Вернут ли пенсионный возраст обратно в белоруссии

Премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Об этом сегодня шел разговор в Палате представителей, где представляли программу работы правительства до 2025 года. Видео выступления премьера опубликовала его пресс-секретарь. Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя. Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме, одной из прочих, чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Напомним, с 1 января 2021 года пенсионный возраст для мужчин повысят до 62 лет 6 месяцев, а женщин - до 57 лет 6 месяцев.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

«Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей», — заявил премьер-министр, когда говорил про «переформатирование» пенсионной системы.

Премьер не уточнял, как конкретно хотят белорусов стимулировать к частным пенсионным сбережениям. Особую актуальность этот вопрос приобретает в ситуации, когда темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения снижаются, а годовая инфляция разгоняется и может стать рекордной за последние 4 года.

Тем временем в Беларуси в этом году в январе-октябре реальные пенсии, которые рассчитываются с поправкой на инфляцию, падали на протяжении 7 месяцев из 10. Ситуацию может на некоторое время исправить повышение пенсий с 1 декабря.

Что раньше говорили чиновники о дополнительных пенсиях

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех.

В августе этого года Роман Головченко сообщил, что правительство сейчас думает над тем, как стимулировать рост участия в добровольных пенсионных накоплениях, чтобы «люди активнее откладывали себе на пенсию».

— Эта система в любом случае будет развиваться, будем работать над стимулирующими мерами, чтобы условия были привлекательными. Мы идем по такому же пути, как и другие страны, — сказал премьер-министр.

Повышение пенсионного возраста, заявлял в августе Роман Головченко, не рассматривается: сначала нужно проанализировать итоги предыдущей пенсионной реформы.

Ранее в июле 2020-го министр труда и соцзащиты Ирина Костевич отмечала, что «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

— Этот новый механизм в совокупности с действующей солидарной системой позволит обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения человека в старости, что соответствует международной практике, — поясняла министр труда.

В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

— На государственном уровне требуется плавно вовлекать людей в то, чтобы они не только рассчитывали на помощь государства в пожилом возрасте, а разумно накапливали средства. Возможно, даже стоит сделать эту систему добровольно-принудительной, — говорил Юрий Селиверстов.

Уточним, что в Беларуси хватает и других пенсионных проблем, среди них «пенсионная ловушка», взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров, уравнительный принцип формирования пенсий.

Фонд соцзащиты населения столкнулся с большими проблемами. Уже скоро может потребоваться новое повышение пенсионного возраста.

В мае на пенсионном учете в Беларуси состояли 2,515 млн человек. Средний размер назначенных пенсий составил всего 433,3 BYN. По сравнению со средней зарплатой средняя пенсия достигла лишь 35,3%.

Напомним, на 2020 год правительство ставит задачу, чтобы довести соотношение пенсий и зарплат к 40%. Аналогичные задачи были и в предыдущие годы, но всякий раз мешало это сделать: то бурный рост зарплат, то затяжной кризис.

Почему в Беларуси такие низкие пенсии и что с ними будет дальше?

Начнем с азов. В Беларуси до сих пор работает солидарная система выплаты пенсий. Это значит, что пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из текущих зарплат работников. Чем больше работников и чем меньше пенсионеров, тем выше размер пенсий.

Солидарная система хорошо работает в молодых обществах с высокой рождаемостью. Сейчас к таким обществам относятся бедные страны Африки и Азии. Там практически каждое поколение оказывается больше предыдущего, что позволяет не тревожиться насчет выплат пенсионерам.

В Европе дела обстоят не так: здесь рождаемость давно ниже уровня естественного воспроизводства поколений (меньше 2,15 детей на женщину), а продолжительность жизни растет. Поэтому соотношение пенсионеров и работников постепенно меняется в пользу первых.

Европейцы выработали ответ — накопительную (страховую) пенсионную систему. В этой системе каждый человек копит на свою пенсию самостоятельно, а не надеется, что его пенсию выплатят за счет зарплат более молодых.

Так как Беларусь сохраняет солидарную систему, власти вынужденно идут на непопулярные меры — повышение пенсионного возраста. Этот процесс начался в 2017 году и завершится к . В результате пенсионный возраст для мужчин достигнет 63 года (было 60 лет), для женщин — 58 лет (было 55).

Также до 2025 года будет возрастать минимальный страховой стаж, который нужен для оформления пенсии по возрасту. Этот стаж достигнет отметки 20 лет.

Достаточно ли этих мер со стороны государства?

Абсолютное большинство пенсий в стране выплачивается из бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Исключение составляют силовики, которые не делают взносов в ФСЗН.

На выплату пенсий идут отчисления из фонда оплаты труда. Обычно это 34% от нанимателя и 1% от работника. За работника эти взносы в обоих случаях перечисляет работодатель, но по факту взносы существенно уменьшают возможную зарплату.

Упрощенный пример: фонд оплаты труда равен 1 000 BYN, в ФСЗН идет 35% от этой величины — 350 BYN. Значит начисленная зарплата составит 650 BYN. Потом из этой зарплаты вычитают подоходный налог (13%) и получается зарплата на руки в размере 565,5 BYN. Таким образом, из 1 000 BYN государство забирает 434,5 BYN.

В 2020 году взносы из оплаты труда наемных работников запланированы в объеме 14,977 млрд BYN. Это 87,1% всех доходов бюджета ФСЗН на текущий год.

Но одновременно плановые расходы ФСЗН в составляют 16,965 млрд BYN. Выходит, что разницу надо из покрывать. Этим источником уже несколько лет служит республиканский бюджет.

Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в предусмотрены рекордные отчисления из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН — 1,963 млрд BYN.

Между тем, кризиса и республиканский бюджет, и бюджет ФСЗН исполняются с большим скрипом. В мае доходы республиканского бюджета сократились на 40,1%.

Доходы бюджета ФСЗН в мае увеличились на 2,1%, а расходы — на 5,4%. Впервые за долгое время доходы ФСЗН снизились в реальном выражении (с учетом инфляции).

В случае с республиканским бюджетом падение объясняется недостачей экспортных пошлин и НДС на фоне кризиса в мировой и белорусской экономике. Бюджет ФСЗН страдает от сжатия фондов оплаты труда: предприятия переходят на неполную занятость, а то и вовсе увольняют работников — в итоге падают отчисления на пенсии.

Каков главный вывод из всего написанного?

Если власти будут держаться за солидарную пенсионную систему и не развивать накопительную, то с каждым годом пенсии будут все больше терять относительно зарплат. Чтобы удерживать баланс, в ближайшее время власти с высокой вероятностью объявят о новом повышении пенсионного возраста.

Некоторый задел для повышения имеется. Основные получатели пенсий в Беларуси — это женщины. Поэтому в «мягком» варианте им могут повысить пенсионный возраст до мужского (63 года). В «жестком» варианте возраст выхода на пенсию повысится для обоих полов (например, до 65 лет). Оправдание этому уже есть: в Евросоюзе пенсионный возраст давно выше (65–67 лет).

Конечно, белорусам не перестанут платить пенсии. Но пока в стране работает только солидарная система, размер этих пенсий будет деградировать. Жить на такие деньги можно лишь жестко ограничивая себя в любых тратах.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.


Какой минимальный стаж требуется для выхода на пенсию

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

К 2020 году необходимо отработать минимум 17, 5 лет. Учитывают тот фактор, что специалисты при начислении пенсии не берут во внимание:

  • службу в армии;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • учебу.

Выплачивают социальную пенсию при отсутствии минимального стажа по достижению следующего возраста:

  • мужчины – 65 лет;
  • женщины – 60 лет.

Работники получают возможность пенсионных выплат при потере рабочего места и наличии большого трудового стажа за 12 месяцев до достижения ими оговоренного возраста.

Повышают постепенно на 3 года минимальный срок рабочей деятельности и для льготной категории граждан.

Эксперты BBQcash рекомендуют обращение за консультацией к специалистам соцобеспечения. Специальные условия для многодетных матерей и инвалидов предполагают рассмотрение точной даты получения пенсии индивидуально.

Даты выхода на пенсию

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе :

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash : Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Интересное от BBQcash : 1 % ФСЗН отчисляют граждане Белоруси от своей зарплаты, 28 % – вклад работодателей.

Планируют определенные расходы фонда соцзащиты населения перенести в бюджет республики. Государство обеспечивает, например, выплаты пенсионерам, дожившим до 80 лет. Военные, госслужащие, депутаты также обеспечиваются из госбюджета. Указанные меры снижают дефицит ФСЗН, но слухи о больших пенсиях у данной категории граждан становятся дестабилизирующим фактором для республики.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

По словам главы правительства, изменения готовятся для сохранения стабильности пенсионного обеспечения.

МИНСК, 2 дек - Sputnik. Премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что в Беларуси предстоит переформатировать пенсионную систему.

Сегодня Головченко выступает в Овальном зале, где представит депутатскому корпусу программу правительства на ближайшие пять лет. В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров из почти 9,5 млн человек населения.


"Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей", - цитирует главу правительства БелТА.

Как планируют считать?

По словам премьера, в правительстве прорабатываются подходы по поддержанию средней пенсии по возрасту не ниже 40% от среднемесячной зарплаты по стране.

Головченко отметил, что предстоит работа с организациями, в которых уровень средней зарплаты складывается ниже среднеотраслевого значения.


Как уточнил глава белорусского правительства, речь идет о переходе на новые критерии установления минимальной зарплаты в размере не ниже 30% от прогнозного значения среднемесячной зарплаты по республике.

"Для работников бюджетной сферы в меру возможностей предусмотрено поэтапное повышение размера базовой ставки", - сказал Головченко.

А в реальном секторе экономики, подчеркнул он, будет сохранен принцип зарабатывания денег через повышение производительности труда.

Головченко также уточнил, что будет сделан акцент на стимулировании работников за высокоэффективный труд, совершенствовании системы мотивации управляющего персонала.


Пенсионная реформа-2017

Предыдущая пенсионная реформа в стране началась в 2017 году. Возраст выхода на заслуженный отдых для белорусов повышается поэтапно с шагом в полгода. Реформа должна завершиться в 2022 году, когда мужчины и женщины смогут выходить на пенсию в 63 и 58 лет соответственно.

В целом реформа затронула мужчин 1957–1959 годов рождения и женщин 1962–1964 годов рождения. Также ежегодно повышается и минимальный страховой стаж – сумма всех периодов, когда гражданином производились страховые взносы в ФСЗН. В 2020 году он составляет 17,5 года.

Зачем нужно переформатировать пенсионную систему

Количество пенсионеров, которых на сегодняшний день чуть более 2,5 миллиона человек, постоянно увеличивается, а количество занятых в экономике (около 4,3 миллиона) снижается. И это при том, что еще несколько лет назад в Беларуси были приняты меры по постепенному увеличению пенсионного возраста, а порядка 25% пенсионеров продолжают официально трудиться.


С учетом того, что в настоящее время на одного пенсионера уже приходится 1,7 работающих в ближайшие 15-20 лет государство может столкнуться с кризисом выплат по социальным обязательствам. При этом возрастная пирамида Беларуси имеет так называемый регрессивный тип, характерный для большинства европейских государств с достаточно высоким уровнем здравоохранения и образования. В этом случае увеличивается продолжительность жизни, показатели смертности и рождаемости относительно низкие, что в числе прочих факторов приводит к старению населения и повышению пенсионной нагрузки соответственно.

Эксперты отмечают необходимость развития накопительной пенсионной системы и страховых фондов, хотя в этом случае общество должно обладать высоким уровнем финансовой грамотности и индивидуальной ответственности.

Правительство Беларуси намерено остановить "утечку мозгов" из страны

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.


С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.


Какой минимальный стаж требуется для выхода на пенсию

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

К 2020 году необходимо отработать минимум 17, 5 лет. Учитывают тот фактор, что специалисты при начислении пенсии не берут во внимание:

  • службу в армии;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • учебу.

Выплачивают социальную пенсию при отсутствии минимального стажа по достижению следующего возраста:

  • мужчины – 65 лет;
  • женщины – 60 лет.

Работники получают возможность пенсионных выплат при потере рабочего места и наличии большого трудового стажа за 12 месяцев до достижения ими оговоренного возраста.

Повышают постепенно на 3 года минимальный срок рабочей деятельности и для льготной категории граждан.

Эксперты BBQcash рекомендуют обращение за консультацией к специалистам соцобеспечения. Специальные условия для многодетных матерей и инвалидов предполагают рассмотрение точной даты получения пенсии индивидуально.

Даты выхода на пенсию

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе :

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash : Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Интересное от BBQcash : 1 % ФСЗН отчисляют граждане Белоруси от своей зарплаты, 28 % – вклад работодателей.

Планируют определенные расходы фонда соцзащиты населения перенести в бюджет республики. Государство обеспечивает, например, выплаты пенсионерам, дожившим до 80 лет. Военные, госслужащие, депутаты также обеспечиваются из госбюджета. Указанные меры снижают дефицит ФСЗН, но слухи о больших пенсиях у данной категории граждан становятся дестабилизирующим фактором для республики.

По словам главы правительства, изменения готовятся для сохранения стабильности пенсионного обеспечения.

МИНСК, 2 дек - Sputnik. Премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что в Беларуси предстоит переформатировать пенсионную систему.

Сегодня Головченко выступает в Овальном зале, где представит депутатскому корпусу программу правительства на ближайшие пять лет. В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров из почти 9,5 млн человек населения.


"Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей", - цитирует главу правительства БелТА.

Как планируют считать?

По словам премьера, в правительстве прорабатываются подходы по поддержанию средней пенсии по возрасту не ниже 40% от среднемесячной зарплаты по стране.

Головченко отметил, что предстоит работа с организациями, в которых уровень средней зарплаты складывается ниже среднеотраслевого значения.


Как уточнил глава белорусского правительства, речь идет о переходе на новые критерии установления минимальной зарплаты в размере не ниже 30% от прогнозного значения среднемесячной зарплаты по республике.

"Для работников бюджетной сферы в меру возможностей предусмотрено поэтапное повышение размера базовой ставки", - сказал Головченко.

А в реальном секторе экономики, подчеркнул он, будет сохранен принцип зарабатывания денег через повышение производительности труда.

Головченко также уточнил, что будет сделан акцент на стимулировании работников за высокоэффективный труд, совершенствовании системы мотивации управляющего персонала.


Пенсионная реформа-2017

Предыдущая пенсионная реформа в стране началась в 2017 году. Возраст выхода на заслуженный отдых для белорусов повышается поэтапно с шагом в полгода. Реформа должна завершиться в 2022 году, когда мужчины и женщины смогут выходить на пенсию в 63 и 58 лет соответственно.

В целом реформа затронула мужчин 1957–1959 годов рождения и женщин 1962–1964 годов рождения. Также ежегодно повышается и минимальный страховой стаж – сумма всех периодов, когда гражданином производились страховые взносы в ФСЗН. В 2020 году он составляет 17,5 года.

Зачем нужно переформатировать пенсионную систему

Количество пенсионеров, которых на сегодняшний день чуть более 2,5 миллиона человек, постоянно увеличивается, а количество занятых в экономике (около 4,3 миллиона) снижается. И это при том, что еще несколько лет назад в Беларуси были приняты меры по постепенному увеличению пенсионного возраста, а порядка 25% пенсионеров продолжают официально трудиться.


С учетом того, что в настоящее время на одного пенсионера уже приходится 1,7 работающих в ближайшие 15-20 лет государство может столкнуться с кризисом выплат по социальным обязательствам. При этом возрастная пирамида Беларуси имеет так называемый регрессивный тип, характерный для большинства европейских государств с достаточно высоким уровнем здравоохранения и образования. В этом случае увеличивается продолжительность жизни, показатели смертности и рождаемости относительно низкие, что в числе прочих факторов приводит к старению населения и повышению пенсионной нагрузки соответственно.

Эксперты отмечают необходимость развития накопительной пенсионной системы и страховых фондов, хотя в этом случае общество должно обладать высоким уровнем финансовой грамотности и индивидуальной ответственности.

Правительство Беларуси намерено остановить "утечку мозгов" из страны

В 2023 году может начаться новый этап повышения пенсионного возраста.

Начиная с прошлого года, пенсионный возраст в Беларуси ежегодно повышается. Этот процесс должен завершиться в 2022 году, когда женщины начнут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. При этом после 2022 года пенсионный возраст женщин и мужчин могут уравнять. Государство уже рассматривает такой сценарий.


Гендерное равенство для пенсионеров

В Фонде социальной защиты населения, за счет средств которого население получает пенсии и пособия, уже на протяжении пяти лет (начиная с 2013-го) наблюдается дефицит. В последние годы этот дефицит покрывается благодаря субвенциям республиканского бюджета.

Такое положение дел беспокоит белорусские власти. Поэтому неудивительно, что на фоне подготовки бюджета на 2019 год власти решили обсудить, что делать с хроническим дефицитом Фонда социальной защиты населения.

По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. Среди них были руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов.

В частности, предлагается сделать так, чтобы расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, финансировались из республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Еще одно предложение, которое озвучили власти на заседании экспертной группы, — пересмотреть подходы к оплате больничных, что также позволит снизить расходы ФСЗН. В частности, предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарных дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

В среднесрочной перспективе государство планирует принять и иные меры, которые позволят не допустить увеличения нагрузки на ФСЗН в связи со старением населения. В частности, на официальном уровне рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, в 2016 году в Беларуси уже было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017-го ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017-2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023-2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Неизбежная перспектива

Белорусские экономисты полагают, что избежать повышения пенсионного возраста для женщин до уровня мужчин вряд ли удастся.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии для БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

Повышение пенсионного возраста женщин в долгосрочной перспективе — вполне логичный процесс, считает экономист.

«Учитывая, что женщины в среднем живут на 10 лет дольше мужчин, такие изменения можно понять. При этом огорчает другой факт. Шаги государства, касающиеся пенсионной системы, пока ограничиваются лишь мерами по повышению пенсионного возраста, хотя давно уже стоило задуматься о стимулировании развития накопительной пенсионной системы», — считает Борнукова.

Кстати, на заседании группы экспертов вопрос о том, что пенсионные выплаты должны быть увязаны с размером пенсионных взносов, поднимался и обсуждался.

«Очевидно, чтобы накопительная пенсионная система развивалась, необходимо обеспечить не только макроэкономическую стабильность, но и возможность населения хеджировать валютные риски. Население станет хранить сбережения не в своем шкафу, а делать добровольные пенсионные взносы только в том случае, если будет уверено, что такие накопления не обесценятся», — подчеркивает Мария Акулова.

К слову, майский опрос Нацбанка показал, что население ожидает постепенное снижение инфляционных процессов, но по-прежнему предпочитает хранить сбережения в иностранной валюте. Так поступают 76,2% опрошенных, в пользу сбережений в нацвалюте высказались только 23,8% респондентов.

В общем, делать долгосрочные рублевые накопления белорусы сейчас вряд ли готовы. А вот готовиться к продолжительной профессиональной карьере стоит. Сигналы, которые поступают от государства, свидетельствуют, что, вероятно, пенсию многие люди увидят нескоро, поэтому рассчитывать в преклонном возрасте стоит в первую очередь на себя.

Читайте также: