В чем мотивация пенсионерам

Как-то во время встречи с приятельницей я стала свидетельницей телефонного разговора.

Судя по тому, как омрачилось лицо моей знакомой, как только она увидела, кто звонит, разговор не предвещал ей ничего хорошего. Не ответить она все-таки не решилась, и с обреченным видом сняла трубку.

– Мамочка, мне неудобно сейчас говорить. Я перезвоню, когда освобожусь… Где я? В кафе, сижу со знакомой… Мама, нет. Поговорить с чужими людьми для меня не важнее, чем с родной матерью… Мама!

Судя по всему, мама на том конце провода бросила трубку.


– Вот так всегда, – со вздохом констатировала приятельница. — Мама звонит по десять раз на дню, постоянно спрашивает, как у меня дела, что я делаю в данный конкретный момент. Если я говорю, что занята, упрекает меня в том, что чужие люди ближе мне, чем родная мать. Как на пенсию вышла, прямо спасу от нее нет. Не знает, чем заняться.

Достаточно часто наблюдаемая в наше время ситуация, когда родители выходят на пенсию…

Почему так происходит? А главное — что с этим делать? Попробуем разобраться в этом с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Реализация психических свойств

Согласно системно-векторной психологии, человек нуждается в реализации заложенных в нем психических свойств в каждую минуту своей жизни. Реализация — это применение врожденных свойств психики во внешнем мире. Если мы в полной мере реализуем свои свойства, то посредством естественных психических механизмов получаем необходимое нам наслаждение от жизни, а значит, мотивацию жить дальше, ради получения еще большего наслаждения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана разделяет всех людей согласно присущим каждому из них врожденным желаниям и наборам психических свойств, которые называются векторами. Вся совокупность качеств, особенностей поведения человека, обладающего тем или иным вектором, направлена на достижение свойственных ему желаний. Как правило, наибольшую возможность реализовать свои свойства люди имеют на работе, в социуме, среди других людей.

Так, например, основным желанием в зрительном векторе является эмоциональное взаимодействие, любовь. Для достижения этого человек, имеющий зрительный вектор, обладает способностью испытывать эмоции в гораздо большем диапазоне, чем люди без зрительного вектора. На работе это может быть востребовано во всех сферах деятельности, основой которых является общение с большим количеством людей: в воспитании, медицине, психологии, службах сервиса и многих других. В семье — в общении с близкими.

Главным желанием в кожном векторе является стремление к материальному и социальному превосходству. Заработать и сохранить. Смысл жизни — работать, чтобы зарабатывать. Психические свойства обладателя кожного вектора приспособлены к этому, как ни у кого другого: умение быстро мыслить, логический склад ума, способность ограничивать как себя, так и других, рациональный подход к решению любых задач. Такие свойства позволяют реализовать себя в бизнесе, юриспруденции, инженерных специальностях, военном деле и многих других, куда, как правило, и влечет обладателей кожного вектора их психическое.


Передача информации следующим поколениям, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана — это главное желание в анальном векторе. Для его реализации в психике этих людей от рождения заложены такие свойства, как феноменальная память, умение видеть детали, точность в мелочах, аналитический склад ума. Эти качества востребованы в преподавательской и научной деятельности, которые подразумевают необходимость владения большим количеством информации, а также в тех областях производства, где необходим точный, скрупулезный подход к работе. Важность сохранения знаний в поколениях делает обладателей анального вектора сторонниками традиций и уважительного отношения к старшим поколениям. Семья и дети для них — сверхценность.

Пенсия – потеря реализации

Итак, пока человек реализует свои свойства на работе или в семье, он счастлив. А теперь попробуем представить, что же происходит с ним, когда он выходит на пенсию. К этому моменту его дети, как правило, уже выросли и живут своей жизнью и, в силу разных причин, редко находят возможность для общения. Человек остается наедине с собой.

Вместе с работой он теряет и возможность реализации своих свойств. А значит, падает уровень повседневного удовольствия от жизни. Вот почему, выйдя на пенсию, одна часть людей теряет интерес к жизни уже потому, что такая жизнь не приносит удовольствия. Другие же активно ищут способы реализовать себя, чаще всего находя поле для реализации в жизни своих детей (как это было у моей приятельницы).

К сожалению, в нашей стране мало социальных организаций, которые бы занимались проблемами пожилых людей и направляли их потребность в реализации в нужное русло. И предоставленные сами себе пожилые люди пытаются восполнить свои нехватки.

При наличии зрительного вектора, в поиске необходимых эмоций они с интересом участвуют в обсуждении семейных драм соседей. Увлеченно смотрят всевозможные ток-шоу, отдавая преимущество тем, эмоциональный диапазон которых зашкаливает. Культивируют свои страхи просмотром новостей и часто плачут, не находя эмоциональной поддержки близких людей.

Люди, обладающие анальным вектором, лишенные реализации, признания их профессиональных достоинств и заслуг и не получающие подтверждения своего авторитета среди близких, начинают копить обиды и застревать в них на долгие годы, каждый день находя подтверждения того, что раньше и жизнь была лучше, и солнце светило ярче, и люди были добрее.


Также тяжело без реализации и обладателям кожного вектора — они с трудом переносят потерю социального статуса и уровня материального благосостояния, и чем выше было положение в обществе до пенсии, тем тяжелее им смириться с его утратой.

Таким образом, с проблемой нереализации людей, вышедших на пенсию, в той или иной степени приходится сталкиваться не только самим пенсионерам, но и их близким. Ведь зачастую наши папы и мамы вольно или невольно вовлекают нас в этот процесс. И важно понимать, чем мы можем помочь каждому из них, чтобы их жизнь оставалась наполненной и яркой.

Как наслаждаться жизнью на пенсии?

Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, каждый из нас способен полноценно жить только среди других людей. Все события, происшествия, эмоции, наше настроение и ощущение от жизни — результат нашего взаимодействия с людьми. Поэтому общение и реализация в социуме, которые значительно уменьшаются после ухода с работы — необходимая составляющая жизни человека, вышедшего на пенсию.

Зрительный и анальный вектора относятся к числу «читающих», только интерес проявляют к литературе разного содержания. Так, например, обладатели анального вектора больше любят произведения исторического содержания, также их может увлечь техническая и детективная литература и кроссворды. Люди, в психическом которых есть зрительный вектор, предпочтут любовные и приключенческие романы. Это можно учесть при выборе книг для досуга.

Именно про обладателей анального вектора говорят, что руки у них «золотые». Любовь к деталям позволяет им довести все, за что бы они ни брались, до совершенства. Поэтому можно предложить им попробовать реализовать себя в любом рукоделии (вязании, резьбе по дереву, изготовлении домашней мебели), особенно в том, плоды которого могут украсить дом или дачу. Наличие зрительного вектора при выборе вида рукоделия определит предпочтение того, что будет радовать глаз: вышивание, бисероплетение, скрапбукинг, квиллинг, резьба по дереву.

Обладатели как анального, так и зрительного векторов будут рады общению с родственниками, внуками — ведь это семья, связь с которой так благотворно действует на людей с анальным вектором, и эмоциональные связи, которые так необходимы для представителей зрительного вектора.

Пенсионеры с анальным вектором с удовольствием примут предложение поучиться чему-то близкому их интересам и пока неосвоенному, будь то курсы по обучению рукоделиям либо по садоводству, либо тренинги по системно-векторной психология Юрия Бурлана. Ведь поговорка «Учиться, учиться и учиться» очень четко описывает их приоритеты.


Люди с кожным вектором, как никто другой, склонны получать удовольствие от таких полезных и выгодных дел, как, например, забота о здоровье. Именно они способны увлечься ежедневными физическими упражнениями. Именно им доставляет удовольствие организация разного рода мероприятий — будь то день рождения или разработка плана отпуска. Они способны быть организаторами досуга других людей. Как правило, им доставляет удовольствие поиск выгодных предложений на рынке товаров и услуг, именно они способны найти предложения, оптимальные по сочетанию таких параметров, как «цена» и «качество».

Так, учитывая векторальные особенности психики, вы будете понимать, как можно способствовать наполнению жизни близкого вам человека, вышедшего на пенсию, новыми красками в каждом конкретном случае. Чтобы он не чувствовал себя невостребованным, имел возможность реализовать свои врожденные свойства, адаптироваться в социуме в новом качестве и получать в результате наслаждение от жизни.

Более подробно узнать о свойствах людей, научиться различать их вектора и, соответственно, строить с ними позитивные отношения, можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-занятия по ссылке.

Как преодолеть пенсионный кризис, связанный с утратой смысла жизни?

Осень жизни, как и осень года надо благодарно принимать

Пожилой возраст можно сравнить с осенью, которая бывает и солнечной, и ненастной. В сознании многих людей выход на пенсию является рубежом, отделяющим период зрелости от старости. Часто это сопровождается кризисом, особенно если совпадает с окончанием профессиональной деятельности. Те, кто связывал свое самоопределение с работой, постоянным кругом обязанностей, общением с одними и теми же людьми, рискуют потерять опору, привычные ценности и смысл жизни.

Вроде бы человек и мечтал бросить работу, заниматься внуками, гулять и общаться с друзьями, а что-то мешает. Какое-то неудовлетворение, тоска и пустота в душе не позволяют наслаждаться жизнью.
Психологи объясняют такое состояние тем, что большинство жизненных сценарных задач к моменту выхода на пенсию уже решены. Обязательная программа, заложенная во многом стереотипами общества, выполнена. И тогда перед многими встает вопрос — а что дальше? В чем смысл жизни в этом возрасте?

Человек не жил бы 70 и 80 лет, если бы такая продолжительность жизни не соответствовала смыслу его вида. Поэтому вечер его жизни также должен иметь свой смысл и цель, он не может быть жалким придатком утра» (Карл Юнг)

Конечно, каждый решает этот вопрос по-своему. На практическом уровне смыслом жизни может стать помощь внукам, наставничество, передача знаний и опыта, волонтерство.
На экзистенциальном уровне главная задача возраста - осознание конечности жизни и примирение с неизбежностью смерти. Приняв смерть как часть жизни, можно позволить себе наслаждаться ею до последних дней.

Я, может, только жить начинаю: на пенсию перехожу

Для кого-то выход на пенсию - экзистенциальный кризис, а для других это время отдыха и безмятежности. Для них это как переход от суеты жизненных течений в тихую гавань отдыха и наслаждений. Многие встречают этот жизненный этап с радостью. Ведь социальное давление снижается, непрерывная гонка достижений замедляется, можно, наконец, позволить себе быть самим собой.

Представители «золотого возраста» считают, что долг обществу они уже отдали и теперь имеют право поступать, как хотят. Можно, наконец, развестись с нелюбимым супругом или, наоборот, вступить в брак с давней тайной любовью. Завести собаку или попугайчика, перестать соблюдать диету, не носить туфли на шпильках, галстуки и деловые костюмы, переехать в деревню или вернуться в родные края, осуществить свою давнюю мечту.

Джон Лоу из Британии в 80 лет стал заниматься балетом. Сейчас ему - 92, и он выступает на профессиональной театральной сцене. Или Ингеборга Моотц, 93 года. В 75 она решила освоить с нуля игру на бирже и заработала уже больше миллиона евро. Есть еще 79-летний японец Шигео Токудо. Он работал всю жизнь клерком в офисе турфирмы, а в 67 стал порноактером. На его счету уже больше 350 картин.

Мировые тенденции тоже, к счастью меняются. Еще недавно наше общество (не только российское, но и мировое) было подвержено множеству возрастных стереотипов, эйджизму. Но в последнее время все большее внимания уделяется позитивному образу старения. Возраст становится трендом, мода стирает рамки не только гендера, но и эйджизм — Celine выбирает своим лицом 84-летнюю писательницу Джоан Дидион, YSL — Джони Митчелл, а Мэй Маск, мать Илона Маска, переживает пик карьерного успеха, подписывая очередной контракт с IMG Models.
Конечно, происходит это во многом благодаря увеличению продолжительности жизни. Коллективное сознание уже не так давит на пожилых, ВОЗ отодвинул рамки старости к 75 годам. Современные исследования показывают, что способности после 50-ти не ослабевают, ни физические, ни творческие, ни даже сексуальные. А пик качества жизни, пик счастья приходится на 65-68 лет - и это независимо от семейного статуса, уровня доходов и экономических кризисов.
Что же делает этих людей счастливыми?

Возраст счастья

Пенсия - это в некотором роде свобода, это начало новой жизни и новых возможностей. Важно правильно распорядиться этой свободой и научиться жить на пенсии активно, легко и радостно. Владимир Яковлев - автор книг и создатель портала Возраст счастья считает, что экзистенциальный кризис, который человек переживает в этом возрасте, связан с тем, что человек перестает развиваться:

"Это ощущение возникает потому, что мы перестаем развиваться, менять себя. Задача периода активной жизни после 50-ти — научиться жить, получая от жизни максимальную радость и удовольствие. И она, эта задача, ничуть не менее, а скорее даже более сложна, чем все предыдущие".

В последние годы количество людей, которые на пенсии находят новые смыслы жизни, помогающие им полноценно жить, становится все больше. Можно сказать, что сейчас живет первое поколение, которое не считается старым в 50 лет. После выхода на пенсию они находят работу, которая им по душе. Общение с детьми, внуками, в социальных сетях и в кружках художественной самодеятельности позволяет не отставать от ритма жизни и не сдаваться старости. Они каждый день делают гимнастику, совершают прогулки и не забывают контролировать свое здоровье. Это активные пенсионеры, отлично знающие, что жизнь после выхода на пенсию не заканчивается.

Ученые-психологи предлагают 10 способов помогающих сделать жизнь на пенсии счастливой:

  • Цените каждый момент жизни на пенсии;
  • Избегайте сравнения себя с другими пенсионерами;
  • Не ставьте на пенсии деньги на первое место;
  • Имейте значимые цели жизни на пенсии;
  • Заводите друзей, сохраняйте семью на пенсии;
  • Улыбайтесь даже тогда, когда вам совсем этого не хочется;
  • Будьте благодарными;
  • Делайте на пенсии зарядку;
  • Делитесь.

Вызовы старости достаточно драматичны, а ответы на них должен дать сам человек. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, образования, жизненного опыта и приоритетных духовных ценностей. То, как мы принимаем наступление старости, является нашим осознанным личным выбором, и мы имеем право жить и думать так, чтобы это делало нашу жизнь комфортной и счастливой.
Очень важно научиться ценить и любить каждый этап своей жизни, с радостью и предвкушением встречая каждый «переход». Понимать, что в зрелости вся наша внутренняя красота, весь бесценный опыт прожитой нами жизни и накопленная мудрость, наконец-то, начинают проявляться и становиться видимыми окружающим. Это и называется светом зрелости, венцом всех наших достижений.
Давайте не будем тратить драгоценное время на борьбу с возрастом и начнем наслаждаться каждой его минутой!

Поделитесь в комментариях вашим опытом преодоления пенсионного кризиса. Как вы справляетесь с потерей смысла в зрелом возрасте? Что помогает лично вам?

Обычно человек старается подготовиться к выходу на пенсию. А. С. Томпсон (Thompson, 1977) считает, что этот процесс условно можно разделить на три части, в каждой из которых реализуются определенные мотивы поведения человека.

1. Сбрасывание оборотов . Этот этап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовых обязанностей и стремлением сузить сферу ответственности, чтобы избежать внезапного резкого спада активности при выходе на пенсию.

2. Перспективное планирование . Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план тех действий или занятий, которыми он будет заниматься в этот период времени.

3. Жизнь в ожидании пенсии . Людьми овладевают заботы о завершении работы и оформлении пенсии. Они практически уже живут теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни.

С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приобретают новый социальный статус. Теперь из группы, которую условно называют поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Для многих подобное изменение общественной роли оказывается одним из самых значительных событий, происходящих в период поздней взрослости.


Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие

Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это событие. В связи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осознания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере.

Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей полезности, безвозвратной потери главного смыслообразующего мотива всей жизни. Поэтому они изо всех сил стараются подольше остаться на своем рабочем месте и работать до тех пор, пока хватает сил. Для таких людей работа – это стремление к определенным целям: от обычного поддержания материального благополучия до сохранения и приумножения карьерных достижений, а также возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желания и потребности.

Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда и к ощущению ненужности и бесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для него сигналом «утраты власти, беспомощности и автономии» (Крайг Г., 2000). В этом случае человек сосредоточивает свои усилия на поддержании социального интереса , выражающегося в целенаправленном поиске тех видов деятельности, которые дают ему ощущение своей полезности и сопричастности с жизнью общества. Это участие в общественных акциях и организациях, ведение общественной работы и, конечно, обычная трудовая деятельность.

Вспомним, что, по социологическим опросам, подавляющее большинство людей, чей возраст приближается к пенсионному, предпочитают продолжать трудиться хотя бы неполный рабочий день (см. часть VII, глава 3).

Исследования

Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. В ходе исследования работающих представителей среднего класса в возрасте от 46 до 71 года (Pfeiffer D. & Davis G., 1971) 90 % опрошенных мужчин и 82 % женщин сообщили, что они бы продолжали работать, даже если бы могли этого не делать.

Даже те, чей возраст приближался к пенсионному, предпочли бы – в подавляющем большинстве – трудиться хотя бы неполный рабочий день.

Для других людей, которые воспринимали свою работу как обязанность или вынужденную необходимость, выход на пенсию означает освобождение от скучной, утомительной, рутинной работы, необходимости подчинения начальству и т. д. Теперь они имеют много свободного времени, которое могут посвятить своим увлечениям или заботе о близких, помощи детям, внукам, правнукам.

В целом, оценивая результаты опроса, проводившегося среди людей в возрасте от 60 до 80 лет, можно сказать, что многие пожилые люди по-прежнему смотрят на жизнь с точки зрения предоставляемых ею возможностей, а не навязываемых ограничений, и надеются «в будущем стать лучше, сильнее, глубже, мудрее, веселее, свободнее, сексуальнее и еще больше радоваться жизни» (Sheehy G., 1995, p. 62).

К сожалению, российская действительность не позволяет пожилым людям в полной мере реализовать свои потребности в самоуважении и самореализации . Низкая социальная защищенность, общественная нестабильность, трудные материальные условия побуждают человека пожилого возраста сосредоточиться на удовлетворении своих физиологических потребностей , на создании для себя приемлемых бытовых условий.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 12

Анализ мотивации лиц пенсионного возраста при трудоустройстве

Положение пожилых людей, вышедших на пенсионное содержание, объективно ухудшается; у них обостряется чувство зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие как пассивные, так и агрессивные реакции. Многие явления современной жизни ставят пожилых людей в разряд источников повышенного социального напряжения, влекущих угрозу социальной безопасности как для самого человека, так и для его окружения.

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия.

Однако в настоящее время в стране сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть лиц пожилого возраста может адаптироваться к новым условиям. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию "человеческого фактора". Среди различных аспектов социальной адаптации лиц пожилого возраста особое место занимают вопросы обеспечения их активной старости, профессиональной и общественной деятельности.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось в основном в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие "мотивация" заменялось понятием "стимулирование". Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня - наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе как необходимый элемент согласование целей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объекта управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

Участие пенсионеров по возрасту в трудовой деятельности - это актуальная проблема современности, тесно связанная с демографическим постарением населения. Проблема заключается в наличии трудовых возможностей пенсионеров, с одной стороны, и с другой - в росте безработицы. Кроме того, необходимо учитывать и психологический фактор - стремление многих людей, достигших пенсионного возраста, во что бы то ни стало продолжить свою трудовую деятельность. В настоящее время объективно установлено, что прекращение профессиональной деятельности в пожилом возрасте приводит к ухудшению физического и психического состояния, тогда как систематический труд способствует продлению жизни, укрепляет физическое и психическое здоровье, придает чувство общественной полноценности.

Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т.д.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних ученых, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и т.п. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими: потребность в привязанности, уважении, успехе.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку то, что он считает для себя ценным. Но в понятие "ценность" разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

"Внутреннее" вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, дружеских отношений с коллегами.

"Внешнее" вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его "внутреннюю" цель и далее в его "внутренний" план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающих их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей.

Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует скорее о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор еще молод. Важным фактором приспособления к старости является существование увлечений, хобби, наличие друзей вне профессионального круга. С уходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности пожилые люди испытывают дефицит информации, общения, самореализации. Все это порождает ограничения жизнедеятельности пожилых людей, их вынужденную изоляцию, и, как следствие, наступает ухудшение духовного и физического здоровья.

Положение пожилых людей, вышедших на пенсионное содержание, объективно ухудшается; у них обостряется чувство зависимости, неустроенности, ущербности, усиливающие как пассивные, так и агрессивные реакции. Многие явления современной жизни ставят пожилых людей в разряд источников повышенного социального напряжения, влекущих угрозу социальной безопасности как для самого человека, так и для его окружения. Негативные отклонения, обусловленные выходом на пенсию, являются достаточно выраженными и проявляются в повышенном уровне тревожности и страха, боязни ненужности, низкой самооценке, высоком уровне агрессии к окружающим, низкой сопротивляемости стрессовым ситуациям, неопределенности будущего.

К прекращению трудовой деятельности надо готовить постепенно - незаметно снижать нагрузку, сокращать рабочие часы, увеличивать время отдыха, т.е. необходимо создавать такие условия труда и нагрузки, которые соответствовали бы функциональным возможностям организма пожилого человека. Данные мероприятия создадут предпосылку для социально-психологической адаптации, конечной целью которой является не только спокойное проживание в новых условиях, но и активная жизнедеятельность пожилых людей.

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий



Психологические исследования

История психологии и психология истории

Информация




WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Шагидаева А. Б. МОТИВАЦИЯ ПОЖИЛЫХ: РОЛЬ ВОЗРАСТА, РЕГИОНА И МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ ПОЖИЛЫХ: РОЛЬ ВОЗРАСТА, РЕГИОНА И МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ

Шагидаева А. Б.
МГППУ, Москва

В статье рассматривается вопрос о специфике мотивации в старости. Представлены данные о возрастных различиях (при сравнении мотивационных показателей пожилых людей и лиц среднего возраста), региональных различиях (при сопоставлении мотивационных профилей пожилых людей, проживающих в Москве и Грозном), а также различиях в мотивации пожилых людей, находящихся в условиях семьи и геронтологического центра.
Ключевые слова: мотивация, старость, зрелость, условия жизни, региональные различия, семья, геронтологический центр.

MOTIVATION ELDERLY: THE ROLE OF AGE, REGION AND PLACE OF RESIDENCE

Shagidaeva A. B.
MSUPE, Moscow

The article considers the question of the specific motivation in old age. Presents data on age-related differences (when comparing motivational indicators of older and middle aged people), regional differences (comparing motivational profile of elderly people living in Moscow and Grozny), as well as differences in motivation of older persons in the context of the family and the gerontological center.
Key words: motivation, old age, maturity, conditions of life, regional differences, family, gerontological centre.

Введение

Проблема изменений, происходящих в мотивационно-потребностной сфере, после 60 лет - одна из наиболее актуальных в геронтопсихологии. От мотивации пожилого человека зависит успешность его адаптации к процессам старения, новому социальному статусу, сужению социальных связей и ухудшению материального положения. Учитывая это, в эмпирическом исследовании, проведенном в 2012-2013 годах, была поставлена цель определить соотношение видов мотивации и степень их выраженности в старости.

1 Методологические основания работы

Мотивация в контексте психологии развития наиболее полно изучена применительно к детству и отрочеству. В рамках периодизации возрастного развития, разработанной Д.Б. Элькониным, описаны основные мотивационные тенденции, характерные для дошкольного детства (игровая мотивация), младшего школьного возраста (учебная мотивация – социальные, учебно-познавательные мотивы и мотивация достижения) и подросткового возраста (гипертрофированные потребности в общении со сверстниками и в независимости, потребность в самопознании и подростковые увлечения). Наиболее выраженные потребности и мотивы связаны с ведущей деятельностью, характерной для каждого возрастного периода.

Данных о мотивации, свойственной зрелой личности на последующих возрастных этапах, значительно меньше. В основном, они касаются профессионального самоопределения, обучения в вузе и профессиональной деятельности. В связи с этим особый интерес представляет концепция Б.Н.Рыжова [7,8] и мотивационные показатели, полученные на основе системной психологии.

Типология мотивацииБ.Н.Рыжова. Различаются:

  • биологические виды мотивации, включающие механизмы ориентации поведения, имеющего биологическую основу, сообразно специфике социальных связей, и направленные на развитие и сохранение индивида и вида,
  • социальные виды мотивации, в которых заложены механизмы развития и сохранения личности и социума.

К биологическим видам мотивации относятся:
1. репродуктивная мотивация, обеспечивающая продолжение рода;
2. охранительная мотивация (альтруизм), обеспечивающая выживание человеческого вида в целом;
3. витальная мотивация, обеспечивающая жизнедеятельность организма;
4. мотивация самосохранения, обеспечивающая устойчивость организма во взаимодействии со средой.
К социальным видам мотивации относятся:

  • творческий потенциал личности;
  • нравственный потенциал личности,
  • познавательный потенциал личности;
  • мотивация самосохранения, комплекс различных защитных механизмов личности

Кроме того, все виды мотивации делятся на две категории, различающиеся по функциям - развитие индивида, вида, личности и социума; сохранение индивида, вида, личности и социума. К развивающим видам мотивации относятся витальная, репродуктивная, познавательная, самореализации. К охранительным видам мотивации - самосохранения, защиты "Я", альтруистическая, нравственная.

При изучении характера и степени выраженности мотивации у отдельных лиц и групп (общностей) и определении мотивационного профиля, индивидуального или группового, используется способ ранжирования ценностей и потребностей, соответствующих тому или иному виду мотивации. Отметим ценности и потребности, выбор которых позволяет определить выраженность каждого вида мотивации.
Витальная: свобода передвижения и поступков, занятия спортом, хорошее питание, внешность и одежда.
Самосохранения: здоровье, комфортные условия жизни, долгая деятельная жизнь, личная безопасность.
Репродуктивная: наличие детей, любовь, успех у противоположного пола, счастливая семейная жизнь.
Альтруистическая: забота о семье и близких, готовность помочь другому человеку, безопасность родственников, защита соотечественников.
Познавательная: деньги и независимость, образование и культура, увлечения и отдых, получение новой информации о мире, науке и искусстве.
Защиты Я: верность своим моральным принципам, хорошая работа, общение с друзьями и интересными людьми, уверенность в завтрашнем дне.
Самореализации: ваше положение в обществе, творчество, могущество Родины и ее влияние в мире, возможность реализации своих способностей.
Нравственная: порядок и благополучие в стране, вера и религия, ваш народ, его традиции и культура, справедливость в отношениях между людьми [7].

Мотивационные тенденции в старости. В психологической литературе, посвященной старости, отмечается перестройка мотивационно-потребностной сферы, изменение иерархии потребностей. В исследовании К. Рощака [6] показано, что потребности в этом возрасте остаются теми же, что и на предыдущем возрастном этапе – в зрелости, – но изменяется из значимость. Наиболее значимыми становятся потребности в избегании страдания, спасении и постоянстве. Потребность в избегании страдания связана со страхом появления или обострения тяжелых соматических заболеваний, что характерно для старости, со страхом смерти и предшествующих ей физических страданий. Потребность в спасении, помощи связана со страхом беспомощности, потребность в постоянстве – с привязанностью к близким и знакомым людям, к своей территории и вещам, со страхом перед новыми контактами и непредвиденными ситуациями.

Несколько менее значимы потребности пожилого человека в автономии, в проекции, в защите своего «Я», во власти, у женщин также – в заботе о других. Сильная потребность в автономии делает пожилого человека независимым, упрямым, отвергающим чужие мнения и принуждение. Проекция на окружающих своих установок и состояний приводит к высокой субъективности и подозрительности. Потребность в защите проявляется в стремлении оградить свой внутренний мир от постороннего вмешательства и, видимо, связана с растущей интровертированностью. Потребность во власти в старости может проявляться не столько в попытках командовать, распоряжаться, сколько в навязывании своего мнения. Женское стремление заботиться о ком-то может быть адекватным и ценным, но может выливаться в навязываемую окружающим гиперопеку.

Наименее значимыми в старости оказались потребности в любви и эротике, в дистанции, в унижении и самоунижении, в творчестве. Отметим, что потребности в любви и творчестве, сильные в молодости и зрелости, у многих ослабевают в конце жизни, что не способствует ни личностному росту, ни адаптации пожилых людей. Резкое снижение значимости потребности в эротике, освобождение от примата сексуальной сферы является естественным в старости, в связи с физиологической перестройкой организма. Однако, пожилые люди, имевшие ранее позитивный сексуальный опыт, но утратившие влечение, пытаются сохранить в той или иной форме сексуальность и свой субъективный эротический мир [3].

Психологами и геронтологами указываются также такие мотивационные тенденции, как стремление к стабильности, сопровождающееся страхом изменений и жесткой приверженностью своим привычкам; стремление задержать наступление старости, проявляющееся в упорном нежелании уходить с работы на пенсию, в не соответствующей возрасту одежде и т.п.; наличие содержательных интересов, благодаря которым жизнь наполняется делами и разнообразной активностью; стремление приносить пользу, «делать добро», быть нужным людям; или замкнутость интересов на самом себе, эгоцентричность, приводящая к нетерпимости и обидчивости; стремление погрузиться в прошлое, отгораживающее пожилого человека от настоящего; желание сохранить старые ценностно-смысловые установки или обрести новый смысл жизни [2,3,4,5,9,11].
При рассмотрении мотивации, характерной для старости, обычно выделяют не столько общие мотивационные тенденции, сколько тенденции, свойственные отдельным группам пожилых людей, по-разному адаптирующихся к последнему периоду онтогенеза.

Адаптация к старости по Д. Бромлей [13] зависит от общей установки пожилого человека. Определено пять установок и, соответственно, пять типов адаптации:
- конструктивная установка: при уравновешенности, критичности по отношению к себе, толерантности и доверии к окружающим, последний период жизни и ее окончание принимаются как естественное явление;
- установка зависимости: при пассивности, отсутствии серьезных жизненных целей уход на пенсию воспринимается легко и чувство безопасности и комфорта достигается благодаря семейной среде;
- защитная установка: при повышенной значимости профессиональной деятельности и представлениях о себе как самодостаточном человеке старческая беспомощность и страх смерти маскируются усиленной внешней активностью;
- установка враждебности: при мнительности и агрессивности старость не принимается, близкий конец жизни вызывает страх, более молодые люди вызывают зависть и к окружающим предъявляется много претензий;
- установка враждебности по отношению к себе: при неудовлетворенности прожитой жизнью, сложившимися отношениями и избегании воспоминаний о тяжелом прошлом развивается депрессия, старость воспринимается пассивно, а смерть – как освобождение от страданий.

Проведя исследование с мужчинами 55-84 лет, С. Рейчард [15], получил аналогичные результаты. Им установлено три типа пожилых людей, хорошо адаптирующихся к старости, и два – испытывающих значительные трудности адаптации:
- конструктивный тип: мужчины адаптированы к старости, доброжелательны и спокойны, «любят жизнь»,
- «кресло-качалка» или зависимый тип: мужчины хорошо адаптированы, но, не проявляя собственной активности, полагаются на помощь окружающих;
- защитный тип: мужчины, продолжая работать или включаясь в другую ответственную деятельность, доказывают, что они здоровы и не нуждаются в помощи; по сути защитный тип является невротическим, но обеспечивает хорошую адаптацию к старости;
- агрессивно-обвинительный тип: мужчины плохо адаптированы, имеют неадекватные представления о себе и окружающей действительности, обвиняют в своих жизненных неудачах обстоятельства и других людей;
- самообвинительный тип: мужчины плохо адаптированы, обвиняют в своих неудачах себя.

В исследовании, проведенном с 70-летними пожилыми людьми Б. Нойгартеном [14], выявлены четыре типа личности пожилых людей, по-разному адаптирующихся к старости:
- оптимальный тип - интегрированная личность: пожилые люди становятся или «реорганизаторами», находя новый вид деятельности, когда включение в старую деятельность становится невозможным, или «сфокусированными» на узком круге вознаграждаемых действий, или «свободными», выбирая деятельности, не обременяющие ответственностью; все они адаптированы и удовлетворены жизнью;
- защитный тип: пожилые люди или проявляют высокую активность с тем, чтобы отсрочить старение, или сосредоточиваются на потерях в процессе старения; они менее удовлетворены жизнью, по сравнению с первым типом;
- пассивно-зависимая личность: пожилые люди или ищут помощи у других, или пассивно отгораживаются от них;
- деструктурированная личность: пожилые люди ведут себя ненормативно.

Исследование, проведенное в Каролем Рощаком [6], позволило описать четыре типа старения, каждый из которых имеет свои особенности адаптации:
- конструктивный тип: эффективная адаптационная стратегия, при которой устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими, свой возраст принимается и не вызывает страха, продолжается планирование своей жизни, сохраняется способность получать удовольствие от еды, развлечений и т.п., реализуются разнообразные интересы и увлечения;
- защитный тип: адаптация требует значительных усилий от пожилого человека и окружающих; пожилой человек живет «внешней жизнью», старается соответствовать принятым в обществе стандартам, избегает самоанализа и мыслей о возможной в будущем беспомощности и зависимости;
- агрессивно-активный тип: пожилой человек так же, как при защитном типе, проявляет внешнюю активность, ориентируется на общепринятые стандарты, не склонен к рефлексии и не видит в старости положительных моментов, но, кроме этого, он недоволен своим окружением, подозрителен и агрессивен, приписывает вину за свои неудачи внешним факторам;
- тип пассивного старения: пожилой человек воспринимает себя как жертву неблагоприятных обстоятельств и вину возлагает на себя; он пассивен, депрессивен, но в целом доволен уходом на пенсию, которая освобождает его от необходимости что-то делать, за что-то отвечать и материально обеспечивать себя и своих близких.
Часто, определяя степень адаптированности пожилого человека к своему возрасту, психологи останавливаются на двух полярных вариантах. Так, Л.И. Анцыферова [1] рассматривает
- продуктивное старение при ориентации пожилого человека на творчество или духовно-нравственные отношения, и
- неадаптивное старение, не обеспечивающее развитие личности.

М.В. Ермолаевой [2] установлены две стратегии адаптации к старости:
- стратегия «сохранения себя как личности»: сохранение личности пожилого человека во всем ее многообразии и богатстве связей с миром, структуризация жизненного опыта и передача его другим;
- стратегия «сохранения себя как индивида»: обособление и выживание на фоне биологического старения; «открытая» система превращается в «замкнутую», так что интересы пожилого человека замыкаются на нем самом.

Таким образом, высокий уровень адаптации к старости предполагает деятельную, осмысленную жизнь и содержательную мотивацию, глубокие интересы, сохраняющие связь пожилого человека с миром; низкий уровень адаптации, даже при внешней активности – узость интересов, «замыкание» на себе. Особенности мотивационно-потребностной сферы (интересов, мотивов, порождающих открытость / закрытость миру и продуктивную, творческую или непродуктивную активность / пассивность) определяют тип старения.
Общевозрастные закономерности развития мотивации отражены в эмпирических данных, полученных в русле системной психологии Б.Н. Рыжова. Установлено, что после 61 года (по сравнению с рядом предшествующих периодов) снижаются уровни мотивации самореализации и репродуктивной мотивации, повышаются уровни познавательной мотивации, витальной мотивации, альтруистической мотивации, мотивации самосохранения. Более сложная динамика, но в целом свидетельствующая о повышении уровня, свойственна нравственной мотивации и мотивации защиты «Я» [8].

2 Организация и методика исследования

В соответствии с целью исследования - определением особенностей мотивации пожилых людей - были поставлены следующие задачи:

1. выявить специфику мотивации пожилых людей при сравнении их мотивационных показателей с показателями лиц среднего возраста;
2. установить региональные различия в мотивации пожилых людей при сопоставлении мотивационных показателей пожилых, проживающих в Москве и Грозном;
3. определить особенности мотивации пожилых людей, проживающих в семьях и геронтологических центрах.
Для решения поставленных задач использовалась методика «Тест системного профиля мотивации» Б.Н. Рыжова, позволяющая установить мотивационные профили различных возрастных и социальных групп [7].
В исследовании приняли участие:
- 201 респондент пожилого возраста (60-88 лет), из них 102 москвича (52 человека, проживающих в семьях, 50 человек, проживающих в геронтологическом центре) и 99 жителей г. Грозного (50 человек, проживающих в семьях и 49 человек, проживающих в геронтологическом центре),
- 132 респондента среднего возраста (30-50 лет), в том числе 63 москвича и 69 жителей г. Грозного.
Результаты, полученные в ходе исследования, дали возможность уточнить роль возрастного фактора и условий жизни в развитии мотивации на последнем этапе онтогенеза.

3 Результаты исследования и их обсуждение

Читайте также: