В чем состоят цели создания пенсионного фонда рф

Структура и задачи Пенсионного фонда РФ

Цель и задачи Пенсионного фонда РФ

Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.

Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.

Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:

— обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

— капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

— работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Уровни Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд России осуществляет свою исполнительную деятельность через региональные и местные отделения пенсионного фонда, таким образом, Пенсионный фонд России представляет собой многоуровневую систему с централизованным управлением. Система пенсионного обеспечения в России с точки зрения исполнительных органов управления включает в себя четыре основных уровня:

— федеральный уровень, на котором находится правление Пенсионного фонда России, исполнительная дирекция, а также руководство структурными подразделениями фонда;

— федеральные округа Российской Федерации, на данном уровне находятся структурные подразделения Пенсионного фонда России по федеральным округам;

— уровень субъектов Российской Федерации, на котором располагаются территориальные управляющие органы Пенсионного фонда России по регионам;

— местный и муниципальный уровень управления, на котором находятся органы управления Пенсионного фонда России в районах и городах.

Структура Пенсионного фонда РФ

В структуре Пенсионного фонда (рисунок 3) — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов.

По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:

— Правление, в лице Председателя и его заместителей;

— информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;

Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:

— второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;

— третий уровень: 84 отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;

— 2460 клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.

Функции Пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:

— назначение и выплата пенсий;

— ведение учета средств, поступающих на счета;

— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

— взаимодействие со страхователями и работодателями;

— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

— оформление и выдача материнских сертификатов;

— выплата средств материнского капитала;

— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.

Взаимодействие ПФ РФ с другими организациями

Пенсионный фонд РФ тесно сотрудничает с большим количеством международных структур социального и гуманитарного профиля. К наиболее известным из них можно отнести следующие:

МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения). Самое крупное объединение подобного рода, ставящее своей задачей защиту социальных прав населения всего мира. ПФР является полноценным членом этой организации с 1992 года, а некоторые из сотрудников (председатель правления А.В. Дроздов и его заместители) занимают видные посты и в МАСО. Членство в такой престижной ассоциации позволяет Пенсионному фонду России не только принимать активное участие во всех крупных и значимых мероприятиях, проводимых под ее эгидой, но и заимствовать передовой опыт и успешные наработки в социальной сфере у ведущих государств мира;

МАПСФ (Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов). Данная структура в основном выполняет те же функции, что и МАСО, однако упор здесь сделан на социальные ведомства стран СНГ и Балтии, между которыми МАПСФ старается организовать более широкие проекты по взаимодействию и сотрудничеству;

Международные гуманитарные и экономические организации: МОТ (вопросы трудовых отношений), ОЭСР (комитет по обсуждению экономического развития стран), Всемирный банк, МВФ (валютный фонд), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и другие. С представителями этих ведомств ПФР осуществляет консультационные встречи и контакты, в рамках которых обсуждаются перспективы развития национальных и международных структур, занимающихся пенсионным страхованием и социальными вопросами.

Таким образом, Пенсионный фонд России является внебюджетным фондом, созданным для государственного управления средствами пенсионной системы, а также обеспечения гражданам пенсионного обеспечения.


В России в 2019 году проживает более 146 миллионов человек (с учетом Крыма и Севастополя). Из них более 40 миллионов это пенсионеры, то есть получатели материальных выплат – пенсии.

По официальным прогнозам число нетрудоспособных граждан будет увеличиваться, в то время как процент работающего населения падать.

Бесплатно по России

Под пенсионерами, в первую очередь, понимают лиц преклонного возраста – тех, кто в силу своих лет уже не может осуществлять трудовую функцию. Их, действительно, большинство. Однако выплаты также получают инвалиды всех возрастов – их почти 11 миллионов человек. Кроме этого, существует пенсия по потере кормильца, на которую вправе рассчитывать несовершеннолетние и студенты (при определенных условиях).

Задача по обеспечению выплат всем этим категориям населения лежит на Пенсионном фонде России. Однако его организационные функции не сводятся лишь к назначению и выплате пенсий. Они намного шире, как и задачи, стоящие перед ПФР. О функциях и назначении пенсионного фонда и пойдет речь в статье далее.

Что такое Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.

Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.

Центральный аппарат

Включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности. Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.

Немаловажную роль в деятельности ПФР отведено Исполнительной дирекции, которая обеспечивает контроль работы территориальных подразделений фонда на местах.


Окружные управления

В структуре ПФР восемь окружных управлений, по числу федеральных округов страны. Их задачей является координация деятельности территориальных отделений на местах.

Региональные отделения

ПФР России имеет управления в 84 регионах Российской Федерации. Они, в свою очередь, координируют работу клиентских подразделений, которые, как правило, имеются в каждом муниципалитете. Именно сюда обращаются граждане при решении вопросов о назначении им пенсионных выплат.

История создания

Пенсионного фонда как такового не существовало до 1990 года. Это объясняется существовавшей при СССР социально-экономической системой. По сути, единственным работодателем во времена Советского Союза было само государства в лице его различных и многочисленных структур. Частных предприятий не было и даже знаменитые кооперативы, которые появились во времена перестройки, не обладали многими признаками обособленной коммерческой организации.

В этой связи для выплаты пенсии не было необходимости в каком-либо посреднике между пенсионером и государством, которые и обеспечивало материальное обеспечение гражданам пенсионного возраста напрямую из бюджета.

В период распада Союза ССР на фоне краха сложившейся социально-экономической системы и всеобщего кризиса, охватившего все сферы жизни общества и государства, последнее заявило о невозможности исполнения своих социальных обязательств. В этой связи был сформирован Пенсионный фонд России, наполнение которого не было непосредственного связано с бюджетом страны. Это произошло в 1990 году.

В период становления рыночных отношений, на протяжении 90-х годов прошлого века, Пенсионный фонд России испытывал постоянный дефицит средств, последствиями которого были периодические перебои с выплатами пенсий. Для его покрытия ПФР использовал практику привлечения заемных средств, в том числе и в коммерческих структурах. В последующие года ситуация стабилизировалась на фоне улучшения экономической обстановки в стране.


В 2002 была проведена крупная реформа системы пенсионного обеспечения, которая осуществила переход ее на страховые принципы.

В 2019 году Правительство РФ приняло решение о повышении возраста выхода на пенсию. Реформа будет проходить поэтапно и завершится в 2028 году.

Роль и назначение ПФР

Пенсионный фонд России является ведущей и крупнейшей организацией, входящей в сферу социального обеспечения РФ. ПФР играет ведущую роль в функционировании системы обязательного пенсионного страхования, за счет чего миллионы россиян получают выплаты, обеспечивающие их материальные потребности.

Кроме этого, назначением и задачами ПФР являются:

  • обеспечение контроля поступления страховых взносов;
  • аккумуляция денежных средств, поступающих в фонд;
  • изыскания дополнительных источников поступления денег.

На данный момент задачи, стоящие перед ПФР, выполняются фондом в полном объеме.

Из каких средств формируется фонд

Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.

Данный принцип имеет определенные изъяны, к примеру, стремительное увеличение числа граждан пенсионного возраста относительно количества работающих, однако действенной альтернативы ему пока что нет.

Итак, основным источников средств, за счет которых формируется фонд, являются страховые взносы. В соответствии с законом их платят работодатели за своих сотрудников.

Какой-либо единой, фиксированной суммы страховых взносов в данном случае не предусмотрено, поскольку она зависит непосредственно от уровня заработной платы работников составляя 22% от нее.

Перечисленные средства конвертируются в ИПК, параметр которого влияет на возможность получения страховой пенсии в будущем, а также на ее размер.

Важно! Индивидуальные предприниматели, хоть и являются физическими лицами, однако обязаны перечислять взносы сами за себя за своих сотрудников (при наличии) в самостоятельном порядке.

За неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов для организаций-работодателей предусмотрены штрафные санкции.

Кроме страховых взносов, которые и формируют подавляющая часть бюджета фонда, финансирование последнего происходит также из следующих источников:

  • добровольные переводы граждан (в дополнение к обязательным взносам);
  • перечисления из бюджета Российской Федерации.

Функции Пенсионного фонда

К основным функциям следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • выплата пенсий и пособий застрахованным гражданам;
  • формирование бюджета фонда за счет сбора страховых взносов;
  • установление права на материнский капитал, а также контроль расходования данных средств на целевые нужды;
  • участие в программе государственного софинансирования пенсий. На данный момент действие ее приостановлено.

Личный кабинет на сайте ПФР

В целях обеспечения большей доступности предоставляемых фондом услуг на сайте ПФР присутствует возможность создания личного кабинета. Единственным условием для этого является наличие подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуги», поскольку доступ к электронным сервисам ПФР осуществляется через ЕСИА.


Личный кабинет на сайте ПФР предоставляет следующие возможности:

  • получение информации о состоянии лицевого счета;
  • получение справок для предоставления по месту требования;
  • подача заявления на выдачу пенсии или заявки на распоряжение средствами материнского капитала;
  • возможность смены негосударственного пенсионного фонда.

Функционал личного кабинета на сайте ПФР расширяется с течением времени.

Негосударственные пенсионные фонды

Кроме ПФР, который является государственной структурой, существует достаточно большое количество частных пенсионных фондов. Их основной задачей является привлечение средств граждан и инвестирование их в различные экономически выгодные проекты, за счет чего клиенты НПФ получат доход, что значительно увеличит размер пенсии, часть которой будет выплачиваться этим фондом.

Стать клиентом негосударственного пенсионного фонда можно, заключив с последним соответствующий договор. В этом случае часть страховых взносов будет направляться на счета НПФ. Кроме этого, гражданин вправе в добровольном порядке перечислять денежные средства в выбранный фонд для формирования негосударственной, дополнительной пенсии.

Пенсионный фонд России является одной из крупнейших организаций в России, основной задачей которой является обеспечение бесперебойных выплат денежных средств пенсионерам. Кроме этого, ПФР осуществляет деятельность по администрированию страховых взносов, что и является основным источником его финансирования.

Полезное видео

Еще больше об истории Пенсионного фонда смотрите в видео:

Сущность и цель создания Пенсионного фонда РФ

Еще в восьмидесятые годы прошлого столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 году на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Пенсионные кассы были двух типов: сберегательно-вспомогательные и собственно пенсионные кассы. Первые строились на уплате участниками определенных взносов, которые потом возвращались к ним с процентами при выбытии из касс. Пенсионные кассы брали на себя обязанность выплачивать участникам в установленных случаях ренты в размерах, которые определялись уставами касс. Если в эмеритальных кассах (один из видов пенсионных касс) не было уравновешивания средств касс с ее обязательствами, то в страховых пенсионных кассах существовала зависимость выплат от сумм, поступивших на личные счета ее участников и периода поступления средств. Иными словами, страховые пенсионные кассы основывались на персонифицированном учете взносов. [1]

О связи пенсионного страхования с социальным страхованием в целом свидетельствуют первые российские законы в начале ХХ века (имеются в виду пенсии по инвалидности на основании законов от 2 июня 1903 года и 23 июня 1912 года при страховании рабочих от несчастных случаев). Социальное страхование, предусматривающее пенсионные выплаты (хотя и немногочисленные и в небольших размерах), строилось на страховых взносах. Уже тогда пенсионное обеспечение предстало как часть государственного социального страхования, поскольку упомянутые законы предусматривали и иные выплаты (например, пособия по временной нетрудоспособности) потерпевшим от несчастных случаев на производстве. Даже в период 1918-1921 гг., когда было отступление от принципов государственного социального страхования, Положение о социальном обеспечении трудящихся, утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918 года, среди источников средств на социальное обеспечение называло взносы работодателей, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и прочих. Размеры взносов на обеспечение по всем видам, кроме обеспечения материнства и безработицы, устанавливались местными подотделами социального обеспечения и охраны труда по классам опасности, к которым относились предприятия, учреждения, хозяйства, на основании тарифов, определяемых Отделом социального обеспечения и охраны труда.[1]

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Далее буду вести речь о Пенсионном фонде РФ. [11]

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90г. и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г. [23]

Сейчас в РФ существует двухуровневая структура пенсионной системы. Первый уровень - обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); второй - добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя добровольные взносы работодателя в пользу работников в негосударственные пенсионные фонды в рамках пенсионной программы предприятия; личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах к пенсионному возрасту. [1]

Формирование негосударственных пенсионных фондов в России началось в конце 1992 года, после выхода в свет Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года №1077 "О негосударственных пенсионных фондах". Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании призваны служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Однако теоретические и практические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации еще нужно развивать и развивать. Опыт функционирования негосударственных пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов. Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего. [1]

С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Российский пенсионный закон 1990 года - по существу стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 958 "О передаче в ведение совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и учреждений" было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации и ему подотчетен). [1]

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью). [1]

Цель создания Пенсионного фонда - обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ [6]

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • -своевременное установление трудовых пенсий на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
  • - своевременную выплату, включая организацию доставки, трудовых пенсий, пенсий по государственному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
  • -составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на право расходования средств на дополнительное пенсионное обеспечение, заявок на внесение изменений в роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств на реализацию государственных функций в области социальной политики с обоснованием необходимости внесения изменений;
  • -контроль за обоснованностью представленных документов для установления трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР;
  • -осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
  • -организацию своевременной актуализации индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
  • -организацию работы по вопросам, связанным с распределением между правопреемниками умерших застрахованных лиц средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а также по вопросам выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц;
  • -ведение базы данных по пенсионерам;
  • -учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • -организацию работы по целевому использованию средств на пенсионное обеспечение и на реализацию государственных функций в области социальной политики, а также других выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции ПФР, а также контроль за их использованием;
  • -экономической анализ и прогнозирование исполнения доходной и расходной частей бюджета;
  • -целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, а также средств, выделенных на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР;
  • -ведение бюджетного учета, составление бюджетной и статистической отчетности и представление ее в установленном порядке соответствующим органам;
  • -проведение заблаговременной работы с застрахованными лицами, выходящими на пенсию;
  • -взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и иными организациями, располагающими информацией об обстоятельствах, влияющих на пенсионное обеспечение граждан, выплату пенсий и других социальных выплат, а также по вопросам организации персонифицированного учета, взаимодействия со страхователями и взыскания недоимки;
  • -осуществление контроля (проверок) за установлением и выплатой трудовых пенсий и других видов пенсий;
  • -осуществление взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, на основании решения начальника Управления в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
  • -организацию работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений;
  • -проверку документов страхователей, связанных с установлением и выплатой пенсий, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
  • -представление интересов застрахованных лиц перед страхователями;
  • -выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • -управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии;
  • -реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. [16 и 23]

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ѕ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета. [22]

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 41 миллионов пенсионеров.

Пенсионное обеспечение можно разделить на две большие части: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу договора). [19]

Обязательное пенсионное страхование и обеспечение:

1. Государственная пенсия.

Государственная пенсия выплачивается обычно государственным служащим (в том числе военнослужащим, милиционерам и т.п.), а также социально незащищенным гражданам, не имеющим право на трудовые пенсии.

Виды государственной пенсии:

ѕ за выслугу лет

ѕ по инвалидности

ѕ социальная пенсия

Государственная пенсия за выслугу лет устанавливается государственным федеральным служащим, военнослужащим и приравненным к ним профессиям при достижении ими стажа государственной службы не менее 15 лет.

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Пенсия по инвалидности назначается гражданам, получившим инвалидность.

Социальная пенсия выплачивается нетрудоспособным гражданам.

2. Трудовая пенсия.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случаях потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

ѕ по инвалидности

ѕ по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия выплачивается при получении пенсионных оснований. Пенсионными основаниями могут быть достижение пенсионного возраста (в том числе льготного) или получение инвалидности.

Трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется для граждан 1967 года рождения и моложе. Граждане имеют право выбрать страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсия по инвалидности - выплачивается в случае, если у гражданина оформлена инвалидность.

Пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, а также неработающие члены семьи умершего кормильца, занятые уходом за его малолетними детьми.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.[21]

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Деятельность ПФР регулируется Положением «О Пенсионном фонде РФ», утвержденным 27.12.1991г. № 2122-1, (в ред. от 05.08.2000 г.) Верховным советом РФ.

К функциям ПФР относятся:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

3) организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

4) финансирование расходов, предусмотренных законом о ПФР;

5) капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

6) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

8) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий[22].

Задачами правления ПФР являются:

1. утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;

2. назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;

3. утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

4. принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Пенсионный фонд РФ – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Он должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995г. доходов Пенсионного фонда РФ от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов, и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.

Однако существующая пенсионная система не устраивает большинство населения. Основные претензии, выдвигаемые к ней, это:

- крайне низкие размеры пенсий с позиции их покупательской способности, которые не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;

- система продолжает функционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малой степени (10 - 20 %) находит отражение в назначаемой пенсии;

- такая система пенсионного обеспечения “непрозрачна”, непонятна и ненадежна для пенсионеров, так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной перспективе размеров пенсий[23].

Начиная с 1991г. основную финансовую нагрузку пенсионного обеспечения несут работодатели - около 90 % всех расходов. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий независим от объема страховых платежей, и так называемая «уравниловка» не только сохранилась, но и приобрела ещё большие масштабы. На данный момент не страховой характер пенсионной системы - это основной тормоз её развития.

Пенсионный фонд РФ является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

-денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда)[24].

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Сущность, цели и задачи Пенсионного фонда РФ перекликаются c необходимостью совершенствования пенсионного законодательства, в связи с чем, пенсионное законодательство изменяется и совершенствуется с целью социальной защиты граждан в условиях развития экономики страны.

2. Трудовые пенсии в российской федерации (на примере ПЕРМСКОго КРАя)

Читайте также: