В какой срок можно обжаловать решение пенсионного фонда в судебном порядке

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЖАЛОВАНИЕМ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ ПФР.


1. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПФР. КАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖНО ОСПОРИТЬ.

Итак, бывают ситуации, когда необходимо обжалование решений ПФР, так как они являются незаконными. Это может происходить и из-за человеческого фактора, ведь в ПФР работают люди, которые иногда могут и ошибаться. Но, согласно закона решения пенсионного фонда могут быть обжалованы как юридическими лицами, так и гражданами, чьи права нарушены тем или иным решением ПФР.
Юридические лица сталкиваются чаще всего с решением Пенсионного фонда о наложении штрафа за сданный не вовремя отчёт СЗВ-М, который включает в себя сведения о застрахованных лицах, являющихся работниками данного юридического лица.
Граждане оспаривают решения ПФР об отказе в назначении досрочной пенсии, о назначении трудовой пенсии, об отказе в назначении пенсии, о выплате пенсии, об в отказе выплате невыплаченной пенсии и другие решения, касающиеся назначения и выплаты пенсии.

2. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА.

Теперь рассмотрим порядок обжалования решений ПФР.
По сложившей практике следует начинать процедуру с обращения в вышестоящий орган Пенсионного фонда. Необходимо направить письменную претензию, в которой необходимо изложить свои доводы относительно принятого отделом ПФР решения с ссылками на законодательные акты, подтверждающие незаконность решения.
Следует отметить, что такой способ — досудебный, может быть применён только гражданами, или индивидуальными предпринимателями.
Юридическим лицам, которые хотят обжаловать решение ПФР, необходимо сразу обращаться в Арбитражный суд, так как исковые заявления субъектов хозяйственной деятельности рассматриваются именно там.
Сроки обжалования также установлены: в случае обжалования решения в вышестоящем органе Пенсионного фонда на это отводится 15 дней, для обращения в суд отведено 3 месяца.
Скорее всего, вышестоящий орган ПФР также ответит отказом, но доводы, изложенные в ответе на претензию, понадобятся для рассмотрения иска в суде.
Отметим, что как и досудебный порядок, так и судебный порядок оспаривания решений пенсионного фонда требует знаний пенсионного законодательства, определённой подготовки, как в составлении документов, так и оперативного реагирования на полученный отказ, да и просто опыта в таких делах. Поэтому, лучше всего, решение таких вопросов доверить опытным юристам, знакомым со всеми нюансами и юридическими тонкостями оспаривания решений ПФР.

3. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПФР В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ.

В судебном порядке обжалование решений ПФР проводится следующим образом:

  1. Для граждан и индивидуальных предпринимателей — подаётся исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения отдела пенсионного фонда, чьё решение обжалуется. Необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей. К исковому заявлению прикладывается ответ ПФР, если имела место быть попытка досудебного урегулирования спора, и все документы, подтверждающие доводы истца и незаконность принятого пенсионным фондом решения.
  2. Для юридических лиц, как субъектов хозяйственной деятельности, — исковое заявление подаётся в Арбитражный суд.

Если суд признает доводы истца обоснованными, то суд не только отменит незаконное решение ПФР, но и обяжет восстановить нарушенное незаконным решением право. Конечно, требование об этом должно содержаться в исковом заявлении, и не лишним будет добавить: от того, как составлено исковое заявление, часто зависит исход дела!


Обращайтесь в нашу компанию, и опытный юрист по пенсионным вопросам окажет Вам всю необходимую юридическую помощь и поможет грамотно обжаловать решения ПФР!




Медики, шахтеры, водители автобусов, многодетные женщины, работники морского флота, гражданской авиации и другие категории лиц вправе выйти на пенсию досрочно. Не всегда Пенсионный фонд идет навстречу и посчитать, что гражданин не имеет право на льготу, и отказать в пенсионной выплате.

В этой статье я расскажу, как обжаловать отказ в назначении досрочной пенсии в досудебном порядке или через суд. Как правильно составить жалобу и исковое заявление, а также в какой орган обращаться за защитой своих прав.


○ Основания для отказа.

Пенсионный фонд может отказать в назначении пенсии по трем основаниям:

  • Гражданин не достиг требуемого возраста.
  • Отсутствует необходимое количество специального и общего стажа.
  • Не набрана установленная сумма пенсионных баллов.

Могут быть дополнительные причины:

  • Подан неполный пакет бумаг.
  • Специалист пенсионного фонда неправильно посчитал стаж.
  • ПФР неверно применил нормы пенсионного законодательства.

Основания отказа указывают в мотивировочной части решения ПФР.

○ Законодательство о досрочной пенсии.

Правила выхода на досрочную пенсию установлены главой 6 закона о страховых пенсиях от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Если вы претендуете на выплату, то нужно иметь пенсионный балл не меньше 30, специальный и общий страховой стаж, а также достичь определенного возраста.

Досрочную пенсию по старости оформляют лица, которые трудятся:

  • В горячих цехах, во вредных и на поземных работах.
  • В тяжелых условиях.
  • В текстильной промышленности на интенсивных и тяжелых работах.
  • В сельскохозяйственной отрасли трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (для женщин).
  • На железнодорожном транспорте, в метрополитенах, в локомотивных бригадах, на автомобилях в шахтах, рудниках, разрезах, карьерах.
  • В геодезических, топографических и других экспедициях, партиях, отрядах, бригадах.
  • На лесосплаве и лесозаготовках (рабочие и мастера).
  • На погрузочно-разгрузочных работах в портах (механизаторы бригад).
  • В рыбной промышленности на морском и речном флоте (плавсостав, добыча, обработка, прием готовой продукции).
  • Водителями городского пассажирского транспорта.
  • На подземных и открытых горных работах по добыче полезных ископаемых, строительству шахт и рудников.
  • В гражданской авиации (летный состав, управление полетами, инженерно-технический состав).
  • Спасателями в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
  • На работах с осужденными в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы.
  • Служащими противопожарной службы и органов, занимающихся вопросами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
  • Педагогами в детских учреждениях.
  • В учреждениях здравоохранения.
  • В качестве творческих работников на сцене в театрах.
  • На авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной технике (летный состав).
  • В районах Крайнего Севера.
  • Оленеводами, рыбаками, охотниками-промысловиками в районах Крайнего Севера.

Родители имеют право уйти на пенсию на льготных условиях, если:

  • Женщина имеет пять и более детей до 8 лет.
  • Один из них или опекун воспитывает инвалида детства до 8 лет.
  • Женщина с двумя и более детьми работает в районах Крайнего Севера.

По состоянию здоровья на досрочную пенсию уходят следующие лица:

  • Военные инвалиды.
  • Инвалиды по зрению первой группы.
  • Лилипуты.
  • Карлики.

Конкретные условия по каждой категории граждан прописаны в статьях 30-32 закона № 400-ФЗ.

○ Оспаривание отказа.

Бывает, что Пенсионный фонд выносит незаконное решение. Вы можете оспорить его в досудебном или судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 31 закона об обязательном пенсионном страховании от 15.12.2001 года № 167-ФЗ: «В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

✔ Жалоба в вышестоящий пенсионный орган.

Решение об отказе в досрочной пенсии выносят территориальные органы отделения ПФР конкретного субъекта (например, УПФР в г. Белгороде, УПФР в г. Губкине и Губкинском районе).

С жалобой в досудебном порядке нужно обращаться в вышестоящий орган – региональное отделение Пенсионного фонда (например, ОПФР по Белгородской области). Документы рассматривают в течение 15 суток с момента регистрации. По результатам разбирательства выносят акт об отказе или удовлетворении требований.

Если гражданин не согласен с итогами рассмотрения жалобы, то обращаться нужно непосредственно в Пенсионный фонд России.

Информацию о конкретном территориальном органе размещена на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru. В поисковую строку вводят субъект проживания и выбирают раздел «Контакты и адреса».

Также эти сведения вывешивают на информационных стендах по месту нахождения пенсионного органа.

✔ Обращение в суд.

Если спорный вопрос не решен в досудебном порядке, то вы можете подать исковое заявление в судебную инстанцию. Дела об оспаривании решений ПФР по отказу в досрочном назначении пенсии рассматривают суды общей юрисдикции. Обращаться нужно по месту нахождения пенсионного органа (например, Белгородский районный суд).

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС): «…административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.»

Дело рассматривается в течение одного месяца. Если судья признает доводы истца обоснованными, то отменит решение ПФР и обяжет восстановить нарушенное право.

○ Правила составления заявления.

Порядок рассмотрения жалобы в пенсионном органе установлен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2012 года № 1198. Судебные дела разбираются в соответствии с главой 22 КАС. В этих документах содержатся правила составления обращений и списки необходимых бумаг.

✔ Составление жалобы в ПФР.

Жалобу в ПФР составляют в письменном виде. Также ее можно заполнить в электронной форме на портале Госуслуги через раздел «Досудебное обжалование».

В обращении вам нужно указать:

  • Название регионального подразделения Пенсионного фонда, в который подаются документы (например, ОПФР Белгородской области).
  • Название пенсионного органа, который принял решение (например, УПФР в г. Белгороде).
  • ФИО заявителя и место жительства.
  • Контактные данные (телефон, электронная почта).
  • Реквизиты обжалуемого решения.
  • Нарушенные права и законные интересы.
  • Доводы.
  • Перечень документов, обосновывающих позицию заявителя.
  • Дату и подпись.

✔ Образец жалобы.

Приведем пример жалобы на решение об отказе в досрочном назначении пенсионной выплаты. Гражданин обратился в Пенсионный фонд вовремя и предоставил все документы. Однако, в назначении выплаты было отказано. Поэтому он обратился в вышестоящий орган в целях досудебного обжалования.


✔ Составление искового заявления в суд.

Второй вариант защиты нарушенного права – обращение в суд с исковым заявлением. Вы вправе обжаловать отказ в досрочном назначении пенсии в судебной инстанции, минуя досудебный порядок. Если жалоба подавалась в вышестоящую инстанцию ПФР и получен отказ, его можно обжаловать через суд.

Административное исковое заявление составляется по правилам статьи 125 КАС. Частью первой номы установлено: «1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.»

✔ Что нужно указать?

В исковом заявлении нужно указать:

  • Название суда.
  • Информацию об истце.
  • Наименование ответчика.
  • Сведения о том, какие пенсионные права нарушены.
  • Основания и доводы.
  • Требования к ответчику.
  • Информацию о подаче жалобы в порядке подчиненности, если истец пробовал решить вопрос в досудебном порядке и получил отказ.
  • Перечень прилагаемых документов.

✔ На что ссылаться?

При изложении оснований и доводов нужно ссылаться на закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Указывается конкретный пункт и часть статьи, которая устанавливает условия назначения досрочной пенсии истцу.

Если гражданин трудился на вредных и опасных работах, дополнительно можно сослаться на специальный список, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

✔ Как заполнить «шапку»?

В шапке искового заявления нужно указать:

  • Полное наименование суда, в который подаются документы.
  • ФИО истца, место жительства или пребывания, дату и место рождения, номер телефона, адрес электронной почты.
  • ФИО представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, номер телефона, адрес электронной почты.
  • Полное наименование ответчика, место его нахождения (регистрации), номер телефона, факса, адрес электронной почты.

Сведения о представителе вписывают, если он будет защищать интересы истца по доверенности. Если гражданин намерен отстаивать свои права самостоятельно, эту информацию указывать не нужно.

✔ О чем просить суд?

В соответствии с частью 1 статьи 227 КАС нарушенные права восстанавливаются путем признания решения ПФР не соответствующим нормативным правовым актам и возложения на ответчика обязанности устранить нарушения. В связи с этим важно правильно сформулировать требования к пенсионному органу.

Перечень требований следующий:

  • Признать решение ПФР не соответствующим нормативным правовым актам.
  • Включить в период работы специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.
  • Обязать ПФР назначить истцу пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением.

✔ Образец искового заявления.

Рассмотрим на примере, как правильно составить исковое заявления и сформулировать требования к ответчику. Истец основывается на том, что Пенсионный фонд не включил в страховой стаж период, дающий право на досрочную пенсию.



✔ Оплата госпошлины.

Перед подачей иска гражданин уплачивает государственную пошлину. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 333.19 НК РФ для физических лиц она составляет 300 руб. Она установлена в фиксированном виде, так как требование истца носит неимущественный характер.

○ Советы юриста:

✔ В какой суд подавать заявление?

Глава 2 КАС устанавливает требования по подсудности и подведомственности дел об оспаривании решений Пенсионного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС: «1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.»

Таким образом, исковое заявление нужно подавать в суд по месту нахождения Управления ПФР, принявшего оспариваемое решение.

✔ Можно ли снизить размер госпошлины?

Налоговый кодекс предусматривает льготы для некоторых категорий граждан.

От уплаты государственной пошлины освобождаются:

  • Герои СССР и России.
  • Полные кавалеры ордена Славы.
  • Ветераны ВОВ.
  • Инвалиды ВОВ.
  • Бывшие узники концлагерей.
  • Инвалиды первой и второй группы.

Истец вправе подать ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины. При этом нужно обосновать причину, по которой он не может ее оплатить. НК РФ не предусматривает возможность снизить размер обязательного сбора, так как спор носит неимущественный характер.

Юрист рассказывает как обжаловать отказ пенсионного фонда в назначении пенсии по старости через суд.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Как быть, если вы несвоевременно сдали отчетность в Пенсионный фонд Российской Федерации? С одной стороны, состав правонарушения есть, но, с другой стороны, следует ли безапелляционно соглашаться с решением Пенсионного фонда о привлечении к ответственности?

Приведенный в данной статье пример свидетельствует о том, что не стоит мириться с формальным подходом органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, при вынесении им решения о наложении штрафа, если, по вашему мнению, примененная санкция слишком сурова.

Предмет спора

Данный факт был выявлен Пенсионным фондом Российской Федерации в ходе камеральной проверки, по результатам которой было вынесено решение о привлечении Плательщика к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее-Федеральный закон) за несвоевременное представление отчетности по форме РСВ-1.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 15 Федерального закона)

Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (часть 1 статьи 46 Федерального закона).

Следуя данной норме, Пенсионный фонд Российской Федерации определил сумму штрафа в размере 5% суммы начисленных страховых взносов, что составило 490 000 рублей. Плательщик не согласился с данным решением, полагая, что с учетом обстоятельств дела сумма штрафа может быть снижена до минимального размера.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией Плательщика, снизив размер штрафа до 1000 рублей (сентябрь 2012). Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (ноябрь 2012) и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (март 2013) оставили решение без изменений.

Правовая позиция Плательщика при обжаловании решения ПФР

Пенсионный же фонд Российской Федерации ограничился лишь установлением первого без учета обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Управление Пенсионного фонда РФ сослалось на отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность Плательщика, аргументируя тем, что таковыми могут являться лишь те обстоятельства, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации оставил без внимания тот факт, что данный перечень не является исчерпывающим и согласно пункту 4 данной статьи к смягчающим обстоятельствам также относятся иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Кроме того, при совокупном толковании вышеназванных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.

В дальнейшем Арбитражный суд, исследовав обстоятельства правонарушения и степень вины плательщика, в полном объеме согласился и учел при вынесении решения смягчающие обстоятельства, на которые ссылался Плательщик, признав, что данные обстоятельства неправомерно не были приняты во внимание Пенсионным фондом Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности.

Обстоятельства, смягчающие ответственность Плательщика

  1. Несвоевременность предоставления расчета по страховым взносам возникла в результате технического сбоя в сети Интернет.
Арбитражным судом установлено, что 15-го числа Плательщик приступил к формированию и загрузке требуемых отчетов в электронной форме. Во время загрузки возникли технические проблемы во внешней сети Интернет, что подтверждено письмом организации, предоставляющей услуги доступа в Интернет. Из-за возникшего технического сбоя вся необходимая отчетность была загружена на сервер специализированного оператора связи только 16-го числа, после устранения технических неполадок поставщиком Интернет услуг. Таким образом, факт правонарушения установлен, но носит формальный характер.

  1. Фактическое исполнение плательщиком обязательств по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации требуемого расчета по страховым взносам.
Материалами дела подтверждено, что 15-го числа плательщиком была предпринята попытка направления требуемого расчета в орган контроля по уплате страховых взносов, и на следующий день он был предоставлен в Пенсионный фонд Российской Федерации.

  1. Незначительность периода просрочки.
Задержка в предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ составила всего 1 день.

  1. Правонарушение совершено Плательщиком впервые.
  2. Плательщик не имеет задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  3. Отсутствие препятствий к выполнению Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций в результате совершенного Плательщиком правонарушения.
Помимо вышеперечисленных обстоятельств, Арбитражным судом также была принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении 11-П от 15.07.1999,согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, предполагающим дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

С учетом вышеизложенного Арбитражный суд счел правомерным уменьшить размер штрафа с 490 000 до 1000 рублей.

Взыскание судебных расходов в пользу Плательщика

Интересно, что Пенсионный фонд Российской Федерации не согласился с решением суда в данной части, ссылаясь на статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «Налоговый кодекс»), как основание для освобождения его от возмещения Плательщику понесенных судебных расходов. В то время как указанная статья Налогового кодекса предусматривает освобождение от оплаты госпошлины, но не регулирует порядок возмещения судебных расходов.

Обоснование правомерности взыскания данных расходов

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина относится к судебным расходам.

При этом Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает каких-либо специальных условий в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Следовательно, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (далее - «Президиум ВАС РФ») от 13.11.2008 № 7959/08.

Кроме того, пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласились с изложенной выше позицией и оставили решение Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в этой части также без изменений.

В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенный пример ценен не только для плательщиков взносов, но и показателен для органов контроля за уплатой страховых взносов.Поскольку, как мы видим, отсутствиесо стороны Пенсионного фонда Российской Федерации достаточного правового обоснования применяемых штрафных санкций, может привести к неблагоприятным финансовым последствиям для самого Пенсионного фонда в части компенсации судебных расходов, которые могут оказаться значительно выше (включая, например, не только госпошлину, но и оплату услуг привлекаемых адвокатов).

Читайте также: