Может ли тсж применять пониженный тариф по пфр


На фоне массовой истерии по поводу коронавируса, Путин выступил перед народом и пообещал, что будет оказана поддержка малому бизнесу. Описывать свои ощущения от этой помощи не буду, так как они уже описаны тут . В этой достаточно короткой статье я расскажу о снижении страховых взносов до 15% в отношении субъектов малого предпринимательства в вопросах и ответах.

1. Откуда ноги растут.

Если вы откроете сайт Госдумы, то увидите там законопроект , в котором описаны меры поддержки малого бизнеса в виде снижения размера страховых взносов до 15 процентов. Тексты законопроектов достаточно сложно читать, так как там зачастую «надерганы» кусками правки и указано в каком месте что убрать и куда что добавить.

Нас интересует лишь небольшая часть законопроекта, о которой и поговорим.

2. На кого распространяются пониженные тарифы страховых взносов?

В законопроекте прямо прописано, что нормы НК РФ будут распространяться на «плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту – 209-ФЗ).

Открываем указанный выше закон и смотрим критерии признания плательщика страховых взносов субъектом малого и среднего предпринимательства (далее по тексту -СМП):

Критерии малого предприятия, к котором относится львиная доля УК - среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала УК должно принадлежать физлицам или организациям - СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО - 25% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Критерии среднего предприятия (такие управляющие организации встречаются гораздо реже) - среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала - те же, что и для малых предприятий.

То есть, если ваша управляющая организация соответствует вышеуказанным критериям, то она с 01 апреля 2020 года может получить «подарок» от государства в виде пониженных страховых взносов.

Обратите внимание: на сайте ФНС по ссылке есть официальный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, где можно вбить ИНН своей компании и проверить свою компанию.

Если ваша управляющая компания соответствует критериям, но ее нет в реестре ФНС, то вам необходимо в электронном виде сообщить о себе налоговикам по ссылке .

3. А почему забыли про ТСЖ?

Потому, что ТСЖ (ТСН, ЖСК) не могут относиться к субъектам СМП.

Это следует из п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором указано, что к субъектам СМП относятся «зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» .

Как вы видите, ТСЖ, ТСН и прочих в законе нет.

Многие возразят, что их ТСЖ есть в реестре на сайте ФНС, но это, по сути, ошибки налоговиков.

Суды в части отнесения ТСЖ к СМП категоричны:

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А43-19322/2016

Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" же предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, Товарищество по определению не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, на которого распространяются положения статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.

Поэтому представители ТСЖ могут смело материть выступающих по телевизору, так как УК пониженные страховые взносы получили, а вы – НЕТ.

4. Какие ставки страховых взносов применимы к СМП с 2021 года?

В законопроекте указано, что для субъектов СМП начиная с 2021 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента;
  • на обязательное медицинское страхование - 5,0 процента.

Обратите внимание, что с 2021 года для субъектов СМП в принципе «отменятся» такое понятие, как предельная величина базы для исчисления страховых взносов, так как при превышении предельной величины ставка страховых взносов не изменяется и составляет совокупно 15%.

5. Какие ставки страховых взносов применимы к СМП в 2020 году?

Вышеописанные поправки в НК РФ вступают в силу с 2021 года, но нам то интересны поблажки государства в 2020 году.

Открываем статьи 5 и 6 законопроекта и там видим, что с 01 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для страхователей, которые признаются СМП, применяются следующие тарифы страховых взносов (свел в таблицу, ибо там черт ногу сломит):

В пределах установленной предельной величины базы

Сверх предела установленной предельной величины базы

Выплата в пределах МРОТ

Выплата превышает МРОТ

Выплата в пределах МРОТ

Выплата превышает МРОТ

Взнос на обязательное пенсионное страхование

Ставка 10% от суммы превышения

Ставка 10% от МРОТ

Взнос на обязательное социальное страхование

Ставка 0% от суммы превышения

Ставка 0% от суммы превышения

Ставка 5% от суммы превышения

Ставка 5% от суммы превышения

Как видим, ставки страховых взносов завязаны в первую очередь на величине МРОТ , который на момент написания статьи составлял 12130 рублей.

Таким образом, если зарплата работника 20 000 рублей, то под широко разрекламированную льготу попадет сумма в 7 870 рублей, а не вся сумма, как подумали при выступлении Путина многие.

6. Как государство не выполняет свои же сказанные по зомбоящику обещания…

Вспомните серьезное лицо Путина, когда он говорил про ставку страховых взносов в 15% и про поддержку малого бизнеса. Вспомнили?

А теперь внимательно посмотрите на то, что я написал выше, то увидите, что с 2021 года ставка страховых взносов для управляющих организаций, являющихся СМП будет составлять 15% и не будет привязана к МРОТ.

А в теперь уже кризисном 2020 году государство не удосужилось сделать ставку в 15%, и львиная доля зарплаты так и будет облагаться под 30%.

Поэтому меньше смотрите обращения – все же равно обманут…

Ну а обсудить весь этот позитивчик можно на нашем форуме по ссылке .


Юрий Кочетков

Генеральный директор ООО "Бурмистр.ру""

Комментарии


3. А почему забыли про ТСЖ?

Потому, что ТСЖ (ТСН, ЖСК) не могут относиться к субъектам СМП .

Это следует из п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в котором указано, что к субъектам СМП относятся «зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели» .

Как вы видите, ТСЖ, ТСН и прочих в законе нет .

ЖСК являются потребительскими кооперативами и в отличие от ТСЖ и прочих могут относиться к СМП.


Честно говоря, я думаю, что при последующей детализации, ТСЖ включат каким-либо образом к плательщикам 15%, просто сейчас не детализируют неохваченный (или выпавший) контингент из общей массы предприятий, включенных в реестр СМП. потом допишут кто не попал под льготу по тем или иным причинам.


Проверил свое ЖСК по ИНН на сайте налоговой - да, мы являемся СМСП. Проверил ТСЖ - нет :-(



Basil ,
Проверил свое ЖСК по ИНН на сайте налоговой - да, мы являемся СМСП. Проверил ТСЖ - нет

Тоже проверила ЖСК и ЖК являются, ТСЖ-нет.











Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей








Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, - влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

31 декабря 2018 года заканчивается срок применения пониженных тарифов страховых взносов для ряда организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2019 году действующим законодательством не предусмотрено. В настоящей статье разберем, какой же размер страховых взносов установлен с 01.01.2019 для УО/ТСЖ/ЖСК, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Предыстория

Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.

Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.

Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.

В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  1. социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  2. благотворительных организаций, применяющих УСН.

Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года

Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.

Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».

Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.

Заключение

В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.

Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.

Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».

Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.

Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).

Узнайте об этих и других изменениях в бухгалтерском и налоговом учете для ТСЖ и ЖСК на вебинаре 31 января 2019 с участием И.А. Фельдмана.

Свежие разъяснения финансистов свидетельствуют о том, что ТСЖ, которые находятся на УСНО, по‑прежнему волнует возможность применения пониженных тарифов страховых взносов. Таковая отсутствует с 01.01.2019. В частности, деятельность ТСЖ по управлению недвижимым имуществом не может быть квалифицирована в качестве деятельности в области социального обслуживания граждан, что могло бы позволить применять пониженные тарифы. Расскажем об этом более подробно.

Исходя из положений пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ для организаций, которые находятся на УСНО и основным видом экономической деятельности которых является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) был установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20 %. Применение пониженного тарифа было допустимо при одновременном соблюдении двух условий:

о предельной сумме доходов за налоговый период (календарный год) (не более 79 млн руб.);

о доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70 %).

Изложенное распространялось, в частности, на деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

В списке организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов (совокупный размер – 20 %), числятся также НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые (пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ):

– зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке;

– осуществляют в соответствии с учредительными документами деятельность в областях социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Для таких НКО применение пониженных тарифов страховых взносов продлено на период до 2024 года включительно (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 303‑ФЗ).

ТСЖ является некоммерческой организацией, поэтому понятно желание таких налогоплательщиков, применяющих УСНО, воспользоваться приведенной нормой. Однако делать этого не нужно по следующим причинам.

Во-первых, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» порядка государственной регистрации НКО. Решение о государственной регистрации НКО принимается Минюстом как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, или его территориальным органом (п. 1, 2 ст. 13.1 Федерального закона № 7‑ФЗ).

В результате регистрации НКО в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Минюст или его территориальный орган вносит сведения о ней.

Федеральный закон № 7‑ФЗ не распространяется на потребительские кооперативы, ТСН, в том числе ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. Поэтому государственная регистрация ТСЖ осуществляется налоговым органом на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона № 129‑ФЗ, Положение о ФНС [1] ).

Соответственно, на официальном сайте Минюста в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» отсутствуют сведения о регистрации ТСЖ, поэтому такая организация не признается зарегистрированной в установленном порядке НКО.

Во-вторых, на основании положений ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальным обслуживанием граждан признается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности

Товариществом собственников жилья признается вид ТСН, представляющий собой, как правило, объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в доме (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ не осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан. Поэтому товарищество не относится к категории плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, и не вправе применять пониженные тарифы, установленные пп. 3 п. 2 данной статьи.

ТСЖ, находящееся на УСНО, которое до конца 2018 года применяло пониженные тарифы страховых взносов, как плательщик страховых взносов, поименованный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с 01.01.2019 уплачивает с сумм выплат и вознаграждений в пользу работников страховые взносы по установленным ст. 425 НК РФ тарифам (Письмо Минфина РФ от 27.11.2019 № 03‑15‑05/92007).

[1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506.


Свежие разъяснения финансистов свидетельствуют о том, что ТСЖ, которые находятся на УСНО, по-прежнему волнует возможность применения пониженных тарифов страховых взносов.

Таковая отсутствует с 01.01.2019.

В частности, деятельность ТСЖ по управлению недвижимым имуществом не может быть квалифицирована в качестве деятельности в области социального обслуживания граждан, что могло бы позволить применять пониженные тарифы. Расскажем об этом более подробно.

Исходя из положений пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ для организаций, которые находятся на УСНО и основным видом экономической деятельности которых является деятельность в производственной и социальной сферах, на период до 2018 года (включительно) был установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20%. Применение пониженного тарифа было допустимо при одновременном соблюдении двух условий:

  • о предельной сумме доходов за налоговый период (календарный год) (не более 79 млн руб.);
  • о доле доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).
Изложенное распространялось, в частности, на деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

В списке организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов (совокупный размер — 20%), числятся также НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которые (пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ):

— зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке;

— осуществляют в соответствии с учредительными документами деятельность в областях социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Для таких НКО применение пониженных тарифов страховых взносов продлено на период до 2024 года включительно (пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 №303-ФЗ).

ТСЖ является некоммерческой организацией, поэтому понятно желание таких налогоплательщиков, применяющих УСНО, воспользоваться приведенной нормой. Однако делать этого не нужно по следующим причинам.

В результате регистрации НКО в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Минюст или его территориальный орган вносит сведения о ней.

Федеральный закон №7-ФЗ не распространяется на потребительские кооперативы, ТСН, в том числе ТСЖ, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. Поэтому государственная регистрация ТСЖ осуществляется налоговым органом на общих основаниях (ст. 2 Федерального закона №129-ФЗ, Положение о ФНС).

Соответственно, на официальном сайте Минюста в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» отсутствуют сведения о регистрации ТСЖ, поэтому такая организация не признается зарегистрированной в установленном порядке НКО.

Во-вторых, на основании положений ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальным обслуживанием граждан признается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Товариществом собственников жилья признается вид ТСН, представляющий собой, как правило, объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в доме (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Таким образом, ТСЖ не осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан. Поэтому товарищество не относится к категории плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, и не вправе применять пониженные тарифы, установленные пп. 3 п. 2 данной статьи.

ТСЖ, находящееся на УСНО, которое до конца 2018 года применяло пониженные тарифы страховых взносов, как плательщик страховых взносов, поименованный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с 01.01.2019 уплачивает с сумм выплат и вознаграждений в пользу работников страховые взносы по установленным ст. 425 НК РФ тарифам (Письмо Минфина РФ от 27.11.2019 №03-15-05/92007).

17.10.2014 00:05

Вправе ли ТСЖ, имеющее "льготный" код ОКВЭД, применять пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды? Нужно ли для этого иметь облагаемый налогом по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда? Обратимся к имеющимся на сегодняшний день разъяснениям министерств и ведомств, а также к арбитражной практике.

В силу пп. "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ для организаций, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД (ОК 029-2001) ) которых является управление недвижимым имуществом, в переходный период 2011 - 2027 гг. действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Согласно п. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012 - 2018 гг. указанные плательщики страховых взносов применяют следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 20%, в ФСС - 0%, в ФФОМС - 0%.

Важное дополнение. С 01.01.2014 вступили в силу несколько знаковых изменений:

- Федеральным законом от 02.12.2013 N 333-ФЗ продлен период применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 г. (обновленная редакция ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

- в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 г.) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК (в 2013 и 2014 гг. он одинаковый), предназначенного для учета страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц определяется ПФР самостоятельно на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

В соответствии с разд. К ОКВЭД группа 70.32 "Управление недвижимым имуществом" включает две подгруппы: 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда" и 70.32.2 "Управление эксплуатацией нежилого фонда".

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Отдельные эксперты считают, что применять пониженные тарифы страховых взносов ТСЖ-"упрощенец" вправе только в том случае, если оно относит к налогооблагаемым доходам платежи собственников квартир на содержание и ремонт, а также на оплату коммунальных услуг. В арбитражной практике довольно редко, но все же встречается подобное толкование законодательства. Например, в Постановлении ФАС УО от 27.09.2013 N Ф09-10040/13 поддерживается вывод о том, что диспозиция ст. 58 Закона N 212-ФЗ корреспондирует с диспозицией ст. 346.15 НК РФ, из чего следует, что льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Закона N 212-ФЗ, может применяться только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N А50-18174/2012. Данные разъяснения тем более удивительны, если учесть, что в других постановлениях те же самые суды делают абсолютно противоположные выводы.

На практике многие товарищества, в соответствии с применяемой ими учетной политикой, признают обязательные платежи своих членов, которые связаны с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг, целевыми поступлениями, не облагаемыми единым налогом при применении УСНО. Закрывают ли они себе тем самым возможность применять пониженные тарифы? Автор утверждает, что нет. В ряде судебных решений (Постановления ФАС УО от 23.07.2013 N Ф09-5561/13 , от 14.02.2013 N Ф09-2/13 , ФАС МО от 25.09.2013 N А41-50078/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 N А50-23309/2012) при рассмотрении дел, когда все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены ТСЖ в качестве налогооблагаемой выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ, судьи специально обратили внимание на то, что:

- в случае отражения ТСЖ всех поступающих в его адрес платежей от собственников помещений в качестве целевых поступлений его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду 70.32 ОКВЭД;

- органы Пенсионного фонда не являются контролирующими в сфере налогообложения и не представляют доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом базы.

Определением ВАС РФ от 09.12.2013 N ВАС-17190/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 05.07.2013 N ВАС-8038/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Выделим две позиции по вопросу расчета доли доходов от "льготного" вида деятельности.

Доля рассчитывается исходя из всех поступлений ТСЖ

независимо от их включения в состав

Иными словами, все платежи собственников за содержание, ремонт и коммунальные услуги - это доходы от управления недвижимым имуществом. Применение пониженных тарифов страховых взносов не зависит от того, учтены ли эти платежи в налогооблагаемых доходах.

Так, в Письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893, Минздравсоцразвития России от 22.03.2012 N 800-19 разъяснено: для уплаты страховых взносов по пониженному тарифу товарищество, применяющее УСНО и указавшее при регистрации код 70.32 ОКВЭД, должно соблюдать условие о доле доходов по данному виду деятельности. При этом в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ обязательные платежи собственников помещений в МКД на содержание и ремонт общего имущества и оплату коммунальных услуг относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом.

Аналогичные разъяснения были даны Минздравсоцразвития России в отношении садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ): в Письме от 20.04.2012 N 1112-19 указано, что, поскольку деятельность СНТ по управлению недвижимым имуществом финансируется в том числе за счет вступительных и членских взносов физических лиц - членов товариществ, суммы уплачиваемых взносов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ относятся к доходам по данному виду деятельности. Похожие разъяснения представлены чиновниками в Письме от 12.04.2012 N 995-19 по поводу определения основного вида деятельности гаражными кооперативами.

Такой подход означает, что ТСЖ должно заполнить разд. 3.6 (если речь идет о расчете за 2013 г.) и 3.5 (если речь идет о расчете за 2014 г.) формы РСВ-1 ПФР следующим образом.

Приложение 1 к Приказу Минтруда России от 28.12.2012 N 639н.

Приложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Расчет соответствия условий на право применения

пониженного тарифа для уплаты страховых взносов

плательщиками страховых взносов, указанными

в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона

Читайте также: