Можно ли по исламу делать пенсию


Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека. Мы уже писали о некоторых социальных аспектах исламской экономики, о её моральном наполнении, и хотелось бы продолжить эту тему разговором о пенсионном обеспечении.

Многие из нас видели рекламу о 2-кратном увеличении пенсионных накоплений, остаётся только гадать, был ли это рекламный трюк или действительно такие сказочные метаморфозы возможны. Если касаться канонической точки зрения, то, вероятно, здесь можно усмотреть присутствие риба, что категорически запрещено в Исламе. Ну подумайте сами, каким образом 2 тысячи рублей могут превратиться в 4… Тут следует оговорить понятие «кредитная система», которое включает в себя описание составляющих её элементов, в число которых и входят пенсионные фонды, это так называемые специализированные финансовые институты. Поэтому всё чаще стали возникать вопросы, касающиеся инвестиций, то есть возможности обеспечения себя источниками пенсионного дохода, соответствующими исламским принципам.

Замечу, что попытки сделать такой шаг предпринимались давно, более того, даже в немусульманских странах. Так, например, в 2004 году британская компания HSBC, являющаяся крупнейшим банком Европы, стала первым из лидеров мировой финансовой индустрии, создавшим Исламский пенсионный фонд. Да, безусловно, для Великобритании это было возможностью привлечь в экономику сбережения двух миллионов живущих в стране мусульман, не отпугивая их перспективой нарушения законов Шариата. Но, тем не менее, интересы такого большого числа людей были удовлетворены. Более того, требовалось, чтобы работодатели, нанимающие на работу мусульман, предлагали пенсионные планы, совместимые с их верованиями. Нарушителям грозило судебное преследование по обвинению в религиозной дискриминации.

Сегодня пенсия складывается следующим образом. Человек работает, получает официальную заработную плату, каждый месяц его работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд, равные 20 процентам со всего фонда оплаты труда предприятия. Таким образом, на страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) каждый месяц поступает определённая сумма, которая формирует так называемую трудовую часть пенсии, которая, в свою очередь, делится на 3 части:

1. Базовая часть (6 % от размера зарплаты) – идёт в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счёте будущего пенсионера (подробнее далее в этой статье).

2. Страховая часть (8 % от размера зарплаты) – отражается на лицевом счёте застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идёт на выплату нынешних пенсий (подробнее далее в этой статье).

3. Накопительная (6 % от размера зарплаты) – отражается на лицевом счёте застрахованного лица и сохраняется, точнее инвестируется в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счёт дохода от инвестирования накопленных средств.

Наибольший интерес для нас представляет именно накопительная часть. Она предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счёта отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счёта вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом. Вот тут-то и включается защитный механизм мусульман: а куда, собственно говоря, инвестируются мои деньги.

Ислам категорически запрещает многие вещи, от причастности к которым не может зарекаться ни один пользователь традиционных инструментов финансового рынка. Ключевыми элементами исламских инвестиций является отсутствие процентов (риба), и то, что они не могут быть связаны с:

• компаниями, начисляющими процент, включая банки;

• медиа-компаниями, печатающими светскую хронику или порнографию;

• компаниями, имеющими дело с огнестрельным оружием и другими видами боеприпасов.

Всё это заставляет мусульманских инвесторов искать, в том числе и пенсионные сберегательные вклады, соответствующие нормам Ислама.

Ещё один пример заинтересованности инвесторов в развитии исламского финансового сектора наблюдается в Канаде, где проживает около миллиона мусульман, составляющих примерно 3 % населения страны. Даже учитывая все демократические настроения большинства стран, трудно предположить, что их финансовые компании волнует только желание удовлетворить религиозные потребности проживающих мусульман. Тут очевидно и другое – уже более сорокалетний опыт показал серьёзную стабильность исламских финансов, их способность выживать подтвердил и мировой финансовый кризис.

Возникает вопрос, куда же в таком случае можно вкладывать деньги мусульманам. Ответ нашли в той же Канаде. Так, ряд канадских мусульман, вышедших на пенсию, осуществляют инвестиции в такие секторы, как горная промышленность, лесное хозяйство и технологии. Стоит отметить и морально-этическую подоплёку: не заботящиеся о том, на что идут их деньги, в конце концов, могут обречь свой бизнес на провал.

«В целом, я рассматриваю инвестиции в дозволенные Шариатом продукты, как разновидность этического, социально ответственного инвестирования (так же как отказ от вложения средств в индустрию развлечений или в производство, которое может негативно сказаться на окружающей среде)», – заявляет канадский мусульманин-пенсионер Мухаммад Халид .

С ростом числа мусульман среди населения Канады (и не только) спрос на удовлетворяющие Шариату инвестиционные продукты будет только расти. А, следовательно, должно множиться число таких инвестиционных продуктов.

Располагая сегодня существенными денежными средствами, мусульманские инвесторы, к сожалению, не имеют достаточных возможностей для инвестирования согласно законам Шариата.

Шариат – список нравственных ценностей мусульман, запрещает верующему давать деньги в долг или брать в долг под проценты. А ведь это – основа существования любого банка.

И кажется, что в мусульманских государствах банки не могут зарабатывать. Тем не менее, в богатейших ОАЭ, Катаре и Саудовской Аравии банки работают и получают солидную прибыль.

При этом они предлагают все те же услуги, то и обычный банк: кредит и депозит. Но эти инструменты связаны с процентами, поэтому их приходится подстраивать под принципы шариата. Поговорим о том, как работает исламский банк.

Что такое исламский банк?

Исламский банкинг (ИБ) – это применяемый по всему миру термин, который означает банковские услуги, соответствующие нормам шариата. Верующий мусульманин, пользуясь услугами такого банка остается чист перед своей верой, равно как и владелец банка.

Займ под проценты в шариате называются « риба » – ростовщичество. И это «харам» – грешное, запрещенное деяние.

Говоря проще, исламский банк – финансовое учреждение, которое не нарушает правила шариата.

Исламский банкинг составляет около 1.5% от всего мирового банковского оборота, а объемы активов этих банков ежегодно растут от 15 до 20%.

Чем заменяют кредит в исламском банке?

Основной метод, который используется в ИБ, это партнерство. Когда человек заключает договор с банком на какую-либо услугу, они не становятся «кредитором» и «заемщиком», а вступают в сделку на равных правах.

Договоры шариатом не запрещены, а в некоторых толкованиях даже считаются обязательными.

Баи бисаман аджил – это сделка с отсроченным платежом. Здесь подразумевается изменение цены товара. Допустим, я беру телевизор, который стоит 25 000 рублей. Но с продавцом договариваюсь, что заплачу позже.

Так как продавец делает мне услугу, соглашаясь на это условие, я обязуюсь вознаградить его за это небольшое партнерство. И купить телевизор не за 25 тысяч, а, скажем, за 29 000. Но чуть позже.

Формально, здесь нет никакого процента. А есть лишь надбавка за оказанную мне услугу (перенос оплаты). Чуть более популярный принцип – Баи муадджал . Похожий метод, но несколько упрощенный.

Баи салам

Баи салам – это оплата товара, который будет доставлен чуть позже. Банки используют этот принцип для инвестиций и получения прибыли. То есть, когда человек приносит деньги на депозит, банк вместе с ним ищут, куда вложить эти деньги. Тут и пригодится принцип баи салам.

В принципе, это фьючерс, который активно используется на фондовых биржах. Но без спекулятивного момента. Спекуляция – харам. В баи салам цена установлена заранее, по принципу баи бисаман.

Хиба – это подарок. По сути, банк может «накинуть» вам процент по депозиту, но сделать это просто подарком, без каких-либо договоренностей, а по личному желанию.

Ипотека по шариату

Вместо ипотеки может быть применена иджара тумма аль баи . Если говорить по-русски, это аренда с последующим выкупом. Банк внедряет в договор иджиры принцип баи бисаман и получает некоторую прибыль за счет роста стоимости квартиры, пока в ней живет человек.

Кард хассан – это ссуда, то есть передача денег в долг, но без обязательного процента. Например, я даю вам 1000 рублей, и мы договариваемся, что вы вернете 1000 рублей. Вы возвращаете тысячу в установленный срок и ссуда закрыта.

Но вы можете добавить небольшую хибу на свое усмотрение. Особенно, если хотите, чтобы я давал вам в долг и в будущем.

Сукук – это исламские ценные бумаги. Сейчас это огромный сегмент фондового рынка, который растет на Ближнем Востоке и в Азии. Один из важнейших принципов сукук – не вкладывать в харам.

То есть, исламский инвестор не может вложить деньги в компанию, которая продает алкоголь, табак, свинину, дает в долг под проценты или занимается каким-либо другим видом харама.

Если вам было интересно, пожалуйста, поставьте «Нравится» и подпишитесь на наш канал!


Главная сенсация прошлой недели – это абсурдная новость о том, что Путин понизил пенсионный возраст, в результате чего он повысится на 5 лет: для мужчин до 65, а для женщин до 60 лет. Ике Ленар в своей очередной статье обращаются к теме пенсии, рассматривая ее с разных сторон.

Пенсия в прошлом и в настоящее время

Впервые пенсии были введены Гаем Юлием Цезарем в Римской империи. Они выплачивались только военным. Гражданским служащим пенсии начали выплачиваться во Франции во время Великой французской революции в 1790 году. Массовые пенсионные выплаты впервые были введены в Германии в 1889 году в результате пенсионной реформы Отто фон Бисмарка. Всеобщее пенсионное страхование впервые появилось в законодательстве Швеции в 1913. В целом пенсии как обязательный элемент социального обеспечения появляются во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в первой половине XX века. Наконец, в 1952 году на конференции Международной организации труда была принята Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которую ратифицировали в общей сложности 43 страны. В этом документе, в частности, был установлен возраст выхода на пенсию по старости, который не должен был превышать 65 лет. В СССР на заслуженный отдых мужчины выходили при достижении 60 лет, а женщины — в 55 летнем возрасте. Появление пенсий стало логичным результатом развития западного гражданского общества.

Постепенно пенсии были введены в большинстве стран мира, включая исламские. В итоге сегодня в Саудовской Аравии пенсия для женщин наступает в 55 лет, для мужчин – в 60 лет. Минимальный стаж для выхода на пенсию составляет 10 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах такой же срок выхода на пенсию. При это необходимый стаж для получения пенсии составляет 20 лет, так что на пенсию можно выйти в 38 лет, но она будет урезанная. В Пакистане на пенсию выходят в 62 года, но для представителей разных профессий существует свои сроки выхода на пенсию. В Малайзии существует тенденция к повышению пенсионного возраста. В Египте – срок выхода на пенсию – 60 лет, но для некоторых профессий – 70 лет. Здесь также планируется в течение нескольких лет повысить пенсионный возраст до 65 лет. В Турции возраст выхода на пенсию для мужчин - 53 года, для женщин – 48 лет. При этом в 1999 году он составлял для мужчин – 43 года, для женщин – 38 лет. К 2048 году планируется увеличить возраст выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так для женщин.

Что касается европейских стран, то в Испании общий возраст выхода на пенсию – 65 лет. В ближайшие годы планируется его увеличение до 67 лет. Для получения полноценной пенсии стаж должен быть равен 37 годам. Во Франции возраст выхода на пенсию равен 62 годам, его планируют увеличить до 67 лет. При этом чтобы рассчитывать на полноценную пенсию, нужно иметь 40-летний трудовой стаж. В США пенсионный возраст также стремится в сторону повышения – до 67 лет, а Великобритании – до 68 лет. В Германии на пенсию выходят в 65 лет и 3 месяца. К 2030 году пенсионный возраст планируют повысить до 67 лет.

Можно сделать вывод, что по всему миру происходит тенденция увеличения пенсионного возраста. Особенно остро ситуация касается европейских стран. В первую очередь это объясняется экономическим кризисом, который не первый год гуляет по миру. Еще одной причиной является старение населения – характерная особенность современных западных стран.

Ислам и пенсия

Пенсия – это продукт западного мира. А каково отношение ислама к пенсии? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, уместно вспомнить историю, которая произошла во время правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Однажды халиф встретил старика и стал расспрашивать о его жизни. Тот пожаловался на крайне бедную жизнь. Халиф сказал на это старцу: «Было бы бесчеловечно получать от тебя подати, когда ты был молодым, и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Халиф назначил старику пожизненное содержание, то есть, если говорить современным языком, пенсию.

Таким образом с одной стороны явного запрета на пенсии в исламе нет. С другой стороны, современные пенсионные фонды не имеют ничего общего с исламскими финансовыми институтами. С целью заработать они могут вкладывать пенсионные средства в отрасли, которые являются харамными – в производство свинины, алкоголя, табака, оружия, в игорный бизнес, а также иметь дело с банками или иными компаниями, начисляющими процент. Последнее – риба – строго запрещено в исламе. В Коране сказано: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275). Поскольку банковский процент – это финансовый инструмент, широко используемый сегодня по всему миру, в том числе в исламских странах, пенсионные фонды практически не могут вести свою работу, не обращаясь к этому инструменту. По сути, современную пенсию можно отнести к категории риба. К тому же если посчитать сколько человек отчисляет в течение своей жизни в пенсионный фонд, эти средства точно превысят ту сумму, которую он получит в старости в виде пенсионных выплат, а это уже обман.

На заре ислама особо богобоязненные мусульмане прослеживали всю цепочку производства того или иного продукта, начиная от производителя и его сырья, заканчивая сбытом. Они обращали внимание даже на халяльность денег, которые крутились в этой цепочке. Сейчас в силу усложнения финансовой системы, проверить цепочку производства продукта нереально. Тем не менее, то, что современная пенсионная система взаимодействует с харамными отраслями – в этом не может быть никаких сомнений. Конечно, сегодня в разных странах мира, в том числе западных, создаются исламские финансовые институты, в том числе исламские пенсионные фонды. В частности, такой фонд был создан в Великобритании. В рамках деятельности этого фонда британское законодательство даже требовало от работодателей, которые брали на работу мусульман, строить такие пенсионные планы, которые бы не противоречили вероубеждению своих мусульманских работников. Нарушителям грозило наказание.

Но пока подобные исламские пенсионные фонды являются скорее исключением из правил. Большинство пенсионных фондов по-прежнему работают, не соблюдая исламские нормы. Но это только институциональная часть вопроса. У этого вопроса есть еще внутренняя, нравственная сторона.

Общеизвестно, что Европа сегодня переживает демографический кризис, который в какой-то степени нивелируется переездом в европейские страны мигрантов, главным образом мусульман. Коренные же европейцы по статистике рожают мало детей. В Европейском союзе 67% семей не имеют детей. Семей с одним ребёнком - 16%, с двумя детьми - 13%, с тремя и более - 4%. Одной из главных причин этого является стремление устроить карьеру. На ситуацию в числе прочего влияет то, что европейская женщина не хочет в связи с рождением детей и декретного отпуска надолго выпадать из трудовой деятельности и стремится как можно быстрее вернуться на работу. В том числе это связано с тем, что необходимо нарабатывать трудовой стаж, чтобы затем рассчитывать на полноценную пенсию. А как мы уже сказали, в некоторых европейских странах необходимый трудовой стаж для выхода на пенсию составляет порядка 40 лет. В связи с этим европейские женщины рожают, как правило, одного, максимум двух детей, чтобы потерять как можно меньше трудового стажа.

Такое положение в корне противоречит исламской этике. Ислам призывает своих приверженцев рожать побольше детей, с тем чтобы они были в дальнейшем, в том числе в старости, опорой. Пророк Мухаммад (мир ему) в связи с этим сказал: «Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!». Такое внимательное отношение, которое уделяет в исламе к семье и детям, позволит иметь в них надежную опору в старости, так что проблема пенсии не будет иметь для мусульманина острого значения.

Ике Ленар, газета «Звезда Поволжья»

Шариат – список нравственных ценностей мусульман, запрещает верующему давать деньги в долг или брать в долг под проценты. А ведь это – основа существования любого банка.

И кажется, что в мусульманских государствах банки не могут зарабатывать. Тем не менее, в богатейших ОАЭ, Катаре и Саудовской Аравии банки работают и получают солидную прибыль.

При этом они предлагают все те же услуги, то и обычный банк: кредит и депозит. Но эти инструменты связаны с процентами, поэтому их приходится подстраивать под принципы шариата. Поговорим о том, как работает исламский банк.

Что такое исламский банк?

Исламский банкинг (ИБ) – это применяемый по всему миру термин, который означает банковские услуги, соответствующие нормам шариата. Верующий мусульманин, пользуясь услугами такого банка остается чист перед своей верой, равно как и владелец банка.

Займ под проценты в шариате называются « риба » – ростовщичество. И это «харам» – грешное, запрещенное деяние.

Говоря проще, исламский банк – финансовое учреждение, которое не нарушает правила шариата.

Исламский банкинг составляет около 1.5% от всего мирового банковского оборота, а объемы активов этих банков ежегодно растут от 15 до 20%.

Чем заменяют кредит в исламском банке?

Основной метод, который используется в ИБ, это партнерство. Когда человек заключает договор с банком на какую-либо услугу, они не становятся «кредитором» и «заемщиком», а вступают в сделку на равных правах.

Договоры шариатом не запрещены, а в некоторых толкованиях даже считаются обязательными.

Баи бисаман аджил – это сделка с отсроченным платежом. Здесь подразумевается изменение цены товара. Допустим, я беру телевизор, который стоит 25 000 рублей. Но с продавцом договариваюсь, что заплачу позже.

Так как продавец делает мне услугу, соглашаясь на это условие, я обязуюсь вознаградить его за это небольшое партнерство. И купить телевизор не за 25 тысяч, а, скажем, за 29 000. Но чуть позже.

Формально, здесь нет никакого процента. А есть лишь надбавка за оказанную мне услугу (перенос оплаты). Чуть более популярный принцип – Баи муадджал . Похожий метод, но несколько упрощенный.

Баи салам

Баи салам – это оплата товара, который будет доставлен чуть позже. Банки используют этот принцип для инвестиций и получения прибыли. То есть, когда человек приносит деньги на депозит, банк вместе с ним ищут, куда вложить эти деньги. Тут и пригодится принцип баи салам.

В принципе, это фьючерс, который активно используется на фондовых биржах. Но без спекулятивного момента. Спекуляция – харам. В баи салам цена установлена заранее, по принципу баи бисаман.

Хиба – это подарок. По сути, банк может «накинуть» вам процент по депозиту, но сделать это просто подарком, без каких-либо договоренностей, а по личному желанию.

Ипотека по шариату

Вместо ипотеки может быть применена иджара тумма аль баи . Если говорить по-русски, это аренда с последующим выкупом. Банк внедряет в договор иджиры принцип баи бисаман и получает некоторую прибыль за счет роста стоимости квартиры, пока в ней живет человек.

Кард хассан – это ссуда, то есть передача денег в долг, но без обязательного процента. Например, я даю вам 1000 рублей, и мы договариваемся, что вы вернете 1000 рублей. Вы возвращаете тысячу в установленный срок и ссуда закрыта.

Но вы можете добавить небольшую хибу на свое усмотрение. Особенно, если хотите, чтобы я давал вам в долг и в будущем.

Сукук – это исламские ценные бумаги. Сейчас это огромный сегмент фондового рынка, который растет на Ближнем Востоке и в Азии. Один из важнейших принципов сукук – не вкладывать в харам.

То есть, исламский инвестор не может вложить деньги в компанию, которая продает алкоголь, табак, свинину, дает в долг под проценты или занимается каким-либо другим видом харама.

Если вам было интересно, пожалуйста, поставьте «Нравится» и подпишитесь на наш канал!

27.12.2016, 16:55 Версия для печати


Мы все являемся свидетелями того, что время подчас рождает слова и термины, которые плотно укореняются в нашем обиходе. Сейчас всплеск словоупотребления «социальная сплочённость». Идею социальной сплоченности называют древнейшей в истории человечества. В современную эпоху принцип социальной сплоченности становится объективно необходимым способом дальнейшего цивилизованного развития человечества.

Пророк Мухаммад еще в седьмом веке возрождал идею социальной сплоченности общества. Так, с приходом Ислама, упорядочились взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между мужем и женой, между последователями ислама. Ислам проявил заботу о вдовах, инвалидах, сиротах, даровав им социальные гарантии. Мусульманская община на сегодняшний день распространилась по всеми миру, люди различной расовой, национальной и этнической принадлежности объединяются в единую общину, которая является прекрасным примером социальной сплоченности и называется уммой.

Мусульмане - это люди излучающие добро и милосердие, ведь религия призывает мусульман относиться хорошо как к единоверцам, так и к представителям других верований. Любовь – один из важнейших аспектов братства. Поэтому мусульмане должны любить и заботиться друг о друге так же, как они заботятся о себе.

Пророк Мухаммад сказал:

«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны [единому] телу — когда [одну из] его частей поражает болезнь, всё тело отзывается на это, [испытывая] бессонницу и горячку» (Муслим).

Ислам регулирует поведение, отношения, права и обязанности отдельных членов по отношению к Богу, родителям, семье, нации. Основной реформой, провозглашённой пророком Мухаммадом, было то, что исламское общество представляет собой крепкий союз, обладающий чувством ответственности за своих членов. В истории человечества нет ни одной системы, которая могла бы сравниться с исламской системой солидарности и взаимопомощи.

Посланник Аллаха сказал:

«Все правители, которые вели дела мусульман и проявляли усердие (для улучшения их жизни), и наставляли их - войдут в Рай вместе с ними».

Ответственность человека перед другими представителями общества и, наоборот, ответственность сообщества к личности имеет настоящий смысл. Ислам предписывает обществу не пренебрегать правами отдельного человека, обязывает защищать его интересы, уважать его права и гарантировать свободы, дарованные ему Всевышним.

Обсуждение и решение актуальных проблем с помощью других представителей общины - это особенность Ислама. При решении вопросов, учитывается голос каждого, таким образом, каждый индивид является неотъемлемым элементом исламского общества. Каждый мусульманин совершенствует свое окружение и совершенствуется сам, что-то вкладывает в общество и взамен получает, что-то от него, он защищает общество, и сам находится под его защитой. Такая двухсторонняя ответственность делает Ислама одной из самых солидарных религий в мире.

Пророк говорил по этому поводу:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству» (Бухари).

Отношение Ислама к беднякам

Ислам учит мусульман мягкости, снисходительности и щедрости в отношении бедности и беднякам, он призывает верующих помогать и защищать более слабые и уязвимые слои общества. Последний божий посланник, Мухаммад, не оставлял бедняков без своего внимания и щедро одаривал их всякий раз, порой не оставляя ничего своим домочадцам.


Источник фотографии: islam.kherson.ua

В Коране есть много аятов призывающих нас делиться с ближними

«Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Сура «Мелочь», аят1-3.

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда». Сура «Железо», аят 7

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». Сура «Семейство 'Имрана», аят 92

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза. И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный». Сура «Корова», аят 267

«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью». Сура «Человек», аяты 8-11

«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». Сура «Корова», аят 254

Хадисы (высказывания) Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о помощи нуждающимся:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

«Если человек даст в качестве милостыни равное одному финику из праведно заработанного — а ведь Всевышний принимает только хорошее, благостное, — то Господь непременно примет это, а затем приумножит, подобно как выращиваете вы жеребенка, причем увеличит это до размеров, соизмеримых с горой». Бухари

«Милостыня должна стать неотъемлемой частью каждого мусульманина. Если же у человека ничего нет, он должен зарабатывать себе на жизнь своими собственными руками и отдать часть заработанного на благотворительность. Если же физическое состояние не позволяет ему работать, то он должен просто помочь бедным и тем, кто в нужде. Если же он не может сделать даже этого, пусть побуждает других делать добро . ».(Бухари)

«Тот, кто ложится спать сытым, а сосед его голоден и он знает об этом, тот - не из нас». (Аль-Хаким)

Мусульмане считают своим шансом для обретения успеха в мирских делах и загробном мире – благотворительность, поддержку малоимущих. Заботу о них они считают залогом успеха своей деятельности, и в действительности мусульмане обретают это.

Помощь беженцам

Сегодня, все в мире, от мала до велика знают, кто такие беженцы и что помощь им является хорошим богоугодным делом. Но мало кто догадывается, что первыми беженцами в истории ислама были сподвижники пророка Мухаммада.

С первых дней распространения Ислама, призыв пророка Мухаммада встретили резкой критикой и оскорблениями. В Мекке, на мусульман, не имеющих защиты и покровительства, нападали, применяли физическое насилие. В результате ущемления их прав и невозможности совершения религиозных обрядов, истории ислама известны несколько переселений в Эфиопию и переселение пророка Мухаммада в Медину. Если перефразировать «вынужденное переселение» на современный язык, то это беженец или мигрант. Аллах в Коране сообщил о огромной награде, которая уготована тем, кто оказывает помощь беженцам.


Источник фотографии:24smi.org

Всевышний сказал в Коране:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». Сура Собрание, аят 9).

Говоря о прекрасных качествах ансаров, Всевышний Аллах подчеркнул, что они возлюбили переселившихся к ним мусульман, потому что еще раньше они возлюбили Аллаха и Его Посланника и всех, кого любит Аллах и кто помогает Его религии. Они не испытывали никакой тяги к тому, что было отдано мухаджирам (переселившимся), и не завидовали той милости, которой Аллах одарил мухаджиров, и тем достоинствам, которыми Он наделил только их. Все это свидетельствует о том, что ансары были великодушными людьми, а злоба и зависть не находили места в их сердцах, они были готовы пожертвовать своим богатством и одарить другого, даже если сами находились в стесненном положении или в нужде..

Когда переселенцы прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства, прикрепив к каждому переселенцу ответственного, который должен был оказывать помощь в решении его проблем. Благодаря шефству, которое взяли на себя состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, мухаджирам-переселенцам была оказана материальная и духовная помощь.

Примером этого служит история одного из ансар, приходящая в Откровении. В доме одного из ансар гости остались на ночь. Хозяин дома предпочёл накормить их, а сам со своей женой и детьми лег спать голодным. Такие черты бывают присущи только людям с благородным нравом, которые любят Всевышнего Аллаха сильнее, чем собственные страсти и земные удовольствия.

Пенсии в Исламе

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама. Они выплачивались в пользу сирот, вдов, путников, старцев, оставшихся без попечения родственников.


Источник фотографии: vladtime.ru

В Коране сказано:

«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Сура «Перенос», аят 26

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто молится (все) ночи напролёт и (постоянно) постится днём». (Бухари)

«Опекающий сироту (из числа) его (родственников) или посторонних ему (людей будет) в раю столь же (близок) ко мне, как два этих пальца». (Муслим)

«Аллах сказал: «Расходуй же, сын Адама, и Я буду расходовать на тебя». (Бухари)

Во время своего правления Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах), путешествуя по своим владениям, встретил старца и расспросил его о прошлом и настоящем. Тот пожаловался на то, что влачит жалкое существование. Халиф, обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить тебя в старости на произвол судьбы». Старцу было назначено пожизненное содержание, то есть, говоря современным языком, пенсия. Прочитав эту историю, снова приходишь к выводу о том, как многогранен Ислам и что абсолютно всё подчинено идее благополучия человека.

Отношение к инвалидам

«Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» Бухари

Еще одна группа людей, которые всегда чувствуют себя ущемленными и лишенными всего - это калеки и инвалиды.

Согласно канонам шариата, степень терпения оценивается согласно тому, чего лишился раб. В соответствии с этим воздастся ему в мире вечном. В хадисе сообщается, например, что того, кто, потеряв зрение, не станет причитать и стонать, Аллах обязательно поместит в Рай.


Источник фотографии: wrc-info.ru

Потеря зрения является огромной и тяжелой утратой. Порой встречаются настолько тяжелые случаи, что лечение оказывается безрезультатным. В таких случаях ничего не остается, как терпеть и смириться. Перед невзгодами и проблемами, решение которых на первый взгляд представляется невозможным, человек остается на ногах лишь благодаря терпению. В результате выказанного терпения значительно возрастает духовная степень раба, и он после перехода в иной мир обретает вечное счастье.

Пророк Мухаммад учил заботиться о инвалидах сказав:

«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – все это разновидности садака». (Ахмад)


Источник фотографии:storia.me

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий. Мы являемся единой братской общиной, которая одна часть общества сопереживает и болеет всей душой за другую часть. Мы должны вспоминать в наших мольбах всех тех, кого Аллах испытал бедностью, болезнью или бедой от рук несправедливых. Мы должны молиться за души тех невинных мусульман, кто погиб в Мьянме (Бирме), Сирии, Палестине и в каждом уголке земного шара.


Можно ли в России выжить на пособие по инвалидности? Вполне! И даже можно нажиться. Корреспондент PublicPost побывал в нескольких дагестанских семьях, которые живут только на пенсию, и выяснил, что инвалидность — дело прибыльное.

Семья инвалидов

Ахмед и Умайсат Магомедовы из Цумадинского района Дагестана официально в разводе, но живут настоящей семьей. Более того, формально бывшая жена является многодетной матерю-одиночкой — воспитывает троих детей. От двоих детей она официально отказалась, но на них опекунство оформила сестра мужа. Сам глава семейства — Ахмед — безработный. Все живут под одной крышей (сестра Ахмеда живет с матерю в другой части села, которое, по просьбе героев, не будем называть). Для Дагестана ничего необычного нет, ведь исламские правила все соблюдены. "Главное, мы живем в мусульманском браке", — говорит Ахмед.

Вся семья, включая отказников, состоит сплошь из инвалидов второй и третьей групп. Общая сумма пособий семейства — 47 650 рублей.

Его жена, Умайсат, накрывает на стол и рассказывает, что им пришлось идти на обман: "Работы в Дагестане нет, а на заработки ездить мужу уже здоровье не позволяет. Пособия по безработице маленькие, а нам детей, на которых сто рублей дает государство, поднимать еще. Что нам осталось делать? Себе оставили три коровы, а восемь продали. Сначала сделали пенсию мне, мужу и дочке старшей. Потом сделали и всем остальным".

На идею развода, говорит Магомед, его толкнул сокурсник из Махачкалы: "Друг сам так живет, и мне подсказал. Оформили с женой развод, я написал отказ от детей. Ну, алименты плачу, но это из одного кармана в другой перекладываю, получается. Потом жена отказалась от двоих детей, а их на опеку взяла сестра — тоже ведь деньги. Вот так и выкручиваемся".

Магомедовы уже четвертый год живут по этой схеме. Чуть меньше половины их годовой пенсионной прибыли уходит на повторное освидетельствование в медико-социальной экспертизе с нужным итогом. "У нас в селе нет семьи, где не было бы двух-трех инвалидов", — говорит Ахмед.

Государство виновато

Рамазан, сосед Ахмеда, тоже оформил пенсию на всю семью: "Все этим занимаются, и я решил тоже. Я же не дурак, чтобы горбатиться, когда все легко делают деньги. Я продал машину свою и сделал себе документы, что у меня большое стадо коров и отара из тысячи овец. В банке взял кредит на развитие сельского хозяйства. По документам мне дали 300 тысяч рублей, но на руки я получил всего 200 тысяч — остальное откатом ушло банку. На эти деньги я сделал и себе, и жене инвалидности бессрочные. Потом еще на те документы на скот получил субсидии от государства. Сделал и пенсию своим троим детям, и кредит в банке погасил, и "Приору" купил".

Как и Ахмед, Рамазан — верующий мусульманин (или, как говорится в Дагестане, соблюдающий предписания ислама). Но если Ахмед точно не знает, допускает ли ислам обман с пособиями, то Рамзан сходу заученно отвечает: "Мы вот мусульмане, а живем в светском государстве. А любой нормальный мусульманин хочет шариата. Я за шариат. Воевать против России я не могу и не умею. А вот обманным путем получая пенсии, кредит, я умножаю коррупцию. Это такая диверсия, считаю. Мы же не исламские законы нарушаем, а светские, с которыми не согласны. Наш джихад — это коррупция".

Ахмед смеется над риторикой соседа и добавляет, что не джихада ради люди покупают справки, чтобы пенсию получать: "Если работа была бы с нормальной зарплатой, которой хватает на семью, то и не пришлось бы на обман идти. Это само государство нас так заставляет поступать".

Республика инвалидов?

Руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Биймагомед Исмаилов говорит, что в шутке, что в республике половина жителей — инвалиды, а другая половина — борцы-вольники, только доля правды. Согласно официальной статистике МСЭ, в Дагестане 71 тысяча инвалидов на 2,9 млн жителей. От липовых инвалидностей в итоге страдают те, кому на самом деле нужна помощь, говорит Исмаилов. Количество инвалидов в республике уменьшилось бы в разы, если бы государство занялось проблемой безработицы в регионе, считает он.

В семье не без инвалида

В республике действуют десятки групп, предлагающих услуги по оформлению документов на пособия по инвалидности, рассказал PublicPost источник в дагестанской прокуратуре: "Эти люди за деньги оформляют всевозможные справки, направления, свидетельства. То есть человек вообще может дома сидеть, никуда не выходить, а дать определенную сумму денег мошенникам, и те ему сделают инвалидность. Услуги такие дорогие, но они оправдывают себя. Стоят они в зависимости от того, какую инвалидность ты хочешь сделать. Варьируются от 30 тысяч до 150 тысяч рублей на человека. Целыми семьями делают инвалидность. Много таких, скажем так, семейных инцидентов в Дахадаевском районе, Хасавюртовском районе и еще в десятках районах республики".

В высокогорных районах Дагестана есть села, где нет семей, в которых не было бы одного-двух инвалидов, рассказал PublicPost источник в прокуратуре: "Вся эта машина с липовыми инвалидностями охватывает тот же материнский капитал. Оформляются документы, что на дому родился ребенок, а его и нет, на ребенка получают материнский капитал , обналичивают его через тех же мошенников. На эти деньги делают инвалидность и на этого якобы рожденного ребенка, и на других членов семьи. В одном селе в Цунтинском районе Дагестана был даже смешной случай в прошлом году. Тогда проходили проверки по инвалидностям. Так вот, в том селе было где-то тридцать семей, живущих на пособия по инвалидности, которые были сделаны на средства материнского капитала. Кто-то среди них пустил слух, что именно в их село проверка из Москвы приедет, и будут мошенников сажать. Люди в спешном порядке оформляли задним числом документы, что те дети, по которым материнский капитал получили, умерли".

Читайте также: