Пенсионный фонд бюджетный если бюджетный то какой федеральный или местный

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения (рис.2.2). Начиная с 1999 г. многие фоны, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетными (федеральные и региональные внебюджетные фонды с федеральным и региональным бюджетом соответственно). Например, произошла ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НИОКР.


Рис.2.2 Внебюджетные фонды РФ.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение .

К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения экономические Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее отдельные фонды социального назначения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Внебюджетные фонды

Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств и добровольных взносов юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков. Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются: работодатели российские и иностранные юридические лица; крестьянские (фермерские) хозяйства; общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой; работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, — доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах независимо от финансирования. Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков (табл.2.1).

Страховые взносы по категориям налогоплательщиков

Работодатели (предприятия, учреждения, организации)

До 2014 г. из судебной практики (иски от граждан о присвоении звания "Ветеран труда" на основании имеющихся наград Пенсионного фонда РФ) в районных судах 1-й инстанции, а также при последующих апелляциях, следовал вывод, что Пенсионный фонд РФ - это государственное учреждение и награды ПФ РФ являются ведомственными. Это давало возможность выигрывать гражданам иски в споре с Управлениями Минсоцразвития в субъектах РФ по вопросу о присвоении звания "Ветеран труда". Но с конца 2015 г. в апелляционном порядке суды (Минсоцразвитие-ответчик) стали признавать, что Пенсионный фонд - это не госучреждение и его награды не дают право на звание "Ветеран труда".

Ответы юристов ( 5 )


Виктор здравствуйте. В настоящее время ПФ является государственные учреждением. Вот ссылка на закон.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что

Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.


Но с конца 2015 г. в апелляционном порядке суды (Минсоцразвитие-ответчик) стали признавать, что Пенсионный фонд — это не госучреждение и его награды не дают право на звание «Ветеран труда».

добрый день если у вас есть такое решение суда то весьма желательно его прикрепить или дать ссылку — там должен быть мотив и ссылка на закон почему именно так посчитал суд ..

Районный суд в моем случаев декабре 2016 г., а ранее по подобным делам и краевой суд (Пермский край) в апелляционном порядке за основу отказа в присвоении звания "Ветеран труда" при имеющемся полном трудовом стаже и благодарности ПФ, использовал положение в Указе Президента, а именно, Пенсионного фонда РФ не включен в перечень федеральных органов исполнительной власти, а значит ПФ не госучреждение и его награда не является ведомственной наградой федерального органа гос. власти. Хотя до 2015г., включительно, данные судебные инстанции единогласно поддерживали иски о присвоении звания при данных обстоятельствах.


Полное наименование данного учреждения, как оно зарегистрировано в налоговой службе — «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Кроме того в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» он указан как ГУ:

Статья 5. Страховщик
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Также в соответствии с ст. 123.21 ГК РФ:

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).


Наверное Вы имеете ввиду Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N 14-КГ15-18

Требование: Об оспаривании отказа в принятии документов на присвоение звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Обстоятельства: По мнению истца, отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда» является незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не является федеральным органом исполнительной власти, награды которого следует учитывать при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в качестве ведомственных знаков отличия в труде в случае отсутствия прямого указания на это в законодательстве субъекта РФ.

В определении указано:

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (далее — Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 Указа).
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Таким образом, Верховный суд пришел к выводу, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде.

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.


Денежные средства, которые являются государственной собственностью, никаким образом не доступные к изъятию и не входящие в число каких-либо иных бюджетов, направленные на одну цель - пенсионное обеспечение российских граждан. Это определение бюджета Пенсионного фонда. Он рассчитывается на каждый год правлением ПФР с обязательным учетом баланса доходов и расходов.

Формируется такой бюджет за счет страховых пенсионных взносов гражданского населения, денег из федерального бюджета, прибыли от размещения свободных финансов государством. По своей сути, в РФ бюджет Пенсионного фонда консолидированный. Иными словами, объединяющий в себе все местные и региональные средства.

За счет чего он образуется?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется согласно законодательному акту - п. 1 ст. 17 ФЗ № 197 "Об обязательном пенсионном страховании". В частности, здесь сказано, что его составляет следующие компоненты:

  1. Государственные бюджетные средства.
  2. Страховые взносы, отчисляемые работодателями.
  3. Пени и иные денежные санкции, взимаемые с населения.
  4. Прибыль от инвестирования временно свободных денег ОПС.
  5. Резервные средства, направленные на выплату накопительной части пенсии.
  6. Накопленные средства, что предназначены для выплат срочных пенсий застрахованным лицам.
  7. Иные источники пополнения, допустимые согласно законодательству РФ.


Где он размещается?

Сформированные накопления бюджета Пенсионного фонда находятся на счетах территориальных подразделений Федерального казначейства, в подразделениях российского ЦБ. Это необходимо для прозрачного учета операций с денежными ресурсами в пределах ПФР.

Кто его формирует?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируют, в основном, плательщики-страхователи. Они отправляют взнос (в денежном и натуральном эквиваленте) в пользу собственных работников, имеющих право на пенсионное государственное обеспечение.

Такими плательщиками выступают следующие лица:

  1. Организации (юридические лица), представленные как в России, так и в иных странах (филиалы компаний).
  2. Иностранные предприятия и их филиалы, подразделения, расположенные на территории РФ.
  3. ИП.
  4. Граждане, работающие на себя, занимающиеся искусством, промыслами, художеством и иными разновидностями индивидуальной деятельности.
  5. Фермеры, ведущие собственное хозяйство.
  6. Официально трудоустроенные граждане (по трудовому договору).

Страховые пенсионные взносы, таким образом, начисляются на все разновидности оплаты труда гражданина. К их числу относится и вознаграждение по гражданско-правовым договорам - авторским и подряда.


Что такое межбюджетные трансферты?

Для бюджета Пенсионного фонд Российской Федерации характерно и такое явление, как межбюджетные трансферты. Что тут имеется ввиду? Это денежная помощь бюджетам ПФР субъектов федерации.

Такие трансферты регулируются п. 2 ст. 17 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001). Подобная помощь может быть направлена на следующее:

  1. Материальное обеспечение повышения пенсионных капиталов.
  2. Компенсация недостающих доходов бюджета Фонда пенсионного страхования.
  3. Покрытие расходов на выплаты страховых пенсий в случае зачета в трудовой стаж гражданина следующих периодов: военная служба, уход за малолетним ребенком, инвалидом, пребывание с супругом по месту его военной службы.
  4. На пенсионное обязательное страхование - в случаях назначения досрочных пенсий.
  5. На материальное обеспечение выплат социальных пособий на погребение умерших, кто при жизни получал страховую пенсию.

Средства из бюджета тут будут рассчитываться и распределяться в порядке, предусмотренном ФЗ № 18 "О средствах федерального бюджета" (2005 г.).


Рассмотрение и принятие

Бюджет ПФР предварительно согласуют в высших законодательных российских органах в следующем порядке:

  1. Предварительный проект бюджета ПФР отправляется на рассмотрение Государственной думой.
  2. Если депутаты одобряют проект, происходит его принятие. Издается закон "О бюджете ПФР на . год".
  3. Затем закон рассматривается Советом Федерации (верхней палатой российского парламента). Если он его одобрит, то бюджет Пенсионного фонда вступит в силу.

Надо отметить, что подобный закон - открытый документ. Это значит, что с его текстом, расчетами и положениями может ознакомиться каждый желающий. Его размещают на официальном сайте Госдумы и ПФР.

В том случае, когда бюджет уже принят, но в него необходимо внести какие-либо важные поправки, например, по причине изменившихся экономических обстоятельств, в Госдуму направляется проект с необходимыми изменениями. Они вносятся в утвержденный бюджет согласно тому же порядку, что представлен выше.


Доходы фонда

Разберем, что составляет доходы бюджета Пенсионного фонда РФ:

  1. Перевод работодателями страховых взносов за своих сотрудников и подрядчиков. Как показывает статистика, это более половины всех отчислений в бюджет ПФР.
  2. Денежные средства из федерального бюджета. Они направляются на конкретные цели. Первая - повышение величины страховых пенсий (за счет индексации и валоризации), финансирование группы льготных пенсий (по большей части, досрочных). Вторая - покрытие расходов, связанных с оказанием социальной поддержки населению. Это средства на пособия по инвалидности, материнский капитал, всевозможные доплаты к пенсиям и пр.
  3. Создание пенсионных накоплений гражданами самостоятельно. Путем внесения добровольных взносов, сотрудничества с управляющими компаниями, НПФ, через Центробанк.

Расходы фонда

Что касается расхода средств бюджета Пенсионного фонда, то он происходит за счет ресурсов госбюджета. Компенсируется в случае неуплаты плательщиками страховых взносов или же бюджетного дефицита на очередной финансовый год. Нужно отметить, что за нецелевое распределение и расходование бюджета ПФР установлена ответственность по российскому законодательству.

Расходы бюджета отечественного пенсионного фонда реализуются на основе сведений о получателях, установленных в РФ видов пенсий и размерах данных выплат.

Что касается расходов на выплату страховых пенсий, которые финансируются за счет страховых платежей, то это осуществляется на основании ФЗ № 400 "О страховых пенсиях" (2013 г.).


Основные статьи расходов

Рассмотрим, на что конкретно расходуются средства из сформированного бюджета ПФР:

  1. Выплаты страховых пенсий. Это самая значительная расходная статья. Выплаты занимают более 3/4 всех расходов на каждый год.
  2. Социальные пособия. Тут имеются в виду различные доплаты и надбавки льготным категориям граждан, выплата пособий по уходу за инвалидами и нетрудоспособными людьми, компенсации россиянам, проживающим на Крайнем Севере и местностях, к нему приравненных, финансирование разнообразных региональных государственных программ и пр.
  3. Выполнение функций фонда. В частности, расходы, связанные с перемещением средств. Это перевод пенсионных накоплений со счетов ПФР на балансы негосударственных ПФ, управляющих компаний и пр.
  4. Выплата государственных пенсий. Они положены определенным гражданам за выслугу лет. В первую очередь бывшим военнослужащим, летчикам-испытателям, космонавтам, чиновникам. Также сюда относится выплата компенсаций гражданам за вред, причиненный их здоровью во время исполнения служебных обязанностей.
  5. Расходы, связанные с выплатой средств по государственной программе "Материнский капитал".


Выплата пенсий

Как происходит исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ? В соответствии со ст. 18 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001 г.). Средства направляются на:

  1. Выплату (по российскому законодательству и международным соглашениям) страховых обеспечений по ОПС. Перевод денежных сумм в величине, равной величине пенсионных накоплений застрахованного гражданина, в выбранный им НПФ (для создания накопительной пенсионной части).
  2. Доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР.
  3. Финансовое содержание, техническое, материальное обеспечение работы страховщика.
  4. Оплату гарантированных взносов (основанием выступает ФЗ № 442, принятый в 2013-м).
  5. Другие цели, согласно российскому законодательству относящиеся к пенсионному страхованию.

Соотношение расходов и доходов

Пенсионный фонд старается строить свою деятельность так, чтобы его расходы не превышали доходы, чтобы не выходить за рамки вверенного ему бюджета.

Последний финансовый дефицит ПФР наблюдался в 2015 году. Он был связан с переводом гражданами своих накоплений с баланса ПФР на счета различных негосударственных фондов. Поэтому дефицит по своей сути был чисто техническим, не являлся признаком финансовых проблем в этом ведомстве.

Такие переводы средств осуществляются и по сей день. В чем тут суть? Перевод по факту проходит не с баланса бюджета фонда, а со счетов тех управляющих компаний, которым ПФР передает право на распоряжение некоторой частью взносов, отправляемых гражданами на накопительную часть своей будущей пенсии.

Поэтому подобные пенсионные накопления (их общая сумма превышает 2 трлн рублей), что находятся во временном пользовании управляющей организации, не отображаются в доходных статьях бюджета ПФР. В то время как средства, что передаются управляющими компаниями по заявлению граждан в НПФ, все равно вносятся в статью расходов. Такое положение дел и создает ситуацию технического дефицита бюджета. Он, конечно, никоим образом не влияет на платежеспособность Пенсионного фонда.

На случай, если будет наблюдаться реальный дефицит средств, он будет перекрыт за счет переходящих средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Это своего рода излишки, которые откладываются как раз-таки на подобные случаи.

Если же дефицит достигнет внушительных цифр, ПФР будет вынужден обратиться к Правительству РФ для получения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.


Бюджет ПФР формируется в основном за счет страховых взносов, направляемых работодателями, поступлений из госбюджета. Главные статьи расходов тут - страховые пенсии, социальные пособия. Принимает и утверждает этот бюджет парламент РФ.

Читайте также: