Нет пенсий в зоне ато чем жить людям

По данным, которые регулярно публикуют статистические органы, на территории Украины проживает более 7 миллионов лиц, имеющих право на получение пенсионных выплат. Однако точное количество их подсчитать практически невозможно. Те граждане Украины, которые проживают на неподконтрольных властям страны территориях Луганской и Донецкой областей, в расчет не берутся по причине отсутствия там соответствующих служб.

Это же касается не только органов учета и статистики, но и в целом всей структуры государственной власти на неподконтрольных районах. На данных момент на них действует режим антитеррористической операции и объявлено военное положение.

Бесплатно по России

В этой связи граждане, которые там проживают, не имеют возможностей реализовывать свои конституционные права, в том числе и на получение пенсий. Однако для донецких и луганских пенсионеров существует возможность получать деньги от государства в рамках программы пенсионного обеспечения перемещенных лиц, реализуемой в Украине.

Разбираем понятие «пенсия переселенцам»

По причине военных действий и проводящейся в ряде районов Луганской и Донецкой областей антитеррористической операции, осуществляемой Вооруженными силами Украины, сотни тысяч людей оказались в сложном и опасном для жизни положении. В этой связи на протяжении уже около 5 лет (с 2014 года) в мирные регионы страны происходит отток переселенцев, скрывающихся от разрухи и войны.

Среди них довольно большое количество пенсионеров, которые имеют достаточные основания для получения денежных средств по линии государственного пенсионного фонда. Пенсия таким переселенцам начисляется в соответствии с особыми правилами, разработанными Кабинетом Министров Украины.

Правила начисления пособий

Получить денежные средства, выдаваемые в счет пенсии, могут не все граждане, приехавшие на место жительство в мирные области Украины, а только лишь те, которые соответствуют определенным критериям. Они прямо установлены законом и являются довольно жесткими, за что периодически подпадают под критику общественности и отдельных политиков.

Однако здесь нужно учитывать, что такие правила разработаны от того, что Пенсионный фонд Украины испытывает постоянный дефицит средств, поэтому пенсия может быть выплачена только тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются и имеют на то право.

Кроме этого, отсутствие государственных органов контроля на территории зоны действия АТО становится причиной различного рода мошеннических схем, которые недобросовестные граждане используют для незаконного получения денег.

Итак, согласно утвержденным правилам пенсия может быть начислена лицам:

  1. Имеющим гражданство Украины. Только граждане Украины могут претендовать на выплату денежных пособий. Подтверждением гражданства, как правило, выступает паспорт.
  2. Проживающим на территории АТО до ее начала. Претендовать на пенсию вправе лица, которые имели постоянное место жительства до 2014 года на территориях, где сейчас проводится АТО.
  3. Выехавшим за пределы АТО после начала военных действий и постоянно проживающим в любом из районов Украины. Регион и город проживания, где поселился переселенец с Донбасса, не имеет значения для выплаты пенсии – главное это должна быть подконтрольная властям Украины территория.
  4. Зарегистрированным в установленном порядке в органах соцзащиты. Без справок из соцзащиты, которые подтверждают статус переселенца, пенсию получить невозможно.
  5. Иметь законные основания для назначения пенсии.

Для получения пенсии переселенцы должны соответствовать критериям, предъявляемым к возрасту и трудовому стажу гражданина.

Что делать, чтобы начать получать выплаты

Чтобы начать получать пенсию, гражданин, проживающий на неподконтрольной территории Украины, в обязательном порядке должен придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выехать из зоны АТО. Переселенец может выбрать любой регион Украины по своему усмотрению.
  2. Зарегистрироваться в органах МВД по месту пребывания. Гражданин обязан пройти процедуру регистрации по новому месту жительства. При этом не имеет значения, проживает ли он у родственников либо пользуется чужим жильем в порядке найма.
  3. Получить документы о регистрации. После того, как гражданин зарегистрируется по новому месту жительства, ему выдадут специальный документ на унифицированном бланке с государственными печатями и штампами, который подтверждает данный факт.
  4. Обратиться в органы соцзащиты населения. Органы соцзащиты, на основании заявления, поступившего к ним от переселенца, выдают соответствующую справку, официально присваивая данный статус гражданину.
  5. Начать оформление пенсионной выплаты. Только после получения статуса «переселенец» лицо вправе обращаться за начислением пенсионных выплат. При этом гражданин обязан предоставить довольно внушительный пакет документов, включающий в себя следующее:
  • документ, удостоверяющий гражданство Украины и личность его владельца;
  • справку о статусе вынужденно перемещенного лица;
  • документ, подтверждающий факт жительства по новому месту;
  • бумаги, подтверждающие трудовую деятельность.

Выплата сегодня для переселенцев из зоны АТО

Вопросы, связанные с назначением пенсий, социальных выплат и иных пособий гражданам, которые в установленном законом порядке были признаны переселенцами из зоны антитеррористической операции, находят свое отражение в действующих украинских нормативных актах.

Среди них особо следует выделить Постановление Кабинета Министров Украины от 08.06. 2016 года № 365, которое устанавливает порядок назначения различного вида соцвыплат внутренне перемещенным лицам.

Согласно этому документу рассчитывать на получение выплат могут только те лица, которые постоянно проживают на подконтрольной территории Украины. В этой связи убытие с того адреса, где гражданин постоянно проживал, является основанием для прекращения пенсионного обеспечения.

Задержки и проблемы

Несмотря на государственные гарантии, выраженные в нормативно-правовых актах Украины, граждане из числа переселенцев нередко жалуются на проблемы с получением выплат.

Среди основных из них следует выделить:

  1. Отказ в назначении выплат. Происходит в том случае, если переселенец не выполнил какое-либо условие для начисления ему пенсии. К примеру, предоставил неполный пакет документ или сообщил недостоверные сведения о себе.
  2. Прекращение выплат. Вынужденно перемещенному гражданину отменят получение денег в том случае, если нарушает правила миграционного учета, а также игнорирует требования представителей собеса, связанные с прохождением плановых проверок.
  3. Задержка поступления денег. Они могут происходить по самым разным основаниям. О причинах следует обращаться в ПФУ или отдел соцзащиты.

Ответы на самые острые вопросы по теме

Ниже представлены ответы на вопросы, которые в наибольшей степени беспокоят украинских граждан из числа переселенцев из зоны АТО.

Перестали платить пенсию, что делать

В том случае, когда перестали платить пенсию, то необходимо незамедлительно обратиться в ПФУ, чтобы узнать причины этого. Как правило, причина заключается в том, что гражданин находился более 60 дней не по месту проживания. В этом случае необходимо проходить всю процедуру заново. В том числе оформлять регистрацию, получать справку о статусе переселенца и так далее.

Как восстановить выплату, если заблокировали

Выплату внутренне перемещенным лицам подлежат серьезному контролю со стороны государства. В этой связи статус данных граждан постоянно проверяется сотрудниками собесов. Одним из оснований прекращения выплаты является отсутствие гражданина по месту жительства в момент проверки. В данном случае статус переселенца может быть аннулирован, в связи с чем гражданину будет необходимо подтверждать его заново, прежде чем вновь рассчитывать на пенсию.

Задержка по выплате с июня – когда ждать

Задержки выплат пенсионных денег во многом связаны с дефицитом Пенсионного фонда Украины, а также процедурами верификации получателей денег.

Еще в апреле прошлого года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 335, согласно которому все имеющиеся задолженности перед пенсионерами аккумулируются и будут выплачены в особом порядке. При этом на данный момент порядок погашения этих задолженностей не разработан. В этой связи говорить о сроках, когда деньги будут выплачены в полном объеме, не представляется возможным.

Был ли суд по пенсиям переселенцев

Постановление КМУ № 365 было крайне негативно встречено гражданами и правозащитными общественными организациями по причине того, что требования к переселенцам для получения ими пенсии был крайне жесткими, в связи с чем не все лица, которые по закону могут рассчитывать на выплаты, могли их получить.

В этой связи был подан иск к властным органам Украины о том, что ряд положений Постановления не соответствуют Конституции страны и иным вышестоящим нормативным актам. Решением Окружного административного суда города Киева исковые требования были удовлетворены, а ряд пунктов закона был отменен.

В частности, это касается пункта 13, согласно которому выплаты могли быть прекращены в том случае, если гражданин будет отсутствовать во время проверки по фактическому месту жительства.

Какие последние новости по пенсии переселенцев

В 2020 году в Украине продолжится выплата пенсий для внутренне перемещенных лиц. Однако количество ее получателей может быть заметно уменьшено. Это связано с тем, что в стране проходит масштабная пенсионная реформа, которая предполагает увеличение пенсионного возраста.

При этом следует отметить, что в следующем году власти проведут индексацию пенсий, однако произойдет это в несколько этапов. Планируется, что выплату увеличат сразу на 18%.

Пенсия для перемещенных лиц – мера социальной поддержки для людей, вынужденных покинуть места своего проживания в зоне АТО. Она начисляется только после получения соответствующего статуса. При этом его необходимо постоянно подтверждать, поскольку в противном случае пенсию попросту перестанут выдавать.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть дополнительную информацию по в видео:


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц







































Трудностей у украинских пенсионеров, проживающих на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей и с разной степенью успеха пытающихся получать украинскую пенсию, предостаточно.

У той части пенсионеров, которые получили в Украине официальный статус переселенцев, главных проблем, серьезно осложняющих им жизнь, как известно, четыре:

- обязательные проверки ВПЛ по месту жительства раз в полгода (верификация);
- необходимость раз в два месяца обязательно въезжать на подконтрольную Украине территорию;
- странные списки переселенцев, якобы проживающих по «ту» сторону линии разграничения, составляемые СБУ и Госпогранслужбой,
- и, наконец, обязательная и тяжелая процедура идентификации пенсионеров исключительно в отделениях «Ощадбанка».

Возникновение сложностей у переселенца по любому из четырех этих пунктов, почти неизбежно влечет за собой отмену справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ), и как следствие – остановку выплаты пенсии и иных соцпособий.

У пенсионеров, живущих на неподконтрольной территории, которые по тем или иным причинам не стали получать статус ВПЛ, проблема всего одна. Они банально не получают свою украинскую пенсию. И только.

АТО-пенсионеры

О проблемах первой категории людей постоянно идут какие-то дебаты и есть некоторые решения. Пусть и чисто косметические. К примеру, 13 сентября правительство под давлением общественности приняло постановление № 689«О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым немного облегчило жизнь ВПЛ, а вместе с ними и пенсионеров с аналогичным статусом, фактически проживающих на неконтролируемой территории.

Применительно к пенсионерам, в частности, отменены проверки на дому тех переселенцев, которые успешно прошли идентификацию в «Ощадбанке», а также разрешено получение пенсий по пенсионной карте «Ощадбанка» в банкомате любого банка.

О пенсионерах, живущих на неконтролируемой территории и не ставших по тем или иным причинам играть в игру «Притворись переселенцем и получи пенсию», обычно предпочитают не вспоминать. За очень редким исключением. Более того, как на днях призналась советник по вопросам внутренне перемещенных лиц Министерства труда и социальной политики Ирина Лоюк, совершенно непонятно, начисляются ли этим людям пенсии вообще.

«Пенсионерам на неподконтрольной территории, которые не получали свои выплаты, должна продолжать начисляться пенсия. Ни один раз руководители правительства, министры заявляли, что человек, который приезжает на контролируемую территорию, получает полные выплаты за весь прежний период. При этом, Пенсионный фонд отчитался об экономии в 2016 году 13,5 млрд грн на пенсиях граждан, которые не прошли физическую идентификацию в Ощадбанке и не прошли проверки по факту проживания. Хотя эти суммы должны быть начислены и сохранены за каждым человеком, этого не происходит. Где эти деньги? Пенсии – это социальная гарантия. Пенсионный фонд должен их начислять. Почему он этого не делает – пока невозможно выяснить», – заявила советник.

Пенсии со сроком годности

Возможно, говоря об экономии, в Пенсионном фонде имеют в виду действующую законодательную норму, предусматривающую своеобразный срок давности при получении пенсии. Его смысл в том, что пенсионеры, которые обращаются за оформлением (или переоформлением) своей пенсии, могут получить ее только за последние три года, начиная с момента обращения. Все выплаты, которые должны были произойти ранее это срока, уходят в неизвестность…

Таким образом, чем дольше пенсионер, проживающий за линией разграничений, не выезжает на подконтрольную территорию, не регистрируется как ВПЛ (по закону это обязательное условие) и не заявляет свои права на пенсию, тем больше «экономия» Пенсионного фонда.

Теоретически, есть лишь один способ обойти это трехлетнее ограничение. Это случай, когда пенсия не выплачивалась по вине самого Пенсионного фонда. Но практически, это не сработает. Потому, что антитеррористическая операция (официально это называется именно так), идущая в Донецкой и Луганской областях не является виной Пенсионного фонда.

Масштаб этой проблемы можно оценить по-разному. Можно вспомнить данные украинских правозащитников о том, что около 10% пенсионеров с неподконтрольного Донбасса не могут выехать на контролируемые территории для получения выплат. Физически.

А дальше все просто. «Хвастовство об экономии на пенсиях потом обернется нам исками в Европейский суд по правам человека и проигранными делами. Мало того, что это будет компенсация за невыплаченные пенсии, будет еще и компенсация за моральный ущерб, а это 5 тыс. евро», – считает депутат Верховной Рады Наталья Веселова.

Фактическое основание для невыплат пенсии таким людям – невозможность выплат пенсии по месту их проживания. «В Донецке и Луганске нет управлений Пенсионного фонда Украины и там не действует Конституция Украины.

Мы ничего там не можем людям гарантировать, а от нас требуют, чтобы мы гарантировали им социальные выплаты. Но пока у нас нет возможности выплачивать пенсии на тех территориях», – заявил министр труда и социальной политики Андрей Рева.

Он добавил, что «как только люди перемещаются на контролируемую Украиной территорию и оформляются как ВПЛ, им тут же назначают выплаты». «Мы не заставляем этого человека жить там, где он зарегистрировался.

Но в законе четко говорится, что если человек прожил два месяца на неподконтрольной территории, то выплата ему снимаются, и статус внутренне перемещенного лица тоже», – подчеркнул он. Что делать тем, кто не может переместиться, ответа нет.

Еще одна официальная причина невыплат – пенсию за пенсионера с неконтролируемой территории (уже умершего или находящегося в заложниках) может получать кто угодно. То есть получателя невозможно верифицировать.

Украина как бы рассматривала два варианта решения этой проблемы – верификацию силами международных волонтеров на неподконтрольной территории и однократный вывоз пенсионера на подконтрольную территорию с составлением доверенности у нотариуса на лицо, способное получать пенсию. Однако, от обоих этих вариантов временно отказались.

Куда будет мести «новая метла»

Тем не менее, какая-то часть проблем, существующих перед пенсионерами, живущими на неподконтрольной территории могла бы быть снята в результате принятия Верховной Радой законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельными категориями граждан» (иначе именуемого проект № 6692).

В документе, прежде всего, декларируется возможность жителей неподконтрольных территорий получать свои пенсионные выплаты и предлагается решить проблему срока давности в 3 года, установив норму выплаты пенсии за весь срок ее неполучения.

Кроме того, этот проект закона разрывает существующую связь между обязательным получением статуса ВПЛ и последующей выплатой пенсии. То есть пенсионеру, чтобы получить свою пенсию уже не нужно будет регистрироваться как ВПЛ и изо всех сил изображать из себя переселенца. Это автоматически отменяет и обязательные проверки переселенца по месту жительства раз в полгода.

Также в проекте предлагается отменить подачу бумажных пенсионных дел при оформлении пенсии, если человек не является ВПЛ.

Если все это будет принято, то процедура получения пенсии жителями неконтрольного Донбасса довольно сильно изменится. Не разыскивая свое бумажное пенсионное дело, не получая статус ВПЛ, такой человек просто пишет заявления в Пенсионный фонд и Ощадбанк.

Фонд поднимает свои электронные реестры и на основании этих данных оформляет ему пенсию. Ощадбанк идентифицирует его, открывает ему счет и выдает пенсионную карту. Далее можно получать пенсию в банкомате любого банка в Украине без ограничений. Проверок по месту жительства не будет. Но это теория.

Что не изменится

Схема, в общем и целом, гораздо лучше той, что действует сейчас. Однако, есть, как минимум, несколько неприятных нюансов. Для начала, законопроект никак не меняет имеющуюся норму, согласно которой ВПЛ должен отсутствовать на контролируемой территории не более 60 дней. А значит, длинные очереди на контрольных пунктах въезда-выезда сохранятся.

Как известно, Министерство труда и социальной политики предложило продлить этот срок до 6 месяцев. Однако, это встретило серьезные возражения некоторых других органов исполнительной власти. Поэтому, вероятность увеличения этого срока минимальна.

Кроме того, развернувшаяся нынче в стране кампания по возвращению пенсионеров, отказавшихся от своего статуса ВПЛ, обратно в переселенцы, говорит о том, что контроль пересечения линии разграничения и сроков пребывания на неконтролируемой территории будет не просто сохранен, но ужесточен. А значит угроза попадания (в т.ч. и необоснованное) в списки СБУ и пограничников со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями, также остается.

И это не единственная неприятность. Главное научно-экспертное управление уже дало негативное заключение по законопроекту № 6692 и предложил его доработать.

Основные возражения экспертов состоят в том, что предлагаемые нормы не соответствуют существующим нормативам, по которым житель неподконтрольной территории может получать пенсию только после получения статуса ВПЛ. Также они рекомендуют разделить простых жителей и «лиц, принимающих непосредственное участие в деятельности соответствующих террористических группировок и незаконных органов власти». Последнее возможно только за счет усиления контроля.

И, наконец, они обращают внимание, что нет финансово-экономического обоснования и конкретной суммы увеличения расходов бюджета за счет которой будут покрываться пенсионные выплаты жителям неконтролируемых территорий. И источников поступления денег, из которого будут покрываться расходы, тоже нет.

На финансовом моменте акцентировала внимание и координатор по адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарина Толкач. «19 сентября комитет Верховной Рады Украины по социальной политике поддержал законопроект № 6692. Но есть заключение Главного научно-экспертного управления, оно негативное.

Также были озвучены серьезные опасения Министерством труда и социальной политики о том, что механизм не будет эффективен, не будет работать, если не будут внесены изменения в госбюджет на следующий год до начала бюджетного процесса. В этом случае Минфин не будет финансировать эти пенсии в будущем году», – заявила она.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что даже это не главное. «С законами у нас на данный момент и так все в порядке. А невыплата пенсий происходит не из-за законов Украины, а из-за постановлений Кабинета министров. Упростить процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий может только Кабмин.

Мы будем достаточно оптимистичны, если будем верить в то, что принятие законопроекта №6692 сразу все изменит. Но, к сожалению, опыт подсказывает, что после этого еще будет разговор с правительством и нам еще нужно будет их уговорить», – сообщила координатор по защите и адвокации Норвежского совета по делам беженцев Наталья Новакова.

Впрочем, тем пенсионерам, которые не могут выехать на подконтрольную территорию и получить свою пенсию, не стоит лелеять надежды на эти уговоры. В законопроекте №6692 решения их проблемы все равно нет. Хотя, если отменят трехлетний срок давности, можно подождать еще…


Аббревиатура «АТО» расшифровывается, как «антитеррористическая операция». Суть АТО заключается в организации и проведении мер, по предотвращению террористических актов. Термин АТО появился на Украине и законодательно закреплён в специальных государственных документах.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Восток Украины – это регион, который вызвал появление нового понятия. Мероприятия, связанные с данным регионом, вызывают много споров, но сейчас цель – не расставить политические акценты, а предоставить информацию о денежных выплатах пожилым людям, которые пострадали от военных действий в этом регионе, начиная с апреля 2014 г.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

В законе прописаны условия проведения АТО при наличии угрозы здоровью и жизни людей, интересам государства.

Именно в восточной части Украины правительство увидело подобную угрозу, так как местное население открыто высказывало недовольство существующей властью. Как результат – власти развернули военные действия.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Многие граждане, проживавшие на восставших территориях, вынуждены были покинуть места постоянного жительства. Несмотря на то, что области провозгласили себя самостоятельными республиками, они находятся в прямой зависимости от Киева. Пока Украина не признает новый статус ДНР, финансовая зависимость будет продолжаться.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Как получить статус переселенца АТО?


p, blockquote 7,0,1,0,0 -->

В зоне АТО прекратились выплаты пенсионерам с 01.12.14. Их дальнейшая судьба повисла в воздухе. Только в случае перехода Донецка под контроль Киева можно было надеяться на то, что когда-нибудь заработанные средства дойдут до своих хозяев.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Как акт доброй воли и проявления намерений государства не бросать в беде население бунтующего региона было объявлено, что пенсионеры имеют право получить выплаты на территориях, подконтрольных Киеву. Необходимо выполнить ряд простых действий для оформления нового статуса:

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

  1. Обратиться в отделение социальной защиты с заявлением на выдачу справки о присвоении статуса переселенца АТО.
  2. Предоставить копии паспорта, пенсионного удостоверения, код идентификации.
  3. В заявлении указать номер банковского счёта для перечисления пенсии.
  4. Зарегистрироваться по месту нового жительства.
  5. Встать на учёт в пенсионном фонде.

С этого момента справка о присвоении статуса переселенца АТО станет официальным документом, на основании которого появляется возможность получить свои кровные. Справка действительна при предъявлении паспорта, как подтверждения личности гражданина.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Об условиях получения статуса переселенца АТО

18.03.15. – дата, с которой объявлена регистрация справок о получении статуса переселенца в миграционной службе. ДНР объявлена оккупированной территорией или районом АТО, этот факт утверждён официально в постановлении правительства страны.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Справку имеют право получить граждане Украины, лица, не имеющие гражданства, но постоянно проживающие на территории страны, а также иностранцы, которые вынуждены были выехать с постоянного места жительства. Причиной выезда обязательно должно быть действие АТО.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->


Возможности получения справки могут быть различными:

p, blockquote 14,1,0,0,0 -->

  • Обращение в органы социальной защиты официального представителя гражданина в случае невозможности сделать это лично.
  • Подача заявления через должностное лицо организации, которая занимается устройством перемещенных лиц. Этот вариант используется, когда переселенец обращается за помощью в органы, привлеченные к участию в работе регионального штаба.
  • Заявление можно подать через работников жилищно-коммунальной конторы в месте проживания гражданина.
  • Уполномоченные лица поселковых и сельских советов по месту переезда и проживания гражданина.

Все названные органы уполномочены не только принимать заявления от переселецах АТО, но и выдавать официальные справки о присвоении нового статуса.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

В экстремальных условиях переселения нередки случаи, когда граждане могут потерять документы, удостоверяющие личность. До полного их восстановления есть возможность получить временное удостоверение переселенца.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->


p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Для этого нужно обратиться в территориальный орган ГМС, где обязаны его выдать в однодневный срок. На основании данного документа разрешается получить справку о получении статуса перемещённого лица.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Как производится выплата пенсии переселенцу АТО?

Как только пенсионер произведёт все действия для получения пенсии после переселения, пенсионные выплаты должны поступать на банковский счёт со следующего месяца.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Пенсионный фонд делает запрос о состоянии лицевого счёта переселенца в государственную базу данных по прежнему адресу. В связи с тем, что территории АТО находятся в ведении Украины как единого государства, поиск сведений о пенсионере и произведённых ему выплатах не представляет трудностей.

p, blockquote 21,0,0,1,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Пенсионное довольствие переселенцу выплачивается по месту его пребывания в настоящее время. Получить деньги можно через отделение связи наличными, на банковскую карту, на счёт в банке. Один из вариантов получения денег выбирает сам пенсионер.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

О том, как переселенцу получить электронное пенсионное удостоверение (ЭПУ), читайте в этой статье.

О пенсиях для работающих пенсионеров


На момент переселения из региона АТО граждане увольняются с работы. Факт о том, что переселенец не трудоустроен, он обязан подтвердить в ПФ для выплаты пенсии, то есть, должно быть подтверждение статуса безработного.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

В этом случае данный статус можно подтвердить на основании заявления пенсионера. В нём необходимо указать время, с которого человек не работает, а также объяснить обстоятельства, в связи с которыми невозможно предоставить трудовую книжку в оригинале: утеря, порча и т.п.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Правомочные органы осуществляют проверку фактов, указанных в заявлении, о состоянии страхового счёта пенсионера, об отчислениях работодателя. Кроме этого, необходимо подтверждение того, что он не является индивидуальным предпринимателем.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

После подтверждения всех фактов, указанных гражданином в заявлении, выплата пенсии становится правомочной и осуществляется в полной мере.

p, blockquote 28,0,0,0,0 --> p, blockquote 29,0,0,0,1 -->

Уважаемые соотечественники!
Убежден, что прежде чем принять любое судьбоносное решение, каждый хочет знать все аспекты, возможные последствия и «подводные камни» по результатам его осуществления.
Сразу уточню: я не являюсь противником возвращения соотечественников на Родину, нет, никоим образом никого не пытаюсь отговорить от этого, более того – сам возвратился в Россию с Украины в 2014 году.
Я – русский, русскоязычный, и родственники мои все в России (в основном – в могилах), родившийся и живший в России, но волею судеб в советское время оказавшийся на Украине.
Напишу только об одном «моменте», о котором ни в одной «Памятке для возвращающихся на Родину соотечественников», равно как и в «Программе переселения соотечественников» и пр. документах вы не найдете никаких правдивых сведений. А «момент» этот — немаловажный, так как рано или поздно столкнется с ним каждый – пенсия.
Так вот, даже получив Российский паспорт, вы НИКОГДА не станете полноценными россиянами, а останетесь соотечественниками третьего сорта, так как законодательство России никак не адаптировано к таким, как мы, а совсем наоборот.
В частности: с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), который и позволил приобрести требуемый в «Программах переселения» трудовой опыт, стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно они, ведь если не учитывать практически половину стажа работы (около 20 лет с институтом, время обучения в котором, например – мое, с 1973 по 1978 годы, которое и позволило приобрести требуемое в «Программах» образование и квалификацию, в РФ с 2001 года стало считаться социально не значимым и, благодаря приданию закону обратной силы действия, тоже не стало включаться в стаж), то и пенсия начисляется как тунеядцу или рецидивисту – практически равная прожиточному минимуму пенсионера, обрекая вас на жизнь (доживание) за чертой бедности.
Пишу, основываясь, в том числе, на своем личном опыте: при моем стаже с институтом и армией — 43 года и коэффициенте зарплаты -1,1 (при максимальном – 1,2), пенсия мне назначена в размере 9 тыс. руб., что значительно ниже даже среднего размера пенсии в России, который в 2017 году составляет около 13,7 тысяч рублей).
Расчет, очевидно, на то, что возвратившиеся на Родину соотечественники столкнутся с вышеописанной ситуацией не сразу, а только потом, лишь при выходе на пенсию, но порядочно ли это скрывать от людей? Ведь «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ».
Таким образом, проработав равное количество лет с коренным россиянином вы никогда не получите равные пенсии.
Считаю, что было бы гораздо справедливее, руководствуясь общечеловеческими нормами, принять, например, поправку к закону, позволяющую учитывать все-таки весь честно заработанный трудовой стаж или уплаченные страховые взносы возвратившихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников при определении размера их пенсии, в противном случае все громкие призывы о возвращении соотечественников на Родину так и останутся пустыми и обманными лозунгами.
А иначе, какие же мы соотечественники?
Может быть, надо что-то менять? Но, судя по официальным ответам из государственных органов, такое положение вещей считают правильным и ничего менять и не собираются.



Украинским пенсионерам, проживающим на оккупированной территории Донбасса, уже более четырех месяцев не платят пенсии. После начала войны России против Украины в 2014-м власти прекратили выплачивать пенсии людям с территорий, которые контролируют боевики. Для получения пенсии люди из ОРДЛО должны быть в статусе переселенца. За деньгами они ездят через линию разграничения на свободную территорию. Преимущественно это пожилые люди.

Из-за введенного в связи с пандемией коронавируса карантина пересечь блокпосты стало почти невозможно. Сами же контролируемые Россией террористы отказываются пропускать пенсионеров за выплатами. Из-за этого они фактически остались без средств к существованию и вынуждены жить впроголодь.

OBOZREVATEL разобрался, какая сейчас ситуация с социальными выплатами на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей.

Правозащитная организация Human Rights Watch забила тревогу: пенсионеры с оккупированных территорий не могут получить свои пенсии. Причиной назвали карантин, введенный из-за коронавируса.

"Связанные с пандемией ограничения сделали плохую ситуацию еще хуже, почти полностью отрезав доступ к пенсиям и обрекая многих пожилых людей на борьбу за то, чтобы оплатить даже базовые продукты питания", – заявила исследовательница HRW в Европе и Центральной Азии Лора Миллс.

Коронавирусные ограничения означали, что в течение четырех месяцев пенсионерам пришлось резко сократить потребление пищи, использование лекарств и необходимых средств гигиены.

Стоит отметить, что в СМИ неоднократно мелькали доказательства того, что HRW занимает пророссийскую позицию. Примером, в 2016 году организация призвала Украину снять санкции с российских пропагандистов.

В сообщении, опубликованном на официальном сайте HRW, указано, что киевским властям следует "немедленно снять ограничения" с фигурантов списка из 17 фамилий, в отношении которых пятый президент Украины Петр Порошенко ввел персональные санкции.

По мнению правозащитников, международное сообщество обязано обратить внимание на введенные Киевом санкции, а при необходимости, оказать давление на власти Украины.

"Украина испытывает законную обеспокоенность последствиями российской пропаганды, однако ущемление свободы СМИ — это ошибочная и неуместная реакция, какие бы претензии ни имелись у Правительства Украины к подаче информации об этой стране в российских СМИ", — заявила тогда исследователь Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Татьяна Купер.

В 2018 году HRW влипла в еще один пророссийский скандал. Из-за которого США даже грозились разорвать с ней сотрудничество. Соответствующее письмо постоянный представитель Соединенных Штатов Америки в ООН Никки Хейли направила в адрес международной правозащитной организации.

Недовольство Вашингтона вызвал тот факт, что HRW не только не поддержала инициативу по реформированию деятельности Совета ООН по правам человека, но и не подготовила никаких поправок. В частности, власти США пытались избавиться от "антиизраильской повестки".

Комментируя ситуацию, Хейли обвинила правозащитников в том, что те встали на сторону Пекина и Москвы, разгромивших планы американцев. В ответ исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот обвинил руководство Соединенных Штатов в однобокости и давлении на независимые организации.

Стоит отметить, что такую позицию организации подтверждает и их свежее заявление о том, что пенсионеры в ОРДЛО страдают из-за карантина. При этом никоим образом не упоминается Россия, которая срывает все Минские договоренности.

В доказательство этого экс-вице-премьер-министр Украины Павел Розенко в комментарии OBOZREVATEL отметил, что в кризисе виноват не коронавирус, а Россия, которая уже седьмой год подряд оккупирует часть территории Украины.

"Я думаю, что Human Rights Watch должна давать более подробное и более корректное описание ситуации. Пенсионеры в ОРДЛО не могут получить вовремя выплаты не из-за проблем с получением пенсии у украинской власти. Пенсионеры не могут получить свои пенсии именно из-за агрессии российской власти", – пояснил Розенко.

Он подтвердил, что Донбасс сейчас находится на грани гуманитарной и социальной катастрофы.

Стоит отметить, что в 2018 году Верховная Рада приняла закон о "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". Этот документ предусматривает, что ответственность за материальный или моральный ущерб, нанесенный Украине в результате агрессии Российской Федерации, возлагается на Россию в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В частности, еще в 2018 году тогдашний заместитель министра социальной политики Украины Николай Шабмир пояснял, что с международными организациями было согласовано, что государство-оккупант должно обеспечивать пенсиями жителей оккупированных территорий.

"Для людей, которые живут, например, в Донецке и Енакиево, мы сделали возможность этой выплаты. Но это один вопрос. Второй вопрос – там оккупированная территория. И за ту территорию несет ответственность оккупант", – сказал Шамбир.

Единственный способ для граждан с неподконтрольных территорий получать пенсию на подконтрольной правительству территории – зарегистрироваться как внутренне перемещенное лицо и получить пенсию по справке переселенца. При этом граждане должны проходить проверки в Пенсионном фонде каждые полгода, а в управлениях соцзащиты – чаще.

Зато экс-министр социальной политики Андрей Рева заявил в комментарии OBOZREVATEL, что HRW прежде, чем делать такие заявления, стоит почитать Минские соглашения. В частности, там прописан порядок выплат пенсий украинцам, проживающим на оккупированной территории.

Есть ряд условий, которые должны выполнить террористы "ДНР" и "ЛНР", чтобы Украина могла обеспечить пенсиями своих граждан в ОРДЛО. Среди них:

прекращение обстрелов в Донбассе

отвод тяжелого вооружения

"Вместо того, чтобы обвинять Украину, они лучше пусть обвиняют боевиков, которые продолжают стрелять. Поскольку даже первый пункт Минских соглашений не выполняется. Украина выплачивает пенсии на своей территории – которую она контролирует. Через органы Пенсионного фонда, которые являются частью органов государственной власти. Поэтому те, кто хотят получать пенсии, приезжают на подконтрольную территорию и там их получают. Им создают проблемы – этот вопрос к боевикам", – объяснил Рева.

Стоит заметить, что в заявлении HRW ни слова не сказано о том, что именно террористы ОРДЛО мешают пенсионерам пересекать границу и забирать пенсии. Хотя именно контролируемые Россией боевики создают такие препятствия.

Какой должна быть реакция Украины

Рева предложил HRW обратиться к оккупантам, поскольку Украина приняла закон о деоккупации Донбасса. Однако именно из-за постоянных срывов договоренностей по прекращению огня так и не удалось реализовать основные положения документа.

"У нас есть закон, который предусматривает деоккупацию. Обратиться к Кремлю, и спросить: до каких пор вы будете нарушать права тех граждан, которые живут на оккупированных территориях? До каких пор вы будете мешать им получать пенсии? А не говорить украинской власти: почему вы не платите? Потому что мы не контролируем эту территорию. И не надо все ставить с ног на голову", – отреагировал Рева.

По его словам, суть проблемы заключается в том, что оккупанты не пропускают пенсионеров на подконтрольную Украине территорию за пенсиями, а в ОРДЛО нет органов Пенсионного фонда, чтобы платить помощь там. А позиция Украины такая – деньги боевикам на оккупированную территорию возить никто не будет. Поэтому проблема и не решается.

Законопроект о пенсиях на Донбассе

Еще в 2019 году тогда новоназначенный советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Сергей Сивохо выступил за восстановление выплат украинских пенсий жителям ОРДЛО.

"Прежде всего – это выплата пенсий. Хватит издевательств! Пенсионеры не должны стоять в очередях на блокпостах раз в два месяца, чтобы забрать свои деньги", – написал он.

Сивохо назвал цифры: более 700 тысяч пенсионеров на неподконтрольной территории не могут реализовать свое конституционное право на пенсию.

После этого, в ноябре, в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о выплате пенсий жителям оккупированного Россией Донбасса.

Этим проектом нардепы предложили:

предоставить людям, которые жили на временно оккупированных территориях и не могли платить страховые взносы, право докупить стаж без применения санкций;

в случае потери документов дать возможность рассчитывать пенсию на основании информации из реестра застрахованных лиц;

отменить обязательность регистрации пенсионеров как ВПЛ для получения пенсий;

выплачивать задолженность пенсии без срока давности (сейчас действует лимит – 3 года).



Однако уже в феврале Рада провалила голосование за законопроект и отправила документ на доработку. После этого Сивохо заявил, что народные депутаты саботируют политику президента Украины Владимира Зеленского.

"Верх цинизма. Как можно добиться мира, если сегодня 314 депутатов решили просто наплевать на пенсионеров Донбасса? Людей, у которых десятки лет стажа. Людей, которые всю свою трудовую жизнь платили налоги в казну государства Украина", – заявил он.

В мае проблема с выплатами пенсий на Донбассе проявилась наиболее остро – блокпосты из-за пандемии коронавируса были полностью закрыты на карантин. По словам начальника ПФУ в Донецкой области Натальи Рады, ситуация с пенсиями на неподконтрольных территориях и без этого сложная. Выплаты на местах невозможны из-за отсутствия бумажных пенсионных дел, официальных представительств Пенсионного фонда и других проблем.

Однако она успокоила, что пенсии после окончания карантина выплатят всем, кто соблюдает требования действующего законодательства. По ее словам, деньги в наличии есть, надо только дождаться, когда стабилизируется ситуация с эпидемией в стране.

По мнению Розенко, в ситуации, сложившейся на Донбассе, вины Украины нет.

"Именно агрессия России привела к тому, что часть жителей оккупированной Украины не может вовремя и в полном объеме получать свои пенсионные выплаты. Вины Украины в этом вопросе нет. Мы прекрасно понимаем, что ситуация с пенсионными выплатами на оккупированной территории может наладиться лишь в одном случае – в случае деоккупации части Донецкой и Луганской области и Крыма. Тогда все проблемы исчезнут", – пояснил экс-министр.

При этом, даже несмотря на карантин, на подконтрольной Украине территории нет никаких проблем с выплатами пенсий.

"Они платятся вовремя и в полном объеме – пенсии повышаются, пенсии индексируются и таким образом власть предыдущая и нынешняя полностью выполняет свои обязательства перед пенсионерами. Единственное, что может сделать мировое сообщество, в том числе HRW, ОБСЕ, ООН и т.д. – добиваться скорейшей деоккупации украинских земель", – заявил Розенко.

Стоит отметить, что на оккупированной территории Донбасса с 2014 года не работают украинские банки, органы власти, отделения казначейства, органы Пенсионного фонда и соцзащиты. Поэтому никаких возможностей для того, чтобы выплачивать там пенсии вовремя и в полном объеме, у Украины нет, подчеркнул Розенко.

Читайте также: