Повысят ли пенсионный возраст еще раз

Краткое содержание:


Изменения для неработающих пенсионеров с 1 января 2021 года уже подготовлены правительством РФ. Это коснется не только перерасчета пенсий и социальных выплат с учетом инфляции, но и некоторых других сюрпризов, которые по-разному отразятся на пенсионерах. Если учитывать, что правительство делает все возможное, чтобы каждый год размер пенсии увеличивался, то стоит ожидать, что все-таки она станет достойной.

Индексация и пенсионный возраст с 1 января 2021 года для неработающих пенсионеров


Первые дни Нового года – это не только череда приятных праздников, но и обязательные изменения, представленные правительством для народа. Наверное, это уже можно назвать традицией. 1 января 2021 года тоже не стал исключением из правил. Изменения, прежде всего, коснутся самого незащищенного слоя общества – пенсионеров. Уже в первый день января 2021 года вступят в силу 4 изменения

Прежде всего – это индексация пенсий

Она проводится каждый год и касается каждого россиянина, вышедшего на заслуженный отдых. В 2021 году повышение страховой пенсии для пенсионеров, которые не работают, поднимется на 6,3%. С одной стороны неплохая прибавка, но с другой стороны нужно ведь учитывать и инфляцию в стране. А она, возможно, достигнет не меньше половины предполагаемого повышения пенсии. В планах правительства сделать среднюю пенсию не менее чем 17 тыс. 432 рубля. И это не считая дополнительной надбавки, которая составит 1 тыс. рублей. Хотя когда эти планы будут реальностью, пока не известно. На сегодняшний день у многих россиян размер пенсий колеблется от 8 и до 12 тыс. рублей.

Повышение пенсионного возраста и прожиточный минимум в 2021 году


Согласно пенсионной реформе, увеличивается возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин. Правительством запланировано поэтапный переход. Уже с 1 января 2021 года эти нововведения вступят в силу. Для женщин он составит 56, 5 лет, а для мужчин 60, 5 лет.

Исключения будут составлять льготные категории граждан. Для них возраст выхода на заслуженный отдых пока не меняется. Речь идет о людях, которые могут выйти на пенсию досрочно:

  • водители общественного транспорта и шахтеры;
  • сотрудники, работающие на вредном (тяжелом) производстве и горноспасатели;
  • также это касается врачей и учителей. Они могут пойти на пенсию по выслуге лет.

Прожиточный минимум (ПМ) будет повышен с 1 января 2021 года, но его сумма будет зависеть от конкретного региона и потребительской корзины. На данный момент ПМ составляет около 9 тыс. 300 по стране. Это среднее значение. Для тех пенсионеров, пенсия которых меньше этой суммы (а в 2021 году она немного увеличится) будет выплачиваться социальная доплата.

Изменения в системе накоплений и использование электронных трудовых книжек в 2021 году для неработающих пенсионеров


Электронная трудовая книжка

Известно, что трудовая книжка нужна для фиксации места и стажа работы. Без трудовой книжки пенсию трудно насчитать. Но если ранее трудовая книжка была в бумажном формате, то с 1 января 2021 года ее переведут в электронный вид. Теперь у новых работников не будет бумажных трудовых книжек. Но ее выбрасывать или терять не стоит, чтобы не утерять ценные данные о стаже работы, поскольку переход на электронную версию книги только начинается. Если пенсионер еще работает, то у него будут 2 варианта трудовой книги.


Сколько стоит пенсионный балл

Такую систему накоплений пенсионных балов ввели с 2015 года, и изменяется она каждый год. При выходе на заслуженный отдых учитывается также, сколько баллов набрал россиянин. Больше баллов, значит, больше будет сумма выплат для пенсионера. В 2021 году 1 пенсионный балл составит 98,86 рубля.

В начале сентября 2019 года глава Минздрава В. Скворцова заявила о росте продолжительности жизни в России. По ее словам, показатель скорости роста опережает все другие мировые государства. В среднем мужчины живут 68,5 лет, а женщины — 78,5. Ожидается, что в дальнейшем цифры продолжат расти. У этой положительной новости обнаружилась обратная сторона: возникли разговоры о новом повышении пенсионного возраста. Его даже озвучили — до 70 лет.

Расскажем, действительно ли повышение пенсионного возраста до 70 лет оценили в Правительстве или это только слухи; стоит ли россиянам опасаться очередного повышения возраста выхода на пенсию.


Последние новости

После появления новости о росте продолжительности жизни СМИ распространили заявление, которое сделал депутат Государственной Думы РФ: Валерий Рашкин заявил, что пенсионный возраст могут поднять до 70 лет. По его словам, главным признаком грядущей реформы служит заявление об увеличении продолжительности жизни россиян. Это якобы знак, что власти готовятся ко второму этапу пенсионной реформы.

Депутат начал выяснять, кто занимается данным вопросом в Правительстве. По его словам, уже создана рабочая группа, занимающаяся подготовкой второго этапа. Сейчас происходит анализ результатов, которые получены в ходе первого этапа реформы, и они недостаточно хороши для бюджета РФ. Поэтому власти озабочены тем, как снизить поступления из бюджета в Пенсионный фонд. Выход из сложившейся ситуации они видят в том, чтобы опять поднять пенсионный возраст (70 лет для мужчин и женщин в России). Стоит отметить, что В. Рашкин не предоставил никаких доказательств в защиту этой версии.

После того как СМИ распространили слова депутата, в аппарате Правительства Российской Федерации опровергли данную информацию. При этом никаких комментариев от Пенсионного фонда или Минтруда не поступило. До сих пор остается загадкой, проект повышения пенсионного возраста до 70 лет в России — это правда или нет? Проанализируем реальные факты.

Действующая пенсионная реформа

В России уже произошло увеличение пенсионного возраста в рамках реформирования. Мера эта вынужденная: происходит старение населения страны, количество работающих снижается. Пенсионный фонд РФ стал не способен обеспечивать выплаты гражданам из своих средств. Поэтому потребовались дотации из бюджета. По прогнозам экспертов, ситуация с годами должна только ухудшаться. Единственный выход, который Правительство увидело в сложившейся ситуации, — это повысить возраст выхода на пенсии.

Данное решение вызвало массу негативных эмоций у населения. Тем не менее, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Новый закон о пенсиях заработал с 01.01.2019. Возраст для выхода на пенсию для мужчин составил 65 лет, а для женщин — 60. Переход в рамках реформы осуществляется постепенно, вся программа рассчитана на 2019-2028 годы.

Как будет проходить повышение

Увеличение возраста (до 65 лет у мужчин и 60 для женщин) должно быть достигнуто за 5 лет. Ежегодно происходит постепенное прибавление к количеству лет, при достижении которых полагается заслуженный отдых:

  1. Сдвиг возраста в 2019 году составил всего 0,5 лет (соответственно, мужчины смогли выйти на пенсию в 60,5 лет, а женщины — в 55,5 лет).
  2. В 2020 году смещение в возрасте составит уже плюс один год (т.е. суммарно 1,5 года).

Дальнейшие изменения будут происходить ежегодно:

  • 2021 год — увеличение на три года;
  • 2022 год — увеличение на четыре года;
  • 2023 год — увеличение на пять лет.

Таким образом, только в 2023 году возраст выхода на пенсию действительно достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.


Исключения из общего правила

Сохранилось много льготных вариантов для досрочного выхода на пенсию. Таким правом (при наличии достаточного стажа работы) обладают:

  • педагоги;
  • медицинские работники;
  • артисты;
  • жители Крайнего Севера.

Появились и некоторые новые пенсионные льготы. Коснулись они многодетных матерей. Теперь женщина, имеющая трех детей, может уйти на пенсию не в 60 лет, а в 57. При наличии четырех детей это можно сделать раньше — в 56 лет. Если женщина воспитала пять и более детей, то она уходит на пенсию в 50 лет.

Изменения возраста затронули только страховую часть пенсии. Например, возраст получения негосударственной пенсии остался прежним: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет. Пока эта норма действует только для лиц, заключивших договор с НПФ до 01.01.2019. Но изменения вполне возможны: сейчас в Государственной Думе рассматривают законопроект, предусматривающий возможность получения негосударственной пенсии для всех категорий граждан по старым возрастным нормам, даже в случае заключения договора в 2019 году и позже (законопроект № 722163-7).

Выводы

Из указанного выше следует, что пенсионная реформа только началась. Поэтому еще рано говорить о каких-то результатах или итогах. Долгосрочный эффект от принятых мер пока можно лишь прогнозировать. Поэтому новость о том, что опять предложили поднять пенсионный возраст, выглядит неправдоподобной.

Однозначно можно сказать, что закон о повышении пенсионного возраста до 70 лет в 2020 году не будет принят. Не происходит и не планируется обсуждение инициативы такого нововведения.

Пока страна находится в процессе реформирования пенсионной системы, и еще не выполнены ранее запланированные мероприятия. По мнению экспертов, следующее увеличение пенсионного возраста имеет смысл обсуждать только после 2028 года.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Выигрыш, который дала государству реформа, испарится к 2028 году




Отставание уровня пенсий от зарплат будет нарастать, и вести к падению качества жизни пенсионеров. Более того, после 2028 года властям придется вернуться к обсуждению нового повышения пенсионного возраста. Это следует из доклада Юрия Горлина и Виктора Ляшка «Повышение пенсионного возраста: пейзаж после…», представленного на Апрельской конференции в Высшей школе экономики.

При повышении пенсионного возраста главный ориентир — не индексация по уровню инфляции, а отношение среднего размера страховой пенсии по старости к средней зарплате, отмечается в докладе. Это так называемый коэффициент замещения, который характеризует выполнение пенсией своей основной функции — компенсации утрачиваемого заработка людей.

Повышение пенсионного возраста в том виде, в котором оно было одобрено, дало результат. По расчетам РАНХиГС, без него коэффициент замещения снизился бы с 32,8% в 2018 году до 27,9% к 2030 году, а потом и до 22,9% к 2050 году. Эти выкладки справедливы, если исходить из более-менее реалистичного прогноза роста ВВП на 1,5% в год.

Так вот, повышение возраста выхода на пенсию при таком росте ВВП динамику снижения замедляет — до 32,8%, 32,1% и 26,5% в 2018, 2030 и 2050 годах соответственно.

Проблема, однако, в том, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться и при ускорении роста экономики. Чем выше будут темпы роста ВВП, тем больше пенсии будут отставать от зарплаты, отмечают авторы доклада.

Разумеется, рост ВВП в какой-то пропорции ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то только в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР). Их будет сдерживать рост демографической нагрузки, а решения проблемы за счет наращивания трансферта правительство как раз хотело бы избежать.

Так уже было недавно, указывают авторы доклада: в нулевые при бурном росте экономики среднемесячные зарплаты увеличивались быстрее пенсий, в результате коэффициент замещения снизился — до 22,9% к 2007 году с 34,7% в 1997 году. В результате государству совокупно за три года пришлось увеличить пенсии в 2,4 раза (на 76% в реальном выражении) — прежде всего за счет увеличения бюджетных трансфертов ПФР на 3,6% ВВП.

Если допустить, что пенсионная система останется неизменной — основанной на принципе солидарности, при которой пенсии сегодняшним пенсионерам выплачиваются за счет взносов из зарплат работающих — то в не столь отдаленном будущем эти проблемы вернутся.

Пенсионные обязательства государства будут расти, возникнет риск устойчивости пенсионной системы, а после 2024 года, и особенно после 2028-го, когда закончится переходный период пенсионной реформы, возможности сохранения заявленного государством роста пенсий (к которому уже «привыкнет» население) будут ограничены, отмечается в докладе.

По мнению его авторов, обсуждение этих проблем нельзя откладывать. Как минимум надо отойти от представления, что с нынешним повышением пенсионного возраста все проблемы решены: даже к такому болезненному решению, как еще одно повышение пенсионного возраста, не исключено, придется прибегнуть еще раз.

— Доклад основан на ложных предпосылках, и его авторы выдали себя, обратившись для примера к нулевым годам, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Дело в том, что в нулевые была резко снижена ставка страховых взносов, и особенно в Пенсионный фонд. В 2000 году ставка составляла 29% (28% с работодателя, 1% с зарплаты), а потом ее снизили до 20%, плюс ввели регрессивную шкалу. Вот ларчик и открылся — почему пенсии упали по коэффициенту замещения.

Упали они настолько резко, что Владимир Путин к концу нулевых, видимо, понял, что ему на третий срок не переизбраться — и приказал поднять страховые взносы: общая ставка составила 34%, из них в Пенсионный фонд стали отчислять 26%. В результате, в 2011 году был достигнут 40-процентный коэффициент замещения.

Правда, так продолжалось всего один год. После этого правительство стало постоянно блокировать 34-процентный взнос — понижать его планку.

Юрий Горлин прав — в свое время трансферты из бюджета в Пенсионный фонд увеличились. Но на что они шли? В основном, на накопительные пенсии, где впоследствии расхищались. Так что это тоже пример не совсем удачный.

На мой взгляд, риск устойчивости пенсионной системы, о котором говорит Горлин, может возникнуть в одном случае: если страховой тариф в ПФР снизить с нынешних 22% до 20%. Вот тогда действительно для пенсионной системы повторятся нулевые.

«СП»: — То есть, либералы хотят дополнительно снизить ставку тарифа страховых взносов в ПФР, и покрыть это снижение за счет нового повышения пенсионного возраста?

— Да, и это является миной замедленного действия под Кремль. Сейчас реальная средняя продолжительность жизни мужчин в России — всего 67 лет. Реформа подняла пенсионный возраст до 65 лет. Если его еще раз поднять в конце 2020-х, пенсионный возраст у нас будет выше, чем средняя продолжительность жизни. Это значит, что больше половины пенсионеров-мужчин до пенсионного возраста вообще не доживут.

При таких перспективах в обществе будет неизбежно нарастать недовольство властью и отчуждение от нее. На деле, еще раз повысить пенсионный возраст — значит, создать предпосылки для массовых социальных волнений.

«СП»: — Почему ВШЭ продвигает такие идеи?

— На мой взгляд, это делается в интересах крупного бизнеса. Снижение ставки страхового тарифа позволяет работодателям снизить затраты, и одновременно бьет по пенсионерам.

Все это, замечу, резко противоречит обязательствам России.

С 1 января 2019 года, напомню, вступила в действие ратифицированная РФ конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». В том числе, ратифицирован ее раздел по пенсионному обеспечению. А там сказано, что коэффициент замещения — отношение средней пенсии к средней зарплате — должен составлять 40%. Более того, в 1972 году МОТ уточнил: коэффициент должен быть 52%.

Замечу, что в СССР в 1932 году Центральный совет социального страхования, с подачи Иосифа Сталина, установили коэффициент замещения 50% для большинства отраслей советской экономики. Грубо говоря, было принято решение: пенсия должна быть равна половине должностного оклада.

На деле, пенсию в размере половины оклада в Российской империи получал действующий армейский резерв. То есть, традиция «половинной» пенсии очень давняя, и даже большевики ее не ломали.

А теперь ее ломают наши либералы, убеждая при этом, что они всеми силами пытаются достичь народного блага.

— В мире только одна организация полностью поддержала российскую пенсионную реформу — это МВФ, — отмечает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин. — Фонд отметил, что благодаря реформе людям в России придется — подчеркну, именно придется — работать дольше. А значит, ВВП РФ вырастет.

По сути, это как раба заставить работать не восемь часов, а девять. В этом случае, да, ВВП вырастет — и не надо развивать экономику, промышленность, повышать производительность труда.

Заметьте, либералы все время бубнят, что у нас главная проблема — низкая производительность труда. Но каким образом они ее решают? Заставляют людей работать больше — только и всего!

На деле, основная беда в том, что зарплаты в России очень низкие, особенно в регионах. А именно с зарплаты работодатель платит отчисления в ПФР. Потом, мы прекрасно знаем: значительная часть зарплат в России — «черные». Работнику в ведомости пишут низкую зарплату, чтобы предприниматель меньше платил в ПФР, а в конверте дают деньги, с которых налоги не платят.

Вот и считайте. Даже если с зарплаты в 11 тысяч рублей честно платить в Пенсионный фонд — много ли в фонде будет?!

Выход из такой ситуации — либо заставлять людей работать больше, либо повышать зарплату. Я за второй вариант: он приведет к росту отчислений в ПФР, и это драйвер роста экономики. Если человек начинает получать более высокую зарплату, он покупает больше товаров, производитель начинает больше товаров производить, и платить больше налогов государству.

Но правительство второй путь игнорирует, и предпочитает заставить людей работать до смерти.

«СП»: — Кремль может еще раз поднять пенсионный возраст, или его удержат политические риски?

— Если народ — как они считают — схавал пенсионную реформу номер один, не вышел на митинги — почему не попробовать еще раз? Вы поймите: во всем капиталистическом мире способность правительств выжимать из людей бабки лимитируется только одним — протестом населения. И ничем больше.

Протест выражается — я призываю к законным его формам — в массовых манифестациях и шествиях, а также в результатах голосования на выборах. Вот я и призываю в сентябре дать бой «Единой России» — ни отдать ей ни единого голоса. Чтобы представители партии власти повылетали из всех парламентов.

Вот тогда они одумаются — я вас уверяю. И поймут, что не надо народ больше трогать. А если мы терпим — почему бы еще раз не рискнуть с повышением пенсионного возраста?

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%


Рунет продолжают будоражить слухи о том, что российские власти планируют новое повышение пенсионного возраста. Предыдущее повышение вступило в силу лишь в 2019 году, а в Госдуме уже якобы обсуждают новые поправки. Anews собрал последние новости и мнения экспертов о возможном повышении возраста выхода на пенсию в стране.

Новая пенсионная реформа? Кто первым заговорил об этом

Поводом для волны слухов послужили сделанные в начале сентября заявления чиновников российского правительства. Тогда глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила на Восточном экономическом форуме, что Россия бьет рекорды по темпам увеличения продолжительности жизни. Примерно в то же время глава Минтруда Максим Топилин заявил на встрече министров труда стран G20, что в России за последние пять лет выросла доля предпенсионеров среди общего числа занятых.

На этом фоне депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин сообщил «Свободной прессе» о подготовке второго этапа пенсионной реформы в России. «Его задача - повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет. Причем и мужчинам, и женщинам», - говорил парламентарий в начале сентября, ссылаясь на неназванные источники.

По его словам, первый этап реформы не решил никаких крупных проблем и к тому же породил рост безработицы среди предпенсионеров. Цель второго этапа - чтобы как можно меньше граждан доживали до пенсии, а уже собранные деньги уходили бы в ПФР на текущие расходы, предположил Рашкин.

В конце сентября о новом повышении пенсионного возраста рассказал «Свободной прессе» еще и член экспертного совета общественной организации «Деловая Россия» Владислав Жуковский, но цифры привел другие.

«Если говорить о ближайших инициативах, то, во-первых, сейчас в коридорах власти, в кабинетах «единороссов» ходят устойчивые разговоры о повышении пенсионного возраста еще на три года - до 68 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Видимо, потому, что последнее пятилетнее повышение обошлось без перекрытия федеральных трасс, решили повышать и дальше», - заявил эксперт.

«Во-вторых, рассматривается вариант повышения момента выплаты базовой пенсии также еще на 3 года. Наконец, самое фееричное. Взамен украденных у россиян после 2014 года пенсионных накоплений власть намеревается ввести еще один добровольно-принудительный платеж с работника и работодателя в размере 6%. То есть, давайте-ка, ребята, увеличим вам страховые взносы с 30 до 36 процентов», - сказал экономист.

Кремль: повышение пенсионного возраста не обсуждается

В конце сентября заявления об очередном повышении пенсионного возраста опровергли в Кремле. «Нет, у нас нет такой темы на повестке дня, такие вопросы не обсуждаются», - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и посоветовал обратиться за пояснениями к автору заявления, передавал «Интерфакс».

Впрочем, однажды Кремль уже обманул ожидания граждан. Президент РФ Владимир Путин некогда уверял, что при нем пенсионный возраст не повысится. «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет», - обещал глава государства в ходе «Прямой линии» в 2005 году.

После решения правительства повысить пенсионный возраст Песков объяснил, почему не считает обещание нарушенным. Представитель Кремля сказал, что Путин не имеет к реформе никакого отношения. К тому же с момента обещания президента прошло 13 лет, за это время произошли изменения в экономике и международной конъюнктуре, а также вырос показатель продолжительности жизни.

Политики и эксперты: новая реформа - «полный бред»

Политики и эксперты сомневаются, что власти решатся на второй этап пенсионной реформы, пишет «Московский комсомолец». «Предположения депутата Рашкина мы можем назвать полным бредом. Иначе никак», - сообщил изданию источник в аппарате правительства.

Вице-спикеру Госдумы и первому замруководителя фракции «Единая Россия» Андрею Исаеву «ничего не известно о подобных планах». «С моей точки зрения, никто такого предлагать сейчас не будет. Когда в прошлом году обсуждалась пенсионная реформа, объявлялось, что это трудное решение окончательное, тем более что и оно имело определенные социальные и политические издержки». «Просто есть беспокойные сердца», - уверен единоросс.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал слова Рашкина «вбросом». По его словам, реформа «дорого обошлась в политическом смысле власти, переходный период далеко еще не закончен, и до конца непонятно, каковы будут последствия и итоги этой реформы».

Сопредседатель «Деловой России», экономист Антон Данилов-Данильян уверен, что как минимум «в ближайшие 3-5 лет такого решения не будет».

Власти вряд ли снова пойдут на повышение пенсионного возраста в преддверии выборов в Госдуму 2021 года, считает директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. «Они видят, что происходит на выборах - люди все чаще голосуют за кого угодно, только не за представителей власти. (. ) Играть с огнем никто не хочет, и вряд ли что-то подобное всерьез обсуждается», - убежден эксперт.

Пенсионная реформа в России 2019 года: суть и последние новости

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста в июне 2018 года, за три часа до старта Чемпионата мира по футболу в России. Решение было принято, несмотря на массовые протесты граждан и предупреждения экспертов о росте безработицы среди людей предпенсионного возраста с принятием реформы.

В октябре закон о пенсионной реформе подписал президент РФ Владимир Путин. В соответствии с ним пенсионный возраст в России будет повышаться поэтапно в течение десятилетия - до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно (граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагоги, медики, творческие работники, женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет, многодетные матери).

На время переходного периода реформы предпенсионный возраст увеличивается с двух до пяти лет до наступления пенсии. Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение или отказ в трудоустройстве предпенсионеров по причине возраста.

Тем временем правительство внесло в Госдуму законопроект об увеличении периода выплаты накопительной пенсии - так называемого срока дожития. 23 сентября документ рассмотрел профильный комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов и предложил включить его в осеннюю сессию для рассмотрения в ноябре.

Законопроектом предлагается с 2020 года увеличить ожидаемый период выплат до 258 месяцев (21,5 года). До 2016 года он составлял 228 месяцев (то есть 19 лет). С 1 января 2016 года этот показатель ежегодно определялся федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет соответственно.

Накопления на старость - это фиксированная сумма, которая будет делиться на общее количество месяцев периода дожития. То есть если законопроект примут, граждане, сами собравшие себе накопления на старость, будут ежемесячно получать меньшие суммы. Поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года.

«При таких раскладах от половины до трех четвертей сделанных людьми пенсионных накоплений останутся у государства. Люди просто не доживут до пенсий. Недовыплаченные деньги пойдут не детям и внукам, а пойдут на повышение зарплат чиновникам, сотрудникам ПФР, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации», - предупреждает экономист Владислав Жуковский.

Читайте также: