Пенсионный возраст в беларуси могут повысить уже

Сближение РФ и РБ может принести Минску российские проблемы и напряженность в обществе






Стали известны детали программы экономической интеграции России и Белоруссии, парафированной сторонами в начале месяца, но до сегодняшнего дня публично не раскрывавшейся. Речь в ней, в частности, идет о намерении создать единые Налоговый и Гражданский кодексы, а также ввести единый регулятор рынков нефти газа и электроэнергии с января 2021 года. В деталях программы разбирался «Коммерсант».

Как отмечает газета, подобная степень экономической интеграции выше, чем у Европейского союза, и добавляет, что с 2022 года речь может идти о фактически конфедеративном государстве. При этом вряд ли оно будет полностью равноправным для сторон: экономика РФ в 29 раз больше белорусской. Учитывая это, пишет издание, при реализации плана к 2021 году речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Белоруссии на уровне управления.

Тут возникает множество вопросов о том, по какому принципу будет проходить объединение, кто под кого будет подстраиваться?

Стоит отметить, что целый ряд российских экономических и социальных реалий едва ли будет воспринят белорусской стороной. Взять хотя бы ту же пенсионную реформу.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

При этом повышение пенсионного возраста происходит поэтапно. Кроме того, вопрос повышения возраста выхода на пенсию был предметом широкой общественной дискуссии. Так, Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет. Остановились в итоге на первом варианте, поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Отметим также, что в результате в Белоруссии пенсии работающих пенсионеров не ниже, чем у неработающих и регулярно индексируются. Кроме того, значительную долю пенсионных взносов платит работодатель, в то время, как в России это все больше перекладывается на работников.

Но что будет теперь? Приведет ли интеграция к унификации пенсионного законодательства? Как это будет воспринято в Белоруссии? Какие еще потенциально раздражающие населения черты российской социально-экономической системы могут быть перенесены в Белоруссию?

— Более глубокая интеграция России и Беларуси может пойти по двум основным сценариям, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин — Первый бы я назвал путинским сценарием, второй — медведевско-кудринским.

Путинский (консервативный) сценарий предполагает последовательную экономическую интеграцию в той парадигме, в какой происходит сегодня евразийская интеграция в рамках ЕАЭС, когда сопрягаются первоначально базисные отрасли экономики, а к ним подтягивается по мере созревания и все остальное.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним — транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия — это энергетика.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии Если это удастся — власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

На третьем этапе глубокой интеграции РБ и РФ необходимо приступить к гармонизации бюджетов двух стран и согласованной финансовой политике с постепенным выходом на создание единого ЦБ Союзного государства. Именно переход к формированию единой финансовой системы станет камертоном глубокой интеграции и рубежом, после преодоления которого можно будет говорить о трансформации СГ в конфедерацию.

Медведевско-кудринский (либеральный, прозападный) вариант интеграции России и Белоруссии предполагает иные цели и другую последовательность действий. Очевидно, что жадным до белорусских активов транснациональным олигархам наплевать на интересы российской и белорусской экономик, но распотрошив в свое время Россию, они таким же макаром намерены распотрошить и РБ. Вот почему чиновники медведевского правительства (в значительной степени приватизированного транснациональными компаниями) будут всячески препятствовать интеграции базисных отраслей и оптимизации бюджетной политики двух стран, одновременно стремясь навязать Беларуси приватизацию прибыльных активов, монетизацию социальной сферы, ужесточение пенсионной реформы в том числе, и дезавуируя стремление двух народов к цивилизационному сближению.

Учитывая же, что исполнением требований Путина и Лукашенко будут заниматься в основном чиновники правительства РФ, существует опасность того, что интеграционные задачи, поставленные президентами двух стран, будут не просто провалены, но исполнены с точностью до наоборот: когда идея глубокой интеграции будет полностью дискредитирована в интересах прозападных и русофобских сил. Как это произошло с Украиной, когда вопросами сближения России и Украины занимались такие люди, как Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов, направляемые высокими чинами из правительства РФ и МИД России.

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

«СП»: — А как насчет той же пенсионной реформы? Удастся ли им продавить ее в Белоруссии?

— Какая пенсионная реформа без решения фундаментальных вопросов? Пенсионная реформа в Белоруссии — это медведевско-кудринская диверсия, которая уничтожит Союзное государство.

С моей точки зрения, реальная экономическая интеграция России и Беларуси при сохранении последней своего социального и политического суверенитета как во взаимоотношениях с РФ, так и во взаимоотношениях с Западом, возможна только при новом патриотическом правительстве в РФ и, как минимум, при новом, не прозападном Министерстве иностранных дел в Беларуси.

Полагаю, что руководству Беларуси нужно поставить перед РФ жесткие условия: глубокая интеграция в энергетике и транспортно-таможенной сфере возможна и необходима только по формуле Путина-Лукашенко; интеграция в финансовой сфере и налоговой политике возможна только при смене руководства правительства РФ, интеграции в социальной сфере быть не должно; решения в сфере социальной политики (в том числе — и пенсионная политика) должны быть прерогативой руководства суверенной Белоруссии.

— Налоговые системы России и Белоруссии, конечно же, имеют свои различия, но по ряду основных положений они схожи, — отмечает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.

— Например, базовую ставку НДС в размере 20% установили обе страны, хотя в Белоруссии эта ставка более гибкая и там существуют отраслевые исключения, в которых ставка снижается до 10%. Общий налоговый кодекс — это важнейшая законодательная основа для глубокой экономической интеграции. Это позволит на системном уровне избежать поводов для возникновения возможных конфликтов в торговой сфере, ведь сегодня зачастую именно разница между налоговыми системами наших стран закладывает фундамент для разногласий между Москвой и Минском. Именно налоговые маневры позволяют младшим участникам Евразийского экономического союза конкурировать с Москвой. Минск не является в данном случае исключением. Если стороны таким образом смогут урегулировать, например, экспортные пошли и налог на полезные ископаемые, то это снимет периодически возникающую повышенную напряженность во взаимоотношениях между странами.

Что касается пенсионного возраста, то Минск, не исключено, воспользуется возможностью поднять пенсионный возраст до того уровня, который уже установила Москва после своей пенсионной реформы. При таком сценарии белорусским властям будет просто обосновать для своего населения именно такой сценарий.

В Белоруссии в последнее время и так происходит обсуждение сценария повышения пенсионного возраста, один из которых подразумевал как раз российский вариант. А тут появится хороший повод для введения наиболее радикального сценария повышения пенсионного возраста — будет идти ссылка на Москву и на глубокую эконмическую интеграцию, которая происходит между РФ и РБ. Для белорусских граждан главным виновником повышения пенсионного возраста станет Москва, что снимет негатив в сторону самих белорусских властей.

«СП»: — Почему в Белоруссии многие непопулярные реформы осуществляются более плавно, чем в России и не вызывают такой волны недовольства?

— Вряд ли можно говорить о том, что в Белоруссии непопулярные реформы проходят более гладко, чем в России. Критика со стороны оппозиционных ресурсов, недовольные комментарии в интернете — эти элементы присутствуют и там. Можно вспомнить и весьма массовые протесты, которые последовали после крайне неудачной реформы по введению в действие Декрета «О предупреждении социального иждивенчества», призванного бороться с тунеядством. Минск стремился компенсировать социальные расходы, попытавшись собирать дополнительные налоги. Но население восприняло это крайне негативно, так как у граждан наших стран пока крайне актуальной остается историческая память о советском периоде, в котором борьба с тунеядством была одним из элементов подавления свободы граждан.

В России также весьма активно обсуждают, каким образом собирать налоги с граждан, которые скрыты от налоговых регуляторов, но занимающиеся предпринимательской деятельностью. Вполне вероятно, что Минск и Москва объединят усилия по этому направлению, и сценарий Москвы с налогом для самозанятых выглядит более перспективным для внедрения в обеих странах, чем подход Минска по этому вопросу.

— То, что мы увидели — это очередной дежурный документ по интеграции, — считает эксперт по проблемам российско-белорусских отношений Дмитрий Болкунец.

— Наблюдая, как Александр Лукашенко старательно подбирает нужные слова, я очень скептически отношусь к тому, что данная программа будет выполнена. Это не первая попытка и все прошлые не были до конца реализованы. В случае реализации данной программы Россия через экономическую интеграцию будет способствовать проведению реформ в белорусской экономике.

«СП»: — К чему приведет создание общего налогового кодекса? Кто под кого будет в большей степени подстраиваться?

— Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса — очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

«СП»: — Если будет такое сближение, то можно предположить, что Лукашенко надо будет и пенсионный возраст подтягивать российскому. А то странно получается, мы выходим на пенсию в 65, они в 63. Пойдет ли на это Лукашенко?

— Вопросы пенсионного возраста не самые главные. Чиновники часто говорят о массовых сокращениях, исчезновении тех или иных профессий, но мало кто предлагает места трудоустройства для уволенных граждан. Поднимаясь на высокую трибуну, политики не замечают человека. Новый мировой тренд — переход на 4-дневную рабочую неделю. Считаю данный вопрос должен войти в повестку дня.

«СП»: — Какие еще вызывающие недовольство населения факторы российской экономики могут стать белорусской реальностью при углублении интеграции?

— Наибольшее беспокойство вызывает коррупция. В Беларуси она тоже присутствует, но другой масштаб.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Повторится ли в Минске киевский сценарий 2013−2014?

Батька в любом случае должен сделать выводы

В 2023 году может начаться новый этап повышения пенсионного возраста.

Начиная с прошлого года, пенсионный возраст в Беларуси ежегодно повышается. Этот процесс должен завершиться в 2022 году, когда женщины начнут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. При этом после 2022 года пенсионный возраст женщин и мужчин могут уравнять. Государство уже рассматривает такой сценарий.


Гендерное равенство для пенсионеров

В Фонде социальной защиты населения, за счет средств которого население получает пенсии и пособия, уже на протяжении пяти лет (начиная с 2013-го) наблюдается дефицит. В последние годы этот дефицит покрывается благодаря субвенциям республиканского бюджета.

Такое положение дел беспокоит белорусские власти. Поэтому неудивительно, что на фоне подготовки бюджета на 2019 год власти решили обсудить, что делать с хроническим дефицитом Фонда социальной защиты населения.

По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. Среди них были руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов.

В частности, предлагается сделать так, чтобы расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, финансировались из республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Еще одно предложение, которое озвучили власти на заседании экспертной группы, — пересмотреть подходы к оплате больничных, что также позволит снизить расходы ФСЗН. В частности, предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарных дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

В среднесрочной перспективе государство планирует принять и иные меры, которые позволят не допустить увеличения нагрузки на ФСЗН в связи со старением населения. В частности, на официальном уровне рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, в 2016 году в Беларуси уже было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017-го ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017-2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023-2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Неизбежная перспектива

Белорусские экономисты полагают, что избежать повышения пенсионного возраста для женщин до уровня мужчин вряд ли удастся.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Повышение пенсионного возраста женщин в долгосрочной перспективе — вполне логичный процесс, считает экономист.

«Учитывая, что женщины в среднем живут на 10 лет дольше мужчин, такие изменения можно понять. При этом огорчает другой факт. Шаги государства, касающиеся пенсионной системы, пока ограничиваются лишь мерами по повышению пенсионного возраста, хотя давно уже стоило задуматься о стимулировании развития накопительной пенсионной системы», — считает Борнукова.

Кстати, на заседании группы экспертов вопрос о том, что пенсионные выплаты должны быть увязаны с размером пенсионных взносов, поднимался и обсуждался.

«Очевидно, чтобы накопительная пенсионная система развивалась, необходимо обеспечить не только макроэкономическую стабильность, но и возможность населения хеджировать валютные риски. Население станет хранить сбережения не в своем шкафу, а делать добровольные пенсионные взносы только в том случае, если будет уверено, что такие накопления не обесценятся», — подчеркивает Мария Акулова.

К слову, майский опрос Нацбанка показал, что население ожидает постепенное снижение инфляционных процессов, но по-прежнему предпочитает хранить сбережения в иностранной валюте. Так поступают 76,2% опрошенных, в пользу сбережений в нацвалюте высказались только 23,8% респондентов.

В общем, делать долгосрочные рублевые накопления белорусы сейчас вряд ли готовы. А вот готовиться к продолжительной профессиональной карьере стоит. Сигналы, которые поступают от государства, свидетельствуют, что, вероятно, пенсию многие люди увидят нескоро, поэтому рассчитывать в преклонном возрасте стоит в первую очередь на себя.

Пенсионный возраст – это количество лет, прожив которое, гражданин имеет право на получение пенсии по возрасту (по старости).

Плательщиками пенсии по возрасту являются пенсионные фонды, чаще государственные или контролируемые государством. Как правило, в трудоспособном возрасте гражданин делает отчисления в такого рода фонды. В некоторых странах есть возможность выбирать пенсионную систему, размер взносов в нее и другие условия, в некоторых существует одна, государственная система, порядок и размер платежей в нее определяется законодательно. Последнее в полной мере относится к Республике Беларусь.

Впервые пенсии по возрасту и, соответственно, понятие пенсионного возраста появилось в Германии в 80-х годах 19 века. Тогда он равнялся 70-ти годам. Ввиду того, что в тот период средняя продолжительность жизни была значительно меньше 70 лет, выплата пенсий не была слишком обременительной для государственного бюджета, но само существование такого закона создавало у населения чувство защищенности и доверия к государству.

С течением времени выплачивать пенсии по возрасту стали в других европейских странах, США, СССР. В настоящий момент на получение пенсии по старости могут претендовать граждане большинства государств мира.

Первоначальной и главной целью назначения пенсии по старости являлось обеспечение средств к существованию лицам, которые потеряли трудоспособность в силу преклонного возраста.

Следует, однако, заметить, что планка пенсионного возраста нигде не определяется индивидуально исходя из работоспособности конкретного человека.

С течением времени появилась иная трактовка пенсии по возрасту, связанная более с понятием заслуженного отдыха: при условии занятия общественно полезным трудом, выплаты взносов в пенсионные фонды, у человека, по достижении определенного возраста, появляется право получать из этих фондов пенсионные выплаты.

В настоящий момент применяются обе концепции. На практике это приводит к тому, что право на пенсию по возрасту имеет право любой гражданин, даже не занимавшийся никой полезной деятельностью, но у трудившихся и делавших пенсионные отчисления – размер пенсий существенно выше.

Пенсионный возраст в большинстве стран составляет 60-65 лет. Как правило, он назначался одновременно с появлением пенсий по возрасту и в целом был близок к возрасту реальной потери трудоспособности на момент формирования пенсионной системы. Затем пенсионный возраст мог снижаться под давлением профсоюзов, социалистических и правозащитных движений.

Со временем, параллельно с увеличением продолжительности жизни и улучшением здоровья населения, в экономически и социально благополучных странах сложилось положение, при котором большинство выходящих на пенсию находилось во вполне трудоспособном состоянии и по здоровью и по профессиональным навыкам. Вкупе со снижением рождаемости в этих же государствах такое положение приводило к заметным социально-экономическим перекосам. Независимо от принципов пенсионной системы, материальное обеспечение пенсионеров ложится на плечи работающих групп населения, однако их численность падала, а количество пенсионеров росло.

Понимание этого факта положило начало дискуссиям о повышении пенсионного возраста.

Их суть можно свети к противоречию между желанием социального благополучия и социальной же ответственностью.

В настоящий момент назрела необходимость экономически уравновесить соотношение трудящегося населения и пенсионеров. В противном случае обществу придется повышать пенсионные взносы для работающих и снижать средний размер пенсий, что может оказаться неприемлемым для обеих сторон.

В перспективе уже определилась тенденция приведения пенсионного возраста к некоторому приемлемому равновесию между реальным возрастом потери трудоспособности и возрастом выхода на пенсию. Также все чаще происходит отказ от более низкого пенсионного порога для женщин, которые по продолжительности жизни возрасту потери трудоспособности обычно превосходят мужчин.

Таково общее положение дел в большинстве экономически и промышленно развитых стран.

Для большей информативности приведем таблицу с данными о возрасте выхода на пенсию по данным 2008-2017 годов.

Стоит добавить, что в Китае всеобщая пенсионная система отсутствует по сей день, пенсии получает ограниченное число лиц. Обеспечение пожилых людей является обязанностью их детей, других родственников или общины.

Многие государства планируют повышение пенсионного возраста в ближайшей перспективе, так:

  • Украина намерена постепенно повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет к 2021 году;
  • Казахстан планирует с 2018 года уравнять пенсионный возраст для женщин с мужским (63 года);
  • Польша и Великобритания планируют поднять планку пенсионного возраста для обоих полов до 67 лет;
  • Россия активно обсуждает такое же повышение до 65 лет;
  • В США дискутируется вопрос повышения возраста выхода на пенсию с 65 до 69 лет;
  • Во Франции возможно повышение пенсионного порога до 62 лет.

Республика Беларусь получила в наследство от Советского Союза систему пенсионного обеспечения и, в частности, пенсионный возраст в 60-55 лет, для мужчин и женщин соответственно.

В СССР пенсионное обеспечение по старости появилось еще в 1932 году. Тогда же был определен пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Стоит помнить, что средний срок жизни в этот период составлял примерно 45 лет, таким образом, выплата пенсий не была обузой для государства.

Сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси составляет 70,2 года (64,3 – для мужчин; 76,1 – для женщин). Это явно недотягивает до 78-81 в благополучных странах Европы, но и производительность труда у нас заметно ниже.

Старение населения стало реальностью для Республики.

По данным переписи населения 2009 года соотношение граждан назвавших основным источником дохода работу ровно вдвое превышало число живущих на пенсию. Данные о соотношении числа работающих и пенсионеров отличаются в разных источниках, однако все сходятся во мнении, что число трудящихся явно недостаточно для обеспечения растущего числа пенсионеров. Для сохранения устойчивости экономики на каждого пенсионера должно приходиться, как минимум четверо работников.

Несмотря на не слишком хорошее состояние здоровья лиц предпенсионного возраста в Беларуси, некоторый «запас здоровья» все-таки есть. Так примерно четверть получателей пенсии по возрасту продолжают работать еще некоторое время, вероятно еще столько же желало бы остаться на рабочих местах при возможности. Однако, идея повышения пенсионного порога популярностью не пользуется, особенно нервно на подобные планы воспринимают ожидающие пенсии в ближайшие годы.

Возможно, по этой причине в Республике Беларусь повышение пенсионного возраста не планировалось. Об это прямо говорил Президент, заявляли другие официальные лица.

С другой стороны, выхода из сложившегося демографического тупика не обещают самые оптимистичные прогнозы. Даже в случае резкого увеличения рождаемости, положительного экономического эффекта придется ждать не меньше 20-30 лет. Резкого повышения производительности также не происходит. А население продолжает стареть …

Однако, на основании указа от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 2017 по 2022 годы будет приводиться в действие пенсионная реформа. Каждый год с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. В соответствии с указом от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).


Чуть больше двух лет назад в Беларуси начали повышать пенсионный возраст. Что дала стране и ее гражданам реформа пенсионной системы, какие выводы можно сделать?

С момента подписания указа президента о повышении пенсионного возраста в Беларуси— с 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63-х для мужчин — прошло немногим более двух лет. Но пенсионный возраст увеличится на 3 года для тех, кто выйдет на пенсию после 1 июля 2022 года. До тех пор - в период с января 2017 года по декабрь 2022-го — минимальный пенсионный возраст каждые полгода повышается на 6 месяцев. Кроме того, для получения пенсии по возрасту каждые полгода повышается на 6 месяцев срок необходимого страхового стажа. Сейчас он должен быть 16,5 лет, а к 2025 году — не менее 20 лет.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».

Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов - это не роскошь, а необходимость».

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: "Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад". При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты — белорусские и из международных финансовых институтов - уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. «Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, — утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. — Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех».

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас — 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы - уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: «чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции».

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.


Какой минимальный стаж требуется для выхода на пенсию

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

К 2020 году необходимо отработать минимум 17, 5 лет. Учитывают тот фактор, что специалисты при начислении пенсии не берут во внимание:

  • службу в армии;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • учебу.

Выплачивают социальную пенсию при отсутствии минимального стажа по достижению следующего возраста:

  • мужчины – 65 лет;
  • женщины – 60 лет.

Работники получают возможность пенсионных выплат при потере рабочего места и наличии большого трудового стажа за 12 месяцев до достижения ими оговоренного возраста.

Повышают постепенно на 3 года минимальный срок рабочей деятельности и для льготной категории граждан.

Эксперты BBQcash рекомендуют обращение за консультацией к специалистам соцобеспечения. Специальные условия для многодетных матерей и инвалидов предполагают рассмотрение точной даты получения пенсии индивидуально.

Даты выхода на пенсию

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе :

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash : Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Интересное от BBQcash : 1 % ФСЗН отчисляют граждане Белоруси от своей зарплаты, 28 % – вклад работодателей.

Планируют определенные расходы фонда соцзащиты населения перенести в бюджет республики. Государство обеспечивает, например, выплаты пенсионерам, дожившим до 80 лет. Военные, госслужащие, депутаты также обеспечиваются из госбюджета. Указанные меры снижают дефицит ФСЗН, но слухи о больших пенсиях у данной категории граждан становятся дестабилизирующим фактором для республики.


  • Президент Беларуси рассмотрит три варианта повышения пенсионного возраста с возможностью поэтапного введения этого решения с 1 января 2017 года. Таков итог сегодняшнего совещания у Главы государства. Необходимость более позднего выхода на заслуженный отдых диктуют объективно складывающаяся демографическая ситуация и экономические условия. Если ничего не менять, то активная часть населения совсем скоро окажется не в состоянии обеспечить даже нынешний уровень пенсий по причине структурных изменений в обществе: количество работающих сокращается, число пенсионеров растет. Это итог демографического провала 90-ых. С другой стороны, опыт развитых стран подтверждает: увеличение продолжительности жизни способствует выходу на пенсию в более зрелом возрасте. Аргументы за и против в острой дискуссии выслушал Андрей Кривошеев.

    Пенсионный возраст в Беларуси - минимальный

    К реформе пенсионной системы Беларусь деликатно подступается одной из последних в Европе, и это притом, что нынешний пенсионный возраст в республике - минимальный не только на континенте, но и в мире в целом. Кстати, сама пенсионная планка (55 - для женщин, 60 - для мужчин) родилась в далеком 1928 году, т.е. ей уже 88, настоящий долгожитель. И даже с учетом Хрущевской реформы 1956-го, которую можно смело назвать косметической операцией по омоложению, самой возрастной планке уже давно пора на "заслуженный отдых".

    Беларусь, Россия и Узбекистан - последние из постсоветских, кто хранит почти 90-летнюю традицию по возрасту. Правда Москва уже вводила сложные коэффициенты и моратории для накопительной части. В Беларуси же, по сути, действует три пенсионных системы. Досрочная льготная, солидарная классическая и накопительная. Хотя последняя - скорее редкое исключение, чем массовая практика.

    Марианна Щеткина, Министр труда и социальной защиты Беларуси: "Три системы: институт досрочных пенсий, распределительная или солидарная система, развитие добровольных пенсионных накоплений".

    Сегодня на 100 зарплат приходится 61 пенсия

    В нынешнем году, и это общее мнение правительства и экспертов, Беларусь переступила опасный Рубикон, когда не менять систему уже нельзя, иначе непоправимо пострадают и пенсионеры, и работающие, те, кто сегодня оплачивает «заслуженный отдых».

    В цифрах это выглядит так: если сегодня на 100 зарплат приходится 61 пенсия, то через пять лет будет уже 66. А к 2030-му и вовсе сотня работающих должна будет содержать 78 пенсионеров. А значит, если не менять подходы, либо пенсия сократится на треть, либо, примерно на столько же, вырастут налоги и отчисления в Фонд соцзащиты. А это удушение и бизнеса, и реальной экономики.

    Против Беларуси сегодня играет не только экономика - "схлопывание" рынков сбыта, но и демография. Эхо перестройки и бездетных 90-ых. На рубеже веков рожали мало, а большое поколение 50-ых сейчас массово выходит на пенсию. В итоге солидарность становится приговором для работающих - сколько не трудись, старшее поколение достойно не обеспечить. В социальном государстве же недопустимо, чтобы средняя пенсия была ниже 40% от средней зарплаты. До опасной черты осталось всего 1,5%.

    У проблемы есть еще и психологический аспект - записывать в старики молодого пенсионера, все равно, что хоронить опыт и энергию заживо. Яркий пример - тренер по фитнесу Инга Бабанкова. О возрасте без стеснения - 57 лет, но обижается на обращение "пенсионер" в разговоре. Всю жизнь в спорте. Преподавала в Академии физкультуры. Сегодня работает на себя - открыла школу фитнеса. Учит, в том числе, как не раскиснуть в офисе или дома, под грузом рутины.

    Перемены необходимы

    Открывая совещание сегодня Президент подчеркивает: необходимость перемен общество осознает, но вот сценарии предлагаются разные. От кардинального перехода на накопительную систему - жесткий вариант, обманутыми останутся 40-летние, до плавного повышения пенсионного возраста - это деликатный сценарий. Глава государства не против накопительной пенсии, но исключительно добровольно. Стимулируя людей откладывать на вторую пенсию через специальные фонды и программы. Кстати, такая смешанная система работает в большинстве стран мира.

    Главный же белорусский критерий - пенсии не должны падать.

    Мировой опыт показывает: избежать повышения пенсионного возраста не могут себе позволить даже самые богатые страны. Беларусь - редкое исключение.

    Максималисты на континенте - Дания - 69 лет и Швеция с Германией - 67. Гендерное деление сохранилось в Центральной и Восточной Европе - Австрия для мужчин - 65, для женщин - 60. Эстония - 63 и 61. Но в среднем по Европе - 65 с небольшим. При этом из 34-х членов богатейшего пула стран мира от США до Британии и Японии, 26 уже повышают, либо намерены повысить и без того высокий по белорусским меркам пенсионный возраст.

    Не исключение и наши союзники - Казахстан и Россия. Сейчас мы в одной экономической «упряжке» и не работать сообща просто не можем. Президент откровенно делится итогами диалога на высшем Евразийском уровне.

    + 50 тысяч рабочих мест до конца текущего года

    Отношение в обществе к реформе действительно не однозначное. Тех, кто чувствует в себе силы, травмирует отправка на пенсию. Кто-то вынужденно подрабатывает, чтобы помочь детям и внукам. Бизнес порой дискриминирует работников т.н. «предпенсионного» возраста и в условиях труда, и в зарплате, и по срокам найма, отбивая всякое желание продолжать карьеру.

    55 в Беларуси сегодня - опасный возраст. Хотя у сотрудника кроме колоссального опыта, еще и энергия, и знания, и особая философия труда. Во всем мире такие кадры ценят. Особенно в образовании, науке, туризме, сфере обслуживания, управлении, политике и культуре. Главное - создавать новые рабочие места, чтобы молодежь и зрелые кадры не толкались за одну вакансию, а дополняли друг друга. И это прямое поручение Президента - 50 тысяч эффективных рабочих мест, и это только до конца текущего года. Плюс гарантия первого рабочего места для молодого специалиста. Министерство образования должно встряхнуть всю систему распределения. Чтобы убрать дискриминацию: студенческую - "бюджетник" или "платник", и в экономике - частный работодатель или государственный. На занятость должны работать все.

    Пенсионная реформа коснется всего общества, и люди в погонах не исключение. Есть, конечно, и специфика - служба, где ежедневно рискуют жизнью и здоровьем. Здесь сохранится особый подход, как и для гражданских - в шахте или в горячем цеху. Президент поручил силовикам и правительству детально проработать вопрос особых условий труда и службы и предоставить согласованный и полный перечень пенсионных исключений.

    Три сценария

    Всего на суд общества и Президента правительство вынесло три сценария. Просчитанных и экономически выверенных. Главное отличие - в скорости реформы, гендерном равенстве и результате для экономики.

    Если будет принят базовый вариант правительства, а он учитывает и продолжительность жизни, и здоровье, и фактическую занятость сегодня, то с 1 января 2017-го ежегодно пенсионный возраст будет расти на 6 месяцев. Параллельно будут созданы новые и усовершенствованы действующие фонды для накопительных или "вторых" пенсий. Плюс стимулы для опытных сотрудников - не оставлять карьеру.

    Пока окончательного решения, какой из вариантов лучше для общества, у Президента нет. Он рассчитывает на публичную экспертизу проектов правительства. Впрочем, экономисты уверены, какой бы вариант не выбрали белорусы, он сработает лишь тогда, когда за ним будет стоять энергия каждого активного человека. Здесь как на тренировке, работаешь на себя и чем усерднее - тем лучше результат. Тренер по фитнесу дает гарантию.

    Затягивать с принятием решения по модернизации пенсионной системы Глава государства не намерен. Ожидается, что согласованный, абсолютно прозрачный и понятный для общества план действий правительство предоставит на утверждение Президенту в течение нескольких недель.

    Читайте также: