Повысят ли пенсию детям сиротам в украине


Сегодня в нашей стране зарегистрировано более ста тысяч детей, лишенных родительской опеки. Оставшимся без отца и матери правительство помогает различными льготами, особыми правами, финансовыми дотациями. Такая забота способствует полному функционированию, разностороннему (физическому, умственному, моральному, духовному, общественному) развитию, учебе, самостоятельной жизни. Поток субсидий не заканчивается при достижении возраста дееспособности и не ограничивается денежным участием.

В этой статье мы разберемся, какие бывают денежные выплаты детям сиротам в Украине в 2020 году, сколько положено адресатам, хватит ли их на достойный уровень проживания.

Закон Украины о выплате пенсии детям сиротам

Закон “О соцзащите детей” направлен на снабжение тех, чьи родители погибли/умерли, лишили родительских прав, и гарантирует:

  • Материальное обеспечение до момента получения профессии;
  • Бюджетное образование (бесплатная стоимость обучения);
  • Полуторакратная стипендия;
  • Правительство гарантирует: объем помощи не должен быть меньше минимального стандарта.

Важная деталь: до совершеннолетия средства на содержание из бюджета назначены опекунам, усыновителям, учреждениям, в которых проживают воспитанники. При наступлении правоспособного возраста социальные выплаты детям сиротам после 18 лет оформляются на них лично.

Какое пособие получают дети сироты?

Рассмотрим, на какие субсидии в монетизированном эквиваленте могут рассчитывать совершеннолетние:

  • Единовременная выплата студентам сиротам в университете осуществляется ежегодно в начале семестра в размере 3 соцстипендий на приобретение профильной литературы;
  • Регулярные социальные выплаты студентам сиротам в вузах;
  • Стипендия студента-льготника при обучении на дневном стационаре в техникуме/ВУЗе, заработная плата в объеме 100% в период прохождения производственной практики;
  • Единоразовые выплаты сиротам по окончании учебного заведения в виде 6 прожиточных минимумов;
  • Разовая компенсация на покупку обуви/одежды при окончании института/колледжа;
  • Также пособие по безработице получают дети сироты в том случае, если местная власть не предоставила им рабочие места по приобретенной специальности в Высшем/техническом учебном заведении.

До скольки лет длятся выплаты сиротам?

Полномасштабная поддержка бюджетными средствами осуществляется до момента полного самостоятельного обеспечения. Происходит это по такому алгоритму: льготное поступление в универ, после его окончания обязательное предоставление работы по специальности, либо (если по какой-то причине найти подходящую не удалось) продолжается бюджетная дотация в размере, установленном Кабинетом Министров.

Итак, начисляется пособие детям сиротам до 23 лет в Украине, или до окончания обучения, когда его статус изменится на трудовой, т.е. он будет обеспечивать себя самостоятельно.

Размер пенсии детям сиротам в 2020 году

Перейдем к цифрам. Сколько получают пенсию дети сироты в Украине?

Фиксированный размер пенсии круглым детям сиротам в Украине в 2020 году до восемнадцати лет - 4236; до шести – 3398. Они достаются опекунам-усыновителям. Через полгода они повысятся: до 18-ти – 4436; до 6-ти – 3558.

Бюджетные выплаты сиротам после окончания вуза, колледжа выплачивают шесть прожиточных стандартов (2007*6). Получается 12 042 гривен. Организация разбивает на несколько этапов, но есть случаи разового начисления (например, беременность, проблемы со здоровьем).

Стоит отметить, что пенсия детям сиротам после 23 лет в 2020 году не полагается. Но только если он трудоустроен. Иначе - предоставляются другие программы на поддержку этой категории граждан.

На что хватит данной суммы?

Сумма государственной помощи высчитывается таким образом, чтобы человек был обеспечен элементарными базовыми продуктами, вещами. Если питаться экономно, пользоваться недорогими товарами, не покупать ничего особенного - прожить можно. Но где взять финансы, когда возникла необходимость в крупной покупке? Учащемуся нужен и компьютер, и смартфон. Выходит, не по карману?

Можно взять кредит! Но не стоит забывать, что крупные банки не всегда готовы давать в долг тем, кто находится на государственном субсидировании. Но оформить кредит студенту на приемлемых условиях всё же возможно - в организациях небанковского сектора. Например, в сервисе онлайн-кредитования МайКредит можно взять кредит онлайн за 15 минут, не выходя из квартиры. Деньги зачислятся прямо на карту.

Максимально доступная сумма - 10 тысяч, а первое обращение - без процентов. Данная МФО славится своим лояльным отношением, ведь здесь одобряют более 90% заявок на займы (пенсионерам, малоимущим).

К большому сожалению, горе случается в каждой семье. Потеря родственника – страшное событие, перенести которую способен не каждый. Проблемы, возникающие при прощании связанные с эмоциональным и финансовым планом, минимизировать которые способна пенсия в связи с потерей кормильца, предоставляемая государством.


Наличие дополнительных денег позволяет обеспечить жизнь детей, как-то прожить первое время. Пособие выплачивается после трагедии, потому путать с руководством матери-одиночки не стоит.

Социальная помощь по потере кормильца – разновидности

Потеря близкого человека никогда не проходит без материальных затрат. По завершении процедуры захоронения начинаются проблемы, связанные с возвращением долга и воспитанием детей.

Справиться с ними способна социальная помощь по потере кормильца, которая в Украине подразделяется на следующие разновидности:

  • страховая или трудовая – назначается неработающим родственникам погибшего застрахованного члена семьи при наличии определенного количества страхового стажа или рабочей выслуги;
  • социальная – пособие, назначаемое при отсутствии трудового стажа и соответствующего опыта работы у умершего;
  • государственная – выплачивается близким родственникам при смерти / гибели государственных служащих, бюджетников, лиц с особым статусом.

Какая пенсия положена жене / мужу умершего можно узнать в управлении труда или посредством осуществления звонка на горячую линию.

Категории, которые имеют право на пенсию по потере кормильца

Вопрос кто имеет право на пенсию в связи с потерей кормильца в Украине никогда не теряет своей актуальности.


Согласно действующим в Украине законодательством, получать пособие по потере кормильца способны такие категории граждан:

Новини по темі:

  • Максимальные алименты в 2020 году
  • Последние новости о пенсионной реформе в Украине в 2020 году
  • Зарплата помощников судьи в 2020 году в Украине
  • Паспорт бюджетной программы бюджета на 2020 год
  • Размер заработной платы работника СБУ в 2020 году в Украине
  • Размер заработной платы психологов в 2020 году в Украине
  • Зарплата пограничников в 2020 году в Украине
  • Какой будет инфляция в Украине в 2021 году?
  • родственники погибшего: мать или отец,
  • один из живых супругов;
  • не способны работать наследники;
  • родственники, которые являются инвалидами;
  • родные или усыновленные дети;
  • дети, появившиеся на свет не позднее после 10 месяцев после смерти кормильца;
  • прямые наследники, находящихся на иждивении покойного.

Жизнь показывает, что помощь по потере кормильца в большинстве ситуациях назначается несовершеннолетним и детям-инвалидам.

Процесс оформления является быстрым, не требует материальных затрат. В других ситуациях, для получения положительного решения родственникам приходится пройти длительные судебные процессы.

Продолжительность выплаты пособия по потере кормильца

Если пенсия по потере кормильца назначена, продолжительность ее выплаты регламентирована законодательными актами и составляет:

  • до достижения 18-ти лет – выплачивается всем детям без исключения;
  • до достижения 23 – летнего возраста – при условии предоставления документа, подтверждающего факт обучения в вузе.

Каждый из видов помощи оформляется при наличии подтверждающего документа, определенного требованиями законодательных актов.

Этапы начисления пенсионных выплат

Чтобы рассчитать размер пенсии по потере кормильца военнослужащего 2020 или иной категории необходимо собрать определенный пакет документов и обратиться с ним в ПФУ. Начисление денежных средств производится следующими способами:

  • на основании накопленного опыта работы, подтвердить который можно в Пенсионном фонде;
  • на основании стандартных лимитов, прописанных в законодательных актах Украины.

Первый вариант помощи считается выгодным, предусматривает начисление специальной помощи в размере 50% по возрасту. Выплачиваемая денежная сумма на двух или нескольких детей делится пропорционально.

Насколько обеспеченными будут остались родственники, зависит от количества трудового стажа умершего:

  • при смерти 23-летнего кормильца – количество трудового стажа должно составлять не менее 1 года;
  • от 32 до 33 лет – не менее 5 лет;
  • от 43 до 45 лет – не менее 10 лет;
  • от 56 до 59 лет – не менее 14 лет.

Если у умершего отсутствует указанное количество трудового стажа, родственникам или наследникам будет назначена минимальная законодательно установленная помощь.

Минимальный размер пенсии в Украине 2020 (по потере кормильца)

Размер пенсии по потере кормильца зависит от законодательно установленного на этот год прожиточного минимума.

На одного наследника или родственника государственная помощь составляет 100%, на двух членов семьи – 120%, на трех и более родственников – 150%. Сегодня ни для кого не секрет, что повышена пенсия по потере кормильца в 2020 году до следующих размеров: 1564 грн., 1877 грн. и 2346 грн. для одного, двух и более детей / родственников соответственно.

Выплата денежных средств возможна при условии отсутствия другой государственной дотации (кроме стипендии). Поэтому, перед подачей документов необходимо подумать, какой из вариантов помощи является выгодным.

Повышение пенсионных выплат по потере кормильца в Украине 2020

Несмотря на помощь со стороны государства по потери кормильца, предоставленных денег мало для обеспечения несовершеннолетнего ребенка. По этим причинам каждая одинокая женщина или мужчина интересуется, какой размер пенсии по потере кормильца будет в каждом наступающем году и на сколько он поднимется.

Просмотр денежных выплат проводится ежегодно при принятии бюджета. На сколько будут подняты дотации зависит от политической и экономической ситуации в Украине.


Правительство принимает максимум мер, чтобы население не испытывало недостатка в материальном и социальном плане. Однако, одного желания недостаточно, необходимы средства в государственной казне.

По имеющимся данным в этом году помощь по потере кормильца по сравнению с предыдущим периодом будет повышена на 5-7%. Наряду с этим ожидаются изменения в трудовой пенсии и других вилах социальной помощи.

Социально незащищенные категории населения могут воспользоваться льготами: коммунальными, транспортными, на обучение и другими. Увеличение денежной помощи в новом году предусматривает быть поэтапным, поэтому резких всплесков пенсий ожидать не стоит.

Денег мало, что делать?

Ситуации, когда помощи по потере кормильца не хватает, случаются очень часто. Они связаны с несвоевременным переоформлением документов или резким взрослением наследников.

При приближении к совершеннолетию требования подростков растут. Современные дети не мыслят жизни без гаджетов и ноутбуков, соответствующей одежды, социальных и культурных благ.

Минимизировать негативное отношение несовершеннолетних сверстников к таким детям поможет дополнительная материальная помощь.

При отсутствии других государственных дотаций родители детей могут воспользоваться льготным потребительским кредитам, предоставляемых всеми финансовыми учреждениями.

Продолжительность оформления микрокредитов составляет не более получаса. При этом количество необходимых документов минимальное. Особые подходы к таким лицам позволяет минимизировать бытовые и материальные проблемы, жить не хуже полных семей.

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua



Ирина Шостак


Ирина Шостак

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua

2 июня Верховная Рада Украины проголосовала за проект закона № 2494 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", который касается детей-сирот, одиноких матерей, малообеспеченных семей и одиноких людей, достигших 80-летнего возраста. Новый закон должен изменить подход к оказанию помощи малообеспеченным. Решение поддержали 239 народных депутатов.

В частности, предусматривается:

  1. повышение социальных гарантий для детей, находящихся под опекой или попечительством, в том числе для детей с инвалидностью;
  2. унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям;
  3. адресный подход для назначения государственных социальных пособий;
  4. введение государственной социальной помощи на уход одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

В общем, закон предлагает существенно расширить полномочия Кабинета министров Украины относительно решения вопросов, касающихся соцпомощи.

Что изменится для малоимущих семей?

Первое, что следует отметить, — теперь соцслужбы должны не только рассчитывать сумму выплат, но и стимулировать малообеспеченные семьи быстрее приобретать "экономическую самостоятельность".

"Закон декларирует, что социальной помощью теперь будет считаться не только денежная помощь социально незащищенным семьям, а и содействие их занятости и экономической самостоятельности. Такое изменение должно быть внесено в закон "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", — говорит адвокат, к. ю. н., учредитель юридического Телеграм-канала "Адвокат права" Денис Головин.

По его словам, сегодня порядок расчета среднемесячного совокупного дохода семьи прописан в законе: для расчета суммируют доходы всех членов семьи за полгода и делят на 6 (при этом не учитываются выплаты на усыновленных детей, денежное обеспечение военнослужащих, находящихся в зоне военных действий и некоторые другие доходы). А если полученная сумма меньше установленного прожиточного минимума, разницу выплачивают в виде социальной помощи.

По новому закону предполагается, что размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям будет определяться как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (до стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума). Порядок назначения, условия выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи, перечень документов, необходимых для назначения помощи малообеспеченным семьям и лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, будет устанавливаться Кабинетом министров Украины (сейчас это зафиксировано в соответствующих законах) .

Еще одно из нововведений, которое и может вызвать определенные беспокойства — пока малообеспеченная семья получает деньги из госбюджета, будет проводиться проверка ее имущественного положения (порядок проведения таких проверок должен определить Кабмин).

"Проще говоря, предполагается жесткая процедура проверки социально-имущественного положения малообеспеченной семьи во время оказания соответствующей государственной социальной помощи , при этом порядок проведения такой усиленной проверки будет определяться не законом, а подзаконным актом правительства", — объясняет Денис Головин.

Соцпомощь неработающим трудоспособным лицам

Законом внесены изменения в закон Украины "О занятости населения", которыми расширен круг лиц, требующих дополнительного содействия в трудоустройстве, в частности, дополнен перечень неработающими трудоспособными лицами из числа членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.

К таким относятся лица трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которые по состоянию здоровья способны к активной работе и не работают, не проходят военную службу, не занимаются предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получают образование по дневной форме в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования.

"Трудоспособные, но не работающие — это, например, люди, которые работают без официального трудоустройства, выпускники вузов, которые не могут устроиться на первую работу, люди предпенсионного возраста, которых чаще всего отказываются трудоустраивать официально, домохозяйки и т. п.", — отмечает адвокат Денис Головин.

Согласно принятому закону, семьи, где есть неработающие трудоспособные лица, могут обращаться за соцпомощью (ранее таким семьям государственная помощь не назначалась). Решения по таким вопросам будут принимать госадминистрации или исполкомы. Однако, как отмечает адвокат, сначала представители этих учреждений нанесут визит в такую семью и составят "Акт обследования материально-бытовых условий" — если семья будет признана нуждающейся, социальная помощь может быть назначена: "Не исключено, что в меньшем размере, чем для тех семей, где все трудоспособные члены работают, но все-таки шанс получить такую помощь появится".

Неработающим людям трудоспособного возраста, получающим соцпомощь, также будут помогать трудоустроиться или зарабатывать самостоятельно. В частности, таких людей планируется отнести к категории граждан, "имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству".

Также, с целью содействия экономической самостоятельности малообеспеченной семьи, неработающему трудоспособному лицу из числа членов такой семьи, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, по рекомендации государственной службы занятости может быть оказана помощь на обретение экономической самостоятельности малообеспеченной семьи за счет средств государственного бюджета (деньги, которые можно будет использовать как стартовый капитал для своего бизнеса).

Для получения "помощи на получение экономической самостоятельности" нужно будет получить рекомендацию службы занятости. Следует также отметить, что это будет не благотворительная помощь из бюджета, а беспроцентный кредит — после того как материальное положение семьи улучшится, деньги придется вернуть. Более подробный порядок предоставления помощи на приобретение экономической самостоятельности и возврата этих денег должен разработать Кабмин.

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" отмечается, что сразу после введения таких новшеств неработающие трудоспособные люди могут быть недовольны такими требованиями к ним. Однако в долгосрочной перспективе, когда их материальное положение улучшится, эффект от нововведений будет положительным", — добавляет Денис Головин.

Повышение соцгарантий для детей

Поскольку увеличение выплат на программы по обеспечению детей – приоритет Министерства социальной политики в Бюджете 2020 года (об этом министр Юлия Соколовская заявила в ходе презентации проекта Бюджета-2020 ко второму чтению), законом предусматривается увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство , которая назначается согласно закону Украины "О государственной помощи семьям с детьми", с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для детей до 6 лет (4 447,50 грн) и детей от 6 до 18 лет (5 545 грн), а на детей с инвалидностью - до 3,5 прожиточных минимумов: для детей до 6 лет – 6 226,50 грн, а от 6 до 18 лет — 7 763 грн.

В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, выплачиваемой на детей с инвалидностью, в соответствии с законодательством), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 прожиточными минимумами (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, ― 3,5 прожиточных минимума) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

Предыдущая редакция закона предусматривала, что помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, который составляет два прожиточных минимума для ребенка соответствующего возраста.

"Причем, судя по тексту законодательного акта, появится еще одна возможность усыновить ребенка: кроме сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, можно усыновить ребенка, если его родители дали на это согласие (сейчас такие дети в основном воспитываются в интернатах)", — добавляет Денис Головин.

Адвокат также отмечает, что вместе с тем отменяется повышение на 10% уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка (для ребенка с инвалидностью – на 20%), также отменяется повышение размера государственной социальной помощи на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 гривен, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет - на 500 гривен: "Отмена уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка из малообеспеченной семьи и отмена повышения размера государственной социальной помощи — уменьшение размеров помощи, что противоречит статье 22 Конституции Украины, которой не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы".

Также определяется помощь при рождении первого и каждого следующего ребенка — 41 280 гривен. Выплата помощи осуществляется одноразово в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.

Помощь одиноким матерям

При определении права на назначение помощи на детей одиноким матерям, согласно этому закону, будут применяться условия, установленные для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины (происходит унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям ).

По словам адвоката Дениса Головина, помощь одиноким матерям будет уменьшена: "Предлагается рассчитывать соцпомощь таким семьям на тех же условиях, что и для других малообеспеченных семей. То есть при определении среднемесячного дохода будут плюсоваться все виды соцпомощи и будет выплачиваться лишь разница между фактическим доходом и прожиточным минимумом".

Стоит заметить, что сегодня помощь на детей одиноким матерям назначается независимо от других видов помощи, предусмотренных законом "О государственной помощи семьям с детьми".

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" указывается, что в краткосрочной перспективе такое нововведение негативно повлияет на семьи матерей-одиночек. Однако в долгосрочной перспективе это принесет положительный эффект, считают авторы законопроекта. Каким образом — не уточняется", — добавляет адвокат.

Помощь на уход одиноким лицам 80+

Этим законом расширяется круг лиц, которым может быть оказана государственная социальная помощь на уход. Сегодня такой вид соцпомощи назначается одиноким малообеспеченным пенсионерам, одиноким лицам с инвалидностью вследствие войны II и III группы, если врачебно-консультативная комиссия вынесет заключение, что человек нуждается в постороннем уходе. А также всем лицам с инвалидностью вследствие войны I группы.

Предлагается предоставление социальной помощи (в размере 40% прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность, за счет средств Государственного бюджета Украины) одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста по заключению врачебно-консультативной комиссии о необходимости в постоянном постороннем уходе.

40% прожиточного минимума – 655 грн – будут выделяться дополнительно к 500 грн доплат пенсионерам, которые граждане получают по ранее внедренной программе.

По мнению адвоката Дениса Головина, новый закон является антисоциальным и чреват дополнительными осложнениями для граждан в получении социальных выплат: " Дело в том, что фактически на Кабмин возложено регулирование размеров, условий и оснований выплат указанной социальной помощи. При этом такое регулирование возможно только законом. Функции Кабмина направлены в основном на выполнение закона, а закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" их безосновательно расширяет".

По словам адвоката, получение соцвыплат, во-первых, усложнится, а во-вторых, фактически уменьшится по некоторым видам, ведь поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой.

Также эксперт обращает внимание на вопросы оказания соцпомощи одиноким лицам 80-летнего возраста, замечая, что получить заключение ВКК (врачебно-консультативной комиссии) о нуждаемости в постоянном постороннем уходе может оказаться довольно сложной процедурой: "Интересно, что у нас в стране есть 80-летние пенсионеры, которым вообще не нужна помощь. Конечно, родителям коррупционеров и олигархов она может и не нужна. Но другие 99%? А для этого еще и ВКК пройти. А как это сделать с нашим уровнем коррупции? Я уже молчу, что это физически 80-летним будет сложно", — добавляет эксперт.


С 1 июля 2020 года в Украине планово повысили уровень прожиточного минимума. С ростом зарплат увеличилась и сумма ряда социальных выплат.

Соответствующие нормы содержатся в законе о государственном бюджете Украины на 2020 год. Как, кому и на сколько повысили социальную помощь разбиралась МГ “Объектив” на основании статьи издания Zaxid.net.

Изменения в прожиточной минимуме для основных социальных и демографических групп населения

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн)
детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн)
трудоспособных лиц – 2197 грн (2102 грн)
лиц, утративших трудоспособность -1712 грн (1638 грн).

Пособие для беременных и родившим или так называемые “декретные”

Эту помощь оказывают в размере 100% среднемесячного дохода женщины (стипендии, зарплаты, пособия по безработице и т.д.) в месяц, но она не может быть меньше 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица. То есть, с 1 июля 2020 года “декретные” не могут быть меньше, чем 549,25 грн (была 525,50 грн).

Право на это пособие в органах социальной защиты населения имеют все женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Помощь при рождении ребенка

Государственная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, остается без изменений и составляет 41 280 грн. 10 320 грн – единовременная выплата и 860 грн выплачиваются ежемесячно в течение 3 лет.

Помощь на детей одиноким матерям

Ее предоставляют в размере равном разнице между двумя прожиточными минимумами (ранее был один прожиточный минимум) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным общим доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

С июля 2020 максимальный размер пособия

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн).

от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн),

от 18 до 23 лет (если учатся на стационаре) – 2197 грн (2102 грн).

Пример: семья состоит из матери-одиночки и семилетнего ребенка. Среднемесячный доход семьи – 4000 грн, то есть, среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 2000 грн. Размер помощи такой семье с июля – 318 грн (2318 грн – 2000 грн).

Помощь на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство

Размер помощи равен разнице между 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи:

для детей до 6 лет – как разница между двумя прожиточными минимумами для ребенка этого возраста – 4447, 50 грн (была 3558грн) и среднемесячным размером алиментов, пособий и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

для детей от 6 до 18 лет: как разница между 5545 грн (была 4436грн) и среднемесячным размером алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

Пример: семья взяла под опеку или попечительство семилетнего ребенка-сироту и получает на него пенсию по потере кормильца – 1712 грн. Размер пособия будет – 3833 грн (5545 грн – 1712 грн).

Если детям, над которыми установлена ​​опека или попечительство, алименты (при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать), пенсия, стипендия, государственная помощь за предыдущие шесть календарных месяцев не начислялись, данная помощь назначается в полном размере 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста: для детей до 6 лет – 4447,50грн, для детей от 6 до 18 лет – 5545 грн.

Если ребенок имеет инвалидность, то размер пособия составит 3,5 прожиточных минимумов. В частности, максимальный размер пособия для детей с инвалидностью составит для детей до 6 лет – 6226,50 грн, от 6 до 18 лет – 7763грн (без учета полученных алиментов, пенсий, пособий на ребенка).

Примечание. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц», который предусматривает увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство, с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, а на детей с инвалидностью – до 3,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, Верховная Рада приняла 2 июня 2020, но его еще должен подписать президент. После подписания и вступления в силу органы социальной защиты населения автоматически сделают перерасчет указанной помощи.

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также тем, родители которых не имеют возможности содержать ребенка или их место жительства неизвестно, предоставляют в размере равной разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

Максимальный размер пособия для детей до 6 лет составляет 929.50 грн (был 889.50 грн), от 6 до 18 лет – 1159 грн (был 1109 грн).

Помощь лицу, ухаживающему за больным ребенком

Эта помощь предоставляется в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. С 1 июля она составляет 1712 грн.

Помощь малообеспеченным семьям

Размер этой государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом.

С 1 июля размеры прожиточных минимумов для начисления этого пособия также меняются:

для трудоспособных лиц – 549,25 грн (525,50 грн),
для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 1712 грн (1638 грн),
для детей до 6 лет -2416,70 грн (1512,15 грн),
для детей от 6 до 18 лет – 3013,40 грн (1885,50 грн),
для детей от 18 до 23 лет (при условии обучения) -2856,10 грн (1786,70 грн).

Кроме того, на каждого ребенка, который входит в состав малообеспеченной семьи, установлены следующие доплаты: на ребенка до 13 лет – 250 грн, от 13 до 18 лет – 500 грн.

Помощь инвалидам с детства

Инвалиды с детства 1 группы: (подгруппа А) – 3516,48 грн (3364,64 грн), подгруппа Б – 2568.00 грн (2457 грн).

Инвалиды с детства II группы – 1712 грн (1638 грн).

Инвалиды с детства III группы – 1712 грн (1638 грн).

Помощь малообеспеченному лицу, ухаживающему за инвалида I или II группы (психические расстройства)

Размер данного пособия рассчитывается как разница между тремя прожиточными минимумами на каждого члена семьи и среднемесячным совокупным доходом семьи за предыдущие шесть месяцев, но не может быть больше, чем минимальная заработная плата.

Эта помощь предоставляется дееспособному лицу, которое зарегистрировано или постоянно проживает с инвалидом. С 1 июля максимальный размер этой помощи составит 2118 грн (2027 грн).

Помощь многодетным семьям

Этот вид помощи назначается на третьего и всех следующих детей с того месяца, в который было подано заявление со всеми необходимыми документами. И выплачивается она ежемесячно до достижения ребенком 6-летнего возраста включительно.

На каждого третьего и следующего ребенка государство выплачивает 1700 грн.

Временная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило право на пенсионную выплату

Эта помощь назначается неработающим людям, которые достигли общего пенсионного возраста, но не получили права на пенсионную выплату. И тем, кто на момент оформления социальных выплат имеет не менее 15 лет страхового стажа. Деньги будут выплачиваться до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на пенсионную выплату.

Сумма государственной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам

Право на социальную помощь имеют лица, не имеющие права на пенсию, и инвалиды:

– мужчины, достигшие 63 лет, и женщины – 58 лет, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или те, кто признан инвалидом в установленном порядке;

– не получающие пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве;

– являются малообеспеченными лицами.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Пособие по уходу за одинокими лицами, достигшими 80-летнего возраста

Этот вид помощи вводится впервые. Ее будут предоставлять одиноким лицам, достигшим 80-летнего возраста и по заключению врачебно-консультативной комиссии, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, которые получают пенсию в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».

С июля размер такой помощи составит 684,80 грн

Помощь члену малообеспеченной семьи на организацию предпринимательской деятельности

Это будет одноразовая беспроцентная помощь трудоспособному члену малообеспеченной семьи для организации предпринимательской деятельности и вывода семьи из бедности, которая будет предоставляться государственной службой занятости за счет средств государственного бюджета.

Размер минимальной пенсии

С 1 июля 2020 года минимальная пенсия составит 1712 грн (на 74 грн больше).

Кроме того, с 1 июля возрастет и надбавка пенсионерам за стаж – ежемесячная доплата для тех, кто имеет стаж более 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины). Она составляет 1% минимальной пенсии за каждый дополнительный год (до июля это было 16,38 грн, а с 1 июля – 17,12 грн).




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Читайте также: