Подняли ли пенсионный порог


В 2021 году границы пенсионного возраста снова изменились, что станет настоящим препятствием для тех потенциальных пенсионеров, которые бы могли отправиться на заслуженный отдых по старым правилам. Система увеличения пограничного возрастного порога является частью пенсионной реформы, которую называют непопулярным решением.

Предыстория повышения пенсионного возраста

Ошибочно полагать, будто возвращение к первоначальной системе выхода на пенсию – хороший выход из положения. По крайней мере, Оксана Синявская, которая является представителем НИУ ВШЭ, полагает, что сильно это делу не поможет. В лучшем случае можно рассчитывать на краткосрочное улучшение положения.

Решение о смещении порога пенсионного возраста было подписано президентом в 2018 году, но с тех пор количество противников пересмотренного законодательства не уменьшается.

Технически показатель выхода не пенсию оставался в стране неизменным с 1967 года. Для многих граждан установленные полвека назад рамки считаются единственно приемлемыми, так как о других никто и не задумывался. Люди настолько привыкли к такого рода стабильности, что заранее начинали строить планы касательно того, как будут складываться их дела после начала официального отдыха.

Нововведение сильно сместило распланированную на много лет вперед стратегию. Не смутило россиян и то, что многие страны после 90-х годов уже успешно провели аналогичные реформы.


После вступления государства на путь новейшей истории власти довольно долго вообще отрицали то, что собираются смещать пенсионные рамки. Когда же чиновники все же приняли непопулярное решение, многих это удивило. Реакция была не менее бурная, чем после того, как в стране отказались от части соцльгот, что было произведено в 2005 году и спровоцировало волны недовольства.

Причины недовольства тех, кто не станет пенсионером в 2021 году

По свидетельствам исследования, проведенного специалистами «Левада-центра», почти половина граждан проголосовала за то, что пенсионная реформа стала главным событием года. Такие результаты были и в 2018 году, и годом позже. Даже теперь россияне негативно относятся к нововведениям. Другие социологические исследования демонстрируют, что граждане РФ в большинстве своем выступают за откат до старых пенсионных возрастов.

Эксперты связывают столь острую реакцию с тем, что качественной разъяснительной работы проведено не было. Речь идет о людях, которые попали в границы повышения.


Пока что прошло не особенно много времени для того, чтобы подвести итоги по части экономического эффекта от проведенной реформы. Больше всего новшества затронули мужчин, которые родились в период с 1959 по 1960 годы, а также женщин, рожденных с 1964 по 1965 годы. Затронули и интересы некоторых пенсионеров чуть младшего возраста, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию.

Пенсионный возраст снова изменится

Чтобы гражданам, которые попали в так называемую категорию предпенсионеров, было проще, им представили подробную таблицу. При этом специалисты отметили, что опасения касательно связи повышения пенсионного порога с влиянием на уровень занятости населения, на практике так и не оправдались.


Готовятся аналитики и к тому, что в последующие годы будет крайне проблематично выделить чистые эффекты влияния пенсионной реформы на экономику страны. Нововведение натолкнулось на проблемы, связанные с экономическими последствиями длительной самоизоляции из-за коронавируса. Тут учитывается то, что сокращенный фонд зарплаты уменьшает страховые доходы ПФ. Из-за этого выделить положительный эффект от увеличения пенсионного порога становится практически невозможно.

Почти весь прошлый год , тема повышения пенсионного возраста была самой обсуждаемой. Точнее назвать обсуждением то что произошло, можно лишь при большом желании. Народ просто в очередной раз обманули и наглядно показали ему, что считаться с его интересами больше не будет никто.

Странно, что мало кто задумался над тем, а зачем властям это понадобилось. Версия Президента и правительства заключалась в том, что население стареет, соотношение между работающими и пенсионерами уменьшается и соответственно денег на "достойные пенсии" становится все меньше. Версия народа звучала иначе "Разворовали сволочи все деньги". Так давайте для начала рассмотрим обе эти версии.

Что может дать правительству такое повышение пенсионного возраста в плане экономии финансов. Как всегда пользуясь только официальными данными можем это посчитать. Итак такое увеличение приведет к сокращению числа пенсионеров в течении 5 лет примерно на 8,5 миллионов человек. Откуда взялась такая цифра. Всего пенсионеров около 36 млн человек из них надо вычесть социальные пенсии , пенсии по здоровью и тех кто уходил на пенсию раньше ( военные и др.льготные категории). их примерно 10 млн.. При среднем возрасте выхода на пенсию и "новой" продолжительности жизни в 72 года, получается средний период дожития на пенсии примерно 15 лет, а значит повышение возраста на 5 лет уменьшит число пенсионеров на треть.

Экономический эффект за пять лет от такого сокращения так же легко посчитать при средней пенсии в 12,5 тысяч. Не буду грузить вас лишними цифрами, не верите посчитайте на калькуляторе сами, но получается примерно 1трл.275 млрд рублей через пять лет, или примерно по 255 млрд в год сейчас. Неужели вы реально думаете, что это действительно такач неподъемная для нашего государства цифра. Например для того чтобы ее получить, правительству достаточно опустить курс рубля к доллару копеек на 30-40.

Выходит версия властей обман. Как впрочем и то, что отчислений работающих не хватает. Снова не буду нагружать вас расчетами, но при 22%, пенсионных отчислений, средней зарплате 47500, средней пенсии 12500 и соотношении работающих и пенсионеров как 71/36, этих денег хватит на содержание примерно 54 млн пенсионеров.

Так же исходя из этих сумм, является не состоятельной версия народа, о разграблении пенсионного фонда. Нет конечно он у нас разворовывается, просто так не бывает, что везде воруют, а где-то в одном месте нет. Просто суммы не такие, чтобы огромные. Подумайте сами вся экономия для властей ,чуть больше чем изъяли у одного только полковника Захарченко, а у нас таких полковников вагон с тележкой.

Так зачем же тогда было надо власти городить весь этот огород, рискуя вызвать волну народного гнева. На мой взгляд основных причины три.

Причина первая, Сохранение административного ресурса до следующих выборов

Ни для кого не секрет, что основной электоральной базой власти являются служащие, в виду их полной зависимости от тех же властей. Так вот сейчас в 99% организаций и учреждений на руководящих должностях люди, которые этими своими должностями и обязаны этому строю и режиму. Но они к сожалению в большинстве своем уже предпенсионного возраста и по старому законодательству их надо отправлять на пенсию. Но вот будут ли вновь назначенные молодые руководители, которые не на столько привязаны именно к этому строю и режиму, обеспечивать нужное качество административного ресурса, большой вопрос. А рисковать власть не может, слишком многое у них на кону как в 2021 году а особенно в 2024. Теперь же эти люди могут спокойно работать до 2024 года, что власти и нужно.

Причина вторая. Отсутствие смены в рабочих специальностях.

Задайте себе вопрос, много ли вы знаете в своем окружении молодых людей, которые являются специалистами в таких профессиях как токарь, слесарь, фрезеровщик, наладчик и многих других. Таких единицы. Полный развал системы профессионального обучения и промышленности в целом начатый еще в 90-е годы, сейчас пришел к закономерному результату. В промышленности работать некому, смены уходящему поколению нет. А так любимые нашими властями братья-мусульмане, могут мести улицы, лить бетон,не хочу обидеть наших строителей , но в этом плане они бесполезны так как у них таких профессий уже давно нет вообще. Любая даже самая навороченная импортная техника требует не только умения включать кнопки, как думают некоторые молодые люди, но и установки, отладки и наладки, контроля во время эксплуатации, мелкого ремонта и замены узлов и деталей. Беда в том, что умеющих это делать, с каждым годом все меньше и меньше. А без этого наша экономика, и так дышащая на ладан, загнется совсем. И тогда волна народного гнева будет уже не в пример сильнее чем из-за простого повышения пенсионного возраста. Вот и пришлось из двух зол выбирать меньшее.

Причина третья. не желание молодежи работать за пределами крупных городов

Вы думаете, что все последние попытки оптимизации систем здравоохранения и образования связаны с желанием урезать их финансирование. да ничего подобного, денег на это выделяется даже больше, чем на старую систему. Проблема в том, что работать на просторах великой России ,за пределами хоть более менее крупных населенных пунктов, просто некому. И если сейчас уйдут на пенсию те кто еще там остался наступит полный колапс. Посмотрите кто работает в сельских школах и здравпунктах, это сплошь либо уже пенсионеры либо люди предпенсионного, по старому закону, возраста. Они остались там, потому, что просто прожили в этом месте всю свою жизнь и менять что-то на старости лет просто не хотят. Смены им нет, молодежь вся давно уехала, а заманить туда кого-то, при том уровне оплаты труда и условий жизни невозможно. И власть это прекрасно понимает, особенно учитывая, что там проживает пока еще большая часть избирателей. Поэтому увеличение пенсионного возраста в этом вопросе, это ничто иное как попытка отодвинуть катастрофу еще на пять лет.

Таким образом главными в решении о поднятии пенсионного возраста. были совсем другие причины, чем те, которые озвучивала нам власть. Но самое ужасное в том, что вы можете представить насколько деградировала страна под управлением сегодняшней власти, что без таких не популярных мер, уже ничего сделать нельзя. Да ладно еще ,если бы это была попытка выиграть время, для того, чтобы успеть что-то исправить, но к сожалению это просто желание как можно дольше оставаться у кормушки, а там хоть трава не расти им все равно.

Краткое содержание:


Изменения для неработающих пенсионеров с 1 января 2021 года уже подготовлены правительством РФ. Это коснется не только перерасчета пенсий и социальных выплат с учетом инфляции, но и некоторых других сюрпризов, которые по-разному отразятся на пенсионерах. Если учитывать, что правительство делает все возможное, чтобы каждый год размер пенсии увеличивался, то стоит ожидать, что все-таки она станет достойной.

Индексация и пенсионный возраст с 1 января 2021 года для неработающих пенсионеров


Первые дни Нового года – это не только череда приятных праздников, но и обязательные изменения, представленные правительством для народа. Наверное, это уже можно назвать традицией. 1 января 2021 года тоже не стал исключением из правил. Изменения, прежде всего, коснутся самого незащищенного слоя общества – пенсионеров. Уже в первый день января 2021 года вступят в силу 4 изменения

Прежде всего – это индексация пенсий

Она проводится каждый год и касается каждого россиянина, вышедшего на заслуженный отдых. В 2021 году повышение страховой пенсии для пенсионеров, которые не работают, поднимется на 6,3%. С одной стороны неплохая прибавка, но с другой стороны нужно ведь учитывать и инфляцию в стране. А она, возможно, достигнет не меньше половины предполагаемого повышения пенсии. В планах правительства сделать среднюю пенсию не менее чем 17 тыс. 432 рубля. И это не считая дополнительной надбавки, которая составит 1 тыс. рублей. Хотя когда эти планы будут реальностью, пока не известно. На сегодняшний день у многих россиян размер пенсий колеблется от 8 и до 12 тыс. рублей.

Повышение пенсионного возраста и прожиточный минимум в 2021 году


Согласно пенсионной реформе, увеличивается возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин. Правительством запланировано поэтапный переход. Уже с 1 января 2021 года эти нововведения вступят в силу. Для женщин он составит 56, 5 лет, а для мужчин 60, 5 лет.

Исключения будут составлять льготные категории граждан. Для них возраст выхода на заслуженный отдых пока не меняется. Речь идет о людях, которые могут выйти на пенсию досрочно:

  • водители общественного транспорта и шахтеры;
  • сотрудники, работающие на вредном (тяжелом) производстве и горноспасатели;
  • также это касается врачей и учителей. Они могут пойти на пенсию по выслуге лет.

Прожиточный минимум (ПМ) будет повышен с 1 января 2021 года, но его сумма будет зависеть от конкретного региона и потребительской корзины. На данный момент ПМ составляет около 9 тыс. 300 по стране. Это среднее значение. Для тех пенсионеров, пенсия которых меньше этой суммы (а в 2021 году она немного увеличится) будет выплачиваться социальная доплата.

Изменения в системе накоплений и использование электронных трудовых книжек в 2021 году для неработающих пенсионеров


Электронная трудовая книжка

Известно, что трудовая книжка нужна для фиксации места и стажа работы. Без трудовой книжки пенсию трудно насчитать. Но если ранее трудовая книжка была в бумажном формате, то с 1 января 2021 года ее переведут в электронный вид. Теперь у новых работников не будет бумажных трудовых книжек. Но ее выбрасывать или терять не стоит, чтобы не утерять ценные данные о стаже работы, поскольку переход на электронную версию книги только начинается. Если пенсионер еще работает, то у него будут 2 варианта трудовой книги.


Сколько стоит пенсионный балл

Такую систему накоплений пенсионных балов ввели с 2015 года, и изменяется она каждый год. При выходе на заслуженный отдых учитывается также, сколько баллов набрал россиянин. Больше баллов, значит, больше будет сумма выплат для пенсионера. В 2021 году 1 пенсионный балл составит 98,86 рубля.


Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ, объединяет 28 из 49 фондов с действующей лицензией) выступила против резкого увеличения пороговой суммы пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат, следует из письма ассоциации, направленного 23 сентября первому заместителю министра труда Алексею Вовченко (есть у РБК). При этом НАПФ поддержала предложение Пенсионного фонда (ПФР) изменить сам механизм расчета.


Как выплачивать накопительные пенсии

Сейчас граждане, выходя на пенсию, получают пенсионные накопления единовременно, если рассчитанная для них накопительная пенсия (по состоянию на день назначения) меньше 5% от страховой пенсии по старости. Если сумма выше 5%, человеку назначается накопительная пенсия. Чтобы рассчитать сумму, все накопленные средства гражданина делятся на прогнозируемый период дожития, который сейчас составляет 252 месяца (в 2020 году он увеличится еще на шесть месяцев). Повышение пенсионного возраста (до 65 лет для мужчин и 55 — для женщин) не затронуло границы для выплаты накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил не привязывать ее к размеру общей пенсии, а назначать только в случае, если ежемесячный размер накопительной части составит не меньше 20% прожиточного минимума пенсионера. Если ниже — выплачивать накопления единовременно.

Федеральный прожиточный минимум пенсионера на 2019 год составляет 8846 руб. в месяц, 20% от этой суммы — 1770 руб.

НАПФ предлагает порог вдвое ниже ПФР — 10% от прожиточного минимума пенсионера, то есть около 885 руб. в 2019 году. Это, с одной стороны, упростит, удешевит и ускорит назначение пенсионных выплат, а с другой — позволит выплачивать накопительную пенсию и сохранит пенсионные накопления как инвестиционный ресурс, говорится в письме НАПФ. Порог на уровне 10% от федерального прожиточного минимума пенсионера адекватен размеру пенсионных накоплений, выросших за счет инвестиционного дохода, считает президент НАПФ Константин Угрюмов.

Вторая саморегулируемая организация НПФ — Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) — свою позицию Минтруду еще не направляла, сообщил РБК ее президент Сергей Беляков. Представитель ЦБ заявил, что предложение ПФР нуждается в доработке, не уточнив подробностей. Вопрос прорабатывается, сообщили представители Минфина, Минтруда и Минэкономразвития.

Сколько пенсионеров затронут разовые выплаты

Для назначения накопительной пенсии сегодня необходимо иметь около 177 тыс. руб. пенсионных накоплений, подсчитывал глава аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. В случае реализации предложения ПФР человеку, чтобы получать накопительную пенсию, придется накопить на счету 450–500 тыс. руб. Вдвое меньший порог потребует накопить около 228 тыс. руб., оценивает эксперт.

НПФ ВТБ поддерживает предложение Пенсионного фонда о смене механизма определения порога минимальной накопительной части пенсии, сообщили в пресс-службе ВТБ: это исключит для фондов правовые риски, связанные с тем, что расчетная страховая пенсия на момент назначения накопительной не совпадет с фактической.

Порог на уровне 10% от прожиточного минимума примерно на 50% увеличит минимальный размер накоплений на счете для единовременной выплаты, отметили в ВТБ, при этом финансовая устойчивость фондов повысится за счет увеличения размера пожизненных выплат, а количество получателей единовременной выплаты вырастет также примерно на 50%.

НПФ Сбербанка также предлагает ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера при единовременных выплатах, сказал его операционный директор Виктор Поляков. По его мнению, для назначения ежемесячных выплат остаток на счете клиента должен составлять не менее 50 прожиточных минимумов (из расчета на 2019 год размера прожиточного минимума пенсионера 8846 руб. и периода выплат накопительной пенсии 252). Таким образом, из предложений Сбербанка следует, что его позиция ближе к позиции ПФР. Поддерживаемый банком механизм «поможет упростить процесс определения права на единовременную выплату и обеспечит максимальную прозрачность процесса для застрахованных лиц», отметил Поляков.

Решение, предложенное НАПФ, позволит людям, рожденным до 1967 года, у которых пенсионные накопления чрезвычайно малы, получать их единовременно, а более молодым, которые формировали накопления до «заморозки» 2014 года и накопили более достойную сумму, получать накопительную пенсию, полагает заместитель генерального директора УК «Газпромбанк — управление активами» Вадим Сосков. «Я 1966 года рождения и попал в структуру тех, кого лишили накопительной части пенсии в 2004 году. У меня за два года накопилось где-то 15 тыс. руб. плюс инвестиционный доход, и чистый результат без учета софинансирования составляет около 25 тыс. руб. До пенсии мне лет 10–11, соответственно, и с инвестиционным доходом, грубо говоря, около 8%, накопится не больше 45 тыс. руб. Разделим эту сумму на коэффициент дожития — получится меньше 885 руб., составляющих 10% от федерального прожиточного минимума пенсионера», — рассуждает Сосков.

Предложение Минтруда об отсечке на уровне 20% от прожиточного минимума пенсионера захватит и более молодые поколения, добавляет он. С этим соглашается Угрюмов из НАПФ: единовременные выплаты в основном получают люди старше 1967 года рождения, за которых взносы перечислялись всего два года в размере 2% от фонда оплаты труда (накопления формировались с 2002 по 2004 год, но затем власти отказались от этого механизма).

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

В начале сентября 2019 года глава Минздрава В. Скворцова заявила о росте продолжительности жизни в России. По ее словам, показатель скорости роста опережает все другие мировые государства. В среднем мужчины живут 68,5 лет, а женщины — 78,5. Ожидается, что в дальнейшем цифры продолжат расти. У этой положительной новости обнаружилась обратная сторона: возникли разговоры о новом повышении пенсионного возраста. Его даже озвучили — до 70 лет.

Расскажем, действительно ли повышение пенсионного возраста до 70 лет оценили в Правительстве или это только слухи; стоит ли россиянам опасаться очередного повышения возраста выхода на пенсию.


Последние новости

После появления новости о росте продолжительности жизни СМИ распространили заявление, которое сделал депутат Государственной Думы РФ: Валерий Рашкин заявил, что пенсионный возраст могут поднять до 70 лет. По его словам, главным признаком грядущей реформы служит заявление об увеличении продолжительности жизни россиян. Это якобы знак, что власти готовятся ко второму этапу пенсионной реформы.

Депутат начал выяснять, кто занимается данным вопросом в Правительстве. По его словам, уже создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой второго этапа. Сейчас происходит анализ результатов, которые получены в ходе первого этапа реформы, и они недостаточно хороши для бюджета РФ. Поэтому власти озабочены тем, как снизить поступления из бюджета в Пенсионный фонд. Выход из сложившейся ситуации они видят в том, чтобы опять поднять пенсионный возраст (70 лет для мужчин и женщин в России). Стоит отметить, что В. Рашкин не предоставил никаких доказательств в защиту этой версии.

После того как СМИ распространили слова депутата, в аппарате Правительства Российской Федерации опровергли данную информацию. При этом никаких комментариев от Пенсионного фонда или Минтруда не поступило. До сих пор остается загадкой, проект повышения пенсионного возраста до 70 лет в России — это правда или нет? Проанализируем реальные факты.

Действующая пенсионная реформа

В России уже произошло увеличение пенсионного возраста в рамках реформирования. Мера эта вынужденная: происходит старение населения страны, количество работающих снижается. Пенсионный фонд РФ стал не способен обеспечивать выплаты гражданам из своих средств. Поэтому потребовались дотации из бюджета. По прогнозам экспертов, ситуация с годами должна только ухудшаться. Единственный выход, который Правительство увидело в сложившейся ситуации, — это повысить возраст выхода на пенсии.

Данное решение вызвало массу негативных эмоций у населения. Тем не менее, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Новый закон о пенсиях заработал с 01.01.2019. Возраст для выхода на пенсию для мужчин составил 65 лет, а для женщин — 60. Переход в рамках реформы осуществляется постепенно, вся программа рассчитана на 2019-2028 годы.

Как будет проходить повышение

Увеличение возраста (до 65 лет у мужчин и 60 для женщин) должно быть достигнуто за 5 лет. Ежегодно происходит постепенное прибавление к количеству лет, при достижении которых полагается заслуженный отдых:

  1. Сдвиг возраста в 2019 году составил всего 0,5 лет (соответственно, мужчины смогли выйти на пенсию в 60,5 лет, а женщины — в 55,5 лет).
  2. В 2020 году смещение в возрасте составит уже плюс один год (т.е. суммарно 1,5 года).

Дальнейшие изменения будут происходить ежегодно:

  • 2021 год — увеличение на три года;
  • 2022 год — увеличение на четыре года;
  • 2023 год — увеличение на пять лет.

Таким образом, только в 2023 году возраст выхода на пенсию действительно достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.


Исключения из общего правила

Сохранилось много льготных вариантов для досрочного выхода на пенсию. Таким правом (при наличии достаточного стажа работы) обладают:

  • педагоги;
  • медицинские работники;
  • артисты;
  • жители Крайнего Севера.

Появились и некоторые новые пенсионные льготы. Коснулись они многодетных матерей. Теперь женщина, имеющая трех детей, может уйти на пенсию не в 60 лет, а в 57. При наличии четырех детей это можно сделать раньше — в 56 лет. Если женщина воспитала пять и более детей, то она уходит на пенсию в 50 лет.

Изменения возраста затронули только страховую часть пенсии. Например, возраст получения негосударственной пенсии остался прежним: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. Пока эта норма действует только для лиц, заключивших договор с НПФ до 01.01.2019. Но изменения вполне возможны: сейчас в Государственной Думе рассматривают законопроект, предусматривающий возможность получения негосударственной пенсии для всех категорий граждан по старым возрастным нормам, даже в случае заключения договора в 2019 году и позже (законопроект № 722163-7).

Выводы

Из указанного выше следует, что пенсионная реформа только началась. Поэтому еще рано говорить о каких-то результатах или итогах. Долгосрочный эффект от принятых мер пока можно лишь прогнозировать. Поэтому новость о том, что опять предложили поднять пенсионный возраст, выглядит неправдоподобной.

Однозначно можно сказать, что закон о повышении пенсионного возраста до 70 лет в 2020 году не будет принят. Не происходит и не планируется обсуждение инициативы такого нововведения.

Пока страна находится в процессе реформирования пенсионной системы, и еще не выполнены ранее запланированные мероприятия. По мнению экспертов, следующее увеличение пенсионного возраста имеет смысл обсуждать только после 2028 года.

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2021 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Читайте также: