Пенсий чем дольше на пенсии


Материальная поддержка лиц, которые утратили трудоспособность, является приоритетным направлением социальной политики государства.

Каждый работающий гражданин вправе рассчитывать, что после долгих лет труда он будет получать денежные выплаты – пенсию.

Бесплатно по России

Однако бытует мнение, что те граждане, которые никогда не работали или имеют недостаточно большой трудовой стаж, не смогут получать денежные выплаты по причине утраты трудоспособности. Так ли это?

Возможна ли пенсия без трудового стажа?

Единственным источником дохода для тех лиц, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность, является пенсия. Несомненно, большое значение при ее назначении играет стаж.

Однако у лиц, которые никогда не работали или имеют недостаточное количество лет работы, также существует право получить определенные выплаты, называемых социальными пенсиями. Их могут получать только неработающие граждане, не имеющие иных источников дохода.

Социальные выплаты в нашей стране бывают:

По потере кормильца

Если у гражданина имеются иждивенцы, то после его смерти им положены определенные выплаты по потере кормильца. Обычно их сумма рассчитывается исходя из страхового стажа умершего. Однако если последний его не имеет, то лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается социальное пособие.

По инвалидности

Утрата способности осуществлять трудовую деятельность из-за приобретенного заболевания, травмы или увечья является основанием для получения группы инвалидности, различимой между собой в зависимости от степени утраты трудоспособности и возможностей самостоятельного обслуживания в бытовых сферах.

Социальная поддержка по данному основанию назначается в том случае, если гражданин не работал никогда вовсе. Однако если у него имеется хотя бы минимальный стаж, то ему выплачивается соответствующая страховая пенсия.

По старости


Основанием для начисления выплат по этой причине является достижение гражданином определенного возраста и несоответствие его критериям для назначения страховой пенсии.

В этой статье речь идет именно о социальной пенсии по старости, так как данные выплаты назначаются чаше всего.

Оформление ее не представляет значительных трудностей и происходит в обычном порядке. Так, лицо, у которого, в соответствии с законом, возникло право на получение соцпенсии должно прибыть лично в отделение пенсионного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС (его хождение отменено с апреля 2019 года, однако при его наличии ПФР все равно может его потребовать);
  • реквизиты банковского счета для перечисления средств.

Трудовая книжка, справки с работы и иные документы, связанные с трудовой деятельностью, при назначении не требуются.

Социальную выплату можно оформить не только в отделениях пенсионного фонда, но и в МФЦ. Это очень удобный способ, поскольку многофункциональные центры есть во всех муниципальных образованиях и имеют удобные для граждан графики работы. Однако следует помнить, что оформление выплат через МФЦ происходит немного дольше, чем напрямую через ПФР.

Отличия страхового обеспечения от социального

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Итак, чем же отличается социальное обеспечение от страхового?

Размер

Размер социальных выплат фиксирован, однако значительно ниже, чем средняя страховая пенсия. Так, в 2019 году (с 1 апреля) их сумма составляет 5304,57 рубля.

Однако следует заметить, что такую маленькую сумму граждане не получают, поскольку размер пенсионного обеспечения должен составлять не менее размера прожиточного минимума для пенсионера, который разнится в зависимости от региона. В связи с этим граждане вправе рассчитывать на федеральную или региональную доплату до уровня ПМП. Средний же размер страхового обеспечения 13700 рублей.

Индексация

Ежегодное увеличение соцпенсии привязано к прожиточному минимуму и в 2019 году составило 2,4%. Индексация сумм страхового пенсионного обеспечения составила в текущем году 7,05%.

Возраст

Стать получателем социальной пенсии можно на 5 лет позже, чем страховой. Это не касается представителей народов севера (малочисленных), которые имеют ряд льгот и послаблений.

Сколько составит пенсия, если стаж работы составляет 7, 11, и 15 лет

Чтобы наглядно понять, какое обеспечение будет назначено в 2019 году, следует разобрать следующие примеры:

  1. Работник имеет 7 лет стажа. В этом случае он вправе рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку для страховой необходимо не менее 10 лет.
  1. Работник имеет 11 лет стажа. Он является достаточным, однако если у гражданина была низкая заработная плата (ниже 11500 тысяч рублей), то ему не хватит ИПК для назначения страхового обеспечения. Вообще, начисление пенсионных баллов зависит еще и от множества иных дополнительных факторов, поэтому каждый подобный случай следует рассматривать индивидуально.
  1. Работник имеет 15 лет стажа. В 2019 году этого достаточно для назначения страховой пенсии.

Что изменилось в 2019 году

В 2019 году по инициативе Правительства России в нашей стране началась масштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Она связана с увеличением возраста, когда гражданин вправе рассчитывать на выплаты. Затронуло это и получателей соцпенсии. Теперь они могут подавать документы на выплаты в 60,5 и 65,5 лет, в зависимости от пола.

Могут ли отказать в назначении выплаты

Перечень оснований для отказа при назначении выплаты не слишком широкий. К ним относятся:

  • наличие постоянного места работы;
  • место жительства за пределами РФ;
  • проживание в РФ менее 15 лет (для иностранцев).

Даже при отсутствии необходимого стажа граждане вправе рассчитывать на социальную поддержку от государства. Для этого следует обратиться в ПФР за назначением соответствующей пенсии. Однако следует понимать, что ее размер значительно меньше, чем размер страхового обеспечения.

Полезное видео

Какие изменения произошли в связи с реформой 2019 года, смотрите в видео:

23 тысячи рублей – такой, по расчету специалистов, будет пенсия у мужчин в случае, если они закончат работать на пять лет позже пенсионного возраста. Разработчики рассказали о том, как будет работать и к каким результатам приведет новая формула расчета пенсий, разработанная по заказу правительства.

Новая пенсионная формула была разработана экспертами Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) по заказу правительства. Концепция новой пенсионной формулы внесена в правительство пять дней назад.

«Если на пенсию пойти не в 60 лет, а в 65, речь идет о мужчинах, то пенсия вырастет до 85% к тому, какой она могла бы быть»

По новой формуле пенсия будет состоять из трех компонентов: базовая, страховая и накопительная. Главные нововведения касаются страховой части.

Базовая часть

На базовую часть пенсии могут рассчитывать все граждане РФ, которые достигли пенсионного возраста и не работают. Однако трудовой страж увеличивается: теперь, чтобы получить базовую часть пенсии, надо проработать не пять лет, как раньше, а как минимум 15 лет. «Но это немного, большинство граждан работают больше», – говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.

Новшество состоит в том, что финансирование этой выплаты полностью ляжет на госбюджет.

Страховая часть

Но чтобы иметь право на получение страховой части пенсии, разработчики формулы предлагают ввести два обязательных условия: минимальный страховой стаж должен быть не менее 15 лет, а взносы в пенсионную систему должны осуществляться на уровне не ниже чем с двукратного МРОТ за год за вычетом взноса на накопительную пенсию, пояснил Горлин.

Получается, чтобы иметь право на страховую часть пенсии, надо, чтобы работодатель отчислял страховые взносы с одного работника как минимум в 27,5 тыс. рублей в год. МРОТ с 1 января 2013 года составляет 5204 рубля, а страховой взнос платится в размере 22% от зарплаты. Соответственно, чтобы претендовать на страховую часть пенсии, достаточно иметь официальную зарплату как минимум 10 410 рублей в месяц или 124 920 рублей в год.

Основным новаторством обсуждаемой пенсионной формулы является то, что страховая часть будет измеряться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах (исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию).

«Предусматриваются стимулы более позднего выхода на пенсию – позднее общеустановленного возраста, когда пенсия будет значительно возрастать. Расчеты показывают, что если на пенсию пойти не в 60 лет, а в 65, речь идет о мужчинах, то пенсия вырастет до 85% к тому, какой она могла бы быть», – сказал Горлин.

В целом, по его словам, средний размер станет зависимым от стажа.

«Если мы говорим про среднюю пенсию, то по расчетам, которые получены нашими специалистами, если сегодня, в условиях 2013 года, средняя пенсия – это 10,4 тыс. рублей, то в условиях 2015 года – это порядка 12–13 тыс. При условии, если в расчет идет стаж 35 лет, то при выходе на пенсию в общеустановленном возрасте пенсия будет 16–16,5 тыс. рублей. Если же выйти, как я говорил, на пять лет позже, то она уже будет порядка 23 тыс. рублей», – добавил он.

Накопительная часть


Накопительная часть пенсии формируется за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд страховых пенсий и составляет 6% от фонда уплаты труда гражданина, но не более 512 тыс. рублей в год.

При этом россияне по выбору имеют право перевести свои пенсионные накопления (эти 6% от страховых взносов) в управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды, которые инвестируют накопления на фондовом рынке. По идее, за счет более агрессивного инвестирования пенсионных накоплений гражданин мог лучше позаботиться о своем будущем.

Однако с 2014 года решено сократить отчисления работодателей на накопительную часть пенсии с нынешних 6% до 2% от зарплаты. При этом гражданам дано время в течение 2013 года определиться, «войти» в накопительную систему или нет, остаться в ней или нет.

Последствия

Однако большого числа желающих продолжить работать после достижения пенсионного возраста, по его мнению, не будет.

«Мне кажется, что вначале выходить на пенсию позже не будут. Вначале люди не будут понимать реформу и стимулов. Потом программа станет более популярной, как только они увидят, что государство их не обманывает, что действительно можешь выйти на пенсию позже и получить существенно больше», – говорит Владимир Назаров из Института Гайдара.

«Кроме того, сейчас в формуле заложены, на наш взгляд, маленькие коэффициенты стимулирования. Даже если их увеличить, по нашей оценке, лишь порядка 20% граждан согласятся принять участие в этой программе», – добавляет эксперт.

«В нынешних предложениях коэффициенты стимулирования более позднего выхода на пенсию, на наш взгляд, недостаточные. Мы тестировали наших граждан на двукратное увеличение пенсии за пять лет работы сверх установленного пенсионного возраста. Сейчас по базовой пенсии заложен коэффициент 1,36, а по страховой части – 1,45. Для наших граждан это маловато. Двукратное увеличение базовой части пенсии идет только за 10 лет работы сверх пенсионного возраста, а страховой части – только после восьми лет работы», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Проблема дефицита

По его словам, в отличие от других стран, которые вынуждены повышать пенсионный возраст, Россия отличается низким охватом застрахованных: страховые взносы платит меньшая часть, потому что большая часть зарплаты находится в «серой» зоне.

В свою очередь Валерий Рязанский отметил, что разработчикам новой формулы расчета пенсий было поставлено такое условие: не рассматривать возможность повышения пенсионного возраста как минимум до 2030 года. По его словам, возможно, что этот вопрос не будет подниматься и до 2050 года.

Введением новой формулы пенсии проблема дефицита Пенсионного фонда решается несколькими способами. «Во-первых, существенная прибавка (за счет более позднего выхода на пенсию – прим. ВЗГЛЯД) будет обеспечена за счет более медленной индексации пенсий всем оставшимся, тем, кто не будет дольше работать, а выйдет на пенсию вовремя», – объясняет Владимир Назаров. «Индексация, конечно, будет не ниже инфляции, но выше рост будет таким, чтобы сбалансировать пенсионную систему», – добавляет он.

«Во-вторых, сбалансированность пенсионной системы обеспечивается за счет вывода базовой части пенсии в федеральный бюджет и индексации ее в рамках инфляции. За счет вывода базовой части пенсии в бюджет расходы Пенсионного фонда существенно сокращаются, он становится сбалансированным», – говорит Назаров.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.



Утром 22 сентября СМИ стали тиражировать новость о том, что пенсионерам якобы опасно хранить пенсию на карте и не снимать ее больше полугода. Вроде бы из-за этого пенсионный фонд остановит выплаты, чтобы не потратить лишних государственных денег. Источником этой новости был не пенсионный фонд, не банк и не чиновник, а эксперт, который дал интервью одному интернет-изданию. Дальше — дело техники: слова «пенсия», «карты», «опасность» и «предупреждение» в одном предложении стали поводом для устрашающих публикаций.


На самом деле пенсионерам, которые копят деньги в банке, никто не собирается останавливать выплаты. Успокойте близких и покажите им эту статью: в конце есть ссылки на нормативку.

Что за слухи о пенсиях

Один эксперт в интервью предупредил, что пенсионерам опасно хранить деньги в банке, нужно периодически их снимать. А то пенсионный фонд прознает, что деньги не востребованы, и вообще перестанет платить. Ведь если пенсионер не распоряжается деньгами — он, возможно, уже уехал за границу или вообще умер. И у пенсионного фонда якобы есть полномочия приостанавливать выплаты на таком основании.

Мнение эксперта растиражировали СМИ:

Сообщение об опасности для пенсионеров полдня было в списке главных новостей Яндекса. Никаких ссылок на нормативку или разъяснения пенсионного фонда эксперт не привел.

Таких норм не существует, а предупреждения — неправда. ПФР уже опроверг эти слухи.

Можно ли хранить пенсию на карте больше полугода

Да, пенсию на карте можно хранить как угодно долго. Можно вообще не снимать ее годами, сразу переводить на вклад, не расплачиваться этой картой в магазинах и не переводить с нее деньги. Пенсионер имеет полное право без негативных последствий полгода и дольше не совершать никаких операций с деньгами, которые приходят из пенсионного фонда и любых других ведомств.

Если у получателя выплат есть на них право — это его деньги. Отчитываться перед пенсионным фондом о том, копит он их или тратит, не нужно.

Нет ни одной нормы закона, которая бы ставила под удар неиспользованную пенсию. Миллионы пенсионеров получают пенсию и продолжают работать. Кто-то живет на доходы от бизнеса, кому-то помогают дети, у кого-то есть накопления. Есть пенсионеры не по возрасту, а, например, по случаю потери кормильца — такие выплаты могут годами копиться на образование ребенка или его начальный капитал. Пенсию при этом можно вообще не трогать. Хоть пять лет, хоть десять.


Может ли пенсионный фонд узнать, что пенсионер не снимает деньги с карты

Нет, пенсионный фонд не проверяет, что происходит с пенсией после того, как она перечислена на карту. Нет механизмов, которые бы позволили проконтролировать, как пенсионер распоряжается своими деньгами: хранит он их или тратит. Банк не передает сведения об операциях по картам ни в налоговую, ни в пенсионный фонд. Если налоговая еще может узнать о движении по счетам в рамках проверки, то у пенсионного фонда таких полномочий нет.

Если пенсия лежит на карте больше шести месяцев и никто ее не снимает, это не будет основанием для контроля ни со стороны банка, ни со стороны пенсионного фонда. Никогда пенсионный фонд не выступал с такими заявлениями, и в законах про это ничего не написано.

Но даже если представить, что пенсионный фонд знает о пенсионерах, не снимающих деньги, — это не влечет ни для кого никаких последствий. Не снимают — и молодцы, имеют полное право.

Когда пенсионный фонд может перестать платить пенсию

Это может произойти в том случае, если пенсионер более полугода ее вообще не получает — то есть не приходит за ней на почту или не открывает почтальону, который принес деньги. В таких случаях пенсия становится неистребованной. И вот это уже основание для приостановки выплат: пенсионный фонд проверит, что случилось. Вдруг пенсионер умер — а это основание для прекращения выплат.

Еще пенсионер может уехать на постоянное место жительства в другую страну, и в некоторых случаях выплаты российской пенсии при переезде прекращаются.

Даже при таком перерыве пенсионеру снова могут начать платить пенсию — после разбирательств и выяснений. Например, если выяснится, что он не умер, а просто сменил адрес, уехал к детям в гости в другой регион или даже страну и задержался там на полгода. Или пенсионер сменил реквизиты, а новые в пенсионный фонд не сообщил. Вернется или подаст заявление о доставке пенсии — и получит все суммы за время приостановки.

Откуда могли взяться слухи о приостановке выплат

Вот нормативные документы по поводу причин и порядка приостановки.

«Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае… неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок».

«В случае неполучения пенсии в течение шести месяцев подряд в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 32 настоящих Правил, ее выплата приостанавливается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона „О страховых пенсиях“».

Возможно, эксперт прочитал эти нормы, но не разобрался до конца и высказал мнение, которое не имеет ничего общего с реальным положением дел. Если пенсия зачислена на карту — она считается полученной. Больше пенсионный фонд о ней ничего не знает, и никаких оснований для приостановки у него нет.

Покажите эти документы родителям, бабушкам и дедушкам, если они вдруг решили срочно снимать с карты все накопленное.

Что делать пенсионерам, чтобы не потерять пенсию и деньги в банке

Если у пенсионера есть законное право на выплаты от государства, он их не потеряет. Даже если ПФР засомневается — разберутся и все отдадут.

Если получаете пенсию наличными, вовремя сообщайте об изменении банковских реквизитов, личных данных и смене адреса. Если ничего не меняется, то и волноваться не стоит.

Если получаете деньги на карту, проследите, чтобы с 1 октября это была карта «Мир». Больше ничего специально делать не нужно. Хотите снимать деньги — снимайте. Хотите хранить их — спокойно храните какое угодно время. Из-за этого пенсионный фонд точно не приостановит выплаты.

А вот реально существующие способы потерять деньги:


Материальная поддержка лиц, которые утратили трудоспособность, является приоритетным направлением социальной политики государства.

Каждый работающий гражданин вправе рассчитывать, что после долгих лет труда он будет получать денежные выплаты – пенсию.

Бесплатно по России

Однако бытует мнение, что те граждане, которые никогда не работали или имеют недостаточно большой трудовой стаж, не смогут получать денежные выплаты по причине утраты трудоспособности. Так ли это?

Возможна ли пенсия без трудового стажа?

Единственным источником дохода для тех лиц, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность, является пенсия. Несомненно, большое значение при ее назначении играет стаж.

Однако у лиц, которые никогда не работали или имеют недостаточное количество лет работы, также существует право получить определенные выплаты, называемых социальными пенсиями. Их могут получать только неработающие граждане, не имеющие иных источников дохода.

Социальные выплаты в нашей стране бывают:

По потере кормильца

Если у гражданина имеются иждивенцы, то после его смерти им положены определенные выплаты по потере кормильца. Обычно их сумма рассчитывается исходя из страхового стажа умершего. Однако если последний его не имеет, то лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается социальное пособие.

По инвалидности

Утрата способности осуществлять трудовую деятельность из-за приобретенного заболевания, травмы или увечья является основанием для получения группы инвалидности, различимой между собой в зависимости от степени утраты трудоспособности и возможностей самостоятельного обслуживания в бытовых сферах.

Социальная поддержка по данному основанию назначается в том случае, если гражданин не работал никогда вовсе. Однако если у него имеется хотя бы минимальный стаж, то ему выплачивается соответствующая страховая пенсия.

По старости


Основанием для начисления выплат по этой причине является достижение гражданином определенного возраста и несоответствие его критериям для назначения страховой пенсии.

В этой статье речь идет именно о социальной пенсии по старости, так как данные выплаты назначаются чаше всего.

Оформление ее не представляет значительных трудностей и происходит в обычном порядке. Так, лицо, у которого, в соответствии с законом, возникло право на получение соцпенсии должно прибыть лично в отделение пенсионного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС (его хождение отменено с апреля 2019 года, однако при его наличии ПФР все равно может его потребовать);
  • реквизиты банковского счета для перечисления средств.

Трудовая книжка, справки с работы и иные документы, связанные с трудовой деятельностью, при назначении не требуются.

Социальную выплату можно оформить не только в отделениях пенсионного фонда, но и в МФЦ. Это очень удобный способ, поскольку многофункциональные центры есть во всех муниципальных образованиях и имеют удобные для граждан графики работы. Однако следует помнить, что оформление выплат через МФЦ происходит немного дольше, чем напрямую через ПФР.

Отличия страхового обеспечения от социального

В отличие от социального, для назначения страхового обеспечения претендент на него должен соответствовать довольно жестким критериям, таким как:

  1. Наличие достаточного страхового стажа. В 2019 году он должен составлять не менее 10 лет. Следует отметить, что сюда входит не только время, в течение которого гражданин занимался трудовой деятельностью непосредственно, но и иные, оговоренные в законе периоды. Например, время ухода за детьми до полутора лет. Минимальный рабочий стаж с каждым годом увеличивается и достигнет максимума в 15 лет в 2024 году.
  1. Наличие достаточного ИПК. Под ИПК следует понимать количество пенсионных баллов, которое зависит как от стажа, так и сумм страховых взносов, на которые, в свою очередь, влияет размер заработной платы. В 2019 году ИПК должен составлять 16,2 балла, а будет минимум 30 в 2024 году.

Итак, чем же отличается социальное обеспечение от страхового?

Размер

Размер социальных выплат фиксирован, однако значительно ниже, чем средняя страховая пенсия. Так, в 2019 году (с 1 апреля) их сумма составляет 5304,57 рубля.

Однако следует заметить, что такую маленькую сумму граждане не получают, поскольку размер пенсионного обеспечения должен составлять не менее размера прожиточного минимума для пенсионера, который разнится в зависимости от региона. В связи с этим граждане вправе рассчитывать на федеральную или региональную доплату до уровня ПМП. Средний же размер страхового обеспечения 13700 рублей.

Индексация

Ежегодное увеличение соцпенсии привязано к прожиточному минимуму и в 2019 году составило 2,4%. Индексация сумм страхового пенсионного обеспечения составила в текущем году 7,05%.

Возраст

Стать получателем социальной пенсии можно на 5 лет позже, чем страховой. Это не касается представителей народов севера (малочисленных), которые имеют ряд льгот и послаблений.

Сколько составит пенсия, если стаж работы составляет 7, 11, и 15 лет

Чтобы наглядно понять, какое обеспечение будет назначено в 2019 году, следует разобрать следующие примеры:

  1. Работник имеет 7 лет стажа. В этом случае он вправе рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку для страховой необходимо не менее 10 лет.
  1. Работник имеет 11 лет стажа. Он является достаточным, однако если у гражданина была низкая заработная плата (ниже 11500 тысяч рублей), то ему не хватит ИПК для назначения страхового обеспечения. Вообще, начисление пенсионных баллов зависит еще и от множества иных дополнительных факторов, поэтому каждый подобный случай следует рассматривать индивидуально.
  1. Работник имеет 15 лет стажа. В 2019 году этого достаточно для назначения страховой пенсии.

Что изменилось в 2019 году

В 2019 году по инициативе Правительства России в нашей стране началась масштабная реформа системы пенсионного обеспечения. Она связана с увеличением возраста, когда гражданин вправе рассчитывать на выплаты. Затронуло это и получателей соцпенсии. Теперь они могут подавать документы на выплаты в 60,5 и 65,5 лет, в зависимости от пола.

Могут ли отказать в назначении выплаты

Перечень оснований для отказа при назначении выплаты не слишком широкий. К ним относятся:

  • наличие постоянного места работы;
  • место жительства за пределами РФ;
  • проживание в РФ менее 15 лет (для иностранцев).

Даже при отсутствии необходимого стажа граждане вправе рассчитывать на социальную поддержку от государства. Для этого следует обратиться в ПФР за назначением соответствующей пенсии. Однако следует понимать, что ее размер значительно меньше, чем размер страхового обеспечения.

Полезное видео

Какие изменения произошли в связи с реформой 2019 года, смотрите в видео:

Читайте также: