В кыргызстане персональных пенсий не будет

Киргизские пенсионеры живут на уровне бедности.

В Киргизии живут чуть более 6 миллионов человек. Но это только де-юре, а де-факто проживающих там людей значительно меньше, потому что большая часть трудоспособного населения зарабатывает, а значит и проживает в странах близлежащего зарубежья, чаще всего в России. А значит и налоги, а также страховые взносы они платят в других странах. Как это отражается на пожилых людях?

Как начисляется пенсия в Киргизской республике

Механизм начисления пенсий в Киргизии регламентируется Законом «О государственном пенсионном социальном обеспечении». Согласно нынешней его редакции, на общих основаниях женщины получают право выйти на заслуженный отдых после достижения 58 лет, а сильная половина – после 63. Возрастной показатель может быть снижен при наличии определенных факторов, в числе которых:

  • превышение минимального стажа;
  • работа в условиях высокогорья, на подземных работах, а также в особо вредных и тяжелых условиях;
  • участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • для женщин – рождение пяти и более детей либо детей-инвалидов и др.

На сегодняшний день Соцфонд Киргизии из-за роста пенсионных расходов и в связи с общим увеличением числа пенсионеров предлагает пересмотреть льготные категории. Это учитывая то, что вся система итак находится в весьма плачевном состоянии, а выплаты не могут похвастаться большими размерами.

Что касается минимального страхового стажа, то для выхода на пенсию мужчины должны отработать не менее 25 лет, а женщины – не менее 20.

Как заработать себе на пенсию

Киргизы могут получать пособия по одной из двух или одновременно по двум пенсионным системам:

  • Получать пенсию по так называемой классической версии, то есть работать официально и делать ежемесячные отчисления в Социальный (Пенсионный) фонд с соблюдением всех требований по стажу.

  • Копить себе средства на старость в негосударственном пенсионном фонде «Кыргызстан» (он в стране один). Отчислять их на накопительный счет придется на протяжении минимум 7 лет при этом ежемесячные взносы должны составлять не меньше 100 сом (или 93 руб). От их размера напрямую зависит, сколько будет получать человек в старости.

Сколько же получают киргизские пенсионеры

Минимальное пенсионное пособие в Киргизии составляет 4 283 сом (или 3 981 руб). Эта цифра ниже прожиточного минимума, установленного в размере 5 292 сом (или 4 920 руб). И это несмотря на то, что согласно Конституции страны Киргизия является социальным и демократическим государством.

Средняя пенсия, которую получают от 30 до 40% населения преклонного возраста, составляет 5 820 сом (или 5 410 руб).

Есть и максимальный показатель – порядка 75 000 сом (или 70 000 руб). Их получают единицы.

Почему в стране мизерная пенсия

Существенных повышений размера пенсионных пособий в ближайшее время не предвидится. Самая главная причина таких мизирных пенсий заключается в неконтролируемой трудовой миграции. Киргизы предпочитают трудиться неофициально в других странах, чаще всего в России, где уровень заработной платы значительно выше, чем на родине. От этого факта страдает государственный бюджет, который не дополучает средства от налогов и социальных взносов.

Среди других причин и теневая экономика, основанная на сокрытии доходов и выплате зарплат в конвертах, и стремительно стареющее население. По данным Соцфонда, на одного пенсионера в КР приходится 1,2 работающих человека, а по рекомендациям Международной организации труда на одного получателя пенсии должно приходиться как минимум 3 налогоплательщика.

Если сбудутся самые печальные прогнозы, и в будущем государство попросту отойдет в сторону, то пенсии старики будут получать только через негосударственный фонд. От этого ситуация только усугубится. Получится, сколько средств за время трудовой деятельности человек перечислил на свой счет, на то и будет жить или существовать в преклонном возрасте. Если такой прогноз будет реализован, то игра «помоги себе сам» превратится в борьбу за выживание.

На сегодняшний день пенсионная система Киргизской Республики пребывает в весьма плачевном состоянии из-за дефицита государственного бюджета. В 2019 году минимальное пенсионное пособие резидентов Киргизской Республики было равно 4283 сом (сом – национальная валюта Киргизии).

Напомним, что прожиточный минимум в этом государстве был установлен на отметке около 5 292 сом в месяц. Это значит, что минимальное пенсионное пособие ниже утверждённой потребительской корзины.

Средняя пенсия в этом государстве равна 5820 сом. Это данные за 2019 год. Но среднюю пенсию получают не больше 30-40% населения. Основной «доход» пенсионного фонда – это отчисления работников, которые официально трудоустроены и трудятся в пределах Киргизской Республики. Но большая часть трудоспособного населения на данный момент пребывает за пределами страны. Едут, в основном в Россию. У Киргизии с РФ установлен безвизовый режим.

Люди уезжают из Киргизии с целью трудоустройства и заработка денег. Соответственно, только малая толика таких личностей перечисляет налоговые платежи. Основная же часть работающих мигрантов получает зарплату в конвертах, соответственно никаких налогов не отчисляет. Россияне тоже не спешат помочь поднять экономику страны, хотя виза для въезда в Киргизию не нужна

Самые высокие пенсионные пособия достигают 900-1000 долларов. Это примерно 75 тысяч сом. Такие пенсии получают работники прокуратуры и военные.

Пенсионный возраст

Согласно закону Киргизской Республики «О пенсионном страховании», женщины выходят на пенсию в 55 лет. Для мужчин же пенсионный возраст увеличен на 5 лет.


Но в 2018 году правительство КР планирует ввести изменения в законодательную базу — пенсионный возраст граждан Киргизии должен снизиться. Но нововведения касаются лишь определённой категории населения:

  • Для женщин, которые ранее работали в условиях высокогорья, пенсионный возраст будет колебаться от 50 до 53 лет.
  • Мужчины, которые работали в таких же условиях, могут выходить на пенсию с 55 до 58 лет.
  • Женщины, которые имеют троих и более детей, могут выходить на пенсию в 48 лет.

Увеличение пенсионного возраста коснётся лишь тех, кто работал в труднодоступных зонах:

  • Для женщин выход на заслуженный отдых будет осуществляться от 55 до 56 лет.
  • Для мужчин — с 60 по 61 год.

Классификация пенсионных пособий

Согласно действующему законодательству в этой стране различают такие способы накопления пенсионных пособий:

  1. Солидарно-распределительная схема. Данный способ подразумевает выплату пособий из тех отчислений, которые вносят трудоспособные граждане Республики. Проще говоря, это тот же самый Пенсионный Фонд.
  2. Условно-накопительная схема. Эта схема подразумевает накопления в негосударственных фондах. Имеется в виду, что резидент Киргизии может на протяжении минимум 7 лет отчислять собственные средства на свой накопительный счёт. Когда он выйдет на пенсию, то ранее уплаченные платежи ему возвращаются вместе с государственной пенсией.

Из чего состоит пенсионное пособие

Стоит заметить, что каждое пенсионное пособие в КР состоит из 3 частей:

  • 1 часть – базовая. Она начисляется исходя из трудового стажа. При выходе на заслуженный отдых гражданин получает 1500 сом (20 долларов).
  • 2 часть – первая страховая. На эту часть пособия могут рассчитывать лишь лица, которые имеют трудовой стаж до 1996 года. Эта часть пособия не имеет фиксированной суммы. Она исчисляется по следующей формуле:

Среднемесячный оклад за любые 5 лет умножается на количество отработанных лет. Полученная сумма умножается на 1 процент. Результат и является прибавкой к пособию.

  • 3 часть – вторая страховая. Эта часть пособия начисляется лишь в том случае, если гражданин Киргизской Республики вносил налоговые платежи в государственный бюджет в период с 1996 года.

Размер налогового платежа в социальный фонд рассчитывается так: из ежемесячного оклада высчитывается 17,5 процента; из получившейся суммы вычитается ещё 15 процентов. Сумма, которая получилась в итоге, и является взносом в Социальный фонд страхования.

Другие виды пенсий

Помимо пенсии по возрасту, граждане Киргизской Республики могут получать некоторые пособия:

  • по потере кормильца;
  • по инвалидности.

Надбавки к пособию

Все надбавки к основному пенсионному пособию начисляются Социальным фондом страхования. На получение надбавки могут рассчитывать:

  1. Участники ВОВ, имеющие от 1 до 3 группы инвалидности.
  2. Личности, возраст которых старше 80 лет.
  3. Почётные доноры.
  4. Пенсионеры, не имеющие детей и родственников.
  5. Люди, которые побывали в концлагерях в несовершеннолетнем возрасте.
  6. Лица, которые проживали в Ленинграде во время Блокады.

Размер надбавок колеблется от 200 до 470 сом.

Негосударственное пенсионное страхование

Под негосударственными фондами пенсионного страхования подразумеваются фонды, куда граждане Киргизии отчислят собственные денежные средства для получения в дальнейшем прибавки к государственному пособию.

Негосударственный пенсионный фонд КР впервые был создан в 1998 году. На сегодняшний день он активно работает, более 2 тысяч лиц являются его участниками. Пособия же получают около 500 человек.

Ежемесячно в такой фонд стоит вносить не меньше 100 сом. Минимальный период для вкладов составляет 7 лет. Существуют программы, рассчитанные на разное количество времени: 10, 15, 20 и 25 лет.

Трудовые мигранты и предприниматели

Те, кто трудится за пределами Республики, согласно закону не могут осуществлять платежи в социальный фонд. Поэтому оформить пенсионное пособие для таких граждан будет весьма сложно. Но для таких категорий лиц существует выход. Они должны перечислить средства на накопительный счёт. Переводимые средства будут служить в дальнейшем пенсионным пособием.

Частные предприниматели также обязаны вносить ежемесячный налоговый платёж в государственный бюджет. Сумма платежа варьируется от 2 до 4 процентов.


Прогнозы

Если в скором времени правительство Киргизский Республики не примет меры и не введёт новые реформы относительно обязательного пенсионного страхования, то уже через 10 лет государство будет не в состоянии выплачивать пособия своим гражданам. Цены в Киргизии по сравнению с доходами несоизмеримо высокие.

В будущем правительство планирует провести реформу, направленную на отдаление Республики из пенсионной системы. Планы чиновников направлены на создание негосударственной пенсионной системы — пенсии будут выплачиваться не из государственного бюджета, а из негосударственных пенсионных фондов. При этом стоит понимать, что все средства в этот фонд будут поступать только от человека, который в будущем и будет получать пособие.


Социальный фонд Кыргызстана разработал проект концепции системы пенсионного обеспечения. О том, каких изменений следует ожидать кыргызстанцам, в каком возрасте они будут выходить на пенсию, рассказал глава ведомства Мухамметкалый Абулгазиев.

- В чем суть новой концепции?

- Мы должны создать объективную пенсионную систему. Чтобы она отвечала сегодняшним требованиям, и чтобы размер пенсий зависел от страховых отчислений граждан.

В пенсионной системе не должно быть касты, к примеру, кто-то имеет большие надбавки, а простой народ, который не имеет государственных наград и должностей, получает мизерную пенсию. Мы должны поощрять имеющих госнаграды другим путем, не в виде надбавок к пенсии, которые, отмечу, достаточно значительные. Этот факт справедливо вызывает недовольство у простых граждан, например у шахтеров, которым подобные надбавки не предусмотрены.

Поэтому необходимо создать справедливую систему, которая будет зависеть от вклада каждого гражданина. А сегодня получается, что средства добросовестного плательщика, который их вкладывает в свое будущее, мы распределяем среди тех, кто практически не работал. Мы, таким образом, ущемляем права тех, кто добросовестно платит страховые взносы. А таких людей надо наоборот поощрять.

- Сегодня главная тема дня – изменения в пенсионном возрасте, в каком возрасте кыргызстанцы смогут уйти на заслуженный отдых?

- Нынешняя возрастная планка выхода на пенсию в новой концепции сохранится: 63 года у мужчин и 58 лет у женщин. Изменения коснутся лишь тех граждан, которые выходят на пенсию по льготе. Это такие льготные возрастные категории, когда граждане будут иметь право выхода на пенсию на 8, 10 и 13 лет раньше, чем они достигнут пенсионного возраста. Но и этим категориям льготников мы будем пересматривать и постепенно повышать возрастную планку и доведем ее до 60 лет с соответствующими нормами, чтобы они тоже вкладывали в свое будущее и затем получали соответствующую пенсию. Сейчас у нас получается, что добросовестный плательщик страховых взносов выходит на пенсию в 63 года и получает мизерную пенсию, потому что сегодняшняя система не защищает права, тех кто вкладывает в социальный фонд, а защищает тех, кто меньше работает и мало вкладывает. Но подчеркиваю, общий возраст - 58 лет и 63 года сохранятся и в новой концепции.

Журналисты ошиблись, когда сделали предположение о том, что мы предлагаем снизить пенсионный возраст. В прошлом году мы даже предлагали его повысить. Это предложение было внесено в первоначальный вариант концепции, который был опубликован на официальном сайте соцфонда. Но в нынешнем варианте, представленном на заседании правительства в понедельник, пенсионный возраст сохраняется.

- Планируется, что благодаря новой пенсионной системе будут сэкономлены средства бюджета, за счет чего это произойдет?

- В настоящее время на выплату пенсий тем, кому положены надбавки, из бюджета уходят очень большие средства. Например, на персональные пенсии в общей сложности уходит 300 млн сомов в год. Таким образом, если мы уберем эти персональные пенсии, то получим значительную экономию.

Поэтому в новой концепции мы предлагаем убрать всякие надбавки к пенсиям и персональные пенсии. Каждый должен получать пенсию соответственно своим начислениям. Профсоюзы горняков поднимают вопрос о том, что работники отрасли не получают никаких надбавок, в то время как судьям, сидящем в теплых кабинетах, положены надбавки или персональные пенсии.

- Не вызовет ли это предложение противодействие со стороны высокопоставленных чиновников и депутатов Жогорку Кенеша?

- Пока это только предложение, но в парламенте много депутатов, которые поддерживают нашу инициативу.

- В концепции говорится об обязательном трудовом стаже…

- Мы вносим норму об обязательном трудовом стаже. Например, сейчас человек проработав 2-3 года, ждет, когда ему исполнится 63 года и ему можно выходить на пенсию. В концепции предлагается, что мужчина должен иметь минимальный 25-летний трудовой стаж. Таким образом, если человеку исполнилось 63 года, и у него есть 25 лет трудового стажа, то он имеет право выхода на пенсию, женщина получит право выхода на пенсию, когда ей исполнится 53 года и она имеет 20 лет трудового стажа. А сегодняшнее законодательство этой нормы об обязательном трудовом стаже не предусматривает. Если человек достиг пенсионного возраста, но не набрал обязательного трудового стажа, он должен сделать отчисления в социальный фонд, то есть выплатить недостающею сумму.

- А трудовой стаж должен быть непрерывным?

- Нет, основной параметр - это длительность стажа, а не его непрерывность.

В течение недели с учетом замечаний и дополнений министерств и ведомств концепция системы пенсионного обеспечения будет принята правительством. После одобрения общей концепции будут разрабатываться законопроекты для внесения изменений в законодательство, регулирующее пенсионную систему. В ходе этих обсуждений также могут быть внесены корректировки.

Определить, каким образом Социальный фонд КР высчитывает размер пенсии, не так уж и просто.

По данным Нацстаткома, в Кыргызстане примерно 673 тысяч человек являются пенсионерами разных категорий. Почти у каждого четвертого из них размер пенсии составляет ниже прожиточного минимума, в 2017 году прожиточный минимум определен в 4900 сомов.

В Кыргызстане по закону “О государственном пенсионном социальном страховании” мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 58 лет. Пенсия по возрасту предоставляется всем без исключения, независимо от того, производил ли гражданин страховые взносы в Социальный фонд или нет. По данным Нацстаткома, пенсионеры по возрасту в КР составляют 73% от общего количества пенсионеров.

Мужчина получит свою базовую часть в полном объеме том случае, если его общий трудовой стаж составляет 25 лет, женщина – 20 лет. С 1 октября 2017 года базовая часть пенсии составляет 1,780 сомов. Если человек отработал меньше вышеуказанного срока, размер базовой части сокращается пропорционально выслуге лет. К примеру, базовая часть пенсии женщины-пенсионера, отработавшей 10 лет вместо необходимых 20, составит 890 сомов вместо 1780.

По закону “О государственном пенсионном социальном страховании КР” размер пенсии определяется по следующей формуле:

Общая месячная пенсия (ОП) = Б (базовая часть пенсии) + СП1 + СП2

СП1 – первая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части до введения персонифицированного учета;

СП2 – вторая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части после введения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Если базовую часть можно легко подсчитать, то подсчет СП1 и СП2 гораздо сложнее. Здесь учитываются страховой стаж, среднемесячный заработок, сумма накоплений и коэффициент индексаций. Коэффициент индексаций привязан к изменению цен на продукты питания и средней зарплате по стране за предыдущий год.

В 2016 году Соцфонд внедрил онлайн калькулятор для того, чтобы граждане могли самостоятельного подсчитать размер своей будущей пенсии. Соцфонд предупреждает, что он дает лишь предварительные результаты при определении суммы будущей пенсии. В случае, если гражданин вводит все свои данные правильно, процент ошибочного подсчета снижается.

Если верить этому калькулятору, женщина, отработавшая 10 лет со средней заработной платой в 14 000 сомов, получит пенсию примерно в 3200 сомов, из них 890 сомов – это базовая, остальная сумма – страховая часть пенсии. Если же общий трудовой стаж составляет 20 лет и сумма зарплаты также 14000 сомов, у нее увеличится как базовая, так и страховая часть пенсии. Базовую часть в этом случае она получит в полном объеме – в 1780 сомов, а приблизительный размер пенсии будет составлять 5800 сомов.


Мужчинам же, для того, чтобы получить базовую часть в полном объеме, необходимо иметь 25-летний стаж. Разберемся с нашими отчислениями в Соцфонд. Ежемесячно с заработной платы каждого работающего по трудовому договору гражданина удерживается 10% на пенсионные нужды, еще 10% – в районное отделение Налоговой службы. За своего работника перечисления производит и работодатель – 17.25 % от заработной платы (15% в Пенсионный фонд, 2% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,25% – в Фонд оздоровления трудящихся). Таким образом, в Соцфонд перечисляется сумма, равная 25% от заработной платы работника.


К примеру, гражданин получает на руки зарплату в 15,000 сомов. Примерно эта сумма является средней заработной платой по Кыргызстану, приводит данные Нацстатком. В этом случае общие расходы работодателя составляют 21,712 сомов. На счет работника он начисляет 18518 сомов, с этой суммы 10%, то есть 1851 удерживаются для Соцфонда, из оставшейся суммы еще 10% (1666 сомов) удерживается в виде подоходного налога и перечисляются в Налоговую службу, соответственно. Также работодатель отдельно платит в копилку Соцфонда 3194 сома, это те 17.25%, которые от суммы заработной платы сотрудника работодатель обязан со своего бюджета направлять в госбюджет. Таким образом, ежемесячно в копилку Соцфонда с каждого работника поступает в среднем 5047 сомов.


Собранные средства распределяются между действующими пенсионерами. Получается, что последующее поколение финансирует предыдущее, размер же пенсии в большей степени зависит от благополучия нынешнего населения, на которое пенсионеры повлиять уже никак не могут.

Не секрет, что многие работодатели пытаются избежать налогов, и нанимают работников не по трудовому договору, а высокий уровень безработицы и незнание граждан о своих трудовых правах приводит к тому, что в большинстве случаев выплата средств происходит в конверте. Сегодня на каждого пенсионера приходится 1,2 легально трудящийся. Международная организация труда (МОТ) рекомендует, чтобы эта цифра была в три раза больше, в противном случае происходит дисбаланс пенсионной системы, и она начинает терять свою устойчивость. Если ситуация не поменяется, через 10-12 лет нынешняя модель пенсионного обеспечения будет не способна охватить всех пенсионеров, и государство рискует потерять возможность гарантированно выплачивать гражданам законную пенсию.

Асель Сооронбаева – выпускница Школы аналитической журналистики CABAR.asia


Данный материал подготовлен в рамках проекта “Giving Voice, Driving Change from the Borderland to the Steppes Project“, реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Мнения, озвученные в статье не отражают позицию редакции или донора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правительство намерено усложнить порядок предоставления персональных пенсий заслуженным людям.

Такое решение было принято 13 июня на собрании комиссии по определению выплат персональных пенсий.

Персональные пенсии выдаются людям, имеющим заслуженные труды перед республикой. Например, награжденные за какие-то работы званиями Герой Кыргызской Республики, Герой Советского Союза, награжденные орденами Эрдик, Манас, званиями Героя социалистического труда, Народного акына, Народного писателя, а также выдаются спикеру Жогорку Кенеша, проработавшему не менее 5 лет в этой должности, главе правительства. В эту категорию входят еще звание Заслуженный деятель, государственные награды, чины, почетные грамоты. Сейчас в Кыргызстане персональную пенсию получают 2691 человек. Для них из бюджета выделяется 300 млн сомов. Теперь правительство усложняет порядок предоставления пенсий заслуженным людям. Председатель Социального фонда Мухамедкалый Абулгазиев дополнил: среди получателей персональных пенсий есть обладатели званий.

- Простая пенсия, а затем, если работал в судебной системе, будут начислены дополнительные деньги. Кроме того, выплачивается еще доплата к персональной пенсии. Таким образом, есть получающие до 60-80 тысяч сомов. В принципе, если мы разрабатываем государственную пенсионную систему, то должны рассмотреть и эту категорию. Мы говорим, что должны быть жесткие требования. Мы должны изжить такое понятие у человека, получившего медаль или звание - «получу персональную пенсию». Сейчас есть получающие звания ради пенсии.

Материалы на тему

  • — Я не верю. А вы?
  • — На "Кумторе" остановилось создание совместного предприятия
  • — Ой, кто это?
  • — Депутат О. Абдрахманов потребовал отставки правительства или расторжения договора с "Газпромом", если не решится вопрос поставок газа на юг страны

Метки

  • Персональная пенсия, список, звания, орден, Правительство

В Кыргызстане средний размер пенсии составляет 4,5 тысячи сомов. А некоторые входящие в вышеуказанную категорию получают пенсию в 100 тысяч сомов. Но Абулгазиев отказался назвать имена этих «счастливых стариков». В Кыргызстане самую высокую пенсию получают работавшие в судебных органах. Некоторые из них в зависимости от трудового опыта, стажа получают по 70-80 тысяч сомов. Потому что к базовой части их пенсий добавляется доплата до 200-500%. Хотя заслуженный юрист Мукар Чолпонбаев сам пользуется персональной пенсией, но отмечает, что в некоторых случаях царит несправедливость.

- Неправильно, что судьи, злоупотреблявшие должностью, получают пенсии в 60-70 тысяч сомов. Понимаю, у судей тяжелая работа. Но сейчас нет прежних судей. Сейчас судьи стали коммерсантами. Будто мало того, что берут деньги от народа, так еще пенсию получают больше, чем у народа. А что, работающие первыми, вторыми лицами в Жогорку Кенеше люди работают хуже, чем судьи?

Жогорку Кенеш предлагал правительству увеличить число получателей персональных пенсий, точнее, предоставлять депутатам легендарного парламента, проработавшим не менее 3 лет губернаторами, на руководящих должностях. Но правительство не поддержало такую инициативу. Потому что в бюджете дефицит денег. Заместитель министра финансов Таалайбек Таткулов говорит: «Если, как предлагают некоторые народные представители, присоединить к получателям персональных пенсий еще 200 человек, то на это потребуется дополнительно 18 млн сомов».

Подавляющее большинство пополняющих ряды получателей персональных пенсий – работавшие на должностях с хорошей государственной зарплатой, ученые, писатели, ученые. Известно, у них и так выйдет хорошая пенсия. Но Абулгазиев заявил, что их список не будет выдаваться. А если человек всю жизнь работал в крестьянстве, по колено в грязи, не перекладывая свою ношу на государство, также большинство налогоплательщиков не получали званий, поэтому не вошли в эту категорию

Ну а депутат Жогорку Кенеша Омурбек Абдрахманов подверг критике сегодняшнюю пенсионную систему за то, что она создана для чиновников.

«Чиновникам раздают звания, ордена, за счет чего выходит большая пенсия. Простому народу ничего нет. Если сейчас средняя пенсия 4 тысячи сомов, то у чиновников она достигает 100 тысяч сомов. Поэтому надо в корне изменить и реформировать Пенсионный фонд. Без этого останется пенсионная политика, направленная на чиновников.

Надо прекращать такое, как звания. В демократических странах такого нет. Их присваивают свои организации, ассоциации, форумы. А мы живем с советской, авторитарной властью.

На собрании комиссии по определению выплат персональных пенсий рассмотрены кандидатуры пополняющих ряд состоятельных людей: руководителя службы контроля финансового рынка Юруслана Тойчубекова, депутата Жогорку Кенеша Розы Акназаровой и еще 5 человек. Проголосовали, что их можно лишить персональных пенсий. Теперь Социальный фонд заново рассмотрит категорию получателей персональных пенсий, запросил у правительства срок 2 месяца для усложнения порядка получения.


Официально принято обещанное шесть лет назад соглашение о выплате в рамках ЕАЭС пенсий мигрантам.

Большинство представителей первой волны миграции, которые уехали на заработки еще в 90-е годы, на сегодняшний день уже достигли пенсионного возраста. Одна из них – Айнаш Жумабаева, которая на протяжении 10 лет работала поваром в Москве. Сейчас она, достигнув 60-летнего возраста, задумалась о возвращении в Кыргызстан. Несмотря на то, что она производила все положенные социальные и налоговые отчисления, работая по официальному трудовому договору, кыргызстанка не знает, какую пенсию она будет получать по возвращении на родину:

- Получить гражданство России я не смогла. Выходит, пенсию я буду получать в Кыргызстане, но какой она будет?! Я спросила у своего руководства, они сказали, что трудовую книжку и все другие необходимые документы они мне выдадут. Но если я покажу все это в Кыргызстане, засчитают ли мне этот трудовой стаж? Скорее всего, моя пенсия там будет составлять около 1,5-2 тысяч сомов. Мой сын умер, работаю здесь, чтобы помочь трем своим внукам. Ноги у меня больные. Состарились мы, пока были в этой миграции. В Кыргызстане я тоже много где работала. Но где эти документы, и какие из этих лет будут засчитаны в трудовой стаж?!


Ждет ли мигрантов обеспеченная старость?

Пенсионный вопрос – проблема, которая волнует большинство соотечественников, которые 15-20 лет назад уехали в Россию в поисках работы. Много тех, кто работал в различных местах, без официального трудоустройства.

57-летняя Майрам каждый год ездит в Кыргызстан, чтобы своевременно оформить пенсию. Но женщина, одна поставившая на ноги пятерых детей, говорит, что ей не хватает для этого трудового стажа:

- Уже 15 лет я работаю в Москве няней. Официально я нигде не работала. Муж у меня умер. Когда сказали, что имеющие пятерых детей выходят на пенсию в 50 лет, я специально поехала в Кыргызстан, но мне сказали, что «недостаточно трудового стажа». Теперь думаю, может, стоит окончательно вернуться на родину. Каким будет размер пенсии, пусть таким и будет. Дети уже самостоятельные.

Соглашение о пенсионном обеспечении мигрантов, работающих в странах ЕАЭС, главы государств - участников объединения подписали в декабре 2019 года в городе Санкт-Петербурге. Но чтобы документ заработал в полную силу, необходимо, чтобы страны, входящие в союз, ратифицировали его, а затем приняли еще ряд согласованных документов.

Но тем не менее есть сомнения, что первые мигранты, уехавшие на заработки в 90-е годы, подпадут под действие этого соглашения.


Где будут получать пенсию мигранты?

Начальник управления по работе с общественностью Социального фонда КР Женишбек Мукамбетов пояснил, что вопрос с пенсиями мигрантов начнет рассматриваться только после того, как новый договор вступит в силу. По его словам, трудовой стаж мигрантов, официально трудоустроенных в стране - участнице ЕАЭС, будет учитываться, но выплаты пока не будут назначаться:

- Если гражданин официально работал в какой-либо из стран ЕАЭС, делал все положенные отчисления, все это будет засчитываться в трудовой стаж. Но это влияет лишь на право получения пенсии. К примеру, если человеку не хватает трудового стажа для выхода на пенсию, то учитываются годы, когда он официально работал в странах ЕАЭС. А когда соглашение вступит в силу, то мигрант должен как минимум 12 месяцев проработать в стране-работодателе и производить отчисления в Социальный фонд. И когда по законам этой страны он достигнет пенсионного возраста, ему начнут выплачивать пенсию. К примеру, если в 2020 году договор полностью вступит в силу, и наш гражданин, работающий в Москве, в 2023 году достигнет 63-летнего возраста и вернется в Кыргызстан, чтобы выйти на пенсию, мы направим в Россию запрос, чтобы получить сведения о социальных выплатах, произведенных им в период с 2021 по 2022 годы. Российские госорганы в свою очередь проверят его право на пенсию, уточнят суммы произведенных им отчислений. И если все в порядке, переведут его пенсию.

Женишбек Мукамбетов уточнил, что работающие в России или Казахстане кыргызстанцы могут обратиться в соответствующие органы той страны и подать документы на получение пенсии:

- Раньше кыргызстанцы обращались за оформлением пенсии по месту жительства. Теперь же по этому соглашению наш гражданин, достигший пенсионного возраста, в случае пребывания на территории России, может обратиться в Пенсионный фонд РФ, который направит нам запрос. После уточнения всех сведений пенсионер сможет получать свои выплаты от двух стран.


Кто будет платить мигрантам пенсии?

По данным Соцфонда Кыргызстана, на сегодняшний день в стране насчитывается около 670 тысяч пенсионеров. Согласно законам КР, женщины выходят на пенсию в 58 лет, а мужчины - в 63 года. Гарантированная государством базовая часть пенсии составляет 1780 сомов.

В России же средний размер пенсии составляет 15 тысяч рублей. Согласно проводимой пенсионной реформе в РФ, возраст выхода на пенсию для женщин теперь будет составлять 60 лет, а для мужчин – 65.

Юрист по трудовым и социальным правам Юрий Стародумов из Москвы говорит, что заявление гражданина, который может подтвердить отчисление положенных платежей в Пенсионный фонд, рассматривается в течение десяти дней:


- Граждане, которые могут предоставить документы, удостоверящие их трудовой стаж, должны обратиться с заявлением в отделения Пенсионного фонда. В России с 2002 года работает электронная база, в которой содержатся сведения о трудовом стаже гражданина и произведенных им выплатах государству. Для подтверждения стажа до этого периода ему надо предъявить трудовую книжку. Кроме того, могут быть затребованы дополнительные документы от работодателя.

Однако в российском обществе решение о пенсионном обеспечении мигрантов в рамках ЕАЭС было раскритиковано, по мнению большинства, «это создаст нагрузку на госбюджет РФ». На сегодняшний день в России трудится около 200 тысяч казахстанцев, примерно 300 тысяч граждан Армении и около 151 тысяч белорусов.


Демографические проблемы угрожают пенсионной системе

Директор евразийских программ Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Владимир Перебоев напомнил, что прежде у иностранных мигрантов, которые официально работали в России и ежемесячно производили необходимые выплаты, не было возможности и прав вернуть эти отчисления:

- Тут на самом деле нагрузка будет в том же размере, сколько эти трудовые мигранты отчисляли в Пенсионный фонд РФ. Россия нуждается в трудовых мигрантах. Это бесспорно. А увеличение поступлений в Пенсионный фонд выгодно и для российского правительства.

Но еще одна проблема в этом вопросе – миграционный статус граждан, работающих в странах ЕАЭС. Согласно официальным данным российских госорганов, на сегодняшний день в РФ проживает около 750 тысяч кыргызстанцев. И по данным МВД России, лишь 300 тысяч из них работают официально, на основании трудового договора.

Владимир Перебоев говорит, что новое соглашение позволит сократить незаконную миграцию и численность тех, кто работает неофициально, а также станет катализатором упорядочения трудового рынка:

- Необходимо перевести на положенные условия и тех мигрантов, кто выступает работодателем. И пенсионный договор в рамках ЕАЭС - хороший повод для таких изменений на рынке труда. Евразийская экономическая комиссия, правительства стран - участниц ЕАЭС и соответствующие миграционные службы должны быть заинтересованы в проведении этих работ совместно и на системном уровне.


Мигранты из стран ЕАЭС в России могут в будущем рассчитывать на пенсию

В Кыргызстане ежегодно на пенсию выходит около 15-20 тысяч человек. Сколько из них граждан, работавших за рубежом, не известно.

Из-за увеличения числа пенсионеров в 2019 году депутат Иса Омуркулов предложил провести реформы и отменить льготы, позволяющие раньше выходить на пенсию. А глава правительства Мухаммедкалый Абылгазиев как-то заявил, что треть госбюджета уходит на выплату пенсий. «Если доходная часть бюджета составляет 161 млрд сомов, из них 50 млрд уходит на выплату пенсий», - сказал премьер-министр.

По данным ООН, к 2030 году в КР граждане, чей возраст превысит 65 лет, составят 7% населения, и будет наблюдаться тенденция к старению нации.

NO

Перевод с кыргызского. Оригинал материала здесь.




  1. Стартовая
  2. Статьи
  3. Финансовые продукты

Еще со времен Советского Союза и по сей день в Кыргызстане действует система солидарных пенсий. Это когда работающее население содержит пенсионеров. До развала СССР эта система была жизнеспособна. Однако в сегодняшних реалиях она уже не работает. И вот почему.

Со дня независимости в республике, по статистическим данным Международной организации труда, чтобы содержать одного пенсионера, должны работать трое человек. Но на деле в Кыргызстане положение таково, что на одного пенсионера остался только один работающий. Это привело к тому, что Социальный фонд сегодня на выплату пенсий получает дотации от государства.

Согласно открытым данным, по плану на 2019 год дотации на пенсионеров и людей с ограниченными возможностями здоровья из государственного бюджета оцениваются в 21 млрд сомов, и эта цифра с каждым годом растет, по прогнозам, к 2021 году она составит 23.6 млрд сомов. Финансирование из бюджета за девять лет (с 2010 года) увеличилось на 151.52%. Сумма для нашей страны колоссальная.

На заседании Жогорку Кенеша 26 сентября текущего года глава Соцфонда Медер Ирсалиев заявил, что если Государственная налоговая служба закроет 2019 год с недобором, то существует реальная угроза срыва выплаты пенсий в январе и феврале 2020-го.

После этих слов на председателя Соцфонда с критикой обрушился премьер-министр Абылгазиев. И Ирсалиев замолчал. Но так ли он был не прав в своих высказываниях?

То, что бюджет с трудом сводит концы с концами, не для кого не секрет. Так, с дефицитом бюджет закрыли в январе (141 млн сомов), в марте (869.2 млн сомов), в мае (172 млн сомов). Как видно, республиканский бюджет сам время от времени нуждается в дотациях.

О том, стоит ли надеяться на пенсию от государства и как позаботиться о будущем уже сегодня, «Акчабар» побеседовал с председателем совета Накопительного пенсионного фонда «Кыргызстан» Акылбеком Арстанбековым.

«Постепенно, максимум через 10 лет Соцфонд будет не в состоянии выплачивать пенсии. Минимальная, конечно, 2-2.5 тысячи будет. Но большего ждать не приходится. В этой связи, на мой взгляд, правительство пошло на очень своевременный шаг — развитие накопительной пенсионной системы».

Напомним, с 1996 года в Кыргызстане существовала условно накопительная система. То есть с работающих удерживали 8% с заработной платы и условно зачисляли на его счет. Но эти накопления существовали только на бумаге, в реале же они уходили на содержание населения пенсионного возраста.

Так продолжалось до 2010 года, когда были приняты законодательные изменения, согласно которым была введена обязательная накопительная пенсионная система. На каждого работающего в Социальном фонде был открыт индивидуальный счет, куда зачислялись 2% от заработной платы.

«Грубо говоря, если человек зарабатывает 10 тысяч сомов, то на его счет ежемесячно начисляется 200 сомов. Эти деньги накапливаются, кроме того, по задумке данные средства должны были приносить доход. С этой целью при Соцфонде был создан Государственный накопительный фонд».

Деньги должны были работать на граждан, но не сложилось. По подсчетам, на счетах накопительной части пенсии в Государственном фонде скопилось порядка 20 млрд сомов, которые лежат мертвым грузом. Причина такого отношения к пенсионным ресурсам в том, что вот уже девять лет Соцфонд никак не может выбрать управляющую компанию, которая бы заставила эти самые средства работать. Дело в том, что до того, как 25 июля текущего года президент Сооронбай Жээнбеков не подписал внесение изменений в Закон КР «О накопительных пенсионных фондах», фонды могли инвестировать деньги граждан только через управляющие компании.

«Раньше накопительные пенсионные фонды, в том числе и наш фонд, не могли распоряжаться деньгами, которые были собраны у населения в качестве пенсионных накоплений, только через управляющую компанию. Для этого нам приходилось объявлять тендер, выбирать 2-3 компании, которым в последующем мы доверяли деньги граждан. Со своей стороны мы могли осуществлять внешний контроль, но деньги по факту находились в других руках. А по новому закону мы сами имеем право инвестировать средства. На мой взгляд, это более справедливо, потому что в любом случае за эти деньги отвечаем мы».

Для того чтобы самостоятельно управлять финансами населения, пенсионным фондам необходимо получить лицензию на осуществление данных операций от Госфиннадзора. Чем сейчас и занимается НПФ «Кыргызстан».

По словам Арстанбекова, то, что фонд сможет сам инвестировать деньги по пенсионным вкладам, скажется позитивно в первую очередь на вкладчиках.

«Из цепочки уйдут расходы на управляющие компании. Таким образом, доходы наших вкладчиков станут выше. Сегодня гарантированный соглашением доход в год составляет 8%, но по факту они получают около 15%, а со снижением расходов доход станет выше».

Высокой доходности фонду удается достигать, инвестируя средства в ценные бумаги, в том числе и государственные, а также в акции и валюту.

«По законодательству нам предписано, куда мы можем инвестировать деньги. В будущем мы хотели бы также иметь возможность вкладывать ресурсы граждан во внутреннюю экономику, в реальный сектор. В настоящее время мы разрабатываем несколько подобных проектов».

Еще одно важное изменение, которое было внесено в Закон «О накопительных пенсионных фондах», касается организационно-правовой формы пенсионных фондов. Если раньше НПФ были некоммерческими организациями, то теперь их перевели в акционерные общества. Это должно дать толчок для появления в республике сразу нескольких фондов. Пока же в Кыргызстане существует только один частный накопительный пенсионный фонд.

«Из-за того, что в Кыргызстане накопительные пенсионные фонды считались некоммерческими организациями, ни у кого не было интереса открывать подобные фонды. Кроме того, у НПФ большой уставной капитал. А зачем бизнесу вкладывать деньги, если он не получит с этого прибыль. Поэтому наше правительство, чтобы увеличить количество пенсионных фондов, внесло изменение, согласно которому НПФ стали акционерными обществами. Это станет стимулом для появления НПФ. По нашему мнению, для нашей республики будет достаточно 3-4 фондов».

Благодаря появлению частных накопительных пенсионных фондов в республике наконец полноценно заработает система добровольного накопления пенсий.

«Вот представьте, в Кыргызстане 2.5 млн трудоспособного населения, из которых только 626 тысяч делают отчисления в Соцфонд. Около 2 млн ничего не платят государству. Когда наступит их пенсионный возраст, что с ними будет? Об этом мы сейчас проводим разъяснительную беседу с населением. Пока человек работает, нужно какой-то процент от зарплаты откладывать, и в будущем он будет получать нормальную пенсию. Я говорю по примеру наших вкладчиков, у нас сегодня их 5 тысяч человек, причем 2.5 тысячи уже получают пенсию от 5 тысяч сомов до 35 тысяч сомов. Кто сколько откладывал и копил. Чем дольше срок до пенсии, тем выше выплаты будут. А у нас как получается, когда остается 2-3 года до пенсии, только тогда люди начинают задумываться об этом».

Накопить на пенсию самостоятельно идея хорошая. Но, а что насчет гарантий сохранности кровно нажитых?

«НПФ «Кыргызстан» осуществляет свою деятельность в республике уже 25 лет, и за это время в отношении нас не было ни одного судебного обращения, даже жалоб. Мы своевременно выполняем свои обязательства перед вкладчиками. С другой стороны, в части накопительных пенсионных фондов в КР законодательная база хорошо сформирована. Контролирует нашу деятельность Госфиннадзор. Потом мы страхуем доходы по вкладам, у нас создан резервный фонд и, наконец, уставной капитал НПФ составляет 40 млн сомов, эта сумма полностью покрывает накопления наших вкладчиков».

Доверить свои деньги профессионалам с многолетним стажем или хранить накопления в банке, а может, и вовсе дома под матрасом — это дело каждого отдельно взятого человека. Важно другое, кыргызстанцам, которые сегодня получают зарплаты в конвертах, не делают отчисления в Социальный фонд, надо наконец подумать о своем будущем, ведь оно обязательно наступит. И то, каким оно будет, зависит в том числе от нас самих.

Публикация Что ждет пенсионную систему КР и почему на старость стоит копить уже сейчас? является интеллектуальной собственностью Финансового портала Акчабар.

Использование материала допускается только при наличии гиперссылки на akchabar.kg.

Материалы по теме

Еженедельные дайджесты Акчабар

Каждую неделю мы будем готовить для вас обзор наиболее важных и интересных событий

Читайте также: