Пенсия по экологии в казахстане будет или нет


Некоторые части нашей республики вследствие применения ядерного оружия и других пагубных климатических влияний были признаны зонами радиационного или экологического бедствия. Гражданам, проживавшим в этих регионах, законодательством предусмотрены различного рода поддержки в социальной и медицинской сферах.

Выплаты проживавшим при Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

В течение 40 лет на Семипалатинском ядерном полигоне проводились испытания ядерного оружия, вследствие чего возникло экологическое бедствие – причинен невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде, повысилась смертность и рост общей заболеваемости населения. Зонами экологического бедствия признаны вся территория Семипалатинской области, прилегающее к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской области.

Льготы могут получать лица, проживающие на территориях экологического бедствия, проживавших, работавших или проходивших службу (в том числе срочную). Зоны радиационного риска, классификация по видам льгот и по размерам выплат указаны в нижеприведенной таблице.

Зоны радиационного риска

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1949-1965 гг.

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1966-1990 гг.

Надбавка к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года, населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Дополнительная оплата труда населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Льготы и компенсации населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Зона чрезвычайного радиационного риска:

5,23 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

14 календарных дней

В данный момент проживающие на территориях экологического бедствия имеют право на льготы

Зона максимального радиационного риска

2,62 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

12 календарных дней

Зона повышенного радиационного риска

1,57 МРП за каждый год проживания

0,79 МРП за каждый год проживания

10 календарных дней

Зона минимального радиационного риска

1,05 МРП за каждый год проживания

0,52 МРП за каждый год проживания

7 календарных дней

Территория с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 гг.

0,26 МРП за каждый год проживания

5 календарных дней

Дополнительные особенности для граждан, проживавших в установленные периоды в зонах Семипалатинского ядерного полигона

Единовременную денежную компенсацию могут получить лица, проживавшие в периоды радиационного риска, вне зависимости от их нынешнего проживания.При этом,население, ныне проживающее на территориях подвергшихся радиационному воздействию, имеют право на получение дополнительной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

  • Первоочередная медицинская помощь. Статьей 17 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и проведение их комплексного медицинского обследования осуществляются учреждениями здравоохранения по месту их жительства или работы. Внеочередное специализированное медицинское обслуживание этих лиц осуществляется всеми государственными учреждениями здравоохранения на территории Республики Казахстан.
  • Пенсионное обеспечение. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимальногорадиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, имеют право на назначение пенсионных выплат:
    1. мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее двадцати пяти лет;
    2. женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее двадцати лет.
  • Специальное государственное пособие.
  1. Лица, принимавшие непосредственное участие в ядерных испытаниях и учениях в период с 1949 по 1990 годы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, приравниваются по льготам и гарантиям к участникам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 6,19 МРП;
  2. Граждане, у которых инвалидность связана с испытанием ядерного оружия приравниваются по льготам и гарантиям к инвалидам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 7,55 МРП.

Для получения льгот гражданам РК, которые подвергались излучениям (в вышеупомянутый период) и проживавшим в зонах радиационного риска, необходимо предварительно зарегистрироваться и получить удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Для этого в Государственной корпорации «Правительство для граждан, необходимо подать заявление с приложением документов подтверждающих проживание, работу, службу или обучение в районах радиационного бедствия.

Документами, подтверждающими факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска, наряду с ранее выданным удостоверением и удостоверением, выданным в порядке, установленном вышеназванным постановлением, являются:

  • архивные справки, справки сельских, поселковых (аульных) Советов народных депутатов, жилищно-эксплуатационных управлений, домоуправлений, акимов поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, кооперативов собственников квартир;
  • трудовая книжка;
  • диплом об окончании учебного заведения;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении, аттестат о среднем образовании, свидетельство об окончании основной школы.

Выдача удостоверения о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне осуществляется в течение 5 рабочих дней специальной комиссией, созданной при акимате по месту жительства заявителя. В комиссию подается заявление с приложением документов, подтверждающих факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска.

Экологическое бедствие в Приаралье

Интенсивное опустынивание казахстанской части Приаралья вызвал спад благоприятных условий жизни населения, в частности, повышение роста заболеваемости. По этим причинам некоторые зоны Кызылординской, Актюбинской, Туркестанской и Карагандинской областей были признаны зонами экологического бедствия. В этой связи, населению, проживающему в экологически неблагоприятных районах оказываются следующие меры социальной защиты:

Зоны экологического бедствия

Граждане, относящиеся к пострадавшим в данной зоне экологического бедствия

Коэффициент к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года

Дополнительная оплата труда, степендии

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Льготы и компенсации

Зона экологической катастрофы:

12 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического кризиса:

9 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического предкризисного состояния:

7 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада



Бывший житель Усть-Каменогорска просит "узаконить" экологические отпуска и надбавки к зарплате для тех казахстанцев, которые выехали за пределы "зоны поражения" Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП). Сейчас активист живет в Алматы. В это же время в Астане суд вынес решение в пользу бывшего устькаменогорца, который уже три года не получает льгот. В ответ в Министерстве здравоохранения и социальной защиты готовят законопроект. Госмужи хотят раз и навсегда определить статус пострадавших от воздействия СИЯП. В таком случае экологическое удостоверение уже наверняка будет действовать только в пределах нескольких областей., передает корреспондент YK-news.kz.

Буква закона

Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", пожалуй, один из самых неоднозначных нормативных актов в стране. Разбирательства о том, кому положены, а кому нет ежемесячные надбавки и отпуск по 13-й статье закона, не раз доходили до Верховного суда. Зачастую добиться ответа на острый вопрос могут лишь самые целеустремленные и юридически подкованные граждане.

Напомним, согласно закону, вся территория бывшей Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зонами, пострадавшими от его воздействия. Усть-Каменогорск в тексте документа отнесли к зоне повышенного радиационного риска. Пострадавшим устькаменогорцам положены единовременная компенсация, 10 дней в году дополнительного оплачиваемого отпуска и 1,5 МРП (3 181 тенге) доплаты к основному заработку ежемесячно.

Тут начинается самое интересное.

Согласно статье 2 закона, его действие распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия и выехавших из указанных районов и городов на другое место жительства на территории Республики Казахстан.

А вот в статье 13, где речь идет конкретно об отпусках и надбавках, указано, что право получать социальную поддержку имеют граждане, проживающие на территориях. Получается, что тех, кто жил в Усть-Каменогорске раньше, а теперь уехал, эта поддержка не касается. Зато ее вполне могут получить те, кто переехал в ВКО, скажем, год назад и не имеет экологического удостоверения.

Без бумажки.

Об этих противоречиях говорят и специалисты Генеральной прокуратуры РК.

"Результаты анализа данного закона в 2012 году показали невозможность его однозначного толкования, — говорится в официальном письме главного надзорного ведомства страны. — По закону гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, статус которых подтверждается удостоверением, предусмотрены гарантии и компенсации, а населению, проживающему на перечисленных в законе территориях, — меры социальной поддержки. Генеральной прокуратурой неоднократно направлялись письма в Правительство Республики Казахстан о необходимости внесения изменений и дополнений в закон".

По мнению казахстанских юристов, экологические доплаты и отпуска могут получить вообще все, кто живет сейчас в бывшей зоне воздействия полигона. Неважно, находился ли человек тут в 1949 — 1990 годах или нет и есть ли у него экологическое удостоверение.

— Люди, которые не проживали в Усть-Каменогорске во время испытаний, но проживают сейчас, получают эти льготы, хотя у них нет экологического удостоверения, — комментирует управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Ануарбек Скаков. — Суд исходит буквально из трактования нормы, где написано "проживающие имеют право". На основании этого буквального значения он всем обязывает предоставлять эти льготы. Положена и надбавка, и дополнительные дни отпуска. По этому поводу есть немало судебных решений: когда работодатель отказывается от выплат, суд обязывает их производить.

Сами мы не местные

Если же житель ВКО решится переехать в другой регион страны, то он рискует лишиться привычных "экологических" и 10 дополнительных дней отпуска сверх положенных 24.

— Я перебрался в Астану из Усть-Каменогорска три года назад, — рассказывает Ануарбек Скаков. — Новый работодатель не выплачивал мне доплату. Мы от имени Казахстанской лиги юристов неоднократно обращались за разъяснениями норм закона в профильное министерство, в прокуратуры Астаны, ВКО, в Генеральную прокуратуру. Они не могли дать нам внятного объяснения. Также мы посылали запросы в специальные научные учреждения, которые занимаются изучением вреда от радиационного излучения, в частности, в НИИ Семея. В заключении специалистов сказано, что если человек пострадал от ядерных испытаний, проживая в тот период в зоне экологического бедствия, то негативный эффект сохраняется до конца жизни. То есть неважно, живет ли он в настоящее время в зоне загрязнения или нет, он всю жизнь будет считаться пострадавшим. Мы подали в суд, и он удовлетворил наш иск, обязав работодателя выплатить мне надбавку и предоставить оплачиваемый отпуск.

Ход этого процесса повлек бурные обсуждения в социальных сетях, особенно среди людей, которые, уехав из ВКО, лишились законных прав.

— Дело рассмотрел суд первой инстанции, — поясняет господин Скаков. — Работодатель наверняка обжалует решение в вышестоящей инстанции. Мне много пишут в соцсетях. Люди, оказавшиеся в подобной ситуации, тоже готовы подать в суд, они ждут отклика по нашему иску.

Если юристы идут по судебному пути, то дипломаты стараются решить проблемы на законодательном уровне.

— Я заинтересовался этой темой, когда учился в университете по специальности "международные отношения", — рассказывает свою историю бывший житель ВКО Равиль Будуков. — У меня была дипломная работа, посвященная нераспространению ядерного оружия. Я устроился на работу в Алматинской области, два года назад хотел воспользоваться экологическим отпуском. Но мне отказали, сославшись на то, что действие закона не распространяется за пределы пострадавшей от полигона зоны. Я написал в Министерство здравоохранения и социального развития, Мажилис, Сенат и администрацию президента. И всюду получал один ответ: льготы действуют только в зонах, пострадавших от полигона. После того как покидаешь территорию, соцподдержка теряется.

Тогда активист опубликовал в соцсети открытое обращение к президенту страны с просьбой распространить действие 13-й статьи закона на всех жителей зоны воздействия полигона: и нынешних, и тех, кто уже покинул эти места.

Ответный жест

В Министерстве здравоохранения и социального развития сейчас готовят концепцию по внесению изменений в "полигонный" закон. Мы ознакомились с ее основными положениями.

"Действующие нормы дают возможность получения льгот гражданам, не только проживающим на предусмотренных законом территориях, но и выехавшим на постоянное место жительства в другие регионы страны, — гласит документ, подготовленный в министерстве. — Следовательно, любой гражданин, прибывший на предусмотренные законом территории для временного проживания, подпадает под его действие. Указанные лица, впоследствии выехав в другие регионы, могут претендовать на предусмотренное материальное обеспечение на равных условиях с пострадавшими (гражданами, имеющими удостоверение). Таким образом, действующие нормы закона о СИЯП дают возможность получения указанных льгот любому гражданину республики независимо не только от статуса, но и от фактического проживания, что впоследствии может привести к необоснованным по существу и значительным по размеру бюджетным затратам".

Проще говоря, госмужи предлагают четко прописать в нормативных актах, что люди, уехавшие с территории воздействия полигона, пострадавшими больше считаться не должны.

— Государственные органы стоят на страже государственных интересов, — комментирует Ануарбек Скаков. — Если всем будет положена эта компенсация, значит, из бюджета должны выделяться деньги. Люди ведь работают не только в частных компаниях, но и на государственной службе, где им также сейчас не выплачивают эти средства. Мы считаем, что по смыслу закона, по его духу, льготы положены всем пострадавшим, а слова, написанные в статьях по-разному, — это уже технический момент.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

2021 год должен быть намного лучше 2020 года, судя по обещаниям.


Устойчивый тенге, казахстанская вакцина, повышение пенсий, помощь животным, шерифы и LRT: редакция Liter.kz расскажет, какой Казахстан нам обещает Правительство в 2021 году.

ЧИТАЙТЕТАКЖЕ

Пропавших воспитанниц Дома юношества ищут в Усть-Каменогорске

Токаев подписал закон, разрешающий трудовым мигрантам получать пенсию из ЕНПФ

Казахстанская вакцина от коронавируса

Начнем с одной из, пожалуй, самых обсуждаемых тем – казахстанская вакцина от коронавируса.

Около 2,8 млн казахстанцев (15% от всего населения) получат прививку от коронавируса. Учитывая поручение Главы государства, в Минздраве предложили увеличить количество людей, подлежащих вакцинации против КВИ. Дополнительно предлагается включить сотрудников МВД, МЧС, Минобороны, медико-социальных учреждений, а также социальных работников, студентов и призывников. При этом в ведомстве уточнили, что прививки будут ставить после того, как препарат пройдет третью фазу испытаний.


Фото: Liter.kz/Илья Астахов

Третий этап проверки отечественной вакцины запланирован на 24 апреля 2021 года. Казахстанская вакцина, по мнению главного санврача страны Ерлана Киясова, не уступает ни российскому, ни американскому аналогам. Она разработана в Научно-исследовательском институте в Жамбылской области и апробирована уже на 200 испытуемых.

Пенсия и пенсионный возраст

31 марта 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу заявил, что казахстанцам увеличат пенсии и пособия.

«Мною приняты решения по поддержке государства и бизнеса. Первое: поручаю проиндексировать пенсии и государственные пособия, включая адресную социальную помощь, на 10% в годовом выражении», — сказал Президент Казахстана.

Уже 1 апреля 2020 года стало понятно, что поручение Президента выполняют — пенсии действительно повысили. Размер минимальной пенсии на 1 апреля 2020 года увеличился до 40 441 тенге (около 93 долларов). Раньше казахстанские пенсионеры получали 38 636 тенге (89 долларов).

25 ноября 2020 года Глава государства заявил, что пенсии и пособия для казахстанцев будут повышаться на уровень инфляции каждый год.

Если кто-то надеялся, что пенсионный возраст уменьшат, то такое не планируется. В Казахстане в 2020 году по закону мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – по достижении 59,5 лет. Ежегодно возраст выхода на пенсию для женщин увеличивается на полгода, правда, до сих власти обсуждают возможность получения пенсий раньше положенного срока – в 51,5 года (тоже для женщин). Это при условии, если они накопят 14,5 млн тенге.

Еще власти обещают, что с 2021 года казахстанцы смогут снимать свои пенсионные накопления. Чтобы снять деньги со счетов в ЕНПФ для покупки жилья и лечения, казахстанцам нужно будет накопить свыше 2,5 млн тенге.

По подсчетам экспертов, в 2021 году более 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям.

Как только те, у кого есть необходимая сумма на счету, обрадовались, появилась новость, что при снятии пенсионных накоплений нужно будет уплатить 10%-й индивидуальный подоходный налог. Одно облегчение – оплатить его можно будет не сразу. Государство даст отсрочку, а поговорить об этом и проверить на деле мы сможем позже.

Экономика Казахстана в 2021 году вырастет

Экономика Казахстана, согласно ожиданиям Правительства, по итогам 2020 года покажет отрицательные значения — на уровне минус 2,1%, а в 2021 году будет рост — до 2,8%.

«Среднегодовой рост ВВП при базовом сценарии составит 4,0%. Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 2,8% в 2021 году. В 2025 году он достигнет 4,6%», — сказал на пленарном заседании Мажилиса министр национальной экономики Руслан Даленов.

В проекте республиканского бюджета на 2021-2023 годы власти ожидают снижение уровня инфляции до 4-6% в 2021-2022 годах и до 4-5% в 2023 году. Объем добычи нефти прогнозируется на уровне 86 млн тонн в 2021 году, с ростом до 100,8 млн тонн в 2023 году при стоимости 35 долларов за баррель.

Тенге может укрепиться в 2021 году

Валюты Казахстана и России могут окрепнуть, а нефть может подорожать до 50 долларов в 2021 году. Об этом писал «Курсив». Такое предположение озвучили, конечно, не специалисты Нацбанка, а международные эксперты на конференции по развивающимся и пограничным рынкам, но представить их в материале показалось логичным, учитывая, что Даленов прогнозирует подъем экономики.

«Прогноз относительно мировых цен на нефть, конечно, сохраняет важность для Казахстана, в частности, для его национальной валюты. С учетом того, что у этой страны есть серьезные фундаментальные показатели, накопленные резервы и отсутствие политических рисков. Но, опять же, с учетом нашего базового сценария, куда заложены цены на нефть по 50 долларов, стоит ожидать дальнейшего укрепления тенге», – сообщила экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.

Получат ли казахстанцы 42 500 тенге в 2021 году

Несмотря на то, что коронавирус будет держать в тисках страха весь мир еще несколько лет, пока не утвердят вакцину, казахстанцы могут не рассчитывать на пособие в 42 500 тенге в 2021 году, ведь денег на это в бюджете не предусмотрено. Об этом сказал глава Минтруда Биржан Нурымбетов.

Вместе с этим министр отметил, что у Правительства есть план мероприятий по предотвращению негативных последствий.

Казахстанским полицейским увеличат зарплату

Президент РК заметил, что у полицейских и других сотрудников МВД низкая зарплата. Учитывая, что они стоят на передовой в борьбе с коронавирусом, отвечают за безопасность в стране, да и, в целом, работа у них тяжелая, – низкие зарплаты совсем не красят власть. В связи с этим Глава государства поручил в течение трех лет увеличить их заработок на 30%.

В Казахстане будет новая амнистия

В 2021 году по случаю 30-летия Независимости Казахстана пройдет амнистия привлеченных к уголовной ответственности. Это касается только тех, кто совершил преступления, не несущие серьезную угрозу безопасности граждан и государства в целом. Об этом распорядился Президент Казахстана.

LRT в Нур-Султане

Эпопея со строительством LRT в Нур-Султане продолжается не один год. Вопрос строительства надземного метро в столице остается открытым.

Ранее корреспондент редакции беседовал с акимом Нур-Султана Алтаем Кульгиновым и узнал, когда планируют достроить LRT. Тогда глава города четко заявил, что проект LRT завершат в 2021 году.

Какие инвесторы будут достраивать нерадивый объект и сколько еще для этого понадобится денег, будет известно в конце 2020 года. Об этом сказал заместитель акима Нур-Султана Бактияр Макен.

Напомним, на строительство LRT уже потратили порядка 156 млрд тенге, но проект закрыли из-за крупного хищения. Столбы назвали памятником коррупции в Казахстане. При этом главные виновные находятся в международном розыске. Семеро участников коррупционного скандала находятся на скамье подсудимых. Общая сумма ущерба по обвинительному акту составила более 5,8 млрд тенге. Подсудимых обвиняют в создании и руководстве организованной группой и присвоении и растрате вверенного чужого имущества. Часть из них признала свою вину.

Отношение к животным изменится

2020 год поверг всех казахстанцев в шок после многочисленных новостей о жестоком обращении с животными.

Liter.kz писал и об изнасиловании собак, и о том, что собаку душили дверцей, и о детях, которые плохо обращались с котятами. И это только малая часть всех случаев, которые осветили СМИ, а ведь есть и те, что не попадают в поле зрения ни волонтеров, ни полиции, ни общественности… никого.

На жестокое обращение с животными в Казахстане обратила внимание даже известная киноактриса Брижит Бардо, которая написала письмо Касым-Жомарту Токаеву — это была просьба помочь проведению работы по защите собак и других животных.

В свою очередь, Глава государства, ответив на письмо, отметил, что казахстанцы – милосердная нация, и сказал о необходимости уделять внимание не только защите наших людей, включая детей, но и защите животных.

После этого начались обсуждения по закону о защите животных.

«Что касается закона о защите животных — законопроект разработан. В ближайшее время будет внесен в Мажилис Парламента РК. И на площадке Парламента начнется обсуждение с общественностью», — сказал в сентябре глава Минэкологии Магзум Мирзагалиев.

Как новый закон будет защищать братьев наших меньших, чего именно коснутся изменения — будет известно в 2021 году.

В Нур-Султане, кстати, уже предложили ввести в школах уроки доброго отношения к животным.

Казахстанские шерифы

Перейдем к более необычным новостям, которые хотят претворить в жизнь.

К примеру, 5 октября 2020 года стало известно, что в Казахстане планируют создать свою структуру шерифов, как в США.

«Мы планируем изучение модели шерифов, распространенной в США, Великобритании и в Канаде. В этом нам готово оказать содействие посольство США», — объяснил начальник Департамента кадровой политики Министерства внутренних дел РК Айдар Сайтбеков.

Пока инициатива осталась инициативой, но общество, судя по отклику на новость в социальных сетях, ждет, как и когда по просторам казахстанских степей начнут ходить шерифы и наводить порядок.

Инспектор Минэкологии в Темиртау

Ну и завершим мы наш список обещаний августовской новостью, когда сам глава Минэкологии Магзум Мирзагалиев сообщил, что в Темиртау направят инспектора для контроля экологической ситуации в городе.

Мирзагалиев подчеркнул, что инспектор будет жить в городе и оперативно докладывать об экологических нарушениях и проблемах.

«Что касается отдельного эколога в Темиртау, нами такое ранее не практиковалось, но месяц назад, когда мы встречались с общественностью города, этот вопрос тоже поднимался. Мы его решили. Мы выделяем отдельного экологического инспектора, который будет жить и работать в Темиртау, чтобы своими глазами и носом, как говорится, он чувствовал и видел экологические проблемы, которые есть, и оперативно направлял информацию. Этот вопрос мы решили», — сказал Мирзагалиев.

Все ведь знают, что Темиртау славится своими заводами и черным снегом? А то, что почти 80% всех загрязнений можно найти в Карагандинской области, заявил сам аким региона.

Обещания министра пока остались обещаниями, потому что новостей об инспекторе пока нет. В пресс-службе ведомства сообщили, что с момента заявления министра проводится конкурсный отбор, после которого решат, кто же поедет контролировать экологическую обстановку в городе. Видимо, пока не решили, а когда решат, мы узнаем чуть позже. Судя по тому, что до конца 2020 года остался месяц, то уже в 2021 году. Чтобы не строить догадок и быть точными, редакция Liter.kz отправила официальный запрос в Минэкологии.

На этом, конечно, список обещаний не закончился. Их было много, и мы за всеми следим. Будьте уверены.

Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года № 1468-XII.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. См. Указ Президента, имеющий силу Закона, от 20 марта 1994 г. N 1612 "О мерах по упорядочению льготирования и компенсационных выплат", Закон РК от 12 июля 1994 г. N 119 "О действии статей некоторых законодательных актов Республики Казахстан".

Аральская проблема, как крупнейшая экологическая катастрофа планеты, приобрела острейший характер. Исходя из этого постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 18 января 1992 года "О неотложных мерах по коренному преобразованию условий проживания населения Приаралья", казахстанская часть Приаралья объявлена зоной экологического бедствия.

Интенсивное опустынивание и устойчивые необратимые процессы деградации окружающей природной среды, ухудшение условий жизни, рост заболеваемости вызвали новые социально-экономические и экологические ситуации, требующие законодательного решения и правового регулирования мер социальной защиты населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Цели и задачи Закона

Настоящий Закон призван обеспечить социальную защиту граждан, пострадавших в результате Аральской экологической катастрофы и определяет их статус, классификацию территорий, устанавливает компенсации и льготы лицам, нуждающимся в мерах социальной реабилитации, закрепляет принципиальные подходы к формированию системы охраны жизни и здоровья населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах, обеспечения условий устойчивой жизнедеятельности, приоритетного снабжения населения экологически чистыми продуктами питания, медицинскими средствами, питьевой водой, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Закон определяет основной механизм реализации мер по решению социальных проблем Приаралья.

Статья 2. Классификация экологически неблагополучных территорий казахстанской части Приаралья

С учетом степени тяжести сложившейся экологически неблагополучной обстановки, влияния опустынивания и загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека, а также на основании концепции Академии наук Республики Казахстан территория экологического бедствия в Приаралье подразделяются на следующие зоны:

экологического предкризисного состояния.

Статья 3. Зона экологической катастрофы

1. Основными критериями определения границ зоны экологической катастрофы являются:

устойчивый рост смертности населения;

вынужденная миграция по экологическим причинам;

превышение нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, угрожающих жизни населения;

полное разрушение экосистем и потеря ими способности к самовосстановлению;

катастрофическое обмеление водных объектов, превышающее вековые колебания.

2. В зону экологической катастрофы входят территории Аральского и Казалинского районов Кызылординской области, Челкарского района Актюбинской области.

Сноска. Статья 3 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 4. Зона экологического кризиса

1. Основными критериями определения границ зоны экологического кризиса являются:

устойчивый рост специфической заболеваемости населения;

превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде в размерах, опасных для здоровья населения;

сокращение видового состава и нарушение структурной целостности экосистем, снижение биопродуктивности экосистем на 75 процентов;

кризисное обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического кризиса входят территории районов Кызылординской области (кроме указанных в статье 3), город Кызылорда и город Байконыр, включая населенные пункты, входящие в его административно-территориальное подчинение.

Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 5. Зона экологического предкризисного состояния

1. Основными критериями определения границ зоны экологического предкризисного состояния являются:

устойчивый рост заболеваемости населения, имеющий причинную связь с экологическим кризисным состоянием;

устойчивое превышение нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей природной среде;

сокращение количественного видового состава экосистем и падение их биопродуктивности не менее чем на 50 процентов;

обмеление водных объектов, превышающее среднемноголетние колебания.

2. В зону экологического предкризисного состояния входят территории Байганинского, Иргизского, Мугалжарского (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирского районов Актюбинской области; Арысского (в том числе город Арысь), Отрарского, Сузакского, Чардаринского районов, города Туркестана и сельских округов Шага, Жана-Икан, Ески Икан, Ушкайык, Иассы, Орангай, Карашык, Жуйнек, Бабайкорган, Шорнак, Жибек жолы, Майдантал города Кентау Туркестанской области, а также Улытауского района (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области.

Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 04.11.1997 № 186 (вводится в действие с 17.06.1997); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Раздел II. Статус граждан, пострадавших вследствие
экологической катастрофы и кризисных ситуаций
в Приаралье

Статья 6. Статус граждан, пострадавших вследствие экологической катастрофы

К пострадавшим вследствие экологической катастрофы относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 10 лет с 1970 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологической катастрофы (включая детей в возрасте до десяти лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 3 лет.

Статья 7. Статус граждан, пострадавших вследствие экологического кризиса

К пострадавшим вследствие экологического кризиса относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 15 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического кризиса (включая детей в возрасте до 15 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 5 лет.

Статья 8. Статус граждан, пострадавших вследствие влияния экологического предкризисного состояния

К пострадавшим вследствие экологического предкризисного состояния относятся:

1) граждане проживающие или проживавшие не менее 20 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического предкризисного состояния (включая детей и подростков в возрасте до 18 лет);

2) граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 7 лет.

Статья 9. О порядке регистрации граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия

Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Изменения границ зон экологического бедствия, пострадавших вследствие экологического бедствия

Сноска. Статья 10 исключена Законом РК от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10-1. Изменения границ зон экологического бедствия, пострадавших вследствие экологического бедствия

Границы зон экологического бедствия в пределах зоны экологической катастрофы, экологического кризиса и экологического предкризисного состояния, а также статус граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия, изменяются путем внесения изменений и (или) дополнений в настоящий Закон в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Раздел II дополнен статьей 10-1 в соответствии с Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Раздел III. Социальная защита граждан, проживающих
в зоне экологического бедствия

Статья 11. Приоритеты в обеспечении продуктами питания, качественной питьевой водой

Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы приоритетно обеспечивают население зон экологического бедствия экологически чистыми продуктами питания и качественной питьевой водой.

Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 12. Организация медицинского обслуживания, финансирование и материальное снабжение здравоохранения

Правительство Республики Казахстан гарантирует населению зоны экологического бедствия:

1) увеличение норм ассигнований на содержание медицинских учреждений из расчета на одного жителя в зоне экологической катастрофы в 1,5 раза, в зоне экологического кризиса в 1,3 раза и в зоне экологического предкризиса в 1,15 раза;

2) обеспечение целевого выделения медицинской техники, лекарственных средств;

3) периодическое комплексное медицинское обследование всего населения региона, предоставление медико-санитарной и медико-социальной помощи во всех клиниках, медицинских центрах республики и других медицинских учреждениях по направлениям соответствующих органов здравоохранения.

Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 13. Социальная поддержка населения

1. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливаются:

1) граждане, проживающие в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на пенсию с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы - 1,5;

экологического кризиса -1,3;

2) оплата труда, стипендии с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:

экологической катастрофы - 1,5

экологического кризиса - 1,3

экологического предкризисного состояния - 1,2

3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам:

экологической катастрофы - 12 календарных дней

экологического кризиса - 9 календарных дней

экологического предкризисного состояния - 7 календарных дней

4) одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат.

2. Пенсионерам и инвалидам, проживающим в зоне экологического бедствия, предоставляется право на:

4) преимущественное обеспечение местами в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 19 июня 1997 г. N 134. Действие пункта 2 статьи 13 приостановлено до 1 января 2000 года - Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года - Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения - Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 . См. постановление Конституционного Совета РК от 29 апреля 2005 года N 3

Статья 14. (Статья 14 исключена - Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374 )

Статья 15. Дополнительные компенсации и льготы к лицам, пострадавшим вследствие экологической катастрофы

Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья;

Сноска. Подпункт 4) - в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88. Действие статьи 15 приостановлено до 1 января 2000 года - Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года - Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения - Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 .

Статья 16. Дополнительные компенсации и льготы лицам, пострадавшим вследствие экологического кризиса

Лица, указанные в статье 7 настоящего Закона, имеют право на:

3) безвозмездное получение в собственность занимаемого жилья;

Сноска. Подпункт 4) - в редакции Закона РК от 2 апреля 1997 г. N 88. Действие статьи 16 приостановлено до 1 января 2000 года - Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374; до 1 января 2003 года - Законом РК от 16 ноября 1999 г. N 481 (вводится в действие с 1 января 2000 года). Внесены изменения - Законом РК от 23 декабря 2004 г. N 21 .

Статья 17. Компенсации и льготы лицам, выехавшим из зоны экологической катастрофы

1. Лица, указанные в статье 6 настоящего Закона, имеют право на:

1) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с их профессией и квалификацией, или при отсутствии таковой, предоставление другой работы с учетом их желания или возможности обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке заработной платы на период обучения;

2. Инвалиды I и II групп по причине экологического бедствия имеют право на первоочередное получение жилья по новому месту жительства, за исключением областных центров, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан.

Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 23.12.2004 N 21 ; от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 18. Компенсация и льготы лицам, направленным или переехавшим по свободному найму на работу в зону экологического бедствия

Лица, направленные или переехавшие по свободному найму на работу в зону экологического бедствия, имеют право на:

3) первоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам, нуждающимся в жилище, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.

Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 23.12.2004 N 21 ; от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 19. Социальные гарантии и компенсации безработным в зоне экологического бедствия

Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы обеспечивают:

1) приоритетное направление финансовых и материальных средств на создание новых рабочих мест, организацию оплачиваемых общественных работ;

2) условия для трудоустройства мигрантов из зоны экологической катастрофы в экологически благополучные регионы республики;

3) (Подпункт 3 исключен - Законом РК от 7 апреля 1999 г. N 374)

4) преимущественное (путем установления квот) поступление в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, по приобретению остродефицитных профессий, необходимых для решения проблем Приаралья, а также на курсы для профессионального обучения с обязательным представлением общежития на время учебы.

Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 20. Основания для изменения и прекращения выплаты компенсаций и предоставления льгот

Выплата компенсаций и предоставление льгот изменяются и прекращаются в случаях изменения статуса территории и статуса граждан в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 21. Распространение действия настоящего Закона на граждан других государств, пострадавших вследствие экологического бедствия в казахстанской части Приаралья

Граждане, проживающие за пределами Республики Казахстан и пострадавшие в результате экологической катастрофы или экологического кризиса в казахстанской части Приаралья, пользуются всеми льготами, предусмотренными настоящим Законом, в соответствии с принятыми межгосударственными соглашениями.

Раздел IV. Организационный и экономический механизм
реализации настоящего Закона

Статья 22. Финансовое обеспечение и механизмы реализации настоящего Закона

Реализация положений, предусмотренных настоящим Законом по социальной защите граждан, финансируется за счет республиканского и местных бюджетов, а также средств организаций и предприятий, добровольных взносов, благотворительной помощи.

Экологическое оздоровление и социально-экономическое развитие казахстанской части Приаралья осуществляются на основе конкретных проектов, документов Системы государственного планирования Республики Казахстан с учетом требований настоящего Закона.

Сноска. Статья 22 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 23. Контроль за реализацией настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами.

Сноска. Статья 23 в редакции Закона РК от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица и граждане несут ответственность за невыполнение требований настоящего Закона в соответствии с законами Республики Казахстан.

Сноска. Статья 24 с изменением, внесенным Законом РК от 22.07.2011 № 479-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Читайте также: