Нужно ли указывать снилс в платежке


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 14 апреля 2016 г. N 02-08-12/21481 Об указании идентификатора сведений о физическом лице в платежном поручении

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрел обращение (далее - обращение) по вопросу указания идентификатора сведений о физическом лице в платежном поручении и сообщает следующее.

Согласно пункту 3 приложения N 1 к приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - Приказ) в случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

В соответствии с пунктом 6 приложения N 4 Приказа в качестве идентификатора сведений о физическом лице используются страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС); серия и номер документа, удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации; а также иные идентификаторы сведений о физическом лице, применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, указанный пункт содержит перечень типов идентификатора сведений о физическом лице, которые в зависимости от документа, идентифицирующего физическое лицо, имеют значения:

"01" - паспорт гражданина Российской Федерации;

"02" - свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина;

"03" - паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

"04" - удостоверение личности военнослужащего;

"05" - военный билет военнослужащего;

"06" - временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;

"07" - справка об освобождении из мест лишения свободы;

"08" - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

"09" - вид на жительство;

"10" - разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);

"11" - удостоверение беженца;

"12" - миграционная карта;

"13" - паспорт гражданина СССР;

"14" - страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);

"22" - водительское удостоверение;

"24" - свидетельство о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации;

"25" - охотничий билет;

"26" - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Таким образом, при заполнении реквизита "108" распоряжения о переводе денежных средств плательщик может указать любой из вышеперечисленных идентификаторов сведений о физическом лице, который имеется у плательщика в наличии. При этом обращаем внимание, что двузначное значения типа идентификатора сведений о физическом лице и идентификатор сведений о физическом лице разделяются знаком ";" (например: "01; 0201251245").

Директор Департамента бюджетной методологии С.В. Романов

Обзор документа

В случае отсутствия у плательщика-физлица ИНН и УИН, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физлице является обязательным.

В качестве идентификатора сведений о физлице используются СНИЛС, серия и номер документа, удостоверяющего личность, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, а также иные идентификаторы сведений о физлице, применяемые в соответствии с законодательством.

Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему содержат перечень типов идентификатора сведений о физлице.

Таким образом, при заполнении реквизита "108" распоряжения о переводе денежных средств плательщик может указать любой из идентификаторов сведений о физлице. При этом двузначное значение типа идентификатора сведений о физлице и идентификатор сведений о физлице разделяются знаком ";" (например: "01;0201251245").

Нужно ли в платежных поручениях на уплату страховых взносов в 2017 году указывать регистрационные номера страхователей в ПФР и ФСС? Что писать в поле «Назначение платежа» при уплате пенсионных, медицинских и взносов по временной нетрудоспособности и материнству, которые уплачиваются в пользу ИФНС? Ответы на вопросы, а также образцы платежных поручений в вы найдете в данной статье.

Как заполняли платежные поручения до 2017 года

До 2017 года в целях уплаты страховых взносов страхователям (организация и ИП) требовалось оформлять несколько платежных поручений:

  • платежное поручение в ПФР: для уплаты пенсионных взносов и медицинских взносов;
  • платежное поручение в ФСС: для уплаты взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При уплате указанных страховых взносов многие бухгалтеры в назначении платежа платежного поручения указывали регистрационные номера страхователей, который им были присвоены территориальными подразделениями ПФР и ФСС. Так, к примеру, при перечислении медицинских взносов некоторые указывали регистрационный номер в ПФР.


При этом, заметим, что правила заполнения платежных поручений и ранее не требовали, чтобы в платежках на уплату страховых взносов указывались регистрационные номера страхователей в фондах. Однако некоторые опасались, что если не указать эти номера, то разные виды страховых взносов могут просто «потеряться» в фондах и на будет разнесены на лицевые счета организаций и ИП. Вместе этим, сумму взносов их принадлежность, в первую очередь, определяются на основании указанного в платежке кода бюджетной классификации и назначения платежа. Регистрационный номер страхователя в ПФР и ФСС на это никак не влияет, поскольку плательщик взносов понятен и без этого номера. Ведь его реквизиты (ИНН и КПП) также фигурируют в платежке.

Также заметим, что до 2017 года третьи лица были не вправе оплачивать страховых взносы «за других». Поэтому было ясно, что плательщик страховых взносов всегда платит сам за себя. И регистрационный номер страхователя совсем не обязателен, чтобы его идентифицировать. См. «Третьи лица стали вправе платить за других налоги, сборы и страховые взносы».

Указывать ли регистрационные номера в 2017 году

С 1 января 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование контролирует ФНС России. Поэтому эти виды страховых взносов нужно уплачивать в ИФНС. Исключение – взносы «на травматизм». Их, как и прежде, платите в ФСС России (Федеральный закон от 24 июля 1998 № 125-ФЗ). См. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Однако страховые взносы не нужно перечислять единым платежом в ИФНС. Перечисляйте каждый вид взносов в налоговую инспекцию отдельными платежными поручениями

  • на обязательное пенсионное страхование по основным тарифам;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ФСС России перечисляйте взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний отдельной платежкой.

В связи с перечисленными изменениями перед многими бухгалтерами встали, в частности, такие вопросы:

  • нужно ли в 2017 года в платежных поручениях на уплату страховых взносов в пользу ИФНС указывать регистрационные номера страхователей в ПФР и ФСС?;
  • поймут ли налоговики на какой лицевой счет отнести платеж по страховым взносам, в котором не указан регистрационный номер страхователя?

Правила заполнения платежек содержат ответ на вопрос

Давайте посмотрим, что на счет обозначенных выше вопросов есть в правилах заполнения платежных поручения 2017 года.


Итак, в 2017 году при уплате в бюджет страховых взносов нужно применять типовые бланки платежных поручений. Форма платежного поручения, номера и наименования его полей приведены в приложении 3к Положению, утвержденному Банком России от 19 июня 2012 № 383-П. Нас, в данном вопросе, интересует поле «Назначение платежа».


В поле 24 «Назначение платежа» предназначено для того, чтобы в нем указывали дополнительную информацию, связанную с уплатой денежных. Чаще всего, достаточно написать название налога (взноса) и период, за который производится уплата. Пример: «Уплата НДФЛ за февраль 2017 года», «Уплата НДС за I квартал 2017 года», «Уплата налога на прибыль за I квартал 2017 года» и т.д.

Если же платеж по налогам или страховым взносам в 2017 году переводит уполномоченный представитель плательщика, то в платежном поручении указывают на соответствующие полномочия. В частности, это возможно при уплате НДФЛ или госпошлины. Для этого в поле 24 «Назначение платежа» вписывается:

  • ФИО плательщика, в пользу кого производится уплата;
  • номер и дату доверенности;
  • ФИО представителя (Письмо ФНС России от 29 февраля 2016 г. № ЗН-4-1/3234).


При этом, заметим, что правилами заполнения платежных поручений не предусмотрено, что организации или ИП в 2017 года обязаны при уплате страховых взносов в ИФНС указывать в платежных поручениях регистрационные номера ПФР и ФСС. То есть, делать это совершенно необязательно. Программные комплексы, установленные в ИФНС, и определят принадлежность платежа и без этой информации и отнесут платежи на соответствующие лицевые счета. При этом обращайте внимание, чтобы в платежках на уплату были верные КБК по страховым взносам. Они изменились с 2017 года. См. «КБК по страховым взносам в 2017 году: таблица с расшифровкой».

Однако если вы полагаете, что регистрационные номера страхователей в ПФР и ФСС лучше указывать в платежках на уплату страховых взносов – вы можете это делать. Стоит признать, что многие бухгалтеры попросту привыкли к такому заполнению платежных поручений. Такую практику можно сохранить и в 2017 году. Соответственно, платежка можно выглядеть так:


Также предлагаем обратить внимание, что с 2017 года налогоплательщики в целях отчетности по страховым взносам перед ФНС обязаны применять новую форму расчета по страховым взносам. Эта форма утверждена Приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. Однако заметим, что новой формой расчета не предусмотрено, что в ней нужно указывать регистрационные номера страхователей в ПФР и ФСС. Следовательно, можно предположить, что данная информация не имеет особо важного значения для ИФНС, которые с 2017 года администрируют страховые взносы и получают платежи по ним.


Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 января 2021 года правила заполнения налоговых платёжек изменятся, поэтому будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С 1 января 2021 года ФНС переходит на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках надо будет указывать два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснутся четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

Спешим успокоить. ФНС объявила переходный период с 1 января по 30 апреля 2021 года, так как ожидает большого количества ошибок в платёжках. До 1 мая можно указывать старые счета казначейства, а вот с 1 мая — исключительно новые. Иначе платёж попадёт в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 января 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Какую информацию несет поле 108 платежного поручения в 2020-2021 годах

Если денежные средства перечисляются безналичным способом для пополнения бюджета, внебюджетных фондов, то информация в поле 108 может указывать не только на номер, но и на вид документа, на основании которого произведен платеж.

Значение поля 108 при налоговых платежах

Значение поля 108 зависит от основания платежа. Если погашается текущая задолженность по налогам (страховым сборам) или речь идет о добровольной уплате недоимки, в поле 108 платежного поручения следует поставить значение 0. В этом случае основание платежа (ТП или ЗД) указывается в поле 106.


Но в некоторых случаях при перечислении денег в бюджет поле 108 следует заполнить, указав в нем номер документа – основания платежа. Для этого необходимо наличие документа, который обязывает налогоплательщика погасить задолженность на основании вынесенных решений налоговых или судебных органов. Номеру документа должен соответствовать один из следующих кодов, проставленных в поле 106:

  1. ТР. Означает выставленное требование налоговых органов. При обнаружении недоимки инспекция вправе прислать налогоплательщику документ с указанием вида налога или страхового взноса и суммы на перечисление. Срок погашения задолженности указывается в требовании.
  2. РС. Погашение задолженности в рассрочку. В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ налогоплательщики, не имеющие возможность погасить задолженность перед бюджетом вовремя, могут получить рассрочку. Налоговый орган может выдать разрешение, позволяющее вносить требуемый платеж равномерно в течение года. Но для этого необходимо привести веские основания (ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, сезонный характер работ) с подтверждающими документами. Кроме того, придется оплатить проценты на сумму задолженности, не погашенной в установленный срок (п. 2 ст. 61 НК РФ).

О нюансах получения рассрочки читайте здесь.

  1. ОТ. Номер решения об отсрочке текущего платежа, принятого налоговым органом. В некоторых обстоятельствах субъекты не имеют возможности уплатить сумму начисленного налога полностью в срок. В таком случае можно обратиться в инспекцию с заявлением об отсрочке платежа. Налоговые органы обязаны принять соответствующее решение не позднее 30 дней.
  2. РТ. Указывается номер принятого налоговиками решения о реструктуризации. В случае невозможности погашения организацией задолженности по налогам и пеням она может воспользоваться льготными условиями в соответствии с принятым графиком погашения долговых обязательств.
  3. ПБ. Номер дела по вынесенному арбитражным судом решению. Иногда между налогоплательщиками и контролирующими органами возникают споры по поводу правильности начисления и полноты уплаты бюджетных обязательств. Если арбитражный суд согласится с требованиями налоговиков, плательщику придется перечислить недостающие суммы по налогам на основании решения, вынесенного арбитражным судом.
  4. ПР. Используется номер решения о приостановлении взыскания при погашении плательщиком этой задолженности.
  5. АП. Подразумевается номер акта выездной или камеральной проверки, в результате которой произошло доначисление налогов, пеней и штрафов.
  6. АР. Оплата по номеру исполнительного документа, выданного в результате возбужденного дела.


С 2015 года в поле 108 указываются также номера следующих документов, на основании которых совершается платеж:

  1. ИН. Номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита — еще одного способа изменения установленного срока уплаты по налогам. Помимо отсрочки исполнения платежа, он несет в себе некоторые признаки бюджетного кредитования с последующей уплатой начисленных процентов и основной суммы долга. Период пользования средствами может достигать 10 лет. Часто применяется при начислении налога на прибыль.
  2. ТЛ. Проставляется номер определения арбитражного суда, удовлетворяющего заявление о погашении требований к должнику.

Проверьте, правильно ли вы заполнили платежное поручение на уплату налогов. Для этого воспользуйтесь советами от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и бесплатно переходите к Готовому решению.

Номера каких документов указываются при осуществлении таможенных платежей

В случае осуществления таможенных переводов поле 108 может принимать числовые значения при указании в поле 106 следующих оснований платежа:

  1. ДЕ или КТ. Прописываются последние 7 цифр таможенной декларации.
  2. ПО. Указывается существующий номер таможенного приходного ордера.
  3. ИД. Прописывается номер исполнительного документа, служащего основанием для оплаты.
  4. ТУ. Применяется, если уплата таможенных платежей производится по выставленному требованию.
  5. ИН. Указывается номер инкассационного документа.
  6. БД. Номер документа, созданного бухгалтерией органов таможни.
  7. КП. Прописывается номер действующего соглашения между крупными налогоплательщиками при уплате централизованных платежей.

Заполнение поля 108 числами, указывающими на номера документов, на основе которых совершается платеж, возможно только при наличии некоторых статусов в поле 101 платежки.

О статусах плательщика в платежке читайте в этом материале .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Знак номера (№) в поле 108 не указывается.

Заполнение поля 108 на основании данных о физлице

Согласно приложению 4 к приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н физлицом (статус 24) при уплате страхсборов в фонд соцстрахования в поле 108 указывается цифровое 2-значное обозначение документа – идентификатора физлица, а затем проставляется его номер, если перечисление платежа осуществляется в отношении физлица:

  • отделением почты (статус 03 в поле 101) при составлении поручения на оплату страховых взносов или иных платежей от имени физлица;
  • работодателем (статус 19 в поле 101) при составлении распоряжения об оплате задолженности сотрудника в бюджет, удержанной из его зарплаты на основании исполнительного документа;
  • кредитными учреждениями (статус 20) при перечислении средств на уплату страхвзносов или прочих платежей, принятых от физлиц.

Используются следующие удостоверения личности граждан:

  • паспорт гражданина РФ (01);
  • выданное ЗАГС или прочими муниципальными органами свидетельство о рождении (02);
  • паспорт моряка (03);
  • документ, подтверждающий личность военнослужащего (04);
  • билет военнообязанного (05);
  • временное удостоверение о гражданстве РФ (06);
  • справка об освобождении (07);
  • документ, удостоверяющий личность иностранного подданного (08);
  • оформленный вид на жительство (09);
  • документ на временное проживание лиц без гражданства (10);
  • удостоверение беженца (11);
  • выданная миграционная карта (12);
  • паспорт, подтверждающий гражданство СССР (13);
  • карточка СНИЛС (14);
  • водительские права (22);
  • документ, подтверждающий регистрацию автомобиля (24).

Цифровые значения в поле 108 проставляются с использованием разделительного знака «;». Например, паспорт РФ 5800 № 111222 в поле 108 будет обозначен так: 01;5800111222.

Как не допустить ошибок при заполнении платежного поручения на уплату страховых взносов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Поле 108 платежного поручения заполняется только в случае перечисления платежей в бюджет. В данном реквизите необходимо отобразить номер документа – основания фискального (судебного) органа или номер документа – идентификатора физлица в установленных законом случаях.


Правовой департамент Минфина подготовил обзор обобщенной правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений ВС РФ и арбитражных судов и признании недействительными приказов и писем министерства.

Обзор представляет собой описание 5-ти судебных дел. Его краткое содержание представлено в таблице.

ТАБЛИЦА: «Обзор судебной практики по оспариванию актов Минфина РФ»

Обжалование приказов Минфина РФ

Обжалование писем Минфина РФ

Вместо ИНН в платежке можно указать УИН

Гражданин оспорил в Верховном Суде Приказ № 148н, обязывающий указывать в платежном поручении ИНН плательщика – физлица.

Поводом для такого обращения послужило то, что банк отказался принимать платежку на уплату госпошлины при подаче иска в суд при цене иска менее 15 тыс. рублей, без указания ИНН.

Верховный Суд отказал в признании данной нормы незаконной, так как гражданину предоставлен выбор: указать в платежке ИНН или УИН (уникальный идентификатор начисления). Само же по себе данное новшество принято в целях совершенствования автоматизированных процедур обработки информации, содержащейся в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему

(Решение ВС РФ от 18.07.2016 № АКПИ16-421, Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 18.10.2016)

Письмо – не закон, если необязательно для ИФНС

ИП оспорил в Верховном Суде письмо от 20.01.2016 № 03-11-11/1656.

По его мнению, оно оно обладает нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределённого круга лиц. При этом по своему содержанию оно не соответствует нормам НК РФ и нарушает права ИП.

Верховный Суд отказал в признании письма недействующим, так как не обнаружил у него нормативных свойств, поскольку:

— в письме сообщено, что оно не является нормативным правовым актом;

— оно издано как акт казуального толкования в ответ на индивидуальный запрос конкретного налогоплательщика;

— не было применено налоговыми органами в отношении ИП в качестве акта, имеющего нормативные свойства;

— официально не публиковалось, до сведения ФНС РФ и ее инспекций не доводилось, на исполнение не направлялось;

— нет доказательств того, что письмо используется в деятельности налоговых органов и является для них обязательным в отношениях с налогоплательщиками (Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 10.10.2016)

Вместо ИНН и УИН можно указать другой идентификатор

Гражданин обратился в ВС РФ со сходной жалобой на приказ № 107н, с тем отличием, что у него ИНН отсутствовал как таковой.

ВС РФ указал, что в случае отсутствия у плательщика – физлица ИНН и УИН в распоряжении о переводе денежных средств можно указать иной идентификатор сведений, например:

— серию и номер паспорта;

— серию и номер водительского удостоверения;

— серию и номер свидетельства о регистрации автомобиля;

— учетный код ФМС;

— иной идентификатор сведений о физлице, применяемый в соответствии с законодательством.

Поэтому доводы истца о том, что отсутствие у него ИНН не позволяет ему уплатить государственную пошлину, лишены правовых оснований (Решение ВС РФ от 24.10.2016 № АКПИ16-854)

Письмо – не закон, если это ответ на запрос

Компания обжаловала в Арбитражном суде г. Москвы письма от 23.03.2015 № 03-07-17/15666 и от 07.04.2015 № 03-07-14/19390.

В обоснование фирма ссылалась на то, что в случае применения оспариваемых разъяснений у нее возрастет налоговая нагрузка.

Таким образом, письма не затрагивают прав и законных интересов компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влекут для нее последствий экономического характера, не создают препятствий для осуществления такой деятельности, не возлагают на нее каких-либо обязанностей, а значит, не порождают экономического спора. И, как следствие, не являются ненормативными правовыми актами (Постановление Девятого ААС от 13.10.2016)

Положение по ведению бухучета отчасти устарело

Компания обжаловала отдельные нормы Положения по ведению бухучета (Приказ от 29.07.1998 № 34н), ссылаясь на то, что они уже не соответствуют новому Закону о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Минфин возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы и без того являются недействующими с момента вступления в силу нового Закона о бухучете.

Однако компания указала, что обращается с таким заявлением именно потому, что эти положения были применены арбитражным судом при рассмотрении ее дела.

Верховный Суд удовлетворил исковое заявление, определив, что Закону о бухучете не соответствуют пп. «а» и «б» п. 4; абз. 1 п. 12; абз. 1 и 2 п. 13 Положения (Решение ВС РФ от 08.07.2016 № АКПИ16-443, Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 04.10.2016)

«ОБЗОР правоприменительной практики за 4 квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) Минфина России»

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 сентября 2010 11:13

В органы Пенсионного фонда РФ до сих пор поступает большое количество невыясненных платежей из-за ошибок, которые плательщики допускают при заполнении платежных документов на уплату страховых взносов в ПФР и фонды ОМС. Чаще всего проставляют неверные КБК, ИНН и КПП получателя (по старой памяти вписывают данные органов ФНС России). В итоге, платежи не зачисляются в бюджет Пенсионного фонда, попадают в невыясненные и не могут использоваться для выплаты пенсий.
Для самих плательщиков невнимательность оборачивается штрафными санкциями. Ведь в случае неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации (КБК) и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет казначейства обязанность плательщика по уплате взносов не признается исполненной. За каждый календарный день просрочки начисляются пени (подп. 4 п. 6 ст. 18 и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Чтобы свести число ошибок к минимуму, напоминаем правила заполнения платежных поручений и реквизиты получателя платежа по каждому полю.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС оформляются в соответствии с правилами, утвержденными Положением ЦБР от 03.10.2002 № 2-П и приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н. Кроме того, можно пользоваться Памяткой руководителям и бухгалтерским работникам организаций по заполнению расчетных документов, размещенной на http://pfrf.ru/ot_peter/platdoc.
По каждому виду платежа в ПФР и в фонды ОМС оформляются отдельные платежные поручения.

В ПОЛЕ 101 указывается одно из следующих значений статуса лица, оформившего платежный документ:
01 — плательщик — юридическое лицо;
09 — плательщик — индивидуальный предприниматель;
10 — частный нотариус;
11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
12 — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
14 — плательщик, производящий выплаты физическим лицам.
Вниманию организаций!
Плательщики — юридические лица указывают статус «01», а плательщики, производящие выплаты физическим лицам, — «14». К последним относятся: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Поскольку все организации являются юридическими лицами, при заполнении поля 101 платежного поручения статус плательщика следует указывать «01» либо «14».

ПОЛЕ 6 — сумма платежа прописью.

ПОЛЕ 60 и ПОЛЕ 102 — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (ФНС России);

ПОЛЕ 7 — сумма платежа цифрами.

ПОЛЕ 8 — наименование плательщика.

ПОЛЕ 9 — номер расчетного счета плательщика.

ПОЛЕ 10 — полное наименование банка плательщика с указанием города его нахождения.

ПОЛЕ 11 — банковский идентификационный код (БИК) банка плательщика.

ПОЛЕ 12 — номер корреспондентского счета банка плательщика, открытого кредитной организацией в учреждении Банка России.

ПОЛЕ 13 — полное наименование банка получателя с указанием города его нахождения. Например: ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области г. Санкт-Петербург.

ПОЛЕ 14 — банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.
Например: 044106001.

ПОЛЕ 15 — номер корреспондентского счета банка получателя, открытого кредитной организацией в учреждении Банка России.

ПОЛЕ 61 — ИНН получателя средств.
Например: 7802114044.

ПОЛЕ 103 — КПП получателя средств.
Например: 780201001.

ПОЛЕ 16 — название получателя.
Например: УФК по Ленинградской области (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).

ПОЛЕ 17 — номер расчетного счета получателя.

ПОЛЕ 18 — вид операции.
Например: 01 — банковский шифр оплаты платежным поручением.

ПОЛЕ 19 — срок платежа. В нашем случае срок — уплаты, установленный законодательством (до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

ПОЛЕ 20 можно не заполнять.

ПОЛЕ 21 — очередность платежа для списания средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Например: для ПФР установлена очередность 3 (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

ПОЛЯ 22 и 23 не заполняются.

ПОЛЕ 104 — один из КБК, которые применяются согласно приложению № 1 к Федеральному закону от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете ПФР на 2010 год и последующие 2011, 2012 годы» и приложению № 1 к Федеральному закону от 28.11.2009 № 294-ФЗ «О бюджете ФФОМС на 2010 год и последующие 2011, 2012 годы».
Следует учитывать, что КБК применяются в соответствии с приложениями к вышеназванным федеральным законам о бюджете, принимаемым на соответствующий календарный год.
При этом разряды КБК с 14 по 17 (код подвида дохода) используются для раздельного учета страховых взносов, пеней, штрафов и процентов:
1000 — сумма страховых взносов;
2000 — сумма пени по соответствующему платежу;
3000 — сумма штрафа согласно законодательству РФ;
5000 — сумма процентов.

ПОЛЕ 105 — значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства, то есть ОКАТО плательщика.

ПОЛЕ 106 — значение основания платежа, которое состоит из двух знаков:
«ТП» — платежи текущего года;
«ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;
«БФ» — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;
«ТР» — погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;
«АП» — погашение задолженности по акту проверки;
«АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
В одном расчетном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания и типа платежа.

ПОЛЕ 107 — показатель периода уплаты, установленный законодательством. Состоит 10 знаков:
1-й и 2-й знаки — «МС» (месячные платежи);
4-й и 5-й знаки — номер месяца (от 01 до 12);
3-й и 6-й знаки — в качестве разделительных знаков проставляются точки («.»).
7-10-й знаки — год, за который производится уплата страховых взносов. Например: «МС.02.2010». При осуществлении платежей в счет добровольного погашения задолженности («ЗД») по уплате страховых взносов на ОПС по состоянию на 01.01.2010 в поле 107 указывается периодичность уплаты. Например: «ГД.00.2009».
При осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию органа ПФР («ТР»), акту проведенной проверки («АП») или исполнительному документу («АР») в поле 107 проставляется значение ноль («0»).

ПОЛЕ 108 — номер соответствующего документа в зависимости от значения в поле 106:
«ТР» — номер требования органа ПФР об уплате страховых взносов;
«АП» — номер акта проверки;
«АР» — номер исполнительного документа и возбужденного на основании него исполнительного производства.

ПОЛЕ 110 — значение типа платежа. Имеет два знака:
«ВЗ» — уплата взноса;
«ПЕ» — уплата пени;
«АШ» — административные штрафы;
«ИШ» — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными актами;
«ПЦ» — уплата процентов.
Значение в данном поле указывается согласно коду подвида дохода КБК:
1000 — «ВЗ»;
2000 — «ПЕ»;
3000 — «АШ» или «ИШ»;
5000 — «ПЦ».

ПОЛЕ 24 — дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, и регистрационный номер плательщика в системе ПФР.

При оформлении платежных поручений на перечисление страховых взносов в федеральный и территориальные ФОМС рекомендуется указывать регистрационный номер плательщика в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Уплата страховых взносов производится на консолидированный счет Отделения ПФР.

Плательщики, состоящие на учете в городских Управлениях ПФР, должны указывать:
банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург;
БИК: 044030001;
счет получателя: 40101810200000010001;
ИНН получателя: 7802114044;
КПП получателя: 780201001;
получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
КБК: ;
ОКАТО: .

Плательщики, состоящие на учете в областных Управлениях ПФР, должны указывать:
банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ленинградской области г. Санкт-Петербург;
БИК: 044106001;
счет получателя: 40101810200000010022;
ИНН получателя: 7802114044;
КПП получателя: 780201001;
получатель: УФК по Ленинградской области (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области);
КБК: ;
ОКАТО: .

Коды бюджетной классификации:

по платежам организаций за 2002-2009 годы

182 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02010 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02010 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплатунакопительной части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательноепенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплатунакопительной части трудовой пенсии

182 1 02 02020 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

182 1 09 08020 06 1000 140

Недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

182 1 09 08020 06 2000 140

Пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

182 1 09 08020 06 3000 140

Штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

по фиксированным платежам индивидуальных предпринимателей за 2002-2009 годы

392 1 09 10010 06 1000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 09 10010 06 2000 160

Пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 09 10020 06 1000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 09 10020 06 2000 160

Пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

по платежам за 2010 год

392 1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02010 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховойчасти трудовой пенсии

392 1 02 02010 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02020 06 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02041 06 1000 160

Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

392 1 02 02080 06 1000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

392 1 02 02080 06 2000 160

Пени по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судовгражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации навыплату доплат к пенсии

392 1 02 02080 06 3000 160

Штрафы по взносам организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

392 1 02 02100 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02100 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 02 02110 06 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии

392 1 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

392 1 16 20050 01 0000 140

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48 – 51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

392 1 02 02100 08 1000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02100 08 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02100 08 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 1000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 2000 160

Пени по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

392 1 02 02110 09 3000 160

Штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Читайте также: