В чем недостаток современной пенсионной системы

экономические науки

  • Базитова Татьяна Николаевна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РФ
  • ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

Похожие материалы

  • Что ожидает будущих пенсионеров?
  • На пути совершенствования пенсионной системы России
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Индекс человеческого развития России
  • Индекс развития человеческого потенциала США

Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения населения страны. На сегодняшний день государства сталкиваются с рядом проблем, в числе которых ухудшение демографической ситуации, которое выражается в сокращении количества трудоспособного населения, увеличении количества пенсионеров (то есть происходит увеличение продолжительности жизни при одновременном уменьшении уровня рождаемости), проблемы финансовой стабильности пенсионного фонда. В этих условиях у государства возникает необходимость решения вопросов пенсионного обеспечения путем формирования своей модели пенсионной системы. Поэтому вопросы разработки и введения новой пенсионной системы на сегодняшний день актуальны и требуют немедленного решения проблем, накопившихся за время существования старой модели пенсионной системы.

В данной статье рассмотрим основные проблемы современной пенсионной системы и представим возможные пути их решения.

До 2001 г. в России существовала распределительная модель пенсионного обеспечения. Однако процесс «старения» населения привел к неспособности работающего населения обеспечить финансирование граждан пенсионного возраста. В 2001—2002 гг. в стране началась пенсионная реформа, где первый уровень – базовая пенсия, размер которой фиксирован и не зависит от стажа и размера заработной платы; второй уровень – обязательная накопительная система, построенная на принципе регистрации взносов в Пенсионный Фонд на персональном счете каждого работника - страховая часть пенсии. Она зависит от стажа работы, платежей пенсионера в ПФР, средней величины заработной платы по стране и третий уровень – негосударственное пенсионное обеспечение, выступает как дополнительное к государственному в рамках единой пенсионной системы и является накопительной частью пенсии[5]. Приведем перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы пенсионной системы, в частности это - НК РФ (часть 2), Трудовой кодекс РФ, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Закон об основах обязательного социального страхования, Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ, Закон о негосударственных пенсионных фондах, Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ, Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, Закон о выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ .

Ниже на рисунке 1 представлена численность населения РФ по возрастным группам, тыс. чел.


Рисунок 1 Численность населения РФ по возрастным группам

Как видно из рисунка, на сегодняшний день в численности населения старше трудоспособного возраста наметилась устойчивая тенденция к возрастанию.

Таблица 1 Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74198/ (дата обращения: 06.12.2020).

Автор рассматривает актуальные проблемы российской пенсионной системы. Определяет основные направления по минимизации проблем пенсионной системы. Подчеркивает важность решения рассматриваемых проблем.

Пенсионное обеспечение в России осуществляет совокупность действующих в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, направленных на обеспечение граждан материальной поддержкой в виде пенсии. В последние годы активно проводится анализ пенсионной системы, поскольку возрос интерес со стороны государства и населения к проблемам, связанным с социальной справедливостью, материальным благополучием, удовлетворенностью условиями жизни и размером страховой защиты пенсионеров и лиц с социальным пенсионным статусом.

В настоящее время особо актуальными выступают ряд проблем пенсионной системы:

  1. В России патерналистская пенсионная система (государство — работник — пенсионер) при такой системе отсутствует заинтересованность со стороны работодателей и самих работников в формировании пенсионного капитала.
  2. На протяжении нескольких лет наблюдается тенденция к увеличению дефицита бюджета ПФР РФ и его финансовой зависимости от государственного бюджета, то есть сумма государственных пенсионных обязательств не совпадает с суммой фактически полученных страховых взносов. Отмена единого социального налога и замена его на страховые выплаты, а также введение административного механизма, связанного с налогообложением фонда оплаты труда работников, в пенсионной системе не дало ожидаемого эффекта и не решило проблему дефицита пенсионного бюджета [1, с. 272].
  3. Страховые выплаты в пенсионной системе, которые упоминаются в начале пенсионной реформы как основа, сокращаются. В составе трудовой пенсии увеличивается доля базовой части, которая не связана с заработком. Практически отсутствует равноправное участие социальных партнеров, в том числе основных плательщиков страховых взносов работодателей, в управлении фондами обязательного пенсионного страхования.

Это происходит из-за того, что на верхней уровень заработной платы с которого уплачиваются страховые взносы, устанавливается сумма, которая соответствует нижнему пределу. Что приводит к тому, что страховые взносы с зарплат среднего класса идет на формирование базовой пенсии. То есть происходит солидарное пенсионное обеспечение низкооплачиваемого персонала, теми работниками с зарплат которых производятся более высокие отчисления.

  1. Досрочные пенсии тоже финансируются из общей суммы страховых взносов. Это происходит из-за того, что в России нет профессиональных пенсионных систем.
  2. Потенциал негосударственных институтов в пенсионной системе сравнительно невелик. развитие негосударственных институтов пенсионной системы, сдерживается прежде всего неудачной и неэффективной системой налогообложения негосударственных государственных образований [4, с. 140].
  3. Важным нерешенным вопросом пенсионного обеспечения остаются теневые выплаты. Это происходит из-за того, что 14 % всего работающего населения работают неофициально. По этому государству создать механизмы, при которых руководству организаций выгодно производить полные отчисления в пенсионный фонд и платить «белую» зарплату работникам [2, с. 290]. Для этого необходимо предусмотреть налоговые льготы и иные формы мотивации для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочить их правовое регулирование.
  4. Низкие пенсии, которые в среднем равны прожиточному уровню или того меньше. Данная проблема заложена в том, что средняя заработная плата по России низкая, соответственно и отчисления в пенсионный фонд будут не высокие. При этом, хочется заметить, что последние изменения в формировании заработных плат не принесли качественных изменений. Данные изменения только увеличили влияние работодателей в формировании заработных плат работников.
  5. Увеличение количества пенсионеров. Тенденция низкой рождаемости приводите к тому, что количество трудоспособного населения уменьшается, а количество людей пенсионного возраста растет. Со временем возникает проблема финансовых ресурсов для обеспечение действующих пенсионеров, молодому поколению. Правительство предпринимаются меры для стимулирования рождаемости в стране. Однако, представляется, что данная проблема решится само собой если будет стабильность в стране.
  6. Низкая грамотность среди населения. Население не всегда осознает, для чего нужна официальная высокая заработная плата, чем это может обернуться в будущем. Поэтому не обходимо проводить информирование население об необходимости «белых» зарплат. Информационное освещение населения должно также касаться негосударственных пенсионных фондов, чтобы население могло ознакомиться с плюсами данного направления пенсионной системы страны.
  7. Тенденция увеличение количества работников, вышедших досрочно на пенсию. В зарубежных странах, например, таких как Германия досрочная пенсия доступна только для 3–4 профессиональных групп, а в России количество отраслей и профессий, в которых занятость дает право досрочно выйти на пенсию, достигает 2 тыс. [3, с. 46].

Весьма вероятно, что последствия экономического кризиса и негативной демографической ситуации в России в ближайшие годы потребуют от государства огромных усилий по обеспечению функционирования различных пенсионных систем. Законодательная база пенсионного обеспечения в России имеет сложную и громоздкую структуру, но, к сожалению, она не очень эффективна. Необходимо времени и ресурсов, чтобы усовершенствовать, сбалансировать ее и заставить работать законодательную базу пенсионной системы. Одной из важнейших составляющих последующей работы по совершенствованию пенсионной системы в России должна стать разработка комплексного подхода развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также е решение других вопросов развития пенсионной системы.

Для решения названных проблем, в первую очередь необходимо производить оптимизацию расходов, связанных с деятельностью ПФР РФ, а также внедрить 3-уровневую пенсионную систему, которая буден направлена на персонализацию пенсионных накоплений, а с другой стороны, распространением социальных программ и ростом социальных расходов страны, в том числе через сохранение пенсий при наличии пятилетнего стажа работы и досрочного выхода на пенсию во вредных условиях труда, при этом, нужно понимать, что возрастет нагрузка на трудоспособное население. Поэтому комплексный анализ принципов, механизмов и их последствий совершенствования пенсионной системы, основанный на эволюционном, институциональном и социально-экономическом подходе, учет и реализация пенсионных прав, а также оценка социально-экономических последствий через систему социально-демографических и экономических показателей, имеет большое значение [3, с. 45].

Таким образом, современная пенсионная система в Российской Федерации, имеет ряд существенных недостатков, что не позволяет гарантировать стабильное выполнение страной своих обязательств в отношении пенсионеров. Государство можно рассматривать как социальное, если оно удовлетворяет права своих граждан. Проблема задержки выплаты государственных пенсий была решена, но проблема недостаточности размера пенсии для удовлетворения социальных потребностей пенсионеров по-прежнему стоит остро.

Решение этих проблем чрезвычайно важно для обеспечения социально-экономического развития России.

  1. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — № 1. — С. 273–282.
  2. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 120. — С. 290–295.
  3. Игнатенко, И. В. Состояние и перспективы российской системы пенсионного обеспечения Российской Федерации // Известия Российского государственного педуниверситета им. А. И. Герцена. — 2016. — № 73. — С. 45–49.
  4. Туманянц, К. А. Проблемы системы пенсионного обеспечения в России и способы их устранения // Вестник ВГУ. — 2016. — № 2. — С. 140–147.

С 1 января 2019 года в силу вступает новый законопроект о реформировании пенсионного возраста. Большинство граждан Российской Федерации против осуществления данного проекта, это не удивительно, кому же, хочется работать лишние пару лет? Постановление об увеличении пенсионного возраста вызвало массу протестов.

Причина увеличения пенсионного возраста

Во многих развитых странах последовала волна увеличения минимального возраста для выхода людей на пенсию, правительство РФ также решило внести поправки в пенсионном законодательстве.

По словам правительства, принятие данного законопроекта связано с демографическими факторами, а именно со значительным увеличением продолжительности жизни граждан страны. Трудоспособного населения становится меньше, упала рождаемость.

Так как пенсии начисляются из зарплат трудоспособного населения, а оно постепенно снижается, то принято решение увеличить минимальный возраст выхода на пенсию, тем самым продлить работоспособность пожилым людям.

Согласно словам президента, уже много лет часть пенсионных выплат осуществляется с государственного бюджета, что негативно сказывается на экономическом положении страны. Что уже через 10 лет не будет хватать средств у государства датировать пенсионный фонд. Новый законопроект способен улучшить экономическое положение Российской Федерации.

Суть законопроекта

Простыми словами, с 1 января следующего года на пенсию граждане Российской Федерации будут уходить позже, чем раньше. Пенсионный возраст увеличен на 5 лет для лиц обоих полов. Мужчины теперь будут уходить на пенсию в 65 лет, вместо прежних 60, а женщины в 60, вместо прежних 55. Переход будет проходить постепенно, полностью будет достигнут в 2028 году.

Этапы перехода для мужчин

· Все мужчины до 1958 года рождения выходят на пенсию по старому пенсионному возрасту (60 лет).

· Для 1959 года в выход на пенсию будет составлять 60,5 лет.

· Для 1960 – 61,5 лет.

· Для 1961 – 63 года.

· Для 1962 – 64 года.

· Начиная с 1963 года рождения, пенсионный возраст 65 лет.

Этапы перехода для женщин

  • Для женщин по 1963 года рождения выход на пенсию осуществляется в 55 лет.
  • Для 1964 – 55,5 лет.
  • Для 1965 – 56,5 лет.
  • Для 1966 – 58 года.
  • Для 1967 – 59 года.
  • Начиная с 1968 года рождения, выход на пенсию будет в 60 лет.

Законопроект не распространяется

Прежний возраст выхода на пенсию остается для следующих групп лиц:

  • военные и силовики;
  • для работающих во вредных и тяжелых условиях;
  • малочисленный Северный народ.
  • люди, которые уже пенсионеры;
  • для женщин, у которых более пяти детей.

Преимущества пенсионной реформы

Несмотря на то, что данная реформа имеет множество негативных мнений со стороны более чем 90% населения, преимущества ее введения все же есть.

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны.

Как уже говорилось выше, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.

  • Повышение пенсий

Глава счетной палаты обещает, что благодаря введению новой реформы, к 2030 году размер пенсий вырастут примерно 30%.

  • Увеличение федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Недостатки пенсионной реформы

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы ощущаются гражданами.

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, которым около 60 лет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. Государство в свою очередь будет поддерживать людей старшего возраста в трудоустройстве, и защищать от незаконного увольнения, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и работают. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Всем финансовых успехов!

Как понятно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно отметить и сжатые сроки ее проведения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, ее преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сейчас. На финансовом рынке возник новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сравнимы с активами банковского сектора.

Одним из основных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как сейчас каждый работающий сам заботится о собственной будущей пенсии. Второе - размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных скоплений, т.е. От того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали приблизительно одинаковую пенсию. Следующий аспект - ранее было время, когда в стране катастрофически не хватало средств. Сейчас в системе более 1 млрд. долларов. У нас сделаны крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать средства в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Пенсионные скопления дозволили выполнить массу государственных программ, воплотить уйму инвестиционных проектов. Все эти средства инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации огромнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост размера производства, а это постоянно связанно с занятостью населения. Работники необходимы, когда расширяется основное создание, и возникают дополнительные. Новейшие рабочие места появляются при транспортировке и реализации продукта, при разработке и развитии инфраструктуры. Ещё одним важным фактом является то, что благодаря пенсионным скоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций существенно сократилась. Все эти достоинства служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

Но наряду с положительными моментами есть и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, только более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.

В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии либо процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины скопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой малый прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК либо начисляемый процент не может быть ниже 3, 5, 7% и т.д.

К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны правительство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 правительство выполняет только функцию контроля и надзора. Из текущих заморочек самая досадная - неполное поступление пенсионных взносов. Они обязаны производиться у истоков выплаты доходов. Естественно, взносы работодателями удерживаются, но перечисляются в пенсионные фонды некоторыми не сходу и не постоянно. Это мешает фондам отменно делать свои обязательства перед вкладчиками, отбирает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков значимой части инвестиционного дохода.

Таким образом, можно сделать следующий вывод обо всем выше сказанном: чем больше и сильнее будут фонды, тем больший приток средств они обеспечат в русскую экономику. Одно провоцирует другое. У нас есть все основания быть уверенными в близком экономическом расцвете Казахстана.

Рассмотрим далее текущее состояние накопительной пенсионной системы.


Автор фото, Bartenev Victor/Interpress/TASS

После того как правительство представило законопроект о повышении пенсионного возраста, чиновники не устают перечислять положительные моменты реформы. Русская служба Би-би-си попросила двух экономистов коротко описать все плюсы и минусы повышения пенсионного возраста.

Олег Шибанов, профессор экономики Российской экономической школы

"Плюсы все больше со стороны государства", - говорит он.

Снижение дефицита Пенсионного фонда России

В соответствии с действующим законом, дефицит ПФР в этом году составит 106,6 млрд рублей, в апреле его было предложено увеличить до 256,8 млрд рублей. Ежегодно Пенсионный фонд получает трансфер и из федерального бюджета. Соответственно, если пенсионный возраст вырастет, это позволит снизить дефицит ПФР и сделать бюджета фонда более сбалансированным.

Возможность больше вовлекать людей в рабочие отношения и борьба с возрастной дискриминацией

Увеличение пенсионного возраста позволит нивелировать последствия демографической ямы 90-х годов. Сейчас население стареет, а количество людей в трудоспособном возрасте сокращается. По оценке Росстата, в 2018 году на тысячу человек трудоспособного возраста приходится 455 пенсионеров.

Возможность повысить пенсии

Новый глава Счетной палаты Алексей Кудрин тоже заявил, что благодаря повышению пенсионного возраста уровень жизни пенсионеров до 2030 года вырастет на треть. Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что в среднем пенсии после повышения пенсионного возраста увеличатся на 1 тысячу рублей.

Вероятное улучшение сбалансированности региональных бюджетов

Это может произойти из-за снижения объема средств, которые тратятся на льготы пенсионерам.

Снижение располагаемых доходов в первые годы

Пенсии для многих семей стали важным источником доходов. Если выход на пенсию будет отсрочен, многие семьи не получат эти средства.

Снижение располагаемых доходов влечет за собой и снижение потребительского спроса

Необходимость развития программ переобучения

Неясно, смогут ли переучить людей старшего возраста, если они захотят менять профиль работы. Такие программы пока немногочисленны, указывает Шибанов.

Влияние на "серый сектор" экономики

Часть людей старшего возраста будет работать в серой экономике, а там низкая производительность труда.

"В принципе последние годы занятость в корпоративном сегменте скорее снижалась, а в теневой экономике увеличивалась. Реформы пенсионного возраста тоже вряд ли развернет этот тренд, будет становиться больше самозанятых и людей в "гаражной экономике"", - считает Олег Шибанов.

Владимир Тихомиров, главный экономист финансовой группы БКС

Повышение сбалансированности бюджетной системы

"Население стареет, поэтому расходы бюджета на поддержание сбалансированности пенсионной системы будут расти. Повышение пенсионного возраста сокращает дотации из бюджета в Пенсионный фонд, соответственно позволяет бюджету сводиться на бездефицитном уровне при более низких ценах на нефть. Это повышает устойчивость всей бюджетной системы", - говорит Тихомиров.

Доходы населения в итоге сократятся

"Сейчас люди, которые выходят на пенсию, получают дополнительный доход, даже если они работают. Этот доход теряется", - говорит Тихомиров.

Проблемы с трудоустройством пожилых людей

"Если люди в районе 60 лет потеряют работу, то их материальное положение может значительно ухудшиться", - говорит Тихомиров.

Ранее Би-би-си писала, что компании предпочитают нанимать более молодых работников. В итоге людям более старшего возраста придется дольше искать работу или идти на понижение.

Негативно для экономики

Если доходы населения снизятся, то это скажется на спросе со стороны населения. Это, в свою очередь, может привести к негативному эффекту для экономического роста.

1. Проблема: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению как к прожиточному минимуму, так и к зарплате, и пенсии не возмещают достаточный процент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников.

За последние три года политика ускоренного повышения пенсий (включая проведенную валоризацию пенсионных прав, накопленных до 2002 г.) привела к значительному росту пенсий. Если большую часть 2000-х, средний размер пенсии варьировал вокруг величины ПМП, то в 2013 г. он составлял уже свыше 150% ПМП.

Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23% в 2012 г. поднялась до 35-37% в 2014.[24]

Столь значительный рост пенсий, безусловно, отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР, его расходы в 2010 году должны вырасти до 10% ВВП с немногим более 7% в 2009 г. Трансферт из федерального бюджета только на покрытие дефицита ПФР составит почти 3% ВВП. Значительный рост пенсионных расходов, спровоцированный политикой повышения пенсий, потребовал также увеличения тарифа отчислений работодателей в пенсионную систему. С 2010 г. регрессивная шкала ЕСН была заменена плоским тарифом страховых отчислений в ПФР, взимавшимся с годовых заработков не свыше 415 тыс. Этот максимальный порог будет индексироваться в соответствии с ростом заработков в стране. В 2013 г. страховой тариф повышен с 20 до 26% облагаемой части фонда заработной платы.

Какие решения этой проблемы существуют?

1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов.

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы.

3. Разделить базовую и страховую части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования.

2. Проблема: поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии) Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее 4 благоприятным (Гурвич 2010; Синявская 2010). Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров.

Одна из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический возраст назначения пенсий. По оценкам Т.М. Малевой и О.В. Синявской, фактический возраст оформления пенсии составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин, причем досрочные пенсии в среднем назначаются людям 48-49 лет (Малева, Синявская 2012). Льготные и досрочные пенсии охватывают примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и составляют свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти (Соловьев 2010; Доклад Минздравсоцразвития 2012). Следует отметить, что абсолютное большинство досрочных пенсионеров продолжает работать, причем часто – на тех же рабочих местах (Доклад Минздравсоцразвития 2010).

Какие решения этой проблемы существуют?

1. Реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы.

2. Ограничение занятости пенсионеров.

3. Повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию.

4. Повышение требований к продолжительности страхового стажа.[21]

3 . Проблема: пенсионная система в настоящий момент является финансово несбалансированной и не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем В определенной мере вопросы финансовой несбалансированности пенсионной системы и отдельные инструменты ее решения были рассмотрены выше. Следует подчеркнуть, что дефицит бюджета ПФР в 2012 г. составил около 2,9% ВВП, в 2013 г. – по оценкам ПФР – он сократится до 1,8% ВВП (Доклад Минздравсоцразвития 2012). Тем не менее, реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР, по оценкам Гурвича, вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. (Гурвич 2011). Кроме того, для того, чтобы поддерживать коэффициент замещения на целевом уровне в 40%, по прогнозным оценкам Гурвича, в 7 среднем в 2010-2050 гг. трансферт из федерального бюджета придется увеличивать каждые пять лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов – на 1 процентный пункт каждый год (Гурвич 2013).

Какие решения этой проблемы существуют?

В принципе, возможны следующие варианты решений (обсуждение «за» и «против» решений, которые фигурировали в п. 1 – см. выше):

1. Повысить тариф страховых отчислений;

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы, в том числе:

2.1. Закрепить источник финансирования издержек перехода к новой пенсионной системе;

3. Сократить размер пенсий

4. Повысить фактический пенсионный возраст за счет реформирования досрочных пенсий, повышения требований к стажу и повышения общеустановленного пенсионного возраста

5. Частично ограничить занятость пенсионеров (но одновременно это и сокращение поступлений)

6. Сохранить обязательную накопительную компоненту, обеспечив ее более высокую доходность.[17, c.9-10]

Заключение

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или иных идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных, на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Кризис пенсионной системы Росси - это кризис формационного свойства: происшедшие в стране формационные изменения по времени значительно опередили требуемые институциональные изменения пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и она обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама является элементом тормозившим социальное и экономическое развитие страны

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян.

Исследование пенсионного вопроса обнаруживает возрастающий круг экономических, методологических, теоретических проблем, анализ которых невозможен без изучения истории этого вопроса, так как сущность любого общественного процесса, явления можно выявить, изучив генезис и закономерности его исторического развития. Поэтому речь идет о комплексном, системном исследовании пенсионных проблем, которые смыкаются с социальными, демографическими, правовыми, организационно управленческими процессами, деятельностью многочисленных государственных ведомств и научных учреждений.

В данном исследовании освещена история формирования пенсионной системы в России: показана взаимозависимость системы пенсионного обеспечения и уровня развития экономики; дана периодизация ее эволюции; исследованы становление и трансформация форм социальной защиты нетрудоспособных как естественно-исторический процесс развития общества; определена зависимость особенностей пенсионной системы от исторически конкретной формы собственности и общественного устройства российского (советского) общества. В самом общем виде пенсионная система предстала перед нами как неотъемлемый элемент экономической системы. Сформулированы принципиальные отличия эволюции пенсионной системы в России от аналогичных процессов в развитых странах. Основная причина этого явления коренится в том, что она развивалась в различных общественно-экономических условиях, в связи с чем трижды воссоздавалась заново.

Современный период создания новой российской пенсионной системы предстает перед нами в разрезе нескольких взаимосвязанных коротких исторических этапов, которые полностью отражают проблему трансформации отношений собственности и хозяйствования.

Установлено, что состояние пенсионного обеспечения, его масштабы, уровень развития, конкретные модели находятся в непосредственной зависимости от социально-экономического устройства общества. Потому после свершения Октябрьской революции императорская власть с ее Табелью о рангах, царскими чиновниками, дворянскими привилегиями, соответственно и ее пенсионная система были упразднены. Пройдя два этапа в своем развитии, в итоге впервые в истории была выстроена универсальная всеобщая система пенсионного обеспечения.

Рассмотрен зарубежный опыт эволюции пенсионных систем по трем направлениям: Анализ мировой эволюции пенсионных систем по функциональному признаку обнаруживает общий вектор этого процесса - от централизованно-распределительных их вариантов к смешанным системам, а от смешанных систем - к накопительным. Как показывает практика, в настоящее время наиболее приемлемой для многих стран является смешанная система.

В Европе, на наш взгляд, наиболее удачной представляется пенсионная система Великобритании. Это стало возможным благодаря разумному использованию имеющихся национальных ресурсов, взвешенному решению острых бюджетных проблем с учетом нарастающих социально демографических трудностей. Именно в Англии достигнут самый высокий уровень жизни пенсионеров.

Американский опыт дает основание считать, что в США наиболее рационально использованы возможности государственно-распределительной системы в сочетании с огромным разнообразием добровольных частных схем пенсионного обеспечения. Примечательно, однако, что только за счет распределительной системы американцам удалось обеспечить высокий уровень жизни пенсионеров. Чилийский опыт радикального перехода к накопительной системе нельзя признать удачным вследствие тех трудностей, с которыми сталкивается эта система в условиях рыночной экономики с ее атрибутами риска.

В целом ознакомление с опытом пенсионного обеспечения развитых стран Европы и Америки представляет интерес в плане того, чтобы, во-первых, обратить пристальное внимание не столько на конкретные механизмы, сколько на основную тенденцию развития пенсионного дела (обеспечение достойного уровня жизни нетрудоспособных); во-вторых, использовать в процессе формирования российской пенсионной системы то позитивное, что дала мировая практика; в-третьих, сразу предупредить те трудности, которые продемонстрировали пенсионные новации в этих странах.

Таким образом, в курсовой работе представлена целостная картина зарождения, развития и трансформации пенсионной системы в России на разных социально-экономических этапах ее жизни; выработаны методологические предпосылки исследования пенсионных категорий; определены конкретные пути решения проблем пенсионного обеспечения и т.д.

Список использованной литературы

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Пенсионная система России в современном виде как совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, введена в 2002 году. По масштабу решаемых задач, по сложности структуры, а также вследствие частых изменений нормативных и законодательных положений пенсионную систему России в настоящее время можно отнести к категории трудно поддающихся исследованию систем. По канонам теории систем, это многопараметрическая, многокритериальная система с многочисленными и изменчивыми ограничениями, со сложной, разветвленной иерархической структурой, функционирующая в неопределенной и конфликтной среде. [1, c.128]

Основой пенсионной системы является пенсионное страхование, которое имеет целью формирование источников финансирования пенсий. Как и пенсионное страхование, пенсионная система имеет две формы – обязательную и добровольную. Обязательное пенсионное страхование (ОПС) имеет силу закона и охватывает все категории населения. Добровольную форму принято называть добровольным пенсионным обеспечением (ДПО). ДПО имеет два отличия от ОПС:

  1. добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному;
  2. размер взносов определяет не государство, а сам застрахованный гражданин.

Для государственного управления пенсионными средствами и сохранения прав граждан на пенсионное обеспечение, в 1990 году образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), имеющий в настоящее время свыше 2,5 тысяч территориальных органов (в каждом регионе и каждом районном центре России). Бюджет государственного Пенсионного фонда РФ утверждается федеральным законом и не входит в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Основные функции ПФР – аккумулирование и управление средствами по обязательному пенсионному страхованию граждан, назначение и выплата им пенсий. Источниками формирования пенсионного фонда являются страховые (или пенсионные) взносы, вносимые ежемесячно работодателями (предприятиями) при начислении зарплаты. ПФР открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счет, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы.

Проблемы, появившиеся в процессе функционирования пенсионной системы РФ за последние десять лет, привели к необходимости пересмотра целого ряда положений. Это касается и распределения пенсионного взноса (равного 22 %) между слагаемыми трудовой пенсии.

Накопительная часть пенсии была введена с началом пенсионной реформы (01.01.2002 г.) для мужчин 1953 года рождения и моложе и для женщин 1957 года рождения и моложе (т. е. за 10 лет до пенсионного возраста). Но уже в 2005 г. накопительные платежи были отменены для лиц 1966 года рождения и старше. С этого момента к накопительной части пенсии имеют отношение только граждане 1967 года рождения и моложе. По достижению пенсионного возраста этой категории граждан выплачиваются сверх страховой части и накопительные средства с учетом инвестиционного дохода.

Накопительная часть пенсии, финансируемая также за счет страховых взносов, выплачивается по достижению пенсионного возраста ежемесячно с учетом ожидаемого периода выплат (18 лет). Федеральным законом № 56-ФЗ установлена возможность уплаты с 01.10.2008 г. добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Лицам, уплатившим дополнительные страховые взносы в сумме не менее 2000 руб. в год, государство осуществляет со финансирование в течение десяти лет из расчета 1:1, но не более 12000 руб. в год. [2, c.38]

Гражданин Российской Федерации имеет право передать накопительную часть своей пенсии в доверительное управление НПФ, путем подачи заявления в любое управление ПФР.

Прямым следствием этой, по сути, демографической причины, является финансовая нестабильность пенсионных фондов, которая, в свою очередь, приводит к неустойчивости всей пенсионной системы России.

К числу других негативных факторов, препятствующих развитию пенсионной системы России, можно отнести:

– частые изменения нормативно-правовой базы, защищающей интересы застрахованных лиц;

– недоверие населения и чрезмерные ограничения деятельности негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний со стороны государства;

– нестабильность инвестиционной среды, порождающая реальные финансовые риски, ограничивающие диапазон инвестиционных решений;

– длительность процедуры взаимодействия ПФР и НПФ (полугодовой период передачи денежных средств) способствующая потере инвестиционной

прибыли и др. [3, c.203]

Для преодоления всех этих проблем государство проводит реформу пенсионной системы и продолжает вводить различные пенсионные преобразования.

Каковы же новые задачи пенсионной системы России на предстоящий период?

Настоящим, значительным этапом реформирования является разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, начатая в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 г., № 597. Она определяет политику в сфере пенсионного страхования в период до 2030 года.

Основная цель Стратегии – гарантирование приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, адекватной экономическому развитию России и соответствующей международным стандартам. Определены задачи совершенствования тарифно-бюджетной политики и системы управления обязательным пенсионным страхованием, реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы и системы досрочных пенсий, создания корпоративного пенсионного обеспечения и др.

Стратегия направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение). Цель трехуровневой системы – поднятие коэффициента замещения. По мнению экспертов, удачная реализация такой системы позволит добиться повышения коэффициента замещения до 70 % и выше.

Обращает внимание отсутствие в Стратегии часто дискутируемого вопроса о величине трудового стажа при выходе на пенсию. Увеличение стажа, который сейчас имеет тенденцию на снижение, равносильно увеличению пенсионного возраста для той части населения, которая поздно начинает свою трудовую деятельность. Поэтому поднятие стажа как одного из рычагов сбалансирования пенсионной системы можно отнести к непопулярным мерам. Вопрос о том, каким должен быть стаж, как и пенсионный возраст, остается пока открытым. Вполне возможно, что первым пересмотру может подвергнуться минимальный стаж для получения пенсии, равный сейчас пяти годам. [4, c.124]

Изменения предусматривали сокращение с 1 января 2015 года отчислений в накопительную часть пенсий с 6 % до 2 % и перераспределение выделенных 4 % в страховую часть пенсии. Цель утвержденных поправок – уменьшение дефицита пенсионной системы.

На мой взгляд, накопительный институт пенсионной системы должен быть сохранен и модернизирован. Необходима выработка мер, стимулирующих приток граждан к участию в накоплении пенсионных средств как источника дополнительного пенсионного обеспечения, как возможность для граждан самим максимизировать размер своей будущей пенсии. Благодаря возможности добровольного отчисления собственных средств к накопительной системе, становится актуальной возможность приумножения размера пенсии и для граждан старше 1967 года рождения.

Но главная проблема состоит в следующем: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению как к прожиточному минимуму, так и к зарплате, и пенсии не возмещают достаточный процент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников.

Существуют несколько путей решения этой проблемы:

1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов.

2. Увеличение доли бюджетного финансирования пенсионной системы.

3. Разделение базовой и страховой части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования.

Также стоит отметить что, поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии) Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее благоприятным. Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров. [5]

Какие решения этой проблемы существуют?

1. Реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы.

2. Ограничение занятости пенсионеров.

3. Повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию.

4. Повышение требований к продолжительности страхового стажа.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что при планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или иных идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных, на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Кризис пенсионной системы России - это кризис формационного свойства: происшедшие в стране формационные изменения по времени значительно опередили требуемые институциональные изменения пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и она обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама является элементом, тормозившим социальное и экономическое развитие страны.

  1. Андреев B. C. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2011. - 310 с.
  2. Гаврилов Р.В., Романов Е.А. Реформирование пенсионных систем: мировой и отечественный опыт. М., 2014. - 114 с.
  3. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М., 2012. - 278 с.
  4. Макаров А.В. Пенсионное законодательство. Новая пенсионная система - новые возможности. М., 2013. - 160 с.
  5. Соловьев А.К. Социально-экономические результаты пенсионной реформы в России // SPERO, 2010, № 12.

Читайте также: