На что влияет рост пенсионеров

Каждый год в России выходит на пенсию порядка 300 тыс. граждан. Этот непрерывный процесс совершается в рамках действующей пенсионной реформы, поэтому ключевые параметры расчёта пенсионных выплат из года в год меняются.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

При этом сам принцип определения размера пенсии остаётся неизменным, начиная с 01.01.2015. С этого момента система обязательного пенсионного страхования обрела новую пенсионную формулу, а трудовая пенсия по старости преобразовалась в страховую и накопительную.

Большинство новых пенсионеров, примерно 95%, получает страховую пенсию по старости, и людям хочется знать заранее, что их ждёт на склоне лет. Для того, чтобы прикинуть размер ежемесячных выплат, надо понимать, как их рассчитывают, и от каких факторов зависит их величина.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Что влияет на размер пенсии?

12.01.2018 Министерство труда и социальной защиты РФ проинформировало граждан о новом порядке формирования их пенсионных прав.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Основными факторами, от которых напрямую зависит величина пенсии, являются:

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

  • размер зарплаты – чем она выше, тем больше пенсионная выплата;
  • размер трудового стажа – каждый год увеличивает количество ИПК (пенсионных баллов);
  • возраст выхода на пенсию – чем дольше проработает человек, не обращаясь за пенсией, тем значительнее увеличится его пенсионное обеспечение.


p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Пока длится переходный период, значения ключевых параметров расчёта каждый год изменяются. Для 2019 года приняты такие значения:

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Основные параметры Для 2020 годаДля 2018 годаБыл в 2017 году
Минимальный стажМСт11 лет9 лет8 лет
Количество пенсионных балловИПК18.613.811.4
Стоимость пенсионного баллаСПК93 руб.81,49 руб.78,58 руб.
Фиксированная выплатаФВ5 686,25 руб.4 982,90 руб.4805,11 руб.

Составные части страховой пенсии

Тело пенсии, согласно новой формуле, состоит из двух частей — переменной и постоянной.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Постоянная часть – это фиксированная выплата (ФВ), размер которой утверждается на государственном уровне. Для всех, кто заработал право на страховую пенсию, она добавляется к переменной части. Значение ФВ повышено для льготных категорий – северян, инвалидов и других, все нюансы регламентированы в законе ФЗ-400 «О страховых пенсиях».

Что касается переменной части (СПст), то она фактически формируется, исходя из 3-х смежных отрезков времени, в которых протекала трудовая деятельность гражданина, плюс начисления за нестраховые периоды (СПнст):

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

СПст = СП/до 2002 + СП/2002-2014 + СП/после 01.2015 + СПнст

p, blockquote 11,0,1,0,0 -->

С другой стороны, если следовать новой методике, то величину переменной части в рублях надо считать по самой простой формуле, определившись с ИПК:

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

СПст = ИПК х СПК

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Как раз для этого и придётся пройтись по всем 3-м периодам, посчитать ИПК для каждого из них по особому алгоритму, и только потом выйти на его итоговое значение. Оно уже годится для того, чтобы подставить в эту последнюю формулу.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Считаем ИПК для каждого этапа


p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Для каждого отрезка времени ИПК считается по-разному. Первый период длится до 2002 года, второй захватывает 2002-2014 годы, а третий начинается после 01.01.2015.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

1. Период до 2002 года

Он неоднороден, здесь имеют значения такие параметры.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

  • Длительность советского трудового стажа (до 1991 года);
  • Количество лет, отработанных до 2002 года;
  • Величина заработка.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Активные граждане именно на этом этапе добиваются существенных успехов в деле увеличения своего пенсионного обеспечения. Имеет значение и то, насколько удачно, а точнее, грамотно выбраны варианты расчёта заработка.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Всё, что удалось учесть, собирают, рассчитывают пенсию в рублях, а итоговую цифру переводят в пенсионные баллы (ИПК), действуя по специально прописанному алгоритму.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

2. Период 2002-2014 лет

Начиная с 01.01.2002, ПФР располагает всей информацией о трудовой деятельности граждан. Из суммы взносов формируется пенсионный капитал, а сам стаж (количество отработанного времени) на этом этапе роли не играет. Разве что разрешительную – его должно хватить на получение страховой пенсии.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Этот фрагмент рассчитывается в рублях, а затем переводится в пенсионные баллы ИПК.

p, blockquote 22,1,0,0,0 -->

3. ИПК после 01.01.2015 и за иные периоды

С этого момента начинает работать ФЗ-400, и пенсионный капитал, опять-таки, зависит только от суммы взносов в ПФ. Сам способ расчёта пенсионных баллов снова меняется, коэффициент «годовой ИПК» считают по новой формуле, с учётом изменения ключевых параметров.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Формируя начисления за нестраховые периоды (СПнст), учитывают занятия, имеющие социальное значение. Это уход за детьми и инвалидами, срочная служба в армии и прочее. За такие работы полагаются пенсионные баллы, методика начисления регламентируется законом ФЗ-400, ст.15, п. 12.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

4. Итоговый расчёт

После того, как произведены необходимые выкладки за все периоды, формируется итоговый ИПК. А дальше пенсию посчитать просто:

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

  • количество баллов (ИПК) умножается на их стоимость (СПК), плюс фиксированная выплата (ФВ).

Значения СПК и ФВ выбирают те, которые соответствуют году выхода на пенсию. Например, при оформлении пенсии в 2019 году её размер будет рассчитан по формуле:

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Пенсия 2020 = ИПК х 93 руб. + 5 686,25 руб.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

Так вычисляется типовая страховая пенсия по старости для рядового гражданина, не имеющего льгот. Если же они есть, то применяются конкретные особенности расчёта.

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Отдельно учитывается накопительная часть пенсии для тех, кто её формировал путём специальных отчислений. Она будет добавляться к страховой, или пенсионер получит её иным путём.

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

От чего зависит размер пенсии для разных категорий пенсионеров

ИПК является определяющим параметром при всех расчётах. Он зависит от многих факторов, которые мы уже рассмотрели, и для разных категорий пенсионеров они неодинаково актуальны. Приглядимся к конкретике, вникнем в детали.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

1. Льготники

Ко льготным категориям в отношении пенсий относят людей, которые либо имеют особые заслуги перед государством, либо не могут себя обеспечить по разным причинам.

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Это, прежде всего, инвалиды, им устанавливают пенсии, ориентируясь на медицинский диагноз. Чем больше степень инвалидности (группы 3, 2 или 1) и связанная с ней потеря трудоспособности, тем выше пенсионные выплаты.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

2. Участники военных действий

Государство уделяет особое внимание своим защитникам. Размер их пенсии зависит от продолжительности нахождения в горячей точке и от суммы денежного довольствия.

p, blockquote 33,0,0,1,0 -->

Воины-интернационалисты, в том числе афганцы, обеспечиваются пенсионным содержанием по тем же принципам, что и участники ВОВ.

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->


p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

Те, кто воевал в чеченской войне 1994 – 1996 гг, получили статус ВБД (ветеранов боевых действий), а вместе с ним и увеличенную пенсию, и ЕДВ (ежемесячную денежную выплату).

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

То же относится и к участникам войны в Сирии. ВБД получают двойное пенсионное обеспечение, им положена ЕДБ, дополнительное денежное пособие, а также льготы и стандартный социальный пакет для ветеранов.

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

3. Госпенсионеры

Здесь определяющую роль играет количество лет, отработанных в данной сфере, и среднемесячный заработок. Важным является такой параметр, как категория работника.

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Неявным образом величина пенсионных выплат зависит от МРОТ. Особенно это выражено при расчёте именно госпенсий, когда с МРОТ сравнивается среднемесячный заработок. С 1 мая 2019 года размеры МРОТ и прожиточного минимума выровняют, и пенсия подтянется к нижней границе зарплат.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

4. Пенсионеры работающие и неработающие

Мораторий на индексацию пенсий для работающих пенсионеров остался в силе, и в 2019 году на это рассчитывать нечего. Размер пенсии для работающего пенсионера можно увеличить только двумя способами:

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

  • за счёт ежегодного перерасчёта;
  • при увольнении; в этом случае ему учтут все пропущенные индексации.

Если пенсионер не работает, то его пенсия увеличивается за счёт индексации, других способов нет. Разве что снова пойти работать.

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

5. Пенсионер — ИП

Никто не запрещает пенсионеру открыть собственное дело и зарегистрироваться как ИП. Но и льгот никаких для него не предусмотрено, а взносы надо платить такие же, как это делают все остальные бизнесмены.

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

Размер пенсии можно увеличить путём перерасчёта, если регулярно производить платежи в ПФ. Пожилой ИП постпенсионного возраста считается работающим пенсионером, и на него распространяется правило ежегодного перерасчёта пенсий. Но делается это не автоматически, ИП должен сам подать заявление в ПФ РФ.

В информации Минтруда особо отмечено, что нынешняя пенсионная система России сохранила многие социальные ценности отечественного пенсионного обеспечения, включая ранний выход граждан на пенсию. Это действительно так, и в планах нового президентства заложены меры по реальному и значительному повышению пенсий.


Повышение пенсионного возраста в России до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин задержит на рынке труда работников старших возрастов, что окажет небольшой, но положительный эффект на ВВП страны. Но пенсионная реформа не способна полностью сгладить негативный эффект сокращения трудоспособного населения. К таким выводам экономисты пришли в ходе прошедшего 27 июня в НИУ ВШЭ семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».

  • Население России к 2035 году сократится на 1,7 млн человек, число трудоспособных граждан — на 5,4 млн человек, следует из демографического прогноза Института демографии ВШЭ. Численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн человек к 2035 году, ожидает Центр развития ВШЭ.
  • По состоянию на начало 2019 года, то есть в год старта пенсионной реформы, пенсионеры составляют 25,5% населения России, сообщил на семинаре замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Важнейший параметр пенсионной системы — это соотношение числа работающих россиян, за которых уплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и численности пенсионеров. В 2019 году на одного пенсионера приходится примерно 2,2 россиянина трудоспособного возраста, отметил он.

  • Повышение пенсионного возраста позволит несколько затормозить увеличение демографической нагрузки, то есть рост числа пенсионеров относительно работающих граждан. «К уровню 2019 года [по демографической нагрузке] Россия вернется только спустя примерно 25 лет», — отметил Денисенко.

Влияние старения населения на рост ВВП

«Повышение пенсионного возраста не полностью компенсирует отрицательный эффект сокращения трудоспособного населения на экономику», — заявила РБК директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

  • Старение населения будет тормозить темпы роста ВВП на 0,23 п.п. в среднем каждый год с 2019-го по 2025-й, несмотря на повышение возраста выхода на пенсию.
  • В 2026–2035 годах негативное влияние старения населения на экономику России снизится до 0,08 п.п. ежегодно.
  • Увеличение пенсионного возраста добавит около 0,22 п.п. к росту ВВП в 2019–2025 годах и 0,15 п.п. в 2026–2035 годах. «Без пенсионной реформы негативный эффект был бы вдвое выше», — подчеркивает Акиндинова.

Без долгосрочных накоплений

Одним из ключевых факторов экономического роста является норма накопления основного капитала — доля инвестиций в ВВП. В развитых странах старение населения оказывает сильный позитивный эффект на уровень сбережений и инвестиций в экономике, отмечает Акиндинова. Пожилые люди в США в большей степени независимы от пенсий благодаря накопленным за всю жизнь активам, привела пример экономист. В странах Западной Европы и в США лучше развиты доступные инструменты накопления и инвестирования, добавила она.


«У граждан России, наоборот, нет долгосрочных сбережений. Во многом — из-за слабого развития негосударственных финансовых институтов, включая негосударственные пенсионные фонды. Поэтому общее старение населения не влияет на динамику сбережений. Норма накопления в России определяется бюджетом и склонностью компаний к инвестициям», — пояснила Акиндинова. Несмотря на существенное сокращение трудоспособного населения, норма накопления основного капитала практически неизменна и составила в среднем 21% ВВП в 1995–2017 годах.

Неравенство в доходах и между регионами

Сложнее оценить эффект повышения пенсионного возраста на производительность труда. Люди старших возрастов работают менее результативно, что должно замедлять темпы экономического роста, продолжила директор Центра развития ВШЭ. «Ранее считалось, что старение однозначно отрицательно влияет на производительность. Сейчас же рассматриваются преимущества и недостатки возрастных работников. Хотя они в меньшей степени восприимчивы к новому, к инновациям, но работодатели ценят в них ответственность и надежность», — подчеркивает Акиндинова.

Молодежь и специалисты в возрасте занимают разные ниши на рынке труда и не являются прямыми конкурентами. При этом существует неравенство в зарплатах между сотрудниками разных возрастов.

  • Пик зарплаты в России приходится на 30–40 лет, следует из расчетов Центра развития ВШЭ.
  • У работников более старших возрастов зарплата на 20–30% ниже.
  • Если дифференциация не изменится, средний уровень официальной зарплаты снизится на 0,8% к 2024 году за счет старения населения.

Специалисты в возрасте окажут положительное влияние на экономический рост, только если будут замещать собой менее производительные виды услуг, резюмировала Акиндинова.

В последние десятилетия старшие поколения были единственным источником пополнения рабочей силы в России, отмечали ранее экономисты Центра трудовых исследований ВШЭ. В этот период на рынок труда вышло небольшое по численности поколение демографической ямы 1990-х годов. Однако, как правило, старшие поколения вынуждены занимать низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, на которые не идут молодые, отмечали ранее экономисты ВШЭ и РАНХиГС.

Какие факторы влияют на рост продолжительности жизни

Уровень заработка напрямую влияет на продолжительность жизни, полагает гендиректор «Пенсионных и актуарных консультаций» Евгений Якушев. «Люди с более высоким доходом живут дольше», — сказал Якушев. Поэтому Москва, по его словам, полностью совпадает по уровню продолжительности жизни с европейскими странами.

Главный фактор продолжительности жизни не доход, а образование, возражает замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Между регионами России «огромный разрыв» по продолжительности жизни, отметил он. «Средняя продолжительность жизни в Москве — более 78 лет, в Новосибирске на пять лет меньше. Центральные крупные города значительно опережают периферию. Разрыв достигает более 17 лет. Самый отсталый по этому показателю регион, Тува, по продолжительности жизни находится на уровне стран Африки», — сказал он. «Москва — город с очень образованным населением. Люди с высшим образованием живут намного дольше из-за другого типа поведения, диеты, уровня употребления алкоголя», — заключил эксперт.

Синергетический эффект на долголетие оказывает уровень инфраструктуры в городе, образования и дохода, подытожила директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. «В Москве сосредоточены федеральные лечебные учреждения. К тому же в столице больше образованных и обеспеченных людей, которые гораздо чаще ведут здоровый образ жизни. Надеяться, что здоровый образ будут вести необразованные и бедные, — это иллюзия», — считает она.

Средний возраст населения нашей планеты повышается с невероятной скоростью: каждую минуту 120 людей празднуют шестидесятилетие. С 1987 года население старше 60 лет выросло на 50%. По прогнозам исследователей за следующие три десятилетия доля шестидесятилетних увеличится еще на 50%.

Организация объединенный наций прогнозирует рост числа жителей старше 100 лет до 3 200 000 к 2050 году. В 2017 году на всей планете живет не более 300 000 людей, отметивших столетний юбилей.

Доля пенсионеров среди других возрастных категорий населения показывает наиболее быстрый рост, значительно опережая долю новорожденных. Если доля граждан старше 65 лет составляет более 7%, то страна считается «старой».

Возраст смерти увеличивается с небывалой скоростью не только в развиты странах, но и в странах с развивающейся экономикой. В середине прошлого века смерть в среднем наступала в 47 лет, в первом десятилетие XXI века – в 69 лет. При сохранении современных темпов развития медицины, в 2050 году средняя продолжительность жизни составит 76 лет, а в 2100 году – 85.

Количество пенсионеров увеличивается благодаря развитию науки, медицины, страхования, образования, улучшения санитарно-гигиенических условий и роста благосостояния. Несмотря на то, что человечество всю свою историю стремилось к долгой жизни, рост доли пожилых граждан приводит к ряду экономических проблем.

Рост количества пенсионеров приводит к увеличению государственных трат на социальный сектор и пенсионные выплаты. Сокращается число трудоспособных граждан, за счет отчислений которых государство выплачивает пенсии и формирует бюджет социального сектора. Их сокращение вызывает необходимость увеличения налоговых повинностей. Рост количества пожилых жителей при одновременном сокращении работающего населения является серьезной опасностью, способной привести к ухудшению уровня жизни всех слоев населения.

Стареющий Запад

Если развивающиеся государства ощутили на себе влияние проблем старения нации только в последние 10-20 лет, то Европа начала «стареть» еще 100 лет назад. На данный момент пожилых граждан в Европе больше чем детей. К середине XXI века число пожилых в Японии, странах Европы и Америке превысит молодое население минимум на 50%.

Япония является лидером по количеству пенсионеров. Здесь четверть населения 65 лет и старше. К такому же соотношению приближается Южная Корея. Главная проблема – низкая рождаемость, из-за которой Южная Корея рискует получить статус самого «старого» государства в мире.

Не лучше ситуация в США: 10% ВВП составляют медицинские услуги, пансионаты и дома престарелых.

В Европе на содержание пенсионеров уходит 13% ВВП. Средства уходят на выплату пенсий, медицинские услуги, страхование. В Англии на обеспечение пожилых людей приходится около 5% ВВП. В следующие 30-50 лет, с ростом количества пенсионеров, расходы на выплаты пенсий вырастут еще на 3-4%.

В 2017 году пенсия одного гражданина формируется из отчислений четырех работающих человек, что позволяет обеспечивать достойный уровень существования при приемлемом уровне налогов. Но уже через 30 лет на одного пенсионера будет приходиться лишь два работающих гражданина. Мартин Казакс, ведущий экономист международного банка «Сведбанк», отмечает, что увеличение количества стареющих граждан и большие пенсионные и социальные выплаты препятствуют экономическому росту. При сохранении текущей ситуации, исправить что-либо с каждым годом будет сложнее.

За 2000-2017 годы количество граждан в возрасте до 18 лет в Европе сократилась на 3,7 процентных пункта, одновременно с этим доля пенсионеров увеличилась на 3,6 пункта. Без повышения рождаемости, работающие население ЕС к 2050 году уменьшиться на 40 000 000 человек. При таком развитии ситуации Европа не сможет составить конкуренцию ни развитым странам, ни развивающимся. Сокращение трудоспособного населения неминуемо приведет к экономическому кризису и стагнации.

Помимо снижения количества трудоспособного населения проблемы усиливает кризисное состояние экономики Европы. Крупнейшие компании массово увольняют сотрудников с компенсацией в виде выхода на пенсию. Такие увольнения не только оставляют людей без работы, но и сокращают общее количество рабочих мест. Новых сотрудников на освободившиеся рабочие места не принимают. Число потенциальных налогоплательщиков сокращается небывалыми темпами. Обеспечение пенсионеров становится заботой государства, бюджет которого не выдерживает таких нагрузок.

Мировой экономический кризис по сравнению с проблемой старения в Европе, Америки и Японии представляет меньшую угрозу. По мнению экспертов, именно старение населения приведет к краху бюджетно-налоговой политики. Правительства стареющих стран должны приложить максимум усилий для решения этой проблемы.

Китайская угроза

Страны с развивающейся экономикой стареют еще быстрее. На сегодняшний день 47% государств, в которых пенсионеров выше десяти миллионов, являются развивающимися. Через 30 лет еще 15 стран с «отстающей» экономикой войдут в число стареющих государств. Развивающимся странам намного сложнее решать данную проблему, чем Америке или ЕС.

Развивающемся странам нужно не только выстроить эффективную систему социальной поддержки, но и затратить ресурсы на развитие науки, медицины, создать эффективную модель поддержки пожилых людей, построить пенсионную систему.

По сложившимся традициям, в развивающихся странах обеспечение пожилых ложилась на плечи детей. Но в современных реалиях, при высоких темпах роста доли пенсионеров и снижении рождаемости, сокращении количества работающих граждан, соблюдение традиций становится непосильным.

Кроме того, в развивающимся капитализме и индивидуализме, все меньше детей готовы обеспечивать родителей. И далеко не все из них имеют такую возможности. Без помощи правительства жители работающие граждане непременно столкнуться с нехваткой средств для содержания себя, своей семьи и пожилых родителей.

Китай – наиболее быстро стареющее государство среди развивающихся. К середине XXI века количество людей 65 лет и страше составит ¼ от общего количества населения. При этом, в Америке и Европе население старело постепенно, начиная с середины прошлого века, а в Китае произошел резкий скачок буквально за 10 лет с начала нашего века. Через 30 лет здесь будет проживать более 480 миллионов пенсионеров. Ван Фэн из университета Цинхау назвал старение населения «бомбой замедленного действия».

В 70-х годах пошлого века власти Китая разработали реформу, по которой за второго и следующих детей семья должна была выплачивать дополнительный налог. В это же время правительство начало одобрять вступление в брак в позднем возрасте. Реформа нужна была для снижения темпов роста населения страны и увеличения благосостояния. Несмотря на неоднозначность, реформа привела к значительному снижению рождаемости. Если раньше в семье было 5-6 детей, то после реформы – 1-2 ребенка.

Китай смог достичь значительных успехов на мировой арене благодаря огромному количеству довольно дешевой рабочей силы. Снижение количества трудоспособного населения лишит страну главного преимущества перед Западом. Сегодня в Китая работающее население составляет 980 миллионов.

Из-за превышения предложения на рынке труда, зарплаты в Китае значительно ниже. Что делает территорию привлекательной у зарубежных компаний для строительства заводов и производства. Дешевизна рабочих позволяет стране выпускать продукцию с низкой себестоимостью и конкурировать с другими государствами. По прогнозам академиков, к 2050 году Китай ждет резкое повышение заработных плат, из-за снижения предложений на рынке труда со стороны специалистов.

Увеличение числа населения в возрасте 40-80 лет приводит к провалам экономики в среднем и малом бизнеса. Сокращается не только число работников, но и предпринимателей. Взрослый человек меньше рискует. А бизнес без риска невозможен.

Кроме того, население Китая стало старше, не успев стать богаче. Если среди развитых стран старение началось в момент когда ВВП на душу население составлял от 5000 до 10 000 долларов, то Китай начал стареть при ВВП менее 1000 долларов.

Российская старость

Россия также не смогла избежать проблемы старения. В 2012 году доля пожилого населения составляла 19%. По прогнозам отечественных исследователей в 2030 году 28% жителей России будет старше 65 лет.

С 2010 года в России снижается доля работающего населения. В 2020 году на пенсию выйдет более 7 миллионов граждан. ООН прогнозирует снижение количества трудящихся практически вполовину к середине XXI века.

Президент РФ в 2006 году акцентировал внимание на необходимости демографических реформ. Одним из инструментов повышения рождаемости стала государственная программа по выплате материнского капитала. Также российские власти поощряют переезд молодых специалистов и их семей из стран бывшего СССР.

Некоторые эксперты высказывают мнение о необходимости изменения пенсионного возраста, считая действующий заниженным. Год назад было принято решение об увеличении пенсионного возраста среди государственных служащих: каждый год возраст выхода на пенсию увеличивается на полгода.

Сложно сказать, насколько эффективной будет данная мера. Но она вызвала однозначно негативную реакцию среди граждан. Рынок труда практически не имеет предложений для специалистов пожилого возраста. Нехватка детских садов часто вынуждает молодых мам оставлять детей с бабушками, чтобы выйти на работу. Увеличение пенсионного возраста может привести к снижению рождаемости.

Чтобы учесть интересы работающего населения и пенсионеров, правительству РФ необходимо тщательно планировать и продумывать проводимые реформы.

Цели на ближайшее будущее

Несмотря на то, что старение населения негативно сказывается на экономике стран, придется приспособиться к ситуации. Граждане пожилого возраста часто обладают огромным трудовым опытом, развитыми социальными навыками, способны внести вклад в развитие многих сфер. Правительству необходимо обеспечить эффективную работу экономики в современных демографических условиях.

Для раскрытия внутренних резервов пожилых специалистов, работодатели должны брать на ответственные должности не только молодых и активных специалистов, но и опытных, взрослых работников. Возможно, имеет необходимость создание центров переобучения.

Увеличение рождаемости – еще одна цель в решении проблемы старения нации. Чем больше детей рождается, вырастает и идет работать, тем проще государству обеспечивать пенсионеров. При сохранении современного уровня рождаемости, бремя обеспечения пожилых граждан ляжет на государство.

Жителям РФ уже сейчас стоит задуматься о своей старости и начать делать накопления в возрасте 25-30 лет.

Пенсионные программы уже сейчас стимулируют более поздний выход на пенсию, увеличивая количество пенсионных баллов за каждый год, который пенсионер работает и не получает выплат от государства.

Author: Артем Артемьев | Category: Статистика | Tags: жизнь, прогноз продолжительности жизни, статистика

Россиянам грозит повышение пенсионного возраста. Женщинам до 63 лет, а мужчинам до 65 лет. Это крайне важное событие для экономики с далеко идущими последствиями не только для самих пенсионеров.

Большинство экспертов, комментируя повышение пенсионного возраста обычно ограничивается социальной стороной вопроса. Пожилые станут беднее, упадет уровень жизни и значительно вырастет безработица. А бюджет, тем временем, сэкономит два с лишним триллиона рублей, но пойдут ли все эти деньги на выплаты пенсий – не ясно.

Вот лишь несколько цифр. Агентство Moody’s подсчитало, что в результате реформы население теперь уже трудоспособного возраста вырастет более чем на 12-13 млн человек к 2036 году. Другими словами, если к 2036 году численность трудоспособного населения составила бы 79 млн человек при нынешнем сроке выхода на пенсию, то после реформы это будет уже 92 млн человек.

12 млн человек – насколько это много? Это на два миллиона больше, чем все население Греции, Чехии, Португалии, Швеции, и многих других стран. Аналитики Moody’s тут же отрапортовали, что это увеличит вклад труда в рост экономики. Но готова ли сама экономика к такому наплыву “желающих работать”?

1. Вырастет теневая экономика и серая занятость

Уже сейчас ясно, что 12 миллионам где-то нужно будет работать. Причем не просто подрабатывать уборщиками и гардеробщиками, а работать полноценно, чтобы хватало на жизнь. Однако готовы ли будут компании, на которые и так год от года растет налоговая нагрузка к тому, чтобы ещё платить больше трети от зарплат работников в Пенсионный фонд или ФОМС? Вряд ли. Особенно за пределами благополучных для работы Москвы и Санкт-Петербурга.

Каждые два года Росстат рассчитывает такой показатель, как потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест. На протяжении последних девяти лет он не только не вырос, но и упал – в 2008 году с 898,9 тысяч человек по всей стране до 637,6 тысяч человек в 2016 году. Это около 2,2% от всего числа рабочих мест в стране. Новые рабочие места, которые создаются в одних регионах с успехом компенсируются закрытием их в других регионах.

При этом по данным РАНХиГС, зарплату «в конверте» сегодня получает порядка 33 млн человек, или 44,8% от общего количества занятого населения. Одновременно снижается доля россиян, которые при поиске работы выбрали бы место только с официальным оформлением.

2. Снизятся зарплаты

Сегодня многие пенсионеры итак продолжают работать. Повышение пенсионного возраста заставит людей крепче держаться за свои места, и особенно на более оплачиваемых должностях. Однако рынок труда не просто так называется рынком. При росте предложения цены падают, а в данном случае – зарплаты. В том числе и для новых соискателей – молодых людей.

3. Упадёт спрос и продажи

На повышении пенсионного возраста хотят сэкономить 2,3 трлн рублей в год. Это деньги, которые пожилые люди могли потратить на свою жизнь, совершив покупки в магазинах, или оплатив какие-либо услуги. То есть, отдали бы российскому бизнесу. По данным Росстата в 2017 году стоимость продаж всех товаров физическим лицам составила 29,8 трлн рублей, а услуг – 8,8 трлн рублей. Забрать 2,3 трлн рублей даже в номинальных ценах – это вернуть уровень продаж на 2-3 года назад. Конечно это не значит, что “недопенсионеры” покупать ничего не будут. Жить на что-то надо и покупать продукты или лекарства придется в любом случае. Но это значит, что деньги, которые могли бы пойти напрямую на рост экономики в виде большего потребительского спроса, теперь туда не пойдут.

Кстати, именно по этой причине во многих странах Европы высокие пенсии. Дело не только в заботе о населении. В странах пожилое население выступает основным потребителем местных товаров и услуг. Именно этот спрос поддерживает производителей стране, которые платят налоги.

4. Ещё больше вырастет спрос на кредиты

По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ) в России численность заемщиков уже превысила 50 млн человек. Из них около 25 млн человек ежемесячно отдают треть своих доходов банкам. В случае повышения пенсионного возраста спрос на потребительские кредиты будет только расти. Причем банки к этому уже готовы и будут создавать специальные “банковские продукты” под пожилых.

5. Подешевеют квартиры и аренда

Аналитики журнала Forbes подсчитали, что повышение пенсионного возраста уже в скором времени приведет к снижению ставок на аренду и росту предложения на рынке жилья. Не получив пенсию, пожилые люди будут сдавать недвижимость и продавать свои квадратные метры в городах.

Если за год предпенсионеры недополучат 2,5 трлн рублей, то, чтобы компенсировать эту сумму, им придется продать 67,2 млн кв. м жилья (значение получено с помощью деления 2,5 трлн рублей на усредненную стоимость 1 кв. м жилой недвижимости) – подсчитали авторы.

Конечно, это вряд ли произойдет. Но роста предложения недвижимости стоит ждать уже в ближайшие пять лет.

6. Упадет рождаемость

На первый взгляд не ясно, причем тут пенсии и рождаемость. Но на самом деле не всё так однозначно, особенно для российских регионов. Дело в том, что многие семьи в России живут “традиционно”. Дети и родители остаются финансово связанными друг с другом. Дети помогают деньгами родителями, но нередко и родители дают деньги уже взрослым детям. Чаще эта помощь нематериальна – бабушки или дедушки помогают молодым семьям с маленькими детьми, пока остальные на работе. Получается, своего рода, экосистема. Но что получится, если пенсии будут давать на пять и восемь лет позже? Есть вариант, что несостоявшимся пенсионерам придется идти на работу – с маленькими детьми они сидеть не смогут. Второй вариант не лучше – молодые люди будут ещё больше сил отдавать работе, чтобы они смогли содержать своих родителей. И в том, и в другом варианте дети не слишком вписываются. Поэтому молодая семья много раз подумает, прежде чем заводить ребенка, а тем более нескольких детей.








В связи с повышением на 6,2 % цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины, величина прожиточного минимума во втором квартале 2014 года увеличилась на 6,6 %.

Во втором квартале 2014 года величина прожиточного минимума на душу населения составляет:

  • по Российской Федерации — 8192 рубля;
  • для трудоспособного населения — 8834 рубля;
  • для пенсионеров — 6717 рублей;
  • для детей — 7920 рублей.

Прожиточный минимум на душу населения в I квартале 2014 года составлял 7688 рублей.

Сколько составляет прожиточный минимум в Москве?

Согласно постановлению правительства Москвы от 27 августа 2014 года, во втором квартале 2014 года величина прожиточного минимума составляет:

  • на душу населения — 12 145 рублей;
  • для трудоспособного населения — 13 896 рублей;
  • для пенсионеров — 8528 рублей;
  • для детей — 10 443 рублей.

На какие выплаты влияет величина прожиточного минимума?

Пенсии


Детские пособия

От величины прожиточного минимума зависит размер ежемесячного детского пособия, которое выплачивается малоимущим семьям, чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума на момент подачи заявления.

Соответственно, если доход семьи превышает уровень прожиточного минимума, заявители теряют возможность получить эту выплату.

Пособие малоимущим гражданам

При повышении прожиточного минимума производится перерасчёт выплаты пособия малоимущим гражданам.

Малоимущие — это граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Такие семьи (граждане) имеют право на получение социальной поддержки (п. 1 статьи 6 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» и ст. 3 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Субсидия на оплату услуг ЖКХ

При расчёте субсидии используются показатели величины прожиточного минимума для граждан различных социально-демографических групп населения, действующие на момент обращения за субсидией.

К основным социально-демографическим группам населения, в соответствии с действующим законодательством, относятся:

  • трудоспособное население — мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54, за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп этого возраста;
  • пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также неработающие лица, получающие пенсию по инвалидности, и дети-инвалиды;
  • дети в возрасте 0–15 лет.

Перерасчёт ранее начисленных субсидий производится с даты вступления в силу соответствующих изменений величины прожиточного минимума. Перерасчёт производится автоматически, без предоставления дополнительных документов.

Заработная плата

Величина прожиточного минимума пока не влияет на размер заработной платы. Требование ст. 133 Трудового кодекса РФ о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже величины прожиточного минимума, всё ещё не реализовано в России.


Что такое прожиточный минимум?

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов.

Рассчитывается на душу населения ежеквартально на основании:

  • обязательных платежей и сборов;
  • стоимости потребительской корзины (минимальный набор продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности);
  • данных об уровне цен на продукты питания, товары, услуги.

Помимо федерального прожиточного минимума, существуют ещё региональные.

Их размер может быть и ниже федерального, и выше. Всё зависит от цен в регионе, уровня и условий жизни.

Для чего устанавливают величину прожиточного минимума?

Прожиточный минимум в РФ предназначен для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

В субъектах РФ предназначен для:

  • оценки уровня жизни населения в субъекте Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджета субъектов Российской Федерации.

Читайте также: