящегося в семье. Иначе Вы нарушаете законы природы и иерархию среди детей. Это удар как по тем детям, что есть так и проблема для нового члена семьи.

2. Принятие нового члена семьи должно происходить после завершения адаптации последнего иначе тоже проблема, риски возникают для всех детей и родителей, причем риски запредельные.


Ограничения по возрасту при работе на высоте?


Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155 н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2014 N 33990) II. К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.

Есть ряд других условий, не связанных с возрастом.


Верхний предел возраста при работе на высоте?


Верхний возрастной предел законодательством не установлен, поэтому этот вопрос решает ежегодная медицинская комиссия, по результатам обследования работника.


Хотел бы узнать существует ли ограничения по возрасту при осуществлении сделки купли-продажи земельного участка по доверенности. Владельцу 91 год.



В данном случае максимального возраста нет.


В вашем случае нет ограничений.


Нет не существует. Гражда? Нская право способ? Юность — спосоюность лица иметь гражданские права и нести обязанности, право способбности. Гражданская право способюность физических лиц возникает с момента рождения, и прекращается со смертью.


Ограничений нет. Но в любом случае, это риск для покупателя. Покупателю необходимо удостовериться, что доверенность не отозвана, а также запросить справки о том, что продавец не состоит на учете в псих диспансере. А также покупатель должен настаивать на том, что деньги должны быть переданы лично продавцу либо на его расчетный счет, для избежания в будущем проблем с наследниками продавца.


Если лицо не признано недееспособным ограничения отсутствуют.


Анатолий! Ограничения по возрасту (максимальному) при заключении договоров купли-продажи (равно как и иных гражданско-правовых договоров) в законодательстве отсутствуют. Подстраховаться можно настояв на нотариальном удостоверении данной сделки (нотариус при удостоверении сделки проверяет дееспособность сторон; конечно, насколько это возможно, т.к. нотариус всё-таки не психиатр, а юрист, но при малейших подозрениях в способности стороны сделки понимать значение своих действий или руководить ими нотариус данную сделку удостоверять не будет). Справку о том, состоит ли продавец на учете в ПНД или нет, Вы самостоятельно получить не сможете (данные сведения составляют медицинскую тайну и поэтому постороннему лицу не предоставляются).

С уважением, А.Д.Руслан.


Анатолий, здравствуйте! Ограничений нет, но я бы никогда не советовала покупать недвижимость у лица, продающего ее по доверенности. Тем более, если доверитель в таком возрасте. Нужно видеть доверителя, желательно, чтобы он взял справку из ПНД (для продажи недвижимости, лучше даже с осмотром).

Если не видеть продавца, то неизвестно, может и доверенность поддельная, сколько таких случаев.. Или человек болен, а потом родственники-наследники сделку будут оспаривать..

Но решать, конечно, покупателю.


Есть ли какое-то ограничение по возрасту для человека, которому надо оформить опеку над несовершеннолетним ребенком? Спасибо.

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 46, ст. 5419; 2010, N 52, ст. 7002; 2012, N 14, ст. 1553; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 52, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 42; N 29, ст. 4363; 2019, N 31, ст. 4451) следующие изменения:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу";

б) части двенадцатую - пятнадцатую признать утратившими силу;

2) дополнить статьей 332 1 следующего содержания:

"Статья 332 1 . Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителями их филиалов

С руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста семидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, срок пребывания руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования в своей должности по достижении им возраста, установленного частью второй настоящей статьи, может быть продлен.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником, а также руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителем ее филиала";

б) абзац первый после слов "педагогическим работником" дополнить словами ", а также с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования и руководителем ее филиала";

в) в пункте 3 слова "со статьей 332" заменить словами "со статьей 332 1 ";

4) статью 336 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 336 2 . Особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций и руководителями их филиалов

С руководителями государственных и муниципальных научных организаций заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.

Должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных научных организаций и руководителей их филиалов замещаются лицами в возрасте не старше семидесяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, замещающие указанные должности и достигшие возраста семидесяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, срок пребывания руководителя государственной или муниципальной научной организации в своей должности по достижении им возраста, установленного частью второй настоящей статьи, может быть продлен.

С заместителями руководителей государственных и муниципальных научных организаций, руководителями их филиалов заключаются срочные трудовые договоры, сроки действия которых не могут превышать сроки полномочий руководителей указанных организаций.".

1. Установить, что:

1) для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, замещающих должности по срочным трудовым договорам на день вступления в силу настоящего Федерального закона, первым из трех возможных сроков замещения должности является срок замещения должности, на который они назначены (избраны) на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) трудовые договоры, заключенные с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также с руководителями филиалов указанных организаций на неопределенный срок до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями статей 332 1 и 336 2 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в течение тридцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в срок до 31 декабря 2021 года.

3. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций до приведения их в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Сайт Вихарева Александра

Руководители (и их заместители) образовательных организаций включены в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (далее по тексту — специальный стаж). Данный список утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Однако сейчас действует новый Федеральный закон — «О страховых пенсиях» (вступил в силу с 1 января 2015 года). Чтобы устранить возникшую неопределённость в правовом регулировании, Правительство РФ в постановлении от 16 июля 2014 года № 665 разъяснило, что при определении специального стажа в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» применяются все прежние списки и перечни:
– список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;
– список утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (для учета работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.);
– список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (для учета работы в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.);
– перечень, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (для учета периодов работы, имевшей место до 1 января 1992 г.).

При назначении досрочной пенсии по старости всех руководящих работников образовательных организаций можно разделить на три следующие категории.

1) Директора детских домов, а также заместители руководителей большинства образовательных организаций (кроме дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования и некоторых других) — в специальный стаж включается работа в указанных должностях независимо от времени работы и независимо от того, осуществляется преподавательская работа или нет.

Однако необходимо учитывать, что в нормативных правовых актах не приведён исчерпывающий перечень конкретных должностей заместителей руководителя (заместитель по УВР, ВР и т.д.) — приведена общая формулировка: заместитель, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом. Поэтому заместителям руководителя, например, по научно-методической работе, нужно подтверждать, что работа в его должности связана с образовательным (воспитательным) процессом.

2) С 1 сентября 2000 г. для зачета в специальный стаж периода работы в качестве руководителя школы, лицея, гимназии, центра образования, школы-интерната, интерната при школе, начальной школы – детского сада, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии и некоторых других учреждений требуется выполнение преподавательской работы (не обязательно в «своём» учреждении) не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). До 1 сентября 2000 г. работа руководителя засчитывается в специальный стаж независимо от осуществления преподавательской работы.

3) Руководители (и их заместители) дошкольных образовательных организаций (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка – детские сады), руководители (и их заместители) межшкольных учебных комбинатов, директора (и их заместители) учреждений дополнительного образования лишены права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 1 ноября 1999 г., (подпункт «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781). Для администрации учреждений дополнительного образования имеется исключение: периоды работы в руководящих должностях после 1 января 2001 года могут быть засчитаны в специальный стаж при одновременном выполнении двух условий:
– на 1 января 2001 года стаж работы в образовательных учреждениях должен быть не менее 16 лет 8 месяцев;
– в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. необходимо любое время проработать в учреждениях дополнительного образования в любой из следующих должностей: директор (начальник, заведующий), заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, преподаватель, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, педагог дополнительного образования.

Итак, в зависимости от условий назначения досрочной страховой пенсии по старости руководителей образовательных учреждений можно разделить на три категории:
1) заместители руководителей, а также директора детских домов;
2) руководители образовательных учреждений (кроме руководителей, указанных под номерами «1» и «3»);
3) руководители (и их заместители) дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования (учреждения дополнительного образования при определённых условиях попадают в отдельную подкатегорию).




А смог ли бы управлять школой директор лет в 27-35? почему в других сферах молодые люди такого возраста могут быть управляющими, а в школе же директором как кто-то станет лет в 45, так до 60 лет и работает. Не нужно ли уступать место молодым? может быть, они будут лучше управлять, реализуют новые идеи и т.д.? Кто вообще назначает директоров и снимает их с должности?




Департамент образования. А сейчас есть ещё т.н. резерв: те, кто получил второе образование "менеджер в образовании", завучи (особенно с кпн), победители городского уровня и выше "Учитель года", 100-тысячники и т.д. Эти люди, как правило, на слуху, поэтому о них вспоминают быстрее, чем о других, когда появляется вакансия завуча, например. Очень редкий случай, когда завуч стал директором в своей же школе. Обычно назначают в другую.










Что уж тут сказать: менторство у многих из нас (себя, увы, причисляю
) - частое занятие. А у многих - так прямо в крови. Разве подросткам, молодым родителям, молодым коллегам это понравится? Раньше не так замечала, но теперь сын подрос, и почти каждый день напоминает мне, что нотации - это одно из моих любимых занятий. А мне-то кажется, что я ДЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ даю, а не нотации читаю. А что будет со мной лет через 10? Мелочная брюзга, вечно всем недовольная, со старообразным мышлением, без чувства юмора, вечно всё контролирующая.


А я только -то всего мама и классный руководитель! А представьте себе директора школы! Т.е. всё вышеперечисленное - в геометрическую прогрессию.







И ничего хорошего в этом нет. Никто его не слушает, распоряжения отдавать стеснялся, опыта мало. Короче сняли МЫ его. Сейчас с новым 57-летним директором в школе полный порядок.










2007-2020 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров -->

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.








Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.


«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, - разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. - Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».


Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.


Второй этап аттестации (для преодолевших первый) - собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.


«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, - отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. - Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.


«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, - не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. - Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!


«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, - вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. - В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно - будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».


Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей - 56 не прошли тестирование, 42 - собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, - подытоживает Алексей Рытов. - И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».


Квалификационные характеристики директора школы содержатся в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011). На их основе разрабатываются должностные инструкции директора школы и его заместителей. Должностную инструкцию директора школы можно скачать с сайта редакции http://управление-образовательной-организацией.рф.

На должность директора школы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. Лица, не имеющие соответствующей специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Директор школы назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя вышестоящего органа управления образованием (или распорядительным актом учредителя) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При назначении на должность директора школы заключается трудовой договор (контракт), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

В соответствии с действующим законодательством на должность директора школы не принимаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие медицинские противопоказания к занятию педагогической деятельностью (имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем).

Директор школы непосредственно подчиняется руководителю вышестоящего органа управления образованием (или учредителю).

Должностные обязанности директора школы

Осуществляет руководство школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом школы. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу школы. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет стратегию, цели и задачи развития школы, принимает решения о программном планировании его работы, участии школы в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности школы и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в школе. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в школе. Совместно с советом школы и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития школы, образовательной программы школы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка школы. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников школы, направленных на улучшение работы школы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает структуру и штатное расписание школы. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом школы. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению школы квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в школе. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении школой. Принимает локальные нормативные акты школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников школы. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами. Представляет школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности школы в целом. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Директор школы должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии; способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления персоналом; основы управления проектами; правила внутреннего трудового распорядка школы; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Права директора школы

Директор школы имеет право:

- издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения работниками школы;

- осуществлять подбор и расстановку кадров, производить их назначение и увольнение в установленном порядке;

- поощрять и налагать взыскания на работников школы;

- в пределах своей компетенции решать вопросы финансового и материально-технического обеспечения деятельности школы;

- представлять школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях;

- принимать участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью школы;

- вносить на рассмотрение и обсуждение вышестоящего органа управления предложения по совершенствованию деятельности школы;

- запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

- повышать в установленном порядке свою квалификацию.

Директор школы пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность директора школы

Директор школы несет ответственность за:

- своевременное и качественное выполнение возложенных на него должностных обязанностей, приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов в области образования и организации деятельности образовательных организаций;

- качество и безопасность образовательного процесса;

- развитие материально-технической базы школы, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

- соблюдение правил внутреннего распорядка, требований санитарных правил и гигиенических нормативов, пожарной безопасности и охраны труда в школе;

- ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

-. своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности школы;

- обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками школы;

- готовность школы к чрезвычайным ситуациям.

За нарушение трудовой дисциплины, неисполнение служебных обязанностей, невыполнение или нарушение действующих нормативно-правовых актов директор школы может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Читайте также: