Вернут ли пенсии на донбассе

Интересно было застать ажиотаж и обсуждение в зале парламента перед голосованием за пенсионный закон

То, что Верховная Рада не поддержала законопроект о выплатах пенсии жителям временно оккупированных территорий за основу, ни для кого не секрет.

Более интересным стало обсуждение в зале парламента перед голосованием и ажиотаж после. Об этой инициативе уже было услышано многое: и о поддержке оккупанта, и о предательстве интересов, и о миллиардах в никуда. Но есть ряд вещей, которые нужно знать и которыми часто манипулируют.

1. «Эти люди» не поддерживают Украину

Мне сложно сказать, из чего делается такой вывод относительно всех людей. Из того, что люди не могут уехать и живут в оккупации? Или мы уже отвергаем версию со страной-агрессором? А все ли в Сумской, Черниговской, Закарпатской или Киевской области на 100% патриоты? И значит ли это, что мы теперь перед выплатой пенсии будем проверять на «детекторе патриотизма»? Не думаю. А депутатам отдельно рекомендую внимательнее присмотреться к своим коллегам, потому что не одно место в зале занимают «просиние» силы.

2. Где мы возьмем сколько средств?

Честно говоря, заявление Минфина о том, что сумма задолженности по пенсиям составляет 115 млрд и похоронит страну, является откровенно манипулятивной. Никаких официальных подтверждений этому пока нет. Озвученные Пенсионным фондом данные — 80 млрд. Уже не 115, да? Хотя и эта цифра не является истиной.

Но даже цифра в 80 млрд не будет нужна сразу. Ведь часть лиц обратиться за выплатами не смогут, так как сейчас речь идет только о мобильных категориях граждан, то есть тех, которые смогут системно выезжать для подтверждения. Другая, значительная часть средств является той самой «задолженностью», которая может быть распределенной во времени.


Здесь также не следует забывать, что текущая задолженность по уплате ЕСВ составляет 17 млрд грн — и речь не идет только про неподконтрольные нам Крым или Донбасс.

Наконец, подчеркну: государство имеет право ввести выплату средств поэтапно. Сначала восстановить текущие выплаты (значительную часть из них люди уже получают как ВПО), и осуществлять поэтапную выплату недополученных сумм. Не менее важно, что закон может вступать в силу постепенно: ВРУ имеет право установить разумный срок, достаточный для перераспределения бюджета, обеспечения надлежащей работы органов и формирования запроса на последующие периоды.

Подобный подход не просто найдет средства, а не будет накапливать еще больше сумм.

3. А как же ответственность государства-оккупанта?

Не каждый из нас является экспертом в международном гуманитарном праве, и это нормально. Но IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949) не имеет положений про обязанность государства-оккупанта платить пенсии гражданскому населению. Статья 55 говорит о том, что государство-оккупант должно с помощью всех имеющихся средств обеспечивать население продуктами питания и медицинскими материалами, если ресурсов оккупированной территории оказалось недостаточно. В свою очередь, статья 59 предусматривает обязанность этого государства согласиться принять меры, направленные на оказание поддержки населению оккупированной территории. О пенсии речь не идет.

Тем более, в условиях вооруженного конфликта независимо от наличия оккупации государство, потерявшее контроль над частью территории, обязано соблюдать свои обязательства в сфере обеспечения прав человека. Об этом говорится в решении ЕСПЧ по делу « Илашку и другие против Молдовы и России».

Короче говоря, государство-оккупант не отвечает за пенсию.

4. И немного о международном опыте. Если вы думаете, что такая ситуация везде.

По результатам многочисленных жалоб в Европейский суд по правам человека, было принято пилотное решение по делу против Сербии (2012), которым страну обязали принять все меры для обеспечения выплаты пенсий лицам, проживающим в Косово и имеющим право на сербскую пенсию. Грузия же продолжает выплату пенсий не только зарегистрированным переселенцам, но и лицам, проживающим на оккупированных территориях Абхазии и Южной Осетии и сохранившим при этом грузинское гражданство.

И если вспомнить системную практику России в отношении Грузии, Молдовы, а теперь и Украины, о выдаче российских паспортов, то пенсия является еще одним шагом для того, чтобы привязать людей к себе.

Имеем результат

Несмотря на все слова и попытки «понять», не менее важны результаты голосования.

Из 390 присутствующих депутатов « за» проголосовали 84, а против — только 13. 142 воздержались, а 51 не голосовали вовсе. То есть депутаты не то, что против — они воздержались.

Поэтому продолжаем работать. И ждем системной интеграционной политики, что захватит всех жителей Украины, ведь мы живем в одной стране.

Верховный суд Украины признал незаконной приостановку выплат пенсий жителям Донбасса, не проживающим на подконтрольной Киеву территории. По словам источника “Ъ” в Минюсте Украины, теперь пенсионеры из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) смогут добиться компенсации недополученных средств через суд, хотя выезжать из республик для этого все равно придется. Впрочем, и такая мера станет для Пенсионного фонда Украины серьезным ударом: у него может просто не хватить средств на выплаты компенсаций.

Большая палата Верховного суда Украины во вторник подтвердила незаконность практики Пенсионного фонда, который не выплачивает пенсии жителям Донецкой и Луганской народных республик, постоянно живущим на неподконтрольной Киеву территории. Формально решение суда касается лишь «внутренних переселенцев», то есть людей, выехавших из ДНР и ЛНР. Однако де-факто многие жители самопровозглашенных республик получают статус переселенца, но не меняют места жительства. Именно они сталкиваются с наибольшими трудностями при получении украинских пенсий. «Приостановка выплат пенсий временно перемещенным лицам на основаниях, не предусмотренных законом, считается неправомерной»,— сообщил решение суда телеканал «Громадське ТВ» со ссылкой на организацию «Право на защиту» — именно она инициировала судебное разбирательство.

При этом уточняется, что к «не предусмотренным законом» ограничениям относятся и проверки пенсионеров по «спискам СБУ (Служба безопасности Украины.— “Ъ” ). Как сообщил “Ъ” собеседник в Киеве, такая мера использовалась, чтобы убедиться, что пенсионер постоянно живет на подконтрольной Киеву территории, а не просто формально зарегистрировался на ней.

« Если человек выезжал на оккупированные территории более чем на 60 дней, выплата пенсии приостанавливалась на основании постановления Кабинета министров,— сказал “Ъ” правозащитник, имевший отношение к процессу.

— Однако теперь суд признал эту меру незаконной, и пенсионер сможет отстоять свои права в суде. Решение Верховного суда является образцовым, а значит, все суды обязаны принимать аналогичные решения. Пенсионер не обязан доказывать СБУ, где он живет».


Как Киев намерен вернуть Донбасс

Кроме того, благодаря решению суда пенсионеры смогут добиться компенсации пенсии, которую им в течение долгого времени незаконно не выплачивали. «Решение Верховного суда дает возможность гражданам Украины, проживающим на не контролируемых Киевом территориях, подавать в суд на государство Украина и требовать выплаты пенсии за все годы, когда они их не получали,— заявил собеседник “Ъ” в Минюсте Украины. Впрочем, он уточнил, что для этого придется выезжать из ДНР и ЛНР: «У тех, кто на контролируемых территориях не зарегистрирован, нет возможности подавать исковые заявление в украинские суды».

Однако правозащитник, знакомый с процессом, уточнил, что получить компенсацию за все четыре года обострения ситуации в Донбассе смогут далеко не все. «Решение суда действительно гарантирует компенсацию выплат с момента прекращения,— сказал собеседник “Ъ” в Киеве.— Но в мае Кабинет министров подстраховался и ввел новое постановление: человек сможет получить компенсацию лишь с момента обращения и не более чем за полгода». «Таким образом, шанс получить компенсацию за все время есть только у тех, кто обратился в суд еще до мая 2018 года»,— пояснил юрист.

Такое мнение в беседе с “Ъ” выразил руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. «Дефицит Пенсионного фонда — 141 млрд гривен при общих расходах чуть более 300 млрд. То есть практически 50% фонда должно дотироваться из бюджета,— сказал эксперт.— До начала боевых действий в Донбассе жили около 1 млн пенсионеров, чуть более 200 тыс. из них оформили статус переселенцев и получают украинские пенсии. Тем, кто не зарегистрирован на подконтрольной Киеву территории, фонд не будет платить ни при каких условиях, иначе не выдержит нагрузку».


Как Украина усиливает экономическую блокаду Донбасса

При этом донецкий политолог Роман Манекин выразил надежду, что решение суда действительно сможет облегчить жизнь пенсионеров. «Украинские пенсии намного больше тех, какие выдают в ДНР и ЛНР,— сказал он “Ъ”.— Однако мне известны случаи, когда люди, которые все-таки добивались украинской пенсии, получали лишь минимум, без надбавок. Теперь, как я понимаю, и эти ограничения будут сняты. В целом же решение суда очень логично: выплата социальных пособий определяют лишь конституция Украины и законы, а не постановления правительства». Напомним, именно Кабинет министров в 2016 году ограничил выплаты пенсионерам Донбасса.

Под законопроектом по упрощению выплат пенсий на Донбассе подписались депутаты почти всех фракций. Что он предусматривает?


В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который может вернуть пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной Украине территории.

Соавторами этого законопроекта стали 17 депутатов от разных политических сил - "Слуги народа", "Оппозиционной платформы", "Батькивщины", группы "За будущее", а также внефракционные депутаты, что говорит о том, что проект имеет шанс получить поддержку в сессионном зале.

Как депутаты предлагают урегулировать вопрос с выплатой пенсий жителям Донбасса и хватит ли голосов, анализирует "Страна", отвечая на главные вопросы.

Как донецкие пенсионеры лишились пенсий?

По данным Министерства социальной политики Украины, в 2014 году на территории Донбасса, которая на данный момент неподконтрольна Киеву, проживали и получали пенсии 1,2 миллиона человек.

Последние пять лет вести учет количества пенсионеров за линией разграничения официальные украинские органы не могли. За это время там появилось и новое поколение пенсионеров, которые могли претендовать на украинские пенсии, но по разным причинам не стали на учет в Пенсионный фонд Украины.

В 2016 году Кабмин ужесточил порядок выплат пенсий для жителей неподконтрольных территорий. Согласно этому порядку, люди должны были выезжать на подконтрольную Киеву территорию, получать справку, что они являются внутренне перемещенными лицами (ВПЛ), а также проходить сложную процедуру верификации личности в Пенсионном фонде, в погранслужбе и в "Ощадбанке".

Из-за ужесточения механизма пенсии стали недоступными для многих из тех, кто живет за линией разграничения. Эти новации привели к такому явлению, как "пенсионный туризм": раз в два месяца пенсионеры ездили на подконтрольную территорию и обратно, чтобы отметиться в Украине, как переселенцы.

Параллельно расцвел бизнес, связанный с получением пенсионерами справки ВПЛ.

Эти условия критиковались многочисленными правозащитными организациями, а также Мониторинговой миссией ООН. В 2018-м Верховный суд Украины постановил, что все граждане страны имеют право на пенсию, независимо от процедуры верификации. Но выплаты жителям неподконтрольных территорий так и не возобновились.

Официально в Кабмине неоднократно говорили, что якобы нет физической возможности платить пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной части Донбасса. При этом ни чиновники, ни политики не предпринимали никаких шагов, чтобы как-то изменить ситуацию.

Впервые о том, что Украина готова возобновить выплаты пенсий еще в сентябре заявил министр иностранных дел Вадим Пристайко.

Позже эту идею поддержал советник секретаря СНБО по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергей Сивохо. Он назвал издевательством нынешний порядок выплаты пенсий, когда старикамм нужно каждые два месяца пересекать линию фронта.

И вот на фоне этих разговоров в парламенте был зарегистрирован законопроект 2083-д, который должен отчасти решить эту проблему.

Что предлагает законопроект?

Базой для документа стал законопроект нардепа от "Оппоплатформы За жизнь" Натальи Королевской, который изначально был ею предложен еще в прошлом созыве, а в сентябре зарегистрирован заново.

Сейчас же его доработали с привлечением экспертов ООН и ряда волонтерских организаций, и под ним подписались депутаты из разных фракций, включая "Слугу народа".

Ключевые новации, которые прописаны в законопроекте, таковы:

1. Люди смогут получать пенсии без справки вынужденно перемещенного лица. То есть, все те, кто ранее не регистрировался как переселенцы в Украине, после принятия закона могут приехать в Украину и в любом отделении ПФ заявить о своем праве на невыплаченные пенсии.

2. В случае потери документов предусмотрена возможность рассчитывать пенсию на основании информации из реестра застрахованных лиц.

3. Также предлагается выплата задолженности по пенсиям на Донбассе без срока давности. На данный момент в Украине действует норма о том, что можно обращаться за невыплаченной пенсией только за последние 3 года. Если для жителей Донбасса этот лимит отменят, они смогут получить средства, которые им не доплатили за все годы конфликта.

4. В законопроекте закреплено право "докупить" стаж без применения санкций тем людям, которые достигли пенсионного возраста уже после войны и не могли платить страховые взносы, проживая на неподконтрольных территориях.

5. При этом процедура идентификации остается, но ее нужно будет проходить не каждые 2 месяца как сейчас, а каждые полгода (то есть, все равно пересекать линию фронта придется). При этом порядок идентификации должен отдельно определить Кабмин. Но, по идее, если для получения пенсии не нужно предъявлять справку ВПЛ, то, значит, и не должно быть требования о постоянном проживании на подконтрольной территории. Хотя, этот вопрос, повторимся, должно еще урегулировать правительство.

Отметим, что исходя из этого порядка по-прежнему не смогут оформить пенсии те жители неподконтрольных территорий, которые находятся в базе силовых структур и на "Миротворце", так как для этого им потребуется в любом случае пересечь линию разграничения.

И это ограничение будет действовать вплоть до объявления амнистии (если она когда-либо будет объявлена).

Как будут выплачивать долги?

Как видим, если закон будет принят, то очень многие пенсионеры, ранее не получавшие выплаты, теперь смогут на них претендовать за все прошедшие 5 лет.

По разным данным сумма таких долгов составляет от 30 до 70 миллиардов гривен.

Законопроект предполагает отдельный механизм выплаты по ним.

Так, часть суммы неполученной пенсии, более чем за 12 месяцев, выплачивается единовременно. А остаток - ежемесячно равными частями, которые не превышают месячный размер пенсии.

На пальцах это выглядит так. Например, государство задолжало пенсионеру с июня 2016 года (то есть, за 41 месяц) ежемесячную пенсию в 1500 гривен. Всего 61 500 гривен. В таком случае единовременно пенсионер получит 18000 гривен, а остаток в 43500 гривен он будет получать в течение 29 месяцев по 1500 гривен. Но это только долг за предыдущий период. Текущая пенсия будет идти уже автоматически. Аналогичный механизм будет действовать и в случае с долгами по пенсиями при утрате кормильца.

Но здесь возникает проблема - как профинансировать эти выплаты.

Экономист Александр Охрименко в разговоре со "Страной" отмечает, что, несмотря на изменение порядка выплат пенсий в 2016 году, при формировании бюджета Пенсионного фонда всегда учитывались пенсии и для жителей неподконтрольной Украине территории.

"Когда считают пенсионеров, всегда учитывают деньги и на тех, кто жил на Донбассе по последним данным Минсоцполитики. Другое дело, что с тех пор, когда прекратилась выплата пенсий, накопилось долгов в минимум 56 миллиардов гривен, которые должны будут выплатить. По идее, эти долги должны были оставаться на счетах Пенсионного фонда, чтобы в будущем их погасить, но как в реальности - никто не знает", - говорит Охрименко "Стране".

Но даже если эти деньги в бюджете Пенсионного фонда отсутствуют, их можно найти, если перераспределить средства на социальную сферу в бюджете на 2020 год, говорит "Стране" одна из авторов законопроекта Наталья Королевская.

"В бюджет ПФ на 2020 год не заложены расходы, которые могут возникнуть в связи с принятием этого законопроекта. Поскольку дефицит ПФ покрывается за счет госбюджета, то эти затраты лягут на бюджет. Соответственно, если такой закон будет принят, то в закон о госбюджете на 2020 год необходимо будет внести изменения, - поясняет "Стране" Королевская - Найти на это деньги - реально. Наш анализ бюджета говорит о том, что дополнительный ресурс бюджета - 2020 оценивается в + 220 млрд. грн. Мы регистрировали поправки в бюджет, которыми требовали 160 млрд гривен перераспределить на социальную сферу - на повышение прожиточного минимума, минимальных зарплат и пенсий, сохранение субсидий в существующем объеме. Поправки приняты не были, но ресурс в бюджете есть - и на возобновление выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий, и на выплату долгов по пенсиям в полном объеме и на реальный рост соцстандартов".

Будет ли закон принят?

Учитывая, что авторами проекта стали представители всех фракций Рады, кроме "Европейской солидарности" и "Голоса", шансы на принятие документа довольно высокие. Тем более, что ряд представителей власти (в частности, Сергей Сивохо) законопроект уже публично поддержали.

В целом, упрощение порядка выплаты пенсий жителям неподконтрольных территорий является одним из немногих шагов по урегулированию, которые может позволить себе украинская власть, не рискуя нарваться на радикальные протесты (более серьезные подвижки - вроде предоставления региона особого статуса, выглядят в этом плане более рискованными).

Поэтому пойти на это Зе-команда может, чтоб продемонстрировать хоть какое-то "потепление" на Донбассе.

Как сказали нам авторы законопроекта, уже на ближайшей сессионной неделе (а это следующая календарная неделя) они обратятся к спикеру с предложением внести документ в повестку дня и безотлагательно принять его.

Однако в этом случае принципиальное значение будет иметь позиция правительства, которое должно подготовить изменения в бюджет. Источник "Страны" в "Слуге народа", предполагает, что с этим могут быть проблемы.

"Принципиально на Банковой за возобновление выплат. Но могут возникнуть вопросы у Кабмина - где взять деньги. Поэтому, не исключаю, что может начаться процесс усушки и утруски и, в итоге, будет принят не столь лояльный к пенсионерам Донбасса документ", - говорит источник.



В последнее время в Украине, в связи со сменой президента страны, между отечественными и зарубежными чиновниками опять завязалась вялая дискуссия на тему: есть ли реальный механизм выплаты пенсий и социальных выплат украинцам, проживающим за линией разграничения.

Последним словом (в хронологическом смысле) в этой дискуссии можно считать заявление главы Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Фионы Фрейзер, сделанное совсем недавно. Вначале, по уже сложившейся традиции, она тактично и обобщенно посетовала на то, что в отношении переселенцев и жителей неконтролируемых Украиной территорий нарушаются права человека.

Однако финал заявления уже больше напоминал конкретные требования.

«Министерство социальной политики Украины должно аннулировать привязку права на пенсию к справке внутренне перемещенного лица (ВПЛ) и обеспечить выплату задолженности всем украинским гражданам. Дискриминационная процедура верификации, установленная государством с целью проверить, действительно ли пенсионер является ВПЛ, заставляет пенсионеров пересекать линию разграничения, как минимум один раз в 60 дней. Это путешествие часто является ужасным: людям приходится часами ждать пропуска под солнцем, дождем или снегом», – подчеркнула представитель ООН. Она напомнила, что с 16 февраля по 15 мая 2019 года при пересечении контрольно-пропускных пунктов въезда/выезда (КПВВ) на Донбассе от ухудшения состояния здоровья погибли как минимум 9 человек. «Это должно прекратиться и может быть прекращено», – заявила она.

Долги все больше

С одной стороны, в украинском правительстве никого подобными заявлениями сильно не напугаешь. Но, с другой – формально, определенную активность в деле защиты прав человека в Украине как-то необходимо демонстрировать. Просто для приличия. Тем более, что сумма долга по невыплаченным пенсиям ВПЛ, а также жителям неконтролируемых территорий (которые без справки ВПЛ) выглядит как раз уже совершенно неприлично.

А пару недель назад глава Общественного совета при Министерстве по вопросу неподконтрольных территорий и внутренне перемещенных лиц (МинВОТ) Геннадий Борисичев также затронул эту тему. И тоже с интересными цифрами.

Интересно, что до недавнего времени назвать количество украинских пенсионеров, которые остались за линией разграничения и не оформили себе справку ВПЛ, точно не мог никто. Однако буквально пару месяцев назад Пенсионный фонд, наконец, сумел их сосчитать.

Так, по информации Пенсионного фонда, по состоянию на август 2014 года на ныне неконтролируемой Украиной территории находилось на учете 1 278,2 тыс. пенсионеров. Из них в Донецкой области – 767,3 тыс. человек и в Луганской области – 510,9 тыс. человек. Из этого количества хотя бы один раз за выплатой пенсии на контролируемой Украиной территории (т.е. с оформлением справки ВПЛ) обращались 1 155,1 тыс. пенсионеров.

Таким образом, с того момента, когда в августе 2014 года была прекращена выплата пенсий на неконтролируемой территории, не получали пенсии ни разу 123,1 тыс. пенсионеров, живущих за линией разграничения. Это почти 10% всех пенсионеров. По понятным причинам, именно на эти 10% приходятся самые большие долги по выплатам пенсии…

Их погашать никто и не собирается.

Платить не имеет желания

Официальная позиция по этому поводу четкая и ясная. Эти долги будут выплачены после возвращения неконтролируемых территорий под контроль Украины тем или иным способом.

Именно по этой простой причине все варианты выплат, предложенные международными организациями, были Украиной последовательно отвергнуты.

Так что этим самым жителям остается только посочувствовать. Перемен в их судьбе в ближайшем обозримом будущем не предвидится.

Что касается остальных 90%, тут ситуация также весьма интересная. Как сообщила несколько дней назад пресс-служба Министерства труда и социальной политики, за май нынешнего года (т. е. за прошлый месяц) пенсии получило 597,6 тыс. пенсионеров из числа ВПЛ. Нехитрая арифметика показывает, что из тех, кто оформлял справки ВПЛ, майские пенсии не получили… 557,5 тыс. пенсионеров.

Развеять все сомнения по этому поводу можно, если вспомнить неожиданное заявление летом прошлого года представителя президента в Верховной Раде Ирины Луценко. У нее получился очень похожий результат.

В общем и целом, выходит, что Украина сейчас не платит законную пенсию более чем 680 тыс. пенсионеров, либо проживающих на неконтролируемых территориях, либо… проживающих на неконтролируемых территориях.

Переселенцы, которые не переселенцы

Это не такая игра словами. Речь идет о том, что очень многие переселенцы, которые выехали на контролируемую Украиной территорию, получили справки ВПЛ и с указанием конкретного адреса регистрации-проживания, но на самом деле здесь постоянно не живут. Можно даже сказать, вообще не живут.

Для понимания этого факта не нужно каких-то сложных вычислений и секретных данных. Достаточно посмотреть на то, что делается на любом из пяти ныне действующих пунктах пропуска на линии разграничения практически каждый день. Согласно данным МинВОТ, КПВВ ежемесячно пересекает около 1,1 млн человек. Иногда, чуть больше, иногда – чуть меньше, но в среднем как-то так. Причем, большая часть из них – люди пенсионного возраста. Что их гонит и куда с такой силой и постоянством?

Ответ на этот вопрос довольно очевиден. «Мы (в смысле – правительство, – авт.) людей фактически загнали в ситуацию нарушителей закона. Большое количество людей не являются внутренними переселенцами, но мы не дали им возможности легально получать пенсию. Мы дали им единственный возможный путь – обманите государство и зарегистрируйтесь как ВПЛ. Без регистрации и справки ВПЛ получение пенсий и социальных выплат невозможно. Естественно они это сделали. А потом мы начали их упрекать, что они превратились в пенсионных туристов», – рассказал в ноябре прошлого года замминистра МинВОТ Георгий Тука и предложил… разорвать порочную связь между наличием справки ВПЛ и выплатой пенсии.

Собственно, главная проблема даже не в самой справке ВПЛ. Дело в том, что правительство почему-то считает ВПЛ статусом и под этот статус изначально ввело сразу несколько видов проверок переселенцев. Причем, некоторые из них явно нарушают права человека. Но это никого не смущает.

В чем смысл?

К примеру, проверки ВПЛ по месту постоянного проживания (на контролируемой территории). Они проводятся на основании Постановления КМУ № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» с 14 июня 2016 года и по настоящий момент. При этом такие проверки нарушают права переселенцев на частную и семейную жизнь, на свободу передвижения и на неприкосновенность жилья. Однако правительство это волнует не сильно.

Или проверки срока пребывания ВПЛ на неподконтрольной территории. Как известно, переселенцы не могут находиться за линией разграничения более 60 дней. Они производятся на основании того же постановления №365 и (оцените юмор!) закона «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ» с конца 2016 года.

Данная норма откровенно нарушает права ВПЛ на пенсионное обеспечение и социальную защиту, а также элементарные права собственности. Но это еще полбеды. Используемая система контроля перемещения переселенцев довольно часто дает ложную информацию, на основании которой справки ВПЛ отменяется, а пенсионные и социальные выплаты – прекращаются. Эта норма также действует и в настоящий момент.

В чем смысл «правила 60 дней» и почему выплата пенсии напрямую связана с проживанием на контролируемой Украиной территории и обладанием справки ВПЛ, толком не может сказать никто. Правительство говорит, что оно… просто разработало такой механизм.

Отмена этих (и других) дискриминационных норм в отношении переселенцев сразу меняет весь расклад по ВПЛ. Он получается таким: из 1 278,2 тыс. пенсионеров неконтролируемых территорий, 597,6 тыс. – действительные переселенцы, которые сейчас проживают на контролируемой Украиной территории (реальная цифра, видимо, в районе 300 тыс.) и 680,6 тыс. – на самом деле проживают на неконтролируемой территории (соответственно, в реальности, скорее всего, в районе 1 млн человек).

Пенсия или смерть

Но ситуация, когда пенсионеры стараются любой ценой выехать на контролируемую территорию для идентификаций, верификаций и просто проверок, имеет и свою оборотную сторону.

Здесь есть один нюанс. Смерть пенсионера на КПВВ или рядом невозможно скрыть или проигнорировать ее причины. Смерть пенсионера после пересечения КПВВ, это… просто смерть еще одного пожилого человека. Обычное дело…

Чтобы что-то с этим сделать, в идеале, правительству нужно решать вопрос именно об организации пенсионных выплат на неконтролируемой территории. И возможные варианты есть.

Гроздь возможных решений

Есть также вариант, когда посредником в вопросе выплаты пенсии украинским пенсионерам на неконтролируемой Украиной территории выступила бы Россия. Однако…

Примечательно, что уже почти два года в Верховной Раде «загорает» без движения печально известный законопроект № 6692 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельным категориям граждан». Он предусматривает, существенное упрощение процедуры получения пенсии для жителей неконтролируемых территорий (правда, с выездом на территорию контролируемую).

В результате уполномоченный Верховной Рада по правам человека Людмила Денисова не так давно вынуждена была констатировать, что «несмотря на Резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы от 12 октября 2016 года № 2133, в которой органам государственной власти Украины рекомендовано обеспечить жителям неконтролируемых территорий доступ к пенсионным выплатам в упрощенном порядке, и задачи, закрепленные Планом действий по реализации Национальной стратегии в области прав человека, утвержденным распоряжением правительства № 1393 от 23 ноября 2015 года… механизм выплаты пенсий гражданам Украины, проживающим на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей отсутствует».

Почему все так?

А правительство, как и прежде, принципиально не готово…


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Несколько дней назад уполномоченный Верховной рады по правам человека Людмила Денисова «внезапно» сообщила, что долги по пенсиям внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) на 1 сентября нынешнего года составили почти 8,1 млрд грн.

Количество же пенсионеров-переселенцев, перед которыми государство в настоящий момент имеет долги по пенсиям составило и вовсе почти 260 тыс. человек. Это не считая пенсионеров, не имеющих статуса ВПЛ.

По ее словам, наличие такого долга по выплате пенсий ВПЛ связано в основном с тем, что правительство до сих пор так и не утвердило соответствующий порядок выплат этих долгов.

Как быстро «занять» и не вернуть

История с долгами по пенсиям переселенцам является прекрасной иллюстрацией к тезису о том, что «нет ничего более постоянного, чем временное». Нетрудно вспомнить, что прекращение выплат задолженностей по выплате пенсий в свое время вводилась правительством как исключительно временная, более того, кратковременная мера.

Как известно, 24 мая прошлого года правительство приняло постановление №335 «О внесении изменений в постановление КМУ от 8 июня 2016 года №365».

Одновременно оно изменило Порядок назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ, а также Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания/нахождения.

Главное нововведение из п.15 Порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ звучало так: «…Суммы социальных выплат (читай – пенсий, – авт.), не выплаченные за прошедший период, учитываются в органе, осуществляющем социальные выплаты, и выплачиваются на условиях отдельного порядка, определенного Кабмином Украины».

Примечательно, что первые пару месяцев после этого переселенцев вопросы долгов по пенсиям совершенно не волновали. Причем, это было вовсе не от чрезмерного благодушия. Просто очень многим ВПЛ в это время остановили и текущие пенсионные выплаты. Причем, без внятного объяснения причин.

Цифры показывали, что выплату пенсии в мае прошлого года остановили большей половине ВПЛ.

Такая же картинка была и в «цитадели» переселенцев – Донецкой области. Как заявила тогда директор Главного управления Пенсионного фонда в Донецкой области Наталья Рад, «из 485 тыс. внутренне перемещенных пенсионеров майские выплаты получили 204 тыс. лиц». «У остальных возникли проблемы», – резюмировала она.

Кстати, солидная часть тех самых нынешних долгов по пенсиям ВПЛ в 8,1 млрд. грн. как раз и образовалась в этот момент.

Игра без правил

Был в этой ситуации еще, как минимум, один неприятный нюанс.

Теперь ответ на этот вопрос известен.

Такая ситуация с текущими выплатами продолжалась тогда несколько месяцев. После этого, переселенцы наконец-то обратили внимание и на саму остановку выплат по пенсионным долгам. Они начали задавать вопросы, причем, все громче и громче.

Однако, к тому времени Пенсионный фонд уже принял постановление, в котором установил механизм выплаты и начисления пенсионных долгов, которые суд своим решением обязал их выплатить пенсионеру. Это был беспрецедентный шаг…

Долги? Какие долги??

Мысль о том, что долги по пенсиям ВПЛ могут и вовсе не вернуть, впервые всерьез посетила многих переселенцев после часа вопросов правительству в Верховной Раде в конце сентября прошлого года. Тогда депутат Верховной Рады Сергей Сажко прямо спросил тогдашнего премьера Владимира Гройсмана о долгах по пенсиям.

Многие тогда расценили такой ответ как «никогда» и не ошиблись…

В принципе чиновники предыдущего правительства старались не комментировать ситуацию с пенсионными долгами ВПЛ вовсе, а если это не получалось, говорили ничего не означающие вещи а-ля «вопрос прорабатывается», «решение готовится», «механизм отлаживается», «идет согласование» и т.п.

Наиболее конкретным (и это не сарказм) было заявление министра социальной политики Андрея Ревы в декабре прошлого года.

«Мы прорабатываем и обсуждаем проект порядка выплаты долгов по социальным выплатам переселенцам. Этот проект будет вынесен на рассмотрение правительства, когда будет готов и пройдет все регламентные процедуры. Его могут вынести на рассмотрение правительства в 2019 году. Посмотрим. Я пока не форсирую события», – заявил он тогда.

Услышав тезис о «будет вынесен, когда будет готов» и «могут вынести на рассмотрение в 2019 году», многие ВПЛ укрепились в своих подозрениях, что долгов по пенсиям им не видать. Надежды на выплаты этих долгов можно связывать только с каким-то новым правительством.

Новая метла по-старому метет

И в последние дни августе новое правительство Алексея Гончарука приступило к работе. Это было два месяца назад. За это время чиновники нового правительства сделали несколько самых различных заявлений и сообщений по поводу долгов по пенсиям.

Однако, касались они преимущественно долгов жителям неконтролируемых Украиной территорий.

«Главная проблема – привязка выплат к справке ВПЛ. Она заставляет людей с оккупированных территорий постоянно приезжать сюда (на контролируемую Украиной территорию – авт.) для получения определенных услуг. Надо находить механизмы [решения проблемы] с помощью международных организаций», – заявила в сентябре нынешнего года министр по делам внутренне перемещенных лиц Оксана Коляда.

Министр иностранных дел Вадим Пристайко месяц назад сказал, что правительство намерено восстановить выплату пенсий жителям неконтролируемых Украиной территорий. Без деталей.

А представитель правительства в Верховной Раде Ирина Верещук сообщила о готовящейся «дорожной карте», предусматривающей определенные изменения в том числе и в вопросе выплаты пенсий переселенцам и жителям неконтролируемых территорий.

«Я говорю о… получении пенсий, чтобы люди, живущие на неконтролируемых территориях, не стояли в очередях (на линии соприкосновения) по 7-8 часов. О том, чтобы люди, которые получают пенсию на подконтрольной территории, могли иметь возможность делать это без диких справок, которые нужно постоянно сдавать», – буквально заявила она.

Но о намерении быстро принять особый порядок погашения долгов по пенсиям ВПЛ или погасить эти долги каким-либо другим способом пока не было сказано ни слова.

Есть варианты, но…

В принципе, подобное не означает, что эти долги не погашаются вовсе. Так, к примеру, начальник Главного управления Пенсионного фонда в Луганской области Ольга Шарунова пару недель назад сообщила, что некоторые из них все же были выплачены.

Также некоторые переселенцы, умудряются отсудить, но главное – получить свои долги по пенсиям. Однако, таких очень немного. Еще в июле нынешнего года заместитель председателя правления Пенсионного фонда Ирина Ковпашко признала, что Фонд не выполнил примерно 90% всех судебных решений о погашении долгов в связи с тем, что «невозможно обойти постановление правительства №335, где не предусмотрен порядок таких выплат».

Еще одна причина – в госбюджете не заложены необходимые средства на эти цели.

Как известно, по состоянию на 1 июня 2019 года общий долг Пенсионного фонда по вынесенным судебным решениям о погашении долгов по пенсиям ВПЛ составлял без малого 600 млн грн.

И судя по тому, что в бюджете Пенсионного фонда на 2019 год на погашение долгов по пенсиям по решению судов предусмотрены лишь 50 млн грн, долги и таким способом погашены не будут.

Читайте также: