Пенсия может быть для всех одинаковой

Даже если у вас в три раза больше пенсионных баллов, чем необходимо для назначения страховой пенсии по старости, вам всё равно установят минимальную пенсию. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» разбирался в пенсионном кульбите.

В акробатике есть такой трюк – кульбит: переворот через голову в прыжке с закидыванием в воздухе рук, ног, туловища одновременно в разные стороны. Это описать трудно, не то что сделать, но… Пенсионный фонд России проделывает и не такое.

Если здраво рассудить – Пенсионный фонд лишь выполняет утверждённую президентом и его правительством акробатическую программу, ничего не придумывая. Начальники сказали: «Ну-ка, крутаните пенсиями вот так, так и так, а то чевой-то скучно». Пенсионный фонд ответил: «Есть!».

Миллионы россиян стремятся соответствовать требованиям, по которым назначается страховая пенсия по старости. Одно из требований – наличие не менее 13,8 пенсионных баллов. Только при соблюдении этого условия Пенсионный фонд назначит страховую пенсию в 2018 году.

С каждый годом требования к количеству баллов ужесточаются. В 2019 году, чтобы получить страховую пенсию, у вас должно быть уже не менее 16,2 пенсионных баллов. И так с каждым годом запросы к баллам будут повышаться вплоть до 2025 года (ознакомиться с раскладом баллов по годам можно здесь ).

Если вы думаете, что 13,8 баллов – это мелочь, которая у каждого россиянина водится, то ошибаетесь.

По признанию министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина, сегодня за 15 млн россиян трудоспособного возраста не выплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд. Только при наличии страховых взносов начисляются пенсионные баллы (но есть и редкие исключения , когда баллы начисляются без страховых взносов).

Нет взносов – нет баллов. Нет баллов – нет пенсии. 15 млн (!) россиян рискуют не вписаться в минимальные требования к баллам.

Допустим, вам повезло больше, и вы набрали 13,8 баллов. Какую пенсию начислит Пенсионный фонд?

Расчёт простой: количество накопленных пенсионных баллов умножается на стоимость одного пенсионного балла в год выхода на пенсию. Стоимость одного балла в 2018 году – 81 рубль 49 копеек.

13,8 баллов умножаем на 81,49 рублей, получаем 1124 рубля 56 копеек. Добавляем к этой сумме ежемесячную фиксированную выплату к пенсии (выплата положена всем) 4982 рубля 90 копеек, получаем 6107 рублей 56 копеек – таким будет размер страховой пенсии по старости у тех, кто заработал 13,8 пенсионных баллов.

Но это ещё не минимальная пенсия. Минимальная пенсия соответствует величине прожиточного минимума пенсионера. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации в 2018 году – 8726 рублей. Если у вас пенсия меньше данной величины, то вам положена социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера.

Пенсионное обеспечение при 13,8 баллах состоит из:

1124 рубля – денежный эквивалент пенсионных баллов;

4982 рубля – ежемесячная фиксированная выплата к пенсии;

2619 рублей – социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума.

Итого, 8726 рублей получает пенсионер, ушедший на пенсию в 2018 году с 13,8 пенсионными баллами.

Но даже если вы заработали в два раза больше – 27,6 баллов, вы всё равно будете получать 8726 рублей, и даже если в три раза больше – 41,4 балл, итог тот же. У вас просто уменьшается размер социальной доплаты к пенсии.

Пенсионное обеспечение при 41,4 баллах состоит из:

3390 рублей – денежный эквивалент пенсионных баллов;

4982 рубля – ежемесячная фиксированная выплата к пенсии;

354 рубля – социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума.

Итого, 8726 рублей получает пенсионер, ушедший на пенсию в 2018 году с 41,4 пенсионным баллом.

Вы в три раза больше работали, но пенсию получите одинаковую с тем, кто в три раза работал меньше вас. Такой вот пенсионный кульбит.

Конечно, не обязательно кто-то работал меньше вашего. Велика вероятность того, что человеку платили маленькую официальную зарплату, поэтому он и заработал меньше баллов, чем вы, но отпахал не меньше. Однако правда и в том, что кто-то, действительно, толком не работал всю жизнь, но получит пенсионное обеспечение в таком же размере, как и вы.

Пенсионное обеспечение начинает повышаться только тогда, когда вы набираете более 46 пенсионных баллов , что позволяет оторваться от величины прожиточного минимума пенсионера.

Всем гражданам, кто имеет от 13,8 до 45 пенсионных баллов, при выходе на заслуженный отдых в 2018 году начисляется одинаковая минимальная пенсия.

Наличие длительного рабочего стажа не гарантирует, что размер ежемесячного пенсионного пособия будет большим. Основная причина – при назначении и расчете пенсии учитывается сумма перечисленных страховых взносов на счет гражданина в Пенсионном фонде (ПФР).

Какой стаж необходим для начисления пенсии

Исходя из критериев, которые берутся за основу, выделяют несколько видов стажа:

  • Государственный – время нахождения гражданина на государственной службе.
  • Трудовой – период занятости на предприятиях, в организациях всех форм собственности. Сюда также относится работа индивидуальным предпринимателем и самозанятость (нотариусы, репетиторы).
  • Специальный – рабочая деятельность по профессии или специальности с особыми условиями труда (тяжелая, вредная, опасная работа). Такой стаж дает человеку возможность выйти на отдых досрочно.

  • Общий. Сюда относится вся продолжительность рабочей деятельности вне зависимости от наличия периодов в статусе неработающего.
  • Непрерывный – стаж, на протяжении которого человек работал без перерывов или длительность этих периодов не превышала установленные законом нормы.

При расчете пенсии учитывается не трудовой, а страховой стаж заявителя – период официальной работы, на протяжении которого наниматель уплачивал страховые взносы из заработка будущего пенсионера. Для назначения страховой пенсии по возрасту в 2019 году нужно иметь не менее 10 лет страхового стажа. Ежегодно этот показатель увеличивается на 1 год, пока к 2024 году не достигнет финального значения – 15 лет.


Как зависит пенсия от стажа работы

Размер пенсии зависит напрямую от вида назначенного обеспечения. Самая большая – это страховая по старости. Самая маленькая – социальная. Причина в том, что сумма соцпенсия имеет фиксированное значение, устанавливаемое ежегодно. При ее назначении не засчитывается страховой или рабочий стаж. Главное – проживание на территории РФ.

Пенсия по выслуге лет начисляется муниципальным и госслужащим. Ее размер зависит, насколько большим было довольствие, поскольку исчисляется сумма обеспечения, исходя из получаемой зарплаты. За каждый дополнительный год свыше положенной выслуги доплачивают по 3% от довольствия служащего.

  • Как приготовить рассол для соленых огурцов
  • Аневризма сосудов головного мозга
  • 5 рискованных способов сэкономить на автомобиле

Прибавка к пенсии

В последнее время на просторах интернета циркулируют слухи, что пенсионеры с большим стажем могут получить дополнительные пенсионные баллы. Даже приводятся конкретные цифры:

  • 1 балл – женщинам за 30 лет и мужчинам за 35 лет;
  • 5 баллов – женщинам за 35 лет и мужчинам за 40 лет.

Данная информация является ложной и об этом не один раз говорили представители ПФР. Большой стаж работы при определенных случаях позволяет получить надбавку к пенсии. Такая возможность предусмотрена лишь в некоторых регионах, где гражданам присваивается звание Ветеран труда. Сумма надбавки для каждого субъекта определяется региональными нормативно-правовыми актами.


Вне зависимости от рабочего стажа пенсионное обеспечение неработающих пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума, установленного по региону проживания пожилого человека. Если начисленное обеспечение не достигает определенного по субъекту значения, получателю полагается доплата.

Гражданин может претендовать на перерасчет пенсии за большой стаж при наличии неучтенных периодов трудовой деятельности. Для этого необходимо предоставить уполномоченному сотруднику ПФР бумаги, по которым можно определить продолжительность стажа и величину получаемого вознаграждения (выписки из приказов, трудовые договоры, архивные справки).

  • Виагра для женщин
  • Новые права для работающих пенсионеров с 2019 года
  • Россиянам планируют отменить транспортный налог

Дополнительные ПБ можно получить по причине включения в общий стаж нестраховых периодов. Сюда относится время, когда человек не мог трудиться или был безработным по объективным причинам:

  • служба в армии солдатом-срочником;
  • уход за новорожденным до исполнения ему полутора лет;
  • участие в общественных работах;
  • нахождение на больничном;
  • уход за престарелым или инвалидом 1 группы;
  • нахождение в статусе безработного, зарегистрированного в Службе занятости.

Важно: учеба вне зависимости от статуса и типа образовательного заведения не входит ни в трудовой, ни страховой стаж! Не засчитывается в качестве рабочих периодов и обучение с отрывом от производства, отпуск за свой счет, декретный за ребенком от полутора до 3 лет.

Доплата к пенсии полагается и при других обстоятельствах:

  • наличие необходимого стажа работы или выслуги в сложных климатических условиях;
  • достижение возраста 80-лет;
  • наличие 25-летнего стажа в агропромышленном комплексе при постоянном проживании в сельской местности;
  • отложенный выход на пенсию – за каждый полный год применяется стимулирующий коэффициент;
  • проживание в северных регионах – выплаты будут больше за счет применения районного коэффициента;
  • наличие оформленной накопительной пенсии – сумма надбавки зависит, насколько большая сумма сбережений.

Для увеличения суммы выплат застрахованному лицу необходимо обратиться в ПФР по месту жительства и подать заявление по установленной форме. К нему нужно приложить паспорт, СНИЛС и документы, подтверждающие право на перерасчет пенсионных выплат в большую сторону. Обращение будет рассмотрено на протяжении 10 дней, после чего заявитель получит ответ.

Льготы по досрочному выходу на пенсию

С января 2019 года в России стартует очередная пенсионная реформа. Она определяет новый возраст выхода на пенсию, который будет поэтапно повышен с 55 до 60 лет у женщин и с 60 до 65 лет у мужчин. Вместе с тем, будущих пенсионеров ожидают некоторые нововведения:

  • Женщины с 3 детьми смогут выходить на пенсию раньше на 3 года, с 4 – на 4 года, с 5 и более – на пять лет.
  • Вырастет возрастной предел для занятых в районах Крайнего Севера и на приравненных территориях. Мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.
  • Не изменится продолжительность специального стажа для всех категорий льготников.
  • Бюджетники смогут выходить на пенсию при наличии льготного стажа от 15 до 30 лет в зависимости от профессии, но право на получение пенсионных выплат будет смещено на 5 лет вперед.

Почему при большом стаже может быть маленькая пенсия

Причины маленькой пенсии при большом рабочем стаже следующие:

  • Низкооплачиваемая работа. Количество ПБ рассчитывается по специальной формуле, исходя из суммы страховых взносов. Чем выше зарплата, тем больше ПБ будет начислено.
  • Отсутствие подтверждающих документов за время работы до 2002 года. Не вся информация о трудоустройстве гражданина и суммах отчислений имеется в ПФР. Причина – централизованный персонифицированный учет стали вести только с 2002 года. Пересчет ПБ за советское время вплоть до 2002 года происходит по специальной формуле с учетом пенсионного капитала и стажевого коэффициента. Размер последнего зависит от зарплаты человека в то время.
  • Неофициальное трудоустройство и неперечисление взносов нанимателем за сотрудников. Страховые взносы уплачиваются работодателем за сотрудника только при официальном трудоустройстве. Это означает, что если человек трудится без договора, а в его трудовой книжке отсутствует запись, ему не начисляется ни трудовой стаж, ни индивидуальный пенсионный коэффициент. Как следствие – пенсия будет маленькой, поскольку за него никто не платит взносы в ПФР.

Видео


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Для повышения пенсий в России не нашлось вариантов

«Людоедская», «несправедливая», «чудовищно неэффективная», «несущая колоссальные политические риски». Все это о пенсионной системе России. Градом нелицеприятных эпитетов обрушился на нее в Госдуме лидер эсеров Сергей Миронов на прошлой неделе, чем запустил волну рефлексии среди экспертов и журналистов на тему пенсионного обеспечения. Для пущего хайпа депутат предложил платить пенсии напрямую из бюджета, как это было во времена СССР, а не через Пенсионный фонд. Но так тоже несправедливо: тогда пенсии будут у всех одинаковые, хотя зарплаты разные. Есть подозрение, что в современной России с ее огромным разрывом в доходах, неэффективной экономикой и неповоротливой административной машиной вообще не может быть справедливой пенсионной системы.


Фото: Наталия Губернаторова

Злопамятный мы народец! Почти два года прошло после повышения пенсионного возраста, а мы все не можем этого простить государству. Только ленивый не высказался о том, что пенсионная реформа провалилась или, в лучшем случае, дала лишь кратковременный эффект. Да, у действующих пенсионеров выросли пенсии на тысячу в месяц, но со всеми этими кризисами и пандемиями, инфляциями и девальвациями как-то не радуется душа столь «щедрой» прибавке. А если вспомнить, как эту самую реформу проводили, так еще больше злость берет: с обществом толком не обсудили, законопроект слепили впопыхах, парламентские чтения прошли буквально за пару дней.

Или взять сложную и непонятную бальную систему назначения пенсий: скольким людям она нервы потрепала, сколько часов они провели в мозгодробительных расчетах!

И все ради чего? Средние пенсии в России у подавляющего большинства пожилых как были немногим выше прожиточного минимума, так и остаются. Выходящие на пенсию в разы теряют в доходах, а трат меньше не становится. А тех пенсионеров, кто продолжает работать, лишают индексации. Потому что «справедливо», по мнению министра финансов, поддерживать только неработающих, а работающих, мол, зарплата прокормит.

Определенно, со справедливостью и эффективностью у пенсионной системы большие проблемы. Вот только возврат к советской модели с выплатами из бюджета едва ли станет хорошим решением. Ну упразднят Пенсионный фонд, страховые взносы пойдут напрямую в бюджет. Но принципиально ничего не изменится — больше то они от этого не станут. Ну а если назначать одинаковые пенсии или хотя бы фиксированные, резона отчислять страховые взносы не будет, бизнес уйдет в тень.

А как справедливо-то? Мы всё с завистью поглядываем на Западную Европу с ее высокими пенсиями, на которые можно путешествовать по миру и жить припеваючи. Вот, например, Швеция: пенсии достойнейшие и примерно одинаковые у всех, высокий уровень жизни, но и налоги огромные — около половины зарплаты может уходить в бюджет. Нет, нам не подходит. Или возьмем Великобританию: бодрых британских старичков можно часто встретить на пляжах лучших курортов, с пенсиями все в порядке, при этом государственная часть у них небольшая, а все остальное — накопительные взносы. Опять не наш вариант. У нас накопительная система опозорила сама себя: накопительную часть уже который год замораживают, а от назначения таких пенсий власти всячески стараются отделаться, выплачивая накопления единоразово.

Вот и получается, что все размышления о справедливой пенсионной системе — утопия, которая разбивается об экономическую реальность России. Хотя рецепт, в общем-то, прост. Дайте людям работать и хорошо зарабатывать. Необязательно гарантировать высокие государственные пенсии, создайте условия для индивидуальных накоплений: прозрачные, конкурентные и эффективные. Мотивируйте граждан платить страховые взносы и налоги, повышая качество жизни, защищая частную собственность, отчитываясь за каждый «народный» рубль. Опять утопия…

На структурные изменения просто нужно решиться. Другой вопрос, кого и почему устраивает сложившаяся закостенелость в пенсионной сфере. И чьей политической воли тут не хватает — властей или народа.

Недавно лидеры двух думских фракций — ЛДПР и эсеров — заявили о возможности скорого упразднения Пенсионного фонда (ПФР) и о том, что властям следует вернуться к практике выплат пенсий и пособий напрямую из бюджета. «Огонек» поинтересовался, возможно ли это, у проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова. А заодно и попросил оценить перспективы: ждать ли россиянам очередной пенсионной реформы уже в ближайшем будущем?

Беседовала Светлана Сухова

— Александр Львович, следует ли упразднить ПФР?

— Напротив, нужно придать ему внеправительственный статус. Например, в Германии Пенсионный фонд — это самостоятельная структура, управляемая представителями правительства, работников и работодателей. Он самостоятельно устанавливает тарифы исходя из ситуации на рынке труда и в экономике. А вот часть его непрофильных функций по выплате пенсий и пособий, имеющих социальный, а не страховой характер, было бы разумно передать Федеральному казначейству.

— Возможно ли выплачивать пенсии напрямую из бюджета, как предлагают депутаты?


Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

— Нет, потому что каждому россиянину, получающему пенсию по старости, она должна быть начислена. То есть специалист обязан учесть все нюансы, тонкости и детали. Программа в компьютере это сделать не в состоянии, потому что система учета СНИЛС работает в некоторых случаях некорректно. Например, работодатель может не переводить взносы в ПФР, хотя исправно отчислять налоги (НДФЛ), так что в информационной системе ПФР у человека не формируется пенсионный стаж. Иначе говоря, когда работник начнет оформлять пенсию, выяснится, что сумма выплат будет низкой, но он может предъявить документы, удостоверяющие, что он работал, и тогда это уже будет проблема государства — взыскать с бывшего работодателя неуплаченные взносы, а человеку начислят баллы и поднимут пенсию. В казначействе всем этим долгим процессом заниматься не будут. А таких случаев и ситуаций — миллионы. Например, смена места работы — отъезд из столицы на Север, где тут же начинает начисляться северный стаж. Но из-за некорректности ведения кадрового дела таковой может не отразиться в системе ПФР. Человек опять же может доказать свое право на повышенную пенсию, предъявив штамп регистрации в паспорте. Нигде, кроме как в специализированных организациях, занятых соцобеспечением, не будут это проверять.

— Почему с этим не может справиться ФНС, если ей расширить штат?

— У налоговиков иные задачи. Они работают в простой плоскости: есть понятный и легко проверяемый по определенному алгоритму объект налогообложения (прибыль, стоимость имущества, доход физического лица, фонд оплаты труда, размер льгот), который позволяет данный алгоритм заложить в программу. К тому же все расчеты у них ведутся преимущественно в рамках года, тогда как в ПФР учитываются десятилетия трудовой деятельности, разные размеры взносов, разные условия труда, разные должности, место проживания. Достаточно много людей, у которых трудовая история со всеми особенностями содержится только в бумажном виде — это трудовая книжка, трудовые договоры, штамп в паспорте о прописке, приказы о зачислении или об увольнении, документы о государственных наградах, об особых званиях и т.п. Часть этой истории будет предъявлена только в момент обращения гражданина для оформления пенсии, а в некоторых случаях людям приходится обращаться к архивам для подтверждения их стажа или особенностей условий труда. Расчеты по линии ПФР — сложные, когда нужен десяток факторов. И уж поверьте: в правительстве люди разумные и смешивать фискальную и социальную политику не будут. Нигде в мире не покусились на пенсионные фонды, не упразднили их как самостоятельную структуру.

почему 2022 год называют точкой невозврата для Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

— Почему же в России Пенсионный фонд не является независимым?

— Потому что по факту контролируется государством и через него идут транзакции на меры социальной поддержки населения. Но, как я уже отмечал, более целесообразно было бы сосредоточить его функции только на выплате страховых пенсий по старости. Сейчас постоянно говорят о дефиците ПФР, хотя это, по сути, технический дефицит. Основные взносы в него приходят все-таки от работодателей. И надо понимать, что бюджет вносит в Пенсионный фонд деньги на выплату пенсий, например, госслужащим, но делает это как работодатель. А специфика дефицита и дополнительного трансфера средств из федерального бюджета заключается в необходимости заниматься социальной защитой. В ПФР, например, перечисляют бюджетные деньги на выплату пенсий инвалидам, чернобыльцам, лицам, пострадавшим от экологических катастроф,— это обязанность государства. За рубежом пенсионные фонды такого не делают, потому что заняты выплатами только страховых пенсий. Еще государство принимает решение о льготных тарифах на уплату взносов в ПФР для тех или иных отраслей. И кто в этом случае покрывает «недостачу» в бюджете фонда? Государство, конечно, раз уж оно и приняло такое решение. Так по гособязательствам и набегает… На будущий год, например, трансфер из бюджета в ПФР планируется на уровне 3,34 трлн рублей.

— Как вы относитесь к идее введения «пособия на бедность», чтобы пенсионеры получали фиксированный минимум, а все, кто хочет большего, пусть копят?


Кому грозит увольнение

— Это идея некоторых экономистов, которые в очередной раз предлагают реформировать пенсионную систему. В качестве лекала в этом случае была взята пенсионная система Великобритании. Государство там выплачивает пенсии всем в равной степени за счет общих налогов без отчисления каких-либо страховых взносов. На эти деньги может рассчитывать каждый британец, но они весьма невелики. Хочешь больше — копи. Введение аналогичной системы в России чревато тем, что миллионы будут вынуждены проживать на такое «пособие» — у нас же копить не с чего! По крайней мере, изрядному большинству сограждан, потому что их зарплаты, мягко говоря, невелики. Эксперимент с введением накопительной части пенсии, осуществленный в 2001–2014 годах, показал свою полную несостоятельность. Как, впрочем, и аналогичные эксперименты в ряде других стран мира (например, в Чили). Россиянин может начать копить в надежде получить в старости сколь-нибудь существенную сумму, только если у него зарплата от 100 тысяч рублей. Таких людей — не больше миллиона на всю страну. Основная масса ничего не сможет накопить. Плюс еще есть такой системный момент: как только прозвучит, что пенсии не связаны со стажем, будет потерян стимул работать долго, много и с белой зарплатой. Кроме того, следует добавить, что в Конституции по инициативе президента теперь есть статья, которая определяет солидарный и страховой принципы построения пенсионной системы, а значит, с юридической точки зрения предложения бесперспективны.

— Значит, налоговые вычеты и иные бонусы от ФНС не могут стать стимулом для развития добровольного накопления?

— Если у вас нет доходов, то хоть весь ваш «почти ноль» освободить от налогов, толку-то? Если медианная зарплата 33–35 тысяч рублей по стране и пусть даже два члена семьи ее получают (что уже фантастика для большинства российских семей), то при появлении одного ребенка или двух эта семья падает на уровень предбедности. Как им детей поднимать, покупать машины, решать жилищные проблемы? Пенсия далеко, и есть приоритеты поважнее. Логично, что люди будут делать ставку на покупку еды, оплату ЖКХ, учебы детей, транспорта.

— Развитие корпоративной пенсионной системы — выход?

— Она и так существует, но потихоньку схлопывается. Это одна из главных проблем негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — корпоративные пенсионные программы сворачиваются чем дальше, тем больше. Многие крупные корпорации уже отказались от своих пенсионных фондов, продали их, как, например, РЖД и ЛУКОЙЛ. Такие фонды теперь используются крупными банками для получения доступа к длинным деньгам. Рынок за эти годы сильно изменился. Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование.

— Вроде как говорили о гарантированном пенсионном плане?

— Гарантированный пенсионный продукт (ГПП) будет именоваться иначе и будет касаться отдельных категорий граждан, но зато в обязательном порядке.

Все потому, что власти внезапно осознали, что есть категории граждан, которые вообще выпадают из системы пенсионного обеспечения.

— Выходит, что это дополнительные 6 процентов к тем 22 с половиной, которые сегодня платят работодатели?

— Нет. У нас есть ряд категорий россиян, в отношении которых надо срочно принимать меры, иначе они к старости нищими будут. Например, самозанятые. С их доходов нет отчислений в ПФР, а значит, они не формируют пенсионные права. Для этой категории надо разработать опцию, которая позволит им создать пенсионные накопления на старость.

— Следует ли, на ваш взгляд, реформировать существующую систему пенсионных досрочников и тех, кто получает большое число надбавок?

— Это особенности их службы и работы. Во всем мире есть проблема, в том числе и в американской армии, намного более богатой, чем российская: и там не могут предложить военным зарплату, адекватную их риску и вкладу. Очень это дорого. Выход один — компенсировать нехватку денег социальным пакетом. Ведь люди работают в критических условиях: полицейскому, особенно участковому, в России приходится побегать по 10–12 часов в день 7 дней в неделю, поучаствовать во всех специальных и неспециальных мероприятиях. Как он в таких условиях сможет проработать до 60 лет? Никак. Взамен ему предлагается уйти на пенсию пораньше. И это правильно: или деньги, или нормальные условия работы (нормированный день, отсутствие риска для жизни и т.д.), или социальные гарантии (досрочная пенсия, добавки к выплатам и прочее).

— А страхование проблемы не решает?

— Застраховать можно смерть или инвалидность, а как страхование поможет заманить человека на такую работу? Вряд ли наличие такой страховки станет стимулом для найма. Потому что человек или рассчитывает на высокую зарплату за свою сумасшедшую работу, или желает получить гарантии того, что он терпит такой прессинг ограниченное время и потом получает за это бонусы. А страховой подход, чтобы платить по факту: мол, умрешь — заплатим, это скорее дестимуляция. К слову, досрочная и приличная пенсия для госслужащих во многих странах служит профилактикой коррупции: человек, попавшийся на взятке, лишается социального пакета.


Как могут ужесточить требования к пенсионной системе

— Но уж слишком таких людей много. Жаль, не могу сказать точно, какие суммы идут на пенсионные выплаты того же силового блока, данные засекречены, по крайней мере, в отношении спецслужб…

— Не так много, как кажется. Скажу так: пенсии у них небольшие, да и соцпакет не впечатляет. Что же до звучащего сегодня предложения уменьшить численность силового блока, напомню, как в свое время предлагали довести и численность больничных коек и медперсонала до европейского уровня. И что вышло? А все потому, что численность и плотность населения в России не соответствуют европейским нормам. Представьте, что мы сократим численность полицейских и участковых, а их и сейчас-то во многих городах и весях страны катастрофически не хватает. Да, на бумаге неплохо получилось с медициной, когда одна больница на несколько сел, но вот на практике выходит, что пока до нее доберутся страждущие, они могут и умереть. Простых пенсионных решений не бывает.

— Но если уменьшить пенсионную чехарду («Огонек» писал об этом в № 32 от 27 августа 2018 года ), может удастся выкроить средства на увеличение хотя бы минимальных пенсий?

— Не удастся. Все равно останутся обязательства в отношении тех, кто уже на пенсии. Можно попробовать увеличить пенсионное обеспечение, но тогда надо будет обозначить источник средств. На сегодняшний день таких долгосрочных источников нет. Фонд национального благосостояния (ФНБ) не поможет, он быстро кончится: в нем порядка 11 трлн рублей, а ежегодная потребность отечественной пенсионной системы — 7 трлн рублей. Хватит чуть больше, чем на несколько лет. Единственное, что может помочь,— решение стратегической задачи: развитие экономики. Ведь пенсионные отчисления зависят от величины зарплат и от количества занятых.

— В сухом остатке: нынешнюю пенсионную систему надо реформировать?

— Хорошо бы вообще прекратить дискуссию на эту тему. У россиян уже выработался рефлекс: как только в информационном пространстве начинаются разговоры о грядущих реформах, это вызывает сильнейшее беспокойство. Ничего хорошего сограждане не ждут. И они правы: до сих пор все объявленные государством проекты реформ не завершились ожидаемым эффектом.

— Это вы про «выхлоп» от повышения пенсионного возраста в этом году? Ждут примерно 48–50 млрд рублей…

— Отчасти. Дальнейшая работа для совершенствования пенсионной системы России мне видится планомерной, пошаговой, долгой и непубличной. В первую очередь надо отказаться от балльной системы подсчета пенсий, перейти к зарплатно-стажевым критериям. Чтобы человек видел в своем личном кабинете не какие-то баллы, а непосредственные отчисления, которые сделал в его пользу работодатель. Второе — следует прекратить играться с тарифами, нужно, чтобы все компании страны делали одинаковые страховые отчисления вне зависимости от вида экономической деятельности. ПФР должен формироваться за счет страховых взносов. Нельзя поддерживать какие-то отрасли экономики, создавая при этом проблемы для ПФР. В противном случае продолжится нынешняя практика, когда компании проходят перерегистрацию, только чтобы включить в перечень видов экономической деятельности такие, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов. Словом, когда все начнут платить, то удастся выровнять на рынке труда рабочую силу для всех секторов экономики, а потом и пополнить ПФР. Но главное — это усилия власти по развитию экономики. Повторюсь: только высокие доходы россиян позволят сдвинуть с мертвой точки телегу нашей пенсионной системы.

Зайцева Юлия Последние изменения: Сентябрь, 2020 441


Право на выбор пенсии предусматривает действующее пенсионное законодательство, которое, с одной стороны, позволяет осуществить выбор, а с другой, обязывает гражданина сделать его в пользу конкретного вида обеспечения. И далее о том, как осуществляется выбор пенсии, в пользу какого вида выплат можно его сделать, а также немного о том, что ждет пенсионеров в 2019 году в связи с реформированием системы.

    • Виды пенсий в РФ
    • Что выбрать: страховую или накопительную?
    • Кто имеет право выбора на пенсию?
    • Пенсионная реформа 2018/2019

    Виды пенсий в РФ

    Для того, чтобы сделать выбор в пользу конкретного вида пенсионного обеспечения, необходимо знать, какие их виды существуют.

    На данный момент есть система общеобязательного пенсионного обеспечения, которая формируется за счет отчислений работодателей и физических лиц. Главным управляющим органом является Пенсионный фонд. В соответствии с общеобязательным пенсионным страхованием пенсия может быть назначена двух видов:

    • Страховая. Это вид выплаты, который положен гражданину ежемесячно в связи с тем, что он достиг пенсионного возраста, утратил свою трудоспособность или у него есть другие основания для получения таких выплат. Страховая пенсия может быть трех видов:
    1. Пенсия по старости;
    2. Пенсия по инвалидности;
    3. Пенсия в связи потерей кормильца.
    • Накопительная пенсия. Эта та выплата, которая формируется за счет индивидуальных накоплений субъекта, а также за счет дохода, полученного от инвестирования средств в государственные и негосударственные пенсионные фонды. Такая часть пенсии доступна только для тех, кто рожден после 1967 года. Для людей старшего возраста накопительная часть пенсии по общеобязательному государственному обеспечению недоступна.

    Следует отметить, что на данный момент право выбора касательно накопительной пенсии у людей, которые уже работают и имеют некие накопления, утрачено. Выбор нужно было сделать до конца 2015 года: необходимо было принять решение, в какой пропорции будут распределяться отчисления работодателей: то ли на формирование страховой пенсии, то ли накопительной.

    Но право выбора для тех, кто начал работать официально только после 1 января 2014 года, не утрачено. В соответствии с законом, такие субъекты обязаны до конца года, в котором истекает пятилетний срок официальной работы, написать заявление на имя работодателя о выборе своего пенсионного обеспечения. То есть, если начал гражданин работать 1 января 2014 года, то до 31 декабря 2018 года он обязан сделать такой выбор. Но есть и возрастное ограничение – не позже 23 лет.

    Помимо страховой и накопительной пенсии, есть еще так называемая социальная пенсия, которая положена людям, которые достигли пенсионного возраста, но не соответствуют минимальным требованиям ПФ.

    Что выбрать: страховую или накопительную?

    Вопрос относительно того, какую пенсию выбрать, сложный. Конечно, преимущество накопительной части пенсии в том, что в теории и по действующему законодательству собственник накоплений имеет право их инвестировать, приумножая свои накопления. Кроме того, он имеет право ими распоряжаться. Такие деньги можно потратить на:

    • Медицинское обслуживание;
    • На образование;
    • В случаи чрезвычайного события в семье и т.д.

    Но главный минус в том, что само государство с 2014 до 2018 года приняло мораторий относительно накоплений граждан. Никто не может ими распоряжаться так, как хочет. И это немного обеспокоило граждан, ведь нет уверенности в том, что далее ситуация изменится.

    Именно поэтому, несмотря на большую прибыльность накопительной пенсии, все еще большая часть населения выбирает именно страховую пенсия. И пока это правильно, особенно в связи с высокими финансовыми рисками негосударственных пенсионных фондов.

    Кто имеет право выбора на пенсию?

    Может быть ситуация, когда пенсионер соответствует нескольким критериям, по которым назначаются разные виды пенсий. И люди ошибочно полагают, что они могут получать две пенсии. Но это абсолютное заблуждение. Например, если субъект может получать государственную социальную пенсию или страховую выплату, то он обязан сделать выбор в пользу одной. Правда, выбор субъект имеет сделать в пользу той, которая наиболее выгодна для него.

    Есть исключение из правил. По законодательству есть граждане, которым одновременно назначается сразу два вида пенсий. К этим гражданам относятся чернобыльцы.

    Люди, пострадавшие на ЧАЭС, получают возможность одновременно оформить следующие выплаты:

    1. Пенсия по инвалидности. Она может быть как страховой, так и государственной, выплачиваемой из бюджета федерации;
    2. Пенсия по старости. Она также может быть как страховой, так и государственной.

    Но в большинстве случаев, если человек получает пенсию по инвалидности, то с наступлением пенсионного возраста ему назначается уже пенсия по старости. Он обязан сделать выбор в пользу конкретного вида выплат.

    Такая же ситуация касается и всех льготных пенсий, которые назначаются за выслугу лет. Пока гражданин не достиг пенсионного возраста, то он получает пенсию от государства. Как только возраст достигнет пенсионного, то он должен сделать выбор в пользу одной выплаты: или по выслуге лет, или в связи с наступлением старости.

    Пенсионная реформа 2018/2019

    Рассматривая вопрос пенсионного выбора, нельзя не упомянуть о нововведениях, которые затронули данную сферу.

    Главная новость – это повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, а для мужчин – до 65 лет. Помимо изменения пенсионного возраста, людям предпенсионного возраста обещают большую социальную защиту, вплоть до освобождения от оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд и т.д.

    Время покажет, поскольку конечным годом реформирования должен стать 2028 год, то есть только через 10 лет можно полностью сказать об эффективности данных мероприятий.

    Читайте также: