Пенсии отрезали тех кому больше


Как работающему пенсионеры рассчитать, нужно ли ему оставаться работать и терять пенсионные деньги и как рассчитать потери в случае неиндексации пенсии работающего пенсионера? Сколько теряет пенсионер денег?

В последнее время государство активно пытается сэкономить на пенсионных выплатах, чем объясняются две крайне непопулярные меры, введенные в отношении работающих пенсионеров:

  • сначала, с 2015 года перерасчет пенсий в связи с новыми поступлениями страховых взносов за год работы был ограничен тремя «пенсионными баллами».

Кроме того, перерасчет введен беззаявительный, всем – с 1 августа. То есть те, кто отработали с января по декабрь полный календарный год, прибавку к пенсии за этот год получают только спустя 7 месяцев – в августе, теряя деньги за предыдущий период с января по июль.

  • затем, с 2016 года отменили индексацию пенсий для работающих пенсионеров.


Но все пропущенные в связи с трудовой деятельностью коэффициенты индексации ему восстанавливают, как только он увольняется с работы.

С 2018 года доплату к пенсии в связи с применением коэффициентов индексации будут производить со дня, следующего за днем увольнения (раньше выплачивали только спустя три месяца).

Так вот, в связи с этим возникает вопрос: выгодно сейчас пенсионеру официально работать или нет?

С одной стороны, государство не запрещает пенсионерам работать (лишь в исключительных случаях не допускается совмещать пенсию и работу).

Но с другой стороны, в последнее время вводятся все новые условия, которые никак иначе, кроме как «косвенный намек» пенсионерам на увольнение, не назовешь.

Расчет пенсии для работающего пенсионера


С 2015 года гражданину назначена пенсия в размере 10 500 рублей, он продолжил работать, зарплата у него 20 000 рублей.

По состоянию на февраль 2018 года пенсия его с учетом перерасчета будет повышаться так:

- в 2016 году: «пенсионных баллов» он заработает 3,769 (240 000 / 796 000), но с учетом ограничения перерасчет будет только на 3 «балла» (теряет на этом 57,11 рублей ежемесячно). В итоге пенсия увеличится на 222,81 рубля (с августа 2017 г.).

Коэффициент индексации пенсий в 2016 году составил 4%. Если бы он не работал, то пенсия бы увеличилась на 420 рублей (с февраля 2016 г.).

- в 2017 году: «пенсионных баллов» он заработает 2,740 (240 000 / 876 000), в трехбалльное ограничение укладывается. В итоге пенсия увеличится на 214,49 рублей (с августа 2018 г.).

Коэффициент индексации пенсий в 2017 году составил 5,4%. Если бы он не работал, то пенсия бы увеличилась еще на 589,68 рублей (с февраля 2017 г.).

Итого, за два года пенсионер недополучил около 12 014,65 рублей (без учета повышения в результате перерасчета).

Разумеется, эти два года он получал заработную плату, т.е. общий доход был явно выше, чем у неработавших пенсионеров. Но пенсию-то он уже заработал ранее, поэтому несправедливо делать какие-то удержания из нее в связи с тем, что сейчас он продолжает работать.

Более того, если недополученную индексацию ему вернут после увольнения, то деньги, вычтенные в результате применения максимального ограничения тремя «баллами», уже никогда не возместят.

Выходит, что работающие пенсионеры, которые получают зарплату в месяц больше 25 525 рублей (в 2018 году), просто дарят государству свои взносы, которые были им начислены с суммы, превышающей указанный заработок.

К маю этого года правительство обещало вернуться к решению вопроса о возможности восстановления индексаций пенсий для работающих пенсионеров. А вот ограничение перерасчета в три «балла», по всей видимости, пересматриваться так и не будет.


Старый фильм «Старики-разбойники» запечатлел именно такой образ советского пенсионера-труженика. И к чему же мы пришли сегодня?

Внешне вроде бы картина такая же: пенсионеры увольняться с работы по-прежнему не желают. Однако мотивы стали куда более приземленными: не желают, потому что на пенсию сейчас нельзя прожить, а можно только выжить.

Государство признает, что уровень нынешних пенсий пока не достает до европейских стандартов замещения заработка, поэтому большинству пенсионеров сейчас разрешается продолжать работу и получать при этом пенсию.

Но все же есть ряд случаев, когда пенсия и работа признаются законом несовместимыми. Не зная их, пенсионеры могут попасть в неприятную ситуацию, когда органы ПФР потребуют вернуть незаконно полученную пенсию.

Итак, какие это случаи:

1) Социальные пенсии по старости. Эти пенсии назначаются мужчинам по достижении 65 лет, а женщинам – 60 лет, если у них не подтверждается право на страховую пенсию (нет требуемого стажа или «пенсионных баллов»).

При получении социальной пенсии гражданин не имеет права заниматься оплачиваемой работой – на это время выплата пенсии приостанавливается.

2) Страховая пенсия по случаю потери кормильца – когда получателями являются супруг, родитель, дедушка, бабушка умершего кормильца, либо совершеннолетние брат, сестра или ребенок, которые ухаживают за не достигшими 14-летнего возраста детьми, братьями, сестрами или внуками умершего.

Закон прямо указывает, что такие получатели должны быть неработающими.

3) Государственные пенсии за выслугу лет. Государственные гражданские и военные служащие, приравненные к ним сотрудники правоохранительных органов, а также космонавты получают пенсию за выслугу лет только при условии увольнения со службы.

Восстановление на службе влечет автоматическое прекращение выплаты пенсии. При этом не запрещается заниматься иными видами оплачиваемой работы.

4) Социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная). Эти выплаты назначаются в тех случаях, когда получаемая пенсионером общая сумма социального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума, утвержденной для соответствующего региона проживания пенсионера.

Обязательным условием получения социальных доплат является отсутствие у пенсионера каких-либо видов заработка.

5) Компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным. Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются трудоспособным лицам, которые осуществляют уход за престарелым (старше 80 лет) или инвалидом 1 группы.

В период получения таких выплат ухаживающему лицу запрещается заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью.

Если вы являетесь получателем любой из указанных пенсионных выплат, будьте внимательны: органы ПФР тщательно отслеживают поступление страховых взносов на ваши лицевые счета. Как только будет замечено, что страховые взносы перечислены, рассчитывается переплата незаконно полученной пенсии и выставляется требование о возмещении ущерба.

При этом не имеет значения, работал ли пенсионер по трудовому или гражданско-правовому договору.

Выполненная работа или оказанные услуги по гражданско-правовым договорам также засчитываются в стаж, поскольку за них начисляются страховые взносы в ПФР.

Пенсионная реформа таит в себе большие проблемы для тех, кто давно уже ушел на заслуженный отдых



Предпенсионеры, которые сейчас оформляют пенсию, просто в шоке: прожить на деньги, что им «отвалило» государство, нельзя. Все чаще звучат цифры в пределах 9 тысяч рублей, хотя власть утверждает, что средняя пенсия по стране близка к 15 тысячам. Люди не понимают, почему им назначают так мало, если знакомые, родственники или друзья, вышедшие на заслуженный отдых 7−10 лет назад, получают значительно больше, хотя не заморачивались с оформлением, да и «вкалывали» одинаково.

В итоге даже невооруженным статистикой глазом виден диспаритет между страховыми пособиями по старости «молодых» и «средних» пенсионеров (совсем старых в России немного, поэтому не о них речь, дай бог им здоровья). И этот разрыв стремительно нарастает, что, не исключено, выльется в новое реформирование пенсионной системы.

Понятно, что наверху об этом заранее никто не скажет. Но шаги властей легко просчитываются, поскольку предпринимаются строго в сторону «западного опыта, стимулирующего работу на протяжении всей жизни».

Первый шаг в этом направлении сделан. Сегодня отделения ПФР, как известно, требуют доказательства стажа и белых зарплат за всю трудовую деятельность, что сопряжено со значительными трудностями. Но в лихолетье, какими оказались «девяностые», предприятия не работали, меняли вывески и не утруждали себя сохранением документации. Плюс к этому сам Пенсионный фонд не вел учета белых зарплат вообще.

Как следствие, справки из архивов за советский период работы или «90-х» зачастую либо потеряны, либо выдаются искаженными, либо вообще не предоставляются, особенно из бывших союзных республик.

Люди в этой связи жалуются: «Архив сгорел, архив затоплен, архив переехал в новое здание», что равносильно пожару. Больше всего удивляет, что ПФР, по сути, будучи государственной структурой, требует бумажки, которые не сохранило само же государство.

Даже если вожделенная бумажка с печатью получена и заверена подписью, не факт, что её признают в ПФР, как документ для начисления.

«Моя справка из архива не совпадает с данными персонифицированного учета, и это правда, — рассказывает свою историю Элла Лукьяновна Андреева. — Я им (клеркам из отделения ПФР) говорю, берите, ведь тогда у вас (!) не было учета. Но они не учитывают. А справка, между прочим, за 15 лет: с 1988 по 2003 гг.».

«Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет, — комментирует проблему Евгения Очертарова, главный специалист — эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц. — Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка — об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей».

Говоря житейским языком, власти играют с пожилыми россиянами, которые оформляют пенсию, в русскую рулетку.

«Представьте, вы въехали на шоссе со знаком „60“, а на выезде вас лишают прав за „кирпич“, который быстренько — пока вы ехали — поставили вместо ограничения по скорости, — жалуется Иван Сергеевич Д. — Не верите? А зря. Когда мне до пенсии осталось лет пятнадцать, я озадачился вопросом, как государство обеспечит мою старость. Тети из отделения пояснили, что нужна будет справка за последние пять лет, принесете её за четыре месяца до назначения, остальное неважно. Мол, только от того, сколько я буду получать между 55 и 60 годами, и будет зависеть моя пенсия».

Но, когда в прошлом году Иван Сергеевич пошел оформлять пенсию, его ждал большой облом: вместо «ограничения по скорости» и впрямь поставили «кирпич». Впрочем, условный «гаишник» пожалел старика, хоть штрафанул на всю катушку. В итоге предпенсионер сумел набрать 17 пенсионных баллов, чего хватило для минималки. Напомним, в 2019 году для выхода на заслуженный отдых требовалось 16,2 балла, а в 2020 будет 18,6, в 2021 — 21, в 2025 — 30.

«Родись я лет на пять позже, не видать было бы мне пенсии до 70 лет, если, конечно, дожил бы», — разводит Иван Сергеевич руками. Зато, если рассчитывали бы пенсию, как десять лет назад, он получал бы значительно больше. Ведь уехал на Север за длинным рублем, как раз за пять лет до выхода на заслуженный отдых.

На форумах эта тема обсуждается достаточно широко.

«У моих коллег раньше эти справки (за последние пять лет) брали. Спрашиваю — почему сейчас не берут? Отвечают, что появилось письмо Пенсионного фонда, чтобы такие справки не брать. В общем, пенсию дали в два раза меньше, чем моим коллегам с предприятия с таким же стажем и зарплатой. Обидно».

Ситуация складывается нехорошая во всех отношениях.

Во-первых, несправедливое назначение пенсии (по отношению с более пожилыми коллегами) не только обижает выходящих на заслуженный отдых, но и демотивирует молодых рабочих. Какой толк от белой зарплаты, ведь все равно начислят минималку. Чтобы почувствовать разницу, нужно заработать 200 баллов, то есть в течение 40 лет отчислять в ПФР вносы, эквивалентные зарплате 60 тысяч рублей. За МКАД, между прочим, модальная (наиболее распространенная) зарплата оценивается в 25−27 тысяч, что равносильно двум баллам.

Следовательно, россияне будут ориентироваться на минимальные требования ПФР — 15 лет стажа и 30 баллов. За пределами этих норм люди станут работать в «черную». Все равно — больше минималки не дадут.

Во-вторых, складывается ощущение, что власть «подкупает» тех, кому сегодня 70 и старше. Ясное дело — в ущерб новым пенсионерам, ибо «если у одних прибыло, то у других — убыло». С другой стороны, хочет того, или нет, Кремль, введя балльную систему только для вновь выходящих, делает маргиналами и озлобляет «молодых пенсионеров», что может привести даже к насилию над теми, кто у них «забрал часть пенсии».

В-третьих, на 9 тысяч и впрямь не проживешь. И с этим фактом властям что-то придется делать. Конечно, на бедняков у нас давно наплевали. Однако деньги нужны не только на «макарошки», но и для поддержания в порядке, к примеру, балкона, газового оборудования в квартире, старенького автомобиля, кранов на кухне и в ванной и так далее. Если не учитывать эти критические траты, то правительство скоро столкнется с цунами бытовых аварий и дорожных катастроф.

Все это в сумме может привести к «совершенствованию» пенсионной системы через унификацию выплат. Для власти, которая не трогает сверхдоходы олигархов, как индусы — коров, куда важнее мотивация к «белой зарплате» и реальный минимум выживания, чем уже сформированные пенсионные права. Это альфа и омега любой западной экономики. Перераспределения внутри Пенсионного фонда избежать не удастся.

Между тем, ПФР уже послал сигнал, что пенсионные права граждан могут ухудшаться, если на то будут законные основания. Как известно, законы у нас принимаются быстро, особенно, после всенародных перевыборов Путина. Пенсионный фонд, кстати, сообщил, что «в случае переплаты пенсии, излишне выплаченные деньги будут ежемесячно возвращаться в ПФР, но удержания не должны превышать 20% установленной пенсии».

Возможно, ранее власть надеялась, что проблема неравенства пособий по старости рассосется сама по себе. Мол, те, кому за 70, доживут свой век по старым правилам, получая, если называть вещи своими именам, часть чужой пенсии. Однако, ситуация в мире и в стране стремительно ухудшается. Значит, времени уже нет для маневрирования внутри ПФР.

«Старикам, которым 70 лет и старше, обязательно пересчитают пенсию в сторону уменьшения», — уверен «молодой» пенсионер, сосед дядя Коля, По его словам, это никуда не годится, когда одни получают по 17 тыщ, а он — 9500, хотя «вкалывали» одинаково на одном заводе и в одном цеху. Дурдом какой-то".

С этим нельзя не согласиться. Наша страна богата, и, если ввести повышенные налоги на богатых, как, например, во Франции, денег хватит всем пенсионерам. А тут получается: старики начинают грызться между собой, зато доморощенные олигархи выведены из-под огня критики. Развлекаются на своих яхтах и подсмеиваются над склоками нищих.

| Пенсионная реформа, пособия, последние новости:






В 2019 году в России началась пенсионная реформа. Гражданам на пять лет отсрочили выход на заслуженный отдых, работающим пенсионерам перестали индексировать выплаты. Особняком продолжают стоять «сословия» – их пенсионных гарантий эти изменения опять практически не коснулись. Что делать с этой социальной пропастью?

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 тыс. рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-ых. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», – рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустинав должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы – Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путинасоставляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову – 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков – 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко – 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова – 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, – комментирует экономист Игорь Николаев. – Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть всё – и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса – долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

– Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-ые годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" – хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», – подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат – а это сотни тысяч рублей в месяц – и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль – служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц – несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», – комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», – отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», – говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», – рассуждает Екатерина Шульман.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: